Количественные методы оценки: Экспертные оценки. Количественный и качественный анализ

Методы качественной оценки риска.

План

§ 1. Понятие оценки предпринимательских рисков.

Методы количественной оценки риска.

Методы качественной оценки риска.

§1. В процессеуправления рисками особое внимание уделяется механизму оценки предпринимательского риска. Оценка риска – это определение количественным и качественным способом величины (степени) риска.

В процессе принятия управленческого решения в любой сфере деятельности перед предпринимателем стоит задача выбора только одного, которое бы отвечало его требованиям. Для этого предпринимателю необходимо проанализировать все возможные варианты и их последствия.

Оценка предпринимательского риска зависит от многих факторов, в том числе, как от объективных, так и от субъективных. Так, качество оценки уровня риска зависят и от опыта предпринимателя, и от ситуации, в которой принимается решение. Если решение принимается в условиях неопределенности, предприниматель точно знает результат каждого из вариантов решения. Однако, как отмечалось выше, наличие определенности – это довольно редкое явление в предпринимательстве. Причем неопределенность может возникнуть даже при вполне ясном однозначном выборе, в случае если решение принимается в условиях, когда состояние внешней среды неизвестно или быстро меняется.

Оценка предпринимательских рисков, и в том числе финансовых, проводится с целью определения вероятности и размера потерь, характеризующих величину риска.

Следует различать качественную и количественную оценку предпринимательского риска. Качественная оценка может быть сравнительно простой, ее главная задача – определить возможные виды риска, а также факторы, влияющие на уровень риска при выполнении определенного вида деятельности. Качественный анализ проводится, как правило, на стадии разработки бизнес-плана. На данном этапе оценки риска предприниматель должен выявить основные виды рисков, влияющие на результаты предпринимательской деятельности.

Количественная же оценка является более трудоемкой, длительной и затратной. В исследованиях, посвященных проблеме риска, встречаются разные подходы к определению критерия количественной оценки риска. Рассмотрим некоторые из них.

В случае рассмотрения риска как вероятности неудачи критерием оценки риска является вероятность того, что полученный результат окажется меньше требуемого значения. Расчет данного критерия производится по следующей формуле:

где R – критерий оценки риска;

P – вероятность наступления рискового события;

D tr – требуемое (планируемое) значение результата;

D – полученный результат.

Недостатком рассмотренного метода является то, что он позволяет оценить уровень риска только после получения определенного результата, а для предпринимателя важно оценить риск на этапе принятия решения. Для этого существует метод оценки риска, который в качестве критерия последнего рассматривает абсолютную величину, исчисляемую по формуле:

где R – степень риска;

У – ожидаемый ущерб;

Р(У) – вероятность ущерба.

§2. Наиболее распространенными методами количественного анализа риска являются следующие:

Статистический;

Анализ целесообразности затрат.

Суть статистического метода заключается в том, что изуча­ется статистика потерь и прибылей, имевших место на данном или аналогичном производстве, устанавливается величина и ча­стота получения той или иной экономической отдачи и состав­ляется наиболее вероятный прогноз на будущее.

К числу основных расчетных показателей этого относятся: дисперсия, среднеквадратическое (стандартное) отклонение, коэффициент вариации.

Мерой количественной оценки величины риска служит по­казатель «среднее (математическое) ожидаемое значение событий (результата)», который рассчитывается по формуле:

где – среднее ожидаемое значение;

– абсолютное значение -го результата;

Вероятность наступления -го результата;

Число вариантов исхода событий.

Другими показателями оценки риска являются величины
изменчивости (колеблемости) возможного результата - среднее
квадратическое отклонение
действительных результатов от сред­него ожидаемого значения и дисперсия, которые определяются по формулам:

; (4)

, (5)

где σ - среднее квадратическое отклонение;

σ 2 - дисперсия.

Остальные обозначения соответствуют принятым ранее.

Дисперсия и среднее квадратическое отклонение характери­зуют абсолютную колеблемость возможных финансовых резуль­татов.

Для сравнительной оценки наиболее пригодны показатели относительной колеблемости: коэффициент вариации и бета-коэффициент.

Коэффициент вариации (V) рассчитывается по формуле:

Бета-коэффициент (β)применяется для оценки риска вложений в ценные бумаги и рассчитывается по формуле:

где Δ i - процент изменения курса i-й ценной бумаги;

Δ - средний процент изменения курсов всех акций на фон­довом рынке.

При значении коэффициента вариации до 10% колеблемость считается слабой, при значении 10-25% - умеренной, свыше 25% - высокой. Соответственно оценивается и степень финан­сового риска.

Анализ целесообразности затрат заключается в определении потенциальных зон риска. В качестве исходных факторов, ко­торые могут вызвать рост планируемых затрат, рассматривают следующие факторы или их комбинации:

ü первоначальная недооценка стоимости проекта;

ü изменение границ проектирования;

ü различие в производительности;

ü увеличение первоначальной стоимости проекта;

ü изменение условий реализации проекта.

Факторы могут быть детализированы. Примером может слу­жить анализ показателей финансовой устойчивости с целью оп­ределения степени риска финансовых средств.

Все указанные выше методы анализа позволяют провести, как правило, количественную оценку риска и определить численную величину возможных потерь и вероятность их появления. Но на практике количественный анализ риска дополняется его каче­ственным аспектом.

Качественный анализ риска может быть сравнительно простым. Его главная задача - определить факторы риска, этапов и ра­бот, при выполнении которых риск возникает, т.е. установить потенциальные области риска, после чего определить все возмож­ные риски.

Все факторы, влияющие на степень риска, можно подразде­лить на объективные и субъективные. К объективным относятся факторы, не зависящие непосредственно от самой фирмы, ин­фляции, конкуренция, политические и экономические кризисы, экология, таможенные пошлины и т.д. Субъективные факторы характеризуют непосредственно данную фирму: производствен­ный потенциал, кадровый состав, хозяйственные связи, финан­совое состояние.



В зависимости от полученных результатов определяют, на­сколько безопасна среда, в которой функционирует фирма либо осуществляется реализация данного проекта.

В литературе по проблеме риска приводится много методов качествен­ной оценки финансовых рисков, использующие результаты опыта, интуицию, сбор и анализ различной информации, т.е. эвристические методы.

Особенностью таких методов и моделей является отсутствие строгих ма­тематических доказательств оптимальности получаемых решений. Общей на­правленностью этих процедур является использование человека как «измери­тельного прибора» для получения количественных оценок и суждений.

Яркими примерами традиционных эвристических процедур служат раз­личные экспертизы (метод экспертных оценок), консилиумы, совещания и т.п., результатом которых являются экспертные оценки состояния объекта исследо­вания.

Метод экспертных оценок находит достаточно широкое применение в различных областях деятельности, и на его основании реализуются дорого­стоящие мероприятия.

Метод экспертных оценок представляет собой процедуру получения оценки риска с помощью опросов специально отобранных экспертов относи­тельно значений некоторых параметров и/или показателей анализа. Для осу­ществления экспертной оценки формируется группа аналитиков различного направления, хорошо информированных в области рассматриваемой проблемы. Члены экспертной группы отбираются по признакам их формального профес­сионального статуса и должностного положения, ученой степени, стажа прак­тической и научной работы, а также результатам тестирования и аттестации со стороны коллег и других специалистов. Группа экспертов должна обеспечивать надежность и полноту анализируемой информации, возможность ее проверки с точки зрения методологии ее формирования, создавать условия для статистиче­ской устойчивости анализируемых рядов динамики и гарантировать надеж­ность самой процедуры оценки. Форма опроса экспертов может быть аноним­ной, очной или заочной, индивидуальной или групповой.

Каждому эксперту предоставляется полный набор анализируемой инфор­мации, перечень возможных рисков и шкала оценки вероятности их наступле­ния (или ненаступления). Например, предлагается следующая шкала оценки ка­кого-то конкретного риска:

0 – несущественный уровень риска;

25 – скорее всего рисковая ситуация не наступит, т. е. уровень риска со­хранит свой оптимальный уровень;

50 – рисковая ситуация не определена, и, вероятно, необходима дополни­тельная информация;

75 – достаточно высокая вероятность наступления рисковой ситуации;

100 – рисковая ситуация наступит обязательно.

Затем экспертные оценки подвергаются анализу на их различие и проти­воречивость. При этом максимально допустимая разница между оценками кон­кретного вида риска двух экспертов не должна превышать определенного, за­ранее заданного значения вероятности наступления этого риска:

max /Ai – Bi / <= K (2),

где А, В – вектор оценки для каждого из двух экспертов;

i – вид оцениваемого риска;

К – значение критерия.

Например, при наличии трех экспертов должно быть сделано три оценки: для попарного сравнения мнений первого и третьего, первого и второго и вто­рого и третьего экспертов.

Помимо метода экспертных оценок к группе качественного анализа уровня финансового риска можно отнести такие методы, как метод аналогий, метод «Due Diligence» («должное внимание»), «дерево решений», метод «Монте-Карло».

Метод аналогий, который заключается в сравнении вида, размера и причин возникновения или изменения конкретного анализируемого риска с аналогичной ситуацией. Сравнение проводится с ситуацией в прошлом или су­ществующей в аналогичных институциональных единицах в настоящем. Для этой цели используются результаты исследовательской и маркетинговой ин­формации.

Метод «Due Diligence» («должное внимание»), который используется, главным образом, банками или небанковскими финансовыми учреждениями, проводящими некоторые банковские операции. В основе этого метода лежит система сбора и анализа информации об эффективности деятельности клиен­тов, учредителей и всех субъектов третьего уровня маркетингового анализа: по­средников, поставщиков, конкурентов и всех видов контактных аудиторий.

«Дерево решений». Метод построения «дерева решений» используется чаще всего для анализа риска, при котором можно выделить обозримое количе­ство просчитываемых вариантов. Этот метод заключается в определении веро­ятности реализации определенного количества возможных сценариев, в опре­делении количественных и качественных параметров риска для каждого сцена­рия. Для проведения исследования методом «дерева решений» необходимо иметь максимально возможный объем количественной и качественной инфор­мации не только в статике, но и в динамике. Для сбора и оценки данных необ­ходимо соблюдать следующую последовательность:

1. определение состава и продолжительность жизненного цикла процесса и/или конкретной финансовой операции;

2. определение ключевых внешних и/или внутренних событий, которые могут оказать влияние на динамику уровня риска;

3. определение времени наступления этих событий;

4. определение возможных решений или вариантов действий, которые могут быть предприняты в результате наступления или ненаступления каждого ключевого события;

5. определение вероятности принятия каждого из возможных решений;

6. определение уровня риска при прохождении каждого из выявленных этапов процесса.

На основании полученного результата строится «дерево решений». Его узлы представляют собой ключевые события, а стрелки (векторы) и соединяю­щие узлы – объективный процесс/конкретную финансовую операцию и т.д.

Для проведения анализа полученного «дерева решений» необходимо оп­ределить все возможные сценарии и в зависимости от ситуации выбрать опти­мальный.

Метод «Монте-Карло», который является методом формализованного описания неопределенности, применяемый в наиболее сложных для прогнози­рования ситуациях.

Метод основан на применении имитационных моделей, позволяющих создать множество сценариев, согласованных с заданными ограничениями на исходные переменные. Имитационное моделирование – это искусственный эксперимент, при котором вместо проведения натуральных испытаний прово­дятся опыты на математических моделях.

На практике данный метод может быть применен только с использова­нием ряда компьютерных программ, позволяющих описывать прогнозные мо­дели с большим количеством случайных сценариев.

Основным недостатком качественного анализа финансовых рисков явля­ется высокий уровень субъективности и, как следствие, отсутствие уверенности в достоверности полученных оценок. Именно поэтому во многих случаях предпочтительней считаются методы количественного анализа.

Качественные методы (этнографические, исторические исследования как методы качественного анализа локальных микросоциумов, метод исследования случая, биографический метод, метод нарратива (повествования)) - смысловая интерпретация данных. При использовании качественных методов между этапом получения первичных данных и этапом содержательного анализа отсутствует звено формализованных математических операций. Это широко известные и применяемые методы статистической обработки данных.

Однако качественные методы включают в себя определенные количественные способы сбора и обработки информации: контент-анализ; наблюдение; интервьюирование и пр.

При принятии важных решений для выбора наилучшего направления действий из имеющихся вариантов используется так называемое «дерево решений» или «дерево целей», представляющее собой схематическое описание проблемы принятия решений. Структурные схемы целей можно представлять табличным и графовым способами. Графовый способ имеет ряд преимуществ перед табличным: во-первых, он позволяет наиболее экономно записать и обработать информацию, во-вторых, быстро составить алгоритм развития, в-третьих, графовый способ является очень наглядным. «Дерево целей» служит основой для выбора наиболее предпочтительных альтернатив, а также для оценки состояния разрабатываемых систем и их взаимосвязей.

Аналогично конструируются и другие методы качественного анализа, в том числе аналоги количественных методов факторного анализа.

Как справедливо отмечает Д.С. Клементьев (21), эффект от качественных методов социологических исследований возможен лишь при доминанте этических норм в отражении социальных факторов. Социолог, отбирая информацию из массы всевозможных сведений, не должен ограничиваться только собственными предпочтениями. Кроме того, пытаясь ответить на вопрос о фактическом положении дел в среде управления, собирая конкретную информацию - эмпирические данные, обращаясь к, свойствам исследуемого явления, социолог не должен оперировать общепринятыми положениями «здравого смысла», «обыденной логики» или апелляцией к работам религиозных и политических авторитетов. При составлении тестов социолог должен избегать искажений, которые отражают не столько управление, сколько манипуляции. И еще одна основополагающая норма для социолога - честность. Это означает, что человек, представляя результаты исследования, даже если они его не удовлетворяют, не должен ничего ни скрывать, ни приукрашивать. Требование честности включает в себя также и предоставление полной документации, относящейся к делу. Необходимо нести ответственность за всю информацию, используемую другими людьми для критической оценки метода и результатов исследования. Это особенно важно иметь в виду, дабы избежать искушения исказить информацию, что подорвало бы доверие к полученным выводам.

Количественные методы Изучение количественной определенности социальных явлений и процессов происходит с применением специфических средств и методов. Это наблюдение (невключенное и включенное), опрос (беседа, анкетирование и интевьирование), анализ документов (количественный), эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

Наблюдение как классический метод естественных наук представляет собой специально организованное восприятие изучаемого объекта. Организация наблюдения включает в себя определение характеристик объекта, целей и задач наблюдения, выбор вида наблюдения, разработку программы и процедуры наблюдения, установление параметров наблюдения разработку техники выполнения результатов, анализ результатов и выводов. При невключенном наблюдении взаимодействие между наблюдателем и объектом исследования (например системой управления) сводится к минимуму. При включенном - наблюдатель входит в наблюдаемый процесс как участник, т.е. добивается максимального взаимодействия с объектом наблюдения, не обнаруживая, как правило, своих исследовательских намерений на практике. На практике наблюдение чаще всего используют в сочетании с другими методами исследования.

Опросы бывают сплошными и выборочными. Если опрос проводится с охватом всей совокупности респондентов (всех членов социальной организации, например), он называется сплошным. Основой выборочного опроса является выборочная совокупность как уменьшенная копия генеральной. Генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить. Выборочной - множество людей, которых социолог опрашивает (22).

Опрос может проводиться с помощью анкетирования либо интервьирования. Интервью - представляет собой формализованный вид беседы. Интервью в свою очередь бывают стандартизированными, нестандартизированными. Иногда прибегают к телефонным интервью. Человека, который проводит интервью называют интервьюером.

Анкетирование - письменный вид опроса. Подобно интервью, анкетирование предполагает набор четко сформулированных вопросов, которые предлагаются респонденту в письменном виде. Вопросы могут предполагать ответы в свободной форме («открытая анкета») или в заданной форме («закрытая анкета»), когда респондент выбирает один из предложенных вариантов ответа (23).

Анкетирование в силу своих особенностей имеет ряд преимущества перед другими методами опроса: сокращается время на регистрацию ответов респондентов за счет самоподсчета; формализация ответов создает возможность использования механизированной и автоматизированной обработки анкет; благодаря анонимности удается добиться искренности в ответах.

В целях дальнейшего развития анкетирования часто применяется метод шкалированных оценок применяется. Метод направлен на получение количественной информации с помощью измерения отношения специалистов к предмету экспертизы по той или иной шкале - номинальной, ранговой, метрической. Построение шкалы оценок, адекватно измеряющей изучаемые явления, представляет собой весьма сложную задачу, зато обработка результатов такой экспертизы, проведенная посредством математических методов с привлечением аппарата математической статистики, может дать ценную аналитическую информацию в количественном выражении.

Метод анализа документов позволяет оперативно получать фактические данные об изучаемом объекте.

Формализованный анализ документальных источников (контент-анализ), рассчитаный на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников, недоступных традиционному интуитивному анализу, основан на выявлении некоторых количественных, характеристик текстов (или сообщений). При этом предполагается, что количественные характеристики содержания документов отражают существенные черты изучаемых явлений и процессов.

Установив количественное влияние исследуемых факторов на изучаемый процесс, можно построить вероятностную модель взаимосвязи этих факторов. В этих моделях исследуемые факты будут выступать в виде функции, а факторы, ее определяющие, в виде аргументов. Придавая определенное значение этим факторам-аргументам, получается определенное значение функций. При этом эти значения будут верны только с определенной степенью вероятности. Чтобы получить конкретное числовое значение параметров в этой модели, необходимо соответствующим образом обработать данные анкетного обследования и построить на его основе многофакторную корреляционную модель.

Эксперимент также как и метод анкетирования, является испытанием, но в отличие от первого, имеет целью доказательство того или иного предположения, гипотезы. Эксперимент, следовательно, является одноразовым испытанием для данного образца поведения (мышления, явления).

Эксперименты могут проводиться в различных формах. Различают мысленные и «натурные» эксперименты, разделяя последние на лабораторные и полевые. Мысленным экспериментом называют специальную технологию интерпретации полученной информации об изучаемом объекте, исключающую вмешательство исследователя в процессы, происходящие в объекте. В методологическом отношении социологический эксперимент базируется на концепции социального детерминизма. В системе переменных вычленяется экспериментальный фактор, иначе обозначаемый независимой переменной.

Экспериментальное изучение социальных форм осуществляется в ходе их функционирования, поэтому возникает возможность решать такие задачи, которые для других методов оказываются недоступными. В частности, эксперимент позволяет исследовать то, как могут сочетаться связи социального явления с управлением. Он позволяет изучать не только отдельные стороны социальных явлений, но совокупность социальных связей и отношений. Наконец, эксперимент позволяет изучать всю совокупность реакций социального субъекта на изменение условий деятельности (реакцию, выраженную в изменении результатов деятельности, ее характера, взаимоотношений между людьми, в изменении их оценок, поведения и др.). Те изменения, которые производятся в ходе эксперимента, могут представлять собой или создание принципиально новых общественных форм, или более или менее существенную модификацию существующих. Во всех случаях эксперимент представляет собой практическое преобразование определенного участка управления.

В целом, алгоритмичность количественного метода в ряде случаев позволяет прийти к принятию в высокой степени «точных» и обоснованных решений, или по крайней мере, упростить проблему, сведя её к пошаговому нахождению решений некоторой совокупности более простых проблем.

Конечный итог любого социологического исследования - это определение и объяснение закономерностей и построение на этой основе научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации.

Вопросы для обсуждения

1. Что есть метод социологии управления?

2. В чем состоит специфика методов социологии управления?

3. Перечислите известные вам классификации методов социологии управления?

4. Чем различаются качественные и количественные социологические методы исследования?

5. Определите сущность интервью, анкетирования, метода шкалированных оценок и пр.

21 Клементьев Д.С. Социология управления: Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во МГУ, 2010. - С.124

22 Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. - М., 1987. - С. 22-28.

23 Ильин Г.Л. Социология и психология управления: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.Л. Ильин. - 3 изд., стер. - М: Издательский центр «Академия», 2010. - С. 19.

Любые изменения в условиях или результатах деятельности организации (промышленного предприятия, торговой фирмы или банка), связанные с той или иной альтернативой управленческого решения, можно определить только тогда, когда существуют соответствующие показатели, которые можно измерить. Но речь идет не только о количественных измерениях в привычном для нас понимании, но и о качественных оценках, позволяющих судить о динамике происходящих изменений. Поэтому, говоря об оценках экспертов, мы понимаем под ними количественные или качественные измерения соответствующих показателей.

В зависимости от целей экспертизы, эксперты могут оценивать стоимость недвижимости, ожидаемый уровень инфляции, изменения валютного курса, надежность эмитента ценной бумаги, рейтинг банка и т.д. Объекты оценки и оцениваемые показатели весьма разнообразны. Если при этом эксперт должен измерить значение количественного показателя (дать количественную оценку), он может указать конкретное числовое значение или интервал, в котором оно лежит. Если же эксперт должен определить значение показателя, который может быть оценен только качественно (дать качественную оценку), то он может использовать для этого вербально-числовые шкалы.

Итак, экспертная информация может носить как количественный, так и качественный характер. Рассмотрим наиболее распространенные методы ее измерения отдельно для каждого из этих двух случаев.

Методы получения количественных экспертных оценок

Непосредственная количественная оценка. Эксперт непосредственно указывает числовое значение показателя для оцениваемого объекта (альтернативы), например, стоимость квартиры или земельного участка, предполагаемую емкость рынка и т.п. Если конкретное значение показателя указать трудно, эксперт может определить диапазон, в котором находится это значение.

Метод средней точки. Этот метод используется, когда альтернативных вариантов, требующих оценки, достаточно много. В начале эксперт количественно оценивает наиболее предпочтительную альтернативу - f(а1) и наименее предпочтительную - f(а2). Далее он должен подобрать третий альтернативный вариант а3, оценка которого f(а3) расположена в середине между значениями f(a1) и f(a2) и равна половине их суммы. Затем экспертом определяется оценка альтернативы а4, значение которой - f(а4) - расположено посередине между значениями f(а1) и f(а3), и альтернативы а5 - f(а5), значение которой является средним значением между f(а3) и f(а4), и так далее до тех пор, пока не будет дана оценка всех сравниваемых альтернатив.

Методы получения качественных экспертных оценок

Метод экспертной классификации. Этот метод целесообразно использовать, когда необходимо определить принадлежность оцениваемых альтернатив к установленным и принятым классам, категориям, уровням, сортам и т.п., например, оценка дегустаторами сортов чая или определение категории отеля. Если классы установлены заранее, то эксперту последовательно предъявляют альтернативные варианты и тот определяет, к какому классу принадлежит данная альтернатива. Если же классы не установлены, то эксперту предъявляют альтернативные варианты парами и просят определить, относятся они к одному классу или к разным. После чего альтернативы предлагаются для оценки последовательно, и выясняется, можно ли каждую из них отнести к одному из образовавшихся классов, или для нее надо образовать новый класс. Процедура повторяется до тех пор, пока не будут оценены (расклассифицированы) все альтернативы.


Метод ранжирования альтернатив. Сущность этого метода заключается в упорядочивании сравниваемых альтернатив по степени предпочтительности определенного признака. Если таких альтернатив сравнительно немного (не более 20), то эксперту предъявляется весь набор альтернативных вариантов, и он указывает наиболее предпочтительный среди них. Затем эксперт определяет наиболее предпочтительный вариант из оставшихся. И так далее, пока все оцениваемые альтернативы не будут проранжированы. Если же оцениваемых вариантов больше, то сначала производится их разбиение на упорядоченные по предпочтению группы с помощью метода экспертной классификации, а затем ранжирование внутри каждой группы.

Метод экспертных кривых. Этот метод применяется, когда целью экспертизы является разработка прогнозов на основе анализа динамики изменения показателей, характеризующих объект экспертизы, например, темпов роста ВВП, инфляции, уровня безработицы и т.п. Использование данного метода предполагает построение на основе имеющихся статистических данных графика, отображающего тенденцию динамики анализируемого показателя. Затем, при помощи экстраполяции, эта тенденция продолжается в будущее, что дает возможность оценить значение данного показателя в прогнозируемом периоде. Однако использование экстраполяции может привести к существенным ошибкам, т.к. не учитывает возможность качественных изменений, приводящих к смене тенденции. Поэтому далее, на основе обобщенного мнения экспертов, на графике определяются точки, в которых следует ожидать смены тенденции изменения оцениваемого показателя, что позволяет наглядно представить возможные альтернативные сценарии развития ситуации.

Двум рассмотренным выше группам методов получения экспертных оценок соответствуют и два типа шкал:

шкалы количественных измерений;

шкалы качественных измерений.

Количественные шкалы

Абсолютная шкала. Если требуется определить количество мест в аудитории или количество работников, необходимых для выполнения определенной операции, то число, являющееся результатом подобных измерений, определяется однозначно и является единственным. В этом и заключается особенность абсолютной шкалы.

Шкала отношений. Предполагает возможность производить измерения в различных системах единиц. Так, например, если оценивать массу предмета в килограммах, получим одно числовое значение, в фунтах - другое и т.д. Однако какой бы системой измерений ни пользоваться, отношение масс любых двух предметов будет одинаково и при переходе от одной системы к другой не меняется. То же самое наблюдается и при измерении длины предметов. Это типичные примеры шкалы отношений, в которых отношения числовых оценок остаются неизменными.

Шкала интервалов. В шкале интервалов при переходе от одной системы измерений к другой отношения числовых значений оцениваемых альтернатив не сохраняются, однако сохраняется отношение разностей числовых оценок. Примером измерений в шкале интервалов является определение температуры, которую, как известно, можно измерять по разным шкалам: Цельсия, Фаренгейта и т.д. Каждый раз мы будем получать разные числа, т.к. в различных шкалах используются различные точки начала отсчета и различные единицы масштаба измерений. Но эти разные числовые оценки соответствуют одной и той же температуре объекта.

Шкала разностей. Если при переходе от одной числовой системы измерений к другой меняется лишь точка начала отсчета, такие шкалы называются шкалами разностей. Примером количественных оценок в шкале разностей являются системы летоисчисления, отличающиеся точкой начала отсчета (от рождества Христова, от сотворения мира или от переселения пророка Мохаммеда из Мекки в Медину).

Качественные измерения являются гораздо менее строгими, они носят субъективный характер и для них используются другие типы шкал, основными из которых являются следующие.

Качественные шкалы

Номинальная шкала (шкала наименований). Суть измерений оцениваемых альтернатив в этой шкале - разбиение их на классы по определенному признаку. Всем альтернативам, попавшим в один класс, должно соответствовать одно и то же число. Примерами измерений в номинальных шкалах может служить разбиение студентов одного курса на группы, разделение изделий по уровням качества (сортам) и т.д.

Порядковая шкала. Эта шкала используется для ранжирования, т.е. определения порядка предпочтения альтернатив, выраженности того или иного свойства, например важности, срочности и т.п.

Довольно часто в ходе экспертизы возникает необходимость измерения показателей, оценки которых носят заведомо субъективный характер. Так, например, на знаниях и опыте специалистов основаны оценки степени риска при реализации того или иного инвестиционного проекта, конкурентоспособности определенного вида продукции, уровня компетентности кандидата на вакантную должность и т.п. В этих случаях используют особый тип порядковых шкал - вербально-числовые шкалы. Их особенность как раз и состоит в том, что они позволяют измерить степень интенсивности какого-либо свойства, имеющего субъективный характер. В состав вербально-числовой шкалы входят содержательное (словесное) описание выделенных градаций и соответствующие им (градациям) числовые значения.

Наиболее известна широко применяемая на практике шкала Харрингтона, показанная в табл. 6.1.


Таблица 6.1.

Шкала Харрингтона

Приведенные в таблице числовые значения получены на основе статистического анализа большого массива данных, благодаря чему шкала Харрингтона имеет универсальное применение и может в соответствующих модификациях (например, в виде шкалы баллов) использоваться для оценки различных показателей качественного характера.

Подводя итоги изучения экспертных методов, следует отметить, что их значение состоит в том, что они усиливают элемент коллегиальности в процессе принятия сложных решений и, используя интуицию и коллективную генерацию идей, позволяют находить новые, оригинальные решения проблем, к которым нельзя прийти с помощью только логических рассуждений.

В то же время между всеми рассмотренными способами разработки и обоснования решений (методами моделирования и экспертными методами) на практике довольно трудно установить четкие границы, т.к. разрешение комплексных проблем современного менеджмента требует и комплексного использования различных логических, статистических, математических и эвристических приемов. Поэтому не какая-то одна, а преобладающая группа способов и формирует тот или иной метод. Области применения методов принятия решений зависят, в основном, от характера решаемых проблем и условий принятия решений, что отражено на рис. 6.1.

Выводы

Сущность экспертных методов принятия решений заключается в получении ответов специалистов на заранее поставленные перед ними вопросы, обработке полученной информации с помощью специальных логических и математических процедур и преобразовании ее в форму, удобную для выбора наиболее предпочтительной альтернативы решения.

Среди методов экспертных оценок (различающихся процедурой организации экспертизы) основными являются метод комиссий, метод мозговой атаки, метод Дельфи и метод разработки сценариев.

В процессе формирования экспертной комиссии возникает проблема оценки качеств эксперта - необходимость учитывать его профессиональные знания, опыт деятельности и результаты работы в предшествующих экспертизах.

Способы оценки качеств эксперта делятся на три группы: априорные (не учитывающие эффективность его участия в предыдущих экспертизах); апостериорные (основанные на реальных результатах участия специалиста в проведении экспертиз) и тестовые (предполагающие проведение специального испытания для потенциального эксперта).

Экспертная информация может носить как количественный, так и качественный характер. Для получения количественных оценок основными методами являются метод непосредственной количественной оценки и метод средней точки. Для получения качественных оценок используются экспертная классификация, ранжирование альтернатив и метод экспертных кривых. Этим двум группам методов получения экспертных оценок соответствуют и два типа шкал: шкалы количественных измерений и шкалы качественных измерений.

Вопросы для самопроверки

Что включает в себя понятие априорные методы оценки эксперта?

В каких случаях принято использовать апостериорные методы оценки?

Каковы условия применения тестовых методов оценки качеств эксперта?

В чем различие количественных и качественных экспертных оценок?

По каким параметрам строятся качественные шкалы?

Количественное исследование

Отвечает на вопросы «кто» и «сколько»

Предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик поведения людей. Преимущественно они бывают описательными. Обработка информации осуществляется с помощью упорядоченных процедур, методами математической статистики. К выборке предъявляются жесткие требования, базирующиеся на теории вероятности и математической статистике. Это процесс доказательства и подтверждения. Связано с объективным, количественно измеряемым поведением и установками людей.

Аспекты применения

Количественное исследование позволяет зафиксировать уже сложившиеся в массовом сознании стереотипы, сформировавшееся мнение.

Задачи количественного исследования

ü дать описание процесса (ситуации на рынке, состояния спроса, потребительского поведения)

ü оценить уровень известности фирмы, марки

ü провести процедуру сегментирования потребителей

ü установить долю рынка производителя

ü установить частоту и характер потребления продукта

Качественно исследование

Отвечает на вопрос «как» и «почему»

Предназначено для получения с помощью специальных техник глубинной информации. Качественное исследование можно назвать интерпретационным. Позволяет получить информацию о мотивах поведения, установках людей, их отношении к чему-либо, дают представление об образе мыслей. Требования к выборке не такие жесткие. Это процесс открытия. Связано с эмоциональным аспектом ответов респондентов.



Аспекты применения

Позволяет зафиксировать еще не сложившиеся в массовом сознании стереотипы, получить информацию в момент ее зарождения в сознании отдельных потребителей, которая может стать впоследствии массовой.

Задачи качественного исследования

ü разработка нового продукта

ü исследования бренда

ü изучение представлений целевых групп о продукте

ü изучение незнакомого для потребителя продукта

ü изучения незнакомого типа поведения

Сопоставление количественных и качественных методов исследования

Основание сравнения Количественные Качественные
Цель применения Дать объявление причин изучаемого Понять изучаемое явление
Исследовательские задачи ü Измерить параметры явления ü Установить взаимосвязи между отдельными параметрами ü Выявить общую картину явления ü Концептуализировать и интерпретировать явление, изучить мотив
Позиция исследователя «Сторонний наблюдатель» «Сочувствующий» участник
В центре внимания исследователя ü Объективные факторы ü Общие соц. процессы ü Субъективные факторы ü Особенные, частные
Гипотезы формулируются До начала сбора данных По мере овладения данными
Исследовательские интересы Разрабатываются до полевого этапа. Формализованы, стандартизированы Разрабатывается до и во время полевого этапа. Неформализованы, нестандартизированы
Единицы анализа Факты, события, высказывания, акты поведения Субъективные значения фактов для индивида
Представление данных Статистическое распределение, индексы, шкалы Высказывания, стенограммы, интеллектуальный продукт

Различия между количественным и качественным исследованиями

1. Качественное

ü Обеспечивает глубину.

ü Отвечает на вопрос «Почему»

ü Изучает мотивацию

ü Субъективно

ü Генерирует новые идеи

ü Разведывательное

ü Позволяет понять поведение

ü Интерпретирует

2. Количественное

ü Измеряет количество

ü Отвечает на вопрос «Кто»

ü Изучает действие

ü Объективно

ü Обеспечивает подтверждение

ü Описательное

ü Измеряет количество действий

ü Описывает

Качественные методы

ü Наблюдение

ü Фокус-группа

ü Глубинное интервью

ü Анализ протокола

Количественные методы

ü Опрос (личный, телефонный, почтовый, панельный, экспертный, on-line)

ü Retail-audit (ретейл-аудит)

Mix-методики (количественно-качественные)

ü Hall-тест

ü Home-тест

ü Mystery shopping

PS: Количественные и качественные методы нельзя противопоставлять, они дополняют друг друга.

11.Mix-методики. Количественно-качественные исследования.

Холл тест:

Позволяет получить информацию о восприятии потребителями продукта, его свойств и понять их реакцию на продукт. Особенностью этого метода – возможность получения ответа не только на вопрос сколько, но и на вопрос почему. Поэтому он сочетает в себе преимущества как количественного, так и качественного исследования. Формат позволяет задавать не только закрытые, но и открытые вопросы. Поэтому можно получить не только оценку товара или продукта, но и причины по которым к товару или продукту так относятся и в тех категориях, в которых мыслит потребитель. Результаты холл теста всегда выступают основой для выработки рекомендаций по изменению определенных свойств продукта и его позиционирование на рынке.

Холл тест решает следующие исследовательские задачи:

4. Определение критерия выбора продукта (мотивы и потребности)

5. Изучение отношения представителей целевой аудитории к представленным на рынке маркам продукта

6. Оценка нового продукта и определение свободных ниш при выводе продукта на рынок.

В качестве характеристик, которые исследуются с помощью этого метода, выступают:

1. Свойства продукта.

3. Упаковка (дизайн, название, логотип, цветовое решение…).

Этапы проведения холл теста:

1. Отбор представителей целевой аудитории

2. Полевое исследование

3. Анализ полученных результатов.

Отличительной чертой холл теста, является то, что с его помощью можно изучать труднодостижимые целевые группы. А также получать количественные оценки визуальной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой информации.

Нужно обратить внимание на труднодостижимые группы (богатые).

Методика:

Потребителей приглашают в помещение, которое находится на выставках, ярмарках…

Выборка: Важна по объему, объем должен быть от 100 до 400 человек. Отбор реальных или потенциальных потребителей производится по заданным характеристикам.

Критерии отбора потребителей:

1. Частота потребления продукта

2. Объемы потребления

3. Социально-демографические

Есть два способа отбора респондентов:

1. Предварительный отбор (прирекрут) – заранее договариваются о месте и времени встречи

2. Отбор во время проведения холл – теста.

Хоум тест:

Используют для решения задач позиционированию нового товара, относящегося к определенной товарной группе. Метод позволяет выявить недостатки преимущества товара по сравнению с аналогами других производителей. Определить оптимальную цену товара, название и другие характеристики.

Преимущества : является то, что тестирование товара происходит в тех же условиях в которых они используются в реальной жизни.

Хоум тест позволяет руководителю избежать ошибок до вывода товара на рынок, так как моделирование реального потребления дает возможность определить рыночный потенциал нового товара и предложить эффективную товарно-сбытовую и рекламную программу.

Описание методики: каждому участнику предлагают протестировать (за счет производителя) в домашних условиях обезличенный продукт или группу продуктов. Через какое-то время (минимум 2 максимум 4 недели) участник отвечает на вопросы анкеты, характеризующие его отношение к протестированному продукту. Сравнивает с аналогами и дает оценку приемлемого ценового диапазона.

Выборка: объем от 100 до 400 человек, а также объем определяется долей выборки в генеральной совокупности.

Технология Mystery Shopping (Тайный Покупатель) - это использование специально подготовленных покупателей для анонимной оценки качества обслуживания потребителей, работы персонала, его честности, проверки выполнения стандартов мерчандайзинга, качества продуктов и услуг + секретность и неожиданность проверки

Mystery Shopping (Тайный Покупатель) может работать в разных формах:

ü Личная покупка в торговой точке

ü Покупка/заказ по телефону

ü Покупка/заказ через Интернет

ü Скрытая видео/аудио запись

ü Покупка с возвратом

Этапы проекта:

ü Определение целей и задач

ü Подготовка анкеты

ü Подбор Покупателей

ü Сбор данных

ü Обработка данных и отчет

ü Анализ результатов, следующие шаги

Потребность возникает:

ü Если предприятие не удовлетворено деятельностью продавцов

ü Если конкуренты продают больше

ü Подозрение в недобросовестности сотрудников

Решаемые задачи:

ü Оценить качество обслуживаемого клиента, выявить сильные и слабые стороны

ü Оценить знания персонала о реализуемых товарах, качество и отношение к клиентам покупателям

ü Оценить четкость и лояльность персонала в компании. Можно контролировать уровень выполнения персоналом правил и стандартов и стимулирования продаж.

Выборка: к расчету необходимого числа визитов или звонков применяют все классические требования статистического расчета выборки.

Показатели, используемые для методики тайный покупатель:

1. Общее восприятие торгового зала:

ü Насколько чисто в торговом зале?

ü Есть ли просроченные продукты?

ü Насколько удобно движение по залу?

2. Отношение к покупателю:

ü Насколько персонал дружелюбен и внимателен?

ü Сколько нужно ждать, чтобы тебя обслужили?

ü Насколько хорошо персонал консультирует покупателя?

3. Оценка профессиональных качеств персонала:

ü Насколько продавцы осведомлены о товарах, которые продают?

ü Могут ли быстро и четко ответить на вопросы о товаре?

4. Понимание нужд покупателя:

ü Насколько хорошо продавец понимает потребность клиента?

ü Какие потребности покупателя не могут быть удовлетворены?

ü Не пытается ли продавец в первую очередь продать дорогие товары?

ü Какие буклеты, по каким торговым маркам имеются в торговом зале?

6. Эффективность системы информирования покупателей:

ü Какие методы информирования покупателей имеются?

ü Сообщают ли они полезную информацию?

12.Процедура маркетингового исследования. Характеристика этапов.

1.Формулирование целей исследования

2.Постановка задач Разработка концепции исследования

3.Формулирование рабочих гипотез

4.Определенная системы показателей

5.Отбор источников информации Этап получения эмпирических данных

6.Сбор информации

7.Обработка данных Анализ полученных данных

8.Анализ полученных результатов

9.Прогнозирование


11.Оформление отчета и презентация результатов исследования Этап предоставления

полученных результатов

Разработка концепции начинается с обоснования целесообразности проведения. Это обоснование важно т.к. дает возможность обосновать затраты на получение информации и помогает понимать существование самой проблемы, как управляющим так и маркетологам.

Случаи, когда целесообразно отказаться от проведения исследований:

ü если маркетинговую проблему не удается четко определить. Это бывает когда управляющие и маркетолог не могут достичь достаточного уровня взаимопонимания.

ü если маркетолог считает, что он обладает достаточным объемом информации, необходимой для исследования. Такая ситуация может возникнуть при смене руководства.

ü если исследование может привести к утечке информации к конкурентам

ü если затраты на исследование превышают его эффект

ü если бюджет не позволяет провести исследования в нужном объеме

ü если результаты исследования никак не повлияют на действия управляющих

13.Назначение маркетингового отчёта.

Отчет – итоговый документ и заключительный этап маркетинговой исследования; непосредственное свидетельство и доказательство проделанной работы.

Отчет влияет на использование информации, полученной в ходе исследования, он должен информировать, а не дезинформировать. В обязанности составляющего отчет маркетолога входит доведение до сведения управляющих информации об используемых методах исследования, слабых и сильных сторонах аналитического аппарата и диапазоне возможных ошибок.

Показатели эффективности работы маркетолога оцениваются правильностью и грамотностью составленного отчета. Отчет демонстрирует навыки маркетолога в доходчивой форме передать управляющим информацию, с помощью которой можно повышать качество принимаемых маркетинговой решений.

Критерии оценки отчета:

1) полнота – достаточность объема маркетинговой информации в соответствии с поставленной целью исследования

2) точность, т.е. качество, выражающее степень согласованности представленной информации с практическими решениями

3) ясность – четкость и лаконичность представления информации

4) выразительность.

Факторы, оказывающие влияние на качество подготовленного отчета:

ü степени внимания руководства к цели исследования

ü уровень сложности стоящих перед маркетологом задач

ü опыт и квалификация маркетолога

ü наличие программного обеспечения.

Формы представления отчета: письменный, устный, презентация.

Письменный отчет - готовится в 2 вариантах, сокращенном и полном. Сокращенный – для управляющих, содержит основные результаты и выводы, а полный – для отдела маркетинга, хранится в архивах отдела.

Структура полного отчета:

1. Титульный лист (тема исследования, место и время проведения, заказчик, исполнитель)

3. Введение

ü описание проблемы с обоснованием

ü постановка задач

ü рабочие гипотезы

ü описание выборочной модели

ü ограничения и предостережения

4. Основная часть – интерпретация полученных результатов, методология исследования (характеристика этапов исследования, описание методов исследования, ответы на вопросы технического задания, перечень результатов, которые будут положены в основу принятия управленческих решений).

6. Приложения – инструментарий (анкета, гайд), вся цифровая информация, сопровождающая информация, техническое задание, графики и диаграммы.

При написании текста отчета следует придерживаться лаконичного стиля изложения, насколько это возможно – избегать узкоспециализированных терминов и профессионального жаргона. Отчет пишется не для коллег-маркетологов, а для управляющих.

Устный отчет – не доказательство проведения исследования, это изложение фактов с большой точностью.

Необходимо:

1) подготовить текст доклада в соответствии с целью исследования и логикой построения письм. отчета

2) знать аудиторию, для которой вы готовите текст, понимать ее требования и заинтересованность в результатах

3) всегда быть готовым к вопросам и уметь предчувствовать, какие могут быть заданы

4) подготовить демонстрационный материал

Представление устного отчета регламентируется следующим:

1) лимит отведенного времени

2) время на вопросы (вопросы нужно использовать для доработки письм. отчета)

Сравнительный анализ качественных и количественных методов оценки личности

Характеристики, ассоциируемые с подходом

Количественный

Качественный

Информация

Объективная

Субъективная

Характеризующие понятия

Экспериментальный;

Количественные данные;

Статистика

Описательный;

Естественный;

Словесно-ориентированный

Ключевые понятия

Переменные;

Операционализация;

Надежность;

Гипотезы;

Валидность;

Статистическая значимость;

Повторяемость

Значение;

Понимание здравого смысла;

Социальное конструирование;

Правдоподобность

Организация

Структурированные;

Формальные;

Специфические;

Детализированный план операций

Включенные;

Согласованные, чувствительные к продолжению

Большие; многослойные; контрольные группы;

Произвольный выбор и контроль за побочными переменными

Небольшие;

Теоретические примеры;

Целевые примеры, предполагающие возможность включения как можно большего числа контекстов

Техники или методы

Эксперимент;

Структурированное интервью;

Структурированное наблюдение;

Ряды данных и тесты

Наблюдение; включенное наблюдение; изучение документов и артефактов;

Неструктурированное интервью

Количественные;

Операционализированные переменные;

Числовое кодирование;

Статистические;

Подсчитываемые

Описательные; обыденная речь; личные документы; полевые заметки;

официальные документы; аудио и видеозаписи;

Инструменты и средства

Опросники;

описания;

тестовые показатели;

компьютеры;

Аудио и видеопленки; воспроизводящие устройства; записи;

часто единственным инструментом является сам исследователь

Анализ данных

Дедуктивный;

Статистический;

Имеет место по завершении сбора данных

Индуктивный продолжающийся;

Тематический;

Понятийный.

Внутренняя валидность

Искусственные

Реалистические, естественные

Структурированная

Неструктурированная

Конструктная валидность

Надежность

Проблемы применения

Контроль других переменных;

Задающий характер подхода; валидность

Временная затратность;

Нестандартизированность процедуры; надежность

Представленный сравнительный анализ специфики, возможностей и ограничений количественных и качественных методов показывает, что как у первых, так и у вторых есть уязвимые места, ограничивающие возможности психологического исследования. Различия между количественными и качественными исследованиями заключаются в том, что первые являются позитивистскими, ограничивающими, не способными схватывать перспективу субъекта, абстрактными и основанными на безжизненных описаниях. Качественные исследования, как утверждают критики, проявляют тенденцию к ненаучности и основываются на не строгой методологии. Приверженцы же утверждают, что они вводят постмодернистский и пост-позитивистский взгляд, соответствующий превалирующим социальным установкам.

Различение количественной и качественной исследовательских методик по их отношению к объекту исследования, что вполне естественно, сказывается и на их возможностях. В тоже время многими авторами они рассматриваются не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие друг друга. Число и слово вместе могут рассматриваться как способы организации и упорядочивания сложного неструктурированного материала.

Количественные данные собираются в контролируемых условиях, следуя принципу вероятности того, что исследуемая переменная может описывать идентифицируемые взаимоотношения, в то время как качественные данные собираются в контексте естественных условий. Как качественные, так и количественные методы стремятся к достижению надежности и валидности полученных результатов. Постоянство или стабильность данных показывают способность исследователя повторно подтверждать полученные результаты в рамках количественного подхода, в качественных же исследованиях главным является репрезентативность данных по отношению к истинной или полной картине.

Качественные и количественные методы должны дополнять друг друга. Ибо комбинация количественных и качественных методов позволяет охватить исследованием как широту явления (социальное распространение), например, безработицы, бедности, отсутствия социальной защиты и т. п., так и глубину (индивидуального страдания), а также наметить практические шаги для предотвращения данных явлений или активного вмешательства социального работника.

При внешней убедительности представленной логики сочетания возможностей количественных и качественных методов не раскрытым остается самый фундаментальный вопрос, связанный с разграничением их сферы компетенции. Выше уже обосновывалась продуктивность количественных методов по отношению к биологической природе человека, подлежащей измерению. Отмечалась и потенциальная возможность их использования по отношению к символической природе в аспекте нахождения номотетики и выстраивания на ее основе систем сравнительных координат неизбежно необходимых как для психологического знания, так и для человечества, предполагающего ситуацию сравнительной оценки индивидов во многих ситуациях, требующих ориентировки.

Укажем на принципиальные различия между качественными и количественными методами. Эти различия состоят, прежде всего, в особом эмпирическом угле зрения при рассмотрении социальной действительности. Так, количественные методы при социальных исследованиях нацелены на общие признаки (на анализ данных по их общим признакам для их последующей типизации), а качественные методы ориентированы на определенные различия.

Следует подчеркнуть, что как те, так и другие методы не только не противоречат, но, наоборот, дополняют друг друга. Однако использование их в социальных исследованиях различно. Количественным методам отдается предпочтение в традиционных социологических эмпирических исследованиях, качественным - при использовании герменевтического принципа анализа социальной реальности. При этом технические приемы для исследования повседневного бытия составляют резервуар для применения всех социально-научных методов. Можно уже говорить и о предварительных критериях, характеризующих эмпирические исследования социальной работы. качественный количественный исследовательский личность

В исследованиях социальной работы следовало бы отдать приоритет качественным методам, понимаемым как анализ бытия клиента (окружающего мира, жизненного пространства). Полагаем, что перспективу клиента в ее коммуникативной обусловленности можно учесть лишь с помощью качественных методов эмпирических исследований. Прежние приемы опроса и техника кодирования являются для этой цели недостаточными. Невозможно и простое выведение из теоретических положений конкретных форм практических действий. Исследование социальной реальности происходит главным образом через ее речевую трактовку, разговорные формы общения с клиентом. При этом использование метода должно быть соотнесено с определенным уровнем социальной реальности.

Для профессиональной социальной работы такая смена методик обязательна. В этом заключена ее сила, обеспечивающая не только возможность восстановить нормальную жизнь клиента, но и реконструировать ее перспективу.

Так же социальной работы и ее научного обоснования существенное значение имеют следующие аспекты качественно-эмпирических исследований:

  • - ориентация на субъект;
  • - ориентация на понимание общего контекста события;
  • - на конкретную ситуацию;

Следует сказать, что исходя из описания смысловых отрезков структур социальных процессов, возможен их конкретный анализ (индивидуальный и коллективный) без проведения статистически количественного исследования типов отдельных случаев.

Исследование социальной работы как комплексный анализ жизненного пространства может выполнять при этом следующие функции: обеспечивать с помощью фундаментальных теоретических работ дальнейшее развитие научной дисциплины; поддерживать через прикладное исследование процесс профессионализации и стимулировать формирование профессиональных компетенций; вовлекать обучающихся профессионалов в этот процесс в форме учебно-обучающего исследования.

При овладении знаниями в области социальной работы наряду с выработкой профессионально-практических навыков необходима и компетенция в теоретическом плане (умение осуществлять с научных позиций рефлексию, выявлять причины глубинных процессов, давать им должную интерпретацию и находить надлежащий выход из ситуации), формирование такого рода профессиональной компетенции, а также конкретное воплощение ее в повседневной практике социальной работы составляют обязательное условие научно-обоснованной профессиональной деятельности социального работника.

К профессиональной компетенции следует отнести, прежде всего, формирование способности воспринимать различать, интерпретировать и анализировать, а также вырабатывать профессиональные суждения. Важна и способность ситуативного разъяснения несложных социальных процессов. Студенты должны уметь находить упрощенные способы для выявления, объяснения и оценки социальных процессов, что также является составной частью профессиональной компетенции социального работника.

Качественные методы, будучи практически не применимыми по отношению к биологическому аспекту человеческой сущности, в высшей степени продуктивны по отношению к аспекту символическому и, исключительно, к аспекту рефлексивному. Способность улавливания тончайших нюансов поточного мира человеческих экзистенциально-феноменальных переживаний является для них приоритетной, одновременно создавая ряд проблем, связанных с соотнесением уникальных переживаний друг с другом в рамках одной личности и, тем более, в рамках различных личностей и их социальных окружений.

Качественные методы позволят анализировать общее двух или нескольких признаков, опуская при этом их различия. Количественные же методы дают возможность определить различие тем, что общие признаки используются как базис для сравнения. Поэтому целеполагание при тех и других методах различно: раскрытие связей в одном случае, измерение различных выражений уже известных черт - в другом.

Так же качественные методы способствуют выработке коммуникативных умений, важных для проведения консультирования, диагностики и терапии.

При этом коммуникативно-качественные социальные исследования следует рассматривать как исходный пункт для углубления субъективного видения в социальной работе. А понимание типологических моделей и их трактовку необходимо воспринимать как базисную основу деятельности социальных работников. Овладеть этими приемами можно только в процессе творческого учения. При этом в центре внимания, как нам представляется, должен быть анализ повседневной жизни, жизненного пространства клиента как интегративной составной части исследований социальной работы.

К сожалению, до сих пор концепция социальной работы, ориентированная на анализ жизненного поля клиента и дополненная биографическим видением, использовалась довольно редко. А как раз такая концепция, делающая субъективную позицию клиента, его видение жизни, окружающего его мира основным предметом исследования, позволяет понять, как и почему действующий повседневно индивид познает «свой мир» именно так, а не как это представляется исследователю.

Качественно-эмпирическая исследовательская стратегия позволяет использовать иной подход социального работника к мировосприятию клиента. С этих позиций можно вести одновременно две линии исследования. С одной стороны, проводить анализ жизненной реальности через восприятие самого клиента, биографические показатели, его рассказ о своей оценке событий, с другой - через жизненную социальную практическую деятельность с исторической ретроспективой.

Таким образом, проектируемый анализ жизненного окружения клиента как особый тип качественно-эмпирического исследования в социальной работе преследует две цели: первая - развитие типологии случая, обстоятельств, их распространенность как социального явления. Вторая - разработать концепцию социальной работы, найти и определить возможность для включения в действие на основе этой концепции.

Качественный анализ жизненной ситуации клиента в сочетании с типологизацией аналогичных случаев (результаты количественных методов) дают для профессиональной социальной работы надлежащий ориентир, возможность более широкого и глубокого подхода. Такая форма исследования способствует внутреннему обогащению профессии и укрепляет тем самым ее самостоятельность в качестве научной дисциплины.

При использовании качественных методов речь идет, в принципе, об охвате, структурном описании и объяснении динамики тех социальных процессов, которые характерны для интересующих сфер общественной реальности, то есть единичном и особом в предмете исследования, а не о выдвижении в центр внимания регулярного и обычного. Из перспективы качественных методов исследования невозможно выразить в понятиях системные структуры независимо от их составляющих, а также от действующих и страдающих членов общества.

Сила количественных методов заключается, прежде всего, в том, что они позволяют основательно и в систематизированном виде открывать новое. Таким образом, специалисты определяют количественные методы социальных исследований как разновидность социальной диагностики.

Количественные методы ставят в центр рассмотрения общие закономерности, при которых из сложных отдельных случаев выводятся повторяющиеся или общие признаки. Тем самым, в отличие от качественных методов, здесь не учитывается единичное и особое в предмете исследования и ситуации.

Например, анализ судьбы длительно безработного или бездомного позволяет показать ситуацию отчужденности людей, испытывающих тяготы жизни, ее кризисные ситуации, их тщетный поиск опоры и ориентации, что не позволяет им определить свою дальнейшую жизнь. Но как раз в этих поисках нормальной жизни, общественного признания и заключается шанс для социальной работы. Понимание специалистом конкретной кризисной ситуации соответствующего клиента позволяет профессионально увидеть и наметить для него жизненную альтернативу, активизировать возможные социальные контакты.