Как подготовиться к плановой проверке трудовой инспекции. Поэтапная инструкция

Роструд автоматизирует контрольно-надзорную деятельность в сфере труда. Для этого он создал две взаимосвязанные информационные системы: «Онлайнинспекция.рф» и «Автоматизированная система управления контрольно-надзорной деятельностью». Первая – для сотрудников и работодателей, вторая – для автоматизации работы инспекторов труда. С сервисом «Электронный инспектор» работодатели знакомы с 2014 года, и за это время прошло 244 000 самопроверок. Сегодня мы поговорим о второй системе, которая позволит контролировать действия инспектора труда, и о том, как обе системы повлияют на проверки в дальнейшем.

Роструд разработал автоматизированную систему управления контрольно-надзорной деятельностью (АСУ КНД). Что представляет собой эта автоматизированная система? Речь идет о некой нормативной правовой базе с личным кабинетом, с помощью которой работодатели и проверяющие смогут бесконтактно взаимодействовать?

– Это новая информационная система, которая независимо от инспектора труда сможет осуществлять процессы контрольно-надзорной деятельности, отслеживать сроки их реализации, блокировать возможность неправомерных действий инспектора и способствовать защите трудовых прав граждан. Мы рассчитываем на то, что она позволит сократить нагрузку на работодателей с низким уровнем возникновения нарушений, повысит эффективность и прозрачность работы наших территориальных органов и снизит коррупционные риски. В ходе проверки ни инспектор, ни работодатель не смогут проигнорировать нормативные требования.

Получается, что инспектор труда должен заносить данные о проверке в автоматизированную систему. Расскажите, а каким образом она сможет предотвратить неправомерные действия инспектора труда?

– В качестве примера можно привести вынесение наказаний и величину штрафов. Мы вывели среднестатистические данные на основе правоприменительной практики инспекторов, которые потом занесем в автоматизированную систему. Если инспектор труда отклонится от установленных параметров, система оповестит об этом руководство, которое в свою очередь будет оценивать правомерность его действий. Таким образом, все действия инспектора будут контролировать автоматически. Это не позволит ему по собственному усмотрению либо по незнанию не выполнить необходимые процедуры и нарушить их сроки.

Когда планируют внедрить автоматизированную систему в работу ГИТ?

– Первые пять инспекций мы подключили к системе в сентябре. С 1 ноября 2017 года в ней будут работать все территориальные органы Роструда.

С 2018 года инспекторы при проверках будут применять проверочные листы. Каким требованиям при составлении контрольных вопросов уделили особое внимание?

– Проверочные листы включают в себя те вопросы, которые непосредственно влияют на права работников, например, трудовой договор, оплата труда, режим труда и отдыха, охрана труда и др. Особое внимание при разработке чек-листов уделили требованиям, несоблюдение которых может привести к несчастным случаям, в том числе смертельным или тяжелым. В настоящее время мы разработали и разместили на сайте Роструда 107 проверочных листов. Всего их будет 154. С 1 января 2018 года ГИТ начнет применять чек-листы при плановых проверках организаций с умеренной категорией риска, а с 1 июля 2018 года – при всех плановых проверках. При внеплановых проверках чек-листы применять не будут.

Правильно ли я понимаю, что если инспектор будет заносить результаты проверки по чек-листам в АСУ КНД, то их планируют включить в эту систему?

– Да, мы планируем это сделать уже в январе 2018 года. Благодаря этому будет автоматически формироваться акт проведения проверки и документы для устранения нарушений и привлечения виновных лиц к ответственности.

Поскольку система автоматически контролирует проверку, можно ли говорить о том, что в скором времени работодателей будут проверять дистанционно?

– Мы работаем над этой идеей. Уже в 2018 году планируем объединить систему «Онлайнинспекция.рф » и АСУ КНД, создать личные кабинеты работодателей. Это позволит Роструду организовать полный автоматизированный цикл проверки, в том числе дистанционной.

В настоящее время Роструд совместно со Сбербанком реализует пилотный проект по переходу на электронный кадровый документооборот. Он поможет внедрить технологию дистанционных проверок, что позволит снизить трудозатраты инспектора и проверяющих лиц.

Если объединят две системы, смогут ли в дальнейшем учитывать результаты самопроверок, которые работодатели проходят на сервисе «Электронный инспектор», например, понижать категорию риска компании, применять поощрения в виде сокращения частоты проверок?

– Сейчас закон не предусматривает возможность использования результатов самопроверок. Однако Минтруд России подготовил законопроект о введении в Трудовой кодекс процедуры внутреннего контроля работодателями соблюдения трудового законодательства. После того как организация ответит на вопросы проверочных листов на сервисе «Электронный инспектор», она сможет отправить результаты самооценки в АСУ КНД. Роструд будет их использовать при определении категории риска или ее перерасчете.

Когда внесут изменения в Трудовой кодекс, Минтруд России совместно с Рострудом подготовит соответствующие изменения в положение о надзоре в сфере труда, которые позволят по результатам самоконтроля определить категорию риска работодателя. Предполагаем, что проведение внутреннего контроля будет способствовать снижению риска на одну ступень.

1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 , который внес изменения в КоАП: развел нарушения трудового законодательства на разные составы административных правонарушений, усилил ответственность, увеличил штрафные санкции.

Наиболее часто в актах по результатам проверки инспекторы отмечают следующие общие нарушения трудового законодательства:

  • локальные нормативные акты работодатель утверждает без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации;
  • в трудовой договор не внесена запись о получении работником своего экземпляра на руки (ст. ТК РФ);
  • на книге учета движения трудовых книжек или книге учета бланков трудовой книжки нет пломбы или сургучной печати — это устаревшее, но пока не отмененное требование (Постановление Правительства Российской Федерации );
  • в нарушение требований ст. ТК РФ расчеты с сотрудниками проведены не в день их увольнения;
  • в нарушение ст. ТК РФ денежная компенсация за задержку расчета при увольнении работников не начисляется и не производится;
  • в личной карточке работника не ведется учет отпусков (Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 );
  • личные карточки работников не содержат подписей об ознакомлении с записями о приеме на работу, переводах и увольнениях (п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации ).

Штрафные санкции

Нарушения, связанные с заключением трудового договора

В 2015 году в ст. 5.27 КоАП нарушения такого вида были выделены в отдельный пункт. И до сих пор они находятся под пристальным вниманием ГИТ. За какие правонарушения инспекторы чаще всего наказывают работодателей? Тут стоит перечислить следующее:

  1. Работодатель заключает с работником вместо трудового договора гражданско-правовой (вопреки ч. 2 ст. ТК РФ).
  2. В трудовой договор не внесены обязательные условия, предусмотренные ст. ТК РФ и другими нормативными правовыми актами. Тут нужно быть внимательными, потому что инспектор может придраться даже к абсурдным или устаревшим требованиям законов. Например, в трудовом договоре должно быть условие об обеспечении смывающими и обезвреживающими средствами — такое требование есть в п. 9 Стандарта безопасности (Приказ Минздравсоцразвития ).
  3. Вместо указания размера должностного оклада договор содержит отсылку к штатному расписанию. Ст. ТК РФ говорит, что в трудовом договоре работодатель в обязательном порядке указывает размер тарифной ставки или должностного оклада работника, а также иные составляющие заработной платы.
  4. Работодатель заключает срочный трудовой договор при отсутствии основания, предусмотренного ст. ТК РФ, или не вносит в договор указания на причину заключения срочного договора. Например, в срочном договоре с работником, который уже на пенсии по возрасту, стоит указать, что договор заключен именно как с пенсионером по возрасту (ч. 2 ст. ТК РФ). В противном случае увольнение такого сотрудника на основании истечения срока трудового договора может создать для работодателя определенные риски.

Штрафные санкции

Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения (ч. 4 ст. КоАП РФ) Для должностных лиц
Для ИП
Для юридических лиц
Повторное совершение указанных правонарушений (лицо ранее подвергалось наказанию за аналогичные правонарушения) (ч. 5 ст. КоАП РФ) Для граждан Штраф 5 000 руб.
Для должностных лиц Дисквалификация от одного до трех лет
Для ИП Штраф от 30 000 до 40 000 руб.
Для юридических лиц Штраф от 100 000 до 200 000 руб.

КоАП квалифицирует как отдельный состав правонарушения фактическое допущение к работе неуполномоченным лицом (ч. 3 ст. КоАП РФ) и предусматривает штрафы: для граждан — от 3 000 до 5 000 руб., для должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.

Нарушение правил оплаты труда

Это самый популярный вид нарушений, выявляемых при проведении проверок ГИТ. Чаще всего работодатели попадаются на невыплате заработной платы и иных начислений, неполной выплате, нарушении сроков расчетов, а также на том, что назначают зарплату меньше, чем это предусмотрено законодательством. В 2016 году в очередной раз ужесточили ответственность за нарушения в этой сфере (Федеральный закон ): для организаций штрафы могут составить до 50 000 рублей. Повторные нарушения караются гораздо строже — вплоть до дисквалификации, то есть лишения руководителя предприятия права занимать должность на срок от года до трех.

Штрафные санкции

  1. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работнику
  2. Установление заработной платы в размере менее предусмотренного трудовым законодательством (ч. 6 ст. КоАП РФ)
Для должностных лиц Штраф от 10 000 до 20 000 руб.
Для ИП Штраф от 1 000 до 5 000 руб.
Для юридических лиц Штраф от 30 000 до 50 000 руб.
Повторное нарушение законодательства об оплате труда, то есть лицо ранее подвергалось наказанию за аналогичное правонарушение (ч. 7 ст. КоАП РФ) Для должностных лиц Штраф от 20 000 до 30 000 руб. либо дисквалификация от года до трех лет.
Для ИП Штраф от 10 000 до 30 000 руб.
Для юридических лиц Штраф от 50 000 до 100 000 руб.

Как правило, к ответственности за нарушения в сфере оплаты труда привлекают руководителя организации или сотрудника, временно замещающего его, но привлечь к ответственности можно и главного бухгалтера, если будет установлена его вина в несвоевременной выплате отпускных или задержке заработной платы.

Нарушения в сфере охраны труда

Соблюдение требований охраны труда — обязанность руководства компании. За халатное отношение к требованиям по организации безопасных условий работодатель может быть привлечен к административной и даже уголовной ответственности. Тот же Федеральный закон от 28.12.2013 (вступил в силу 01.01.2015) выделил все нарушения в сфере охраны труда в особую статью — ст. 5.27.1 КоАП.

В ней отдельным пунктом (п. 2ст. КоАП) стоят нарушения порядка проведения спецоценки условий труда. В ходе проверки ГИТ особое внимание обращает на то, был ли включен в комиссию по проведению СОУТ представитель профсоюзной организации, назначены ли компенсации за вредные и опасные условия труда. Кроме того, работодатель обязан в 30-дневный срок ознакомить сотрудников с результатами оценки под подпись и разместить результаты спецоценки на сайте организации.

Много вопросов возникает у инспекторов и по допуску сотрудников к работе (п. 3 ст. КоАП). В числе наиболее распространенных ошибок можно назвать:

  • отсутствие или ненадлежащее ведение журналов инструктажей, отсутствие программы проведения инструктажей;
  • непроведение обучения и проверки знаний по охране труда или обучение в неаккредитованных организациях (Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.2013 № 1/29);
  • отсутствие комиссии для проверки знаний по охране труда;
  • отсутствие перечня контингента и поименного списка лиц, подлежащих обязательному медицинскому осмотру (нарушение Приказа Минздравсоцразвития России );
  • непроведение обязательных предварительных/периодических/предрейсовых медицинских осмотров (ст. ТК РФ);
  • непроведение обязательных психиатрических освидетельствований в специализированных клиниках, имеющих аккредитацию (ст. ТК РФ, Постановление Правительства РФ «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в ред. от 23.09.2002).

Штрафные санкции

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда (если иное не предусмотрено ч. 2-4 ст. 5.27.1 КоАП РФ) (п. 1 ст. КоАП РФ) Для должностных лиц Предупреждение или штраф от 2 000 до 5 000 руб.
Для ИП Штраф от 2 000 до 5 000 руб.
Для юридических лиц Штраф от 50 000 до 80 000 руб.
  1. Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах.
  2. Непроведение СОУТ (п. 2 ст. КоАП РФ)
Для должностных лиц Предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 руб.
Для ИП Штраф от 5 000 до 10 000 руб.
Для юридических лиц Штраф от 60 000 до 80 000 руб.
  1. Допуск к работе без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда.
  2. Допуск к работе без обязательных предварительных и периодических медосмотров, медосмотров в начале рабочего дня, психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний (п. 3 ст. КоАП РФ).
Для должностных лиц
Для ИП Штраф от 15 000 до 25 000 руб.
Для юридических лиц Штраф от 110 000 до 130 000 руб.
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (п. 4 ст. КоАП РФ) Для должностных лиц
Для ИП Штраф от 20 000 до 30 000 руб.
Для юридических лиц Штраф от 20 000 до 30 000 руб.
Повторное совершение указанных правонарушений, то есть лицо ранее подвергалось наказанию за аналогичные правонарушения (ч. 5 ст. КоАП РФ) Для должностных лиц Штраф от 130 000 до 150 000 руб. или дисквалификация от одного года до трех лет
Для ИП Штраф от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Для юридических лиц Штраф от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Для субъектов малого предпринимательства установлено специальное правило (ст. , КоАП РФ): штраф за нарушения трудового законодательства может быть заменен предупреждением, если:

  • нарушение совершено впервые;
  • нет имущественного ущерба;
  • отсутствует вред или угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, животным и растительности, окружающей среде, памятникам истории и культуры, безопасности государства;
  • нет угрозы возникновения природных или техногенных чрезвычайных ситуаций.

По окончании проверки представители госинспекции составляют несколько документов в зависимости от результатов: акт проверки, предписание об устранении нарушений, протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания. Документы выдаются под подпись руководителю или уполномоченному лицу.

Подробно о них мы рассказывали в статье «Проверки ГИТ: о чем должен помнить работодатель », здесь лишь уточним, что акт проверки и протокол обжалованию не подлежат. В случае несогласия можно в течение 15 дней подготовить возражения.

Предписание можно обжаловать в административном порядке вышестоящему должностному лицу ГИТ (ст. ТК РФ) или в суде — по месту нахождения ГИТ в течение 10 дней с момента получения предписания. С этого же момента у организации есть месяц, чтобы устранить выявленные нарушения и дать госинспекции по труду обратную связь о ходе работ.

Постановление обжалуется только в судебном порядке по месту нахождения работодателя в течение 10 суток со дня, когда постановление вручено или получено (ч. 1 ст. КоАП РФ). Срок привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Список документов, который присылает ГИТ перед проверкой, очень велик, в нем насчитывается более 70 пунктов. Их можно разделить на блоки по темам:

1. Уставные документы

2. Документы по оплате труда

3. По кадровому учету:

  • трудовые договоры и доп. соглашения;
  • и изменения к нему;
  • приказы - прием, увольнения, переводы, отпуск;
  • трудовые книжки и ;
  • локальные нормативные акты (ЛНА).

4. По охране труда (ОТ):

  • регламентирующие документы - приказы, ЛНА, должностные инструкции;
  • документы по медосмотрам, обучению;
  • и др.

5. Документы на иностранных работников.

Список может быть расширен в ходе проверки, если потребуются дополнительные сведения.

Этап 2. Наиболее важные направления

Объем проверяемых направлений работы может заставить поволноваться даже опытных специалистов. На что в перечисленном перечне обратят внимание в первую очередь? Самыми проверяемыми моментами являются:

  1. Задолженность по зарплате - наличие или отсутствие.
  2. Своевременность выплат заработной платы и отпускных, а также пособий.
  3. Наличие и содержание трудовых договоров.
  4. Наличие графика отпусков и его исполнение.
  5. Правильность оформления увольнений и расчета.
  6. Трудовые книжки - наличие и правильность оформления.
  7. и ЛНА, связанные с оплатой труда.
  8. Документы по (в случае ее проведения).
  9. Все, что связано с охраной труда. Перечень зависит от наличия/отсутствия , производственных травм и т.д.

Этап 3. Трудовые договоры

Для начала нужно убедиться, что у всех работников они есть. Затем проверить содержание договоров, а именно - наличие в них всех основных условий. Для этого обращаемся к ст. 57 ТК РФ . К основным условиям относятся:

  1. Место работы.
  2. Трудовая функция.
  3. Размер оплаты и даты выплат.
  4. Дата начала работы.
  5. Характер работы.
  6. Условия труда на рабочем месте.
  7. Компенсации и льготы при их наличии.

Если какого-то из этих пунктов нет, нужно составить дополнительные соглашения и внести недостающую информацию.

Еще один шаг на этом этапе - проверка дополнительных соглашений. Определите, какие изменения произошли за время работы сотрудников и имеются ли в наличии все доп. соглашения. Особенно важны перемены оплаты труда, должности, условий труда.

Этап 4. Штатное расписание и ЛНА

Штатное расписание должно быть в любой организации. Обычно запрашивают актуальную редакцию документа и последние изменения к нему. Проверьте, нет ли в вашем штатном «вилок» окладов и совпадает ли зарплата на одних и тех же позициях. Другими словами, по должности «менеджер» в одном и том же отделе не может быть разных окладов, так же, как и не может быть цифры «20 000 - 25 000». Также важно соответствие размеров выплат региональному минимуму зарплаты на текущий год.

Обязательные ЛНА - Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР) и Положение об оплате труда (премировании). ПВТР должны содержать разделы:

  1. Порядок приема, перевода и увольнения.
  2. Права и обязанности работника и работодателя.
  3. График работы, рабочее время и время отдыха.
  4. Оплата труда и поощрения.
  5. Ответственность сторон.

Положение о премировании должно быть, если премии в организации есть. Если присутствует другая система оплаты, «Положение об оплате труда» или иной ЛНА должен ответить на все вопросы проверяющих об основании выплат работникам.

Остальные ЛНА представляют интерес для ГИТ, если имеют отношение к льготам, компенсациям и другим денежным поступлениям. «Положение о командировках», например, может быть запрошено на проверку, если в вашей организации увеличены суточные выплаты. А вот «Регламент внешнего вида специалиста», «Положение о документообороте» и т.д. вряд ли удостоятся внимания проверяющих.

Этап 5. График отпусков

Графики отпусков имеют небольшой срок хранения - 1 год, так что направить усилия следует на текущий и прошедший годы. Знакомить работников с графиком законом не предусмотрено, но зато предусмотрено, что работник длжен быть уведомлен о предстоящем отпуске за две недели. Сроки уведомлений инспекция проверять очень любит. Если в вашей организации принято разделять отпуск на части, это должно быть прописано в ПВТР или в Положении об отпусках. О том, что соглашение с работником о разделении отпуска достигнуто, могут свидетельствовать заявления с просьбой внести в график несколько частей отпуска.

Проверьте совпадение графика с фактическими отпусками, если знаете, что он иногда не соблюдается. В каждом случае перенесения отпуска нужно оформить заявление работника о переносе и приказ. Если в месяце несколько перенесений, приказ может быть один на все изменения.

В график нужно вписать даты фактически предоставленных отпусков и основания их переноса - заявление, приказ.

И, конечно, утвержден сам график должен быть не позднее, чем за 15 дней до начала года, на который он составлен.

Этап 6. Личные карточки и приказы

Личные карточки Т-2 должны содержать максимум запрашиваемой информации. Проверьте наличие записей о переводах, изменениях оклада и предоставляемых отпусках. Данные можно ввести как вручную, так и в печатном виде. Обязательно возьмите подписи работника в графе "Прием и переводы" напротив каждого вписанного приказа.

Приказы о приемах и увольнениях имеют срок хранения 75 лет, так что имеет смысл вести их аккуратно, независимо от проверок. Каждый приказ должен иметь под собой основания - заявление, трудовой договор, соглашение сторон и т.д. Обязательным является своевременное ознакомление с приказом работника. Недопустимо составлять документ "задним числом". Дата приема на работу должна совпадать с датой приказа или быть более поздней.

Приказы на отпуск нужно проверить на наличие и соответствие графику отпусков. Также важно взять подписи сотрудников в приказах перед отпуском, лучше за 2 недели, если у вас нет практики письменного извещения о предстоящем отпуске.

Этап 7. Охрана труда

Это направление является одним из самых проверяемых, подойти к нему нужно максимально серьезно. Независимо от специфики предприятия, в организации должны быть:

  1. Специалист по охране труда (ОТ), если в компании более 50 чел., либо лицо, на которое возложены соответствующие обязанности, если численность меньше 50 чел.
  2. Документы, подтверждающие .
  3. Инструкции по охране труда.
  4. Документы по (СОУТ)

В организациях, где имеются вредные условия труда, список значительно расширяется, его дополняют также первичный и периодический инструктаж и журналы по нему, дополнительные инструкции, документы по медосмотрам.

Если СОУТ еще не проведена, но уже есть приказ о ее проведении, а также , проверяющие не будут наказывать за отсутствие спец. оценки. В обратном случае вам может грозить штраф.

В целом по охране труда стоит проверить наличие всех подписей в журналах, соответствие дат приема и инструктажа, а при обнаружении пробелов - восстановить по максимуму.

Этап 8. «Особые» сотрудники

Пристальное внимание ГИТ уделяет следующим категориям работников:

По этим работникам проверяются все составленные на них бумаги: договоры, приказы, положения о гарантиях и компенсациях. Важно проверить содержание договора по каждому такому сотруднику: есть ли там информация о сокращенном дне для инвалидов или об основаниях срочного договора у иностранца. Если день сокращен, это отражается в табеле, нужно проверить и его.

В заключение хочется напомнить, что на подготовку документов при плановой проверке дается 10 дней, так что даже за этот срок можно многое успеть. И еще - не спешите подписывать акт проверки, внимательно читайте все замечания, порой работодателям удается доказать свою правоту еще до предписаний и штрафов. В случае несогласия с результатами не спешите оплачивать штраф, вы имеете право в суде, и только после его решения будет ясно, осталось ли постановление трудовой инспекции в силе.

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ

ГИТ уже сформировала план проверок на 2019 год. Среди проверяемых компаний вы можете увидеть и свою организацию. Что нужно знать кадровику о плановых проверках ГИТ? Скачайте план для своего округа.

В статье:

Скачайте документы по теме:

Как определить периодичность плановых проверок для своей компании

Введение риск-ориентированного подхода позволяет работодателям самостоятельно просчитать, как часто их будут проверять в плановом порядке. В этом нам поможет «Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, с изменениями 2017 года).

Положение определяет критерии, по которым всем работодателям присваивается категория риска нарушения трудовых прав. Критериев три:

  1. Устойчивость добросовестного поведения работодателя . Если ГИТ не имеет сведений о нарушениях в вашей компании, то этот показатель равен нулю. Он увеличивается, если в организации задерживали зарплату, были случаи травматизма в предыдущем году или постановление об административном наказании (штрафы или предупреждения) в трех предыдущих годах.
  2. Потенциальный вред . На этот показатель работодатель повлиять не может. Он зависит от численности пострадавших работников в отрасли в целом и рассчитывается Рострудом статистически. Раз в три года этот показатель пересматривается.
  3. Масштаб распространения негативных последствий . Этот показатель зависит от размера компании. Чем больше численность работников, тем выше указанный коэффициент.

Частота плановых проверок напрямую зависит от присвоенной категории:

Периодичность плановых проверок гит на 2019

Высокий риск

1 раз в 2 года

Главный инспектор ГИТ РФ

Значительный риск

1 раз в 3 года

Главный инспектор ГИТ в субъекте РФ

Средний риск

1 раз в 5 лет

Умеренный риск

1 раз в 6 лет

Низкий риск

Проверки не проводятся

Если не уверены в своих знаниях, пройдите курс в Высшей Школе Кадровика:

Скачать план проверок ГИТ на 2019 в своем регионе

На сайтах территориальных ГИТ публикуются в открытом доступе планы проверок юридических лиц и ИП. Чтобы не искать на сайте свой регион, воспользуйтесь сводной таблицей от редакции.

Если вашу организацию неправомерно включили в план проверок, работодатель имеет право написать заявление об исключении из реестра проверок.

Одного заявления недостаточно. Если работодатель считает, что его необоснованно включили в ежегодный план проверок гит на 2019 год, ему нужно собрать целый пакет документов. Эксперт «Системы Кадры» расскажет, какие бумаги необходимы и что делать после подачи документов

Если вы не согласны с присвоенной категорией риска, можно подать заявление об изменении категории. Более того, если в текущем году вашу компанию не наказывали за нарушения ТК РФ, то можно ходатайствовать о понижении группы риска на одну категорию.

Характеристики плановой проверки

Первая плановая проверка может случиться не раньше чем через три года после регистрации юридического лица или ИП (либо через три года после уведомления о начале новой деятельности).

Плановая проверка гит в 2019 может быть выездная, когда инспектор приезжает в офис компании, или документарная, когда вы привозите в ГИТ необходимые документы. Второй вариант более щадящий.

Характеристика плановой проверки

Документарная проверка

Выездная проверка

Место проведения

По местонахождению ГИТ

По месту нахождения организации или месту фактического осуществления деятельности

Срок проведения

Общее правило: Не более 20 рабочих дней

Срок проверки по каждому филиалу, представительству или обособленному подразделению организации устанавливается отдельно, но не более 60 рабочих дней

Для малого предприятия - не более 50 часов в год

Для микропредприятия - не более 15 часов в год

Документы - основания проверки, которые предъявляет инспектор

Запрос о предоставлении документов для проверки

Служебное удостоверение инспектора

Заверенная копия распоряжения о проведении проверки

Порядок проведения мероприятия по контролю (по просьбе проверяемого лица)

В «Системе Кадры» вы найдете список проверочных листов, и описание всех важных моментов – от периодичности до обязательных документов. Загляните в материал , чтобы подготовиться к проверкам в 2019 году.

Как узнаеть о начале проверки?

В плане проверки ГИТ на 2019 год не указываются конкретные даты проверки. Определен только месяц, на который проверка запланирована. Как же узнать точную дату?

О точном дне проведения проверки ГИТ должна известить работодателя за три дня до начала проверочных мероприятий путем направления в адрес организации распоряжения о проведении плановой проверки.

Обычно копия распоряжения высылается по почте письмом с уведомлением о вручении. И тут хитрость «не получу письмо - избегу проверки» не проходит. Потому что «…лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на почтовое извещение, в судебной практике признаются извещенными надлежащим образом».

Надлежащим извещением считается и направление электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, если адрес электронной почты проверяемого лица содержится в ЕГРЮЛ (ЕГРИП).

Пункт 12 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ допускает иные доступные способы уведомления. В качестве таких способов может рассматриваться вручение копии распоряжения непосредственно представителю организации с получением расписки, а также направление письма по каналу факсимильной связи.

Бывает, что проверка гит в 2019 проводится позже, чем указано в плане. Если это происходит в том же году, а уведомление пришло вовремя, то такая проверка законна.

К сожалению, ответ неверный. Ищите подсказки в готовом решении Как трудовая инспекция проводит плановую проверку.

С 1 января 2018 года при проведении плановых проверок отдельных категорий работодателей контролеры начнут применять чек-листы (списки контрольных вопросов), а с 1 июля 2018 года такие листы будут применяться относительно всех работодателей. Напомним, что с недавнего времени при плановых проверках работодателей применяется риск-ориентированный подход, при котором форма, продолжительность и периодичность проведения контрольных мероприятий определяются категорией риска, к которой отнесен работодатель.

Каким образом устанавливаются категории риска и классы опасности в отношении организаций и ИП? Какие требования предъявляются к содержанию проверочных листов? Какие сервисы рекомендованы работодателям Рострудом для самоконтроля? Ответы на эти и другие вопросы - в представленной статье.

Отнесение работодателя к определенной категории риска

Обратимся к ст. 8.1 «Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)» Федерального закона № 294‑ФЗ (введена Федеральным законом от 13.07.2015 № 246‑ФЗ).

Согласно п. 2 этой статьи риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, ИП или используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

К сведению

Риск-ориентированный подход был распространен на мероприятия по профилактике нарушения обязательных требований Федеральным законом от 03.07.2016 № 277‑ФЗ .

Риск-ориентированный подход применяется контролирующими органами при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством РФ в целях:

оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении контрольных мероприятий;

снижения издержек юридических лиц и ИП;

повышения результативности деятельности органов контроля (надзора).

Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 №  806 (далее - Перечень ). Этим же постановлением утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности (далее - Правила ). Постановлением Правительства РФ от 16.02.2017 №  197 (далее - Постановление №  197 ) Перечень был дополнен п. 4 , распространившим действие риск-ориентированного подхода на федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Дата начала действия поправок - 01.03.2017.

Порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, регулируется Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства (далее - Положение о надзоре ).

В данный документ также были внесены поправки Постановлением №  197 . В частности, были уточнены:

  • правила осуществления надзора с применением риск-ориентированного подхода;
  • критерии отнесения деятельности юридических лиц и ИП к определенной категории риска;
  • перечень значений показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из‑за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности (ПВ). При этом охраняемыми законом ценностями в сфере труда являются жизнь и здоровье работников, трудовые права работников, связанные с невыплатой в установленный срок заработной платы, других сумм в рамках трудовых отношений.

Критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риска (далее - Критерии ) приведены в приложении к Положению о надзоре .

Оценивать значимость критериев будут чиновники на основании установленных объективных показателей.

Вначале оценивается принадлежность работодателя к определенной отрасли. При этом учитывается количество погибших или пострадавших от несчастных случаев на 1 000 человек, работающих в данной отрасли.

В результате рассчитывается значение показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из‑за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности. Этот показатель должен пересматриваться не реже одного раза в три года.

На данный момент значения такого показателя по отраслям установлены в перечне, приведенном в приложении к Критериям .

Наименование основного вида деятельности в соответствии с ОКВЭД 2

Показатель потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из‑за возможного несоблюдения обязательных требований (ПВ)

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (А)

Добыча полезных ископаемых (B)

Обрабатывающие производства (C)

Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (D)

Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (E)

Строительство (F)

Транспортировка и хранение (H)

Деятельность в области информации и связи (J)

Образование (P)

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (Q)

Прочие виды экономической деятельности

Коэффициент ПВ корректируется на показатель масштаба распространения потенциальных негативных последствий в случае причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (М), который зависит от среднесписочной численности работников, занятых у юридического лица или индивидуального предпринимателя, и составляет:

0,5 - при среднесписочной численности работников менее 200 человек;

0,7 - при среднесписочной численности работников от 200 до 499 человек;

1 - при среднесписочной численности работников от 500 до 999 человек;

1,5 - при среднесписочной численности работников свыше 1 000 человек.

После того, как определены показатели ПВ и М, можно определить показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами или ИП обязательных требований (Т):

Т

=

ПВ

х

М

Кроме показателя Т, нужно определить Ку - коэффициент устойчивости добросовестного поведения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанный с исполнением обязательных требований.

Он представляет собой сумму трех показателей:

  • показателя Кт, который зависит от наличия случаев травматизма, связанных с производством, произошедших за три года, предшествующих текущему. За каждый такой тяжелый несчастный случай начисляется 0,4 балла, а за легкий - 0,1 балла. Но если несчастный случай, признанный связанным с производством, оказался смертельным, то независимо от прочих показателей лицу присваивается категория высокого риска;
  • показателя Кз, зависящего от факта наличия задолженности по заработной плате за предшествующий год. Если есть такой факт, лицу начисляется 0,3 балла;
  • увеличивающего коэффициента в случае, если работодателю назначались административные наказания за нарушение обязательных требований в сфере труда за три года, предшествующих текущему, в размере 0,1 балла. При отсутствии таких нарушений может быть рассмотрен вопрос о снижении класса риска.

К сведению

Коэффициенты определяются на основании данных статистической и ведомственной отчетности. После их подсчета устанавливаются классы (категории) риска.

Показатель потенциального риска

Периодичность проведения плановых проверок (п. 20 Положения о надзоре)

Высокий риск

Один раз в два года

Значительный риск

От 0,99 до 0,75

Один раз в три года

Средний риск

От 0,74 до 0,5

Не чаще одного раза в пять лет

Умеренный риск

От 0,49 до 0,25

Не чаще одного раза в шесть лет

Низкий риск

Не проводятся

Итак, показатели потенциального риска определяются федеральной инспекцией труда. При этом Роструд должен:

до 1 июля года, предшествующего году проведения плановых проверок, публиковать на своем официальном сайте информацию об отнесении работодателей к категориям высокого и значительного рисков (в настоящее время перечень работодателей, деятельность которых отнесена к категории высокого риска, размещен по адресу https://www.rostrud.ru/rostrud/deyatelnost/?CAT_ID=9517, а перечень работодателей, деятельность которых отнесена к категории значительного риска, - по адресу https://www.rostrud.ru/rostrud/deyatelnost/?CAT_ID=9518);

по запросу работодателя предоставлять информацию о присвоенной его деятельности категории риска, а также сведения, использованные при отнесении его деятельности к определенной категории. Согласно п. 13 Правил на предоставление данной информации у инспекции есть 15 рабочих дней.

Использование чек-листов при плановых проверках

Положения об использовании контролирующими органами при проведении плановых проверок проверочных листов (списков контрольных вопросов) закреплены в ч. 11.1 - 11.5 ст. 9 Федерального закона №  294‑ФЗ (в редакции Федерального закона №  277‑ФЗ ).

Проверочные листы разрабатываются и утверждаются самими органами контроля в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством РФ. Общие требования к содержанию проверочных листов (контрольных вопросов) утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.02.2017 №  177 .

Форма проверочного листа должна содержать:

Указание вида контроля, вида деятельности организации, производственных объектов, их типов и (или) отдельных характеристик, категорий риска, классов (категорий) опасности, позволяющих однозначно идентифицировать сферу применения формы проверочного листа

Указание на ограничение предмета плановой проверки обязательными требованиями, требованиями, установленными муниципальными правовыми актами, изложенными в форме проверочного листа, если это предусмотрено положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и проведения вида регионального государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля

Наименование органа государственного (муниципального) контроля (надзора) и реквизиты правового акта об утверждении формы проверочного листа

Перечень вопросов, отражающих содержание обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении организацией обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, составляющих предмет проверки

Соотнесенные с перечнем вопросов реквизиты нормативных правовых актов с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования, требования, предусмотренные муниципальными правовыми актами

Поля для внесения следующих данных:

Наименования юридического лица;

Места проведения плановой проверки с заполнением проверочного листа и (или) указания на используемые юридическим лицом производственные объекты;

Реквизитов распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа контроля о проведении проверки;

Учетного номера проверки и даты присвоения учетного номера проверки в едином реестре проверок;

Ответов на вопросы, содержащиеся в перечне вопросов;

Должности, фамилии и инициалов должностного лица органа контроля, проводящего плановую проверку и заполняющего проверочный лист;

Иных необходимых данных

Предмет плановой проверки юридических лиц и ИП должен ограничиваться перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).

Если при проверке используется проверочный лист, после его заполнения он прилагается к акту проверки. При проведении проверки несколькими контролирующими органами (совместная проверка) могут применяться сводные проверочные листы.

К сведению

Проверочные листы могут быть представлены в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Обязательное применение проверочных листов (списков контрольных вопросов) при осуществлении контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предусмотрено Положением о надзоре (в редакции Постановления Правительства РФ от 08.09.2017 №  1080 ):

  • с 1 января 2018 года - при проведении плановых проверок работодателей, деятельность которых отнесена к категории умеренного риска;
  • с 1 июля 2018 года - при проведении плановых проверок всех работодателей.

К сведению

Проекты проверочных листов размещаются по мере их разработки на сайте Роструда в разделе «Профилактика нарушений» .

В настоящее время в данном разделе содержится 75 проверочных листов. В частности, работодатели и сами могут проверить, соблюдаются ли:

Порядок оформления приема на работу (проверочный лист № 1);

Требования к содержанию трудовых договоров (проверочный лист № 2);

Порядок и условия изменения трудового договора (проверочный лист № 3);

Порядок прекращения трудовых отношений (проверочный лист № 4);

Порядок установления режима работы и учета рабочего времени (проверочный лист № 5);

Порядок предоставления ежегодного основного оплачиваемого отпуска (проверочный лист № 6);

Порядок установления и выплаты зарплаты (проверочный лист № 7);

Порядок регулирования труда несовершеннолетних (проверочный лист № 8);

Порядок и условия увольнения работника в связи с сокращением численности работников или штата (проверочный лист № 14).

Отметим, что отдельные проверочные листы применяются в ситуации, когда работодатель занимается определенным видом деятельности (например, проверочные листы № 104 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по ремонту и техническом обслуживании сельскохозяйственной техники», 106 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах на городском электрическом транспорте», 107 «По проверке соблюдения гарантий медицинских работников»).

Зачем нужен «Электронный инспектор труда»

На официальном сайте Роструда представлен сервис «Электронный инспектор труда» . При помощи этого сервиса работодатели могут самостоятельно пройти предварительную проверку (самопроверку) соблюдения требований трудового законодательства.

К сведению

В системе электронных сервисов онлайнинспекция.рф появилось новое мобильное приложение «Я - инспектор». Оно создано для пресечения нарушений и предупреждения несчастных случаев в одной из самых травмоопасных отраслей производства - строительстве. С помощью приложения работники могут сообщить в государственную инспекцию труда о нарушениях, угрожающих их жизни и здоровью, например, об отсутствии у них касок, проведении работ на высоте без страховки, неогороженных строительных площадках. Предусмотрено, что к обращению должны быть прикреплены фотографии нарушений и информационный щит застройщика.

Пока сервис «Электронный инспектор труда» работает в пилотном режиме. Для проведения самопроверки доступно 125 тематических проверочных листов, первые 10 из которых были опубликованы в конце 2014 года. За 2015 и 2016 годы было разработано и внедрено еще 115 тематических проверочных листов, охватывающих все правоотношения, регулируемые трудовым законодательством, в том числе вопросы охраны труда. До конца 2017 года планируется дополнительно внедрить еще около 50 тематических проверочных листов.

На данный момент предметом проверки на сервисе являются такие темы, как:

  • прием на работу (заключение трудового договора);
  • изменение условий трудового договора;
  • увольнение (прекращение трудовых отношений);
  • защита персональных данных работника;
  • рабочее время;
  • время отдыха;
  • оплата труда;
  • гарантии и компенсации;
  • ответственность работников;
  • подготовка и дополнительное профессиональное образование;
  • охрана труда;
  • особенности регулирования труда отдельных категорий работников.

К сведению

Если работодателю предстоит инспекторская проверка и он опасается штрафных санкций, электронный инспектор поможет самостоятельно пройти предварительную проверку, выявить нарушения и устранить их до прихода настоящего инспектора труда. Для этого надо выбрать интересующий вопрос, отраженный в названии проверочного листа, и пошагово ответить на предложенные электронным инспектором труда вопросы с учетом реальных документов работодателя и фактических обстоятельств. По окончании проверки электронный инспектор сформирует акт проверки, в котором будут отражены нарушения требований закона, а также предложит способы их устранения.

Итак, результатами обращения к электронному инспектору труда являются:

  • получение заключения об отсутствии или наличии нарушений в организации по тематике проверяемых трудовых отношений;
  • возможность с помощью предоставленных инструментов устранить выявленные нарушения (сервис предлагает инструкции к действию, шаблоны и образцы документов).

Планируется, что работодатель будет регистрироваться через Единую систему идентификации и аутентификации.

Работодатель, не допустивший нарушения при ответе на вопросы проверочных листов, получит декларацию о том, что он соблюдает требования трудового законодательства. При получении декларации работодатель должен будет ее распечатать, подписать и отправить в ГИТ или направить в электронном виде, подписав электронной подписью. Контролеры планируют освобождать таких работодателей от плановых выездных проверок. Кроме того, для них рассматривается возможность снижения тарифов страховых взносов в ФСС.

В случае выявления нарушений при обращении к сервису «Электронный инспектор труда» работодателю сначала надо выполнить рекомендации по их устранению. Санкции на этом этапе к нему не применяются. Устранив нарушения, работодатель должен будет пройти самопроверку еще раз.

К сведению

Дальнейшее развитие сервиса «Электронный инспектор труда» предполагается в рамках реализации Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015 - 2020 годы) , утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 05.06.2015 №  1028‑р .

В зависимости от установленной для работодателя категории риска будет определяться периодичность проведения проверок соблюдения им требований трудового законодательства. Так, если работодатель отнесен к высокой категории риска, его ожидают проверки каждые два года, для работодателей с умеренным риском проверки будут проводиться не чаще одного раза в шесть лет, а если риск низкий, то проверки не проводятся. Показатели риска определяются федеральной инспекцией труда. На сайте Роструда должны публиковаться списки работодателей, чья деятельность отнесена к категориям высокого и значительного рисков. Именно этим работодателям следует ждать плановых проверок. Получить информацию о том, к какой категории риска отнесен работодатель, можно в ГИТ, которая должна ответить на запрос не позднее 15 рабочих дней с даты его поступления.

С 01.01.2018 в отношении отдельных работодателей, а с 01.07.2018 - для всех при проверках в сфере трудовой деятельности будут использоваться проверочные листы, при этом предмет плановой проверки работодателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов). С проверочными листами можно ознакомиться на сайте Роструда.

На сайте онлайнинспекция.рф работодателям предложен сервис «Электронный инспектор труда», который дает возможность самостоятельно пройти предварительную проверку (самопроверку) соблюдения требований трудового законодательства. Обратившись к такому сервису, работодатель может выявить нарушения, а затем с помощью предоставленных инструментов устранить их.

___________________________________________

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», действует в редакции от 01.05.2017.