Потребность ребенка в основных пищевых ингредиентах (белках, жирах, углеводах) и калориях после введения прикорма. Примерная суточная потребность детей в воде Суточная потребность в углеводах ребенка должна составлять

Для гармоничного физического развития и роста детей и подростков питание должно удовлетворять их физиологические потребности в основных пищевых веществах и энергии.

В дошкольных организациях нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах должны быть не меньше значений, указанных в таблице№1.

Таблица №1

Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах в дошкольных организациях

Примечание:

* – потребности для детей первого года жизни в энергии, жирах, углеводах даны в расчете г/кг массы тела.

** – потребности для детей первого года жизни, находящихся на искусственном вскармливании

Распределение энергетической ценности (калорийности) суточного рациона по отдельным приемам пищи в дошкольной организации рекомендуется проводить с учетом таблицы№2.

В общеобразовательных организациях при одно-, двух-, трех- и четырехразовом питании распределение калорийности по приемам пищи в процентном отношении должно составлять: завтрак – 25%, обед – 35%, полдник – 15% (для обучающихся во вторую смену – до 20-25%), ужин – 25%. При круглосуточном пребывании обучающихся, при пятиразовом питании: завтрак – 20%, обед – 30-35%, полдник – 15%, ужин – 25%, второй ужин – 5-10%. При организации шестиразового питания: завтрак – 20%, второй завтрак – 10%, обед – 30%, полдник – 15%, ужин – 20%, второй ужин – 5%. Допускается в течение дня отступления от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах ±5%, при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать вышеперечисленным требованиям по каждому приему пищи.

В суточном рационе питания обучающихся оптимальное соотношение пищевых веществ: белков, жиров и углеводов, должна составлять 1:1:4 или в процентном отношении от калорийности, как 10-15%, 30-32% и 55-60%, соответственно, а соотношения кальция к фосфору, как 1:1,5.

Таблица №3

Потребность в пищевых веществах и энергии обучающихся общеобразовательных учреждений в возрастес 7 до 11 и с 11 лет и старше

Таблица №4

Потребность в пищевых веществах и энергии обучающихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования

Таблица №5

Распределение в процентном отношении потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи обучающихся в образовательных учреждениях

Таблица №6

Рекомендации по распределению в процентном отношении потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи в общеобразовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием детей (школы-интернаты, кадетские корпуса и др.)

Питание воспитанников детских домов и школ-интернатов, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации должно полностью обеспечивать растущий организм энергией и основными пищевыми веществами (табл. №7). Следует учитывать общее количество белков, жиров, углеводов, их соотношение (белки: жиры: углеводы – 1:1:4). Организация рационального питания предусматривает строгое выполнение режима. Оптимальным является 5-кратный прием пищи с интервалами в 3,5-4 ч. Суточная калорийность рациона должна распределяться: завтрак – 25% калорий, второй завтрак – 10%, обед – 35-40%, полдник – 10%, ужин – 20-25%.

Таблица №7

Физиологические нормы суточной потребности детей от 1 года до 17 лет в пищевых веществах и энергии

Примечание:Через дробь указана потребность в пищевых веществах мальчиков (числитель), девочек (знаменатель).

Питание в загородных стационарных оздоровительных организациях должно удовлетворять физиологические потребности детей в основных пищевых веществах и энергии и быть не меньше значений, указанных в таблице 8.

Таблица №8

Суточная потребность в пищевых веществах и энергии детей

* – без учета повышенных энерготрат

Распределением энергетической ценности (калорийности) суточного рациона по отдельным приемам пищи в загородных стационарных организациях следует проводить с учетом таблицы 9.

Отступления от норм калорийности по отдельным приемам пищи в течение дня в загородных стационарных оздоровительных организациях допускается в пределах ±5% при условии, что средний процент калорийности приемов пищи за смену будет соответствовать вышеперечисленным требованиям.

Распределение калорийности в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул по приемам пищи в процентном отношении от суточного рациона должно составлять: завтрак – 25%, обед – 35%, полдник – 15%.Допускается в течение дня отступления от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах + 5%, при условии, что средний процент пищевой ценности за оздоровительную смену будет соответствовать вышеперечисленным требованиям по каждому приему пищи.

Таблица №10

Суточная потребность в пищевых веществах и энергии детей оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей с учетом их возраста

Питание подростков в лагерях труда и отдыха должно отвечать физиологическим потребностям организма в пищевых веществах и энергии (табл. №11).

Таблица №11

Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для подростков в возрасте 14-18 лет

При повышенных энерготратах во время трудовой деятельности, нормы питания (в г на одного подростка) должны быть увеличены на 10-15% по сравнению с нормами, приведенными в таблице 11.

В лагере труда и отдыха с дневным пребыванием подростков питание должно быть 2-разовым, с круглосуточным – 4-разовое.

Питание подростков организуют с интервалами между приемами пищи не более 3,5-4 часов. Не менее 3-х приемов пищи должны быть с горячими блюдами. На полдник, второй ужин или второй завтрак целесообразно включать соки, фрукты и кондитерские изделия.

Распределение пищи по калорийности в течение дня должно быть равномерным с небольшим преобладанием калорийности питания в обед:

1-й и 2-й завтраки (суммарно) – 20-30%

Обед – 35-40%

Полдник – 10-15%

1-й и 2-й ужины (суммарно) – 20-30%.

Отступления от норм калорийности по отдельным приемам пищи в течение дня допускается в пределах ±5% при условии, что средний процент калорийности приемов пищи за смену будет соответствовать вышеперечисленным требованиям.

Указанные нормы физиологических потребностей детей в энергии и пищевых веществах устанавливают ниже перечисленные документы:

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. №26;

СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и реднего профессионального образования», утвержденные постановлением Главного государственного санитар­ного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 г. №45;

СП 2.4.990-00 «2.4.Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 1 ноября 2000 г.);

СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 марта 2003 г.;

СанПиН 2.4.4. 3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. №73;

СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19 апреля 2010 г. №25;

СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2011 г. №22.

При недостаточности молока у матери вводят докорм теми же молочными смесями, что и при искусственном вскармливании. Сначала ребёнку дают грудь и только после полного её опорожнения докармливают смесью. С целью сохранения лактации ребёнка прикладывают к груди чаще. Чередование кормлений грудью и смесями нежелательно, так как это приводит к снижению лактации и затруднению переваривания компонентов коровьего молока. Вводить докорм рекомендуют через соску с небольшим отверстием, так как при свободном поступлении докорма из бутылочки ребёнок может отказаться от груди. Как и при искусственном вскармливании, потребность ребёнка в калориях, белках, жирах, углеводах, сроки введения прикорма зависят от вида молочных смесей, используемых при докорме.

Питание детей старше года

У детей после 1 года увеличивается ёмкость желудка, активно функционируют все слюнные железы, развивается жевательный аппарат. К 2 годам появляются коренные зубы, что позволяет вводить в рацион ребёнка пищу, требующую пережёвывания. Процесс жевания сложен, и не все дети сразу привыкают к твёрдой пище кусочками и хорошо жуют, особенно те из них, кто на первом году длительно получал очень жидкую пищу. Для того чтобы приучить ребёнка к процессу жевания, следует постепенно и последовательно включать в его рацион всё более густые блюда. В возрасте от 1 до 1,5 лет пищу готовят в протёртом виде, затем постепенно включают блюда с более густой консистенцией. На 2-м году жизни можно использовать молочные смеси, частично заменяя ими коровье молоко, а также каши, рекомендуемые детям первого года жизни.

Для детей в возрасте 2-3 лет и старше калорийность рациона иная, чем на первом году.

Белки

Потребность в белках с возрастом изменяется. Количество белков для детей в возрасте от 1 года до 3 лет должно составлять 3,5-4 г/кг/сут, от 12 до 15 лет – 2-2,5 г/кг/сут. Отклонения в ту или иную сторону неблагоприятно отражаются на состоянии ребёнка. Недостаток белков в пище приводит к задержке физического и психического развития, снижению иммунитета, нарушению эритропоэза. Избыточное поступление белков с пищей приводит к напряжённой работе пищеварительного тракта, повышает интенсивность процессов обмена, увеличивает нагрузку на почки. Дети нуждаются не только в оптимальном количестве, но и в качественной полноценности белков, поэтому в сбалансированных пищевых рационах необходимо использовать различные по аминокислотному составу белки животного и растительного происхождения. Количество животных белков в пище у детей от 1 до 3 лет должно составлять 75%, от 7 лет и старше – 50%. Соотношение белков и жиров в пищевом рационе детей после года составляет примерно 1:1. Широко применяют мясо и мясные продукты, содержащие полноценные белки и жиры. Можно использовать и субпродукты – язык, сердце, мозги. Нельзя забывать о рыбе, содержащей высококачественный по аминокислотному составу белок. Детям до 3 лет дают нежирные сорта рыб – треску, хека, судака, морского окуня.

Суточная потребность в калориях у детей различного возраста:

Возраст ребёнка (годы) Потребность в калориях (ккал/кг)
1-3 __________________________101
4-6 ___________________________91
7-9 ___________________________78
Мальчики
10-12 _________________________71
13-15 _________________________57
Девочки
10-12 _________________________62
13-15 _________________________50

Жиры

Жиры покрывают около 40-50% всей энергетической потребности; из них не менее 10-15% должно приходиться на долю растительных жиров, так как жиры, образующиеся в организме из углеводов и белков, как и животный жир, поступающий с пищей, состоят преимущественно из насыщенных жирных кислот.

Углеводы

Углеводы выполняют в основном энергетические, в меньшей степени пластические функции. Ими обеспечивается около 55% энергетических затрат. Суточная потребность в них уменьшается с 12-14 г/кг в первые годы жизни до 10 г/кг.

Молоко и молочные продукты незаменимы для детского питания. Молоко можно давать в натуральном виде, а также в виде кисломолочных продуктов – простокваши, кефира, йогурта, ацидофилина и др. Необходимое количество их для детей 1-3 лет – 600 мл/сут, в более старшем возрасте – 500 мл/сут. К молочным продуктам с высоким содержанием белка относят творог и сыр.

Детям до 1,5-2 лет сыр лучше давать в протёртом виде или в виде плавленых сырков. Сметаной заправляют суп, сливки добавляют в каши и пюре.

В набор продуктов для детского питания необходимо включать разнообразные крупы (гречневую, рисовую, кукурузную, овсяную, манную). Целесообразно сочетание гречневой крупы (ядрицы) с молоком, так как при этом аминокислотный состав оптимален.

Добавление сахара ко многим видам пищи улучшает её вкус. Сахар – источник углеводов. Однако избыток сахара вреден для детей. Из сладостей лучше рекомендовать варенье, мармелад, печенье, мёд.

Овощи, фрукты, зелень имеют особое значение в питании детей. Большинство плодов и овощей содержит мало белка и незаменимых аминокислот, но при их употреблении значительно лучше усваиваются белки других продуктов.

Потребность ребёнка в минеральных веществах и витаминах обычно бывает удовлетворена пищевыми продуктами, если рацион достаточно разнообразен. Вегетарианство, особенно строгое, т.е. с исключением молочных продуктов, заметно нарушает оптимальный состав микроэлементов. В таблице 3-5 представлено содержание микроэлементов и витаминов в овощах и фруктах.

Режим питания детей старше года

До 1,5 лет ребёнок питается 4-5 раз в день, а затем – 4 раза в день. Для сохранения аппетита и лучшего усвоения необходимо соблюдать определённые часы приёма пищи. В промежутках между ними ребёнка не следует подкармливать, особенно сладостями. Если он не может дождаться установленного времени кормления, можно дать несладкие сорта свежих фруктов и овощей. Детям с пониженным аппетитом за 10-15 мин до еды можно выпить 1/4-1/2 стакана простой воды комнатной температуры. Она обладает выраженным сокогонным эффектом.

Важно правильно распределить пищевой рацион по энергетической ценности, учитывая, с одной стороны, необходимую длительность насыщения, с другой – допустимую нагрузку на ЖКТ. В каждое кормление необходимо включать энергетически ценные продукты (яйцо, творог, сыр или мясо), а также содержащие балластные вещества блюда из круп и овощей.

Примерное меню для детей от 1 года до 3 лет:


Расчет объема пищи детям от рождения до 10 дней

Формула Финкельштейна

При расчете учитывается масса тела ребенка при рождении: если масса тела 3200 г и менее, то ко­эффициент – 70 (мл), если масса тела при рождении более 3200 г — коэффициент 80 (мл).

V = коэффициент (70-80) × n (где n - число дней жиз­ни ребенка).

Суточный объем: 80 (мл)× 7 =560 мл.

Для определения объема разового кормления , необходи­мо: суточный объем разделить на число кормлений. Например, 560 мл: 7(раз) =80 мл.

Формула Зайцевой

суточное количество молока (мл.) = 2% от массы тела при рождении× n (где n - число дней жизни ребенка), метод используется глав­ным образом при расчете суточного объема пищи для детей, которые имеют вес при рождении более 4 кг.

2% от массы= (4 200 (г)× 2):100% = 84 г

объем пищи за сутки == 84 (г)× 8 = 672 (мл) =670 мл.

Формула Филатова

объем разовый = 10 * n

Расчет объема пищи от 10 дней до года

Объемный способ

Учитывается возраст ребенка и мас­са тела на момент расчета питания.

Ребенок должен получать молока:

от 10 дней до 2 месяцев — 1/5 часть от долженствующей массы тела;

от 2 месяцев до 4-х месяцев — 1/6 часть от долженствующей массы тела;

от 4-х месяцев до 6 месяцев — 1/7 часть от долженствующей массы тела;

от 6 месяцев до 9 месяцев — 1/8 часть от долженствующей массы тела.

Метод используют до 9 месяцев. После 9 месяцев – 1 литр так, как объем пищи на первом году жизни не должен превышать 1 литра в сутки.

долженствующая масса – 3 200 + 600 + 800 + 800=5 400

суточный объем пищи- 5 400: 6 =900(мл)

количество кормлений – 6 раз

разовый объем– 900 мл: 6 =150 мл.

Калорийный метод

(энергетический) — исходят из калорийности того вида молочного питания, каким вскармливается ребенок, и его физиологической ка­лорийной потребности в зависимости от возраста.

Метод используется только до введения прикорма и при условии одного вида пищи.

Калорийность женского молока =700 ккал/л. Калорийная по­требность при естественном вскармливании нам известна:

I квартал —120 ккал/кг в сутки

II квартал —115 ккал/кг в сутки

Пример: Ребенку 4 мес., масса при рождении 3 000 г, находится на естественном вскармливании. Рассчитать суточный и разовый объем пищи.

Калорийная потребность = 115 ккал/кг в сутки.

Долженствующая масса = 3 000 + 600 + 800 + 800 + 750 = 5 950 (г).

Калорийная суточная потребность 115 (ккал)× 5 950 (г) = 684,25 ккал/сут.

1000 мл женского молока - 750 ккал

Х мл женского молока - 684,25 ккал.

Суточный объем = 1000 х 684,25: 750 =912,33мл =900 мл

Количество кормлений - 6

Объем на одно кормление == 900: 6 =150 мл

Потребность детей в основных пищевых ингредиентах

Энергетическая потребность несколько меньше –110 ккал/кг в сутки .

После введения прикорма, для детей, находящихся на естест­венном вскармливании, соотношение между белками, жирами и углеводами составляет 1:2:4, которое обеспечивает сбалансированное питание ребенка пер­вого года жизни.

Коррекцию питания нужно проводить при дефицитных состояниях, наиболее часто встречающихся в раннем возрасте. В случае выявления признаков витаминной или микроэлементной недостаточности (клинические проявления моно- или полигиповитаминоза, анемии, рахита и др.), которые не связаны с нарушением их усвоения в желудочно-кишечном тракте ребенка или с другими причинами со стороны ребенка, а именно с недостаточным алиментарным поступлением. Необходимо, в первую очередь, обратить внимание на состояние здоровья и рациона питания матери. При необходимости — оказать ей помощь, и только в крайнем случае — рекомендовать ранее введение прикорма (но не ранее 3 месяцев), предварительно начиная с соков и фруктовых пюре.

Если в возрасте 3-4 месяца наблюдается недостаточное увеличение в массе тела и другие признаки недостаточного количества молока, нужно помочь матери увеличить его количество, по необходимости – докармливать ребенка высокоадаптированными молочными смесями, а не начинать с каш, овощного пюре и других блюд.

С другой стороны при острых заболеваниях, диспепсических расстройствах, пищевой аллергии введение прикорма несколько откладывается. Не начинают его вводить и в жаркое время года или при запланированных переменах в жизни ребенка (например, переезд семьи).

Коррекция потребности в витаминах и минеральных солях

Дефицит витамина К возникает в первые дни жизни вследствие низкого содержания витамина в женском молоке или в случае ранней гипогалактии. Рекомендуется однократное парентеральное введение витаминаК новорожденным детям.

Дефицит витамина Д возникает вследствие его низкого содержания в женском молоке и отсутствии инсоляции в первые недели жизни. Именно поэтому рекомендовано назначение 200 –400 МЕ витамина Д в сутки на период, пока не будет обеспечена регулярная экспозиция солнечными лучами. Например, в холодное время года профилактически назначается водорастворимый витамин Д3 по 1 капле ежедневно.

При естественном вскармливании с 2 –3 месяцев жизни постепенно начинает развиваться дефицит некоторых минеральных веществ. Наиболее полно изучен дефицит по отношению к железу и меди – элементов, необходимых для поддержания нормального эритропоэза.

Депонированное во внутриутробном периоде железо утилизируется к 4-5 месяцам внеутробной жизни.

Недостаток витаминов в женском молоке, начиная со второго полугодия, восполняют соками, овощными и фруктовыми отварами.

Одним из важных элементов, способствующих росту и развитию является правильное питание ребенка, в котором сбалансировано количество и качество пищи соответственно потребностям малыша.

Специалистами в области педиатрии и питания разработаны нормы питания детей первого года жизни, нарушение которых может существенно отразиться на здоровье малыша и его, физических и умственных способностях.

Так, недостаточное по количеству потребление пищи ребенком первого года жизни может способствовать развитию дистрофии, рахитизму, опущению почек, которые поддерживаются за счет жировой ткани. Питание детей, которое не соответствует возрастной категории по качеству и составу может привести к запоздалому развитию ребенка, отсутствию зубов или плохому их качеству, диатезам, аллергическим реакциям, нарушениям нервной системы, умственной отсталости, анемии.

Здоровое питание детей особенно важно в первый год жизни , когда закладываются основные функции организма и недобор в весе, или отсутствие каких либо витаминов или жизненно важных микроэлементов, могут повлиять на здоровье ребенка в целом.

Питание детей первого полугода жизни

Расчет питания детей первого года жизни можно осуществить по потребностям в количестве пищи зная ее калорийность и вес малыша. Кроме того, дети первого полугодия на грудном вскармливании могут питаться исключительно материнским молоком , которое удовлетворяет все их потребности в полезных веществах и способствует нормальному развитию всех органов, а так же поставляет в организм иммунные клетки защищающие кроху от воздействий инфекции.

Грудное вскармливание осуществляется по требованию ребенка, который сам определяет как часто и в каком количестве ему необходима пища. Как правило, к концу первого месяца жизни ритм выработки грудного молока, а так же его состав синхронизируются с потребностями малыша и проблем не возникает. На то, что ребенку не хватает грудного молока, указывают следующие факторы:

  • Количество мокрых пеленок за сутки меньше чем количество кормлений.
  • Малыш подолгу висит на груди и засыпает скорее от усталости, чем от насыщения.
  • Часто просыпается с голодным криком и замолкает только после того как ему дали грудь.
  • Набор веса не соответствует нормам ежемесячного прироста.

Если есть хотя бы один фактор из перечисленных, необходимо обратиться к педиатру, который поможет сделать контрольное взвешивание до и после кормления, а так же направит грудное молоко на исследования в плане его жирности и плотности. В том случае если окажется что действительно, молока не хватает, возможны варианты с докармливанием смесями после основного кормления или же полной заменой одного или двух кормлений питанием для детей.

Питание детей до года, которые изначально находятся на смесях должно находиться на контроле у родителей и соответствовать возрастным требованиям, очень важно соблюдать режим кормлений, давать малышу необходимое для его возраста количество и учитывать состав смесей.

Расчет количества пищи для ребенка на искусственном вскармливании

Для того чтобы не перекормить малыша или не оставить его голодным необходимо соблюдать нормы питания включающие в себя количество кормлений и объем потребляемой пищи которые индивидуальны для каждого ребенка и изменяются с каждым месяцем по мере роста.

Существует несколько формул позволяющих высчитать объем и калорийность питания ребенка по месяцам, они удобны в использовании и могут быть взяты за основу педиатром, который корректирует схему кормлений в зависимости от индивидуальных потребностей малыша.

Суточная потребность в молоке или смеси ребенка первых 10 дней жизни

Как известно в первые 2 – 3 дня ребенок нуждается в очень малом количестве питательного и легко усвояемого молозива, которое выделяется вместо молока. Примерно на 3 – 4 день появляется молоко, либо же новорожденного кормят адаптированной смесью, количество которой за сутки можно узнать по формуле:

2% массы тела, при рождении умноженные на количество дней от рождения.

Полученная цифра равняется суточному объему питания, далее ее необходимо разделить на количество приемов пищи. Например, вес при рождении равен 3,200кг, то на четвертый от рождения день он должен потреблять суточную норму пищи равную формуле:

(3,200/100*2)*4 = 64(2% от массы тела при рождении)*4(количество дней от рождения) = 256мл в сутки.

При этом суточная норма питания ребенка в первые 10 дней не должна превышать 1000мл за сутки.

Существует более простой способ узнать количество пищи на один прием, для этого необходимо умножить количество дней от рождения на 10. Например, на 5 дне жизни от рождения, разовая норма молока или смеси равна 50мл, соответственно каждый последующий день норма увеличивается на 10мл на каждый прием пищи.

Метод исчисления объема пищи по ее калорийности

В первом полугодии энергетические потребности детей в пище за сутки соответствуют 115ккл на каждый килограмм массы тела, после 6 месяцев эта цифра уменьшается до 110ккл на каждый килограмм. Но такой метод задействуется только тогда, когда известна калорийность пищи, например при использовании детского питания.

Приведем пример, масса тела малыша равняется 5кг, тогда суточная норма калорий равна 5*115=575ккл. Зная калорийность смеси на литр 680ккл/л можно узнать количество необходимое ребенку в сутки – (575*1000)/680=845, 5 мл в сутки.

При этом необходимо учитывать, что рацион питания ребенка в 10 месяцев включает в себя не только смеси, а и 3 полноценных приема пищи состоящих из овощей, мяса и молочных продуктов. Поэтому чтобы рассчитать рацион питания 10 месячного ребенка необходимо знать калорийность всех продуктов из расчета на 100г. и учитывать, что разовый прием пищи не должен превышать 120 – 140г на один прием.

Расчет суточной дозы молока по Рейхе

Довольно простой способ узнать количество пищи для того чтобы питание детей первого года жизни было сбалансированным и достаточным, это разделить вес малыша в граммах на его рост и полученное число умножить на 7.

Например, весит ребенок при росте 57см, 4,9кг. имеем расчет: (4900гр/57см)*7=601мл, что соответствует норме.

Калькулятор питания ребенка до года по месяцам

Ссылка для форума
Правильное питание ребенка до года − может ли оно повлиять на здоровье ребенка в целом?
Ссылка для сайта или блога
Правильное питание ребенка до года − может ли оно повлиять на здоровье ребенка в целом?

Введение первого прикорма

Состав материнского молока полностью удовлетворяет потребности растущего организма ребенка до 6 месяцев, тогда как адаптированные смеси, как бы ни обогащались различными микроэлементами, усваиваются не полностью, и ребенок уже в 4 – 5 месяцев нуждается в дополнительном источнике полезных веществ . Подробнее узнать о здоровом питании детям можно изучив таблицу введения прикормов по месяцам с учетом того, что для детей на искусственном вскармливании прикорм необходимо вводить на месяц раньше.

Рассмотрим дополнительное питание детей до года по месяцам, начиная с полугода как при грудном вскармливании.

Несмотря на рекомендации педиатров в прошлые годы, на сегодняшний день для первого прикорма не стоит использовать яблочное пюре или сок, поскольку его кислотность может нарушить баланс бактерий желудка малыша и привести к диатезу. Лучшим вариантом первого знакомства малыша с взрослой пищей станет введение овощного пюре из картофеля или более легкого кабачка в сезон. Вводить его стоит в первой половине дня, после основного приема молока или смеси, начиная с чайной ложки и постепенно заменяя второе кормление 80 – 90г. овощного пюре. Постепенно можно делать многокомпонентные пюре, фруктовые пюре и соки, разведенные водой.

Вводя новые продукты необходимо помнить, что питание детей до года не подразумевает использования искусственных красителей, транс жиров и консервантов, поэтому лучшая пища, это здоровое питание для детей в источнике происхождения, которого, мама уверена.

Начиная с момента, как малышу пойдет седьмой месяц можно вводить кисломолочные продукты, приготовленные с помощью специальных заквасок и молочных бактерий. Такая пища поможет ребенку быстрее адаптироваться к твердой пище и создаст необходимую микрофлору в кишечнике. В питание семимесячного ребенка должны входить два полноценных приема пищи состоящих из овощного супа или пюре, безмолочной каши или кефира. Количество продуктов из коровьего молока следует ограничивать, так как оно является сильным аллергеном в чистом виде. К концу седьмого месяца количество и состав прикорма ребенка на ГВ и малыша искусственника уравниваются.

Питание восьмимесячного ребенка становиться более разнообразным, так как постепенно в рацион питания вводят мясное пюре из курицы или кроля, четверть желтка и немного сливочного или растительного масла. Здоровое питание для детей должно быть разнообразным и содержать все необходимые вещества для роста и развития.

Диетическое питание для детей до года не должно содержать жареной или копченой пищи, так же под запрет попадают консервы, супы на мясных бульонах и разнообразные сладости. В период, когда у ребенка уже есть несколько зубов, а это случается, как правило, к 9 месяцам, не стоит давать малышу твердую пищу, от которой может отвалиться кусочек. Так морковь, яблоки и печенье, о которые дети снимали зуд десен, становятся патологически опасными.

Питание 10 месячного ребенка

К этому возрасту, дети могут полностью переходить на альтернативное меню, оставив за собой право, полакомиться маминым молоком перед сном и с первыми лучами солнца. Количество кормлений в сутки равняется 5 с учетом грудного вскармливания или смеси.
Режим питания ребенка в 10 месяцев, приблизительно такой:

  1. 6 – 00 грудное молоко или 200мл смеси.
  2. 10 – 00 молочная каша или творог с фруктовым пюре.
  3. 14 – 00 овощной суп или пюре с мясными тефтелями.
  4. 18 – 00 адаптированный кефир, детское печенье с молоком.
  5. 22 – 00 молочная смесь или грудное молоко.

Как кормить ребенка 10 месяцев? Конечно же, в этом возрасте необходимо постепенно приучать малыша питаться самостоятельно из ложки, для этого можно усадить ребенка в специальный стульчик и предоставить ему детскую посуду. При этом можно одновременно кормить малыша самостоятельно другой ложкой. Питание ребенка в 10 месяцев не должно состоять из совершенно гомогенизированных продуктов. Так можно делать супы не совсем однородными, включать в рацион более густые пудинги или фрикадели с рисом. К 10 месяцам рвотный рефлекс ребенка угасает и более твердая пища, с которой малыш уже в состоянии справиться должна присутствовать на столе. От блендера при приготовлении питания ребенка 10 месяцев лучше отказаться, разминая все вилкой. Питание 11 месячного ребенка практически не отличается от рациона 10 месячного ребенка.

Питание ребенка после года

Питание годовалого ребенка заметно отличается от рациона грудничка, так например, объем потребляемой за сутки пищи может равняться 1250мл. при этом приемы пищи сокращаются до 4. Рекомендуется, и увеличить промежуток между последним приемом и завтраком. Так, питание детей после года начинается с завтрака около 8 часов утра, ужин не должен быть позднее 21 – 00 часов.

Рацион питания ребенка в год состоит из 25% от суточной нормы на завтрак, 35% на обед, 15% полдник и 25% пищи на ужин.

Рецепты питания ребенка после года должны включать в себя молочные продукты, мясо птицы, говядину, овощи, фрукты, крупы, рыбу, яйца, растительные жиры. Как можно меньше нужно давать ребенку сладостей, мучных продуктов, животных жиров. Категорически питание ребенка от года не включает в себя газированных напитков, чипсов, сосисок и других блюд быстрого приготовления. Такая пища содержит много красителей и ароматизаторов, что способно за один прием сильно повлиять на поджелудочную или печень, вызвать гастрит, язву или стать причиной сильного отравления.

Питание ребенка в 1,5 года обычно не включает в себя грудного молока или смеси, которые конечно же можно потреблять ребенку в этом возрасте, если того хочет мама, но особой ценности они в себе не несут. Пища должна быть более твердой и не однородной. Понемногу в меню как при питании ребенка 2 лет можно вводить обжаренные продукты, например сырники, блины с творогом, котлеты. При этом следует не допускать сильно зажаренной корки влияющей на поджелудочную малыша. В этом возрасте дети очень капризны и избирательны в пище, поэтому при ее приготовлении важную роль играет оформление блюда, а так же посуда и сервировка. С этого возраста также можно начинать учить ребенка правильным манерам за столом.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

align=center> align=center> align=center> align=center> align=center> align=center> align=center> align=center> align=center>
Возраст Витамины
B 1 (тиамин), мг B 2 (рибофлавин), мг B 6 , мг B 12 , мкг B 9 (фолацин), мкг PP (ниацин), мг C (аскорбиновая кислота), мг A, мкг E (токоферол), мг D, мкг
От 1 до 3 лет 0,8 0,9 0,9 1 100 10 45 450 5 10,0
От 4 до 6 лет 1,0 1,3 1,3 1,5 200 12 50 500 7 2,5
От 7 до 10 лет 1,4 1,6 1,6 2 200 15 60 700 7 2,5
От 11 до 13 лет (мальчики) 1,6 1,9 1,9 3 200 18 70 1000 8 2,5
От 11 до 13 лет (девочки) 1,5 1,7 1,7 3 200 16 60 1000 7 2,5
От 14 до 17 лет (юноши) 1,7 2,0 2,0 3 200 19 75 1000 10 2,5
От 14 до 17 лет (девушки) 1,6 1,8 1,8 3 200 17 65 1000 8 2,5

Суточная потребность детей и подростков в минеральных веществах, мг

Суточная потребность в энергетической ценности пищи при беременности существенно возрастает, на 5-9-м месяце она составляет 2900 килокалорий. Ещё выше суточная потребность в энергии у кормящих матерей - 3200 килокалорий. Соответственно повышена суточная потребность в белке: для беременных - 100 граммов (в том числе 60 граммов животных белков), для кормящих матерей - 112 граммов (в том числе 67 граммов животных белков). Существенно увеличивается у них и потребность в витаминах и минеральных веществах.

Значительно изменяется потребность в основных пищевых веществах в пожилом возрасте, а он начинается, как принято считать, с шестидесяти лет. В таблице приведены суточные нормы потребления белков, жиров, углеводов и энергии для этой категории населения.

Нормы потребления минеральных веществ для пожилых людей те же, что и для трудоспособных взрослых, то есть 800 мг кальция, 1200 мг фосфора, 400 мг магния в день (железа - 10 мг для мужчин и 18 мг для женщин).

Что касается витаминов, то потребность пожилых людей в витаминах D, А, Е, В9 и В12 та же, что и для взрослого трудоспособного населения, потребность же в других витаминах имеет отличия.

Суточная потребность пожилых людей

Суточная потребность пожилых людей в витаминах

Если сравнить приведённые данные с нормами, рекомендуемыми для взрослого трудоспособного населения, нетрудно заметить, что с возрастом снижается потребность в белках, жирах, углеводах и энергии. Это и понятно: ведь снижается интенсивность обменных процессов и уменьшается физическая активность. В то же время потребность в витаминах снижается менее значительно, а для половины витаминов остаётся постоянной, так же как и для минеральных веществ.

Разнообразие пищи - залог здоровья. В природе не существуют продукты, которые содержали бы все необходимые человеку компоненты (за исключением материнского молока, но только для новорожденных). Поэтому только комбинация разных продуктов лучше всего обеспечивает организму доставку с пищей необходимых ему пищевых веществ. При большом разнообразии продуктов организму для оптимального функционирования легче выбрать необходимые вещества. Более всего это относится к микрокомпонентам пищи, таким, например, как витамины и микроэлементы. Процессы усвоения и обмена микрокомпонентов часто резко активируются в присутствии других пищевых веществ, иногда нескольких. Все это говорит в пользу разнообразия пищевых продуктов в нашем рационе.

Ряд эндемичных (то есть свойственных определённой местности) заболеваний связан с избытком или недостатком микроэлементов, находящихся в почве. Соответственно в одних случаях эти микроэлементы попадают, в других не попадают в растительные продукты (например, случаи недостатка йода или фтора в питании населения некоторых областей нашей страны).

Разнообразие продуктов в известной мере обеспечивает и их гигиеническую безопасность. В связи с развитием химизации сельского хозяйства и усиливающимся отрицательным влиянием промышленности на окружающую среду в отдельных районах могут накапливаться и попадать в пищевые продукты различные вредные для здоровья вещества (пестициды, соединения свинца). Конечно, содержание этих веществ контролируется органами здравоохранения, но не лишне дополнительно обезопасить себя, разнообразив свое питание. Совершенно исключено, чтобы все продукты, произведённые даже в одной и той же местности, в одинаковой степени накапливали вредные вещества. Разнообразие продуктов в любом случае «разбавляет» концентрацию этих веществ до безопасного уровня.

Некоторые люди проповедуют хотя и разнообразное, но раздельное питание, то есть рекомендуют потреблять каждый пищевой продукт в отдельности, а не в сочетании с другими продуктами в один приём, как это обычно принято. В качестве доказательства своей правоты сторонники раздельного питания указывают на то, что углеводы начинают перевариваться уже в ротовой полости в щелочной среде, а белки - в желудке, в кислой среде, и эти два процесса друг другу мешают. Приём несколько повышенного количества жира вообще задерживает эвакуацию пищи из желудка (этот факт, действительно, установлен наукой), и это тоже, говорят они, мешает усвоению белков и углеводов.

Следует заметить, что основное переваривание и белков, и жиров, и углеводов происходит в тонком кишечнике под влиянием ферментов, содержащихся главным образом в панкреатическом соке. Все эти ферменты проявляют оптимальное действие в слабощелочной среде и никак не мешают один другому. В ответ на поступление пищевой массы из желудка в двенадцатиперстную кишку в последней рефлекторно выделяется уже готовый панкреатический сок с богатым набором пищеварительных ферментов. Если же в желудке было только одно мясо (преимущественно белок) или один картофель (преимущественно углеводы), то в первом случае будут «работать» только ферменты, расщепляющие белки, во втором случае - ферменты, расщепляющие углеводы, тогда как все остальные ферменты останутся «безработными». Поэтому наиболее благоприятным с точки зрения «работы» всех ферментов панкреатического сока является приём максимально разнообразной пищи, содержащей оптимальные соотношения белков, жиров и углеводов. Это важно ещё и потому, что в данном случае в лимфу и в кровь одновременно поступают и аминокислоты, и жирные кислоты, и моносахариды, то есть и носители энергии, и строительный материал. Поступление в кровь только «строительного материала» без энергии и, наоборот, энергии без «строительного материала», несомненно, создаёт трудности для организма.

Что касается тормозящего влияния некоторого избытка жиров на эвакуацию пищевой смеси из желудка, то этот факт нельзя рассматривать как отрицательный для переваривания белков и углеводов. Дело в том, что невыгодным для организма является как раз слишком быстрое переваривание и всасывание пищевых веществ - это нарушает так называемый гомеостаз, то есть поддержание определённого равновесия внутренней среды организма. Более выгодным является постепенное поступление пищевых веществ в кровь, что и достигается особенностями деятельности пищеварительной системы, которые выработались и наследственно закрепились в процессе эволюции животного мира.