Перспективы разрешения проблем российского рынка труда. Группа регионов с самыми низкими показателями, также как и с самыми высокими, остается в течение последнего года практически без изменений

Начало проведения рыночных реформ в экономике России вызвало появление безработицы, а вместе с ней - и проблем социального и социально-психологического порядка. Эти проблемы порождены не только объективной экономической ситуацией, но и изменением роли и места наемных работников в системе трудовых отношений.

Значительная часть трудоспособного населения страны начала свою трудовую деятельность в условиях плановой социалистической экономики, полной и гарантированной занятости. В этих условиях от работников не требовалось

усилий для поиска места работы - эту задачу успешно решало государство. Следует отметить, что система организованного распределения рабочей силы, ограничивая свободное волеизъявление человека в сфере труда, тем не менее гарантировала ему рабочее место в соответствии с профессией и уровнем квалификации. В этих условиях человеку не требовалось отстаивать свои интересы в борьбе за собственное трудоустройство - действовать в условиях конкуренции.

Изменение экономической ситуации, внедрение в сферу труда рыночных отношений коренным образом изменили положение наемных работников. Негарантированная занятость, многообразие ее форм стали реальностью. Для людей, чья трудовая жизнь протекала в условиях отсутствия вынужденной безработицы, это явилось серьезным "психологическим ударом". Существенно повысилась социально-психологическая дезадаптация и профессиональная дезориентация. Это привело к возрастанию у значительной части граждан трудоспособного возраста нервно-психического напряжения, невостребованности на рынке труда, следствием чего стало снижение конкурентоспособности людей, объективно способных к эффективной трудовой деятельности, увеличение занятости граждан в теневом секторе экономики, уход в экономическую неактивность и иные негативные тенденции. Усложнился процесс передачи профессионального опыта и профессиональных норм трудовой деятельности от поколения к поколению.

По данным ВЦИОМа, безработица занимает четвертое место в списке самых значимых угроз для россиян (36 % респондентов). Возможно, что на этом фоне возрастают требования к органам ФГСЗН, в деятельности которых особое значение приобретают:

  • - усиление контроля за своевременной и полной отдачей предприятиями информации о предполагаемых структурных изменениях, сопровождающихся высвобождением работников, и потребностях в рабочей силе;
  • - расширение информационного поля на основе использования потенциала многофункциональных бирж труда, обслуживающих различные профессиональные группы, организации ярмарок вакансий (в зависимости от спроса на рынке).

Цель формирования трудовых отношений состоит в обеспечении прав работника при соблюдении интересов работодателя. Речь идет не только о пособиях по безработице. Государство должно гарантировать реализацию конституционного права гражданина на свободный выбор работы и рода занятий с достойным вознаграждением за труд.

Современный рынок труда: проблемы и тенденции развития

Принципиальные изменения трудовых отношений, произошедшие в исторически сжатые сроки, привели к тому, что общество во многом утеряло мировоззренческую традицию вхождения молодого человека в трудовую жизнь - традицию передачи ценностей труда от поколения к поколению. Обнаруживается разрыв между опытом и ценностными ориентациями поколения, которое начинало трудовую жизнь 20-25 лет назад, и сегодняшней молодежи. Омут взрослых становится для нее неэффективным, ненужным, более того - дезориентирующим, а источник формирования иного, более пригодного для рыночных условий трудового сознания отсутствует.

В связи с этим традиционные пути поддержки профессионального самоопределения через семью и ближайшее социальное окружение оказываются неадекватными сложившейся ситуации.

В настоящее время социально-экономическое развитие России в области трудовых ресурсов определяется рядом тенденций. К их числу относятся следующие.

1. Устойчивое развитие экономики России обусловливает повышение спроса на труд.

По данным Росстата, за последние годы наметился прирост валового внутреннего продукта, а также рост инвестиций в основной капитал. Численность занятых в экономике значительно возросла, а общая численность безработных сократилась.

2. Тенденции демографического развития России.

Даже оптимистические сценарии развития демографической ситуации в России указывают лишь на сохранение общей численности населения при уменьшении численности трудоспособного населения. Это означает, что при реализации оптимистического сценария социально-экономического развития обеспеченность экономики трудовыми ресурсами будет всего лишь удовлетворительной, т.е. предполагающей в лучшем случае оптимальное соответствие потребностей экономики и численности населения.

3. Усиление миграционного давления.

Ухудшение демографической ситуации в России с неизбежностью вызывает усиленный приток трудовых мигрантов, в основном из стран СНГ. Данный процесс уже активно идет. В нашем случае это означает прежде всего усиление конкуренции за рабочие места между гражданами России и трудовыми мигрантами, а также снижение уровня жизни коренного населения за счет увеличения количества низкооплачиваемых рабочих мест.

4. Усиление несоответствия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

В течение последних лет в России наблюдается несоответствие спроса и предложения рабочей силы. В целом преобладает структурная безработица, предложение труда по своим параметрам не соответствует изменившемуся спросу на труд, который постоянно превышает предложение. И хотя ситуация разнится от региона к региону, в целом наблюдаются структурные несоответствия двух видов. Во-первых, несоответствие профессионально-квалификационного состава трудоспособного населения ситуации на рынке труда и, во-вторых, большое количество вакантных рабочих мест с оплатой ниже величины прожиточного минимума.

В результате произошедших за последние десятилетия социально-экономических изменений в стране сложилась новая ситуация на рынке труда, когда большинство представителей современной молодежи уже не рассматривают сферу промышленности, занимавшую лидирующее положение в эпоху научно-технической революции, в качестве направления своих профессиональных и карьерных устремлений. Молодежь в значительной степени приходит в промышленность "по остаточному принципу", проиграв в конкурентной борьбе за возможности своей карьерной реализации в других, более престижных для нее сферах.

Д. А. Медведев констатировал: "Фактически за последние годы некому стало создавать и разрабатывать технологию производства принципиально нового оборудования. Это и современные станки, агрегаты, машины и механизмы. Что не менее важно, некому стало на них работать". Также было подчеркнуто, что важнейшей задачей развития отечественной промышленности является повышение престижа технических профессий (от рабочих до инженерных) и привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности.

По мнению аналитиков, в 2016 году увеличится занятость в сельскохозяйственной сфере, а также связанной с ней перерабатывающей отрасли. В основном это будет происходить из-за того, что возрастет необходимость в импортозамещении продовольствия. Кроме этого постоянный приток новых кадров потребуется и в высокотехнологичном секторе. Сохранится высокий спрос на программистов, разработчиков, аналитиков, микробиологов, химиков. Также будут востребованы отдельные профессии из производственной сферы: инженерные кадры в легкой промышленности, ракетостроении и космонавтике, а также в химической промышленности.

Вывод аналитиков Русского экономического общества:

Текущие тенденции на российском рынке труда выглядят вполне закономерными: по мере снижение общего уровня безработицы в стране конкуренция между претендентами на одно вакантное место возрастает. Эксперты, отслеживающие состояние российского рынка труда, прогнозируют - массовых сокращений в 2016 году не будет. Как и в последний месяц прошлого года, уровень безработицы сохранится в пределах 5,8 - 6%.

В настоящее время наибольшее беспокойство может вызывать серьезная дифференциация регионов по уровню напряженности на рынке труда. В составе России есть субъекты как со значительным относительным избытком, так и со значительным относительным дефицитом трудовых ресурсов. Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда проявляется в чрезмерно низких или слишком высоких значениях коэффициента напряженности. При этом крайне высокие значения данного показателя (как, например, в Республике Ингушетия и Республике Дагестан) стимулируют социальную напряженность в регионах. В свою очередь, высокая социальная напряженность может также провоцировать политическую нестабильность, а также отпугивать потенциальных инвесторов. Поэтому крайне важной представляется проведение взвешенной и скоординированной политики как федеральных, так и региональных властей, направленной на стимулирование занятости в и повышения гибкости рынка труда в целом.

По итогам обследования численность рабочей силы в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в январе 2016г. в Российской Федерации составляет 52%.

В численности рабочей силы 71,3 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,4 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности рабочей силы) в январе 2016г. составил 5,8% (без исключения сезонного фактора).


Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в январе 2016г. составил 64,7%.

Численность и состав рабочей силы (без корректировки сезонных колебаний)

Январь 2016г.

Январь 2016г.

IV квар-тал

в среднем за год

Тыс.человек

Рабочая сила в возрасте 15-72 лет

безработные

В процентах

Уровень участия в рабочей силе (рабочая сила к численности населения в возрасте 15-72 лет)

Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет)

Уровень безработицы (безработные к числен-ности рабочей силы)

Численность занятого населения в январе 2016г. уменьшилась по сравнению c декабрем 2015г. на 960 тыс.человек, или на 1,3%, по сравнению с январем 2015г. - на 419 тыс.чело-век, или на 0,6%. Снижение численности занятого населения в значительной степени обусловлено сокращением численности населения в трудоспособном возрасте.

Численность безработных в январе 2016г. увеличилась по сравнению с декабрем 2015г. на 3 тыс.человек, или на 0,1%, по сравнению с январем 2015г. - на 261 тыс.человек, или на 6,2%.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,4 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце января 2016г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1017 тыс.человек, что на 1,6% больше по сравнению с декабрем 2015г. и на 10,1% - по сравнению с январем 2015 года.

Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в январе 2016г. составила 46,3%, городских жителей - 65,6%, молодежи до 25 лет - 21,5%, лиц, не имеющих опыта трудовой деятельности - 24,4%.

Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей (8,6%) по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей (5,0%). В январе 2016г. это превышение составило 1,7 раза.

В январе 2016г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 20,5%, а в связи с увольнением по собственному желанию - 24,0% (в январе 2015г. - соответственно, 20,0% и 24,3%).

Безработица по федеральным округам . Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

Неотъемлемыми элементами рыночной экономики являются современный рынок труда и безработица. В нынешних условиях становления рынка требуется создать действенные механизмы использования трудовых ресурсов, чтобы перейти на новый уровень, снизив рост безработицы и социальную незащищенность населения.

Рынок труда в современных экономических условиях функционирует по таким же правилам, что и рынок товаров и услуг. Только закон спроса и предложения формирует цену на особый товар – рабочую силу. Объектом на рынке труда выступают . Очевидно такое соотношение:

  1. Если количество предложений на рынке труда больше, чем спрос на них, образуется излишек рабочей силы и возникает безработица.
  2. Когда количество предложений меньше, чем нужно работодателям, будет дефицит работников, в результате чего экономика тоже пострадает.

Если государство не полностью использует имеющиеся трудовые ресурсы, то экономическая система работает не в полную меру. С большим количеством рабочих мест производится большее количество общественного продукта, и материальные потребности людей лучше удовлетворяются.

Идеальной моделью рынка будет ситуация, когда количество соискателей, предлагающих свои услуги, равно числу требующихся вакансий. Безработица при этом будет равна нулю. В реальной экономике такого быть не может, но, чем ниже реальный уровень безработицы, тем лучше для экономики страны.

Сегодняшний рынок труда – это система различных механизмов, законодательных норм, общественных и государственных институтов, благодаря которым происходит потребление и воспроизведение рабочей силы. На нем осуществляется согласование интересов работодателей и работников по поводу платы за труд и его условий.

Современный рынок труда и его требования к профессионалу со стороны работодателей сформулированы четко: мало того, чтобы человек был хорошим специалистом, он должен быть мобильным и универсальным.

Государственное регулирование

Основная роль в создании позитивных тенденций на современном рынке труда должна быть у государства, поскольку оно может напрямую регулировать занятость в масштабе всей страны такими мерами:

  • поддержкой малого и среднего бизнеса;
  • организацией программ переобучения;
  • созданием условий для переселения в регионы с нехваткой специалистов;
  • предоставлением льгот отдельным категориям работников;
  • созданием дополнительных рабочих мест.

В 2012 году Правительством РФ был утвержден план реализации по программе содействию занятости населения на ближайшие три года. Он включает в себя различные мероприятия, которые должны помочь ускорить решение проблемы рынка труда.

Безработица и рынок труда : Видео

Особенности российского рынка труда

Чтобы понять, что собой представляет современный рынок труда в России, нужно ознакомиться с тем, что его индивидуализирует:

  1. Высокие показатели скрытой безработицы. Это дестабилизирует социальные отношения и ухудшает экономическую конъюнктуру.
  2. Частный сектор является достаточно крупным потребителем рабочей силы.
  3. Большое количество простаивающих предприятий, и, как следствие, неполная занятость.
  4. Очень велика дифференциация по регионам внутри страны по количеству занятых и по самым востребованным отраслям.
  5. Уровень пособий по безработице недостаточен.
  6. Границы между занятостью официальной и теневой довольно условны.
  7. Распространена модель занятости, когда рабочая сила и не используется, и не высвобождается в другие отрасли.
  8. Для определенных сегментов рынка труда характерны монополии.

Безработица в РФ

Характеристикой рынка труда на современном этапе является нормальный уровень безработицы (по состоянию на август Росстат озвучил уровень в 4,8 %). От 4 до 6% – адекватный показатель безработицы, если он выше, то можно говорить о стагнации в экономике. Такой уровень объясняется тем, что в качестве безработных учитывают только тех, кто обратился в государственную службу занятости. В то время как многие не имеют возможности или желания становиться на учет из-за крайне низкого размера пособий.

Согласно официальным статистическим данным, в России наиболее распространена фрикционная безработица, затем структурная, но по большей части как региональная проблема. Численность безработных поэтому можно сократить грамотным перераспределением рабочей силы.

Региональная безработица – это остро стоящая проблема в современной России, поскольку она не просто ухудшает экономические показатели, а приводит к социальной напряженности и появлению тенденций обособления отдельных регионов, развитию преступности и региональным конфликтам. По территориальному признаку – это, прежде всего, Северный Кавказ. Помимо этого, кризис переживают регионы, в которых развиты неактуальные сейчас отрасли.

Скрытая, или латентная безработица, которая является проблемой современного состояния рынка труда в России, с одной стороны, представляет собой нормальный этап перехода от плановой к рыночной экономике, с другой стороны – в нашей стране этот период чрезмерно затянулся. Это способствует привыканию трудящихся к работе с изменившимися условиями труда, и является препятствием для развития массовой, официально зарегистрированной безработицы.

Латентная безработица:

  • усложняет формирование эффективной занятости;
  • препятствует мобильности трудовых ресурсов по отраслям;
  • невысокая оплата труда снижает уровень жизни основного населения и усиливает тенденции по его расслоению.

Причины безработицы в России

В значительной степени современный рынок труда и безработица подвержены влиянию социально-экономических причин. Уровень безработицы часто используют в качестве показателя экономического развития.

Для нашей страны можно выделить такие основные причины недостатка рабочих мест:

  1. Структурные изменения в экономике, суть которых в том, что развитие новых технологий и техники требует сокращения лишней рабочей силы.
  2. Цикличность экономики в целом, когда работодатели просто вынуждены снижать свои потребности, в том числе и в трудовых ресурсах.
  3. Сезонные изменения.
  4. Политика правительства в трудовой сфере.

Одновременное повышение экономической эффективности производства и стремление к обеспечению полной занятости было бы утопичным. Ведь главный фактор роста экономики и производства – научно-технический прогресс – одновременно является одним из основных факторов возникновения безработицы.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа российского общества является проблема безработицы.

Безработица влечёт за собой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы - рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства (точнее, средств налогоплательщиков) на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство. Таким образом, показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения состояния экономики и оценки. В своей работе хочу рассмотреть данный критерий по всем его параметрам и найти способ для уменьшения процентного состава безработицы в общей экономической сфере. Ярким примером для изучения данной проблемы является Республика Крым в период вхождения в правовое поле Российской Федерации, на которую также оказал негативное влияние мировой финасово - экономический кризис, как на рынок труда региона, так и на экономику в целом.Цель: 1.Исследование понятия безработицы, видов и их специфики;2. Анализирование состояния рынка труда Республики Крым в переходный период, выявления его основных проблем, а также предоставление рекомендаций по их преодолению.Задачи: 1.Дать представление о проблеме безработицы, её видах и их специфике;2.Исследовать состояние рынка труда Республики Крым в переходный период;3.Выявить и изучить проблемы рынка труда;4.Предложить рекомендации по их преодолению.

1. Понятие безработица. Её виды и их специфика.

Проблема безработицы - одна из самых сложных и актуальных проблем на сегодняшний день. В экономических словарях понятие «безработицы» имеет множество трактовок. Изучив их, я вывела для себя доступное и понятное определение:

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята в трудовом процессе, находится в его активном поиске или же пассивном бездействии.Рассмотрим таблицу о видах безработицы.Таблица 1

1. Фрикционная (текущая) - это временная безработица, которая возникает при добровольной перемене человеком рабочего места (например, переход с одной работы на другую, изменение места жительства и другое) или при смене «этапов жизненного пути» (поступление на работу после армии, окончание учебного заведения и тому подобное). Фрикционная безработица считается неизбежной и в какой-то мере допустимой, потому что многие работники, добровольно оказавшиеся «между работами»,переходят с низкооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую и продуктивную для их карьерного роста работу.2. Структурная безработица - это неполная занятость, то есть рабочие заняты неполный рабочий день или по распоряжению администрации вынуждены идти в отпуск и так далее. Этому виду безработицы подвержены наёмные работники, владельцы мелких предприятий в сфере розничной торговли и услуг, особенно в период кризисов. Но в большей степени она проявляется в аграрном секторе, откуда люди готовы уйти в любое время. Аграрное перенаселение является скрытым, потому что мелкие крестьяне лишь формально считаются хозяевами, а фактически большую их часть относят к безработным. Но в статистике данный факт не фиксируется.3. Циклическая безработица - это безработица, вызванная фазой спада экономического цикла. В спаде снижается производственная активность, закрываются отдельные предприятия. В-следствии данных факторов, растёт уровень безработицы.

Циклическая безработица - отрицательное экономическое явление. Её наличие показывает, что экономика не функционирует на уровне полной занятости, а, следовательно, не достигается потенциального уровня ВВП. Появляется из-за природных факторов, легко прогнозируется по причине своей цикличности. Данный вид безработицы характерен для туристического бизнеса, сельского хозяйства, некоторых промыслов, а также строительной промышленности. Часто сезонную безработицу относят к фрикционной.4. Явная безработица — это безработица, которая регистрируется государственными органами службы занятости.5. Застойная безработица - включает работающих не на фабриках и заводах, а у себя на дому. Специфика данного вида в том, что рабочие заняты только в определённое время, удобное для них самих, а в остальное время являются безработными.6. Скрытая безработица — это экономическое явление, при котором место работы остаётся за человеком, формально сохраняются и отношения с работодателем, но при этом фактическая занятость отсутствует. Следует отметить, что необязательным есть и выплата заработной платы.

2. Причины, которые оказали на экономику Крыма негативное влияние.

В сложившейся экономико-политической ситуации для рынка труда Республики Крыма очень остро стоит проблема занятости населения.Во-первых, мировой финансово-экономический кризис отразился негативно как на экономике, так и на рынке труда региона. Во-вторых, влияет переходный период, который связан с вхождением Крыма в правовое поле Российской Федерации. В настоящее время на рынке труда республики появились противоречия между спросом и предложением на труд, вызванные количественно-качественным несоответствием рабочих мест и рабочей силы, в результате чего возник дисбаланс спроса и предложения.

На региональном рынке труда продолжает расти безработица среди молодежи, сельских жителей, инвалидов, женщин, так как граждане не могут найти себе достойную и стабильную работу. В связи с этим возникает необходимость в урегулировании проблем, сложившихся в сфере занятости.

Я считаю, что обеспечение экономически целесообразными рабочими местами безработных граждан приведет к продуктивной и полной занятости, расширению и совершенствованию ее структуры, снижению напряженности в обществе, а в конечном итоге - к конкурентоспособности и социально-экономическому развитию региона. Поэтому крайне важным является исследование состояния рынка труда в регионе и выявления его основных проблем.

Вопросами рынка труда и занятости населения занимались многие ученые-экономисты, как С.И. Бандур, Л.С. Тараевская, Г.Г. Вукович, Н.А.Зинюхина, В.Г. Федоренко и другие.

Вышеперечисленные ученые в своих научных трудах исследуют в целом рынок труда, однако не рассматривают и не анализируют состояние рынка труда в разрезе региона на примере Республики Крым с учетом специфики его функционирования, поэтому необходимо детально его исследовать.

В настоящее время на рынке труда региона сформировалась напряженная ситуация по трудоустройству безработных граждан. Не решены многие проблемы рынка труда, в число которых входит следующее: - сезонный характер использования ресурсов; - несоответствие профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров с потребностями работодателями; - невысокий уровень мобильности граждан внутри региона; - несоответствие качества предлагаемых рабочих мест и условий труда потребностям безработных.

Вместе с тем на рынке труда региона острыми стоят вопросы трудоустройства слабозащищенных категорий граждан: женщин, молодежи, инвалидов, людей предпенсионного возраста, которые выражены в ограниченных возможностях, недостаточной конкурентоспособности по отношению к остальным трудоустроенным категориям граждан на рынке труда, а также испытывающих трудности при поиске рабочего места. Сформировавшая сложная ситуация на рынке труда свидетельствует о дифференциации муниципальных образований Республики Крым по показателям уровня регистрируемой безработицы, ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения на рабочую силу и наличием отдельных территорий с высокой напряженностью на рынке труда.

На состояние рынка труда влияет много проблем, но главные из них - это экономические кризисы, структурные изменения в экономике и политическая нестабильность. Например, в 2009 г. на экономике и соответственно на региональном рынке труда крайне неблагоприятно отразились последствия мирового финансово-экономического кризиса, зародившегося в США в 2006 г., а затем распространившегося по всему миру. В результате этого уменьшились поступления в бюджеты всех уровней, отчисления в пенсионные фонды и фонды социального страхования, произошел спад промышленного, сельскохозяйственного и строительного производства, снизились объемы товарооборота. Какой вывод я могу сделать?

В этот период многие работодатели, особенно те, деятельность которых связана с отраслями металлургии, строительства, химической промышленности, вынуждены были поддерживать свой бизнес, переходить на четырехдневную рабочую неделю, отправлять сотрудников в вынужденный отпуск, а иногда и сокращать штат для того, чтобы продолжить функционировать. Что касается специалистов, то одним наемным работникам пришлось уволиться и остаться без работы, другим - и вовсе сменить сферу деятельности.

Сложившаяся экономическая ситуация отрицательно повлияла и на безработных граждан, в связи с тем, что условия на рынке труда диктует работодатель. На региональном рынке труда количество специалистов достаточное и работодатели предприятий могут позволить себе выбирать людей и варьировать трудовыми условиями и оплатой труда. Негативным является и то, что в связи с экономическим кризисом недостаточность денежных ресурсов у государства и работодателей привела к отсутствию необходимого качества и количества рабочих мест в регионе.

Так, по данным государственной статистики Республики Крым количество свободных рабочих мест и вакантных должностей на протяжении декабря 2009 г. уменьшилось на 14,9% и на 1 января 2010 г. составило 2561 единицу, что на 24,0% меньше, чем на 1 января 2009 г. Нагрузка незанятого населения на одно свободное рабочее место составляет 7 человек. По категориям рабочих мест этот показатель наивысший у работников, не имеющих профессии - 17 человек.

Кроме кризиса на формирование и функционирование рынка труда региона влияет и переходный период, который связан с вхождением Крыма в правовое поле Российской Федерации. Занятость граждан зависит от создаваемых постоянных и временных рабочих мест работодателями. Однако в настоящее время хозяйствующим субъектам, расположенным на территории региона, необходимо организовать и формировать бизнес, осуществить перерегистрацию, отрегулировать таможенное, налоговое законодательство, изучить нормативно-правые документы, наладить бухгалтерский, финансовый и управленческий учет и многие другие вопросы. Также перед работодателями стоят кадровые вопросы. В связи с тем, что многие работодатели перепрофилировали свой бизнес, важным остается вопрос профессиональной подготовки, переподготовки и квалификации наемных работников.

О сложившийся непростой ситуации в сфере занятости свидетельствуют следующие статистические данные: в январе-августе 2014 г. состояло на учете в службе занятости 38,7 тыс. безработных, за 8 месяцев 2013 г. - 36,8 тыс. безработных. По состоянию на 01 сентября 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. увеличилось количество безработных с 11,3 тыс. чел. до 15,3 тыс. чел.; вырос уровень зарегистрированной безработицы с 0,9 % до 1,3 %; снизились объемы трудоустройства незанятых и безработных граждан с 19,5 тыс. чел. до 17,8 тыс. чел.; сократилась потребность предприятий, организаций, учреждений, расположенных в Республике Крым, в рабочей силе с 7,1 тыс. чел. до 4,7 тыс. чел.; увеличилась нагрузка на одну вакансию с 2 до 3 чел. Анализируя основные показатели рынка труда региона за 2009- 2014 гг., можно отметить следующие положительные и отрицательные тенденции.Отрицательные:1.С каждым годом снижается экономически активное население. В 2014 году по сравнению с 2009 годом экономически активное население уменьшилось на 94,1 тыс. чел. или на 9,68%.2.Снизилось и занятое население - в 2014 году по сравнению с 2009 годом на 85,1тыс. чел. или на 9,4%.Положительные:1.Снизилось количество безработных граждан на 9 тыс. чел. или на 13,53% .

Следует обратить внимание на то, что уровень безработицы и в 2009 году, и в 2014 году не изменился и составляет 6,2%. Однако если рассматривать уровень безработицы в 2013 году, то в 2014 году он снизился по сравнению с 2013 годом на 0,3 %.

Сложилась напряженная ситуация, которая характеризуется тем, что количество уволенных (выбывших) работников превышает количество принятых. Этому свидетельствуют следующие факты: по данным службы государственной статистики в январе-марте 2014 года предприятиями, организациями, учреждениями, расположенными в Республике Крым, было принято 17,1 тыс. человек, при этом уволено 44,8 тыс. чел., в том числе по причине сокращения штатов - 2,6 тыс. чел., или 5,8%. Превышение численности уволенных работников над принятыми составило 27,7 тыс. чел., что почти в 5 раз больше, чем в соответствующем периоде 2013 года. Для сравнения: в январе-марте 2013 года на предприятия, организации, учреждения, расположенные в Республике Крым, было принято 21,0 тыс. чел., выбыло, в том числе по причине сокращения штатов - 26,9 тыс. чел., или 11,2%. Превышение принятых над уволенными составило 5,9 тыс. Человек.

В 2014 году в Крыму еженедельно проводился мониторинг рисков высвобождения работников с предприятий, учреждений, организаций региона. По данным центра занятости была изучена ситуация с высвобождением работников на 1,8 тыс. предприятий, организаций, учреждений в Республике Крым с общей численностью работников свыше 266 тысяч человек. По состоянию на сентябрь 2014 года отчеты о запланированном высвобождении работников предоставили в органы службы занятости 226 предприятий, организаций и учреждений с численностью 34,1 тыс. человек, анализ которых показал, что 3390 чел. работают неполный рабочий день/неделю, 582 чел. не заняты по вине работодателя, 352 чел. находятся в отпуске без сохранения заработной платы, численность работников, предполагаемых к увольнению на этих предприятиях, составляет 6848 чел.

Следует отметить, что в регионе больше всего пострадали из-за ухода украинских компаний наемные работники коммерческих банков. Республику Крым покинули такие частные финансовые учреждения как: «ПриватБанк», «Райффайзен Банк Аваль», а также «Имэксбанк», «Киевская Русь», «Крещатик», «Кредит Агриколь», OTP, VAB, «Кредитпромбанк» и многие другие. На учете в центре занятости в Симферополе состоят 505 банковских работников, 120 человек из этой сферы уже трудоустроены. Несмотря на то, что в Республике Крым уже создано 800 отделений российских банков, сектор кредитования по-прежнему находится в нестабильном состоянии, и, соответственно, спрос на специалистов этого направления критически низкий. Также очень низкий спрос на такие профессии, как психологи и политологи. Выбыли работники в регионе из частных фирм, оказывающих юридические услуги, в связи с тем, что не все работники прошли аттестацию. Кроме этого, усиливается конкуренция со стороны юридических агентств Российской Федерации. В Республике Крым открыты представительства юридических компаний из Воркуты, Новороссийска, Санкт-Петербурга и Москвы, имеющие преимущество - доскональное знание российского законодательства. Представительствам новых юридических компаний интересны молодые специалисты-юристы, которые готовы быстро переучиться. Для опытных юристов предложений работы отсутствует, в связи с тем, что они специалисты по украинскому праву.

Одни из самых востребованных в последние годы на крымском рынке труда - специалисты IT-сферы, спрос на которых всегда превышал предложения, ныне тоже оказались без работы. После референдума несколько крупных IT-компаний закрыли свои представительства в регионе. Кроме IT-сферы уволены многие наемные работники и страховых компаний.

На рынке труда Республике Крым наблюдается дисбаланс спроса и предложения на рабочую силу. Разбалансированность регионального рынка вызвана низкими и не вовремя выплаченными зарплатами, несоблюдением работодателей условий труда, профессионально- квалификационным несоответствием работников, в частности молодых специалистов, являющихся выпускниками учебных заведений, переполнением рынка «престижными» профессиями.

Все вышеперечисленные причины вызывают несоответствие рабочего места наемному работнику и, наоборот, наемного работника - рабочему месту.

Хочу заметить, что особенностью рынка труда Республики Крым является его сезонный характер, обусловленный тем, что в сельских районах это связано с посевом и уборкой урожая, а на побережье - с курортным сезоном. Поэтому в республике многие жители вынуждены работать на временных курортных работах в летний период, а зимой, в связи с отсутствием постоянных рабочих мест, не работают и находятся на учете в центрах занятости. В связи с этим, чтобы поддержать временных безработных в зимний сезон центрами занятости были предложены общественные работы. Хотя общественные работы и обеспечивают временную занятость, однако не дают достойного и постоянного дохода безработным гражданам и их семьям. И какой вывод можно из этого сделать?

Создавая рабочие места в сферах экономической деятельности, государству необходимо обосновать их стоимость, так как важной проблемой были и остаются финансовые ресурсы; за счет государственных или частных средств финансировать рабочие места, создать оптимальное количество рабочих мест в приоритетных сферах экономики, соблюдать качественные характеристики, осуществлять государственный и частный контроля и, наконец, проводить оценку эффективности рабочих мест. Рабочие места должны создаваться не только за счет средств государства и юридических лиц, но и за счет физических лиц - предпринимателей и самозанятых. Выше отмечалось, что особенность специфики региона заключается в развитом курортно-туристическом бизнесе и обслуживающей его инфраструктуре. Развитие предпринимательства в Республике Крым даст возможность увеличить экономический рост региона, повысить занятость, обеспечивая многих граждан желаемой работой и рабочими местами. В Крыму финансовая поддержка малого предпринимательства осуществляется через республиканский и местные фонды поддержки предпринимательства, денежные ресурсы которых формируются в основном за счет бюджетных средств.

На мой взгляд, в Республике Крым в значительной степени не использован потенциал для развития малого и среднего бизнеса в этом и в других секторах хозяйствования. Местные органы власти должны максимально способствовать устранению административных барьеров для граждан, которые желают открыть свой бизнес, финансировать, содействовать и поддерживать развитие малого, среднего предпринимательства в Крыму.

В настоящий момент государственными органами управления разработаны мероприятия по регулированию занятости и рынка труда, которые зафиксированы в Государственной программе содействия занятости населения Республики Крым на 2015-2017 гг. Программа является одним из инструментов в реализации мер и действий на региональном рынке труда, важным элементом механизма государственного регулирования занятости населения и воздействия на рынок труда Республики Крым. В регионе существует актуальная и нерешенная проблема трудоустройства инвалидов. В настоящее время в Республике Крым насчитывается около 126 тыс. инвалидов, работать из которых могли бы большинство. Поэтому одним из важных мероприятий программы является содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные для них рабочие места. В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Крым от 23.12.2014 №596 «Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов на создание специальных рабочих мест для инвалидов» определены правила предоставления компенсации работодателям Республики Крым на создание специальных рабочих мест для инвалидов. Специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов - это рабочее место, требующее дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов с учетом среднесписочной численности (далее - специальное рабочее место). Трудоустройство незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) рабочие места (в том числе специальные), создание инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа к рабочим местам инвалидов, в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски, осуществляется в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, у индивидуальных предпринимателей, в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Предоставление компенсации на создание специального оборудованного (оснащенного) места осуществляется за счет средств, предоставляемых из федерального бюджета в виде субсидии на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения и средств бюджета Республики Крым через территориальные отделения Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» на основании заявки работодателя, договора и предоставления документов, предусмотренных Постановлением Совета Министров Республики Крым от 23.12.2014 № 596. Средний размер возмещения затрат на оборудование рабочего места для незанятого инвалида в 2015 г. составляет 79,69 тыс. руб.

Среди востребованных профессий можно выделить такие, как менеджеры по продажам, работники строительных профессий. Растет спрос на сотрудников курортно-туристического комплекса. По данным центра занятости на предприятиях есть потребность в привлечении иностранной рабочей силы. Часть предприятий особенно в летний период не укомплектованы необходимыми работниками. Особенно возникает потребность в торговых работниках и строительных специальностях. Есть также некоторые предприятия сельского хозяйства, которым необходимы работники на уборку сельскохозяйственной продукции.

Крым является специфическим регионом, в котором увеличение потребности в рабочей силе в основном вызвано курортным сезоном, летним туризмом и рекреацией, развитием сельского хозяйства. В связи с этим растет и спрос на рабочую силу в сферах туризма и сельского хозяйства. После окончания летнего курортного сезона, сбора урожая, как правило, сокращается спрос на эти рабочие места. В Крыму значительная часть работающих граждан занята в торговле - почти 30%, на сельское хозяйство приходится 20%, в промышленности занято 9% граждан, в организациях охраны здоровья и оказания социальной помощи - 8%.

Сегодня в Крыму наиболее востребованными остаются представители рабочих профессий, в частности строительных специальностей. Остро нуждается регион во врачах и медсёстрах. Растёт спрос на таких работников, как няни, сиделки, гувернантки и домработницы. Существенная проблема Республики Крым - предоставления рабочих мест и трудоустройство безработных граждан в сельскохозяйственной местности. Ситуация сложилась так, что во многих населённых пунктах нет реальных работодателей.

Заключение

Так, в Республике Крым правительству нужно решить в первую очередь проблему качества создания рабочих мест, создавая их в сферах, связанных с товарами широкого потребления, удовлетворяя потребности необеспеченных граждан региона. Помимо этого, следует поддерживать и развивать экономику в регионе, создавая рабочие места в высокотехнологических сферах с помощью инвестиций.

Продолжать уделять внимание особое внимание трудоустройству инвалидов. Увеличить количество рабочих мест для них, учитывая их потребности, соблюдая благоприятные условия труда. А также центрам занятости проводить профессиональное обучение безработных лиц с инвалидностью по профессиям, которые пользуются спросом у работодателей, проводить стажировки на конкретных рабочих местах с целью их дальнейшего трудоустройства.

Разработать механизм по стимулированию и дотациям рабочих мест в сельской местности, а также экономически поддерживать в развитии малый и средний бизнес, проводить соответствующие консультации, обучения и финансовую поддержку начинающим предпринимателям.

Целесообразно разработать региональные схемы по созданию рабочих мест с предусмотренным ежегодным финансированием. К тому же важно чётко определить региональную потребность в рабочих местах, для этого регулярно проводить мониторинг прогнозирование на рынке труда.

Таким образом, созданные и действующие рабочие места должны эффективно функционировать, преодолеть дисбаланс спроса и предложения в регионе, чтобы наёмные работники могли получить достойную работу и благоприятные условия труда, работодатели - квалифицированные кадры и максимальную прибыль от своего бизнеса, а регион - социально-экономические развитие.

Список использованных источников литературы 1. Арабов Н.У., Зикиряев З.М. (2013) Организационно-экономический механизм регулирования рынка труда.Инвестиции.Строительство.Недвижимость.,1,23-282. Анисимов Л.Н.Новое в трудовом законодательстве. « Юстицинформ» 2007.г

3. Баева В.Д. (2010) Госрегулирование рынка труда как фактор инновационного развития России. Государственное и муниципальное управление. Учёные записки СКАГС,4,161-171.4. Бандур С.И. (2008) Система приоритетов государственной политики занятости в парадигме формирования инновационной модели развития экономики Украины. Рынок труда и занятость населения,1,10-15.5. Бандур С.И, Тараевская Л.С (2006) Стратегия развития рабочих мест в механизме государственного регулирования национального рынка труда. Экономика и государство,1,73-76.6. Богдановский В.А (2012) Российская модель трансформации занятости в переходной экономике. Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве,3,27-33.7. Вукович Г.Г (2011) Исследование механизмов разрешения противоречий регионального рынка труда. Теория и практика общественного развития,7,315-316.8. Вукович А.Г. (2009) Региональный рынок труда: факторный анализ. Аудит и финансовый анализ,6,376-382.9. Гулевич О. (2005) Нормативный анализ государственного регулирования рынка труда. Украина: аспекты труда,8,3-6.10. Гоффе Н.В (2012) Влияния кризиса на занятость и безработицу. Мировая экономика и международные отношения,8,27-38.11. Громыко В.А (2012) Эффективность механизмов государственного регулирования регионального рынка труда. Кооперативное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра кооперативного права, управления и венчурного инвестрирования Сыктывкарского государственного университета,2,2.*Таблица основана на данных раздела «Рынок труда и занятость населения» на сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым.

Ключевые слова: рынок труда, рабочая сила, занятость, безработица, пособие по безработице, трудоустройство.

В современном мире рынок труда функционирует по тем же принципам, что и рынок товаров и услуг. Но основным его отличием является то, что здесь продается особый товар – рабочая сила.

Рынок труда представляет собой совокупность экономических отношений между работодателями и работниками, носителями рабочей силы . Данный рынок служит одним из критериев, состояние которого позволяет оценить национальное благополучие, стабильность, эффективность социально-экономического развития государства .

Состояние современного рынка труда в России в последние годы особенно сильно подвержено воздействию политических событий и экономических явлений. Имеют значение происходящие как внутри страны, так и за ее пределами события .

В настоящее время российский рынок труда имеет значительное количество серьезных проблем, требующих как можно более качественного и быстрого решения. К данным проблемам относятся:

1) увеличение числа работающих неофициально, рост теневой занятости, что не дает увидеть и проанализировать полную картину занятости в стране, уменьшает объем налогов, поступающих в бюджет;

2) увеличение числа беженцев и мигрантов в связи с политической ситуацией в мире, которые нуждаются в трудоустройстве, что зачастую приводит к росту неквалифицированной рабочей силы в стране;

3) невысокий уровень оплаты труда в большинстве регионов страны;

4) рост числа безработных граждан;

5) скрытая безработица – серьезные различия между официально зарегистрированным количеством безработных и общим числом безработных, что не дает в полной мере отследить состояние рынка труда;

6) достаточно невысокий уровень пособий по безработице – по данным Минтруда в 2016 г. его размер по максимальной ставке составляет 4900 руб. , что практически в 2 раза меньше величины прожиточного минимума, который в целом по стране в первом квартале 2016 г. составил 9776 рублей ;

7) избыток рабочей силы по причине сокращения производства ;

8) глубокая территориальная дифференциация занятости: уровень безработицы в экономически активных и депрессивных регионах различается в десятки раз.

Таким образом, на современном российском рынке труда достаточно много проблем. И наиболее важной из них остается безработица.

Безработица является главной составляющей современного рынка труда. Она является неотъемлемой частью экономики любой страны в независимости от того развитая это страна или развивающаяся. Разница состоит лишь в том, каков ее уровень. Уровень безработицы определяется как соотношение численности безработных и численности рабочей силы или как соотношение доли занятых, ежемесячно теряющих работу, и суммы этой доли с долей безработных, ежемесячно находящих работу .

Согласно определению Международной организации труда, человек в возрасте 10-72 лет (в России, по методологии Росстата, - 15-72 лет) признаётся безработным, если на критическую неделю об-следования населения по проблемам занятости он одновременно: не имел работы, искал работу и был готов приступить к работе .

В соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики последние 4 года с 2012 по 2015 гг. уровень безработицы практически не меняется и держится на уровне 5,5%, что является улучшением по сравнению с результатами прошлых лет, когда с 2000 по 2011 г. уровень безработицы не опускался ниже 6% и доходил до 8-10% . Это говорит о заметном улучшении, постепенном приспособлении нашей страны к условиям рыночной экономики, даже не смотря на сложную геополитическую ситуацию, которая оказывает сильное влияние на экономику нашей страны.

Уровень безработицы также различен в разных социальных группах. Существует зависимость между безработицей и уровнем образования населения. Так, в 2015 г. самую большую долю среди без-работных (29,5%) составили люди, окончившие только 11 классов в школе, далее идут те, кто имеет среднее профессиональное образование (20,7%) и только после них следуют граждане с высшим образованием (19, 7%) . Это доказывает несомненную важность образования в процессе трудоустройства.

Ведущая роль в улучшении ситуации на рынке труда принадлежит государству, так как оно способно различными мерами регулировать занятость в масштабе всей страны.

Вариантами решения вышеперечисленных проблем может быть: увеличение количества рабочих мест за счет открытия новых предприятий и возобновления деятельности старых; совершенствование законодательства в вопросах регулирования рынка труда; увеличение размера пособия по безработице; обеспечение профессиональной и территориальной мобильности участников рынка труда ; повышение качества профессионального образования, предоставление возможности переподготовки специалистов, проведение профессиональных курсов для граждан, стоящих на учете в центрах занятости; эффективная система трудоустройства молодых специалистов .

Для Пензенской области предлагается: проведение особого курса региональной политики молодежной занятости, направленной на преодоление ситуации отложенного спроса на труд молодых специалистов на рынке; создание условий для интеграции на местный рынок труда с учетом перспективных потребностей в трудовых ресурсах иностранной рабочей силы, но на основе принципа приоритетного использования местного трудового потенциала; развитие инфраструктуры сельских территорий, фермерства; обновление промышленной базы, оборудования предприятий; повышение заработной платы в
соответствии с ростом производительности труда .

Таким образом, современный рынок труда в России имеет много острых проблем, таких как безработица, большое количество неквалифицированных мигрантов, значительный уровень теневой занятости и др. Государство проводит активную политику в области поддержки и помощи в вопросах занятости, трудоустройства граждан. Так, Постановлением Правительства от 15 апреля 2014 г. была утверждена государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» . Она включает в себя различные мероприятия, которые должны помочь ускорить решение проблем рынка труда.

Список использованных источников

1. Скворцова, В. А. Микроэкономика: учебное пособие / В. А. Скворцова, И. Е. Медушевская, А. О. Скворцов: под ред. проф. В. А. Скворцовой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. – 482 с.
2. Какушкина М. А., Бочарова Н. В. Российский рынок труда: реалии современности // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2015. – № 4. – С. 1-7.
3. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ – URL.: http://www.rosmintrud.ru.
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики – URL.: http://www.gks.ru.
5. Макроэкономика: учебник / Т. А. Агапова, С. Ф. Серёгина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. – 560 с.
6. Григорян М. Э., Арутюнов Э. К. Рынок труда на современном этапе развития экономики России // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 112-114.
7. Рабочая сила, занятость и безработица в России: статистический сборник/ Информацион-но-издательский центр «Статистика России». – 2016. – 146 с.
8. Ефимов О. Н. Российский рынок труда: проблемы и тенденции [Электронный ресурс] – http://sci-article.ru/stat.php?i=1448300971.
9. Лескина О.Н. Приоритеты молодежной политики в современной России // NovaInfo.Ru. – 2015. – Т.2. № 30. – С.49-52
10. Лескина О.Н., Новикова И.В. Проблемные аспекты региональных рынков труда (сравни-тельный анализ Амурской и Пензенской областей) // В мире научных открытий. – 2013. – № 8 (44)
11. Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости Роструд – URL.: http://www.rostrud.ru.

Научная статья на тему “Основные проблемы рынка труда в современной России” обновлено: Февраль 5, 2018 автором: Научные Статьи.Ру