Почему не нужно сравнивать себя с другими . В каком случае стоит сравнивать себя с другими? Информация, получаемая из окружающей обстановки

Большинство людей нуждаются в сравнении людей друг с другом и себя с другими людьми. Это вызвано тем, что человеку необходимо представлять, насколько он ценен. Чтобы понять свою ценность, нужно знать, насколько ценны имеющиеся у него качества в сравнении с качествами других людей.

Сравнение бывает разным. Сравнивая, человек может выделять свои достоинства или делать акцент на своих недостатках. Сравнивается все: способности, физические данные, привлекательность, обладание материальными благами, наличие знаний, склонность к везению и пр. Привычка к сравнению мешает понимать самого себя и быть естественным.

Сравнивая себя с другими, человек говорит себе: «я хуже …...», «я лучше…», «я больше….», «я меньше…», «я быстрее», «я медленнее» что-то делаю, имею, выгляжу и т.д.

Сравнение не в свою пользу становится почвой для возникновения чувства вины и самобичевания. Сравнение в свою пользу способствует нетерпимости по отношению к окружающим, склонности к критике и осуждению.

Если, например, человек считает, что он работает лучше всех, но получает равную или более низкую по сравнению с другими зарплату, то это вызывает у него недовольство руководством и коллективом в целом, что может привести к конфликтам.

Если взять обратную ситуацию, когда, сравнивая себя с другими, кто-то считает, что он не может быть таким же быстрым, умным, красивым и т.д., то тем самым он помогает укрепиться чувству собственной неполноценности, отвергая самого себя. Например, сравнение своего тела с телами других людей не в лучшую сторону, приводит к неприятию своего тела и понижает самоценность личности.

Люди, имеющие склонность к сравнению, зачастую отличаются неуравновешенностью и отсутствием контакта со своим внутренним «Я», им присущи зависть и ревность.

Тот, кто осознает свою значимость, не сравнивает, а только отмечает имеющиеся у людей отличия. Такое восприятие окружающих защищает его от самокритики и ощущения себя лучше или хуже других.

Умению сравнивать человек учится от своих родителей и воспитателей. Сравнения начинаются с первых дней жизни ребенка. Стремясь добиться от ребенка желаемого, родители сравнивают его с другими, или приводят ему в пример других детей, сравнивая их между собой. Ребенок усваивает такой стиль отношений и, становясь взрослыми, продолжает сравнивать.

Занимаясь сравнением, человек лишает себя возможность понять, что он представляет сам по себе и какими ресурсами обладает. Сравнение тормозит развитие, влияет на самооценку и искажает представление о собственной значимости.

Чем больше человек сравнивает других, тем больше окружающие сравнивают его самого, и тем больше он ощущает себя объектом сравнения. Нравится ли Вам, когда Вас сравнивают с другими, особенно если это сравнение не в Вашу пользу?

Но и сравнение в другую сторону тоже не приносит долговременной радости, т.к. в нем содержится недоброжелательное отношение к людям, что вызывает ощущение дискомфорта.

Сравнение мешает принимать себя таким, какой ты есть. Сравнение способствует развитию гордыни. Когда человек сравнивает себя с другими в свою пользу, то тем самым он обесценивает других людей, а если сравнение идет не в его пользу, то оно отдает фальшью и прикрывает желание быть разубежденным. Гордыня отражает желание получать похвалу и высокую оценку себя.

Уважающий себя человек реально оценивает свои способности и возможности и не нуждается во внешнем одобрении.

Человеку свойственно стремиться к совершенству, это желание и подталкивает его к сравнению. Сравнивая себя с другими, он надеется достигнуть совершенства, но это не возможно, т.к. уровень достижения определяется уровнем возможностей, у которых есть предел, а у совершенства предела нет.

Стремление к совершенству мешает использовать весь потенциал имеющихся возможностей. Также помеху создает и страх оказаться несовершенным. Страх приводит к отказу от достижения каких-либо целей, чтобы не разочаровываться и не чувствовать себя несостоятельным. В результате личность избегает развития и остается на том уровне знаний и умений, которые ему хорошо знакомы, и позволяют чувствовать себя уверенно.

Стремясь к совершенству, человек старается подавлять свои эмоции. Блокировка эмоций приводит к появлению различных заболеваний.

Перестаньте сравнивать, ведь сравнение мешает Вам быть счастливым. Позвольте себе , признайте тот факт, что Вы не можете быть совершенным, что всегда найдется кто-то, кто делает что-то лучше Вас.

Задача человека состоит в том, чтобы в процессе жизни через свой собственный опыт, а не через сравнение познать себя и найти смысл своего существования. Сравнение не приближает к этой цели, а лишь отдаляет от неё.

Раньше я думала, что самостоятельность - это способность заработать на жизнь и отпуск, пожарить яичницу, не спалив дом, и вовремя приходить в офис. Оказалось, куда важнее перестать себя сравнивать с Ниной Барановой.

Баранова и Козлова

Сравнения так и просятся, правда? Вот и напросились. Уже с первого класса у нас с Ниной началась дружба-соперничество. Кто ровнее пишет крючочки? Кто чище моет доску? Кто получил больше звездочек за работу в классе? Мы обе были отличницами и обе претендовали на руку и сердце нашей первой учительницы, Людмилы Илларионовны.

«Сегодня я больше люблю Баранову, она аккуратно вела «Дневник наблюдений», - непедагогично отмечала Людмила Илларионовна, и на прогулку Нина шла за руку с учительницей, а остальные - всего лишь с одноклассниками, парами.

Нина и Антонина

Надо сказать, Баранова от этого соцсоревнования получала удовольствие, а я страдала. Я вообще не люблю конкуренцию. В школе ненавидела бег наперегонки, конкурсы чтецов и торжественные линейки, на которых одних при всех хвалили, а других ругали. И до сих пор не езжу на тимбилдинги с соревновательным уклоном, не смотрю Олимпиаду, а чемпионат мира по футболу все-таки смотрю, но в случае пенальти выхожу в другую комнату - нервы не выдерживают. От адреналина мне физически плохо. От Людмилы Илларионовны стало невыносимо морально. И я ушла в другую, новаторскую школу, где никто детей прилюдно не отчитывал и не сталкивал лбами.

Но с Барановой по привычке конкурирую до сих пор. Захожу периодически на «Одноклассники» - только чтобы посмотреть, как у нее дела. Судя по фотографиям в леопардовых штанах, наклеенных ресницах и наращенных прядях, Нина сделала ставку на красоту. Тут мне за ней не угнаться - успокаиваюсь я и иду заниматься своими делами. Но вскоре темная сила снова тянет меня на «Одноклассники»…

Блондинка и кролик

Говорят, я еще легко отделалась. Подумаешь, Баранова - единственная официальная конкурентка за столько лет. Другим приходится куда тяжелее. Тем, например, кого родители все детство с кем-то сравнивали. Мои мама и отчим такое не практиковали. Мы с сестрой Ж. в принципе, конечно, знали, что она лучше считает и рисует, а я хорошо пишу и запоминаю даты, но использовали эту информацию лишь для помощи друг другу: она мне зимний пейзаж на ИЗО, я ей - сочинение про Андрея Болконского под дубом. Все. Зато мне с завидной регулярностью встречались девушки, которые стремились завести со мной дружбу-конкуренцию - в школах, в университете, да и на всех работах.

Я сопротивлялась и держала нейтралитет, они обижались или настаивали. И каждый раз мне было интересно, откуда это в них взялось и можно ли им как-то помочь. Все девушки, кстати, были неплохие. Симпатичные, умные, талантливые, востребованные. Но во время откровенных разговоров, на которые мне удавалось их вывести, они говорили, например, следующее: «Мне важно, чтобы меня хвалили, иначе я просто не получаю удовольствие от работы».

Или: «Когда я читаю в Facebook о чьих-то достижениях, у меня моментально портится настроение, даже если у самой все хорошо. Я похудела на 3 кг, но она-то - на 5!» А вот еще: «Мама до сих пор рассказывает мне о соседкиной дочке Ирочке, которая то замуж выйдет, то квартиру купит, то разведется, отсудив у мужа квартиру, и всегда она супергениальная и, конечно же, лучше меня! А мне 30 лет, я кандидат наук, мать близняшек, и муж у меня просто чудесный, но разве ей что-то докажешь?»

Наконец, слышала я и такое: «Сегодня купила совершенно ненужного мне ангорского кролика, только чтобы он не достался красивой худой блондинке, которая тоже на него засматривалась. Сижу на кухне, чихаю, ненавижу себя».

Зачем людям все эти чужие кролики, а? Разве они решат проблему? По‑моему, с таким отношением к себе надо обращаться к психологу.

Самость и Юнг

Я и обратилась - к своему любимому психологу-консультанту Нелли Якимовой. «Замечать различия - наша естественная черта, - успокаивает специалист, - даже маленькие дети видят разницу. Мама большая - я маленькая, папа ведет машину - я в ней еду, и так далее. В сравнениях такого рода нет ничего плохого. Наоборот, они помогают малышу постепенно осознать себя, свои возможности и ограничения. Вредными сравнения становятся, когда они несут оценку: „Катя слушается бабушку, а ты хулиганка“, „Маша отличница, а ты… Эх!“ - и тому подобное. Даже если сравнение оказывается в твою пользу, результат один: ты усваиваешь, что есть некая шкала, на которой нужно занять как можно более почетное место, иначе тебя не будут любить».

Страшно, правда?

Такие установки просто так не исчезают. Приходится чуть ли не всю жизнь слушать критикующие голоса в голове и стараться, стараться: cравнивать, самосовершенствоваться, выбиваться из сил… А людей все больше, и они сложа руки не сидят: кто золотую медаль получит, а кто - «Оскара». И всегда найдется тот, кто тебя в чем-то обойдет. В итоге ты вечно раздражена, обижена, разочарована и только и делаешь, что пытаешься стать кем-то другим и ни в коем случае не собой. Как же остановиться? Как вернуть миру настоящую и уникальную себя, наверняка ему очень полезную?

Карл Густав Юнг был убежден в том, что универсальные качества и способности в каждом человеке складываются в единственную и неповторимую картину. Это то, что делает нас нами. Нельзя найти людей с одинаковой психологической структурой, как и с идентичными отпечатками пальцев. Процесс постепенного осознания собственной уникальности Юнг назвал сложным словом «индивидуация». Это, по сути, путь к себе, движение по которому - естественный процесс.

Но на этом пути нам могут встречаться препятствия. Сначала в виде ожиданий, требований и стереотипов, которые мы постепенно заменяем на собственные желания и ценности. Затем нам предстоит подружиться со своей Тенью - теми качествами и чертами характера, которые мы в себе не принимаем. Их нужно признать, «присвоить», и они перестанут мешать. После этого придется еще встретиться со своим Анимусом (мужчинам - с Анимой) - образом души в обличии мужского (женского) начала. И только тогда, преодолев последнее искушение посчитать себя Мудрецом, который все постиг и все знает, можно прийти к осознанию своей Самости - основы личности и уникальности.

Как писал Юнг, «самость - это цель нашей жизни, так как она и есть наиболее полное выражение пророческого сочетания, которое мы называем индивидуальностью».

Кафе и шкафы

Понятно, что путь к себе не прост, но начинать-то его надо. С чего же? «Важно узнавать себя, устанавливать контакт с собой и потихоньку освобождаться от родительских посланий и навязанных обществом стереотипов», - подсказывает психолог. При хорошем контакте с собой эти установки потихоньку сами отпадут, как шелуха. А для налаживания контакта лучше всего подходит самонаблюдение. Нужно изучать себя, отслеживать свои чувства, мысли, желания, телесные ощущения, не пытаясь их контролировать, критиковать или менять. Чтобы облегчить задачу, попробуй регулярно задавать себе вопросы. Что я сейчас делаю? Что я чувствую в данный момент?

Какие ощущения возникают в теле? О чем я в настоящий момент думаю? Чего я хочу в этот миг? Что для меня важно? Думаю ли я продолжать то, что делаю, или есть потребность что-то изменить?

Следующий шаг возвращения себя самой себе - понять, что тебе нравится, что ты любишь. Начни с простого. Например, предоставляй себе как можно более широкий выбор и каждый раз задавайся вопросом, чего ты хочешь, пусть даже заказывая еду в кафе или заглядывая в шкаф с одеждой. Отмечай, как именно ты делаешь выбор, что тебе помогает и мешает, как меняются в процессе чувства. Когда научишься заказывать гречку вместо «Цезаря» и носить классические брюки вместо модных «бойфрендов», можно переходить к более сложному выбору, вплоть до экзистенциального.

И вот однажды ты будешь готова спросить: «В чем же моя миссия в этом мире?» - и честно ответить, не вспомнив о блондинке с кроликом и стаде Барановых. Ведь главный психологический парадокс в том, что измениться можно, только приняв себя такой, какая ты есть. А значит, узнавая себя, мы становимся лучше. Не лучше других, а просто лучше - ведь разница уже понятна?

Как перестать сравнивать себя с другими – этот вопрос часто задают люди неуверенные, вначале своего профессионального или творческого пути. Однозначного ответа нет, но есть то, что можно обозначить уникальностью и индивидуальностью каждого человека, и если начать смотреть в себя, а не на других, потребность в сравнении отпадет.

Почему люди сравнивают себя с другими?

Все познается в сравнении – об этом говорили еще древнейшие мыслители, и в этом много разумного. Сравнение себя с другими людьми – современная психология объясняет этот феномен тем, что у любого явления в обществе существует некий эталон, идеал, или стандарт «как должно быть». Родители с самого младенчества взращивают в ребенке те качества и свойства, которые приветствуются в данном социуме, а если их чадо не справляется, то на него обрушивается масса и сравнения не в его пользу. Мы сравниваем себя с другими, потому что:

  • хочется быть причастным к другим;
  • соответствовать ожиданиям;
  • быть лучшим в своем ремесле, профессии, творческом самовыражении;

Почему нельзя сравнивать себя с другими?

Нужно ли сравнивать себя с другими? Это малоэффективно и всегда не в пользу сравнивающего - даже если человек добился серьезных результатов, внутренний критик всегда найдет, чем быть недовольным. Единственный правильный вариант: сравнивать себя сегодняшнего с собой вчерашними стремиться реализовать в себе качества, которые хочется развить. Что происходит если мужчина или женщина, по каким-то своим причинам начинают сравнивать себя с другими:

  • происходит снижение ;
  • горькое разочарование в себе;
  • самобичевание и самоуничижение;
  • обесценивание своих результатов деятельности;
  • уходит радость, на ее месте возникает постоянное напряжение, что «я не соответствую».

Ребенок сравнивает себя с другими

Детство – благодатная почва для засевания в маленьком человеке позитивной или негативной «Я» - концепции, задача родителя помочь ребенку стать самодостаточным и автономным по мере взросления. Как не сравнивать себя с другими – даже в любящих и благополучных семьях, родители могут заметить, что в какой-то момент их дети начинают сравнивать себя с другими детьми, это могут быть сравнения по внешним параметрам, по тому, как у другого ребенка что-то лучше получается и это не может не огорчать. Как ребенку перестать сравнивать себя с другими детьми, рекомендации психологов:

  • родителям самим нужно перестать сравнивать себя и своего ребенка с кем-то;
  • объяснить ребенку, что каждый приходит в эту жизнь развивать свои таланты и умения и в этом есть неповторимость и уникальность;
  • рассказать своему ребенку, какие хорошие качества в нем есть, что он замечателен таким, какой он есть, и эти его лучшие стороны можно и нужно развивать.

Как научиться не сравнивать себя с другими?

Другие люди могут являться для нас эталонами, вызывая восхищение, на них хочется равняться, и важным ключевым моментом здесь может быть не сравнение, а понимание того, что этот другой человек смог стать тем, кем кто он стал, и возникает к тому, что он один такой, уникальная, харизматичная личность – другой такой нет. Как перестать сравнивать себя с другими людьми:

  • постараться вспомнить первые случаи, когда начало происходить сравнение с другими не в пользу себя, обнаружить чувства, которые возникли при этом (подавленность, злость, уныние), прожить эти чувства и отпустить их, они не имеют к реальности и к вам как личности никакого отношения;
  • стать лучшей версией себя – это единственный правильный вариант развития личности;
  • посмотреть на себя любящими глазами и начать повышать самооценку – это нелегкий процесс, но он является неотъемлемой частью перестать жить с оглядкой и сравнивать себя с другими;
  • сравнение порождает зависть – а это деструктивное чувство, правильным будет сделать для себя вывод: этот человек смог добиться успеха, значит и я могу быть успешным в своем стремлении;
  • такие чувства, как доброта и благодарность к себе и другим, к тому что жизнь, какая она есть происходит сейчас и можно начать быть собой прямо здесь и сейчас – помогают личности стать собой.

Как перестать себя сравнивать с другими девушками?

Подростковый возраст – сложное время для многих девушек, гормональная перестройка организма, становление взрослой фигуры, привлекательности для противоположного пола. «Что делать, если я постоянно сравниваю себя с другими девушками?» - этот вопрос частенько звучит на разных форумах и в соцсетях. Психологи на то, как перестать сравнивать себя с другими девушками отвечают следующими рекомендациями:

  • природа любит разнообразие – если все будут высокими, худыми и белокурыми, то это будет грустным явлением, девушка с веснушками, не менее прекрасна, чем та, что без них;
  • всегда в окружении будут те, кто умнее, красивее, сексуальнее и те, кто менее красивы, умны и прочее – но это лишь фокус внимания, а где внимание там и энергия, поэтому нужно сосредоточиться на своих уникальных качествах и сделать их своей изюминкой, только вам присущей;
  • принять и полюбить себя, и из этих чувств уже можно менять в себе то, что не нравиться.

Сравнения себя с бывшей мужа

«Сравниваю себя с другими женщинами своего мужчины / мужа, как быть?» – Такие сравнения могут надолго выбивать женщину из колеи, не давая насладиться существующими отношениями. В такой ситуации могут помочь советы:

  1. У всех есть свое прошлое и это – правда, но правда и в том, что сегодня вы вместе, он сделал свой выбор.
  2. С каждым человеком чувства проживаются иначе.
  3. Важно понять, в чем идет сравнение: внешность, способы ведения совместного быта, личностных качеств, и перестать ставить себя на ее место, она – это она.
  4. Повышать собственную самооценку и быть интересной для себя самой, тогда и муж если он сравнивает, перестанет это делать, ведь самодостаточная женщина – очень привлекательна для мужчин.

Отраженная оценка

Мы также получаем знания о себе, наблюдая за реакциями других людей на наши действия. Еще в начале XX в. Ч. Кули развил концепцию "зеркального Я" , утверждая, что люди воспринимают себя на основе того, как другие воспринимают их и реагируют на них. Наши восприятия того, как другие реагируют на нас, называются отраженными оценками.

В ходе забавного эксперимента, демонстрирующего значение отраженной оценки, Болдуин, Каррелл и Лопес (Baldwin, Carrell & Lopez, 1990) набрали студентов-католиков, которым показывали фотографию нахмуренного Папы Римского или другого, незнакомого им человека. Позже студентов просили оценить некоторые из присущих им самим личных качеств. Ревностные католики, которым была показана фотография нахмурившегося Папы Римского, оценивали себя более строго, чем студенты, увидевшие ту же фотографию, но не являвшиеся строгими приверженцами католицизма, или те католики, которым демонстрировалась фотография незнакомого им человека. Очевидно то, что всего лишь фотографии с изображением нахмурившегося Папы было достаточно, чтобы поколебать образ собственного «Я» у этих студентов!

Обратная связь

Маргарет Мид (Mead, 1934) убедительно доказала, что Я-концепция возникает в результате взаимодействия с другими людьми. По Мид, наша Я-концепция основана в первую очередь на социальном опыте и контролируется ценностями и ожиданиями той культуры, в которой мы живем. Мид также полагала, что развитие Я-концепции в большой степени связано с языком, так как культурные ценности, как правило, транслируются посредством языка.

Еще в детстве, совершая те или иные действия, мы получаем сигналы обратной связи от других. Возьмем, например, ситуации, когда родители постоянно хвалят своего ребенка за хорошую игру на пианино или имеют обыкновение восторженно высказываться о качестве его рисунков, отмечая и в одном, и в другом случае большие способности. По данным исследований, имеется сильная связь между тем, что родители думают о способностях своих детей, и детской Я-концепцией по этим параметрам.



В целом можно сказать, что существует очевидная связь между тем, что родители думают о способностях своих детей, и собственными Я-концепциями детей относительно тех же самых характеристик (Felson, Reed, 1986).

В поздний период детства и в ранней юности большее значение приобретает реакция сверстников.


Исследования показывают, что в целом люди отдают предпочтение объективной обратной связи как источнику знания о своих личностных качествах (Festin-ger, 1954). Объективная обратная связь оценивается как менее искаженная и более справедливая, чем личное мнение. Но мнение других людей также принимаются в расчет. В частности, когда это мнение разделяют многие люди, мы можем прийти к убеждению, что оно справедливо.

Самовосприятие

Люди делают определенные выводы о своих личных качествах, наблюдая и за своим собственным поведением. Так, в процессе нашей жизнедеятельности мы отмечаем, что постоянно предпочитаем одни виды активности другим, одну пищу - другой, одних людей - другим. Регулярность этих наблюдений также дает нам некоторое знание о своем Я.

Люди формируют суждения о своих личностных качествах в том числе и на основе своего собственного поведения. Это означает, что, наблюдая за собой, мы видим, как сами постоянно отдаем предпочтение определенным формам поведения, определенным блюдам или определенным людям. На основании наблюдения за этими регулярными повторениями мы можем обрести знание о собственном «Я».

Информация, получаемая из окружающей обстановки

Окружающая действительность также предоставляет нам информацию о наших личностных качествах. В частности, сильное влияние на Я-концепцию оказывают те факторы, которые делают нас особенными. Например, Мак-Гир и его коллеги (McGuire, McGuire, 1982; McGuire, Padawer-Singer, 1976) попросили студентов «рассказать о себе» и выявили, что они часто упоминают об аспектах собственного «Я», каким-либо образом их выделяющих. Например, мальчик с большей вероятностью скажет о своей принадлежности к мужскому полу, если он - единственный мальчик в семье, но ни одна из трех его сестер с той же вероятностью не упомянет о своей принадлежности к женскому полу.

Мы склонны сообщать о самих себе факты, которые делают нас отличными от других в определенной ситуации.

Сравнение с другими людьми

Порой нам хочется оценить себя по какому-то отдельному параметру, но в нашем распоряжении нет соответствующей информации. Например, если вы хотите знать, хороший ли вы танцор, есть способ это проверить. Можно проконсультироваться у эксперта, ну а если его нет в вашем распоряжении? Можно спросить у знакомых, насколько хорошо вы танцуете, но, допустим, вы стесняетесь сделать это. Тогда мы оцениваем наши личные качества, сравнивая себя с другими людьми. На основе самонаблюдения и наблюдения за действиями других танцующих мы можем составить определенное впечатление о себе как танцоре. Этот процесс называется социальным сравнением.


Социальная идентичность

Когда людей просят рассказать о себе, например, задают им вопрос: "Кто вы?", то в ответах они нередко относят себя к той или иной группе, категории, общности. В подобных случаях речь идет о социальной идентичности индивида. Это важная часть Я-концепции, которая основана на его принадлежности к какой-либо социальной группе вместе с присущими данной группе нормами и ценностями. В качестве примеров можно назвать семью, какую-либо организацию, религиозную или этническую группу, любое другое сообщество, укрепляющее значимые аспекты собственного Я.

Социальная идентичность - «часть Я-концепции человека, которая определяется принадлежностью к социальной группе (или группам) в сочетании с ценностью и эмоциональной значимостью, сопутствующими данной принадлежности» (Tajfel, 1981, р. 248; см. также Turner et al., 1994).

В детстве группы, к которым принадлежит человек, являются частью социализации. Мы рождаемся в определенной семье, определенной этнической группе и иногда - в определенной религиозной группе. По мере того как мы становимся старше, атрибуции, обладающие для нас наибольшей ценностью, приводят нас к выбору тех социальных групп, которые отражают и усиливают эти ценности. Я-концепция и социальная идентичность взаимно определяют и формируют друг друга (см. Bettencourt, Dorr, 1997; Luhtanen, Crocker, 1992).

Социальная идентичность может приводить к формированию стереотипа собственного «Я». Этот стереотип включает восприятие самого себя как члена определенной группы, а также поведение в соответствии с данной социальной идентичностью (Turner, Hogg, Oakes, Reicher & Wetherell, 1987). Иногда это означает, что люди принимают негативные, так же как и позитивные, атрибуции той группы, с которой они себя идентифицируют.

Например, преподаватель может думать о себе как об умном , но также как и о рассеянном человеке. Когда негативные стороны социальной идентичности являются отличительными или пугающими, люди с наибольшей вероятностью идентифицируют себя с ее положительными аспектами, т. е. они формируют стереотип собственного «Я» только на основании положительных параметров (Biernat, Vescio & Green, 1996).

Люди не только относят себя к определенным группам, но также рассматривают других как членов тех же самых групп или как членов других групп. Отсюда идет подразделение остальных людей на категории "мы" и "они".

"Мы " - это люди, принадлежащие к группам, членство в которых является важным для нас .

"Они " - это все остальные , это чужаки, не относящиеся к "нашим" группам.

Группы, входящие для нас к категорию "мы", составляют часть нашей социальной идентичности.

В ходе повседневной жизни индивид обычно сравнивает свои личные достижения в какой-либо сфере с достижениями других. При этом люди также сравнивают успехи "своих" групп с успехами групп "чужих".

Когда кто-то из "своих" добивается крупного успеха, то все остальные члены этой общности, даже не игравшие никакой роли в этом успехе, также испытывают чувство гордости и даже личного удовлетворения достижением некоторых из нас.

Например, после первого в истории человечества полета в космос, который был совершен Ю. Гагариным, многие советские люди искренне гордились успехом своей страны. Известно также, какой эмоциональный подъем испытывают люди в стране, национальная сборная которой выигрывает Кубок мира по футболу.

Такое явление, когда люди греются в лучах чужой славы , способствует повышению индивидуальной самооценки , потому что социальная идентичность этих людей в данной сфере составляет интегральную часть их Я-концепции. Люди очень стремятся к тому, чтобы косвенным образом разделить успех членов "своей" группы, особенно после личных неудач . Вот почему правительства некоторых стран склонны порой затевать "маленькую победоносную войну", чтобы отвлечь своих граждан от их тяжелого экономического положения.


Люди охотно разделяют успехи членов "своей" группы. Что же происходит, когда те, с кем мы идентифицируем себя, терпят неудачу? Здесь отмечаются два типа реакций (Franzoi, 1996).

Во-первых, поскольку люди имеют тенденцию переоценивать качество выполнения какой-либо деятельности членами "своей" группы по сравнению с "чужими", то часто для них наступает время признать неудачу вполне обоснованной.

Во-вторых, в случаях когда поражение настигает членов "своей" группы, этому находится оправдание .

Например, как в спорте после проигрыша "своей" команды болельщики часто оправдывают это неблагоприятными ситуационными факторами, например, ошибками судьи или его несправедливостью. Защищая "свою" команду, болельщики защищают свою самооценку.

Особой разновидностью социальной идентичности является этническая идентичность - индивидуальное чувство личной идентификации с определенной этнической группой.

Этническая идентичность составляет часть Я-концепции человека и имеет отношение к его принадлежности к определенной этнической группе.

Формирование чувства собственного «Я» может привести к возникновению определенных вопросов у членов группы меньшинства. В юности и раннем периоде взрослой жизни, когда люди формируют чувство собственного «Я», согласование этнического происхождения с основной культурой может оказаться сложным для американцев африканского и азиатского происхождения, коренных американцев, выходцев из Латинской Америки и членов других этнических меньшинств (Sellers, Rowley, Chavous, Shelton & Smith, 1997; Spencer, Markstrom-Adams, 1990).

Этот процесс значительно усложняется, будучи связанным с изменениями, например когда ученик переходит в другую школу или поступает в колледж (Ethier, Deaux, 1994).

В обзоре исследования, посвященного этнической идентичности, Финни (Phin-пеу, 1991) указывает на то, что сильная этническая идентичность обычно связана с высокой степенью самоуважения, но только в тех случаях, когда сопровождается положительной основной ориентацией. Для людей, обладающих сильной этнической идентичностью без какой-либо адаптации к основной культуре, вопрос самоуважения может стать более проблематичным.

Результаты еще одного исследования позволяют предположить, что люди способны преуспеть в рамках двух культур, не теряя при этом культурной идентичности и не оказываясь перед необходимостью предпочтения одной культуры другой. Это понятие бикультурной компетентности было связано с успешным функционированием как в родной для человека культуре, так и в культуре для него новой (LaFromboise et al, 1993).

Поскольку этническая самоидентификация является важным компонентом Я-концепции, следует отметить те признаки, которые воспринимаются индивидами как главные при определении национальности человека. Данные отечественных исследований (Старовойтова, 1978; Сикевич, 1994) показывают, что этническая самоидентификация достаточно вариабильна и обусловлена определенными факторами.

1) Место проживания на своей этнической территории или в иноэтнической среде. Если в первом случае больший вес придается происхождению (национальность родителей), то во втором случае яснее осознается этнокультурная общность.

2) Возраст. Молодежь в большей мере ориентирована на выбор национальности "по желанию самого человека" и меньше - на происхождение.

3) Уровень образования . Сростом образования возрастает ориентация на выбор национальности "по желанию", а не определение ее по происхождению. Характерно также, что если лица с низким уровнем образования обращают внимание на явные черты этнического сходства и различия (язык, внешность), то более образованные люди выделяют неявные, но существенные черты (характер и особенности поведения).


В наше время сравнивать себя с другими непринято - все мы уникальны, у каждого своя жизнь. Но временами это нужно и даже необходимо. Единственное - делать это надо правильно. Как? Об этом и пойдет речь в данной статье.

Пожалуй, есть только один показатель, по которому нельзя себя сравнивать с другими. Это слава. В эпоху интернета количество подписчиков, лайков и комментариев стало показателем известности. Для многих людей это действительно важно и собственная недостаточная популярность приводит даже к .

Пример выше можно перенести и на другие области жизни, где мерилом успеха является некая измеряемая или ощутимая величина. Но в целом такое сравнение ведет только к зависти. Формируется и другая деструктивная мысль: «Этому человеку повезло, у него все есть». В этом случае вы даже не пытаетесь анализировать причины успеха. Сложно начать, когда вы хотите всего и сразу. Это невозможно. На вас накатывает разочарование, потому что ожидания не оправдываются, приступить к работе не получается, а если и сели за проект, то ожидаете успеха здесь и сейчас.

Даже если вы пытаетесь просто подражать человеку, которому завидуете, это не даст ощутимого результата, потому что в этом нет уникальности, нет души. Когда же вы фокусируетесь исключительно на том, что важно для вас, вы становитесь искренним и уникальным.

Что же такое достижение? Достижение - это процесс, обучение. Если вы сосредоточитесь на том, чтобы начать и получать удовольствие от процесса, вы преуспеете. Важно сравнивать себя с другими в том случае, если вы обучаетесь у таких людей. только на результате приводит к постоянным стрессам и неудовольствию.

Наш мозг постоянно ищет причины для . Когда мы смотрим на фотографию красивых внешне людей и ощущаем себя хуже, то в большинстве случаев это приводит к морализаторству и зависти. Оправдание готово, а значит нет причины для того, чтобы становиться лучше. Эти люди на картинках выглядят так, как будто это все далось им от природы, хотя очень часто это совершенно не так. А раз мы думаем иначе, то считаем их просто счастливчиками и значит не делаем ничего, ведь если все в мире случайность и счастливый случай, то и стараться не нужно.

В каком случае стоит сравнивать себя с другими?

Ориентируйтесь на правильные аспекты жизни другого человека. Вдохновляйтесь его работоспособностью и целеустремленностью, сравнивайте себя с ним и старайтесь взять все самое лучшее. Сравнивайте свои достижения с достижениями других. Количество лайков это не достижение и вам нужно это очень четко уяснить. Не сравнивайте количество своих финансов, потому что в этом случае вы будете считать, что недостаточно удачливы и что эта игра нечестная, а вы в ней проигрываете. Вместо этого попытайтесь понять, почему у этого человека столько денег (конечно, если это не наследство и не финансовые махинации). Вы поймете, какое количество труда и ума вложено в то, чтобы обеспечить себе хорошую жизнь.

Достижения бизнесмена или великого спортсмена могут выглядеть так, будто все им досталось без труда. Но это не так. Самые великие спортсмены работают с утра до вечера, выкладываются до предела, только чтобы быть на секунду быстрее, прыгнуть на миллиметр выше, стать еще немного выносливей. Вот на чем вы должны концентрироваться, а не на том, сколько у этих людей денег. Может быть они находились в более выгодной начальной позиции, чем вы, но все равно работали невероятно много и заслужили то, что имеют.

Вы должны смотреть на то, что делают успешные люди, учиться у них и воплощать в жизнь эти знания. При этом важно не слепо копировать, а улучшать и оптимизировать, подстраивать под себя. В этом случае вы включаете осознанность в обучении, задаете вопросы, а не просто становитесь копией.

«Как мне достичь того же?», - пример правильного вопроса. Во-первых, потому что вопрос намного важнее для мышления, чем простое прокручивание мысли о своей неудачливости. Во-вторых, теперь вы внимательно наблюдаете. И в-третьих, вы готовы практиковаться. Вы можете не знать, как человек придумывает блестящие идеи, однако вы вполне можете вдохновиться этим и придумывать свои собственные.

Поэтому простая замена зависти на вдохновение творит чудеса. Вас должны вдохновлять чужие достижения, а не угнетать и приводить в ступор. Вот такое сравнение, умноженное на правильный образ мышления, приведет к тому, что вы достигнете успеха и при этом будете абсолютно счастливы в процессе.

Используйте сравнение с другими людьми, как пример для начала действий. Наблюдайте за окружающими вас людьми, везде ищите информацию - это придаст вам мотивации, потому что многие люди делают прекрасные вещи и именно это должно стать предметом для подражания. в большинстве случаев просто невозможен без сравнения себя с другими людьми, потому что вы даже не могли представить себе, что некоторые вещи вполне реальны и достижимы.

Замените зависть и апатию на вдохновение, стремление обучаться и задавать вопросы - и это кардинально изменит ваш образ мышления и вас. Удачи в поиске правильных людей, которые будут вдохновлять на свершения.