Постабортный синдром: чем его лечить? Постабортный синдром.

Состояние женщины после аборта, характеризующееся депрессией, чувством вины и перепадами настроения называется постаобортным синдромом (ПАС). По сути, такое состояние в общем можно описать как совокупность негативных проявлений в психике и психосоматике женщины, длительностью от нескольких лет и дольше.

На сегодняшний день врачи так и не установили точные причины, которые влияют на развитие ПАС, однако по статистике 90% женщин сделавших аборт переживают данное состояние.

Главная цель женщины - рождение ребенка, прерывание беременности - убийство чистой воды. Даже оправданные причины аборта: отсутствие мужчины, работа, «слишком молода для семьи», не могут повлиять на подсознание, которое противоречит возможному действию. Нормы и правила общества, родители, которые не могут смириться с тем, что их дочь «опозорит» семью, статус матери одиночки давит на беременную женщину весом многотонного монолита. И она принимает, как ей кажется, самое правильное решение - аборт.

Постабортный синдром приходит незаметно. Поначалу чувствуется некоторое облегчение, связанное с отсутствием обязательств и спасением положения. В дальнейшем накатывает чувство скорби, вины и ущемленного материнского инстинкта. Усугубляется состояние возможным роковым диагнозом - бесплодие! Отсюда рисуются ужасные картины будущего: любимый мужчина уйдет, подруги будут постоянно жалеть и самое главное - не будет того окрыленного чувства эйфории, когда целуешь маленькие глазки своего сокровища!

Симптомы ПАС

По мнению психиатров, после аборта у женщины в глубинных слоях подсознания формируется установка на самоуничтожение за противоборство против естественного хода вещей. Вследствие чего женщина начинает переживать ряд патологических состояний:

  • Чувство вины, которое усиливается во время встречи с детьми, просмотра тематического материала, общения с подругами и знакомыми. Кажущиеся осуждающие взгляды со стороны родителей и других близких людей провоцируют угрызения совести, самобичевание и сильнейшее желание иметь ребенка.
  • Депрессия возникает на фоне страха и бесперспективности будущего. Обычные неврозы часто перерастают в психозы и могут заканчиваться попытками самоубийства.
  • Повторное переживание аборта в виде флэшбеков, кошмаров, навязчивых мыслей, образов не рожденного ребенка.
  • Асоциальное поведение проявляется в форме отказа от общения, постоянной замкнутости в себе, отстранения от близких, избегания новых знакомств.
  • Агрессия может возникать по отношению к мужскому полу (в частности к мужу), родителям. Часто предметом агрессии становятся врачи (принимали участие в аборте), родители (заставили сделать), дети (как проявление психотического состояния).
  • Увлечение алкоголем и наркотиками - не редкий способ забыть о переживаниях. Часто приводит к глубокой зависимости и практически не излечивается.

Влияние ПАС на жизнь женщины

Постабортный синдром затрагивает все сферы жизнедеятельности женщины. В отношениях с мужем прогрессирует непонимание и подсознательное обвинение его в решении сделать аборт. Большинство пар после пережитого аборта распадаются, по статистике, 90% разводов связано с абортами. Работа, семья и самоидентификация полностью меняются под давлением разрушительных процессов в психике женщины. Такое отношение к себе и окружающим вызывает ряд психосоматических проявлений:

Постабортный синдром: лечение

Сложность лечения постабортного симптома заключается в том, что данное нарушение до конца не изучено. Более того, медперсонал гинекологических клиник крайне редко предупреждает женщин, желающих сделать аборт, о возможных проявлениях ПАС в будущем. Все дело в отсутствии полной базы знания и подготовки к возможным последствиям в подростковом возрасте.

Лечение постабортного синдрома проводится с использованием психотерапевтических методов и психотропных препаратов. Как показывает практика, применение сугубо медикаментов не приносит желаемого эффекта.

Для полного выздоровления женщина проходит пять этапов лечения:

  • Противостояние отрицанию. В данном случае психологом проводится работа для осознания женщиной того факта, что она принимала участие в убийстве ребенка.
  • Обряд прощания и скорби не должен отличатся от прощания с любым другим умершим близким человеком. Женщина должна оплакать и попрощаться со своим ребенком.
  • Обращение к Богу за прощением - неотъемлемая часть терапии. Женщина должна почувствовать прощение. Для этого подойдет исповедь или простая молитва.
  • Прощение других людей - один из самых сложных этапов лечения. Чувство злости и обиды на членов семьи и других людей очень сложно поднять из глубины психики и еще тяжелее проработать его до полного прощения. На это могут уйти годы.
  • Прощение себя - финальный этап лечения. Длительность терапии в данном случае может продолжаться не один год. Прощение самой себя за убийство живого человека - очень сложная задача даже для менее чувствительных женщин.

В случае готовности женщины работать над собой для преодоления постабортного синдрома и открытости для всех методов лечения, в достаточно короткий срок приходит облегчение, «возрождение» и принятие себя. Немалую роль в этом играет постоянная поддержка близких, профессионалов и женщин, которые пережили собственную трагедию.

Даже самая «каменная» женщина будет переживать о не рождённом ребенке. В жизни могут случиться различные ситуации и оправдать женщину, сделавшую аборт можно, но она никогда не простит этого себе. В таком случае начинается сложный период – постабортный синдром. Кто-то говорит, что это переживание души, кто-то уверен в психическом срыве после аборта.

Особенно тяжело пережить такой выбор той женщине, которая старается верить в Бога, читает молитвы и ходит в церковь. Как вылечить постабортный синдром верующей женщине, которую изнутри терзают горькие мучения?

Сначала женщина полагает, что появление ребенка – это тоже, что попасть в капкан: нельзя отдохнуть с друзьями, сходить в клуб, расслабиться, сделать что-то легкомысленное или потратить последние деньги на кофточку… Так женщина решает быть свободной, а не мамой и решается на аборт, порой даже без зазрений совести. На деле же получается, что после аборта женщина начинает размышлять и придумывать, каким бы был малыш, на кого был бы похож, чем бы занимался и т.д. Именно эти представления начинают «грызть» ее сознание и уже никто не сможет помочь ей забыть о сделанном аборте. Хотя иногда осознают женщины свои ошибки через много лет, когда у подруг появляются дети. Проблема в том, что у многих женщин, однажды сделавших аборт, больше не может быть детей, а значит, тогда был тот шанс стать мамой, но он не только упущен, а был растоптан.

Да и что говорить, верующая женщина начнет переживать и зацикливаться на страшном грехе: она убила своего не рождённого ребенка – это страшно. А то облегчение, которое женщина почувствовала после аборта на некоторое время, сменилось ужасом от ночных кошмаров, в которых появляется малыш с криками «Мама!». А облегчение оказалось временным и обманчивым, женщине предстояла не каторга, а счастье, а стоило только перебороть свой страх, так же как вы перебарываете страх перед походом в стоматологу, к примеру. Проблема еще и в том, что женщины, сделавшие аборт в молодости порой редко выходят замуж, они терзают себя и идут на самопожертвование.

Молитва в помощь женщине, страдающей от постабортного синдрома.

Верующая женщина порой перестает ходить в церкви и забрасывает свою веру, не понимаю, что это не Бог не помог ей в то время понять, что нужно сделать, наоборот, Бог дал ей ребенка, чтобы ее жизнь стала лучше, а женщина «плюнула» на это. Получается, что ей необходимо замаливать свои грехи. Нужно просить о прощении за неверие сегодня, за то, что она подвела своим поступкам всевышние силы, за то, что убила не родившегося малыша. Если вы понимаете свои ошибки, вас не могут не простить, главное искренне верить в то, что вы не правы и извиняться всем сердцем. Искуплять вину вам необходимо молитвой и исповедью перед священником, который поможет вам морально и поставит за вас свечу, помолится за вас.

Как вылечить постабортный синдром.

Однако не только молитва способна вам помочь. С молитвой вы сможете вымаливать грехи перед Богом и ребенком, которого погубили, но необходимо восполнить еще и перед собой ту потерю, которую сами себе нанесли. Что вы потеряли после аборта? Возможность стать мамой, материнское сердце и объект своей беспристрастной любви. Вам необходимо завести ребенка! Но помните, это должен быть не только родной ребенок, которого вы уже родили или можете родить, если аборт не нанес вам последствий в виде бесплодия. Подарите материнскую любовь чужому ребенку с той силой, будто бы это был тот малыш, от которого вы избавились. А значит, вам стоит пойти в дом малютки и взять любого ребенка, не самого красивого или умного, а любого! И еще: вам важно понять, какую ошибку вы совершили тогда, и если подобная ситуация повторится снова, т.е. если вы забеременеете в сложный для вас период, не повторяйте прошлого – не делайте аборт, родите своего ребенка!

Сегодня, несмотря на всю открытость и доступность различной информации, даже на самые интимные темы, аборт является «запретной» темой. Об этом не принято говорить вообще, а уж тем более обсуждать личный опыт прерывания беременности.
Поэтому, даже если женщина и решится рассказать о своем аборте, то она будет это делать осторожно и очень «дозировано», как бы прощупывая почву под ногами. Именно, поэтому при миллионах абортов, совершаемых в России, мы так редко слышим о постабортном синдроме.

Так что же такое постабортный синдром?

Это психологическая, эмоциональная, физическая и духовная травма, причиненная абортом и выводящая человека за границы привычного состояния. По своей сути это один из видов посттравматического стресса. Проявления постабортного стресса могут варьировать от недомогания и депрессии до глубокой травмы. В последнем случае стресс называют постабортным синдромом (ПАС)

Причины постабортного стресса

Когда женщина беременеет, физиология ее нервной системы начинает работать таким образом, чтобы с самых первых дней развивалась привязанность к ребенку. Это эволюционные механизмы, подкрепленные влиянием гормонов, сохраняющих беременность. В то же время могут появляться различные сложные жизненные обстоятельства, которые идут вразрез с этими изменениями. Ими могут быть сложные взаимоотношения внутри пары, карьерные интересы, бытовые сложности и еще много различных обстоятельств. И сложившиеся обстоятельства подталкивают женщину сделать аборт. Таким образом ее глубокие материнские чувства вступают в конфликт с действительностью. И семена постабортного стресса, или ПАС сеются еще на стадии принятия решения.

Получается, что постабортный синдром – отражение беспокойного состояния в момент аборта. Женщины, сожалеющие о своём решении и, тем не менее, идущие на аборт, а также женщины вынужденные сделать аборт находятся в повышенной зоне риска. В последствии женщина не может горевать из-за потери ребенка, так как признание потери поставит под сомнение «правильность» ее решения. Вместо этого она придумывает стратегии для того, чтобы справиться с эмоциональной болью: чувством вины, стыдом, злостью и печалью, что также препятствует выздоровлению.

Основные признаки постабортного стресса.

Женщины, сделавшие аборт, проявляют сходные физические и эмоциональные последствия. Ощущение вины, боли и потери – последствия всех абортов: добровольных и вынужденных. Эти последствия могут проходить незаметно и исчезать самостоятельно или проявляться в долговременных психологических нарушениях, образующих группу симптомов, составляющих постабортный синдром.

Психические симптомы:

  • депрессия
  • безнадежность и апатия
  • беспричинное ощущение потери
  • беспричинное желание плакать
  • неспособность принимать решения
  • плохой сон
  • кошмары
  • воспоминания об аборте, вызванные запахом, видом чего-либо или услышанной информацией
  • неуместный гнев
  • самобичевание
  • потеря личного достоинства
  • болезненные мысли и чувства по значимым датам
  • вина из-за того, что она пережила собственного ребенка

Поведенческие симптомы:

  • избегание новорожденных, детей и беременных женщин
  • в результате отчуждения возникают проблемы во взаимоотношениях, которые приводят к их разрыву и изоляции
  • беспорядочные сексуальные связи и жестокость во взаимоотношениях
  • холод в половой жизни, избегание близости или привязанности
  • физическое напряжение при упоминании аборта или воспоминаниях о нем
  • избегание фильмов, журналов или фотографий с нерожденными детьми
  • злоупотребление алкоголем или наркотиками
  • желание сразу же иметь еще одного ребенка (искупительные дети)
  • приступы паники

Симптомы могут проявиться сразу после аборта или позже иногда спустя годы. Чувство вины – основной симптом постабортного синдрома. Женщина может испытывать постоянные угрызения совести. Есть женщины, связывающие плохие события своей жизни с прерыванием беременности. Религиозные женщины рассматривают этот поступок как грех и последующие неудачи в жизни считают наказанием от бога.

Ненависть и злость может проявляться к мужу и родным людям, которые повлияли на решение сделать аборт. Всё это может сказаться на отношении к будущим детям либо в виде чрезмерной опеки, либо даже агрессии направленной на компенсацию потери не рождённого ребёнка.

Психологическая отрешённость может оказаться опасным симптомом. Может развиться психологическое отчуждение мыслей, мест, действий связанных с абортом. Женщина начинает избегать всех моментов, напоминающих ей об аборте, что может быть первым признаком неспособности справиться с горем. Женщине тяжело поддерживать или начинать отношения. Женщина может неестественным образом изолировать себя от общества. Наступление даты аборта может обострить проявление постабортного синдрома. Женщина может даже представлять ребёнка живым и подсчитывать его возраст.

Лечение постабортного синдрома

Справляться с постабортным симптомом можно только с помощью психолога, который поможет распознать и устранить эмоциональные проблемы до того, как они перейдут в стадию клинической депрессии. Опытный психолог поможет справиться с чувством горя и ненависти, с той болью, которая есть внутри, и частым результатом этой работы становиться прощение себя.
Общение с психологом перед предстоящим абортом позволяет значительно снизить последствия травмы, а, следовательно, и постабортного синдрома. Женщина должна открыто высказать все свои сомнения в личной беседе с психологом не чувствуя неловкости или смущения. Друзья и семья также могут внести свой вклад в решение проблемы.

Лучший способ предотвращения постабортного синдрома – обращение за психологической помощью как можно раньше, не подавляя депрессивные эмоции и не ожидая, что они исчезнут сами собой.

Психолог Валерия Рысаева

В нашей стране только по официальной статистике выполняется около 3 млн абортов в год. Существуют обширные исследования о физических последствиях аборта: ранних и поздних, первичных и вторичных. В 70-е годы 20 столетия в гинекологии появляется специальный термин: вторичное бесплодие – заболевание, основной причиной которого является аборт.

Наличие физических последствий аборта не вызывает сомнения ни у кого. О психических последствиях аборта в России не написано ни одной статьи, не сделано ни одного доклада. Репродуктивный статус женщины учитывается в России только в области гинекологии и акушерства. Для амбулаторных и стационарных пациенток психиатрических клиник, невропатолога и семейного консультанта этот статус практического значения не имеет.

Таким образом у российских женщин постабортного синдрома (ПАС) как бы и нет. Поэтому многие врачи, в том числе акушеры и гинекологи, не знают о существовании ПАС.

Существуют ли психические последствия абортов или так называемый постабортный синдром и как его определить?

Согласно определению Американской ассоциации психиаторов (1987), посттравматическое стрессовое расстройство включает травму, вызванную “событием находящимся вне пределов обычного человеческого опыта… например, серьезной угрозой жизни и физическому состоянию человека, серьезной угрозой его детям… или смерти другого в результате физического насилия”. ПАС рассматривается как разновидность постстрессового расстройства (ПСР).

Винсент Ру (США) определяет ПАС ” как посттравматическое стрессовое расстройство, характеризующееся развитием симптомов, вызванных определенными эмоциональными реакциями на полученную вследствии аборта физическую и эмоциональную травму.

Существуют четыре основных компонента Постабортного синдрома:

  • Прямое или косвенное участие в уничтожении внутриутробного младенца, что воспринимается как травма и нечто, выходящее за пределы обычного человеческого опыта.
  • Неконтролируемое негативное переживание заново аборта как смерти, например, возвраты к прошлому в памяти, кошмары, горе, особенно в годовщину аборта.
  • Неудачные попытки избежать или отрицать воспоминание об аборте и эмоциональную боль.
  • Возникновение симптомов, связанных с абортом и не имевших место до него, включая чувство вины за сохранение собственной жизни”.

Таким образом, ПАС является медицинским определением психологических и эмоциональных нарушений у женщины после аборта. Но данное определение затрагивает лишь внешнюю сторону проблемы и в лучшем случае может претендовать на характеристику медицинского аспекта ПАС, определяющего некую болезнь психики человека. В настоящее время существует примерно 250 работ, связанных с исследованиями ПАС в основном в Европе и США. Американские специалисты разработали симптоматику ПАС, его течение и последствия, методы излечения, а также отметили группы риска, особенно подверженные ПАС.

Но нам представляется, что многие ошибочные взгляды на различные аспекты ПАС связаны именно с неправильным определением этого синдрома или неверной постановкой проблемы в принципе, а точнее сказать в игнорировании духовной стороны вопроса.

Как отмечалось выше ПАС как таковой является лишь медицинским определением. Наше расхождение с американскими коллегами состоит, например, в определении самого источника ПАС – греха детоубийства и определения роли женщины в этом.

Анна Спекхард (США, Арлингтон), один из ведущих психологов- специалистов по ПАС в одном из исследований считает, что психологическая реакция отрицания у женщины, которая сделала аборт, строится на непринятии реальности смерти своего ребенка. Мы полагаем, что женщина не может принять другую правду, о том, что она сама – причина смерти своего ребенка. Именно в этом корень греха, и одновременно первая ступень покаяния как изменения сознания. Правильное (православное) осознание того, что произошло при аборте, ведет к изменению сознания человека, а изменение сознания есть ни что иное как покаяние.

Мы получаем письма от женщин, сделавших аборт. Письма все разные. Но, в основном, это письма-исповеди, письма – крик души. В них одни скорбят без оправданий о том, что произошло. Другие говорят: это делают все, меня заставил муж, я не более грешна, чем все. Последние отрицают то, что сделали зло.

Психологический механизм отрицания после сделанного аборта есть ни что иное, как отрицание возможности покаяния в содеянном.

Нам представляется спорным следующее утверждение американских специалистов: “Травма, вызываемая абортом, во многих случаях может быть предотвращена или излечима, если женщины группы риска получат адекватное консультирование и смогут принять решение, соответствующее их психологическим и социальным потребностям” (Винсент Ру, США). Если женщина приняла решение и сделала аборт, то она просто обречена на душевную боль и предотвратить психическую травму при любом, даже самом хорошем консультировании невозможно. Предотвратить ПАС можно только, уговорив женщину не делать аборт.

Женщина, сделавшая аборт, муж, который ее к этому подтолкнул, врач, который был причастен к аборту – все они подвержены заболеванию ПАС. Для его излечения на самой первой стадии все они должны осознать, что такое аборт, каковы последствия этого деяния, в чем они проявляются у них и как их преодолеть.

В настоящее время предлагаются самые разные принципы излечения ПАС. Одно из направлений, распространенное в США, Японии и России – это переживание душевной боли и преодоление ее с помощью методов, которые могут нанести человеческой душе большой вред, вплоть до серьезного психического заболевания.

Так некоторые направления данного переживания у женщин, связанны с написанием ими писем и стихов своим абортированным детям, их заочного крещения, посвящения им символического места на кладбище с посещением “детской могилки”, покупки этим детям игрушек, разговора с ними с поименным призыванием и т.д. Все эти методы можно рассматривать как языческую ересь, с попытками проникновения в мир умерших, что очень опасно для души и может нанести непоправимый вред психическому здоровью женщины.

КОГДА БОЛИТ ДУША

Для того, чтобы определить, что же такое ПАС, будем иметь ввиду, что человек по своей структуре тресоставен (Святитель Феофан Затворник) и состоит из тела, души и духа. С какому из этих трех компонентов относится ПАС?

Ко всем. Понятно, что физические страдания после аборта связаны с душевными переживаниями. Первые могут вызывать и усугублять вторые и наоборот. Но все же попытаемся вычленить нечто характерное только для ПАС и назовем это состояние условно – “когда болит душа”, пытаясь прийти в верному определению этого заболевания.

Знаете ли Вы что такое душевная боль, вызванная какой-то скорбью, например смертью близкого? “У меня болит сердце”, – говорит человек, имея ввиду именно болезнь души.

“Тоска смертная”, – говорит другой, и это тоже может быть проявлением болезни души. Те, кто перенес близкого человека, знают, что время лечит любую скорбь. Но только не психические последствия абортов. Они не проходят со временем, а могут лишь усугубляться.

Постабортный синдром у женщины всегда сопровождается психическими нарушениями разного типа и является реакцией человеческой души на умышленное или неумышленное убиение внутриутробного младенца.

“Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства. Тонкого различия плода образовавшегося или еще необразованного у нас нет. Ибо здесь полагается взыскание не токмо за имевшее родитися, но и за то, что наветовала самой себе: поелику жены от таковых покушений весьма часто умирают” , – писал в 4 веке Святитель Василий Великий.

Эти психические нарушения могут проявляться в следующих симптомах: постоянное возвращение к прошлому в памяти; специфические видения и сны; отчаяние, приводящее к суицидальным мыслям; непроходящее чувство утраты по типу потери близкого человека; страх, что все раскроется и все осудят за сделанный аборт; озлобление и гнев, особенно по отношению к мужу или тому, кто возможно подтолкнул на аборт; чувство неудавшейся жизни, часто основанное на начавшемся расколе в семье; пьянство и наркомания как реакция подавить постоянно действующий источник боли и т.д. Но самое главное препятствие для излечения ПАС – так называемая психологическая защита души – отрицание того, что был совершен грех. Поэтому для женщины очень важно правильно осознать происшедшее и попытаться определить, кто в этом виноват с последующим изменением своего сознания как по отношению к себе, так и к другим людям.

Очень часто женщина понимает, что она больна, но не знает, что с этим делать. Она остается один на один со своим горем.

Был ли аборт искусственным или самопроизвольным, был ли ребенок желанным или нет, женщина имеет дело с потерей ребенка, с опытом смерти, который не сопровождается никакими обрядами, что усугубляет течение ПАС. Данная ситуация характерна не только для ПАС, но и для тех людей, кто потерял близких и не мог похоронить их.

Представим конкретную ситуацию, которую условно назовем “Кризизом противоречий” с ожидаемым и конкретным результатом после аборта: получение значительного психологического облегчения после аборта – но через неделю (или через год) чувство страшной тяжести на душе; надежда наладить отношения с мужем, решив проблему нежеланного ребенка – ухудшение и усугубление отношений вплоть до нежелания телесной близости; решение проблем физического здоровья (например токсикоз беременности) – острые или хронические осложнения в репродуктивной и гормональной системе организма; желание оздоровить организм (спорт, режим дня, правильное питание) – курение, алкоголизм или наркомания как защитная реакция от постоянно действующего источника душевной боли; спокойное состояние психики – гнев, эмоциональная неуравновешенность и раздражительность.

Что дополнительно может усугублять тяжелое психическое состояние женщины?

  • Несоответствие психологической установки перед абортом с тем, что происходит после. Например: “там еще ничего нет, но вдруг женщина может увидеть окровавленные части рук или ног внутриутробного младенца, что вызывает моментальный глубокий шок с тяжелейшими переживаниями – впоследствии навязчивыми состояниями”.
  • Женщины не знают, что делать с этой болью, а некоторые вообще не связывают состояние ПАС с абортом. Психологические реакции отрицания того, что произошло или подавления постоянно действующего источника душевной боли могут превратить женщину в инвалида.
  • ПАС очень часто бывает тайной, покрытой мраком. Даже хронические заболевания излечимы, особенно те, которые видимы и правильно диагностированны. При подавленном ПАС, он как бы превращается в воспаленный нерв зуба, который вначале разрушает зуб, потом надкостницу, а потом переходит на весь организм.
  • Вся абортная индустрия (фабрика смерти) не заинтересована в представлении ПАС как серьезного заболевания, так как наличие ПАС развенчивает идею о так называемом безопасном аборте.
  • ПАС относится к сфере невидимой боли, что обусловливает возможность методологических недостатков при привалирующей роли пациента в излечении.

Как бы не было трудно женщине переживать ПАС или осознавать свои грехи, самое главное – знать, что “покаяние открывает зрение грехов своих” (иеромонах Никон, один из последних Оптинских старцев), оно есть духовное определение.

Излечение души есть путь к физическому здоровью. Поэтому вся теория и практика консультирования ПАС лежит на стыке душевного и физического здоровья и очень важно, чтобы Православная Церковь и врачи работали над этой проблемой вместе.

cтатьи о.Александра Ильяшенко по данной тематике:

Мучительное воспоминание о нерожденном ребенке живет в совести женщины, совершившей аборт, и не снесенное Богу, нередко оборачивается ее личной трагедией. Что здесь можно сделать? Записки православного психотерапевта.

Освобождение и капкан

Она говорила мне об этом много раз, и поэтому, думая о ней, я всегда вижу ее одиноко бредущей по улице и всматривающейся с глубокой печалью во встречных молодых матерей с детьми. Она, бывает, остановится, чтобы вглядеться в малыша – они, детки, все кажутся ей ангелами, чудом оказавшимися среди людей и незаметно, легко поднимающими их на свою ангельскую высоту. Ее ангел умер, не родившись, и даже не умер, а загублен – своею же матерью. Ее ангел снится ей почти каждую ночь, и каждую ночь зовет ее «Мама! Мама!» и смотрит на нее с невыразимой вопросительной жалостью. И ее сердце тоже рвется от жалости, и плачет душа от невозможности отозваться, прикоснуться, взять на руки и согреть. Уже несколько лет ей нет покоя. Она рассказывала мне, что смешанное чувство это - беспокойства, скорби, тоски и позора – пришло к ней не сразу. И было даже короткое облегчение после аборта…

«Освобождение… – говорит она с горькой иронией и добавляет, - освобождение, обернувшееся таким капканом». Это сравнение она часто использует в наших беседах. Капкан, который душит отчаянием. Удушье от одной мысли о содеянном.

Она так и не вышла замуж, хотя уже подвигается к сорока, и шансов на семейную жизнь становится все меньше и меньше. Но и в этом - отголосок аборта, может быть, главный отголосок. Самонадеянный голос, который так подло воспрял в ней после операции, твердил, что не нужна ей семья (пока), и не нужны дети (пока) - с ними все усложнится, и учеба, и работа, и личная жизнь, и есть еще время. Но время вдруг неожиданно кончилось, пролетело мгновенно, а вместе с ним потеряли свою значимость и внешние заботы. А внутреннее обнажилось, и то, внутреннее, оказалось нестерпимым одиночеством.

«Теперь все, что было важным и нужным, - говорит она, опустив голову и медленно выдавливая из себя слова, - потеряло смысл, и жизнь потеряла смысл. Как это могло произойти? Кто сыграл со мной в такую страшную игру?»

Год назад у нее развилась депрессия, появились неконтролируемые страхи, подозрительность, мысли о самоубийстве. Стало трудно продолжать работать в полную силу, она поменяла одно место, другое. Находиться в обществе людей ей бывает порой невыносимо. У нее нет близких подруг. После нескольких разочарований и мелких предательств она перестала доверять женщинам, а мужчинам - тем более, еще с тех самых пор, как первый, казавшийся таким любимым и любящим, уговорил ее на аборт, но и после того вскоре бросил.

Никто не понимает, что со мной, - говорит она, - да, я и не могу главного рассказать никому, не могу выразить свое состояние. Разве можно выразить пустоту? Или одиночество? Словами здесь не скажешь…

А молитвой? – спрашиваю я ее. Она задумывается и отвечает грустно:

Молитвы не даются мне. О чем молиться, когда ничего уже поправить нельзя?

А чтобы вы хотели поправить?

Всю свою жизнь… И если ее нельзя поправить, то зачем продолжать?…

Татьяна К. (все настоящие имена здесь изменены) позже выбрала продолжать, выбрала бороться за надежду и прощение, пережив депрессию, и холод, и страх оставленности. А женщина, совершившая аборт, действительно, одинока и замкнута, иногда абсолютно обособлена горем от мира и ото всех. Прежде всего, потому что глубинную боль, в самом деле, рассказать трудно, и еще потому, что слушающих и понимающих мало. Упал мир до плоскости, за которой убийство женщиной вынашиваемого ребенка не считается экстраординарной проблемой.

Присутствие ребенка

Мучительное воспоминание о нерожденном ребенке живет в совести женщины, совершившей аборт, и не снесенное Богу, нередко оборачивается ее личной трагедией. Иногда и двадцать, и тридцать лет пройдет, и другие дети появятся, а слезы не кончаются, не кончается плач о том единственном чаде, которому по недоброй воли матери не довелось увидеть Божий Свет. Горечь утраты смешивается с мучительной скорбью и стыдом. Чувство вины - так и не объясненная и неразгаданная психологами (а в психологии многое гадательно и субъективно) эмоция – часто ведет к депрессии, страхам и тревогам, к утрате смысла и радости жизни. В психоланализе вина – невротическое состояние, от которого нужно излечиться, избавиться обесцениванием или перекладыванием ее на другого, на ближнего или на внешние обстоятельства. Но для православного психотерапевта, как и для любого верующего, чувство вины – это память о грехе, это зов к духовному спасению, и задача у него совершенно иная – помочь пациенту услышать этот зов как можно явственнее и, как бы ни было трудно, последовать ему.

В православной психотерапии осознание личной ответственности – необходимый шаг. Без осознания собственной вины и совершенного греха нет исповеди и, значит, нет покаяния. А без покаяния не может быть обретения надежды.

В беседах с женщинами, страдающими так называемым постабортным синдромом, необходимо, чтобы незримо присутствововал третий – убиенный ребенок, чтобы мать говорила не только о своей боли, но, прежде всего, смогла сострадать его боли и его страданиям. То, что ребенок в утробе чувствут боль, уже давно доказано.

Марина С., прервавшая свою первую, нежелательную беременность и через несколько лет решившая сохранить вторую, рассказывала, что осознание совершенного убиения пришло к ней только со второй беременностью. «Со вторым, с желанным, для меня все важно – каждое его движение, каждый стук его сердечка, любое его настроение – я все это глубоко и благоговейно ощущаю: ощущаю, что живет во мне человечек, постоянно чувствую его присутствие в себе. А с первым, - говорит Марина, и ее голос начинает дрожать, - иначе было – я воспринимала его, как нечто, что лишь мешает моему собственному существованию, воспринимала его чуть ли не как угрозу для своего благополучия. Так было. Но ведь этот и тот были моими детьми! Оба - мои дети…».

Сеансы с православным психотерапевтом, конечно, могут помочь на первом этапе, когда женщина только начинает искать выход из тяжелого эмоционального состояния. И здесь важно умение выслушать и сострадать. Но, помимо таких сеансов, есть куда более важные средства, куда более мудрые учителя и проводники к духовному прозрению, и среди них - молитва, церковь, исповедь, покаяние. «Господи, помилуй чадо мое, умершее в утробе моей, за веру и слезы мои, ради милосердия Твоего, Господи, не лиши его Света Твоего Божественного». Почему так важна молитва? Потому что в ней мать и загубленный ребенок соединяются вновь. С молитвой в сердце матери входит любовь к своему нерожденному чаду.

Почему важно посещение церкви? Мой духовник отец Алексей (Охотин), настоятель Храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Нью-Йорке, любит напоминать нам, прихожанам: «Мы так усердно моем лицо свое и руки каждый день, иногда и по нескольку раз в день, а при том забываем, что душа наша тоже загрязняется и часто смердит из-за того, что очистить и умыть ее у нас нет времени или желания. А ведь душа - вечная, не то что одежда…». В церкви, как нигде в другом месте, мы осознаем, чувствуем сердцем, как греховны и немощны.

И, конечно, исповедь. Принесенное добровольно и изреченное перед священником искреннее раскаяние скажет Богу, что мы идет к нему по воле своей, что мы сами делаем выбор быть с Ним и повиниться перед Ним. Господь сказал: «Идущего ко Мне, не отвергну». Значит, Он ждет нас – это нам решать, остаться ли наедине со своей болью (а нередко и гордостью) или снести ее Утешителю…

Самооправдание, хоть и легче дается, имеет краткий эффект, и, по сути, - враг настоящему исцелению. Как только улетучится его эйфория, оборачивается оно новой волной отчаяния. Ответственность же за совершенный грех и покаяние приведут к новой надежде. И только новая надежда придаст смысл жизни. Не самопрощение, о котором так много говорят психологи, когда пытаются от лукавого поднять самооценку пациента, а истинное прощение от Христа, которого только и может желать, - нет, не наше эго, не наше временное «я», - а наша бессмертная душа.

Время не лечит. Очень часто, к сожалению, осознание вины за содеянное детоубийство приходит не сразу, и даже не через год или два, а через много лет.

У Ирины В., больной пятидесятилетней женщины, есть двадцатилетняя дочь, а первых двоих она уничтожила в утробе. Так и жила себе годы и годы, пока не подступили тяготы возраста и болезней. А теперь вот затосковала, загоревала крепко, и все снятся ей первые двое и куда-то зовут с собой. Ирина считает, что и болезни ее нынешние, хронические от абортов, и тоска от того же, и то, что муж рано ушел из жизни, и дочь совсем от рук отбилась. Наталья, дочь Ирины, объявила на днях, что «залетела» и хочет сделать аборт, и добавила тоном, не терпящим возражениий, что, мол, нечего слезы лить. «А я на колени перед ней упала, - говорит Ирина, подавляя подступившие рыдания, - и все просила не убивать ребенка. Сама выращу, если ты не хочешь, из последних сил соберусь, а подниму, только не режь его, он же живой, такой, как и ты была когда-то! И всю правду о своем горе рассказала…».

Ну, и что, послушалась вас дочь? – спрашиваю я.

Не знаю. Но как-то тише стала. Дома больше сидит по вечерам. Не знаю, как к ней подступиться. Одна она у меня. Цветочек мой. А было бы три… три цветочка…

Глаза у Ирины выцветшие, почти белые от слез. Но и душа, видно, постепенно обеляется.

Постабортный синдром – это не психическое заболевание, но сдавленный, неоглашенный крик женской души, раненной смертным грехом. Поэтому и лечить эту рану нужно не только в беседах с психологом, но, прежде всего, в общении с Богом. Только перед ним мы можем встать на колени и произнести: «Помяни, Человеколюбче, Господи, души отошедших рабов Твоих младенцев, кои в утробе православных матерей умерли…».

Текст: Наталья ВОЛКОВА, психотерапевт, Нью-Йорк