Страх: как научиться им управлять? Как управлять страхом доступными методами.

В процессе эволюции человеческого общества именно страх оказался самым действенным инструментом управления, власти одного человека над другим. Все органы управления создают свои законы и правила, они предусматривают и меры наказания за их нарушение. Священные книги древности, например, Тора, Пятикнижие Моисея, Библия — это, по сути, своды законов, которые, регламентируют все стороны жизни человека.

Большинство людей, к сожалению, недостаточно развиты, чтобы жить, исходя из внутренней морали. Их поведение должно быть регламентировано правилами и законами, чтобы общество могло существовать. И многие исполняют эти законы не по доброй воле, а из страха перед наказанием.

Поэтому социум, и в первую очередь семья, с раннего детства искусственно взращивает и подогревает определенные страхи в растущей личности. Не лезь в лужу, простудишься — говорит бабушка. Не бегай, разобьешься, не шуми, папа рассердится — это голос мамы. Иванов, вызову родителей! — это учительница. Не смей трогать ЭТО руками! Заболеешь! — и т.д., и т.п. Эти страхи позволяют управлять ребенком.

Детское сознание не в силах сопротивляться страху, у ребенка еще нет знаний и опыта, чтобы проанализировать ситуацию с точки зрения здравого смысла. Поэтому дети пугаются очень сильно, от страха они становятся послушными, но их испуг может стать началом фобии, которая, по сути, является душевной болезнью.

Моя трехлетняя внучка прыгала в кабине лифта. Мама, не зная, как утихомирить расшалившуюся малышку, сказала, что лифт может застрять, и двери не откроются. Объясняя, мама «сыграла» тревогу и это неожиданно сильно напугало дочь.

Эта информация оказала чрезмерное воздействие. Спустя год после происшествия, девочка все еще бледнела, входя в лифт, и цеплялась за руку взрослого. Она предпочитала пешком подниматься на восьмой этаж. Так детский испуг стал началом фобии.

Мы с Ритой поработали над этим страхом, я подробно объяснила ей, что лифт действительно остановится, если прыгать сильно, и если это сделает большой тяжелый человек. Мы даже слегка попрыгали с ней в кабине лифта. Затем Рита нарисовала лифт с человечками, и после этого ее страх рассеялся.

Конечно, мама действовала из лучших побуждений. Она не хотела бы травмировать свою дочь, но не смогла найти подходящих слов, чтобы Рита слушалась из любви и доверия. Быстрее и проще сделать ребенка послушным с помощью страха.

Но каждый страх это, по сути, душевная травма. Родители воздействуют на ребенка, как погонщик, который бичом бьет непослушного вола. Воспоминание о старой боли делает животное послушным.

Самое сильное наказание, которое заставляет ребенка подчиняться родителям — это их нелюбовь, равнодушие. Начиная с момента зачатия, детская душа панически боится быть нелюбимой, ненужной, отвергнутой матерью и отцом.

Искусно манипулируя этим страхом, родители могут вырастить совершенно послушное существо, однако оно будет лишено своей воли, не сможет стать самостоятельной личностью.

В., внешне могучий, сильный человек, отец семейства, теряет уважение своих детей и жены из-за своей нерешительности, страха, связанного с будущим, с новыми делами, начинаниями, проектами. Страх ошибиться, страх отвечать за последствия восходит к его детскому страху оказаться виноватым.

В детстве мать обвиняла В., когда он не проявлял почтительности, был невежлив с ней. За небольшие оплошности она наказывала сына надменной холодностью, отворачивалась от него.

Но неумелое воспитание не привило ребенку чувство уважения ко взрослым, а сделало его виноватым. Чувство вины было для ребенка нестерпимым, оно лишало его материнской любви.

Страх быть виноватым так и остался не преодоленным. В зрелом возрасте В. все также стремится всеми силами избежать чувства вины. В каждой неудаче он старается обвинить кого угодно, лишь бы не быть виноватым. Детский страх быть виноватым, внушенный родителями, продолжает управлять этим взрослым человеком, лишая его уверенности в себе и уважения окружающих.

В. не берется за новые дела, его неуверенность тормозит самые простые, житейские действия. Дети, которые в детстве верили в гениальность и необыкновенные способности своего папы, все более разочаровываются в нем.

Если бы В. был внимателен к своим чувствам, он смог бы понять, что его страх новых действий связан со страхом потерять любовь матери. Если бы В. разобрался в ситуации, он понял бы, что теперь никто не собирается его обвинять и наказывать своей нелюбовью. Единственный, кто его наказывает — это образ матери, отпечатавшийся в его душе.

Если бы В. разрешил свой старый конфликт с матерью, его жизнь бы изменилась. Это значит, что в случае неудачи нужно будет просто исправить последствия ошибочных действий и усвоить новый опыт. В этом нет ничего необычного, так живут и действуют все взрослые люди.

Это значит также, что в жизни В. возможны новые начинания и дела, продвижение и рост, когда он справится со своим детским страхом.

Страх притягивает негативные события

Из жизненного опыта мы частенько делаем выводы, что человек притягивает то, чего он боится. Как это получается?

На физическом плане реакция страха — это напряжения мышц тела. Вместо того, чтобы быть легким и спонтанным, человек очень напрягается, плохо соображает и делает ошибки.

Для меня поучительным был мой собственный опыт, когда я училась водить машину. У меня были старенькие Жигули, я получила права и начала ездить по Москве.

Конечно, начинающему водителю в таком городе, как Москва есть чего бояться. Для меня самым сильным испытанием оказалась парковка. Когда я «втирала» свою машинку между новеньким БМВ и Мерседесом я прикидывала, сколько же это будет стоить, если я зацеплю соседа. Вопрос оплаты был тогда проблематичным, а страхования гражданской ответственности еще не было. Каждый раз, когда бок чужой машины оказывался слишком близко, я чувствовала реакцию страха — шло мускульное напряжение, выступал пот, а затем шел упадок сил.

Итог моего страха — три инцидента с иномарками. Все три раза обошлись без денег с моей стороны — все-таки судьба меня берегла, да я и не ленилась каждый раз попросить Рейки (целительная практика, о ней — моя книга «Исцеление в Рейки») о помощи. Все три раза это были небольшие эпизоды, их и авариями — то назвать нельзя, на машинах следов практически не оставалось. Каждый раз неоднозначна была и моя вина.

Но все три раза пришлись на те дни, когда я была очень напряжена и расстроена. В таком состоянии сознание плохо контролировало ситуацию, и подсознательные программы страха начинали реализовываться. Я видела, как страх реально притягивает ситуацию, которой боишься.

Надо сказать, что вместо огорчения я почувствовала огромное облегчение, когда третья иномарка стала жертвой моего страха. Это значило, что программа их «отстрела» выполнена.

Кстати, опыт вождения машины, когда весь первый год было действительно страшно в каждой поездке, вызвал у меня сильное желание научиться справляться со своими страхами. Я стала искать все возможные способы работы с этим внутренним бедствием. Была собрана коллекция методик, отработаны сотни сеансов с людьми, и результатом восьмилетней работы стала эта книга.

по материалам из книги: Гумкирия Аделина — «Жизнь без страха»

Как вы думаете, возможна ли жизнь без этой эмоции?

С полной ответственностью заявляю, что без страха, нас как вида не было в принципе. Страх это одна из 7 базовых эмоций, который выполняет сохраняющую функцию и опирается на инстинкт самосохранения.

Другой вопрос, когда это страх начинает доминировать над другими эмоциями и мешает совершать поступки и вообще получать удовольствие от жизни. В этот момент уже не Вы, а ваши страхи являются полноправными хозяевами жизни.

Если заглянут в медицинский справочник можно найти около 500 разновидностей фобий, которые диагностируются как психические расстройства. В основе всех видов страха лежит страх смерти.

Источник основных страхов и опасений берет свое начало в детстве. При рождении мы просто бесстрашные супермены, правда с уязвимыми телами и неразвитым мозгом. В детстве мы очень уязвимы для влияния, наша уверенность недостаточна, а самооценка опирается на мнение старших людей. Период до 7-ми лет, самый важный для формирования убеждений, с которыми нам предстоит жить потом всю жизнь. Именно здесь и закладывается основной фундамент страха.

Управление страхом

Технология развития смелости

Шаг №1. Примите свой страх. Нужно принять убеждение, что страх это естественная реакция на новое или потенциально опасное действие. Проговорите про себя «Да, мне сейчас страшно!». Этим вы сможете взять свой страх под первичный контроль и остановить его развитие.

Шаг №2. Задайте себе 3 вопроса:

  • Чем вреден для меня этот страх?
  • Чем полезен мне этот страх?
  • Какой будет моя награда, если я преодолею этот страх?

Шаг №3.Примите решение преодолеть свой страх. Там где есть уверенность и решительность, страх отступает. Вам необходимо твердо решить, зачем вам необходимо преодолеть свой страх.

Шаг №4.Тренируйте свою смелость . В начале, выпишите на лист бумаги все то, чего вы боитесь.

  • Разделите эти страхи на три категории (Сильный, Средний, Слабый)
  • Определите из этого списка какие полезные страхи, а какие вредные для вас.
  • Начните с преодоления слабых и вредных страхов. Полезные трогать не нужно, они нужны нам для выживания.
  • Каждый день, встречайтесь лицом к лицу со своими слабыми страхами. Отслеживайте в себе это чувство и совершайте действие, что бы его преодолеть. Даже небольшое продвижение, это уже победа!
  • После преодоления страха, поблагодарите себя за эту победу.

Со временем, как в спорт зале повышая вес снарядов, вы научитесь преодолевать более сильные и вредные страхи. В результате такой работы, вы нарабатываете внутреннюю смелость и чувство эмоциональной безопасности. Смелость это не отсутствие страха- это доверие окружающему миру в позитивном намерении по отношению к себе.

ФОТО Getty Images

Что происходит с людьми, которые переживают травматический шок? Нападения террористов, взрывы и захват заложников на фоне мирной жизни наносят удар по нашему чувству безопасности. Это состояние закрепляется еще сильнее, когда событие и наша реакция попадают в медийный фокус. Новости транслируются по всем каналам, обсуждаются в интернете, дополняются свидетельствами очевидцев, переживших нападения. Страх разливается повсюду - в полном соответствии с ожиданиями тех, кто совершает эти теракты. Гибель десятков людей ужасна, но именно страх выживших и его последствия больше всего играют на руку террористам.

Какой была реакция людей на теракт в Париже? Многих из них охватила волна спонтанной мобилизации. Посты в социальных сетях пестрели заявлениями в защиту общих ценностей светского гуманизма, законности и свободы выражения, призывали к национальному единству, гражданской солидарности. Люди отвечали на насилие идентификацией с жертвами, публичным выражением приверженности принципам толерантности, веротерпимости, любви к ближнему. На улицах пели национальный гимн, объявляли минуты молчания. Сейчас эта первая реакция прошла. Сейчас самый важный вопрос: а что будет дальше? Что нам делать с этим страхом?

В тисках мировоззрений

Попытки ответа на этот вопрос привели к созданию в 1980-х годах так называемой «теории управления страхом». Ее авторы - американские психологи Джефф Гринберг (Jeff Greenberg), Том Пыжински (Tom Pyszczynski) и Шелдон Соломон (Sheldon Solomon) - пытались понять, как меняется психика людей перед лицом страха смерти. Всплеск интереса к этой теории пришелся на 2000-е годы, после террористических атак в Нью-Йорке, Мадриде и Лондоне. У психологов была возможность непосредственно наблюдать, как ведут себя люди в ответ на пережитый ужас. Они пришли к выводу, что человек, чувствуя угрозу своему существованию, ищет способ чем-то уравновесить тревогу, ухватиться за что-то знакомое и устойчивое.

Прежде всего, люди обращаются к тем культурным нормам и ценностям, которые приняты в их обществе (в зависимости от страны это может быть равенство, семья, свобода, религия). Демонстрация флагов и символов в соцсетях говорит о желании пользователей идентифицировать себя с теми смыслами, которые за ними стоят. Эти смыслы, лежащие в основании нашей культуры и разделяемые нашими друзьями и единомышленниками, придают смысл нашему существованию.

Что стоит за этой реакцией? Тот же страх смерти, в том числе и символической - как потери надежной опоры существования. Дело в том, что смысл нашей жизни неразрывно связан с осмысленностью того мира, в котором мы живем. Когда мы энергично защищаем фундаментальные (для нас) нормы и идеи, мы таким образом поддерживаем и укрепляем нашу собственную самооценку. Поэтому, когда кто-то попирает тот порядок, в котором мы существуем и которому привержены, мы воспринимаем это как угрозу нашей личности.

Осажденная крепость

Опыты Джеффа Гринберга и его коллег показали, что когда люди сталкиваются с идеей собственной смерти (просмотр фильмов, где герои умирали), они выказывают симпатию тем людям, которые разделяют и активно защищают близкие им ценности, политические предпочтения и верования. И наоборот, их реакция была стойко негативной, нетерпимой и даже агрессивной, когда они сталкивались с теми, кому эти ценности были не близки.

В своем крайнем проявлении такая реакция может привести испуганного человека к вере в то, что его собственная картина мира универсальна и единственно правильна, и даже к попыткам навязать ее другим силой. Защита своего мира легко может перейти в экспансию и нападение на чужие ценности и нормы, если в них нам видится угроза. Мы оказываемся готовы принести в жертву своему страху чужое спокойствие и безопасность.

На уровне общественных ожиданий и политических предпочтений теория предсказывает, что группы и отдельные лица (политики, ассоциации, СМИ), скорее всего, будут поддерживать принятие крайних мер против терроризма и более жесткую внешнюю политику в отношении тех, кто воспринимается как враг. В этом и состоит опасность: переживая свою уязвимость, мы сами превращаем свой мир в осажденную крепость.

Как можно справиться с угрозой, которая исходит от нас самих? Прежде всего, мы должны сделать так, чтобы наш разум возобладал над действием бессознательных психических реакций

Очевидно, дрейф общественного мнения в сторону национализма и антиисламизма может вызвать ответное сплочение мусульманского сообщества. Тогда напряженность в обществе возрастет, а вместе с ней будет расти и популярность радикальных идей. Именно тот сценарий, который нужен террористам. Это не просто предположения: несколько лет назад американский социальный психолог Марк Ландау (Mark Landau) и его коллеги показали, что просмотр фотографий и видеозаписей о войне и терроризме усиливает глубинные страхи людей и заставляет их активнее поддерживать репрессивные меры.

Как можно справиться с угрозой, если она исходит от нас самих? Прежде всего, мы должны сделать так, чтобы наш разум возобладал над действием бессознательных психических реакций. Мы должны сами критически отнестись к своим ценностям, если они ставят нашу группу (веру, страну) выше всех остальных. Задача в том, чтобы предотвратить замыкание каждого сообщества на собственных символическим ценностям.

Что мы можем противопоставить групповым ценностям? Вероятно, идею ценности человечества и человечности. Экспериментальные исследования показывают, что взаимная враждебность затухает, когда на повестку дня ставится вопрос о выживании всех. Чувство единства возникает и тогда, когда мы готовы понять и выслушать друг друга. Когда мы делимся своим опытом с другими и находим в их историях то, что близко и нам, мы чувствуем родство. Открытость новому опыту, взросление в обстановке любви и принятия в семье, доступ к знаниям, - все эти условия дают нам мощную поддержку в борьбе со страхом и его последствиями.

Жан-Франсуа Верлияк (Jean-François Verlhiac) - профессор социальной психологии в университете Париж X - Нантер.

  • Печать
  • E-mail
Подробности Опубликовано: 10.02.2012 22:50 Просмотров: 3410


Некоторые события, происходящие с нами в течение жизни, способны вызвать и надолго поселить в наших душах чувство страха. Думая об этих страхах, которые могут подстерегать нас на каждом шагу, мы перестаем верить в свои силы и в то, что являемся хозяевами своей жизни. И тогда страх из союзника, призванного оберегать нас от неосторожных действий, превращается в нашего врага. Он сковывает наши движения, не давая свободно двигаться к цели. Поэтому очень важно научиться управлять страхами.

Воспитывайте в себе привычку действовать, несмотря на страх. Просто сделайте то, что вам необходимо, ведь страхом может быть только ваша реакция на то, что вы не совершали раньше. Это состояние растерянности из-за прошлой неудачи или ожидание неизвестного. Признайте свой страх, это не будет признаком вашей слабости. Все люди в разное время испытывают чувство страха, в этом нет ничего предосудительного. Смелый человек, не тот, кто не испытывает страх, а тот, кто действует, несмотря на его присутствие. Просто сделайте шаг навстречу своему страху, и вы почувствуете, как с каждым вашим движением вперед к своей цели, страх постепенно начнет отступать. Никогда не боритесь со страхом, так как в этот момент вы начинаете отдавать ему свои силы вместо того, чтобы потратить их на действие, необходимое вам.

Если вы знаете, чего боитесь, значит, вы можете подготовиться к тому, чтобы преодолеть это чувство. Для начала вам необходимо тщательно проанализировать свой страх. Для этого ответьте себе на вопросы: «Почему и чего я боюсь? Стоит ли мне этого бояться? Что будет в случае, если я выполню это действие и если нет?». Задайте себе и другие вопросы, которые посчитаете нужными.

После того, как вы тщательно проанализировали свой страх, найдите время и место, чтобы, устроившись удобнее, в спокойной обстановке вы могли представить, как выполняете то, что вызывает у вас чувство страха. Совершив это действие один или несколько раз, вы настроите себя на уровне подсознания на выполнение этого действия в реальности, это значительно ускорит вашу победу над страхом, так как вы уже заложили программу своих действий.

Помните, что страх подпитывается вашим бездействием и негативными мыслями, так не давайте ему шанса. Осознайте цель, к которой вам необходимо прийти, и примите решение действовать в ее направлении. Подумайте о том, какие шаги вам необходимо предпринять для достижения своей цели. Представьте и почувствуйте себя уже получившим желаемое и наполните этот образ позитивными мыслями и эмоциями. Это придаст вам уверенности и решительности в действиях, и страх отступит.

Не откладывайте на завтра то, что нужно сделать СЕГОДНЯ!!!

Начинайте действовать!

Другой вопрос, когда это страх начинает доминировать над другими эмоциями и мешает совершать поступки и вообще получать удовольствие от жизни. В этот момент уже не Вы, а ваши страхи являются полноправными хозяевами жизни.

Если заглянут в медицинский справочник можно найти около 500 разновидностей фобий, которые диагностируются как психические расстройства. В основе всех видов страха лежит страх смерти.

Источник основных страхов и опасений берет свое начало в детстве. При рождении мы просто бесстрашные супермены, правда с уязвимыми телами и неразвитым мозгом. В детстве мы очень уязвимы для влияния, наша уверенность недостаточна, а самооценка опирается на мнение старших людей. Период до 7-ми лет, самый важный для формирования убеждений, с которыми нам предстоит жить потом всю жизнь. Именно здесь и закладывается основной фундамент страха.

Управление страхом

Для того что бы научиться справляться со страхом, необходимо сосредоточится на полярном чувстве, а именно развитии смелости. Смелость, это такой же навык, как и любой другой. Она может быть развита, путем системной работы над своими страхами.

Технология развития смелости

Шаг №1. Примите свой страх. Нужно принять убеждение, что страх это естественная реакция на новое или потенциально опасное действие. Проговорите про себя «Да, мне сейчас страшно!». Этим вы сможете взять свой страх под первичный контроль и остановить его развитие.

Шаг №2. Задайте себе 3 вопроса:

Чем вреден для меня этот страх?

Чем полезен мне этот страх?

Какой будет моя награда, если я преодолею этот страх?

Шаг №3.Примите решение преодолеть свой страх. Там где есть уверенность и решительность, страх отступает. Вам необходимо твердо решить, зачем вам необходимо преодолеть свой страх.

Шаг №4.Тренируйте свою смелость . В начале, выпишите на лист бумаги все то, чего вы боитесь.

Разделите эти страхи на три категории (Сильный, Средний, Слабый)

Определите из этого списка какие полезные страхи, а какие вредные для вас.

Начните с преодоления слабых и вредных страхов. Полезные трогать не нужно, они нужны нам для выживания.

Каждый день, встречайтесь лицом к лицу со своими слабыми страхами. Отслеживайте в себе это чувство и совершайте действие, что бы его преодолеть. Даже небольшое продвижение, это уже победа!

После преодоления страха, поблагодарите себя за эту победу.

Со временем, как в спорт зале повышая вес снарядов, вы научитесь преодолевать более сильные и вредные страхи. В результате такой работы, вы нарабатываете внутреннюю смелость и чувство эмоциональной безопасности. Смелость это не отсутствие страха- это доверие окружающему миру в позитивном намерении по отношению к себе.


Так же, если посмотреть на страх с точки зрения физиологии, то можно снизить уровень гармонов, адреналина, норадреналина и кортизола, которые активизируют работу организма для решения задач, таким способом:

1. Дышите глубоко 3 мин., спокойный глубокий вдох и глубокий выдох, расслабляют мышцы и через обратную связь снижают выработку гормонов стреса и их дальнейшее попадание в кровь.

2. Если вы все же поддались страху и у вас участилась частота дыхания, сердечных сокращений, повысилась мышечная активность, вам надо найти место, где бы вы могли спонтанно подвигаться, при этом все группы мышц должны участвовать в движении. Так вы всю энергию, которая есть в оргаизме для нападения или убегания или решения дел израсходуете и с помощью все то же обратной связи снизится выработка гормонов стреса и их дальнейшее попадание их в кровь. Но конечно лучше эту энергию использовать для решения важных вопросов.

3. Регулярные физические тренировки помогут создать и сохранять хороший базовый уровень гормонов в крови для того, что бы при любом стрессе организм был готов действовать мгновенно и человек не впадал в эмоциональную реакцию.

Практически это может выглядеть так:

Необходимый уровень минимальной физической активности

(5 занятий в неделю)

150 мин. в неделю занятий средней интенсивности

75 мин. в неделю занятий высокой интенсивности

или

(5 занятий в неделю)

до 300 мин. в неделю занятий средней интенсивности

до 150 мин. в неделю занятий высокой интенсивности

Успехов и удачи ВАМ!

Белан Татьяна