Облегчить жизнь людям с ограниченными возможностями. Как развитие паралимпийского спорта могло бы улучшить жизнь людей с инвалидностью в россии

План мероприятий («дорожную карту») представил на заседании регионального правительства министр социальной защиты области Сергей Мякишев. Документ подготовлен в соответствии с изменениями в российском законодательстве по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов, сообщают в региональном правительстве. Федеральным законом на органы госвласти возлагается обеспечение инвалидам доступности объектов и услуг во всех приоритетных сферах жизнедеятельности.

Сергей Мякишев отметил, что в Мурманской области доля граждан с инвалидностью по отношению к общему числу населения в Мурманской области самая низкая в Свеверо-Западном федеральном округе (около 4,4%) и почти в два раза ниже показателя по стране (8,7%). По его словам в регионе проживает около 34 тыс. инвалидов.

Кроме того, необходимо помнить о других маломобильных группах населения: пожилые граждане, родители с детскими колясками, люди, временно имеющие ограниченную мобильность. Главным препятствием для всесторонней интеграции инвалидов в общество, реализации их конституционных прав в полном объеме является отсутствие доступности объектов и услуг, - подчеркнул министр.

Сергей Мякишев сообщил, что с 2012 года министерство проводит мониторинг социально-экономического и правового положения инвалидов в Мурманской области, в котором участвуют свыше двух тысяч граждан, имеющих инвалидность. По мнению респондентов, меры, принимаемые органами власти всех уровней по созданию доступной среды, явно недостаточны. Например, не увеличивается степень доступности объектов дорожной и транспортной инфраструктуры, потребительского рынка. По-прежнему недоступными остаются объекты жилого фонда.

Вместе с тем нельзя не отметить те сферы, в которых ситуация, по оценке инвалидов, меняется к лучшему: здравоохранение, образование, социальное обслуживание, подчеркнул Мякишев.

Представленная на заседании «дорожная карта» содержит описательную часть проблемы и формулировку цели; таблицу повышения значений показателей доступности объектов и услуг начиная с 2014-го и по 2020 год, а также перечень мероприятий, реализуемых для достижения значений показателей. Последний состоит из двух разделов: поэтапное повышение доступности объектов инфраструктуры и поэтапное повышение доступности услуг.

Среди мероприятий, направленных на повышение доступности объектов инфраструктуры, – создание необходимых условий в учреждениях социального обслуживания и социальной поддержки населения (устройство наружных и внутренних пандусов, оснащение поручнями, креслами-колясками, ходунками и др.); создание в образовательных организациях, в том числе организациях профессионального образования, условий для получения образования инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные для них рабочие места; обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и многое другое. На повышение эффективности, доступности и качества предоставления государственных и муниципальных услуг инвалидам направлено, в частности, обозначенное в перечне обучение основам сурдоперевода.

«Дорожная карта» содержит 15 показателей почти во всех приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов. Каждая сфера закреплена за исполнительным органом государственной власти Мурманской области.

Принятие Плана мероприятий («дорожной карты») позволит выстроить систему мер комплексного характера, направленных на поэтапное обеспечение для инвалидов условий доступности объектов и услуг как на областном, так и на муниципальном уровнях, - подчеркнул в своем докладе Сергей Мякишев.

Анализ развития проблемы инвалидности, как социального явления, свидетельствует о том, что, пройдя путь от идеи изоляции «неполноценных» членов общества до концепций привлечения их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости интеграции лиц с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями во все общественные институты. В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классической подход к проблеме инвалидности как к проблеме «неполноценных людей» и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности . Иными словами, инвалидность - это проблема не одного человека, а всего общества в целом.

Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия людей с ограниченными возможностями с окружающим миром, в доступности физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, информации и каналов коммуникации, все это является условием независимой жизни людей с ограниченными возможностями. Реалии таковы, что значительное количество людей с ограниченными возможностями в настоящее время не получают необходимой для возвращения к нормальной трудовой, семейной и общественной жизни помощи, в которой они нуждаются. Безусловно, во многом это объясняется неблагоприятной экономической ситуацией, складывающейся в стране за последние годы. Сталкиваясь с растущими экономическими трудностями, государство ослабляет внимание к вопросам социальной защиты инвалидов.

Официально провозглашаемая политика в области социальной защиты инвалидов и ее реализация весьма расходятся, между ними нет согласованности. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, оказались в числе беднейших слоев населения. Размер пенсии во многих регионах не покрывает реальные расходы на лекарства и другие необходимые инвалиду и обещанные ему государством блага.

Пенсионное обеспечение инвалидов в России не увязано с уровнем доходов инвалидов и с его занятостью (незанятостью) и также весьма слабо связано с реабилитацией инвалида. Пенсии не относятся к льготам и компенсациям «активной реабилитации», то есть они не помогают инвалиду вернуться в общество, не стимулируют его активного реабилитационного поведения - пенсии выполняют исключительно функцию социальной поддержки инвалидов. По-прежнему серьезной остается проблема льготного обеспечения лекарственными средствами.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» от 02.10.92 г. №1157 инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы имеют право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами. Инвалиды III группы, признанные в установленном порядке безработными, имеют право на 50% скидку с оплаты лекарств. В среднем по России этой льготой пользуется около 60% от числа граждан, имеющих на это право. Однако на практике данный вид льгот предоставляется не всем инвалидам, имеющим на нее право, или не в полном объеме. Одним из способов улучшения материального положения у людей с ограниченными возможностями является благотворительность.

Сегодня существует множество благотворительных организаций, оказывающих всевозможную финансовую поддержку инвалидам, которая помогает оплатить дорогостоящие операции и лечение в целом. В наше время материальная помощь людям, имеющим инвалидность, делает серьезные успехи, необъятное количество людей смогло получить финансовую помощь, почувствовать себя важной частью современного общества. Чем больше будет создаваться благотворительных организаций в мире, тем больше шансов будет получить поддержку у инвалидов.

Проблемы ухода за детьми-инвалидами, возникающие у большинства семей, не позволяют многим родителям рационально и эффективно использовать свой образовательный и профессиональный ресурс, успешно встраиваться в сложившую хозяйственную деятельность. Одному из родителей часто приходится оставлять свою работу, не задумываясь о возможности надомной занятости.

Службы занятости предлагают пройти программы переквалификации, переобучения, переориентацией в трудовой деятельности. Эти меры могли бы способствовать улучшению материального положения семей. Достижение материальной независимости возможно при осуществлении права инвалидов на труд. Обеспечение занятости людей с ограниченными возможностями регулирует статья 20 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с ней, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти. На сегодняшний день в сознании людей еще, к сожалению, жив стереотип о том, что человек с ограниченными возможностями не может и не желает трудиться, что он живет на попечении близких родственников и государства.

Однако среди инвалидов есть те, кто желает трудиться и быть независимыми. В силу ограниченности возможностей такие люди испытывают определенные трудности в поиске работы и в связи с этим нуждаются в поддержке со стороны государства. Даже несмотря на наличие рабочих мест, не все трудоспособные инвалиды проявляют себя в трудовой деятельности, хотя имеют такую же потребность. Говоря о ситуации с трудоустройством в стране, можно привести следующие цифры: работающие инвалиды составляют менее 10% их общей численности, занятость среди инвалидов трудоспособного возраста не превышает 15%, особенно она низка среди инвалидов I и II группы (8%) .

Для сравнения, в США из 54 миллионов инвалидов трудоустроено 29%, в Великобритании из 5 миллионов 40%, в Китае из 60 миллионов инвалидов трудоустроено 80% .

Как правило, работодатели, отказываясь принимать на работу инвалидов, руководствуются следующим:

Дополнительные расходы;

Психологические особенности;

Капризы;

Необходимость лечения;

Невозможность заставить работать дополнительно .

Одной из первоочередных мер по улучшению ситуации в сфере занятости и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями следует признать проектирование и приспособление уже имеющихся рабочих мест и рабочих помещений таким образом, чтобы они были доступны для лиц с различными формами инвалидности; создание механизма резервирования определенных рабочих мест и профессий для лиц с ограниченными возможностями; меры по надлежащему обучению и трудоустройству.

Необходимо возвращение в законодательство и активное использование системы квотирования рабочих мест для инвалидов с учетом того, что те предприятия, которые по тем или иным причинам не будут их выполнять, платили соответствующие суммы в бюджет и которые бы потом направлялись именно на решение проблем инвалидов, в том числе и на их трудоустройство.

Причём все-таки непосредственной целью квотирования должно стать именно реальное трудоустройство людей с инвалидностью, а не штрафные санкции для работодателей. Помимо этого, государство могло бы само поощрять, в том числе и финансово (льготное налогообложение, кредиты и т.п.) те организации, которые принимают к себе на работу инвалидов сверх установленных законодательством квот. Следует предложить так же ведение в программу высших и средне-специальных учебных заведений курса по подготовке специалистов по трудоустройству инвалидов. Данные специалисты могли бы работать с индивидуальными потребностями людей с инвалидностью, с работодателями по изменению их стереотипных убеждений и созданию специальных условий труда для инвалидов, а также по разработке и реализации новых государственных подходов в решении этих вопросов.

Следует так же повышать грамотность инвалидов в сфере защиты своих прав в сфере занятости и трудоустройства, дать им уверенность в том, что их права реально защищаются государством и могут быть реализованы. Проведя анализ действующей системы нормативно-правовых актов, следует так же остановиться на ужесточении ответственности за отказ при приеме на работу инвалидов, так как в настоящее время за данное деяние предусмотрено только административное наказание, а в Уголовный кодекс эту проблему обходит стороной.

Кроме того, необходимо менять саму психологию наших граждан. Важно, чтобы они видели в инвалидах людей равных с ними в правах, не считали их ущербными и неполноценными. Этому должна способствовать, в частности, социальная реклама, пропаганда в обществе уважительного отношения людей к инвалидам. Это в свою очередь непосредственно скажется на том, что случаев дискриминации инвалидов, в том числе и в сфере трудоустройства, станет значительно меньше и проблема потеряет ту остроту, которую она имеет сейчас.

Для Российского государства необходима последовательная социальная политика в отношении людей с инвалидностью, которая должна быть построена на общих принципах и единых социальных стандартах для всех групп граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Трудовая деятельность для человека является не только способом экономически обеспечить своё существование, но и фактом реализации своих способностей (в том числе и творческих), приобщением к общественным ценностям. Работа позволяет каждому гражданину уважать себя, осознавать свою индивидуальность, быть полноценной частью современного общества.

На возможность трудоустройства и на полноценную интеграцию в общественную жизнь влияет образование. Во время обучения человек приобретает социальные навыки, учиться общаться с окружающими, входить в коллектив, ставить и добиваться поставленных целей. Причём значение имеет не только качество полученного образования, но и его форма, поэтому наряду с вопросами занятости, следует уделять внимание и образованию инвалидов, которое будет способствовать их наиболее полному и плодотворному вхождению в общественное разделение труда.

Существует проблема доступности высшего образования для инвалидов. Несмотря на действующее федеральное законодательство, гарантирующее льготы для абитуриентов с инвалидностью, целый ряд факторов делает поступление и обучение лиц с ограниченными возможностями в вузе проблематичным. Студентам-инвалидам сложнее, чем их ровесникам усвоить программу обучения в силу ограниченных возможностей здоровья и частых перерывов по болезни. Отношения в студенческом коллективе являются важным контекстуальным условием интеграции инвалида в социальную среду вуза.

Причиной негативного отношения к инвалидам со стороны однокурсников является суждение о том, что в обществе привыкли во всем притеснять инвалидов и относиться к ним свысока. Молодые люди указывают на то, что специальность, которой они обучаются, не подходит студентам с инвалидностью и таким студентам всюду делаются поблажки. Большинство университетов России не обеспечены даже минимальными условиями, необходимыми для обучения в них инвалидов.

Эти условия касаются архитектуры зданий и аудиторий, дверных проемов и лестниц, мебели и оборудования, обустроенности столовых, библиотек и туалетов, отсутствия комнат отдыха и стульев в коридорах, медицинских кабинетов необходимых для повседневных нужд некоторых студентов-инвалидов. Учреждения высшего образования не имеют возможностей реконструировать свои помещения по принципам универсального дизайна из собственных бюджетных средств.

Требуется проведение эффективных мероприятий по образованию инвалидов в общедоступных высших учебных заведениях. Нужно произвести приблизительную оценку стоимости оборудования учебного заведения для обучения инвалидов наиболее распространенных категорий, оценить, при каком количестве обучающихся студентов-инвалидов мероприятия по обеспечению их обучения будут иметь оптимальное соотношение между выделяемыми средствами и реализацией прав и свобод конкретного гражданина, определить круг высших учебных заведений, которые были бы обязаны произвести мероприятия по техническому обеспечению образования инвалидов, и проконтролировать выполнение этих мероприятий.

Следует осуществлять налоговое стимулирование фирм, которые выделяют спонсорскую помощь для инвалидов, только в том случае, если есть доказательства реального получения этой помощи инвалидами.

Недостаток финансирования является больным вопросом для многих вузов, особенно в том случае, когда этот вуз не является бенефициаром целевых федеральных программ, не получает средства из регионального или городского бюджета. Примеров вузов, в которых реализуются целевые программы подготовки студентов-инвалидов, не так много, но их число постепенно растет.

До 2000 г. только три вуза (МГТУ им. Баумана, Московский институт-интернат и Новосибирский государственный технический университет) предоставляли специальные образовательно-реабилитационные программы для студентов-инвалидов в форме госзаказа. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации, продолжалось создание и оснащение этих и ряда других модельных центров среднего и высшего профессионального образования и другие меры по профессиональной реабилитации инвалидов. Кроме упомянутых выше вузов, среди тех, что ведут образовательные программы для инвалидов по госзаказу, добавились Красноярский торгово-экономический институт, Московский городской педагогический университет, Российский государственный педагогический университет им. Герцена Санкт-Петербурга. Следует отметить, что помимо тех программ, которые поддержаны Министерством образования РФ, существуют и первопроходцы, которые по собственной инициативе и при грантовой поддержке реализуют разные модели высшего образования инвалидов.

Так, в Челябинском государственном университете с 1992 г. обучались инвалиды, сначала в форме эксперимента, а с 1995 г. вуз перешел к систематической работе по созданию условий для студентов-инвалидов . Если решены финансовые проблемы, полностью переустроена среда жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями, они не смогут воспользоваться благами без соответствующей техники и приспособлений. Одним из самых проблемных вопросов обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в Российской Федерации является бесплатное обеспечение их специальными автотранспортными средствами.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, количество инвалидов, нуждающихся в получении транспортных средств, составляет 156 тыс. человек. Сейчас мощности трех крупных заводов-производителей инвалидных колясок (в Уфе, С-Петербурге и Владимирской области) вполне могли бы обеспечить потребность всех инвалидов-колясочников. Но комитеты социальной защиты населения во многих регионах не имеют собственных средств на закупку колясок и другого реабилитационного оборудования, и очереди на получения бесплатных колясок в них поэтому растягиваются на несколько лет. Вторая проблема - малый ассортимент продукции: вряд ли количество всех моделей отечественных колясок превысит 3 десятка.

Очень мало колясок для детей и практически не выпускаются коляски с электрическими двигателями, если не считать нескольких небольших мастерских, делающих электроприводы к стандартным комнатным коляскам. Такая же ситуация с многолетними очередями и в обеспечении инвалидов адаптированным автотранспортом: есть машины, но нет денег ни у населения, ни у государственных органов, которые на местах решают, какой транспорт и с какими дотациями предоставлять разным социальным категориям инвалидов. Большинство водителей самостоятельно устанавливают ручное управление на свои отечественные автомобили.

Решение вопросов обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и выплаты им денежной компенсации на эксплуатационные расходы требует решения на правительственном уровне. Следует выработать новые механизмы, обеспечивающие рациональное использование выделяемых финансовых и материальных ресурсов с учетом индивидуальных потребностей инвалидов. Обеспечить эффективное расходование бюджетных средств всех уровней на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. Усилить работу по привлечению внебюджетных источников финансирования политики в отношении инвалидов.

Даже в тех случаях, когда лицо с физическими ограничениями имеет средства передвижения сама организация жилой среды и транспорта не является пока дружественной к инвалиду. Специальными устройствами, облегчающими жизнь инвалидам, должны быть оборудованы аэропорты, железнодорожные и автовокзалы, тротуары и дорожные переходы. Должны быть отдельные стоянки и номера для автотранспорта инвалидов, специальные туалеты, что уже стало обычным во многих странах мира.

Доступность среды - это не только снятие барьеров при передвижении по территории поселения, но и обеспечение доступа ко всем помещениям квартиры, элементам мебели и оборудования, беспрепятственность перемещений из квартиры и из дома наружу и обратно. Она включает городскую инфраструктуру с возможностью досягаемости наиболее нужных объектов быта, культуры, здравоохранения, социального обслуживания и др. Имеется в виду такое расположение объектов, которое позволяет инвалиду достичь их беспрепятственно, самостоятельно. Это связано с рациональной планировкой города, который должен иметь зоны безопасного перемещения инвалидов, приближение торговых предприятий, учреждений здравоохранения и других объектов к местам наиболее массового заселения лицами, имеющими различные дефекты. Поэтому чрезвычайно важно создание единой доступной среды жизнедеятельности, включающей не только интерьер жилища и объектов общественного обслуживания, но и общедоступные открытые пространства, выполняющие коммуникативную функцию.

Проблема обеспечения инвалидов жильем в разных регионах России продолжает оставаться очень острой и медленно решаемой из-за недостаточного финансирования. Сложная экономическая обстановка, трудности, возникающие с бюджетным финансированием жилищного строительства, приводят к массовым нарушениям жилищных прав инвалидов практически во всех субъектах Федерации.

И хотя есть целый ряд положительных примеров, когда инвалиды получают жилье или улучшают свои жилищные условия при содействии администрации своего региона, все же в отдельных субъектах Российской Федерации принимаются акты, ущемляющие права людей с ограниченными возможностями на жилищное обеспечение, установленные федеральным законодательством.

Не разрешается проблема обеспечения инвалидов жильем в субъектах Федерации и с помощью института безвозмездных субсидий на его строительство. Во многих случаях вмешательство правозащитных организаций приводит к разрешению проблемы и утверждению прав людей с ограниченными возможностями. Сегодня предоставляемая сумма является заведомо недостаточной для решения жилищной проблемы инвалидов, поэтому должны предоставляться «полноценные» жилищные сертификаты, стоимость которых будет равна фактической рыночной стоимости жилья в конкретном регионе.

Одним из решения жилищного вопроса для людей с инвалидностью является покупка муниципальными образованиями на первичном или вторичном рынке жилья малогабаритных квартир с возможной последующей бесплатной передачей их в собственность инвалидам. Но данный вид жилья может подойти не всем лицам с ограниченными возможностями, поэтому самым оптимальным решением является строительство нового социального жилья, пригодного для всех категорий инвалидов.

Этим определяется возможность создания доступной среды жизнедеятельности с помощью вспомогательных устройств и приспособлений, специальных архитектурно-планировочных решений. Психологические проблемы возникают при изолированности инвалидов от внешнего мира, как вследствие имеющихся недугов, так и в результате неприспособленности окружающей среды для инвалидов. Предметом внимания государства при решении этой проблемы должно быть восстановление социально-ролевой функции инвалида в условиях ограниченной свободы.

Основной акцент при решении проблем инвалидов и инвалидности смещается в сторону реабилитации, опирающейся, прежде всего, на социальные механизмы компенсации и адаптации. Таким образом, смысл реабилитации инвалидов заключается в комплексном многопрофильно подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения.

Люди с ограниченными возможностями затруднены в получении информации как общего плана, так и имеющей непосредственное значение для них (исчерпывающие сведения о своих функциональных нарушениях, мерах государственной поддержки инвалидов, социальных ресурсах их поддержки). Это вызвано и экономическими причинами (невозможность купить или отремонтировать телевизионный или радиоприемник, выписать газету), и дефицитом специальных носителей информации (телепередачи с сурдопереводом, книги брайлевского шрифта, кассеты и диски для слепых и т. д.), и развитостью современных глобальных информационных систем (типа Интернет) в нашей стране.

В Интернете человек, ограниченный в своих возможностях передвижения, сможет найти необходимую информацию, совершить виртуальное путешествие в любую точку планеты, найти друзей и общаться с людьми, оказавшимися в такой же ситуации. Всё это имеет огромное значение для того, чтобы инвалид не чувствовал себя ущербным и одиноким. В настоящее время для многих библиотек обслуживание инвалидов становится приоритетным направлением деятельности.

С помощью современных компьютерных технологий сотрудники библиотек помогают осуществить доступ к информации лицам с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими пользователями. Создание специальных библиотек для разных категорий инвалидов обеспечат равный доступ к информации.

Одной из крупнейших специальных библиотек России является Санкт-Петербургская государственная библиотека для слепых, действующая с 7 января 1927 г. и обслуживающая 11 тысяч читателей города и области. Комплексное решение проблемы инвалидности предполагает ряд мероприятий. Надо начать с изменения содержания базы данных об инвалидах в государственной статистической отчетности с акцентом на отражение структуры потребностей, круга интересов, уровня притязаний людей с инвалидностью, их потенциальных способностей и возможностей общества, с внедрения современных информационных технологий и техники для принятия объективных решений.

Необходимо также создавать систему комплексной многопрофильной реабилитации, направленную на обеспечение относительно независимой жизнедеятельности инвалидов. Крайне важно развитие промышленной основы и подотрасли системы социальной защиты населения, производящей изделия, облегчающие быт и труд инвалидов. Должен появиться рынок реабилитационных изделий и услуг, определяющий спрос и предложение на них, формирующий здоровую конкуренцию и способствующий адресному удовлетворению потребностей инвалидов.

Не обойтись без реабилитационной социально-средовой инфраструктуры, способствующей преодолению инвалидами физических и психологических барьеров на путях восстановления связей с окружающим миром. Решение этих задач позволит наполнить новым содержанием деятельность создаваемых в настоящее время государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. Инвалиды как социальная категория людей нуждаются в постоянной социальной защите, помощи и поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями; известен механизм их реализации. Вместе с тем инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать их и подавляла бы развитие иждивенческих тенденций. Вот почему государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, развития творческих и производственных возможностей и способностей.

Людей с физической или психической инвалидностью в нашем обществе гораздо больше, чем вы можете себе представить. Обеспечение максимально возможного качества повседневной жизни для людей с инвалидностью очень важно не только потому, что они люди, как и все мы, но и для того, чтобы их достоинство и социальное благополучие не понижалось только из-за инвалидности. Инвалидность может быть из-за болезни, старости, несчастного случая и травмы, а также по многим другим причинам, которые могут произойти с каждым и с которыми мы все столкнемся на определенном этапе жизни. Самое замечательное в том, что помочь повысить уровень жизнь человека с ограниченными возможностями и облегчить его жизнь, сделав повседневные задачи более простыми и легкими для выполнения не так уж трудно. Вот несколько советов, которые помогут повысить качество повседневной жизни для человека с инвалидностью, о котором вы заботитесь.

Шаги

Улучшить дом и условия проживания

Подумайте о потребностях человека как личности. У каждого из нас разные потребности и желания и важно помнить, что мы все человеческие существа и у нас у всех одни и те же основные потребности. Каждый из нас может на себе испытать, что такое тяжелая болезнь, травма или другие обстоятельства, включая пожилой возраст, когда часто возникает необходимость в посторонней помощи. Поэтому очень важно помнить, что то, что мы называем инвалидностью имеет очень много разных составляющих и хотя основные потребности у нас у всех одинаковые (например, необходимость поесть, оплатить расходы, быть чистым и находиться в чистоте, безопасности т.д.), способы, как улучшить качество жизни очень индивидуальны и зависят от образа жизни и конкретной проблемы со здоровьем. Лучший способ понять, что нужно конкретному человеку-проводить с ним время и обсуждать с ним, что ему нужно. Это, пожалуй, единственный точный способ определить, что человек действительно хочет и в чем он нуждается. Вы можете столкнуться, например, с человеком с омертвлением мышц, костей или аналогичной проблемой, связанной с движением или с такими проблемами, как слепота, глухота, неспособность говорить и т.д. Возможны случаи, когда человек нуждается в высококачественной медицинской помощи и требуется нанимать для этого сиделку на полный рабочий день, например, для ухода за человеком после тяжелой травмы или болезни, связанной, в том числе, с состоянием психического здоровья или с психическими заболеваниями, такие как аутизм, а может быть требуется временная помощь с уходом за больными с менее тяжелыми травмами. Уход может быть постоянным или временным (например, сломанная кость, которая в итоге срастается) и может быть связан с помощью в передвижении.

    Изучите и установите специальные приспособления или системы, позволяющие сделать повседневную жизнь в доме легче для людей с ограниченными возможностями. Что нужно каждому конкретному человеку зависит от того, с какими проблемами этот конкретный человек сталкивается в быту. Спросите, что ему нужно- ему это виднее. Если человек с ограниченными возможностями проживает с другим человеком, не имеющий проблем с передвижением, всегда лучше продумать, как сделать инновации, которые будут удобны для обоих.

    Иногда необходимо сделать серьезные изменения, такие как ремонт дома и сада, но не все изменения высокосложные и требуют больших капиталовложений. В то время как самые серьезные изменения обстановки требуются, как правило, для людей с проблемами с передвижением (от стульев, которых может поднимать человек с ограниченными возможностями до высококлассных, полностью автоматизированных электрических инвалидных колясок), всегда есть что-то, что требуется конкретному человеку, в зависимости от его проблем со здоровьем.

Вот некоторые примеры:

1. Более дорогостоящие варианты. Сиделка на полный или неполный рабочий день, установка пандусов для инвалидных колясок, расширение садовых дорожек, залов и дверных проемов для проезда инвалидных колясок, улучшение конструкций помещений для личной гигиены, помещений для стирки одежды, а также установка оборудования на кухне для обеспечения возможности мыть посуду и т.д. Возможно, что человеку с ограниченными возможностями нужна спальня с прилегающей ванной и/или туалетом для более быстрого доступа к туалету в ночное время.

2. Переоборудование со средними затратами. Установка низко висящей бельевой веревки или портативной стойки для высушивания одежды, которые позволят человеку с ограниченными возможностями без проблем вывешивать одежду для сушки; покупка низких скамеек и столов, за которыми можно сидеть в инвалидных колясках и работать с документами, готовить пищу, чинить что-то или заниматься хобби. Установка дверных ручек, выключателей и шнуров для опускания занавесок (если нужно) на более низком уровне. Низкие холодильники (например, холодильник-бар), скамейки для доступа к микроволновой печи и т.д. Автоматизированные системы поливки, чтобы поливка сада делалась вовремя (это может быть очень важно для человека, который любит свой сад). Установка тревожной кнопки или другой контактной аварийной системы. Некоторые модели позволяют установить такую кнопку на ожерелье и просто нажав на нее, человек сможет вызвать членов семьи и/или скорую помощь, полицию или пожарную команду.

3. Бюджетные проекты, включающие в себя установку настенных ручек в ванных комнатах, туалетах и других помещениях, покупка небольших баков для стирки, мытья посуды и других мелких предметов. Существуют также и другие приспособления, такие как специальные сетки, на которые можно опереться стоя или сидя на коленях при занятии садоводством и инструменты на длинной ручке, чтобы поднимать одежду или мусор не наклоняясь или, например, брать посуду с верхней полки.

Рассмотрим эстетику дома. Все мы зависим от окружающего нас декора: темные, занавешенные комнаты повлияют даже на самого решительного, веселого человека. Естественно, что человеку с нарушениями зрения или полной слепотой не важен цвет, но ему важна влажность в комнате, запахи, температура, звуки и т.д. Эти нюансы всегда зависят от конкретного человека. Поговорите с человеком с ограниченными возможностями и узнайте его мысли насчет того, что изменить в убранстве квартиры и окружающей его среде для поднятия настроения. Это может быть свежая покраска помещения, новый компакт-диск или MP3-плеер для проигрывания любимых песен и инструментальной музыки, чтение литературы или образовательные лекции, новые шторы или жалюзи, освещение, дополнительная мебель и т.д.

Узнайте, покрывает ли эти изменения его страховка, социальные службы или государство. Может стоит договориться на почте о том, чтобы почту и пенсию доставляли прямо на квартиру человека с ограниченными возможностями, а соседи помогали с выбросом мусора. Возможно, стоит оплатить частные услуги по подстрижке газона, за помощь по обслуживанию и уборке дома и дачи.

Вы должны также рассмотреть финансовые вопросы. Многие предпочитают расплачиваться с помощью кредитной карты или банковских переводов, но для некоторых людей это невозможно или они предпочитают обойтись без этого. Можно подписать нотариальную доверенность на надежного и честного человека, который, если это необходимо, будет следить за финансами, оплачивать счета, заполнять налоговые декларации, следить за тем, чтобы всегда было достаточное количество наличных, чтобы заплатить в случае чрезвычайных ситуаций или бытовых расходов.

Улучшение социального благополучия

Планируйте регулярные поездки или посещения интересных мест. Даже в самом хорошо обставленном и привлекательном доме можно чувствовать себя как в золотой клетке, поэтому жизнь человека с ограниченными возможностями значительно улучшится, если у него будет возможность выходить на прогулку в парк, посещать торговый центр или кафе, запланировать однодневную экскурсию, поехать на пикник или на пляж. Даже если из-за вашего личного графика или семейных обстоятельств такую поездку можно организовать только раз в месяц, это лучше, чем ничего и действительно изменит жизнь вашего подопечного к лучшему. Подумайте, могут ли другие члены вашей семьи время от времени организовывать экскурсии, так как чем больше есть людей, которые могут сделать такие поездки реальностью, тем лучше. Поговорите с социальным работником, есть ли однодневные поездки и другие программы для людей с ограниченными возможностями, которые предлагают специальные организации. Социальный работник или волонтер может также приходить с патронажными визитами на дом, но это никогда не заменит семью и старых друзей, поэтому если визиты не представляются возможными из-за больших расстояний, поддерживайте связь с человеком, будь то по телефону, электронной почте или по обычной почте. Люди часто чувствуют свою ненужность и невостребованность, когда они не могут передвигаться так же легко, как другие люди. Оставайтесь с ними на связи, пусть они знают, что они любимы и нужны, что у них есть кто-то, на кого можно положиться, если им понадобится помощь.Расскажите им про продуктовые Интернет магазины и другие службы доставки товаров на дом, если это уместно. Возможно, что благотворительные организации в вашем городе предлагают услуги по доставке еды/продуктов на дом, проверьте это. При этом не следует забывать, что иногда поход в магазин доставляет большое удовольствие и помогает разнообразить жизнь человека с ограниченными возможностями. Если человек проявляет к этому интерес, найдите для него домашнее животное. Это прекрасный вариант для людей, которые любят животных и в состоянии за ними ухаживать. Но помните, что питомцы не являются заменой общения с людьми. Собаки-поводыри больше, чем просто домашние питомцы, но они также становятся друзьями своих хозяев. В данном вопросе стоит спросить мнения человека, которому вы хотите помочь. Некоторые могут быть в состоянии заботиться о кошке или собаке, которым требуется довольно много ухода. Другие предпочитают животных, не требующих такого ухода, как, например, золотая рыбка, канарейки в клетке и т.д. Важно, что часто люди, о которых заботятся не чувствуют, что у них тоже есть шанс позаботиться о ком-то. Это придает человеку уверенность в себе, самоуважение, психическое благополучие и чувство ответственности, что в свою очередь может отвлечь их от собственных неприятностей. Электронные домашние животные никогда не смогут оказать такой же эффект, однако такой эффект могут оказывать не только животные -многие люди с различной степенью ограничения подвижности или психическими проблемами проявляют интерес к бонсай или выращиванию растений в горшках. Уход за растениями, как, например, бонсай (выращивание карликовых деревьев) или выращивание роз, орхидей и других растений в горшках, может повысить концентрацию и помочь человеку выразить себя с художественной стороны. Разведение овощей, фруктов или зелени дает практические результаты и приносит удовольствие.

Занятие хобби

Спросите у человека с ограниченными возможностями, хочет ли он ходить на занятия и кружки вне дома, например, занятия по искусству, музыке, кулинарии, спорту и т.д. Сохранять активность ума важно для здоровья и кроме этого такие занятия приносят чувство удовлетворения. Не все люди с ограниченными возможностями неспособны получить более высокую рабочую квалификацию и учиться в высших учебных заведениях. Они могут поступить на заочное отделение или записаться на интернет классы онлайн университета. Если физически это возможно, предложите записаться в фитнес клуб или спортивную секцию. Обычно стоит присмотреться к таким легким видам спорта как Тай Чи, водные упражнения и другие виды упражнений, направленных на улучшение мобильности и кровообращения или к более сложным видам спорта, таких как каякинг, стрельба из лука, баскетбол, нетбол, бег на длинные расстояния и так далее. Найдите способы, как человек с ограниченными возможностями может изменить сложившуюся ситуацию и помочь другим. В предыдущем разделе шла речь о том, что возможность ухаживать за кем-то придает человеку чувство уверенности в себе и своих способностях. То же самое относится и к возможности внести свой вклад в общественную жизнь или помочь другим людям. Возможно, человек будет рад возможности выразить признательность или благодарность близким или друзьям, которые купили ему новый DVD-плеер или заменили лампочку и т.д., а может он почувствует себя частью большого мира и будет рад, что до сих может быть полезным для общества человеком и применять свои умения на практике. Человек с ограниченными возможностями может оказывать волонтерские услуги, например, вязать одеяла или шарфы для бездомных, помогать другим людям с ограниченными возможностями или найти что-то другое, что он сможет делать. Есть компании, которые специализируются на привлечении инвалидов к оплачиваемой работе и даже организуют подвозку. Если человек был частью религиозной общины, подумайте, как он может продолжать принимать участие в общих мероприятиях (например, помогать в сборе средств, в уборке и т.д.). Важно понимать, что не все люди с ограниченными возможностями не способны сделать карьеру. Квалифицированный профессионал, такой как бухгалтер, архитектор, продавец по телефону и т.д. по-прежнему может работать из дома с помощью компьютера, так что имеет смысл узнать, может ли его работодатель найти способы не увольнять работника, а дать ему возможность работать из дома.

Забота о здоровье

Договоритесь с социальным работником о регулярных визитах, хотя бы раз в месяц, а в идеале один раз в неделю. Задача социального работника проверить психическое и физическое здоровье, а также оказать помощь в повышении уровня жизни. Человеку важно иметь возможность поговорить с кем-то, особенно, если он нуждается в более продвинутой медицинской помощи. Эти услуги также очень важны, если ближайшие родственники не живут поблизости и не могут быстро добраться, когда возникает чрезвычайная ситуация. Некоторые центры, церковные организации и общественные социальные службы предлагают бытовую помощь для инвалидов, которые не могут сделать это самостоятельно или не могут пользоваться компьютером. Такие услуги включают в себя как мероприятия для удовольствия, например, посещение кино, парков, зоопарков, музеев и кафе, так и функциональную помощь, как, например, поход в магазины, парикмахерскую, аптеку или на почту. Если у вас есть машина, эта самая главная помощь, которую вы можете оказать человеку с ограниченными возможностями. Без этой помощи часто единственным выходом из дома для таких людей становится поход к врачу.

    Наконец, постарайтесь понять, что для того, чтобы в корне изменить жизнь человека, ему нужно по-настоящему помочь увидеть, как он сам может изменить свою жизнь, чтобы проживать ее со смыслом и целью, независимо от того, ограничены его возможности или нет.

    Часто это сводится к тому, чтобы найти способы помочь человеку восстановить уверенность в себе, возможность продолжать делать то, что раньше воспринималось как само собой разумеющееся, а также вложить человеку в сердце и ум, что нужно быть более независимым, уверенным в себе и вести нормальную жизнь, когда вокруг нет никого, кто мог бы ему помочь.

  • Есть много организаций, работающих над улучшением здоровья и благополучия людей с ограниченными возможностями. Хотя во многих из них нет достаточного количества людей и финансирования, как вы можете знать, что они вам не помогут, пока вы их не попросите?

Предупреждения

  • Если вы не знаете людей, имеющих инвалидность, не высказывайтесь о таких людях негативно. Некоторые люди- инвалиды детства, другие становятся инвалидами из-за травмы или несчастного случая. Никто не становится инвалидом по своему собственному желанию, но вы не сможете помочь другим людям, если у вас есть предубеждения относительно людей с ограниченными возможностями.
  • В то же время, избегайте проявлений ложной доброты и сострадания. Существует истинное сострадание, которое искренне и неподдельно, а ложное сострадание- это когда мы хотим, чтобы другие видели, что мы добрые и воспринимали нас в этом свете.

Не нужно жалеть нищего. Нужно научить его бороться с жизненными трудностями и помочь найти работу.

Не нужно жалеть инвалида. Нужно научиться его бороться с жизненными трудностями и помочь найти ему работу или увлечение. Но ни работа, ни жизнь вообще, как, собственно, и борьба за достойный уровень жизни, невозможны без движения. У людей с ограниченными возможностями это связано с трудностями передвижения.

Хорошо, когда есть интернет и есть люди, которые научат пользоваться возможностями всемирной сети – это и работа онлайн, и общение, и образование. Но даже если дома у человека есть все условия для жизни, и все обставлено с комфортом, все равно необходимо движение/передвижение по квартире. Поэтому нужны инвалидные коляски .

Часто для нас инвалиды - люди, которые «не представляем, как они вообще держатся». На самом деле это те из нас ущербные, которые считают, что человек, лишенный зрения, слуха, возможности передвигаться на ногах, не может самореализоваться. Таким людям, как и всем нам нужна поддержка.

Инвалидные коляски это дорогое удовольствие, но для дорогих людей мы всегда готовы, к счастью, выбрать самое лучшее. Существуют разные виды колясок, которые варьируются в той или иной степени в зависимости от потребностей человека.

Будьте внимательны при выборе. Коляска станет не просто средством передвижения, но средством выхода в свет, общения с миром. И это должно быть комфортно – габариты коляски и проем лифта, возможность поднять коляску, сложить ее для перевозки в машине – все это необходимо учесть. И не забывайте о желаниях хозяина коляски, что ему больше необходимо – то ли удобный подъезд к столу, то ли более удобное расположение рук на подлокотниках. От пожеланий зависит в данном случае вид подлокотников – то ли ступенчатый, то ли удлиненный, то ли компромиссный вариант. Эти все нюансы можно узнать как у консультантов, занимающихся продажей медицинского оборудования, так и прочитать много полезного на специализированных сайтах в Интернете.

Существует еще один момент, напрямую касающийся качества жизни человека с ограниченными возможностями. Вопрос в том, как повысить это качество. Каким образом дать возможность развивать свои органы чувств, тренироваться, успокаиваться, настраиваться на позитив? Полезное средство – посетить сенсорные комнаты . Если вы не представляете себе, что это такое, то вспомните центры раннего развития, куда вы водили своих детей.

Помните кусочки разной на ощупь ткани, разные по форме и фактуре предметы, всевозможные дорожки здоровья? Сенсорные комнаты – это более сложный и технологически продвинутый вариант. Здесь представлены генераторы запахов, тактильных тренажеров, установлены экраны с разнообразными проекциями, как то зеркальное отражение, бесконечность, преломление света. Это также возможность поплавать в мерцающем бассейне. Посидеть/полежать на мягкой мебели разной формы. Это необходимо для профилактики эмоционального выгорания. Для заряда позитивными эмоциями. Для тренажера не столько тела, сколько внутреннего – эмоционального и психического состояния.

Так бывает, что в мире уже существует если не лекарство от болезни, то средство, чтобы легче пережить заболевание. И проблема часто заключается в том, что люди не знают о таких средствах. Читайте, выискивайте и давайте своим близким самое лучшее.

Как бы ни печально это звучало, но на сегодняшний день факты таковы: люди с ограниченными возможностями, то есть инвалиды, являются самой изолированной частью общества. Низкие показатели здоровья, низкий уровень получения образования, низкий уровень материальной обеспеченности.

Такое плачевное положение зависит не от ограниченных возможностей человека, а от общества, которое относит инвалидность к проблемам в области прав. Не раз было доказано, что решать проблемы по повышению уровня жизни нужно сообща. Преодолеть этот факт и улучшить жизнь людей с ограниченными возможностями необходимо всем вместе и обществу с его многочисленными правительственными и неправительственными организациями, ячейкам общества в котором живут инвалиды, и соответственно ими самими.

По данным международных показателей установлено, что 15 % населения всего мира, а это более одного миллиарда имеют инвалидность. Больше 110 миллионов человек имеют серьезные заболевания, и это число растёт ежегодно. Связанно это со старением и значительным ростом числа различных хронических заболеваний.

Распространена инвалидность среди пожилых людей, женщин, и детей и взрослых из малоимущих слоев населения. Неспособность оплачивать медицинские услуги, а это 1/3 инвалидов, и все те же стереотипы снижают показатели среди инвалидов в соотношении со здоровыми людьми. Не все инвалиды могут получить гарантированные законом средства реабилитации. Например, слуховые аппараты в Москве еще приобрести можно без проблем, а вот в маленьких провинциальных городах хорошие нужные слуховые аппараты (как и инвалидные коляски и многие другие очень необходимые средства реабилитации) остаются несбыточной мечтой многих людей с инвалидностью.

Так установлено, что:

. получение квалифицированной медицинской помощи снижается в 2 раза;

Вероятность плохого лечения увеличивается в 4 раза;

Отказ от предоставления медицинской помощи увеличивается в 3 раза.

Уровень получения образования среди детей-инвалидов зависит от экономического положения страна. Так в Индии недополучают образование 10% , а в Индонезии уже 60%. Уровень занятости среди взрослого населения с ограниченными возможностями составляет: мужчины - 53%, женщины -20%. В то время как процент трудоустроенных людей без инвалидности составляет: мужчины - 65%, женщины - 30%.

Если сравнить здорового человека и инвалида с одинаковым ежемесячным доходом, то выясниться, что человек с ограниченными возможностями живет в худших условиях. Большая часть их дохода идет на покупку лекарственных препаратов, получения медицинской помощи и иной поддержи.

Неспособность многих стран обеспечить инвалидов получением медицинской и вспомогательными средствами (протезами, инвалидными колясками, слуховыми аппаратами и т.д.) увеличивает показатели. Так для стран Африки в первом случае процент получения составляет 26%-55% во втором 17%-37%.

Беря страны с высоким уровнем дохода такие как США, то 20-40% процентов населения не получают надлежащую ежедневную поддержку от близких и друзей.

Что нужно для улучшения жизни инвалидов?

1. Обеспечить полноценный доступ ко всем основным службам;

2. Внедрять инвестиции в программы;

3. Принять стратегию, план национального значения;

4. Улучшить качество получаемого образования персоналу для работы с инвалидами;

5. Обеспечивать финансирование;

6. Повысить уровень осведомленности населения о понимании необходимости реабилитации инвалидности в обществе;

7. Расширить сбор данных и показателей;

8. Дать возможность инвалидам участвовать в программах;

9. Введение концепции по правам инвалидов.

Всемирная Организация Здравоохранения стремиться улучшить состояние здоровья инвалидов и их уровень жизни. Практически 150 стран мира подписали Концепцию и 100 стран ее утвердили.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах портала
Здоровья Вам и вашим близким! админ портала Alla