Режим дня ребенка совы. Дети совы и дети жаворонки - влияние на развитие детей

Ваш ребенок ложится спать в 11 вечера, а то и позже, и трудно просыпается по утрам? Поздравляем, он - «сова». И главная ошибка родителей «совят» - насильно менять .

Сон новорожденного может длиться по 20 часов в сутки. С возрастом время активности увеличивается и у ребенка формируется постоянный режим. Но в младенческом возрасте «внутренние часы» малыша очень пластичны и не имеют четких разграничений на сову и жаворонка. Он может переходить из одной крайности в другую в зависимости от возраста и внешних факторов. Окончательно хронотип устанавливается к 6-7 годам.

«Переделывать» ребенка бессмысленно. Согласно японскому исследованию, принадлежность к «жаворонкам» или «совам» определяется наследственностью. На режим сна и бодрствования влияет и темперамент, и биологическая предрасположенность. То есть то, кем будет ваш малыш, уже заложено в нем с рождения. Также есть теория, что зависят от времени, когда родился ребенок. Если с 4 до 11 утра часов - будет «жаворонком», после 16 - «совой», в другое время - «голубем».

К тому же настойчивые старания родителей изменить режим ребенка в «лучшую» сторону только навредят их здоровью - как психическому, так и физическому. Ребенок может страдать от неврозов, бессонницы.

РЕБЕНОК - СОВА. ЧТО ДЕЛАТЬ

У родителей не всегда есть возможность или школу со второй сменой. Хотя такой режим был бы гораздо комфортнее для «совенка». Но мама и папа могут помочь ребенку-«сове» адаптироваться к жизни, в которой правит ритм «жаворонков».

  • Итак, вы знаете, что ребенку скоро в сад или в школу, где ему нужно будет вставать пораньше. У вас еще есть время максимально плавно адаптировать его к переменам. Для этого прекрасно подходит лето. За это время ребенок успеет приспособиться к новому ритму жизни.
  • Это не значит, что нужно делать из него «жаворонка». Просто постарайтесь сдвинуть часы засыпания и просыпания максимум на один час. Если больше - ребенок будет нервным и раздражительным.
  • Максимальная активность ребенка должна попадать на вторую половину дня. Но за два часа перед сном исключите все игры. Проведя активно день, малыш быстрее уснет.
  • Не ругайтесь с ребенком перед сном. Всегда укладывайте его спать в хорошем настроении. Иначе он может на подсознательном уровне переживать из-за вашей ссоры и потом не удивляйтесь, .
  • За несколько часов до сна всей семьей перейдите на «экономный» решим: приглушите свет, ведите себя спокойно, говорите тише. Такая обстановка располагает ко сну.
  • Придумайте ритуал, который вы с малышом будете повторять ежедневно перед сном. Это может быть принятие ванны или чтение книги. Никогда не отказывайтесь от этого ритуала, даже если вы устали. Подобный режим ускорит засыпание малыша.
  • - дело непростое. Особенно, если малыш - «сова». Не заставляйте его вставать сразу после пробуждения. «Совам» нужно больше времени, чтобы проснуться. Учитывая то, что ему еще понадобится время для полного просыпания, будите ребенка заблаговременно. Но и не затягивайте этот процесс.

К ним относятся около 30% людей. Совы поздно ложатся и поздно встают. Аппетит повышается к ужину, а завтрак обычно вдохновения не вызывает. Ученые говорят, что совы, более чем жаворонки, предрасположены к нарушениям ЦНС: депрессии, бессоннице, неврозам. А ночная активность вместо сна, компенсируемая повышенным выбросом в кровь адреналина и норадреналина, повышает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. Зато совы – существа «правополушарные», то есть люди с мышлением образным, среди них много творцов (музыкантов, писателей и т. д.). Кроме того, по результатам тестов бельгийских ученых, у взрослых сов память и мышление оказывается лучше, чем у других «птиц».

Жаворонки

Это ранние пташки: встают чуть ли не с рассветом, уже с утра обладают отменным аппетитом, а вечером легко засыпают в положенное время. Их в два раза меньше, чем сов, но именно на них почему-то ориентирован весь общественный график. Жаворонки легче адаптируются к режиму детского сада. По результатам исследований, среди этой группы больше людей с аналитическим складом ума – так называемых «левополушарных» (при восприятии и обработке информации у них доминирует левое полушарие мозга).

К этому недифференцируемому типу относится большинство людей. Эти счастливчики активны целый день, по мере надобности могут подстраиваться под любой режим, а времени для сна им нужно меньше, чем явным совам и жаворонкам.

Особенности режима

Кем бы ни был ваш ребенок, помните, что до пяти–шести лет (а лучше до восьми) дневной сон ему просто необходим. Не отдохнувший днем малыш и вечером укладывается хуже (а для сов это особенно болезненно). Просто нужно согласовать время сна с ритмом и помнить: в раннем детстве еще есть возможность сформировать или скорректировать биоритм, максимально подвинув его к общественному, жаворонковому.

Совы, вынужденные рано вставать, испытывают сложности в связи с ранним подъемом и хроническим недосыпом – ведь они поздно ложатся еще и потому, что всю умственную деятельность им легче осуществлять ночью, а днем «в голове пусто». Не пытайтесь укладывать сову раньше – все равно промается в постели до своего часа. Пусть ляжет, когда захочет, а вот днем в свои «мертвые» часы (так называемый отрицательный период физического цикла) пусть поспит то время, которое недобрал накануне. А уроки сделает вечером, на пике своей активности – кстати, сделает гораздо быстрее, чем днем. Труднее с детсадовцами – им досыпать не приходится, а ложиться поздно никак нельзя. Ваша задача – постепенно приучать малыша к другому режиму.

Школьникам-жаворонкам, особенно начинающим, приходится очень нелегко – нагрузки увеличиваются, и в вечернее «мертвое» время они вынуждены делать уроки. Лучшая помощь и лекарство от перегрузок – дневной, хотя бы получасовой сон. Еще вы можете помочь своему трудяге, подкармливая его цитрусовыми (они улучшают работу мозга), а в моменты усталости можно массировать биологически активную точку на тыльной поверхности кисти, между большим и указательным пальцами – это придает сил.

Еда Желание детей потреблять пищу также подчиняется биоритмам. У жаворонков аппетит выше в первой половине дня, у сов – во второй. Отнеситесь к этим особенностям с пониманием: не запихивайте в сову завтрак, но и не отнимайте у нее третью добавку за ужином. Если вы беспокоитесь о здоровье, перейдите на дробное питание: небольшими порциями – четыре-пять раз в день – пища будет усваиваться намного лучше.

Совам обязательно нужно поужинать, пусть и поздно. С утра не забудьте про витамины, особенно А, С и группы В, а вечером помните о магнии и кальции для укрепления нервной системы. Белковую пищу лучше употреблять во второй половине дня, с утра подойдут соки, фрукты и все кисломолочное. Во время ночной активности не стоит забывать о глюкозе и углеводах. Жаворонки, в отличие от сов, в состоянии легко переварить белковый завтрак, например, омлет, а ужин пусть содержит углеводы (каши, овощные блюда).

Обучение Лучше всего мы работаем на пиках своей активности: совы – вечером, жаворонки – днем. Поэтому всю работу или учебу, требующую творчества и умственных усилий (изучение нового, решение задач, написание сочинений), нужно отложить на время пика, а в периоды спада можно заниматься «рутинной» ее частью (чертить таблицы, переписывать лекции, повторять пройденное, делать рисунки). Существуют и «тихие часы» – время, когда мозговая активность минимальна: время сиесты (после обеда) и с 23 до 4 утра для жаворонков и с 2 до 5 ночи у сов.

Занятия У жаворонков все дела, требующие активности (развивающие занятия, спорт и т. д.), должны приходиться на первую половину дня. Любые вечерние нагрузки (в том числе походы в гости, развлечения) должны быть минимальными, чтобы не сбить работу организма. Жаворонки тяжелее всех переносят переводы часов, для них этот переход нужно постараться несколько растянуть. Совы могут делать уроки, посещать гостей и театры вечерами.

Здоровье человека – актуальная тема для разговора во все времена, особенно когда дело касается здоровья ребёнка. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.
Почему одни детки с легкостью просыпаются в 7 часов утра и сразу бегут к любимой игрушке, Хотят посмотреть любимые мультики, или рассказывать что-нибудь родителям? Другие же, с трудом открывают глазки в 9 -10 часов утра, сонные завтракают, отвечают невпопад на вопросы родителей или воспитателей. Хотя спать и те и другие дети ложатся приблизительно в одно и то же время. Дело все в том, что дети, как и взрослые, имеют свойственные каждому человеку биоритмы. Кто-то может допоздна засидеться с любимыми игрушками, а кто-то уже в 9 вечером с трудом может дочистить зубки и переодеться в пижаму.


Выдающийся физиолог И.П. Павлов указывал, что основу режима составляет «динамический стереотип», т.е. регулярно повторяющаяся деятельность. Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более режим будет исходить из особенностей «биологического портрета» ребёнка , тем в лучших условиях окажутся все его физиологические системы, что отразится обязательно на самочувствие и настроении ребёнка. Поддержание естественных биологических ритмов является особенно важным в детском возрасте. Именно в это время происходит созревание основных органов и систем организма, и этот процесс во многом развивается в соответствии с биоритмами ребенка. Поэтому от того, насколько правильными будут биологические ритмы, зависит рост и развитие, а также умственная и физическая работоспособность ребенка. Выделяют три типа детей с учётом биоритмической активности.

«ЖАВОРОНКИ»

У них хорошее настроение. Они веселы, бодры, активны. В первой половине дня охотно занимаются, быстро усваивают материал. Во второй половине дня наблюдается снижение активности. К вечеру они вялы, капризны, рано ложатся спать.


Полная противоположность «жаворонкам». Эти дети с трудом встают. Им тяжело настроится на ритм дня. Они вялы, малоактивны. С трудом усваивают сложный материал. Во второй половине дня активность их возрастает. Они преображаются, легко выполняют задания. Вечером они возбуждены, трудно засыпают.


«ГОЛУБИ»

У них отсутствует ярко выраженные черты, характерные для «сов» и «жаворонков». У этих детей наиболее устойчивое настроение. Если они веселы и активны целый день. Для «голубей» редким являются проблемы пробуждения и засыпания»

Действительно, многие малыши кажутся естественными ранними пташками. На самом деле только 2−3 ребенка из 10 рано пробуждающихся относятся к настоящим жаворонкам. Остальные дети − птицы другого рода: это те, кто просыпается «ни свет ни заря» по каким-то внешним причинам, и большинство из них можно скорректировать.

Кто это щебечет?

Ваш ребенок – настоящий жаворонок, если:

  • просыпается всегда сам и почти неизменно в отличном настроении;
  • первую половину дня бодр и энергичен;
  • не имеет проблем со сном, легко засыпает вечером и крепко спит всю ночь;
  • после обеда выглядит уставшим.

Ну, и последняя, основная отличительная черта такого птенца в том, что попытка скорректировать, сдвинуть, изменить режим приводит только к тому, что малыш становится капризным, плаксивым. Как бы ни старались родители сдвинуть время отхода ребенка ко сну на более позднее время (например, уложить его не в привычные 20.00, а в 21−22.00), он все равно просыпается в свои 6.00 утра. При этом весь день малыш ходит «разбитым» из-за «украденного» у него времени сна. Но это с маленьким жаворонком. Со всеми остальными детьми родителям, как правило, удается, постепенно смещая время отхода ко сну, привести ребенка к более приемлемому распорядку.

Дети-жаворонки доставляют мамам меньше хлопот, чем дети-совы. Когда ребенок пойдет в детский сад, ранние пробуждения вашего птенца окажутся очень кстати.

Ищем, в чем проблема

Начните вести «протокол сна». Определите, когда малыш становится сонным, и запишите это время в дневник: сколько проспал, в каком часу проснулся. То же самое проделайте с дневным сном (в какие часы проходит сиеста, сколько раз за день и с какой продолжительностью). Этот дневник продолжаем вести 10−14 дней, чтобы установить безошибочно приблизительный режим и общую потребность во сне вашего ребенка. Так вы увидите, сколько времени спит ребенок ночью, и, скорее всего, заметите, что это число вполне адекватное (9−11 часов полноценного сна). Другое дело, что и укладывается он достаточно рано − в 20.00, а то и вообще в 19.00. Немудрено, что ребенок просыпается бодрым к 5−6 часам утра. Во-вторых, вы, возможно, заметите, что ваша проблема кроется в том, что ребенок слишком много времени тратит на дневной сон и недостаток ночного отдыха с лихвой компенсирует двумя-тремя продолжительными дневными сиестами. Значит, нужно именно отсюда начинать корректировку детского режима. Для этого достаточно постепенно (по 10−15 минут) отодвигать первый обеденный сон на более позднее время. Например, если малыш просыпается в 6.00 и к 9.00 уже укладывается на первый обеденный отдых, который продолжается до 11 часов. Можно поставить цель перестроить режим малыша на сон с 10.00 до 12.00. Терпеливо, последовательно, маленькими сдвигами вы сможете этого достигнуть за 2−3 недели. При этом будет сдвигаться не только один обеденный сон, а постепенно сформируется новый график сна: сместится на более позднее и второй обеденный сон, и время ночного отдыха, а вместе с ним и утреннее пробуждение. Чтобы составить новый график для ребенка, и понадобятся результаты вашего «протокола». Установите общее время и составьте другой, более реалистичный для вашей семьи распорядок дня. Однако в этом новом графике малыш должен спать в общей сложности столько же времени, как и раньше. Сохраните те же режимные моменты (один, два обеденных сна).

Оптимальное время, необходимое ребенку для сна в зависимости от его возраста

ВОЗРАСТ Сколько раз рекомендуется спать днем Общая длительность дневного сна (час.) Общая длительность ночного сна (час.) Общая длит-ть дневного и ночного сна (час.)
1 месяц 3-4 7 7-8 15-15,5
3 месяца 3 5 9-10 15
6 месяцев 2 3,25-4 10-11 14,25 -14,5
9 месяцев 2 3 11 14
12 месяцев 1-2 2-3 11,5-12 13,5-14
18 месяцев 1-2 2-3 11,25-12 13-14
2 года 1 1-2,5 11-12 13-13,5
2,5 года 1 1,5-2 10,5-11,5 13-13,5
3 года 1 1-1,5 10,5-11,5 12-13
4 года 0-1 0-1 10,5-11,5 11-12,5
5 года 0-1 0-1 10-11 11-12

Устраняем препятствия

Проанализируйте свой день. На сон, и в частности на раннее пробуждение, могут влиять разные факторы:

ГОЛОД. Ребенок привык рано завтракать, потому что мама кормит его сразу после пробуждения.
Решение. Постарайтесь не кормить ребенка сразу, как только он проснется, отсрочьте завтрак на 15 минут и постепенно сместите прием пищи на более подходящее время. Если ребенок сильно капризничает, дайте ему теплый чай или несладкий компот. А сам завтрак отодвиньте на более поздний срок.

ШУМ. Ранним утром детский сон очень чуток. Его могут разбудить уличный шум, разговоры уходящих на работу родителей, звук гудящего компьютера или телевизора.
Решение. Установите кроватку подальше от гостиной, где собираются взрослые (если такая возможность существует), от источников света и электроприборов. Если в вашем доме есть радиобудильник, установите какую-нибудь волну со спокойной музыкой на низкую громкость и заведите его включение на один час раньше обычного пробуждения малыша. Это послужит «белым шумом», заглушающим и маскирующим посторонние звуки с улицы или из соседней комнаты.

БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ВПЕЧАТЛЕНИЙ. Иногда день малыша настолько насыщен событиями, что это не лучшим образом отражается на детском сне. На здоровый сон ребенка могут влиять какие-то перемены в его жизни, ссоры между членами семьи.
Решение . Если ребенок очень впечатлителен, постарайтесь избавить его от слишком большого количества разных впечатлений. Пусть его день будет спокойней. Старайтесь больше бывать на свежем воздухе, а ближе ко сну переходите на тихие игры. Попробуйте принимать успокаивающие хвойные ванны. Но помните: есть малыши, которых вечернее купание не расслабляет, а делает бодрыми и полными сил. То же самое можно сказать про пеленание на ночь. Есть дети, и их не так уж мало, которые не могут спокойно уснуть, пока их не запеленаешь. В таком состоянии они быстрее засыпают и дольше спят. Дети с удовольствием спят закутанными (уже даже не в пеленки, из которых они выросли, а в простыни) чуть ли не до года.

НЕСПОСОБНОСТЬ ЗАСЫПАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО. Очень немногие малыши, проснувшись от какого-то шороха или неудобной позы, могут отыскать у изголовья пустышку, сунуть ее себе в рот, повернуться на другой бок и продолжить свой сон. Большинство детей встают в кроватке и начинают звать маму. Решение: все, что заставляет вас подолгу стоять у детской кроватки, не должно включаться в вечерний ритуал. Не укачивайте на руках, не усыпляйте на груди, не лежите рядом с малышом, пока он не заснет. Старайтесь класть ребенка в кровать уставшим, полусонным, но в состоянии бодрствования. Постойте рядом, погладьте по головке, включите записи со звуками леса, с классикой или колыбельной. Поначалу малыш, привыкший к укачиванию, будет сопротивляться и плакать, но будьте тверды: ребенку понадобится лишь несколько вечеров, чтобы понять, что теперь он должен засыпать без маминых ручек. Утром, когда ребенок проснется, не спешите бежать к нему. По утрам малыши очень чутко спят, они часто переходят от глубокого сна к поверхностному, в такие моменты они могут не только крутиться с боку на бок, но и вздрагивать и даже плакать, не просыпаясь при этом. Тогда ваши прикосновения и шепот могут ему помешать. Если его не тревожить, может снова погрузиться в глубокий сон и проспать еще 30−60 минут. «Проснулся» − это открыл глазки, сел в кроватке и защебетал, и только когда призывы станут настойчивыми, можно подойти к малышу.

РЕЖИМ РАБОЧЕЙ НЕДЕЛИ. Ритмы жизни семьи в будние и выходные дни не совпадают. Но какое до этого дело малышу! К концу первого года часы его сна точно фиксируются, и ему неважно, что сегодня воскресенье.
Решение: здесь помогут советы для родителей жаворонков (см. ниже).

СВЕТ. Часто малышей будит дневной свет или уличные фонари. Решение: занавесьте окна в спальне малыша глухими плотными шторами. Если малыш проснулся слишком рано, продолжайте вести себя так, как если бы он встал среди ночи: разговаривайте тихо и не включайте верхний свет. У крохи должно создаться впечатление, что еще совсем неподходящее время для активных игр.

ТЕПЕРЬ ЕМУ НЕОБХОДИМО МЕНЬШЕ СНА.
Решение: пересмотрите режим сна, возможно, теперь лучше отказаться от одного дневного сна или уменьшить его продолжительность.

И последнее: Детям в возрасте до 2 лет часто недостает витамина D, особенно к концу зимы. Это негативно влияет на сон : малыш легко потеет, беспокойно спит и легко просыпается.

И все-таки он жаворонок!

Если же ваш ребенок неисправимый жаворонок, не торопитесь сдаваться.

Совет первый: позвольте себе спать вместе с ребенком, в том числе и днем. Подстройте свой график под распорядок ребенка.

Совет второй: научите малыша после пробуждения вести себя тихо, не тревожа родителей.

  1. Оставьте рядом с кроваткой бутылочку с чаем и печенье. Положите любимую книжку. Для самых маленьких можно использовать яркие игрушки, повесив их между решетками кроватки сбоку, спереди и сзади. Внимание, игрушки должны быть безопасными!
  2. Занять малыша постарше поможет «воскресный сундучок» – ящик с игрушками, в которые он может поиграть только в выходные дни. Это должны быть игрушки, которые могут надолго занять ребенка: конструкторы с фигурками, зоо-фермы, машинки или детский столовый сервиз.
  3. Напомните ребенку, что его любимые мишка и слоненок утром нуждаются в его помощи: они должны сделать зарядку, умыться понарошку водой, почистить зубки и, конечно, съесть какую-нибудь воображаемую тыкву, пару тонн баклажанов и прочую полезную для медведей и слонов пищу. А маму лучше разбудить после их завтрака.
  4. Научите кроху включать магнитофон, чтобы он мог послушать любимую сказку.
  5. Разрешите ребенку приходить в вашу спальню, когда он проснется. Устройте для него специальное тайное место, где он может посидеть или полежать: установите детскую палатку, накройте одеялом стол (это будет пещера), положите туда матрасик или спальный мешок. В общем, устройте гнездышко, чтобы кроха мог в нем уютно расположиться, не залезая при этом в родительскую кровать и не тревожа ваш сон.
  6. Вставайте утром по очереди: в субботу − мама, а в воскресенье – папа.

Ведь есть же разные биоритмы у родителей. Так вот, вопреки существованию режима у детей, есть дети совы, и дети жаворонки. Развитие детей в таком случае может быть совершенно одинаковое, вопреки всем мифам.

Как же так? Ведь мы все привыкли к тому, что у детей должен быть режим. И когда этот режим не соблюдается, родители бьют тревогу, начинается паника, все словно переворачивается вверх дном. А вдруг это плохо повлияет на развитие детей? Но на самом ли деле все так страшно и ненормально?

Зачем детей приучают к режиму? Лишь потому, что так удобнее родителям. Это первая причина, но далеко не основная. Оказывается, что дети ведут себя более спокойно, когда каждый день все повторяется в одно и то же время. С другой стороны, они нехорошо реагируют на что-то новое, и не такое как раньше. Но это не значит, что развитие детей замедляется.

Дети жаворонки просыпаются рано утром, и как бы родители не старались вывести их на новый режим – это вряд ли них выйдет. Бабушки и дедушки, конечно же, могут ругать родителей, но если ребенок уже несколько недель подряд встает рано и рано ложится – это просто идеальный вариант для бабушек и дедушек. Потому как такие дети чаще всего еще и днем отлично спят. И во все рамки «нормального ребенка», который развивается так, как и надобно всем детям, они вписываются.

Но, что же делать тем деткам, у которых «режим нарушен»? То есть детям совам? Ведь они совершенно не хотят ложиться спать рано, и более того, они не хотят рано вставать. Попробуйте, поднимите ребенка утром, если он еще не выспался. В то же время, если ребенок еще не выспался, значит, он будет вялым. И в обед есть все шансы проспать дольше, чем нужно. Вот здесь и сокрыт секрет всех детей сов – если ребенку давать спать днем не более часа (а порой полтора часа, все здесь индивидуально), можно перевести его в нормальный режим. Правда, когда ребенок еще слишком мал, от таких дневных недосыпов тоже мало чего хорошего. Но здесь скорее пострадает не развитие детей в целом, а нервная система ребенка, что тоже не очень хорошо.

Итак, дети совы – что же с ними делать? Самый простой, и самый эффективный способ перевести этих деток в нормальный режим, это пробуждение немного раньше, чем они привыкли. Но не слишком рано. Это еще не все. Во второй половине дня, после обеденного сна день ребенка должен проходить активно. Чтобы ребенок к вечеру устал. Активно – но только до определенного времени. Вечером не стоит играть в активные игры и бегать по квартире. Лучше почитать сказки, послушать спокойную музыку, рассмотреть картинки, да и просто поговорить. Это не только улучшит общее развитие детей, но еще и укрепит семейные взаимоотношения.

Если за целый день ребенок сова нагуляется, находится, напрыгается и набегается – он прозе и раньше уснет. Но вот тут и скрыта проблема – уставшие родители порой просто не могут уделить время своим детям. Мама, которая целый день и так занимается бытом и ребенком, после обеда еще должна с ним прыгать и бегать, много гулять и двигаться.

Что же, здесь маме необходимо знать и понимать, что важно организовать себя днем – это и для фигуры полезно. Хотя, конечно, порой очень трудно. Можно позвать на помощь подруг, или бабушек-дедушек. Ведь это нужно делать только первое время. Постепенно ребенок перейдет на тот ритм, который удобен вам. И ребенок сова просто останется малышом, сменившим день на ночь.

Правда, в этой процедуре очень важно не переусердствовать – делайте все постепенно. Потому как нельзя сразу нарушать привычный ритм ребенка. Не делайте перепадов в утреннем пробуждении больше, чем на один час. Это хоть и не повлияет на развитие детей, но повлияет на их нервы и настроение.

Дети совы или дети жаворонки – всех детей на самом деле не вписать в общие правила. Ведь они все разные. Поэтому, если ребенок, так или иначе, не поддается вашему усердию перевести его на другой режим – не мучайте себя и ребенка. Возможно, именно сейчас именно такой распорядок дня ребенку более удобен. Ведь все что естественно, это от природы, а то, что мы навязываем детям – это уже исключительно для своего удобства. Так что подумайте прежде, стоит ли делать из детей сов, детей жаворонков, а из детей жаворонков, детей сов.

К примеру, моя дочь была совой до трех лет. А около трех лет у нее просто изменился режим дня – сам по себе. И теперь, во сколько бы она не просыпалась, все равно ложится с десяти до одиннадцати. А раньше бывали дни, когда она ложилась спать в два часа ночи, и просыпалась в девять утра. Это совершенно не мешало ей, поспав полтора-два часа днем, лечь снова в два ночи. Так что здесь все индивидуально.

ЧЕРЕВАТЕНКО ТАТЬЯНА