Программа релакс для глаз. О программе Color EyesKeeper

В современном мире проблемы со зрением возникают у многих людей. Практически каждый человек может вспомнить ощущения сухости в глазах, покраснения, напряжения. Длительная работа у экрана компьютера сказывается и на качестве зрения.

В качестве профилактики для устранения негативных последствий работы с компьютером можно использовать пальминг (специальное упражнение глаз). Релакс с помощью пальминга поможет улучшить зрение, укрепит глазные мышцы. Помимо профилактических мер, существуют специальные методики для восстановления зрения.

Упражнения для улучшения кровообращения

Основа тренинга для улучшения кровообращения для глаз - это массаж. Он осуществляется с помощью поглаживаний и похлопываний. Релакс для улучшения зрения происходит с помощью несложных упражнений. Начинать можно с рисования восьмерок вокруг глазных впадин. Движение выполняется пальцами рук по 8-16 повторений. После этого нужно переходить к следующим движениям:

  • вверх-вниз;
  • по кругу;
  • по диагоналям;
  • по квадрату;
  • по верхней (нижней) дуге;
  • по формам различных фигур (ромб, треугольник и др.).

Закончив с массажными движениями, можно приступать к следующим упражнениям:

  • горизонтальные движения;
  • вращение по кругу;
  • зажмуриться-расслабиться;
  • интенсивное моргание;
  • движения по диагоналям;
  • стоя у окна попеременно смотреть на объект близко и далеко.

Упражнения выполнять по 6 раз. Общее время выполнения составляет около 5 минут. Лучше всего уединиться, остаться в полной тишине, сосредоточиться на технике. Релакс для глаз не только улучшит кровообращение, но и поможет при таком нарушении, как синдром аккомодации.

Синдром аккомодации

По результатам исследований доктора Уильяма Бейтса нарушение зрения связано со стрессами, физическими и психическими перенапряжениями. Это приводит к синдрому аккомодации - нарушению, при котором невозможно видеть объекты на разном расстоянии.

Способность глаза распознавать объекты на разном расстоянии зависит не только от хрусталика, но и от глазных мышц. Именно они могут менять форму глазного яблока, чтобы сфокусировать зрение на каком-либо объекте. Нарушение аккомодации не позволяет мышцам сокращаться и растягиваться. Они находятся в постоянном напряжении. Релакс для глаз в этом случае необходим.

Нарушения, связанные со зрением, напрямую связаны с неправильной работой мышц глаза. Например, при близорукости глазное яблоко постоянно вытянутой формы, что не позволяет рассмотреть объекты, расположенные далеко. При дальнозоркости все наоборот. Коррекция зрения с помощью линз не помогает изменить ситуацию. Глазные мышцы остаются в неизменном положении напряжения, лишены возможности сокращаться и растягиваться.

Пальминг У. Бейтса

Методика выполнения упражнения пальминг была разработана У. Бейтсом и может использоваться каждым, кто хочет снять напряжение с органов зрения. Релакс для глаз выполняется следующим образом:

  • согреть руки;
  • положить ладонь на ладонь, чтобы пальцы рук закрывали друг друга;
  • зафиксировать согнутые в локтях руки коленями, прикрыть руками глаза;
  • остаться в таком положении на 5-7 минут.

Важно при фиксации рук в таком положении не давить на глазные яблоки, следить, чтобы свет не проникал через пальцы рук. Это упражнение способствует расслаблению глазных мышц.

Программа релакс для глаз

Этот комплекс можно выполнять, чтобы снять усталость. Каждое упражнение следует делать по 7-8 раз.

  • С открытыми глазами нарисовать восьмерку (в двух направлениях).
  • Сфокусировать взгляд на большом пальце руки, вытянутой вперед. Начать отводить руку в сторону.
  • Вытянуть вперед и выпрямить любую руку. Сфокусировать взгляд на ней, начать считать до 20. На пять закрыть правый глаз, на 10 - открыть правый, на 15 - закрыть левый, на 20 - открыть левый.

Это несложная гимнастика глаз. Релакс обеспечен каждому, кто будет выполнять такие упражнения. Их можно делать как в комплексе, так и по отдельности.

Гимнастика для улучшения зрения

При близорукости, дальнозоркости и астигматизме выполнение гимнастики обязательно. Оно помогает снять напряжение с мышц, привести их в тонус, что значительно ускорит лечение.

Гимнастика состоит из 4 базовых упражнений:

  • Начать делать медленные движения глазами вверх и вниз. Выполнить 6 раз в каждом направлении. С расслаблением мышц амплитуда выполнения увеличится. Сделать еще несколько повторений, отдыхая по 2 секунды между ними.
  • Плавные движения вправо и влево по 6 раз. При выполнении помнить, что главная задача - релакс для глаз. Поэтому движения органами зрения надо делать с минимумом усилий. В конце упражнения сделать еще несколько раз с интервалом отдыха в 2 секунды.

  • Поднести палец к глазам на расстоянии 20 см, сфокусировать взгляд на нем, перевести взгляд на удаленный объект. В быстром темпе сделать 10 повторений и еще несколько с интервалом отдыха в 2 секунды. Это упражнение одно из самых эффективных для улучшения зрения. Его можно выполнять каждый день и как можно чаще.
  • Круговые движения по часовой стрелке и обратно. Делать медленно. Повторить 3 раза по 4 круга в каждую сторону. Отдыхать между циклами 2 секунды. Упражнение делать с минимальными усилиями.

Гимнастику нужно выполнять регулярно без очков и линз. Перед каждым подходом делать релакс для глаз, накрывая их ладонями (пальминг). Если при выполнении какого-либо упражнения начали болеть глаза, нужно прервать гимнастику, сделать пальминг, отдохнуть и продолжить. Все перечисленные методы направлены на снятие напряжения с глаз и улучшение зрения. Если регулярно делать хотя бы одно упражнение, польза, несомненно, будет.

Мы очень много читаем, смотрим фильмы, различное видео и просто работаем за компьютером. Все это существенно сказывается на остроте нашего зрения и усталости глаз. Как же помочь нашим глазам? Одна из действенных методик — программа для глаз Relax.

Компьютерная программа для глаз Relax

Программа Relax – это компьютерная разработка, предназначенная для восстановления аккомодационной способности глаз человека. В основном широко используется при лечении амблиопии и миопии. Её рекомендуют офтальмологи при детской пресбиопии, миопии и обычной загрузке глаз при работе на компьютере.

Применяют компьютерную программу Relax в следующих случаях:

  • профилактика утомления глаз;
  • профилактика названного выше компьютерного синдрома;
  • лечение компьютерного синдрома;
  • лечение миопии;
  • избавление от спазма аккомодации и его профилактика;
  • профилактика пресбиопии.

В основе программы Relax лежат определенные стимуляторы с цветовыми, пространственными и временными параметрами, которые способны вывести аккомодацию глаз из имеющегося напряжения.

Почему подошли к разработке программы Relax

К врачам очень часто приходят пациенты с жалобами на то, что у них очень неприятно болят глаза. Симптоматика у этих пациентов одинакова. Это краснота, боль, жжение, сухость, слезотечение, чувствительность к яркому проявлению света и головная боль. Такие симптомы часто мучают людей, чья работа связана с компьютером. За границей у врачей даже появился определенный термин, который охарактеризовал это заболевание: компьютерный зрительный синдром (КЗС). Ортометрическая ассоциация Америки четко заявила, что КЗС — это синдром профессионального заболевания.

Проводя обследование многих людей и постановке диагноза «компьютерный зрительный синдром», врачи обнаруживали следующее:

  • резкое снижение остроты зрения;
  • нарушение конвергенции;
  • нарушение аккомодации;
  • нарушение стереоскопичского зрения;

Наиболее часто встречается третий названный симптом. Именно аккомодацию можно тренировать, тем самым улучшить зрение. Под тренировкой в этом случае понимают специальные упражнения, которые помогут не только обычным ПК-пользователям, но и работникам, часто испытывающим повышенную зрительную нагрузку.

Но для школьников среднего и младшего звена важна тренировка аккомодации. Именно в школе у ребенка можно наблюдать повышенную нагрузку на аккомодацию. Если организм ребенка не справляется с заданной им нагрузкой, то начинает развиваться миопия. В этом случае хорошо помогают различные упражнении с призмами и линзами, точечный массаж специальных зон, упражнения с лазерными стеклами. Названная методика восстановления зрения требует наличия рядом врача или медсестры, а также специального оборудования. Для лечения программой Relax всего выше названного не требуется.

Дайте глазам отдых

Санитарные нормы в нашей стране говорят о том, что школьник или студент для снижения зрительного утомления на глаза обязательно должен между работой на компьютере делать перерывы, которые помогут снять накопившуюся усталость с глаз. Однако схема «работа — отдых» у каждого должна быть индивидуальной. Время перерыва зависит от характера выполняемой работы, имеющихся технических характеристик компьютера, возраста пользователя и его индивидуальных особенностей. Именно в эти перерывы врачи-офтальмологи рекомендуют проводить занятия с помощью программы Relax.

Названная программа запрограммирована так, чтобы следить за активностью пользователя. С ее помощью человеку не обязательно самому следить за временем работы и отдыхом. Программа сама ему об этом напомнит. Кроме этого, программа может самостоятельно запустить созданную в ней зрительную стимуляцию аккомодации.

Методика, реализованная в программе Relax, основана на многочисленных экспериментах, в которых подтверждалось, что компьютерная стимуляция положительно влияет на аккомодацию. Созданная гимнастика для зрения идет в ногу с другими известными методиками восстановления зрения. Очень ценно, что методику Relax можно применять повсеместно: на работе, дома, в компьютерных классах (в школе) и во всех учебных учреждениях.

Противопоказания к применению программы Relax

Метод имеет свои противопоказания:

  1. судорожная готовность;
  2. стойкий неврогенный спазм аккомодации.

При покупке программы покупатель получит комплект продукта:

  • дистрибутив;
  • лицензия;
  • электронный ключ (для защиты);
  • руководство пользователя;
  • гарантия.

Выпустив программу, производитель сообщил о следующих требованиях к компьютеру, на который в дальнейшем будет установится программа Relax:

  1. Минимальные требования к видеокарте, оперативной памяти и свободному месту на жестком диске.
  2. IBM-совместимый.
  3. Процессор, Pentium-166 и выше.
  4. Наличие дисковода для чтения CD.
  5. Поддержка компьютера USB-устройства.
  6. Свободный USB-порт для установки электронного ключа защиты.
  7. Требования к операционной системе: Windows XP/Vista/7/8.1/10 русифицированная.

Официальный сайт разработчика .

Работа программы Relax

В основе названной программы лежит всего две функции:

  • соблюдение режима «работа-отдых»;
  • стимуляция глаз.

Производители и врачи-офтальмологи советуют пользователям ПК использовать названные функциями вместе. А людям, у которых заболевание глаз прогрессируют, использовать только стимуляцию.

Управление программой

Компьютерная программа релакс для глаз управляется двумя способами:

  1. Автоматический запуск наблюдения.
  2. Включение наблюдения вручную.
  3. Работа только с циклом «гимнастика».

Первый способ рекомендуется применять ПК-пользователям для выполнения повседневной работы. В этом случае программа для улучшения зрения запускается в автоматическом режиме при запуске операционной системы Windows. Relax считает нажатие клавиш и мышки. Именно эти действия она принимает за работу. Как только число сделанных действий пользователей перейдет за запрограммированное число, Relax даст о себе знать миганием специального значка (он расположен на панели задач). Кроме этого, если это задано в настройках, будет раздаваться звуковой сигнал. Такое воспроизведение должно говорить пользователю том, что пора запустить гимнастику для глаз и начинать ее выполнять.

Открыть программу можно при помощи контекстного меню значка. В этом случае есть еще один выход, о котором нужно знать. Для отдыха необходимо вместо гимнастики сделать большой перерыв между работой. В этой случае звуковые и световые сигналы прекратятся и программа начнет считать новый цикл.

Второй способ несколько отличается от предыдущего. Здесь фаза «наблюдение» запускается при помощи ярлыка «Relax наблюдение», а не автоматически.

Третий способ запускает только гимнастику. Ее продолжительность составляет 5 минут. В этот момент пользователь должен смотреть на экран, не выполняя других посторонних действий. Завершение происходит автоматически. Процесс можно остановить нажатием клавиши Esc.

Необходимо помнить и понимать как она работает

Рассмотрим случай, когда программа настроена на следующее время: 1 час работы, 10 минут отдых. При этом звуковая сигнализация включена. Чтобы программа считала все правильно, работать на компьютере нужно в течение 1 часа непрерывно или же если будут делаться перерывы между нажатиями на клавиши и щелканье мышкой, то они должны быть менее 10 минут. В этом случае ровно через один час вы увидите мигание и услышите писк.

Если работа на компьютере будет продолжаться, то попискивание будет происходить с интервалом в одну минуту. Звук прекратиться только после того, как пользователь перестанет пользоваться мышкой и клавиатурой. Сказанное касается звука, с миганием кнопки все по-другому. Оно будет продолжаться еще 10 минут. Как только режим гимнастики будет запущен все сигналы прекратятся. Помните, что звуковые и световые сигналы так и будут продолжаться, пока не будет сделан перерыв с работой на компьютере или гимнастика при помощи программы релакс. Когда перерыв или гимнастика закончатся, программа начнет новый отсчет.

Если же пользователь досрочно решит оторваться от работы и выполнить гимнастику или отдых, то программа это поймет. И после сделанного, она так же начнет новый период отсчета.

Выполнять все инструкции на экране

Итак, после команды «Начать гимнастику» необходимо строго отодвинуться от экрана на расстоянии 1,5 м. (об этом обязательно будет написано на экране). Если такое расстояние для человека слишком далекое и в обычной жизни в такой ситуации он всегда пользуется очками, то нужно обязательно надеть их тоже.

Выполнять занятия нужно отдельно каждым глазом. Чтобы второй глаз не мешал работе другого, его нужно закрыть. Но многие говорят о том, что при открытых газах, занятия также эффективны.

Если у больного наблюдается миопия в прогрессирующей форме, то необходимо смотреть на экран не напрягая сильно глаза.

Консультируйтесь с врачом

Особенно в первые дни очень часто возникает некоторый дискомфорт в глазах. Если он носит временный характер, то есть с каждым днем становится менее выраженным, то это нормально.

В случае нормального протекания процесса необходимо проводить занятия ежедневно и без выходных. Время, через которое будет заметен лечебный эффект зависит от заболевания, степени запущенности и индивидуальных особенностей пациента. Но в любом случае положительная динамика от лечения всегда сохраняется на протяжении 1-1,5 месяца.

  1. Личные настройки необходимо устанавливать в соответствии с санитарными нормами и правилами. СанПин рекомендует делать полезные упражнения для глаз каждые 20 минут – 1 час. Если же сделать упражнение не представляется возможным, то нужно просто отойти от компьютера и отдохнуть.
  2. Для взрослого населения рекомендуется отдыхать по 15-20 минут каждые 2 часа. Конечно, эффект от гимнастики куда больше, чем от простого отдыха. Все это обязательно учитывать в задаваемых настройках.
  3. Можно существенно улучшить зрение, если тренировки с помощью программы Relax дополнить упражнениями для глазодвигательных мышц и глаз в целом.
  4. Для тех, кто совсем не пользуется компьютером так же необходимо запускать режим «тренировка» один раз в день, не меньше.
  5. Занятия пройдут продуктивнее, если во время сеанса поддаваться некой иллюзии, как бы видя движение объектов на всей глубине.

Зрительная утомляемость может возникать из-за того, что высохла поверхность глаза. Обычно это происходит когда пользователь редко моргает и пристально всматривается в монитор. Причиной такого состояния может быть расположение монитора компьютера выше уровня глаз. Это провоцирует человека слишком сильно приподнимать веки, в результате чего поверхность глаза очень быстро высыхает от смачивающей его слезы.

Головную боль вызывают некачественные картинки на мониторе. Это явление называется сенсорная усталость. Очень часто появляется, когда на экране блеклые цвета, не четкие буквы, низкая кадровая частота, блики и другие дефекты. В этом случае программа Relax не поможет, нужно убрать с поля зрения источник раздражения и правильно организовать работу за своим компьютером.

Отзывы о программе

Кирилл, г. Оренбург

Мое зрение упало еще в 7 классе. Уже тогда я начал носить очки. К сожалению, сейчас мне уже за 30 лет, я работаю в офисе и вся моя работа связана с компьютером. Об этой программе я сам узнал не так давно. Но почему-то не сразу поверил, что компьютерная программ может убрать усталость глаз. Но напрасно я не верил. После занятий с врачом по этому курсу зрение мое заметно улучшилось. Теперь поставил эту программу у себя на работе. Сразу отмечу, что запуск у меня ручной.

Вероника, г. Самара

Могу сказать точно, что описанный метод работает. Я покупала себе такой диск и проводила лечение сама на дому. Компьютер за мной следил. Это я смеюсь. Плюс я делала упражнения для глаз, которые нашла в интернете. Знаете, трудилась я кропотливо и уже через месяц четко увидела, что результат есть. На этот метод восстановления зрения я подсадила своего мужа, дочку школьного возраста, маму, тетю и свою подругу.

педагог-психолог МБОУ СОШ № 21

города Ставрополя

Рязанцева Марина Викторовна

Пояснительная записка.

Ты идешь, опустив плечи, не разбирая дороги.

Слезы застилают глаза,

и, кажется, что жизнь кончилась.

И вдруг…

Ветер доносит знакомые звуки.

Музыка струйкой проникает в твои уши,

вливается в твою жизнь и заполняет ее целиком.

Ничего еще не произошло,

но ты уже знаешь, что мир не рухнул.

Программа «Психологическая релаксация» составлена для учащихся 2- ой и 3-ей ступени общеобразовательной школы, а так же может использоваться при коррекционной работе со взрослыми. Курс рассчитан на 5 сеансов, которые проводятся в сенсорной комнате.

Актуальность и важность данной программы обосновывается необходимостью устранения умственных и психических нагрузок среди учащихся и учителей. Использование cенсорной комнаты основывается на интегральной теории понимания человеческой психики – гуманистической психологии (основатели Маслоу, Роджерс и Фромм). Акцент в этой теории ставится на “поддержку и развитие внутренней натуры человека”, а не на ее сдерживание или подавление. Негативные и разрушающие аспекты поведения и психологии людей являются не частью их подлинного «Я», а реакцией фрустрации на ограничения и препятствия, которые мешают внутреннему развитию личности. Человеку свойственно стремиться к самореализации, самосовершенствованию и достижению физического и психологического здоровья. Если этой тенденции не препятствовать, а поддерживать и поощрять ее, она способна обогатить человеческую жизнь, позволить человеку обрести гармонию с самим собой и окружающим миром.

Сенсорная комната оказывает интегральное развивающее воздействие, стимулируя процессы внутренней мотивации и саморегуляции и способствуя формированию гармоничной, целостной картины мира.

С помощью оборудования, которое воздействует на зрение, слух, обоняние, осязание и вестибулярные рецепторы, создается искусственная окружающая среда, позволяющая почувствовать себя в приятной, спокойной и безопасной обстановке. Сенсорные комнаты способствуют укреплению и развитию психоэмоциональной сферы человека. Процесс восстановления утраченных или ослабленных функций организма напрямую зависит от психоэмоционального состояния человека. Центральная нервная система во многом определяет развитие сердечно-сосудистых, неврологических и психосоматических заболеваний. Особенностью курса является возможность достижения мышечной и нервной релаксации без применения медикаментов.

В то же время одним из эффективных способов немедикаментозной релаксации и восстановления работоспособности. Благоприятное воздействие спокойных тонов цветового спектра, релаксирующая музыка, и возможность принять удобное положение – все это создает ощущение комфорта.

Через 15–20 минут пребывания в сенсорной комнате наступает состояние релаксации, благодаря которому человек очень быстро обретает здоровый жизненный тонус, восстанавливает свои силы и работоспособность. Занятия в сенсорной комнате под руководством специалиста позволяют снять тревожные невротические переживания, избавиться от страхов, создать эмоционально спокойное состояние, вызвать приятные и даже эстетически значимые переживания.

Занятия в сенсорной комнате направлены на решение следующих задач:

Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;

Активизация различных функций ЦНС;

Стимуляция ослабленных сенсорных функций

(зрение, осязание, слух и т. д);

Развитие двигательных функций;

Устранение агрессивности и других форм нарушения поведения детей;

Создание положительной эмоциональной обстановки, повышение мотивации к проведению других лечебных процедур.

Показания к занятиям в сенсорной комнате.

психологические проблемы (депрессия, гипо и гиперактивность,

стрессы, неврозы, агрессия),

нарушения сна,

 страхи,

 нарушения эмоциональных контактов и конфликты,

 нарушения зрения, слуха, речи,

 нарушение опорно-двигательного аппарата,

 соматические заболевания, сопровождением снижения жизненного

тонуса.

Сеансы включают комплексное использование сенсорного оборудования с проведением различных психологических приемов и техник:

 музыкальная и телесная терапия,

 игры, направленные на коррекцию и развитие сенсорно-перцептивной

сферы;

 игры, направленные на коррекцию и развитие психомоторной сферы

(мимика, моторика рук, общая координация);

 упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы,

 методики развития внимания, восприятия, памяти, методы развития коммуникативных навыков.

Количественный состав группы 4-6 человек. Временные рамки проведения сеанса от 25 до 40 мин. Рекомендуемая форма работы в сенсорной комнате – индивидуальная и подгрупповая.

В зависимости от направленности воздействия оборудование сенсорной комнаты разделено на два функциональных блока:

РЕЛАКСАЦИОННЫЙ БЛОК – в него входят диски релаксационной музыки, зеркальный шар с электромотором, кресла-груши, принимающие форму тела.

АКТИВАЦИОННЫЙ БЛОК – мягкая платформа с акриловыми зеркальными панелями, прозрачная колонна со световыми и воздушно- пузырьковым эффектом, проекционный световой прибор для создания цветовых спецэффектов, сказочный шатер.

Предлагаемые сеансы апробированы учащимися 5-х, 9-х и 10-х классов .

Использование сенсорной комнаты в мировой практике образования начато сравнительно недавно. Но уже сейчас отмечается положительная динамика в состоянии учащихся, имеющих проблемы со здоровьем, а так же улучшение качества жизни здоровых детей. Сенсорная комната так же воздействует и не самого педагога-психолога и родителей, приходящих на консультацию.

Сенсорное оборудование обеспечивает наиболее быстрое установление теплого контакта между психологом и ребенком и способствует повышению мотивации к терапии.

Положительные результаты и позитивные отзывы дают основание для выводов об эффективности проведения данных сеансов в школе.

Сеанс № 1 Музыкальное сопровождение «Шум моря», «Шум океана».

Знакомство. Объяснение целей и задач сеанса. Упражнение «Имена».

2. Аутогенная тренировка. Предлагается занять удобное положение креслах-грушах полулежа. Включается релаксационная музыка (исполнитель или вид инструмента выбирается в зависимости от этапа сеанса).

Название «Море».

Слова педагога-психолога:

- «Вы пришли в эту комнату отдохнуть и расслабиться. Постарайтесь принять максимально приятную для Вас позу, глаза

Постепенно Ваше тело наполняется тяжестью. Тяжелеет Ваша правая рука, тяжелеет левая рука, в животе появляется чувство тепла, тяжелеет Ваша правая нога, левая нога. Пауза в голосе.

Расслабляются и опускаются плечи. Расслабляются мышцы правой руки, расслабляются мышцы левой руки. Пауза в голосе.

Представьте, что вы оказались на берегу красивого черного моря. Есть только Вы и красота морского пейзажа. Вы лежите на теплом, мягком песке. Смотрите вдаль, любуетесь набегающими волнами, слышите крик чаек. Ваше тело горячее, расслабленное, веки тяжелые. Вдали Вы видите, как уплывает красивый белый корабль, отпустите вместе с ним все свои печали, проблемы, несбывшиеся мечты. В Вашей голове больше нет плохих мыслей и сомнений. Пауза в голосе.

Сейчас мысленно повторяйте за мной слова «Я спокоен, расслаблен.

Сегодня у меня все получиться, все будет хорошо, я счастлив.»

Музыкальная пауза – 2 минуты.

С моря подул прохладный приятный ветер, он сдувает всю Вашу усталость, Вы чувствуете приятную прохладу. Усталость покидает Ваше тело, появляется легкость в ногах, руках, голове. Музыкальная пауза – 4 минуты. На счет 3 Вы можете открыть глаза. Один, два, три.»

3. Включается зеркальный шар и цветовые спецэффекты. Дается краткая характеристика каждому цвету.

4. Элементы самомассажа (приложение)

5. Включается пузырьковая колонна.

 Зрительное восприятие.

 Прикосновение ладонями, спиной, лбом.

6. Свободное время.

7. Подведение итогов. Рефлексия

- «Какие трудности возникли на аутотренинге»?- «Какой цвет Вам сегодня понравился»?

- «Как Вы себя чувствуете»?

- «Всем спасибо, давайте поаплодируем друг другу».

Сеанс № 2 Музыкальное сопровождение «Звуки леса», «Музыка лесного ручья».

1. Установление эмоционально-положительного контакта с группой.

2. Основная часть.

I. Аутогенная тренировка. Предлагается занять удобное положение креслах- грушах полулежа. Включается релаксационная музыка (исполнитель или вид инструмента выбирается в зависимости от этапа сеанса).

Название «Лес».

Слова педагога-психолога:

- «Постарайтесь принять максимально приятную для Вас позу, глаза закрыты, руки вдоль туловища. Оставьте все проблемы за дверью. Нет прошлого, Вы здесь и сейчас. Пауза в голосе.

Постепенно Ваше тело наполняется тяжестью. Тяжелеет Ваша правая рука, тяжелеет левая рука, в животе появляется чувство тепла, тяжелеет Ваша правая нога, левая нога. Пауза в голосе.

Расслабляются мышцы лица, расслабляются мышцы лба, щек, шеи. Расслабляются и опускаются плечи. Расслабляются мышцы правой руки, расслабляются мышцы левой руки. Пауза в голосе.

II. Упражнение «Внутренний луч» - выполняется 5 минут. Музыкальная пауза.

Упражнения «Дерево»

-«Вы подходите к большому дубу. Проиграйте в сознании его образ: мощный ствол, колышущаяся листва, корни, уходящие в недра земли. Обхватите это дерево, постарайтесь стать с ним единым целым, питайте в себя энергию земли, ведь земля – источник жизни. Пауза в голосе. Идем дальше по лесной тропинке и подходим к мостику, поднимаемся и останавливаемся, чтобы полюбоваться красотой лесного ручейка. Прозрачная вода быстро течет вниз, отпустите с этим потоком воды все свои печали, обиды, несбыточные мечты. Наше путешествие продолжается. Справа Вы видите кустарники, грибы, ягоды. И вот перед Вами открывается большая поляна цветов. Какие они? Белые, желтые, голубые. Вдохните эти прекрасные ароматы.

Музыкальный проигрыш.

Ваша тяжесть ушла, Ваше тело наполняется приятной легкостью.

Дыхание ровное и спокойное. На счет три Вы можете открыть глаза.

Делаем глубокий вдох – через нос, выдох – через рот».

III. Положение сидя. Потянулись вверх.

IV. Гимнастика для глаз.V. Включается пузырьковая колонна

 Зрительное восприятие

 Прикосновение ладонями, спиной, лбом

VI. Свободное время.

- «Как Вы себя чувствуете»?

-«Какие трудности возникли при аутогенной тренировке»?

-«Всем спасибо, давайте поаплодируем друг другу».

Сеанс № 3 Музыкальное сопровождение диск «Романтическая коллекция».

1. Установление эмоционально-положительного контакта с группой.

Объяснение целей и задач сеанса.

2. Основная часть.

I. Аутогенная тренировка. Предлагается занять удобное положение креслах-грушах полулежа. Включается релаксационная музыка (исполнитель или вид инструмента выбирается в зависимости от этапа сеанса).

Название «Замок».

II. Элементы самомассажа.

III. Пузырьковая колба (зрительное восприятие и прикосновение ладошками).

Анализ цветовых предпочтений.

IV. «Шатер» (загадывание желаний)

V. Упражнение «Ладони». Постарайтесь на выдохе выпустить всю свою

злость, обиду и поймать их в свои ладони. А теперь выбросите этот мусор.

VI. Свободное время.

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Сеанс № 4 Музыкальное сопровождение – классические произведения Моцарта, Баха,

Генделя.

1. Установление эмоционально-положительного контакта с группой.

Объяснение целей и задач сеанса.

2. Основная часть. Нервно-мышечная релаксация. Ее суть состоит в поочередном напряжении и расслаблении мышц.

Сеанс № 5 Музыкальное сопровождение – диск из музыкальной серии доктора Ван Сю- донга «Музыка жизни»

1. Установление эмоционально-положительного контакта с группой.

Объяснение целей и задач сеанса.

2. Основная часть.

I. Нервно-мышечная релаксация. Ее суть состоит в поочередном напряжении и расслаблении мышц. 10 минут.

II. Классический аутотренинг.

III. Сенсорная репродукция.

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Сеанс № 6

1. Установление эмоционально-положительного контакта с группой.

Объяснение целей и задач сеанса.

2. Основная часть. Свободная релаксация. В качестве музыкального сопровождения звучат фонограммы звуков природы, или музыки, способной передать позитивный настрой.

3. Рефлексия.

Сеанс № 7

1. Установление эмоционально-положительного контакта с группой.

Приветствие. Детям садятся в кресла-груши. Создается атмосфера приглушенного света и загадочности. Включается крутящийся зеркальный шар. Музыкальное сопровождение – «Космическая даль» и др.

2. Основная часть.

I. Аутотренинг «Космос»

II. - «Теперь Вы можете встать и подойти к ковру «Млечный путь».

Психолог говорит в это время о покое, любви, взаимопонимании. К ковру можно прикоснуться руками, ступнями ног.

III. Работа с колбой.

3. Рефлексия.

Вопросы психолога

- «Какие чувства и ощущения Вы испытывали?»

- «Какие трудности у Вас возникли, что трудно было представить?»

- «Что особенно понравилось?»

- «Удалось ли Вам расслабиться?»

- «Давайте поаплодируем друг другу. До свидания»

Сеанс № 8.

«Преодоление эмоциональной усталости »

1. Установление эмоционально-положительного контакта с группой.

Приветствие. Дети садятся в кресла-груши. Педагог проводит беседу о методах релаксации и ее пользе для профилактики стрессовых состояний, тревожности, усталости.

Сеанс построен на активном использовании музыкальной терапии и включает 2 части: 1-ая – Успокаивающий вариант, 2-ая – Мобилизирующий.

Свет приглушен. Создается атмосфера покоя и тишины.

2. Основная часть.3. Рефлексия.

Сеанс № 9.

Мобилизирующий вариант

1. Установление эмоционально-положительного контакта с группой.

Приветствие. Дети садятся в кресла-груши.

Свет приглушен. Включается сенсорное оборудование.

2. Основная часть. Музыкальное сопровождение – диск с релаксационной музыкой «Мистическая эра»

3. Рефлексия.

Сеанс № 10

«Цветотерапия»

Музыкальный фон - исполнитель Дидюля, альбом дорога в Багдад.

1. Приветствие. Настрой на отдых и покой. Объяснение целей и задач сеанса.

2. Основная часть.

I. Вводная беседа «Целительные свойства цвета».

II. Работа с цветовой колбой.

III. Цветовой проектор. Игра «Ассоциации».

3. Рефлексия.

Сеанс № 11

Музыкальный фон – спокойные по темпу и ритму композиции

Сеанс направлен на эмоциональную саморегуляцию, снятие тревожности, самосовершенствование и саморазвитие.

1. Приветствие. Слова педагога-психолога: - «Ребята, сегодня Вы попали в мир тишины и покоя. Вы в сенсорной комнате. Проходите пожайлуста к креслам и садитесь поудобнее. Постарайтесь слышать только мой голос и звуки приятной музыки»

2. Объяснение целей и задач сеанса.

- «Сейчас Вы сможете полностью отдохнуть и расслабиться, забыть о том, что Вас тревожит и беспокоит».

3. Основная часть. Использование формул самовнушения. «Физическая релаксация».

I. Детей просят закрыть глазки. Медленно с интонацией педагог-психолог произносит формулы-самовнушения, а детей просят повторить их.

II. Психическое «отключение». Основная задача этого этапа – отключение от посторонних мыслей.

III. Целенаправленные упражнения. Содержание этих формул зависит от целей сеанса. В этом сеансе приводим примеры формул, направленных на достижение целей (решение учебных проблем, улучшение показателя успеваемости).

IV. Выход из состояния «отключения». На счет три детей просят открыть глазки и не вставать.

4. Рефлексия. Детей снова просят сесть в круг для обсуждения.

Сеанс № 12

Музыкальный фон – флейта, скрипка.

Сеанс направлен на преодоление внутренней и школьной тревожности, развитие чувства эмпатии.

Сенсорное оборудование включено. В комнате приглушенной освещение.

2. Основная часть.

Слова педагога-психолога:

- «Ребята, сегодня мы поговорим об отношениях с окружающими нас людьми. Скажите, довольны ли Вы тем, как к Вам относятся одноклассники и учителя? Как Вы думаете, возможно, ли что-то изменить в ваших отношениях? Кто должен сделать первый шаг?. Я открою Вам секрет хороших взаимоотношений с людьми. Итак…

3. Основная часть.

Упражнение «Психологический душ».

Упражнение «Паутинка». Для упражнения необходим клубок пряжи или толстых ниток.

4. Рефлексия.

Сеанс № 13

Музыкальный фон - музыкальные композиции Игоря Крутого («Когда я закрываю глаза», «Нежность», «Ночной экспресс»)

1.Приветствие. Детей просят сесть в кресла.

Сенсорное оборудование включено. В комнате приглушенной освещение.

2. В основе сеанса лежит комплекс упражнений для глаз, а также некоторые элементы точечного массажа.

3. Рефлексия

Сеанс № 14

Музыкальный фон - музыка Востока

Сеанс предназначен для активизации всех групп мышц.

1.Приветствие. Детей просят сесть вкруг. Объяснение цели сеанса.

2.Основная часть.

I. Элементы танцевальной терапии «Путешествие по волшебному востоку».

Педагог-психолог предлагает детям повторять танцевальные упражнения.

Сначала упражнения выполняются без пары, потом в паре.

II. Подвижная игра «Земля, огонь, воздух, вода».

3. Рефлексия

Сеанс № 15

Музыкальный фон - Milene Farmer, Edith Piaf

Сеанс предназначен для развития общей и мелкой моторики рук.

Сенсорное оборудование включено. В комнате приглушенной освещение

2.Основная часть.

I. Упражнение «Комплимент»

Упражнение «Пожелание».

3. Рефлексия.

Сеанс № 16

Музыкальный фон – детские песни «Улыбка», «Крылатые качели», «Песенка мамонтенка».

1.Приветствие. Детей просят сесть вкруг. Установление положительного

эмоционального контакта. Объяснение цели сеанса.

Цель – устранение психо-эмоциональных расстройств, депрессивных состояний, детской агрессии.

Сенсорное оборудование включено. В комнате приглушенной освещение

2.Основная часть. В основе сеанса – сказка терапия.

I. Демонстрация мультфильма «Приключения Винни-пуха»

II. Погружение в мир сказочных героев. Упражнение «Перевоплощение».

III. Упражнении «Желание».

IV. Музыкальная релаксация. Детям предлагается сесть в кресла и отдохнуть.

3.Рефлексия.

Сеанс № 17

Музыкальный фон –Frank Duval, Joe Dassin.

1.Приветствие. Детей просят сесть вкруг. Установление положительного эмоционального контакта. Объяснение цели сеанса.

Цель – развитие зрительно-моторной и зрительной памяти, стабилизация эмоционально-волевой сферы.

Сенсорное оборудование включено. В комнате приглушенной освещение

2.Основная часть.

 Демонстрация зрительного фрагмента через проектор. Детей просят

запомнить картинку, и после ее устранения вспомнить и описать детали

(5-7 картинок).  Ведущий производит несколько двигательных движений, после чего детей просят повторить порядок движений и само движение.

 Детям предлагается посмотреть на отражение от световых спецэффектов, и после вспомнить, какие цвета и формы отражений они увидели в комнате.

 Рассмотрение пузырьков в бурлящих колбах. Обсуждение цвета и формы.

3. Расслабление в креслах. 10 минут

4. Рефлексия.

Сеанс № 18

Музыкальный фон – классические произведения Ф.Шопена

эмоционального контакта. Объяснение цели сеанса.

Цель – развитие чувства комфортности и принятия, преодоление

психологических барьеров в группе.

Сенсорное оборудование включено. В комнате приглушенной освещение

2.Основная часть.

I. Упражнение «Музыкальное перо».

II. Упражнение «Я самый лучший».

III. Свободная релаксация. 10 минут.

3. Рефлексия.

Сеанс № 19

Музыкальный фон – «Лунная соната»

1.Приветствие. Детей просят сесть в круг. Установление положительного эмоционального контакта. Объяснение цели сеанса.

Цель – устранение детской тревожности, преодоление детских страхов.

Сенсорное оборудование включено. В комнате приглушенной освещение

2.Основная часть.

Беседа по теме «Страхи в нашей жизни».

Терапевтическое упражнение «Давай подружимся»

3. Рефлексия.

Сеанс № 20

Музыкальный фон – «Аве Мария»

1.Приветствие. Детей просят пройти к креслам, и сеть в положении полулежа Установление положительного эмоционального контакта. Объяснение цели сеанса.

Цель – устранение физической усталости. Сеанс построен на элементах телесной терапии.

Сенсорное оборудование включено. В комнате приглушенной освещение.

2. Основная часть. Телесная релаксация.

Упражнение «Кошечка».

Упражнение «Здоровый животик».

3. Сенсорная релаксация. Участники группы лежат и любуются световыми эффектами.

4. Рефлексия.

Сеанс № 21

Музыкальный фон – классические произведения Моцарта и Баха.

1.Приветствие. Установление положительного эмоционального контакта.

Детей просят пройти к креслам, и сеть в положении полулежа. Объяснение цели сеанса.

Цель – профилактика психологических и умственных нагрузок.

Сенсорное оборудование включено. В комнате приглушенной освещение

2. Основная часть.

I. Упражнение «Фокусировка».

II. Релаксационный самомассаж (см. приложение).

III. Визуальная релаксация (колба с бурлящими пузырьками).

3. Рефлексия

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Комплекс методик самомассажа для детей и взрослых.

Самомассаж незаменим как оздоровительный метод, его можно проводить как в лечебных, так и в профилактических целях.

Предлагаемая методика носит комплексный характер.

Основная цель – возможность развития осознанного подхода быть здоровым, внимательным, чутким, научиться освобождаться от стрессов, перенапряжения.

Комплексы массажных упражнений делятся на лечебные и профилактические.

1. СТРАДАЮЩИМ ЭНУРЕЗОМ

 Массаж живота («Замешиваем тесто»). Поглаживание живота по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание ребром ладони, кулачком.

Цель – улучшить работу гладкой мускулатуры внутренних органов (кишечника, мочевого пузыря).

 Массаж затылочной области. Поглаживание, надавливание подушечками пальцев. Спиральными движениями ведем от висков к затылку.

 «Солнечный зайчик». Укладываем одну руку на низ живота. А другую на область крестца, греем животик. Представляем, что становится тепло и приятно.

2. ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ САМОЧУСТВИЯ, СКЛОННЫМ К ЧАСТЫМ ПРОСТУДНЫМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ

 Массаж укрепляющий мышцы шеи («Красивая шея»). Поглаживание шеи от грудного отдела к подбородку, поглаживание шеи и воротниковой зоны.

 Самомассаж носа («Лепим красивый носик для Буратино»).

Поглаживание крыльев носа и придаточных пазух по направлению от пазух к переносице и вниз по крыльям носа.

 Массаж ног. Проработка стоп, пальчиков и пяточек. Поглаживание, похлопывание ребром ладони.

3. СНЯТИЕ УСТАЛОСТИ С ГЛАЗ

Слегка поглаживать пальцами веки, брови, кожу вокруг глаз.

Следующий комплекс позволяет путем сегментарного массажа воздействовать на биологически активные точки организма (БАТ).

4. МАССАЖ ОБЛАСТИ ГРУДИ

«Нарисуем дорожки» Поглаживание области грудной клетки по направлению от центра грудины к подмышечным впадинам вверх и вниз.

5. МАССАЖ БАТ СОЛНЕЧНОГО СПЛЕТЕНИЯ

«Нарисуем солнышко». Поставить все пальчики на середину грудины. Движения вращательные по часовой стрелке. Затем против. Воздействие на точку между грудными отделами путем надавливания одним пальчиком.

6. МАССАЖ УШЕЙ «Ушки слоника»

Лепим ушки для слоненка. Поглаживание ушных раковин и внутри по бороздкам. Цель – воздействие на точки кишечника.

7. МАССАЖ ЛИЦА

«Люби свое личико». Поглаживание лба, щек, крыльев носа.

Надавливание на середину бровей, глаз, похлопывание по щека, подергивание носа.

8. МАССАЖ РУК «Чистые ручки»

Сильно трем ладонь одну об одну, массируем каждый пальчик и ноготь. Эта методика оказывает воздействие на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник. Трем всю руку вдоль до плеча.

9. МАССАЖ НОГ

Поглаживание ног от стопы до колена и резким движением вниз.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Аверченко А.К. Психологические этюды о стрессе. Новосибирск, 1997.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, в которые играют люди. М., 1988.

3. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия, в кн.: “Руководство по психотерапии”, Ташкент, 1979. 4. Комната психологической разгрузки (из опыта работы детско-подросткового отделения психоневрологического интерната № 10) Сост. Горошенкова Н.В., - СПб, 2000.

5. Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить. М., 1990.

6. Е.М. Мастюкова Лечебная педагогика. Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 1997. 7. Хватова М.В. Влияние пролонгированного музыкального воздействия на развитие функций мозга ребёнка. Автореферат, - Тамбов, 1996. 8. Сенсорные комнаты “Снузлин” (сборник статей и методические рекомендации. - М.: ООО Фирма “Вариант”, 2001.

9. Селевко Г.К., Болдина В.И., Левина О.Г. Управляй собой. М.: народное образование, 2001. Серия «Самосовершенствование личности».

10. Музыкальный диск «Acupucture for Mind», LANDY STAR MUSIC 2004, изготовитель: ООО «СиДи-АРТ», Москва.

11. Музыкальный диск «Mystical Era», компания «правительство звука», Москва 2006.

12. The Other World. Прибой. The Other World. Suft. Серия: The Other World Иной мир. Формат: Audio CD (Jewel Case). Дистрибьюторы: Фирма грамзаписи "Никитин", Galaxy Music 2006 г.; Российское издание.

13. The Other World. Дождик. The Other World. Rain. Серия: The Other World Иной мир. Формат: Audio CD (Jewel Case). Дистрибьюторы: Galaxy Music, Торговая Фирма "Никитин" 2006 г.; Российское издание.

14. The Other World. Sunset. Закат. Серия: The Other World. Иной мир. Формат: Audio CD (Jewel Case). Дистрибьюторы: Galaxy Music, Торговая Фирма "Никитин".

15. Сергей Суэтов Шел по лесу музыкант. Серия: Пойте с нами. Формат: Audio CD (Картонный конверт). Дистрибьютор: ВЕСТЬ-ТДА 2007 г. Сборник; Российское издание.

16. Волшебные песенки. Серия: Пойте с нами. Формат: Audio CD (Картонный конверт). Дистрибьютор: ВЕСТЬ-ТДА 2007 г. Сборник;

Российское издание.

17. Таланты России. Самуил Фейнберг. Русская фортепианная школа. И.С. Бах. Talents of Russia. Samuel Feinberg. Russian Piano School. Johann Sebastian Bach. Das Wohltemperierte Klavier. Серия: Talents Of Russia / Таланты России.Формат: 4 Audio CD (Jewel Case). Дистрибьютор: Русский Компакт Диск 1996 г.

18. Novoye Trio. Гайдн. Моцарт. Бетховен. Формат: Audio CD (Jewel Case) Дистрибьютор: Твик-Лирек 2002 г. Сборник; Российское издание.

19. Таланты России. Владимир Софроницкий. Русская фортепианная школа. Бетховен / Шуберт / Лист / Шуман / Шопен. Talents of Russia. Vladimir Sofronitsky. Russian piano school. Beethoven / Schubert / Liszt / Schumann / Chopin. Серия: Talents Of Russia / Таланты России. Формат: Audio CD (Jewel Case). Дистрибьютор: Русский Компакт Диск 1996 г., Сборник.

20. ДиДюЛя. Легенда. Формат: Audio CD (Jewel Case). Дистрибьютор: Мистерия Звука. 2004 г., Альбом.

21. Игорь Крутой. The Best. Формат: Audio CD (Jewel Case). Дистрибьютор: АРС – Рекордз, 2004 г., Сборник

Современную жизнь трудно представить без компьютера. Иногда человеку приходится несколько часов в сутки работать за монитором, что негативно влияет на зрение. Для того чтобы этого не происходило, существуют компьютерные программы для улучшения зрения, которые можно скачать бесплатно и использовать в течении рабочего дня.

Кроме того, имеются специальные программы для пациентов (в т.ч. детей) для применения при таких заболеваниях, как , прогрессирующая близорукосить и т.д.

Эффект компьютерных программ для коррекции зрения

Мышцам глаз вследствие кропотливой чрезмерной работы приходится излишне напрягаться. Чрезвычайно важно предоставлять им возможность расслабиться. Это можно сделать при помощи компьютерных программ. Гимнастика для глаз необходима не только лицам, имеющим сниженное зрение. В ней нуждаются все люди. Профилактические упражнения предотвращают снижение качества зрения. Их основой является специальная расслабляющая мышцы глаз гимнастика.

Программы можно установить на любую операционную систему. Их можно настроить на автоматический запуск с определенным интервалом времени. Это чрезвычайно важно, так как далеко не всегда есть возможность следить за временем и делать перерывы, необходимые для релаксации глаз.

Существуют разные программы, основанные на различных упражнениях. Так, например, одни больше подходят пациентам, страдающим миопией и амблиопией, а другие - при наличии или косоглазия. Важно соблюдать имеющиеся рекомендации. Тренировку следует проводить ежедневно. Ее можно закончить при наличии существенного улучшения качества зрения.

Лучшие компьютерные программы для коррекции зрения

Представляем вашему вниманию несколько компьютерных программ, при помощи которых можно улучшить остроту зрения:

  • «Цветок» - тренировочная программа игрового характера. С ее помощью можно корректировать амблиопию слабой и средней степени, а также . Первую ступень программы рекомендуется использовать при высокой степени близорукости. Ее суть заключается в следующем: необходимо среди нескольких объектов, которые изображены на лепестках цветка, найти одно конкретное изображение. Однотипные зрительные упражнения бывают четырех уровней сложности. Выполнять их следует 1-2 раза в день. Продолжительность занятий зависит от того, какой у пациента возраст.
  • «Паучок» - компьютерная программа, предназначенная для коррекции амблиопии. Пациенту необходимо совместить центры двух решеток. Одна из них находится в центре монитора, а другая - в произвольном месте. Ее передвигают с помощью мышки.
  • «Крестики» - данная программа также предназначена для коррекции амблиопии. Пациенту необходимо с помощью мышки поймать крестики, которые появляются на разных полях шахматной доски. В зависимости от уровня программы может быть разным размер и количество клеток. Во время выполнения упражнения необходимо установить монитор компьютера на расстоянии от 60 см до 1м от глазного яблока. Упражнение для каждого глаза должно выполняться не более 30 минут.
  • «Eye-corrector» - профилактическая программа. Она предотвращает ухудшение остроты зрения, а также развитие таких аномалий , как , гиперметропия и миопия. В ней совмещены два вида гимнастических упражнений: стереокартинки и гимнастика по методике Норбекова. Эту программу рекомендуется использовать 2 раза в день.
  • «Eyeleo» - программа для снятия зрительного перенапряжения. Ее можно настроить таким образом, что пользователь своевременно будет получать напоминание о том, что необходимо сделать 10-минутный перерыв в работе и выполнить упражнения для органов зрения.
  • «Relax» - программа, которая позволяет глазам отдохнуть при работе за монитором компьютера. Эта программа просто гасит монитор и на время перерыва его блокирует. На мониторе в этот момент высвечивается время, оставшееся до конца перерыва, и активная кнопка отмены. В том случае, когда пользователем является ребенок, ее можно сделать неактивной.

Программа "Relax!" для восстановления рефракционной способности

· АКТУАЛЬНОСТЬ, НАЗНАЧЕНИЕ

· КЛИНИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

· РАБОТА С ПРОГРАММОЙ

1. АКТУАЛЬНОСТЬ, НАЗНАЧЕНИЕ

Люди, занятые зрительно-напряженным трудом, часто жалуются на болезненное состояние глаз. Глаза краснеют, болят, появляется ощущение сухости и жжения, слезотечение, повышенная чувствительность к яркому свету, головная боль. При этом также возникает расплывчатость наблюдаемых предметов, замедленная фокусировка, двоение. Перечисленные симптомы знакомы и значительной части пользователей компьютерами. За рубежом даже стал использоваться термин "компьютерный зрительный синдром" или КЗС (CVS - Computer Vision Syndrome). Американская оптометрическая ассоциация признала этот синдром профессиональным заболеванием. Врач-офтальмолог, обследуя таких людей, обнаруживает снижение остроты зрения, нарушения аккомодации и конвергенции , в некоторых случаях - нарушения бинокулярного и стереоскопического зрения. Чаще всего причиной жалоб оказываются именно нарушения аккомодации. Однако аккомодацию можно тренировать (как мы знаем) специальными упражнениями. Эти тренировки необходимы как пользователям ПК, так и работникам профессий, связанных с большими зрительными нагрузками.

Не менее важна тренировка аккомодации и для школьников младших и средних классов. В школе резко возрастает нагрузка на аккомодацию, так как увеличивается время работы глаз на близком расстоянии. Неспособность справиться с этой нагрузкой обычно приводит к развитию миопии. В качестве лечебных и профилактических мер подростковой миопии используют упражнения для глаз с линзами и призмами, упражнения с лазерными стеклами, точечный массаж в области глазных рефлексогенных зон. Однако эти методы, как правило, требуют специального оборудования, а зачастую и участия врача или медсестры.

Действующие в России Санитарные правила и нормы предписывают учащимся, студентам и профессиональным пользователям компьютеров для профилактики зрительного утомления проводить регламентированные перерывы. Режим проведения перерывов и их продолжительность устанавливаются в зависимости от возраста, характера работы за компьютером, технических характеристик компьютера, а также с учетом индивидуальных особенностей пользователя. Во время перерывов рекомендуется делать специальные упражнения для глаз, в том числе, тренирующие аккомодацию. Эти рекомендации СанПиН реализованы в программе "Relax! 2".

Программа в индивидуальном режиме следит за активностью пользователя. Она своевременно напоминает о необходимости сделать перерыв или запустить реализованную в ней зрительную стимуляцию аккомодации. Методика зрительного воздействия основана на результатах анализа множества опубликованных в последнее время экспериментальных исследований по влиянию на аккомодацию различных зрительных стимулов. Стимуляция оказывает нормализующее действие на аккомодацию. По клиническим результатам такая зрительная гимнастика не уступает другим известным методам тренировки аккомодации. Программа доступна и проста в использовании, удобна для применения в компьютерных классах, на рабочих местах и в домашних условиях.

Области применения программы "Relax! 2":

· профилактика зрительного утомления и компьютерного зрительного синдрома;

· профилактика спазма аккомодации, миопии и пресбиопии;

· лечение компьютерного зрительного синдрома;

· лечение спазма аккомодации, миопии и амблиопии.

Противопоказания:

· стойкий неврогенный спазм аккомодации,

· судорожная готовность.

2. КЛИНИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

На сегодняшний день имеются данные нескольких исследовательских работ по воздействию на аккомодацию стимулов из компьютерной программы "Relax!". Две из них проведены СПЕ» совместно с ведущим сотрудником отделения промышленной офтальмоэргономики МНИИ ГБ им. Гельмгольца д. б.н. и врачом-офтальмологом гимназии-лицея № 000 ЮЗО г. Бограшем. Остальные работы выполнены и опубликованы специалистами областного глазного диспансера г. Тюмени (с соавт.) и лечебно-диагностического офтальмологического Центра "ИДЕАЛ" в г. Ярославле (с соавт.).

3. РАБОТА С ПРОГРАММОЙ

Принцип работы программы

Программа "Relax! 2" может выполнять две задачи - следить за соблюдением режима работы с компьютером и проводить зрительную стимуляцию. Всем пользователям компьютеров во время их обычной работы рекомендуется использовать обе эти возможности одновременно. Врачи же будут только включать зрительную стимуляцию пациентам

Управление программой.

Программу целесообразно использовать одним из следующих способов.

1 способ - автоматическое включение наблюдения. Он рекомендуется пользователям компьютеров для повседневной работы. Программа автоматически запускается при старте Windows и начинает наблюдение. Она следит за нажатиями клавиш на клавиатуре и кнопок мыши - эти действия программа считает "работой". Когда время непрерывной работы превысит заданную величину, начнет мигать значок программы на Панели задач и, в зависимости от настроек, каждую минуту будет раздаваться попискивание. В этом случае нужно провести зрительную гимнастику, запустив ее в контекстном меню значка. Вместо гимнастики можно сделать достаточно большой перерыв. Тогда сигналы прекратятся, и начнется новый период наблюдения.

2 способ - включение наблюдения вручную.

Способ отличается от предыдущего только тем, что наблюдение начинается не автоматически при старте Windows, а принудительно с помощью ярлыка "Relax! 2 - наблюдение".

3 способ - запуск только гимнастики. Зрительная гимнастика, реализованная в программе "Relax! 2", продолжается приблизительно 5 минут и завершается автоматически, если ее не прервать клавишей Esc. Во время стимуляции пользователь просто смотрит на экран, ничего не делая.

Этим способом могут пользоваться врачи для проведения стимуляции пациентам, родители для лечения детей за своим компьютером, или сами пациенты, в обычной жизни, редко включающие компьютер.

При работе с данной программой можно настроить индивидуальные параметры наблюдения, увидеть текущие рекомендации и т. д.

Пример работы программы в режиме наблюдения.

Поясним работу с программой, когда включен режим наблюдения, на следующем примере.

Допустим, установлено время непрерывной работы -1 час, перерыв - 10 минут, звук включен. Вы работаете, т. е. нажимаете клавиши на клавиатуре и мыши с паузами между нажатиями не более 10 минут. Через час программа начнет напоминать о перерыве - будет мигать значок, а также с периодом в 1 минуту будет раздаваться попискивание. Если теперь прекратить пользоваться клавиатурой и мышкой, звук прекратится. Значок же будет мигать 10 минут, затем перестанет. Если же Вы сделаете гимнастику - сразу прекратятся все сигналы. Но если Вы не сделаете ни гимнастики, ни перерыва как минимум на 10 минут, все сигналы будут продолжаться. Когда после перерыва или гимнастики Вы снова начнете работать, программа начнет новый период наблюдения. Другая ситуация: Вы досрочно, т. е. до истечения 1 часа с начала работы, прерываетесь не менее чем на 10 минут или запускаете гимнастику. Тогда в конце этого незапланированного перерыва программа начнет новый период наблюдения, т. е. снова "разрешит" работать непрерывно в течение 1 часа.

Советы по применению и настройкам.

Стимуляция. После команды "Начать гимнастику" нужно выполнить инструкцию на экране - отодвинуться от экрана на расстояние около 1,5 м. Если для этого расстояния Вы обычно используете очки – нужно надеть их. Стимуляция закончится примерно через 5 минут. Заниматься лучше каждым глазом в отдельности, прикрывая другой глаз каким-нибудь предметом. Однако для большинства пользователей столь же эффективны занятия и при обоих открытых глазах.

Во время занятия следует поддаваться своим иллюзиям, прослеживая кажущееся движение объектов по глубине или разглядывая их глубинную структуру.

При прогрессирующей миопии важно смотреть на экран не напрягаясь.

В первые дни пользования программой некоторые стимулы могут вызывать зрительный дискомфорт. Если он не проходит, следует прервать занятия и посоветоваться с врачом. Возможные отрицательные последствия через некоторое время исчезнут сами. Заниматься рекомендуется ежедневно и постоянно. В случае перерыва в занятиях положительный эффект сохраняется в течение 1-1,5 месяца. Для объективной проверки действия стимуляции можно в условиях офтальмологического кабинета измерить параметры аккомодации до начала занятий с программой и после 2-3 недель тренировок.

Настройка. Для предупреждения развития переутомления при постоянной работе за компьютером Санитарные правила и нормы рекомендуют делать упражнения для глаз через каждые 20 минут - 1 час непрерывной работы в зависимости от характера работы и индивидуальных особенностей. Тренировочные упражнения можно заменить 10-15-минутным отдыхом. Для взрослых перерывы в работе могут быть реже - до 1 раза в 2 часа на 15-20 минут. В соответствии с этим и следует устанавливать временные параметры в главном окне программы, в Личных настройках. В случаях появления зрительного дискомфорта работу за компьютером следует прерывать досрочно. Чем выше утомляемость или риск возникновения миопии, тем интервал непрерывной работы должен быть меньше. Лучше делать именно зрительную гимнастику, а не просто устраивать перерыв. Эффективность перерывов или тренировок будет больше, если дополнительно выполнять упражнения для глазодвигательных мышц, переводя взор по горизонтали, вертикали и диагоналям, а также делать специальные физические и дыхательные упражнения для улучшения мозгового кровообращения.

Тем, кто пользуется компьютером нерегулярно, рекомендуется запускать стимуляцию, как минимум, один раз в день.

Замечание. Пользуясь программой "Relax!", следует помнить, что у повышенной зрительной утомляемости могут быть различные причины, в том числе и не устраняемые тренировками. Скажем, ощущение "песка" в глазах у пользователей ПК может быть вызвано высыханием поверхности глаза, если человек, напряженно всматривающийся в монитор, слишком редко моргает. К этому же ведет и установка монитора выше уровня глаз - приходится приподнимать веки, вследствие чего увеличивается площадь испарения слезы с поверхности глаза. Головная боль может возникать, например, из-за "сенсорной" усталости, развивающейся при затрудненном восприятии изображений плохого качества (блеклые цвета, блики на экране, нерезкие буквы, цветные каемки по контурам, низкая кадровая частота). Тренировки аккомодации не могут ослабить негативное влияние этих факторов, и такие проблемы следует решать радикально, правильно организуя работу за компьютером.

Составила, учитель-тифлопедагог

Литература:

1. RELAX! программа для восстановления аккомодационной способности. Руководство пользователя.

Интернет-ресурсы:

http://www. *****/Htm%20PO/Relax. htm