Типы интерпретаций психологического диагноза научная когнитивная шаблонная. Вклад Л.С

Понятие "психологический диагноз" - ключевое в психологической диагностике и в то же время наименее разработанное. Им пользуются все психологи-диагносты, хотя единое представление о сути, специфики и содержании психологической информации, необходимой для постановки диагноза, отсутствует. Дальнейшее расширение функций психолога-диагноста, как и совершенствование системы профессиональной подготовки психологов непосредственно связано с разработкой этого понятия.

Само понятие "психологический диагноз", прежде всего, указывает на тесную связь с медициной, а точнее с психиатрией. Небезынтересно, что слово "диагноз" пришло из военного дела. В давние времена диагностами называли войнов, выносивших в перерыве между боями убитых и раненных. Затем этот термин появился в медицине и первоначально применялся для обозначения психических нарушений или состояний, отклоняющихся от нормы. В медицинском смысле цель психодиагностики сводится к постановке диагноза, то есть к определению отличий выявленных у конкретного человека психологических характеристик от известного на данный момент эталона. Проникновение психодиагностики во многие сферы деятельности и частной жизни человека заставляет более широко понимать термин "психологический диагноз" и более четко дифференцировать патопсихологию от выявления нормальных психических феноменов.

Л.С.Выготский установил три ступени психологического диагноза.

Первая ступень - Симптоматический (эмпирический) диагноз. Может ограничиваться только констатацией определенных психических особенностей или симптомов, по которым затем делается практический вывод. Такой диагноз не считается чисто научным, так как симптомы не всегда выявляются профессионалами. Симптоматический диагноз доступен практически всем, кто окружает обследуемого. Один из основных методов постановки симптоматического диагноза - наблюдение и самонаблюдение, высокий субъективизм которых хорошо известен.

Вторая ступень - Этиологический диагноз. Учитывает не только наличие определенных психических особенностей (симптомов), но и причины их возникновения. Выяснение возможных причин особенностей переживаний, поведения, отношений человека - важный элемент психологического диагноза. Тем не менее, надо осознавать, что поступки человека, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми определяются многими причинами. Психолог-диагност может проследить роль лишь незначительного количества причин той или иной психологической особенности.

Третья ступень - Типологический диагноз (высший уровень). Заключается в определении места и значения полученных результатов в среднестатистическом ряду, а также в целостной картине личности.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом, который строится на умении понимать внутреннюю логику развития психического феномена. Прогноз требует умения видеть и соединять воедино прошлое, настоящее и будущее.

Психодиагностические средства. Репрезентативность, надежность, валидность психодиагностических методик.

28. Использование компьютерных технологий в диагностической и коррекционно-развивающей работе в системе специального образования .

На современном этапе развития психодиагностики компьютер стал неотъемле- мым элементом диагностической деятельности психолога. Внедрение компьюте- ров в психодиагностику имеет свою историю. На начальном этапе развития ин- формационных технологий (начало 1960-х гг.) функции компьютера были весь- ма ограничены и сводились в основном к предъявлению достаточно простых стимулов, фиксации элементарных реакций и статистической обработке данных. Компьютер выступает в роли вспомогательного инструмента исследователя, на него возлагаются наиболее трудоемкие, рутинные операции. Однако уже в это время начинает развиваться машинная интерпретация тестов.
Собственно появление так называемой компьютерной психодиагностики за рубежом происходит в период второго этапа развития информационных техноло- гий (1960-е гг.). В первую очередь были автоматизированы все трудоемкие про- цедуры обработки диагностической информации (подсчет «сырых» баллов, на- копление базы данных, расчет норм теста, перевод первичных данных в стандарт- ные показатели и т. д.). Определенное развитие в этот период получили и системы многомерного анализа данных.

2.5. Тест как основной инструмент психодиагностики 115

Успехи в развитии электроники привели к быстрому снижению стоимости машинных ресурсов, тогда как расходы на математическое обеспечение возросли. Концепция этого этапа развития информационной технологии может быть сфор- мулирована следующим образом: «Все, что может быть запрограммировано, дол- жны делать машины; люди должны делать только то, на что они пока не в состоя- нии написать программы» (Громов, 1985). Именно к этому периоду относятся основные достижения западной компьютерной психодиагностики. Ко времени возникновения новой машинной технологии обработки информации психодиаг- ностика обладала значительным арсеналом стандартизированных методик. Неко- торые выборки обследованных насчитывали миллионы. Благодаря потребности в оперативном анализе массивов данных, быстро развиваются компьютерные средства сбора психодиагностической информации, разрабатываются средства специального программного обеспечения. Компьютер все чаще выступает в роли
«экспериментатора».
Третий этап развития информационной технологии (начиная с 1970-х гг.) со- здал условия для возникновения нового поколения компьютерных психодиагно- стических систем на базе ПЭВМ, ускорил процесс внедрения в практику автома- тизированных тестовых методик, создал основу для последующей формализации и автоматизации процесса сбора и обработки психодиагностической информации. Меняется процедура обследования, общение испытуемого с ЭВМ приобретает форму «диалога». Введение обратной связи позволяет изменять стратегию иссле- дования в зависимости от предшествующих результатов. Именно в этот период появляются первые собственно компьютерные тесты, тесты специально создан- ные для компьютерной среды. Развитие этих тестов создает предпосылки адаптив- ного тестирования, связанного в первую очередь с приспособлением заданий к особенностям ответов испытуемого. Отсюда целесообразно разделение тестов на компьютеризированные, или приспособленные к условиям компьютера, и ком- пьютерные.
В последнее десятилетие XX в. компьютеры становятся доступными не толь- ко институтам и лабораториям, но и каждому исследователю. В настоящее время сложные психодиагностические исследования реализуются на базе мощных пер- сональных компьютеров, обладающих большим быстродействием и разнообраз- ным набором периферийных устройств.
Отечественная компьютерная психодиагностика как направление исследова- ний оформляется к середине 1980-х гг., и ее развитие не столь непосредственно связано с совершенствованием информационной технологии, как

Требования к построению и проверке психодиагностических методик.

Глава III ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ И ПРОВЕРКЕ МЕТОДИК

§ 1. СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Диагностическая методика отличается от любой исследовательской тем, что она стандартизирована. Как отмечает А. Анастази (1982), стандартизация - это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Таким образом, стандартизация рассматривается в двух планах: как выработка единых требований к процедуре эксперимента и как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний.

Стандартизация процедуры эксперимента подразумевает унификацию инструкций, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования.

К числу требований, которые необходимо соблюдать при проведении эксперимента, можно, например, отнести такие:

1) инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило,
письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же
словами, понятными для всех, в одинаковой манере;

2) ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими;

3) в процессе эксперимента не следует давать отдельным испытуемым
дополнительные пояснения;

4) эксперимент с разными группами следует проводить в одинаковое по
возможности время дня, в сходных условиях;

5) временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны
быть одинаковыми и т.д.

Обычно авторы методики в руководстве приводят точные и подробные указания по процедуре ее проведения. Формулирование таких указаний составляет основную часть стандартизации новой методики, так как только строгое их соблюдение дает возможность сравнить между собой показатели, полученные разными испытуемыми.

Другим наиболее важным этапом в стандартизации методики является выбор критерия, по которому следует проводить сравнение результатов диагностических испытании, поскольку диагностические методики не имеют заранее определенных стандартов успешности или неудачи в их выполнении. Так, например, ребенок шести лет, выполняя тест умственного развития, получил балл, равный 117. Как это понимать? Хорошо это или плохо? Часто ли такой показатель встречается у детей данного возраста? Количественный результат как таковой ничего не означает. Полученный дошкольником балл нельзя интерпретировать как показатель относительно высокого, среднего или низкого развития, так как это развитие выражено в единицах измерения, присущих данной методике, и, таким образом, абсолютного значения полученные результаты иметь не могут. Очевидно, нужно располагать точкой отсчета и какими-то строго определенными мерами, чтобы с их помощью оценивать полученные при диагностировании индивидуальные и групповые данные. Возникает вопрос, что за эту точку отсчета брать? В традиционном тестировании такая точка добывается статистическим путем - это так называемая статистическая норма.

В общих чертах стандартизация диагностической методики, ориентированной на норму, осуществляется путем проведения этой методики на большой репрезентативной выборке того типа, для которого она предназначена. Относительно этой группы испытуемых, называемой выборкой стандартизации, вырабатываются нормы, указывающие не только средний уровень выполнения, но и его относительную вариативность выше и ниже среднего уровня. В результате можно оценить разные степени успешности или неуспешности в выполнении диагностической пробы. Это позволяет определить положение конкретного испытуемого относительно нормативной выборки или выборки стандартизации (А. Анастази, 1982).

Для вычисления статистической нормы психологи-диагносты обратились к давно применяемым в биологии приемам математической статистики. Рассмотрим пример.

На призывной пункт явились несколько тысяч молодых людей. Допустим, что все они примерно одного возраста. Что мы получим при измерении их роста? Обычно оказывается, что большинство почти одного роста, совсем немного будет людей очень маленького и очень высокого роста. Остальные же распределятся симметрично, уменьшаясь по количеству от среднего максимума в ту и другую сторону. Распределение рассматриваемых величин - это нормальное распределение (или распределение по нормальному закону, кривая распределения Гаусса). Математики показали, что для описания такого распределения достаточно знать два показателя - среднюю арифметическую и так называемое стандартное отклонение, которое получается путем несложных вычислений.

Назовем среднюю арифметическую х, а стандартное отклонение (J (сигма малая). При нормальном распределении все изучаемые величины практически находятся в пределах + 5 (J .

Нормальное распределение обладает многими преимуществами, в частности оно позволяет заранее рассчитать, сколько случаев будет расположено в определенном удалении от средней арифметической при использовании для определения удаленности стандартного отклонения. Для этого имеются специальные таблицы. Из них видно, что в пределах х ± (J находится 68% изучаемых случаев. За этими пределами находится 32% случаев, а так как распределение симметрично, то по 16% с каждой стороны. Итак, преобладающая и наиболее представительная часть распределения находится в пределах x±G.

Рассмотрим стандартизацию диагностической методики на примере тестов Стэнфорд-Вине. В группу испытуемых входили 4498 человек от 2,5 до 18 лет. Усилия стэнфордских психологов были направлены на то, чтобы распределение полученных по каждому возрасту данных о выполнении тестов было близко к нормальному. Этого результата удалось добиться далеко не сразу; в некоторых случаях ученым приходилось заменять одни задания другими. В конце концов работа была закончена, и были подготовлены тесты по каждому возрасту со средней арифметической, равной 100, и со стандартным отклонением, равным 16, с распределением, близким к нормальному.

Выше говорилось о том, что при измерении роста новобранцев было получено нормальное распределение данных об их росте. Никто не вмешивался в процесс измерения, не заменял одних новобранцев другими. Все получилось естественно, само собой. Но при работе с психологическими методиками дело идет не так. Опытным психологам, неплохо представляющим психические возможности детей, приходилось заменять некоторые задания, чтобы приблизить полученные результаты к нормальному распределению. Результаты диагностических испытаний в психологии очень редко укладываются в рамки нормального закона; их приходится для этого специально подгонять. Причины этого явления нужно искать в самом существе теста, в обусловленности его выполнения подготовкой испытуемых.

Итак, стэнфордскими психологами было получено распределение, близкое к нормальному. Для чего оно нужно? Это дало возможность классифицировать весь полученный материал по каждому возрасту. Для такой классификации используется стандартное отклонение СТ и средняя арифметическая jc. Принимается, что результаты в пределах jc ± (J показывают границы наиболее характерной, представительной части распределения, границы нормы для данного возраста. При (J =16их=100 эти границы нормы будут от 84 до 116. Интерпретируется это так: результаты испытуемых, которые не выходят за эти границы, находятся в пределах нормы. Те, чьи результаты менее 84, находятся ниже нормы, а те, чьи результаты более 116, - выше нормы. Нередко этот же прием применяют и для дальнейшей классификации. Тогда результаты в пределах от jc -СТ до х - 2(J интерпретируются как "несколько ниже нормы", а от jc -2(J до jc - ЗсТ - как "значительно ниже нормы". Соответственно классифицируются результаты, находящиеся выше нормы.

Вернемся к результату, полученному ребенком шести лет, о котором упоминалось выше. Его успешность по тесту равна 117. Этот результат выше нормы, но очень незначительно (верхняя граница нормы 116).

Кроме статистической нормы, основой для сравнения, интерпретации результатов диагностических испытаний могут стать и такие показатели, как процентили

Процентиль - это процентная доля индивидов из выборки стандартизации, первичный результат которых ниже данного первичного показателя. Например, если 28% людей правильно решат 15 задач в арифметическом тесте, то первичному показателю 15 соответствует 28-й процентиль (P 2 s)- Процентили указывают на относительное положение индивида в выборке стандартизации. Их также можно рассматривать, как ранговые градации, общее число которых равно 100, с той лишь разницей, что при ранжировании принято начинать отсчет сверху, тес лучшего члена группы, получающего ранг 1. В случае же процентилей отсчет ведется снизу, поэтому чем ниже процентиль, тем хуже позиция индивида.

50-й процентиль (Р 5 о) соответствует медиане - одному из показателей центральной тенденции. Процентили свыше 50 представляют показатели выше среднего, а те, которые лежат ниже 50, - сравнительно низкие показатели, 25-й и 75-й процентили известны также под названием 1-го и 3-го квартилей, поскольку они выделяют нижнюю и верхнюю четверти распределения. Как и медиана, они удобны для описания распределения показателей и сравнения с другими распределениями.

Процентили не следует смешивать с обычными процентными показателями Последние являются первичными показателями и представляют собой процент правильно выполненных заданий, тогда как процентиль - это производный показатель, указывающий на долю от общего числа членов группы. Первичный результат, который ниже любого показателя, полученного в выборке стандартизации, имеет нулевой процентильный ранг (Р 0). Результат, превышающий любой показатель в выборке стандартизации, получает процентильный ранг 100 (Рюо)- Эти процентили, однако, не означают нулевого или абсолютного результата выполнения теста.

Процентильные показатели обладают рядом достоинств. Их легко рассчитать и понять даже сравнительно неподготовленному человеку. Их применение достаточно универсально и подходит к любому типу тестов. Однако недостаток процентилей - это существенное неравенство единиц отсчета в том случае, когда анализируются крайние точки распределения. При использовании процентилей (как уже отмечалось выше) определяется только относительное положение индивидуальной оценки, но не величина различий между отдельными показателями.

В психодиагностике существует и другой подход к оценке результатов диагностических испытаний. В нашей стране под руководством К.М. Гуревича разрабатываются тесты, в которых в качестве точки отсчета выступает не статистическая норма, а независимый от результатов испытания, объективно заданный социально-психологический норматив. В главе XII дано определение этого понятия и показано, в чем преимущество такого критерия оценки по сравнению со статистической нормой.

Социально-психологический норматив реализуется в совокупности заданий, составляющих тест. Следовательно, сам тест в полном его объеме и является таким нормативом. Все сопоставления индивидуальных или групповых результатов тестирования проводятся с тем максимумом, который представляется в тесте (а это полный набор знаний). В качестве критерия оценки выступает показатель, отражающий степень близости результатов к нормативу. Имеется разработанная схема представления групповых количественных данных.

Для анализа данных относительно их близости к социально-психологическому нормативу, условно рассматриваемому как 100%-ное выполнение всего теста, все испытуемые подразделяются по результатам тестирования на 5 подгрупп (%):

1) наиболее успешные - 10;

2) близкие к успешным - 20;

3) средние по успешности - 40;

4) малоуспешные - 20;

5) наименее успешные - 10.

Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент правильно выполненных заданий. Строится система координат, где по оси абсцисс идут номера подгрупп, по оси ординат - процент выполненных каждой из подгрупп заданий. После нанесения соответствующих точек вычерчивается график, отражающий приближение каждой из подгрупп к социально-психологическому нормативу. Такая обработка проводится по результатам как теста в целом, так и каждого субтеста в отдельности

§ 2 НАДЕЖНОСТЬ И ВАЛИДНОСТЬ

Прежде чем психодиагностические методики могут быть использованы для практических целей, они должны пройти проверку по ряду формальных критериев, доказывающих их высокое качество и эффективность. Эти требования в психодиагностике складывались годами в процессе работы над тестами и над их совершенствованием. В результате появилась возможность оградить психологию от всевозможных безграмотных подделок, претендующих на то, чтобы называться диагностическими методиками.

К числу основных критериев оценки психодиагностических методик относится надежность и валидность. Большой вклад в разработку этих понятии внесли зарубежные психологи (А. Анастази, Е. Гизелли, Дж. Гилфорд, Л. Кронбах, Р. Торндайк и Е. Хаген и др.). Ими были разработаны как формально-логический, так и математико-статистический аппарат (прежде всего корреляционный метод и фактический анализ) обоснования степени соответствия методик отмеченным критериям.

В психодиагностике проблемы надежности и валидности методик тесно взаимосвязаны, тем не менее существует традиция раздельного изложения этих важнейших характеристик. Следуя ей, начнем с рассмотрения надежности методик.

НАДЕЖНОСТЬ

В традиционной тестологии термин "надежность" означает относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых. Как пишет А.Анастази (1982), вряд ли можно с доверием относиться к тесту интеллекта, если по нему в начале недели ребенок имел показатель, равный НО, а к концу 80. Повторное применение надежных методик дает сходные оценки. При этом в определенной мере могут совпадать как сами результаты, так и порядковое место (ранг), занимаемое испытуемым в группе. И в том, и в другом случае при повторении опыта возможны некоторые расхождения, но важно, чтобы они были незначительными, в пределах одной группы. Таким образом, можно сказать, что надежность методики - это такой критерий, который говорит о точности психологических измерений, т.е. позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты.

Степень надежности методик зависит от многих причин. Поэтому важной проблемой практической диагностики является выяснение негативных факторов, влияющих на точность измерений. Многие авторы пытались составить классификацию таких факторов. Среди них наиболее часто называются следующие:

1) нестабильность диагностируемого свойства;

2) несовершенство диагностических методик (небрежно составлена инструкция,
задания по своему характеру разнородны, нечетко сформулированы указания по
предъявлению методики испытуемым и т.д.);

3) меняющаяся ситуация обследования (разное время дня, когда проводятся
эксперименты, разная освещенность помещения, наличие или отсутствие посторонних
шумов и т.д.);

4) различия в манере поведения экспериментатора (от опыта к опыту по-разному
предъявляет инструкции, по-разному стимулирует выполнение заданий и т.д.);

5) колебания в функциональном состоянии испытуемого (в одном эксперименте
отмечается хорошее самочувствие, в другом - утомление и т.д.);

6) элементы субъективности в способах оценки и интерпретации результатов (когда
ведется протоколирование ответов испытуемых, оцениваются ответы по степени
полноты, оригинальности и т.п.).

Если все эти факторы иметь в виду и постараться в каждом из них устранить условия, снижающие точность измерений, то можно добиться приемлемого уровня надежности теста. Одним из важнейших средств повышения надежности психодиагностической методики является единообразие процедуры обследования, его строгая регламентация: одинаковые для обследуемой выборки испытуемых обстановка и условия работы, однотипный характер инструкций, одинаковые для всех временные ограничения, способы и особенности контакта с испытуемыми, порядок предъявления заданий и т.д. При такой стандартизации процедуры исследования можно существенно уменьшить влияние посторонних случайных факторов на результаты теста и таким образом повысить их надежность.

На характеристику надежности методик большое влияние оказывает исследуемая выборка. Она может как снижать, так и завышать этот показатель, например, надежность может быть искусственно завышена, если в выборке небольшой разброс результатов, т.е. если результаты по своим значениям близки друг к другу. В этом случае при повторном обследовании новые результаты также расположатся тесной группой. Возможные изменения ранговых мест испытуемых будут незначительными, и, следовательно, надежность методики будет высокой. Такое же неоправданное завышение надежности может возникнуть при анализе результатов выборки, состоящей из группы, имеющей очень высокие результаты, и из группы с очень низкими оценками по тесту. Тогда эти далеко отстоящие друг от друга результаты не будут перекрываться, даже если и вмешаются в условия эксперимента случайные факторы. Поэтому в руководстве обычно делается описание выборки, на которой определялась надежность методики.

В настоящее время надежность все чаще определяется на наиболее однородных выборках, т.е. на выборках, схожих по полу, возрасту, уровню образования, профессиональной подготовке и т.п. Для каждой такой выборки приводятся свои коэффициенты надежности. Приводимый показатель надежности применим только к группам, подобным тем, на которых он определялся. Если методика применяется к выборке, отличающейся от той, на которой проверялась ее надежность, то эта процедура должна быть проведена заново.

Как подчеркивают многие авторы, разновидностей надежности методик так же много, как и условий, влияющих на результаты диагностических испытаний (В Черны, 1983) Однако практическое применение находят лишь несколько видов надежности

Так как все виды надежности отражают степень согласованности двух независимо полученных рядов показателей, то математико-статистический прием, с помощью которого устанавливается надежность методики, - это корреляции (по Пирсону или Спирмену, см гл. XIV). Надежность тем выше, чем больше полученный коэффициент корреляции приближается к единице, и наоборот.

В данном пособии при описании видов надежности основной упор делается на работы К.М Гуревича (1969, 1975, 1977, 1979), который, проведя тщательный анализ зарубежной литературы по этой проблеме, предложил толковать надежность как:

1) надежность самого измерительного инструмента,

2) стабильность изучаемого признака;

3) константность, т.е. относительную независимость результатов от личности
экспериментатора

Показатель, характеризующий измерительный инструмент, предлагается называть коэффициентом надежности, показатель, характеризующий стабильность измеряемого свойства, - коэффициентом стабильности; а показатель оценки влияния личности экспериментатора - коэффициентом константности.

Именно в таком порядке рекомендуется осуществлять проверку методики: целесообразно сначала проверить инструмент измерения. Если полученные данные удовлетворительны, то можно переходить к установлению меры стабильности измеряемого свойства, а уже после этого при необходимости заняться критерием константности.

Остановимся на более подробном рассмотрении этих показателей, характеризующих с разных сторон надежность психодиагностической методики.

1. Определение надежности измерительного инструмента. От того, как составлена методика, насколько правильно подобраны задания с точки зрения их взаимосогласованности, насколько она однородна, зависит точность, объективность любого психологического измерения. Внутренняя однородность методики показывает, что ее задания актуализируют одно и то же свойство, признак.

Для проверки надежности измерительного инструмента, говорящего о его однородности (или гомогенности), используется так называемый метод "расщепления". Обычно задания делятся на четные и нечетные, отдельно обрабатываются, а затем результаты двух полученных рядов коррелируются между собой. Для применения этого способа нужно поставить испытуемых в такие условия, чтобы они смогли успеть решить (или попытаться решить) все задания. Если методика однородна, то большой разницы в успешности решения по таким половинкам не будет, и, следовательно, коэффициент корреляции будет достаточно высоким.

Можно делить задания и другим путем, например сопоставить первую половину теста со второй, первую и третью четверть - со второй и четвертой и т п. Однако "расщепление" на четные и нечетные задания представляется наиболее целесообразным, поскольку именно этот способ наиболее независим от влияния таких факторов, как врабатываемость, тренировка, утомление и пр.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ». Ошибкой будет думать так, что это заключение о психической болезни или о предрасположенности к определенному психическому заболеванию. В современной психодиагностике психологический диагноз практически не только не сводится к фиксации, но даже не связан и с прогнозом возможных психических заболеваний. Он может быть поставлен любому здоровому человеку и означает не отнесение к какой-то одной заданной категории или типу личности, а структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств - способностей, стилевых черт и мотивов личности. Некоторые черты и особенности у данного человека могут в некоторых ситуациях как бы конфликтовать между собой, подталкивать к разным способам поведения- Столкновение разнородных внутренних установок (черт-диспозиций) у ребенка - одна из причин внутренних кризисов в развитии личности.

Психологический диагноз выступает результатом психодиагностической деятельности специалиста. Он в краткой, емкой форме обозначает: (1) актуальное состояние психической системы или ее отдельных показателей, (2) обусловливающих особенности поведения и деятельности конкретного человека, (3) представленное в виде диагностической категории (понятия) или утверждения (умозаключения), (4) на основе которого возможно прогнозирование дальнейшего развития (будущего состояния) и (5) формулирование рекомендаций.

Психологический диагноз может устанавливаться на разных уровнях.

1. Симптоматический или эмпирический диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Такой диагноз не является собственно научным (и профессиональным), поскольку, как было сказано выше, установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.

2. Этиологический диагноз учитывает не только наличие определенных характеристик и симптомов, но и причины их появления.

3. Типологический диагноз (высший уровень) состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента.

По способу обоснования выделяют клинический и статистический психологические диагнозы. В их основе лежат специфика и критерии принятия решения. В первом случае постановка диагноза строится на основе выявления качественной стороны психологического функционирования индивида в персонологическом аспекте, составляющем его специфичность. Во втором – опирается на количественную оценку уровня развития или сформированности параметров конкретной психологической сферы (высокий – низкий уровень, соответствует – не соответствует требованиям).

По характеру психологического обследования выделяют имплицитный и рациональный психологические диагнозы. Имплицитный психологический диагноз часто определяется как интуитивный, неосознаваемо полученный вывод (заключение) о состоянии психической системы, которое обусловливает особенности поведения и деятельности человека. Рациональный диагноз – это научно обоснованный вывод, часто не зависящий от предшествующего опыта специалиста и его теоретических предпочтений, который опирается на точно установленные и эмпирически подтвержденные диагностические данные.

Понятие «психологический диагноз». Виды психологического диагноза.

Центральным понятием ПД является «психологический диагноз».

Психологический диагноз – конечный результат деятельности психолога, направленный на выявление сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью:

Оценки их активного состояния;

-прогноза дальнейшего развития;

Психологический диагноз – структурированное описание комплекса взаимосвязанных психологических свойств – способностей; стилевых черт и мотивов личности.

Диагноз на основе констатации наличия (отсутствия) какого – либо признака

Диагноз на основе определения места испытуемого (группы лиц) по выраженности тех или иных качеств

Уровни (по Л. С. Выготскому):

Симптоматический (эмпирический)

Этиологический

Типологический

Пользователи:

Психологи

Специалисты смежных специальностей(врачи, педагоги и т.д.)

Исследуемый

История развития психодиагностики за рубежом

История развития отечественной психодиагностики

Источники возникновения психодиагностики

Экспериментальная психлогия

(В.Вунд, 1878г.)

Дифференциальная психология

(Ж.Эскироль, 1838, Э.Сеген, 1846г.)

Основные этапы развития психодиагностики

80 гг. 19в. – первое десятилетие 20в

.Возникновение тестирования: тесты Ф.Гальтона (1879г.), Дж.Кэттелла (1891г.), шкала А.Бине – Т.Симона (1905, 1908, 1911гг.) и ее модификации (шкала «Стэнфорд – Бине», 1916г.), «Психологические профили» Г.И.Россолимо (1910г.

Годы первой мировой войны

Появление группового тестирования: армейские тесты «Альфа», «Бета» А.Отиса

20 – 30 гг. 20в.За рубежом:

«Тестовый бум»: разработка тестов специальных способностей и достижений, личностных опросников, проективных методик и их массовое использование на практике.

ВСССР: фактическое прекращение психодиагностических исследований после выхода постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936г.)

40 – 50 гг. 20в. За рубежом: формирование основных психодиагностических подходов (объективного, субъективного, проективного).

В СССР: начало разработки психофизиологических методик (школа Б.М.Теплова – В.Д.Небылицына)

60 – 70 гг. 20в.За рубежом: начало дискуссии о роли индивидуально – психологических и ситуационных переменных, определяющих вариативность поведения.

В СССР: разработка экспериментально – диагностических методик в патопсихологии (Б.В.Зейгарник, С.Я.Рубинштейн), нейропсихологии (А.Р.Лурия), дискуссия об отношении к зарубежному опыту в области психодиагностики, начало анализа существующих проблем.

Вклад Л.С.Выготского в развитие психодиагностики

Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций («Смысл психологического кризиса», рукопись, 1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам.

Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии, Выготский приходит к выводу, что структура сознания - это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов.

Идеи Л.С.Выготского о психологическом диагнозе

Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии. Собственно психодиагностические работы в России начали развиваться в послереволюционный период. Особенно много таких работ появилось в 20-30-е годы в области педологии и психотехники в связи с ростом популярности метода тестов в Советской России и за рубежом. Теоретические разработки способствовали развитию тестирования в нашей стране.

Предмет диагноза психологического - установление различий индивидуально-психологических как в норме, так и в патологии. Развитие теории диагноза психологического - одна из важнейших задач психодиагностики.

Диагноз может устанавливаться на разных уровнях.

Первый уровень - симптоматический (или эмпирический) диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы Здесь, устанавливая те или иные индивидуально-психологические особенности, исследователь лишен возможности непосредственно указать на их причины и место в структуре личности. Л.С.Выготский отмечал, что такой диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к подлинному диагнозу.

Второй уровень - этиологический - учитывает не только наличие определенных характеристик и особенностей (симптомов) личности, но и причины их появления. Важнейшим элементом научного психологического диагноза является выяснение в каждом отдельном случае того, почему в поведении обследуемого обнаруживаются данные проявления, каковы причины наблюдаемых особенностей и каковы их возможные следствия для детского развития. Диагноз, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причину их возникновения, и называется этиологическим.

Третий уровень - высший - состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента. Пока часто приходится ограничиваться диагнозом первого уровня, и о психодиагностике и ее методах обычно говорят в связи со способами собственно выявления и измерения.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом, по Л.С.Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадают, но прогноз требует умения настолько понять «внутреннюю логику самодвижения» процесса развития, чтобы суметь на основе имеющейся картины настоящего предвосхитить путь последующего развития. Прогноз рекомендуется разбивать на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям.

Идеи Л.С.Выготского о психологическом диагнозе, высказанные в работе «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» (1936) имеют значение до сих пор. Как полагал Л.С.Выготский, это должна быть диагностика развития, основной задачей которой является контроль за ходом психического развития ребенка . Для осуществления контроля требуется дать общую оценку психического развития ребенка на основе соответствия нормативным возрастным показателям, а также выявить причины психологических проблем ребенка. Последнее предполагает анализ целостной картины его развития, включающей исследование социальной ситуации развития, уровня развития ведущей для данного возраста деятельности (игры, учения, рисования, конструирования и др.).

Совершенно очевидно, что такая диагностика невозможна без опоры на возрастную психологию развития. Кроме того, практика возрастно-психологического консультирования требует совершенствования уже существующего и поиска нового методического арсенала.

Классификации

По степени формализации

Методы высокого уровня формализации

(характеризуются определенной регламентацией, стандартизацией, надежностью, валидностью; позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивиды между собой):

ТестыОпросникПроективные методик

Психофизиологические методики

Стандартизация тестов.

Первоначальный суммарный балл не является показателем, который можно диагностически интерпретировать, его называют сырым тестовым баллом.

Тестовые баллы из сырой шкалы, должны быть переведены в шкалу стандартную, эта процедура называется - стандартизация тестового балла.

Выборка, на которой определяется статистическая норма называется выборкой стандартизации, ее численность должна быть не менее 200 человек.

Простейшая линейная стандартизация тестового балла высчитывается по формуле:

Z – стандартный балл

X – сырой балл по тесту

X – средний балл по выборке стандартизации

Sx – среднее отклонение по выборке

После получения тестового балла Z его можно перевести в любую стандартную шкалу, принятую в диагностике.

То, на сколько выборка стандартизации позволяет применять тест на широкой популяции, называется репрезентативность, т.е. то, на сколько этот тест применим к различным категориям людей.

Рестандартизация – это исследование, направленное на пересмотр тестовых норм, а в некоторых случаях и других компонентов теста.

Тип Способы проверки

Ретестовая надежность Повторное обследование одной и той же выборки – метод ретестирования

Надежность частей теста (по внутренней согласованности)--Деление заданий методики (теста) на равные части (четные – нечетные) и обследование одной и той же выборки – метод «расщепления»

Надежность параллельных форм-- Деление выборки на две равные части и обследование одной из них с помощью первой формы методики, а другой – с помощью второй.

Надежность – константность (независимость результатов от личности диагноста)--Обследование одной и той же выборки в относительно одинаковых условиях разными диагностами

Конструктная валидность – тип валидности, отражающий степень репрезентации психологического конструкта (т.е. теоретической идеи, разработанной для объяснения и организации некоторых аспектов существующего знания) в результатах теста.

Конвергентная валидность – тип конструктной валидности, отражающий степень связи с родственной методикой, имеющей одинаковое теоретическое обоснование с валидизирующей методикой

Дискриминантная валидность – тип конструктивной валидности, отражающий отсутствие связи валидизируемой методики с методикой, имеющей другое теоретическое обоснование.

Иногда этот тип валидности называют - логической валидностью.

Классификация тестов

Тест – краткое стандартизированное, чаще всего ограниченное во времени задание (испытание), направленное на выявление индивидуально-психологических различий.

Систематизация тестов

Основания для классификации

Виды тестов

По форме тестирования

По количеству испытуемых: индивидуальные и групповые

По форме ответа: устные и письменные

По материалу оперирования: бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные

По наличию ограничений времени: скорости и результативности

По характеру стимульного материала: вербальные и невербальные

Систематизация опросников

Опросники-анкеты

биографические опросники

Личностные опросники

черт личности (опросник Р.Кеттела «16 личностных факторов» - 16 – PF и др.)

типологические (Миннесотский многоаспектый личностный опросник – MMPI, опросники Г.Айзенка и др.)

мотивов, интересов, установок («Список личносных предпочтений» А.Эдвардса и др.)

состояний и настроений (САН и др.) акцентуальный (опросник Г.Шмишека, «Патохарактерологический диагностический опросник» А.Личко – ПДО) и др.

По форме

групповые индивидуальные письменные

устные бланковые компьютерные

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОПРОСОВ

По функциям

основные (сбор информации о содержании исследуемого явления)

контрольные (проверка искренности ответов) – шкалы лжи/искренности

По форме

открытые (ответ дается в свободной форме)

закрытые (на вопрос дается набор вариантов ответов)

прямые (аппелирующие непосредственно к опыту субъекта)

косвенные (аппелирующие мнениям, суждениям, в которых косвенно проявляется опыт и переживания)

Опросники-анкеты – группа опросников, предназначенных для получения информации, не имеющей непосредственного отношения к личностным особенностям обследуемого.

Опросники биографические – группа опросников-анкет, предназначенных для получения данных об истории жизни человека.

Опросники личностные – разновидность опросников, разработанных в рамках субъективного диагностического подхода и направленных на измерение различных особенностей личности.

Шкала лжи – вопросы, направленные на оценку тенденции испытуемого к социально положительным ответам (желание показать себя в максимально выгодном свете).

Проекция - выбрасывание

Отличительные особенности:

Глобальный подход к оценке личности

Неопределенность стимульного материала

Отсутствие ограничений в выборе

Отсутствие оценки ответов как «правильных» или «ошибочных»

Группа методик Примеры

1. Методики структурирования (конститутивные) – предполагают придание испытуемым определенного смысла материалу, наделение его каким-либо содержанием -«Чернильные пятна» Г.Роршаха

2. Методики интерпретации (интерпретативные) – предусматривают истолкование событий, ситуаций, изображений - «Тематический апперцептивный тест» (ТАТ), «Детской апперцепции тест»(САТ), методика рисуночной фрустрации С.Розенцвейга, методика Р.Жиля

3. Методики дополнения (аддитивные) – предполагают завершение имеющегося начала предложения, рассказа или истории - «Завершение предложений»«Завершение историй»

4. Методикиконструирования(конструктивные) – основаны на создании целого из отдельных частей и разрозненных фрагментов «Тест мира»

5. Методики катарсиса (катартические) – самовыражение в условиях эмоционально напряженного творчества - «Психодрама», «Тест кукол»

6. Методики импрессивные – требуют выбора, предпочтения одних стимулов другим «Тест цветовых предпочтений М.Люшера», «Психогеометрический тест»

7. Методики экспрессивные (графические) – основаны на самостоятельном изображении предметов, людей, животных и др. «Рисунок человека», «Рисунок семьи» (КРС – Кмнетический рисунок семьи), «Тест дерева», «Дом-дерево-человек» (ДДЧ), Несуществующее животное», «Автопортрет»

Проективные методики – совокупность методик, направленных на исследование личности, разработанных в рамках проективного диагностического подхода.

Проекция – бессознательный процесс, в ходе которого субъект наделяет некоторыми своими идеями, взглядами, желаниями, эмоциями и чертами характера других лиц.

По продолжительности

лонгитюдное периодическое

единичное (однократное)

По цели

выборочное сплошное

По степени стандартизации

структурированное свободное

По цели

диагностическая

клиническая

По форме общения

свободная

стандартизированная

частично стандартизированная

Разновидность беседы – интервью, имеющее четкий план и форму обработки информации.

Контент-анализ

Контент-анализ – метод выявления и оценки характеристик информации, содержащихся в текстах и речевых сообщениях, а также в продуктах человеческой деятельности.

Контент-анализ – количественно-качественный анализ документальных источников, позволяющих изучить продукты человеческой деятельности.

Основан на принципе повторяемости – частоты использования различных смысловых единиц.

Применять его можно только после того, когда есть достаточное количество материала для анализа.

В ПД контент-анализ наиболее часто используется в качестве вспомогательного метода или процедуры обработки данных, получаемых при других исследованиях.

Контент-анализ(анализ содержания) – частотно-статистический анализ рядов событий, основанный на принципе повторяемости.

Включает в себя:

выделение системы опорных понятий (категорий анализа)

отыскание их индикаторов – слов, словосочетаний, суждений и т.п. (единицы анализа)

статистическую обработку данных

Используется:

при анализе документальных и материальных источников (выделение частоты использовании различных смысловых единиц)

как вспомогательный метод анализа речевых сообщений испытуемых при диагностике посредством проективных методик, опросников, беседы

Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач по оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия.

Педагогическая диагностика

(термин предложен в 1968г. К.Ингенкампом)

Цель ------ Функции

оптимизация процесса обучения

Информационная

Оценочная

Корректирующая

Виды------- Методы

начальная

текущая (корректирующая)

обобщающая (итоговая)

Тесты учебных достижений (широко ориентированные, специализированные, узконаправленные)

Наблюдение

Анализ продуктов деятельности ребенка

Педагогическая диагностика ≠ диагностика в сфере образования

Педагогическая диагностика ≠ педагогический мониторинг

(мониторинг – от англ. контроль, наблюдение)

ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ

Обычно психодиагностическое изучение детей начинают после 1,5 – 2 мес.

Существует несколько методик изучения психофизического развитии ядетей первого года жизни: Шкала развития Гезелла, Денверовская скрининговая методика (DDST) и др.. Среди отечественных методов модно отметить работы Г.В.Пантюхиной, К.Н.Печоры, Э.Л.Фрухт, О.В.Баженовой, Л.Т. Журбы, Е.М.Мастюковой.

И отечнственные и зарубежные методики построены по одному принципу: они включают набор заданий, направленных на изучение моторной, речевой, познавательной, социальной сфер. По мере увеличесния возраста эти задания усложняюися. Результаты изучения ребенка оцениваются путем сравнения их с нормативом.

В практике обычно пользуются следующими приемами обследования детей первого года жизни (О.В.Баженова, Л.Т.Журба, Е.М.Мастюкова).

Детей старше 8 мес. можно исследовать на специальном столе, более старших детей можно сажать за спциальный детский столик или на колени матери. Дети должны быть в состоянии активного бодрствования, здоровыми, сухими, сытыми, нераздраженными, неутомленными.

1.Вначале устанавливается контакт с ребенком, отмечают его особенности. Особое внимание обращают на характер контакта младенца с матерью.

2.Определяют состояние двигательной сферы: возможность и качество конроля положения головы, рук, позы при сидении и ходьбе; у детей старше 8 мес внимание обращают на развитие шаговых движений.

3.Затем определяют развитие сенсорных реакций: А) изучают характер прослеживаний и фиксаций. Для этого перед глазами ребенка на расстоянии 30 см перемещают яркую игрушку размером 7-10 см в горизонтальном, вертикальном, круговом направлениях.

У детей от 2 до 4,5 мес специальное внимание обращают на прекращение прослеживаний при остановке игрушек в поле зрения ребенка. Для исследования возможности прослеживания невидимой траектории объекта и его попеременного появления в определенных частях пространства пользуются специальными экспериментальными приемами.

Б) Далее проверяют наличие реакции на исчезающий из поля зрения объект, возможность нахождения источника звука с помощью поворота головы и глаз, способность прислушиваться к речи, а также находить спрятанный объект и рассматривать два объекта в одно и тоже время.

5. Определяют состояние развития действий с предметами. Для этого предлагают ребенку старше 4 мес погремушку и оценивают захват, его быстроту и точность, движения пальцев, продолжительность удерживания, характер манипуляций. Затем детям старше 8 мес дают вторую погремушку, оценивают возможность ее захвата и удерживания двух погремушек.

Особое внимание следует уделить на развитие действий ребенка с предметами, участвующими в процессе кормления: бутылочкой, ложкой, чашкой. Специальное внимание обращают на развитие интереса к предметам, взять которые можно только двумя пальцами – указательным и большим.

6. Определяют состояние развития способа взаимодействия со взрослым: выясняют наличие эмоциональных и зрительных контактов между матерью и ребенком, пытаются установить подобного рода контакты между ребенком и исследователем. Выясняют у матери, понимает ли она определеннее желания ребенка, о чем говорит ей детский плач, существуют ли в нем паузы для реакции взрослого, является ли крик ребенка модулированным; какого типа игры существуют в репертуаре их общения, посматривает ли ребенок в глаза матери, манипулируя игрушками в ее присутствии и под ее контролем, понимает ли он элементарные инструкции, выраженные мимикой и жестами, особые слова-метки и некоторые другие слова и, наконец, владеет ли указательным жестом.

В процессе обследования определяют состояние развития эмоциональных и голосовых реакций, отмечают характер и выраженность улыбки, анализируют, в каких ситуациях она чаще всего появляется. Обращают внимание на характер отрицательных эмоциональных проявлений.

Психологическое исследование психического развития ребенка первого года жизни традиционно завершается составлением заключения о его состоянии.

РАННИЙ ВОЗРАСТ

Для успешного решения диагностических задач исследования детей раннего возраста требуется определенная тактика проведения обследования. Прежде всего необходимо отметить, что результаты обследования будут иметь ценность только в тех случаях, когда с ребенком был установлен доброжелательный контакт и он был достаточно заинтересован в выполнении задания. Тактика проведения обследования во многом определяется возрастом и состоянием ребенка, которое оказывает заметное влияние на его продуктивность при обследовании. Поэтому важно акцентировать внимание на общем фоне настроения ребенка и на создании отношений доверия между ним и исследователем.

Основной целью психолого-педагогического изучения ребенка раннего возраста является получение данных, характеризующих:

Познавательные процессы;

Эмоционально-волевую сферу;

Предречевое и речевое развитие;

Двигательное развитие.

Прежде чем приступать к диагностике психического развития ребенка, обязательно следует убедиться, что у него нет грубых дефектов слуха и зрения.

Наиболее сложным является педагогическое обследование слуха детей 2 – 3 года жизни. Это связано с тем, что звуки постепенно перестают быть для ребенка безусловными сигналами.

Чтобы получить реакцию в виде поворота головы в сторону источника звука, необходимо предъявить непривычные сигналы или мотивировать для ребенка необходимость ответа. В качестве источника звука используются барабан, дудка, голос разной громкости. Звуки стимулы предъявляются за спиной ребенка на расстоянии 6 м. Зрительное восприятие речи должно быть исключено.

Нормальной реакцией на звук в раннем возрасте может быть поворот головы в сторону источника звука, ответная голосовая реакция на шепот с расстояния 6 м.

К числу симптомов снижения зрения в раннем возрасте можно отнести: использование рта в качестве дополнительного тактильного органа; приближение предметов или картинок вплотную к глазам, игнорирование мелких предметов или картинок вплотную к глазам, игнорирование мелких предметов или изображенных на картинках мелких деталей.

Важен не столько результат выполнения задания, сколько возможность организации деятельности по выполнению задания. Основными параметрами оценки познавательной деятельности в раннем возрасте можно считать:

Принятие задания (согласие ребенка выполнять предложенное задание);

Способы выполнения задания:

 при помощи взрослого

самостоятельное выполнение после обучения

Обучаемость в процессе обследования (т.е. переход ребенка от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о его потенциальных возможностях)

Отношение к результату своей деятельности (для нормально развивающихся детей характерна заинтересованность своей деятельностью и ее конечным результатом. Ребенок с нарушением интеллекта безразличен к тому, что он делает, и и к полученному результату),

При отборе методик психолого-педагогического изучения детей раннего возраста необходимо исходить из закономерностей возрастного развития. Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудности – от наиболее простых до сложных.

Задания предполагают простое перемещение предметов в пространстве, где выявляются пространственные зависимости, соотнесение предметов по форме, величине, цвету. Особым этапом в диагностике являются задания на выяснение уровня развития зрительного соотнесения. Основными методиками при изучении познавательной сферы детей раннего возраста являются «Доска Сегена» (2 – 3 формы), складывание пирамидки (из шариков, из колечек), разборка и складывание матрешки (двусоставной, трехсоставной), парные картинки (2 – 4), разрезные картинки (из 2 – 3 частей).

Логопедическое обследование проводится по традиционной схеме с учетом этапов развития детской речи.

Задания, направленные на диагностику познавательной сферы, могут быть также использованы для диагностики особенностей эмоционально-волевых проявлений ребенка. Наблюдая за деятельностью ребенка в эксперименте, обращают внимание на следующие показатели:

Общий фон настроения (адекватный, депрессивный, тревожный, эйфоричный и т.д.), активность, наличие познавательных интересов, проявления возбудимости, расторможенности;

Контактность (желание сотрудничать со взрослыми).

Эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение.

Эмоциональное реагирование на замечания и требования.

Реагирование на трудности и неуспехи деятельности.

Параметры оценки развития общей моторики базируются на общевозрастных нормативах развития двигательной сферы у детей.

Уровень развития мелкой моторики можно оценить по исполнению таких заданий, как построение башни, выполнение заданий с досками, застегивание пуговиц, рисование.

Психодиагностическое исследование психического развития ребенка данного возрастного периода завершается составлением заключения, в котором содержатся обобщенные данные, отражающие развитие его эмоциональной, познавательной, речевой и моторной сфер, характеристики психологической структуры отдельных действий и систем действий по выполнению заданий, а также наблюдаемые характерологические особенности ребенка.

Личностная готовность.

Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе.

Психодиагностика состояний

Методы диагностики:

Аппаратурные методики оценки состояний;

Наблюдение – аудиовизуальная диагностика состояний

Проективные методики (методики юшера, Розенцвейга, ДДЧ, «Несуществующее животное», «Тест руки» Э.Вагнера, «Детский тест тревожности Р.Теммла, М.Дорки, В.Амен и др.)

Опросники (САН, опросник А.Басса – А.Дарки, опросник школьной тревожности Филипса и др.)

Диагностика креативности

Вербальные и невербальгые тесты Дж.Гилфорда

Вербальный и фигурный тесты Е.Торренса

Дж.Гилфорд предложил концепцию креативности – универсальной творческой способности. Согласно его представлениям, творческие способности являются самостоятельным фактором, независимым от уровня интеллекта.

Дж.Гилфорд выделил несколько параметров креативности (творческой способности):

Способность к обнаружению и постановке проблем;

Способность к генерированию большого числа идей;

Способность к продуцированию разнообразных идей (гибкость);

Спос-ть отвечать нестандартно, устанавливать необычные ассоциации (оригинальность);

Спос-ть усовершенствовать объект, добавляя детали;

Спос-ть решать проблемы.

На основе этих теоретических предпосылок были разработаны тесты для исследования способностей. Всего ТВ методике 14 субтестов (4 – на невербальную креативность, 10 – на вербальную).

Среди них есть такие задания:

Перчислить как модно больше способов использования каждого предмета (например, банки);

Нарисовать заданные объекты, используя следующий набор фигур: круг, треуг., прямоуг., трапеция.

Методика Е.П.Торренса предназначена для людей разных возрастов – от дошкольников до взрослых. В состав методики входят 12 субтестов, сгруппированных в три блока: вербальный, изобразительный и звуковой. Они диагноституют соответственно словесное творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словесно-звуковое творческое мышление.

Методика Торренса включает несколько этапов:

1.Испытуемому предлагаются задачи на поиск5 слова из бессмысленной последовательности букв. Он должен найти единственное верное решение и сформулировать правило, ведущее к решению поставленной задачи.

2.Испытуемому предлагаются сюжетные картинки. Он должен перечислить все возможные обстоятельства, которые привели к изображенной на картине ситуации, и дать прогноз ее дальнейшего развития.

3.Испытуемому предлагаются различные предметы и его просят перечислить все возможные способы их применения.

При изучении творческих способностей и воображения детей и подростков с наруш. Разв-я эти методики не используются в классическом варианте, однако широко тиспользуются их модификации: «Дорисуй фигуру» Торренса, «Разрезные картинки», «Нарисуй целое» (Катаева, Стребелева). При изучении школьников с инт. Наруш-ми могут исп-ся задания на составление рассказа с опорой на предложенные слова, рисование иллюстарций к этому рассказу (О.В.Боровик).

Методика «САН»

ТАТ, САТ

Социометрия

Метод диагностики внутригрупповых отношений (социометрия и ее модификации)

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений «Социометрия» Дж. Морено позволяет изучить типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности и социально- психологическую совместимость членов конкретной группы.

Цель: диагностика внутригрупповых отношений, эмоциональных связей в группе.

Диагностируется коллектив совместно взаимодействующий не менее 6 мес.

По результатам исследования заполняется социограмма:

мальчики девочки

От центра – 1 – звезды (4 и более выборов), 2 – предпочитаемые, 3 – принимаемые, 3 – отверженные.

Методика «ДДЧ»

Методика «Рисунок человека»

Одним из часто встречающихся в практике психолога тестов является тест «Нарисуй человека» и его варианты. Основной вариант предложен К.Маховер на основе теста Ф.Гудинаф, использовавшей рисунок человека для оценки умственного развития. В тесте обследуемому предлагается нарисовать человека карандашом на листе бумаги; после завершения рисунка предлагается нарисовать человека противоположного пола. За этим следует вопрос относительно нарисованных фигур – пол, возраст, привычки и т.д. При интерпретации исходят из положений о том, что в рисунке человека обследуемый выражает свое Я, и его особенности можно определить по предложенной системе критериев. Большое внимание уделяется тому, как нарисованы отдельные детали фигуры (глаза, руки и т.д.), их пропорциям; они трактуются символически как воплощение отношения к определенным сторонам жизни.

Тест Д.Векслера

Тест Р.Амтхауэра

ШТУР

МЕТОДИКА ГОРБОВА

Цель: оценка переключения и распределения внимания.

Описание теста

Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 24 черных числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке.

Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель - время выполнения.

Первые два задания выполняются с использованием одного бланка, третье задание - на другом бланке.

Инструкция к тесту

Для взрослых: «На Вашем бланке 25 красных и 24 черных числа. Вы должны отыскать черные числа в возрастающей последовательности (от 1 до 24), а затем красные числа в убывающей последовательности (от 25 до 1). Каждый раз, находя необходимое число, запишите букву, соответствующую этому числу».

Время выполнения задания фиксируется.

Вторая инструкция: «Возьмите второй бланк. Теперь Вы должны отыскивать красные числа в убывающем порядке, и черные числа в возрастающем порядке одновременно, попеременно. Например: красная цифра 25, черная цифра 1, красная цифра 24, черная цифра 2 и так далее.

Буквы, соответствующие красным цифрам записываются в одном ряду (сверху), а соответствующие черным - в другом (снизу), таким образом получается два ряда букв».

Детский вариант: «На этой таблице красные числа от 1 до 24 и черные числа от 1 до 25 расположены не по порядку. Ты должен показывать и называть черные числа в возрастающем порядке, а красные - в убывающем одновременно, по очереди: 1 - черное, 24 - красное, 2 - черное, 23 - красное и так далее».

Обработка результатов теста

Психологический диагноз - это не заключение о психической болезни или о предрасположенности к определенному психическому заболеванию.

Психологический диагноз представляет собой конечный результат психологического обследования по выяснению и описанию сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки ее актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, вытекающих из задач обследования.

Психологический диагноз – конечный результат деятельности психолога, направленный на выявление сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью:

Оценки их актуального состояния,

Прогноза дальнейшего развития,

2. функция обмена информацией

3. Функция сбора статистических данных (позволяет увидеть тенденции появления, развития, сокращения или увеличения количества детей с НР и т.д.). Дает возможность планировать перспективные мероприятия по оказанию помощи

4. функция, связанная с научными исследованиями Виды: - симптоматический (диагностический вывод на основе симптома) - синдромальный - нозологический (мед.диагноз. Включает сведения об этиологии)

Психологические диагнозы: -феноменологический диагноз (суждение о том, в каком эго-состоянии находится человек, по тому, как он вновь переживает события своего прошлого)

Типологический диагноз (позволяет определить личность испытуемого к определенному типу.В специальной психологии используется диагноз, строящийся на типологии дизонтогенеза)

Функциональный диагноз (опирается на нозологический диагноз, не ограничиваясь им. Включает в себя социально-психологический контекст.Ориентирован на качественную помощь и строится на основе комплексного междисциплинарного подхода.

Внедрение в работу ПМПК создает предпосылки для заинтересованного обмена информацией и повышения эффективности сотрудничества членов комиссии).

Коробейников выделяет 3 уровня ФД:

1. Клинико-психопатологический уровень

a. Оценка реальных патогенных факторов формирования познавательной и поведенческой сферы личности

b. Дает квалификацию и дифференциацию аффективных расстройств как нарушений первичного или вторичного уровней

c. Определение ведущего и сопутствующего симптоматики в контексте нарушений социально-психологической адаптации личности

2. Клинико-психологический:

a. Дифференциальная диагностика легких форм нарушений психического развития на основе патопсихологических и психометрических критериев

b. Уточнение генезиса нарушений познавательной и эмоционально-волевой сферы на основе анализа эксперт-психологических данных и особенностей социальной ситуации развития ребенка

c. Установление качественных особенностей мыслительной деятельности как в операциональном, так и в мотивационных характеристиках

d. Получение психометрической оценки уровня интеллектуального развития и структуры профиля интеллекта

e. Оценка качества социально-психологической адаптации личности и вероятных механизмов ее нарушений в контексте конкретного случая

3. Психолого-педагогический уровень:

a. Определение формы проявления школьной дезадаптации

b. Причин школьной дезадаптации

c. Характер и степень выраженности затруднений в усвоении учебной программы

d. Определение сферы конфликтного поведения и характера типичных форм аффективного реагирования

e. Оценка эффективности применения коррекционных приемов


Психологический диагноз (diagnosis, от греч. diagnosis - распознание) - конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендации, определяемых задачей психодиагностического обследования. Медицинское понимание диагноза, прочно связывающее его с болезнью, отклонением от нормы, отразилось и на определении этого понятия в психологии. В таком осмыслении психологический диагноз - это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия. Подобные взгляды (например, в работах С. Розерцвейга (S. Rosenzweig)) приводят к неправомерному сужению предмета психологического диагноза, из него выпадает все то, что связано с выявлением и учетом индивидуально-психологических различий в норме. Психологический диагноз не ограничивается констатацией, а необходимо включает предвидение и выработку рекомендаций, вытекающих из анализа всей совокупности данных, полученных в ходе обследования в соответствии с его задачами. Предмет психологического диагноза - установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и в патологии. Важнейшим элементом психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.
Психологический диагноз может устанавливаться на разных уровнях.
1. Симптоматический или эмпирический диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Такой диагноз не является собственно научным (и профессиональным), поскольку, как было сказано выше, установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.
2. Этиологический диагноз учитывает не только наличие определенных характеристик и симптомов, но и причины их появления.
3. Типологический диагноз (высший уровень) состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента. Диагноз не просто ставится по результатам обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в так называемых жизненных ситуациях. Большое значение имеет возрастной анализ полученных данных с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
Недопустимо употребление в психологическом диагнозе медицинских (нозологических) понятий, таких как «ЗПР», «психопатия», «невротические состояния» и др. Этим психолог не только нарушает деонтологические принципы, но и выходит за пределы содержания своего профессионального поля.
Как подчеркивал К. Роджерс, необходимо понимать, что получаемые психологические данные отличаются и должны отличаться определенной, допустимой степенью неточности. Выводы всегда относительны, поскольку делаются на основании экспериментов или наблюдений, проведенных по одной или нескольким из возможных методик и с использованием одного из возможных способов интерпретации данных.
В.И. Лубовский замечает, что при квалификации отклонения в развитии ребенка лучше недооценить, чем переоценить степень тяжести нарушения.
Значительные трудности в постановке диагноза могут быть связаны с недостаточно четким представлением психолога о границах своей профессиональной компетенции. Важно, чтобы в тех случаях, когда возникают сомнения в характере выявленных нарушений, психолог не пытался сам поставить диагноз, а рекомендовал родителям обратиться к соответствующим специалистам. То же относится и к проблеме социальных факторов, обусловивших ту или иную психологическую характеристику ребенка (например, в случаях наркотической зависимости). Психологический диагноз должен ставиться психологом в строгом соответствии с профессиональной компетенцией и на том уровне, на котором может осуществиться конкретная психолого-педагогическая коррекция или другая психологическая помощь.
Формулировка диагноза обязательно должна содержать и психологический прогноз – предсказание на основе всех пройденных до сих пор этапов исследования пути и характера дальнейшего развития ребенка. Прогноз должен учитывать: а) условия проведения с ребенком своевременной необходимой работы и б) условия отсутствия такой своевременной работы. Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Одним из важнейших аспектов составления прогноза развития является понимание общей динамики развития ребенка, представление о его компенсаторных возможностях.

  • Медицинское понимание диагноза , прочно связывающее его с болезнью, отклонением от нормы, отразилось и на определении этого понятия в психологии . В таком осмыслении психологический диагноз ...


  • Определение понятия психологический диагноз . Виды психологического диагноза . Психологический диагноз (diagnosis , от греч. diagnosis


  • Определение понятия психологический диагноз . Виды психологического диагноза . Психологический диагноз (diagnosis , от греч. diagnosis


  • Определение понятия психологический диагноз . Виды психологического диагноза . Психологический диагноз (diagnosis , от греч. diagnosis - распознание) - конечный результат деятельно.


  • Определение понятия психологический диагноз . Виды психологического диагноза . Психологический диагноз (diagnosis , от греч. diagnosis - распознание) - конечный результат деятельно... подробнее ».


  • Общее понятие психодиагностики. Психологическая диагностика - наука о конструировании
    Эти виды деятельности практических психологов называются постановкой диагноза и
    Два типа диагноза : Клинический (определение ) Статистический (сравнение) Прогноз Три...


  • Психологический диагноз (от греч. diagnosis – «распознание») – конечный
    Высший уровень – типологический диагноз , заключающийся в определении места и значения полученных
    По словам Л. С. Выготского, диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности.


  • Психологическая диагностика выступает как обязательный этап и средство решения практических задач, в.
    Обязательные методы - беседа и наблюдение. Психолог обязан поставить диагноз .


  • Благодаря данным конструктной валидности мы можем с психологических позиций закономерно объяснить результаты теста и их дисперсию, обосновать диагноз , введя измеряемое свойство в систему психологических категорий...


  • Виды психологического климата в коллективах организаций. Единого универсального определения как определяется психологический климат, нет.
    Для определения ПК используют понятия : «психологическая атмосфера», «псхологический настрой».

Найдено похожих страниц:10