Смысловые отношения между частями сложного предложения. Понятие о сложносочиненном предложении

Збродько Виктория Георгиевна

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №110»

Учитель русского языка и литературы

Русский язык

9 класс

Урок русского языка составлен для дистанционного обучения

Базовый учебник: 1. Русский язык. 9 класс [Текст] : учеб. для 9 кл. общеобразоват.учреждений / Л. А. Тростенцова [и др.] –5-е изд. - М. : Просвещение, 2013.

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления с понятием сложносочинённого предложения как самостоятельной цельной синтаксической единицы; его видах; способствовать формированию умений определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и знаний учащихся о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения.

Цели
деятельности
ученика

Познакомиться с понятием сложносочинённого предложения как самостоятельной цельной синтаксической единицы; с его видами; научиться определять смысловые отношения между частями ССП, знать о правильной постановке знаков препинания и применять эти знания на практике.

Тип урока

О ткрытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: знать основные понятия темы; уметь определять типы предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, преобразовывать информацию: предложение – схема;

формулировать собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументировать ее.

Метапредметные:

регулятивные УУД - определять цель учебной деятельности и искать средства её осуществления;

познавательные УУД - находить ответы, используя полученную информацию;

коммуникативные УУД – уметь оформлять свои мысли в устной речи, умение сотрудничать.

Личностные: иметь мотивацию к познанию, учёбе.

М етоды и формы
обучения

практический; индивидуальная

Образовательные
ресурсы

http://interneturok.ru/ , http://fcior.edu.ru , http://www.videouroki.net.

Оборудование

MacBook white 2.4, Наушники DIALOG M-781HV, Микрофон Logitech USB Desktop Microphone, Веб-камера Canyon CNR-WCAM820, материал по теме “Сложносочиненное предложение” для программы Team Viewer

Основные
понятия

Сложносочинённые предложения, смысловые отношения.

О рганизационная структура урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащегося

Задания, которые приведут к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

(УУД)

I. Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания.

Приветствует,

демонстрирует готовность к уроку.

Л.: формирование эмоционального настроя на урок

Р.: самоконтроль

К.: готовность к учебному сотрудничеству

П.: самоопределение

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

1.Учитель предлагает задание

«Третий лишний » Team Viewer

и вопросы.

2.Какие вопросы вызвали затруднение, почему?

3. Предлагает сформулировать тему и цели урока.

1.Выполняет задание.

2.Фиксирует возникшие затруднения.

3. Вместе с учителем формулирует тему и цели урока, записывает тему урока в тетрадь.

Задание

«Третий лишний»

1. По пути в глуши встречается ландыш.

2.Он ещё сохранил свою форму, но уже не пахнет.

3. Росы холодные, и свежий ветер днём умиряет летний жар .

2.Вопросы:

Назови отличие простого предложения от сложного

Назови основные типы сложных предложений?

Что такое сложносочинённое предложение?

Какие смысловые отношения могут быть между частями ССП

Р.: Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации

III. Актуализация знаний

Предлагает сделать анализ предложений. Team Viewer

Предлагает сделать схему ССП

Комментирует постановку

знаков препинания.

Делает анализ предложений.

Делает схему ССП

Разговор показался ему (Пьеру) интересен, и он остановился высказать свои мысли. Л. Толстой.

Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, лошади поскакали . А.Пушкин.

В тишине отчётливо послышалось, как простонал человек.

П.: выполняет универсальные логические действия (анализ)

систематизирует собственные знания;

Р.: контролирует учебные действия, замечает допущенные ошибки и исправляет их;

К.: высказывает своё мнение, умеет слушать учителя.

IV. Первичное усвоение новых знаний

Предлагает прослушать фрагмент(03.25 мин.) видеоурока Михайловой Е.В. http://interneturok.ru/, затем выполнить работу по схеме «Разновидности смысловых отношений между частями ССП» (стр.37) и дальнейшее сравнение выполненной работы с теоретическим материалом учебника.

Слушает, выполняет работу по схеме «Разновидности смысловых отношений между частями ССП», сравнивает.

1.То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

2.Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.

4. Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову.

5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.

6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

П.: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;

К.: задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Л.: осознаёт свои возможности в учении;

V. Первичная проверка понимания

1.Предлагает самостоятельную работу с учебником стр.37 упр. 62(предл.1, 4, 5)

Выполняет, оценивает при помощи учителя.

Стр. 37 упр.62

(предл.1,4,5)

П.: действия моделирования, выполняющие отображение учебного материала, формирование обобщения знаний;

Р.: ориентируется в учебнике; при выполнении практической работы.

V. Первичное закрепление

Предлагает вставить союзы, отметить, какие смысловые отношения они выражают.

Выполняет, отмечает.

1.Давно уже не слышно было…звона колокольчика, …стука колёс по кремнистой дороге, …бледный старик ещё стоял на одном и том же месте в глубокой задумчивости.

А. Пушкин.

П.: перерабатывает информацию для получения необходимого результата.

Л.: объясняет сама себе «что я могу».

VI. информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Информирует о домашнем задании: учебник, с.37 (теоретические сведения), работа с практическим заданием.

Задаёт уточняющие вопросы.

Практическое задание (см приложение).

V. Итоги

урока.

Рефлексия

Предлагает ответить на вопросы.

Отвечает
на вопросы.

– Какую ставили цель?

– Удалось ли её решить?

– Где можно применить новые знания?

– Какой вид работы понравился?

П.: ориентируется в своей системе знаний – отличает новое от уже известного.

Р.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л.: адекватное понимание успеха или неуспеха в УД

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Приложение 1.

Задание: расставить знаки препинания, сделать анализ предложений.

  1. Разговор показался ему (Пьеру) интересен и он остановился высказать свои мысли. (Л. Толстой.)
  2. Дуня села в кибитку подле гусара слуга вскочил на облучок ямщик свистнул лошади поскакали. (А.Пушкин.)
  3. В тишине отчётливо послышалось как простонал человек.

Приложение 2.

Задание: расставить знаки препинания , определить смысловые отношения по схеме в учебнике.

1.То падал как будто туман то вдруг припускал косой дождь.

2.Ни солнца мне не виден свет ни для корней моих простору нет.

3. Не только дети любят компьютерные игры но и взрослые часто увлекаются ими.

4. Либо я все устрою по-прежнему либо я его на дуэль вызову.

5. В углу за печкой трещал сверчок да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.

6. Песня над домом смолкла зато над прудом соловей заводил свою.

Приложение 3.

Задание : вставить союзы, отметить, какие смысловые отношения они выражают

1.Давно уже не слышно было…звона колокольчика, …стука колёс по кремнистой дороге, …бледный старик ещё стоял на одном и том же

месте в глубокой задумчивости.

2.Но вот на табор кочевой нисходит сонное молчанье,…слышен в тишине ночной лишь лай собак, …коней ржанье.

А. Пушкин.

Приложение 4. (домашняя работа)

Задание: Записать предложения, расставив знаки препинания. Определить, какие сложносочиненные предложения по значению здесь

Представлены. Составить схемы.

1) Он никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство.

2) Светило солнце и степь дымилась и блестела.

3) Мне стало ужасно грустно в это мгновение однако ж что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей.

4) То ей приходила мысль вскочить на рампу и пропеть арию то ей хотелось зацепить веером недалеко от нее сидевшего старичка.

5) Она мне нравилась все больше и больше я тоже, по-видимому, был симпатичен ей.

6) Товарищи относились к нему неприязненно солдаты же любили воистину.

7) И воздух становится слаще и дали приветливее и люди милее и жизнь легче.

8) Лишь сердце стучит да песня звучит да тихо рокочет струна.

9) Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка.

10) До ближайшей деревни оставалось еще верст десять а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, быстро подвигалась к нам.


  • 4. Синтаксические отношения в словосочетании.
  • 5. Согласование как вид подчинительной связи. Разновидности согласования: полное и неполное.
  • 6. Управление как вид подчинительной связи. Сильное и слабое управление, именное примыкание.
  • 7. Примыкание как вид подчинительной связи.
  • 8. Предложение как основная ед. Синтаксиса. Основные признаки предложения.
  • 9. Актуальное членение предложения.
  • 11. Типы предложений по замещённости позиций главных и второстепенных членов предложения. Парцелляция.
  • 13. Простое глагольное сказуемое, осложнение простого глагольного предложения.
  • 14. Составное глагольное сказуемое
  • 15. Составное именное сказуемое.
  • 16. Определённо-личные предложения.
  • 17. Неопределённо-личные предложения
  • 18. Обобщённо-личные предложения.
  • 19. Безличные и инфинитивные предложения.
  • 20. Номинативные предложения и их типы. Вопрос о генитивных и вокативных предложениях.
  • 21. Синтаксически нечленимые предложения и их разновидности.
  • 22. Дополнение, его типы и способы выражения.
  • 23. Определение, его типы и способы выражения. Приложение как особая разновидность определения.
  • 24. Обстоятельство, его типы и способы выражения. Понятие о детерминантах.
  • Однородные и неоднородные определения
  • 26. Предложения с обособленными членами. Понятие об обособлении. Основные условия обособления второстепенных членов предложения.
  • 27. Обособленные определения и приложения.
  • Обособленные приложения
  • 28. Обособленные обстоятельства.
  • 29. Обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения. Обособление уточняющих пояснительных и присоединительных членов предложения.
  • Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения
  • 30. Предложения с обращением. Способы выражения обращений. Знаки препинания при обращении.
  • 31. Вводные слова и словосочетания, их лексико-семантические разряды и грамматическое выражение.
  • 32. Вставные конструкции.
  • 33. Сложное предложение как единица синтаксиса. Средства выражения синтаксических отношений в сложном предл. Типы сл. Предл.
  • 34. Типы сложносочиненных предложений по количеству предикативных частей (открытой и закрытой структуры). Средства связи ссп.
  • 35. Сложносочинённые предложения с соединительными и присоединительными отношениями.
  • 36. Сложносочинённые предложения с разделительными и противительными отношениями.
  • 37. Сложноподчинённые предложения нерасчленённой и расчленённой структуры.
  • 43. Сложноподчинённые предложения с условными и причинными отношениями.
  • 44. Сложноподчинённые предложения с уступительными отношениями.
  • 45. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели и следствия.
  • 46. Типы подчинения в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.
  • 47. Бессоюзные сложные предложения. Смысловые отношения между частями бессоюзного сл. Предложения и средства их выражения.
  • 48. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
  • 52. Текст как высшая коммуникативная организация речи. Основные признаки текста: связность, цельность, законченность, членимость.
  • Порядок синтаксического разбора сложносочинённого предложения
  • Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения
  • Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения
  • Синтаксический разбор простого предложения:
  • Синтаксический разбор словосочетания:
  • 47. Бессоюзные сложные предложения. Смысловые отношения между частями бессоюзного сл. Предложения и средства их выражения.

    Бессоюзное сложное предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов: [Привычка свыше нам дана]: [замена счастию она] (А. Пушкин).

    Смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных сложных предложениях выражаются по-разному. В союзных предложениях в их выражении принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения здесь более определённые и чёткие. Например, союз так что выражает следствие, потому что - причину, если - условие, однако - противопоставление и т. д.

    В бессоюзном сложном предложении смысловые отношения между простыми предложениями выражены менее отчётливо, чем в союзном. По смысловым отношениям, а часто и по интонации одни бессоюзные сложные предложения ближе к сложносочинённым, другие - к сложноподчинённым. Однако часто одно и то же бессоюзное сложное предложение по смыслу можно сблизить и со сложносочинённым, и со сложноподчинённым предложением. Ср., например: Зажглись прожектора - вокруг стало светло; Зажглись прожектора, и вокруг стало светло; Когда зажглись прожектора, вокруг стало светло.

    Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме различными знаками препинания (см. раздел «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»).

    В бессоюзных сложных предложениях возможны следующие виды смысловых отношений между простыми предложениями (частями):

    I. Перечислительные (перечисляются какие-то факты, события, явления):

    [Я_ не видел вас целую неделю], [я не слышал вас долго] (А. Чехов) - , .

    Такие бессоюзные сложные предложения сближаются со сложносочинёнными предложениями с соединительным союзом и.

    Как и синонимичные им сложносочинённые предложения, бессоюзные сложные предложения могут выражать значение 1) одновременности перечисляемых событий и 2) их последовательности.

    1) , [во тьме ржали кони], [из табора плыла нежная и страстная песня-думка] .

    Бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями могут состоять из двух предложений, а могут включать три и более простых предложений.

    II. Причинные (второе предложение раскрывает причину того, о чём говорится в первом):

    [Я несчастлив]: [каждый день гости] (А. Чехов). Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчинённым с придаточными причины.

    III. Пояснительные (второе предложение поясняет первое):

    1) [Предметы теряли свою форму]: [всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу] (И. Гончаров) -

    2) [Как все московские, ваш батюшка таков]: [желал бы зятя он с звездами да с чинами] (А. Грибоедов) -

    Такие бессоюзные предложения синонимичны предложениям с пояснительным союзом а именно.

    IV. Пояснительно-изъяснительные (второе предложение поясняет слово в первой части, которое имеет значение речи, мысли, чувства или восприятия, или слово, которое указывает на эти процессы: прислушался, взглянул, оглянулся и т. п.; во втором случае можно говорить о пропуске слов типа увидеть, услышать и т. п.):

    1) [Настя во время рассказа вспомнила]: [у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки] (М. Пришвин) - :.

    2) [Опомнилась, глядит Татьяна]: [медведя нет]... (А. Пушкин) - :.

    Такие бессоюзные предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с изъяснительными придаточными (вспомнила, что...; глядит (и видит, что)...).

    V. Сопоставительно-противительные отношения (содержание второго предложения сопоставляется с содержанием первого или противопоставляется ему):

    1) [Все счастливые семьи похожи друг на друга], [каждая несчастливая семья несчастлива по-своему] (Л. Толстой) - ,.

    2) [Чин следовал ему] - [он службу вдруг оставил] (А. Грибоедов) - - .

    Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложносочинённым предложениям с противительными союзами а, но.

    VI. Условно-временные (первое предложение указывает на время или на условие осуществления того, о чём говорится во втором):

    1) [Любишь кататься] - [люби и саночки возить] (пословица) - - .

    2) [Увидишься с Горьким] - [поговори с ним] (А. Чехов) --.

    Такие предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с придаточными условия или времени.

    VII. Следствия (второе предложение называет следствие того, о чём говорится в первом):

    [Мелкий дождик сеет с утра] - [выйти невозможно] (И. Тургенев) - ^ТТ

    Ход урока

    I. организационный этап

    II. Актуализация опорных знаний

    Синтаксический анализ предложений

    Предложения записываются под диктовку учителя в тетради, один ученик записывает на доске.

    1) Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким (И. Тургенев). 2) Ночь темна, да дорога трудна. 3) Солнце скрылось за облаком, и на пашню легла тень (С. Антонов). 4) Небо над берёзовой рощей порозовело, но солнце ещё не показывается (С. Антонов). 5) Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается (Пословица). 6) То скрипнет дверь, то тихо откроется калитка (В. Короленко). либо арба возит дрова, либо сама идёт на дрова (Пословица).

    Y Подчеркните главные члены предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. (Обратить Внимание учащихся на односоставное предложение в первом предложении.)

    Y Определите, какие это предложения, простые или сложные. Почему вы решили, что это сложносочинённые предложения?

    Y Назовите , которые связывают части сложносочинённых предложений. Какие это союзы, сочинительные или подчинительные? На какие группы по значению делятся сочинительные союзы? Как определить значение союза да?

    III. Постановка целей и задач урока .

    Мотивация учебной деятельности

    Ещё древние афиняне уделяли большое Внимание не только содержанию речи (внутренней стороне), но и интонационному оформлению мысли (внешней стороне), что способствовало пробуждению интереса к предмету речи, то есть к тому, о чём говорят. Именно интонация позволяет рассказывать, читать с чувством, с толком, с расстановкой. Интонация выделяет в речи то, что является главным. Вспомним Василису Премудрую из русской «морской царь и Василиса Премудрая». Главная героиня так умела говорить, выделяя главное слово, что речь её то «поднималась» вверх, то «спускалась» вниз.

    Таким образом, интонация - это изменение голоса по высоте, силе, темпу, а также паузы в речи.

    Сложное предложение всегда интонационно закончено. мы с вами уже говорили о том, что между частями сложного предложения возникают смысловые отношения.

    Какие же смысловые отношения могут быть между частями сложносочинённого предложения?

    IV. Изучение нового материала

    Объяснение учителя (с попутным конспектированием учащимися основных положений)

    Смысловая связь простых предложений, объединённых в сложное, различна. Они могут объединять:

    Различные явления, происходящие одновременно: И далеко на юге шёл бой, и на севере вздрагивала земля от бомбовых ударов, явственно приближавшихся ночью (Г. Бакланов). В таких предложениях изменение последовательности частей предложения не меняет смысла;

    Явления, происходящие последовательно: Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали (А. ). В этом случае перестановка предложений невозможна.

    Простые предложения в составе сложносочинённого могут обозначать:

    Временные отношения: Капитан остановил пароход, и все стали проситься погулять (В. ). (ср.: Когда капитан остановил пароход, все стали проситься погулять);

    Причинно-следственные отношения: Несколько особенно мощно перекрытых блиндажей остались совсем целы, и иззябшие, измученные боем люди, валясь с ног от усталости и желания спать, всеми силами тянулись туда погреться (К. Симонов);

    Результат того, о чём говорилось в первом предложении: Пугачёв дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили (А. Пушкин).

    Союзы тоже и также вносят в предложение значение уподобления: Я снова жил с бабушкой и каждый вечер перед сном она рассказывала мне сказки и свою жизнь, тоже подобную сказке (М. Горький).

    Союзы тоже и также стоят всегда внутри второго предложения. также имеет два значения: 1) уподобления, при котором он синонимичен союзу тоже: Странный старичок говорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня (И. Тургенев);

    2) присоединения добавочных сведений: На в наш город приехало много гостей из других городов, были гости также и из других государств. Здесь также равно по значению кроме того. Союз тоже, как правило, употребляется в разговорной речи, союз также - в книжной.

    Разговорный характер имеет также и союз да в значении и: Скрывать истину было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать (К. Симонов).

    V. обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

    1. практическая работа с языковым материалом

    А) Установите границы между простыми предложениями в со ставе сложносочинённых и определите смысловые отношения между ними. Замените, если возможно, соединительный союз противительным и наоборот. Изменятся ли при этом смысловые отношения между частями? Расставьте знаки препинания. Освещён..ая полуд..ным солнцем нависла густая лиловая туча и над озером покрытым посиневшим льдом вдруг засияла многоцветная радуга (И. Соколов-Микитов). Яркие полосы солнечных лучей пробившись сквозь кровлю деревьев ра..сеивают плотный сумрак и лес окутан..ый этим серебристым светом кажется ещё более величестве..ным (Г. Федосеев). Через несколько лет Дон и Кубань пр..вратили бы это море в прекрасное озеро а сеть насосных станций и каналов ор..сила бы азовской водой степной засушливый Крым (К. Паустовский). В вечерней дреме перелесков темнеют болота а дальше тайга изуродован..ая жалкая (Г. Федосеев).

    Б) Установите границы между простыми предложениями в составе сложносочинённых с союзом и, определите смысловые от ношения между ними: соединительно-распространительные, причинно-следственные, результативные, уступительные, от ношения одновременности или последовательности действий. Расставьте знаки препинания. Волнуемый мечтами по нивам по лугам уставлен..ым стогами задумч..во бр..жу в прохладной (полу)тьме и песнь сама собой сл..гается в уме (Н. Некрасов). Вероятно около самой чёрной тучи л..тали перекати-поле и как им должно быть страшно! (А. Чехов). Перелески обнажились и сквозь чащу деревьев в..дна синяя даль сжатых полей (К. Паустовский). Изредка солнечный луч прорвавшись сквозь чащу деревьев падал на отдельные берёзы и они вспыхивали одна за другой как золотые факелы но (тот)час гасли (К. Паустовский). Уеду и снит..ся мне станут в каком(то) пр..вычном кругу далёкий в лесу полустанок и сосны в глубоком снегу (А. Прокофьев). Я вид..л восход солнца в этом месте десятки раз и всегда предо мною рождался новый мир (по)новому красивый (М. Горький). На ра..свете сгущался туман и капли падали на листики берёзы и листики с каплями тяжелея отрывались и падали на землю (М. Пришвин).

    2. работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)

    VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

    Фронтальная беседа с использованием интерактивного приема «микрофон»

    Какие предложения называются сложносочинёнными?

    Чем они отличаются от сложноподчинённых предложений? от бессоюзных сложных?

    Назовите союзы, с помощью которых соединяются части в сложносочинённом предложении.

    Дайте ответы на вопросы в форме сложносочинённых предложений со следующей смысловой связью:

    Что происходит ранней осенью в лесу? (Одновременность) Что можно услышать в поле или в лесу? (Последовательность)

    VII. Домашнее задание

    1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.

    2. Выполнить учебника (по выбору учителя).








































    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель: повторить и обобщить сведения об основных группах сложносочиненного предложения по значению и союзам.

    Образовательные:

    • совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;
    • закрепить навык постановки знаков препинания в ССП;
    • расширение и углубление знаний учащихся о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения.

    Воспитательные: способствовать развитию культуры речи учащихся.

    Развивающие:

    • Продолжить формирование компетенций учащихся: рефлексивной - через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности; умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; коммуникативной - через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию; информационной – преобразование информации: текст-схема.

    Тип урока. Урок закрепления знаний.

    Цели использования ИКТ: повышение мотивации учащихся, активизация познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя. Средства ИКТ применяются на каждом этапе урока.

    Планируемый результат:

    обучающиеся:

    • знают основные понятия темы.
    • определяют типы предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
    • преобразовывают информацию: предложение – схема
    • формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее.

    Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная: систематизация полученных знаний, оценка собственной деятельности на уроке, самоконтроль, взаимоконтроль.

    Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку “Сложносочиненное предложение”, раздаточный материал

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Актуализация имеющихся знаний.

    Целеполагание. Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися.

    Синтаксическая разминка. Работа со слайдами.

    Презентация. Слайды № 2–12. (5 предложений разных типов и ответы к ним)

    Заданиедля учащихся:определите тип предложения, прокомментируйте свой ответ.

    (Проверка речевого умения – монолог)

    Самоконтроль. Правильность каждого ответа фиксируется на полях тетради знаками “+”, “-”.

    № слайда Предложения Ответ № слайда с ответом
    3 Грядущие годы таятся во мгле,
    Но вижу твой жребий на светлом челе.
    ССП 8
    4 Люблю немолчный говор твой
    И поэтические слезы.
    ПП 9
    5 Прозрачный лес один чернеет,
    И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит
    ССП 10
    6 Вновь я посетил
    Тот уголок земли, где я провел
    Изгнанником два года незаметных.
    СПП
    7 Луна сияла, июльская ночь была тиха. БСП

    Расшифровка аббревиатур:

    ПП - простое предложение

    ССП – сложносочиненное предложение

    СПП – сложноподчиненное предложение

    БСП – бессоюзное сложное предложение

    3. Применение знаний.

    а) Прочитайте формулировку темы урока, найдите в ней ключевые слова и определите содержание терминов. (Ключевые слова темы урока – сложное предложение, сложносочиненное предложение, пунктуация). Слайд № 13

    1. Дайте определение сложного предложения.

    2. Дайте определение сложносочиненного предложения.

    б) Слайды № 14–17 . Обобщенная схема “ Разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения”.

    в) Проверим ваши знания на примерах. Слайды №18–21

    Учащиеся работают на схеме. (Раздаточный материал)

    Задание на слайде № 18.

    1. Распределите по группам предложения по разновидностям смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения. (1 балл за каждое предложение)

    2. Начертите схемы предложений. (1 балл за каждое предложение)

    № слайда

    Предложение

    Схема.
    Слайды № 23-24
    19 1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

    2. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

    То [ = - ] , то [ = - ].

    Ни [ - = ] , ни [ = ].

    20 3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.

    4. Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову.

    Не только [ - = ] , но и [ - = ].

    Либо [ - = ] , либо [ - = ].

    21 5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.

    6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

    [ = - ] , да [ = -].

    [ - = ] , зато [ = ].

    22 Проверка. Ответы.

    Взаимоконтроль. Правильность каждого ответа фиксируется на полях тетради.

    За каждый правильный ответ 1 балл.

    Вывод. Различные группы сочинительных союзов должны вносить в предложение различное значение.

    4. Практикум.

    а) Ключевым словом нашего урока является также и понятие пунктуация. Дайте толкование слова: пунктуация. Как разделяются части сложносочиненного предложения? Слайд № 25.

    б) Расставьте знаки препинания в предложениях. Дифференцированное задание. Слайд № 26.

    1. То светило солнце то шел дождь. (1 балл)
    2. На горе то расстилался лес малахитового оттенка то тянулись курчавые заросли то блестели на солнце травянистые поляны. (2 балла)
    3. Разговор то смолкал то возобновлялся с новой силой и будто слушая новости речная волна лениво перебирала береговую гальку. (3 балла)

    Самоконтроль учащихся. Правильность ответа фиксируется на полях тетради.

    Слайд № 27.

    в) Проблемная ситуация. Объясните, почему в данном предложении не нужно ставить запятую. Слайд № 28

    В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.

    Тема: Смысловые отношения в сложносочинённом предложении.

    Цели: 1. организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению первичного материала: дать понятие о сложносочинённом предложении, показать смысловые отношения в сложносочинённом предложении, повторить сочинительные союзы; 2. способствовать совершенствованию умения отличать сложносочинённое предложение, формированию навыка построения схемы сложносочинённого предложения; 3. Содействовать воспитанию внимательного, гуманного отношения к людям, бережное отношение к природе

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Оборудование: учебник русского языка, словарь школьника, таблица «Группы сочинительных союзов», текст для анализа, тест.

    Ход урока

      Вступительное слово.

    Доброе утро. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Е.Евтушенко.

    Людей неинтересных в мире нет,

    Их судьбы как истории планет,

    У каждой всё особое, своё,

    И нет планет, похожих на неё.

    Какие ассоциации рождают у вас эти строки?

    Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом уроке.

      Разминка. Лексико-орфографическая работа.

    Ребята, вы должны были определить значение слов

    Прогресс

    Прогрессивный

    Гуманизм

    Гуманный

    Феноменальный

      Объявление темы, постановка цели урока.

    Посмотрите на предложение, написанное на доске.

    Петухи давно пропели и играют на рожке.

    Читая это предложение трудно удержаться от улыбки: получается, что петухи сначала возвестили своим кукареканьем начало дня, а потом они же, а не пастух, заиграли на рожке.

    Какое перед нами предложение?

    (простое предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом и )

    Чего не хватает в этом предложении, чтобы мы всё правильно поняли?

    (не хватает запятой между частями сложного предложения перед союзом и , который будет соединять два простых предложения в составе сложного)

    Петухи давно пропели , и играют на рожке.

    Правильно. Теперь у нас получилось не простое предложение с однородными сказуемыми, а сложное предложение. И теперь всё понятно.

    - Ребята, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

    (Сложносочиненное предложение)

    Определим цели урока по опорным словам:

    повторить

    усвоить

    - ;

    научиться

    Правильно! Сегодня мы будем не только повторять уже известные нам сведения, но и познакомимся с тем, какие смысловые отношения могут быть между частями ССП

    Запишите тему сегодняшнего урока в тетради

      Повторение теории.

    Ребята, вы уже изучали сложные предложения.

    Давайте вспомним, что мы знаем о ССП:

    Какое предложение можно назвать ССП? (сложное предложение с двумя или более грамматическими основами, связанными между собой сочинительным союзом)

    Как связаны между собой простые предложения в составе сложносочиненного? (интонацией и сочинительными союзами).

    Назовите сочинительные союзы.

    Соединительные: И, ДА (И)

    Разделительные: ИЛИ, ЛИБО, ТО-ТО,

    Противительные: А, НО, ДА (НО)

    - Запишите их в таблицу.

    И

    Да (= и)

    Ни…ни

    Тоже

    также

    То…то

    Или (иль)

    Либо

    То ли…то ли

    Не то…не то

    Не только…но и

    Но

    Да (но)

    Однако

    Зато

    Одновременность

    Последовательность

    причина

    Чередование

    взаимоисключение

    Сопоставление

    противопоставление

      Работа с учебником.

      разбор отрывка из стихотворения А.С.Пушкина «Обвал»

      Чтение правила и теоретического материала учебника

      выполнение упр. 60 (дети работают над одним предложением)

    -Обратите внимание на п. 12.

      чтение материала учебника.

      работа со схемой учебника

      допишите в таблицу разновидности смысловых отношений между частями сложного предложения

      вернёмся к выполненному нами упражнению 60 и определим смысловые отношения между частями предложений.

    (одновременность, последовательность, сопоставление;

    одновременность, последовательность, противопоставление;

    причина, - , сопоставление;

    причина,

      Закрепление изученного

      Запишем предложения, выделите в них грамматические основы, определите какая смысловая связь существует между простыми предложениями в составе сложносочинённых, с помощью каких союзов она выражается. (попробуем переставить предложения местами)

      Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. (одновременность)

      Сучок хрустнул, и ветка обломилась. (последовательность)

      В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы. (сопоставление)

      То тихо откроется калитка, то скрипнет дверь. (чередование)

    Правило 1

    Правило 2

      Схематический диктант

    Сейчас вы не будете записывать предложения, а будете составлять схемы предложений:

      Север дышит ветром ночи и полынь колышет. (И.Бунин.)

      Полая вода сошла, и река струилась узеньким ручейком. (Л.Андреев.)

      Уже смеркалось, и в комнате стало темно.

      Осень, но погода ещё тёплая.

      То сверкнёт молния, то слышится раскат грома.

      Физкультминутка.

      Анализ текста.

    И

      Тест.

    I вариант

    А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.

    А. Б. В. Г.

    А. Б. В. Г.

    [неопределённо-личное], и [безличное]?

    А.Б.В.Г.

    4. Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение

    ?

    однако

    II вариант

    А. Б. В. Г.

    2. укажите сложносочинённые предложения.

    А. Б. В. Г.

    3. строение какого предложения соответствует схеме:

    А., Б.,В.,Г.

    ?

    А. одновременность явлений. Б. последовательность

    В. чередование Г. Противопоставление

    5. Найдите предложение с союзом тоже.

    Ответы на тест:

    I вариант – 1-А; 2-А. Б.; 3-Б.; 4-В.; 5-А.

    II вариант – 1-Б., Г.; 2-А.,Б.; 3-А.; 4-Б.; 5-А.

      Итог урока.

    Как вы думаете, мы на сегодняшнем уроке реализовали цели, которые поставили в начале урока?

      Домашнее задание:

    Выучить материал п. 11, 12; упражнение 62; подобрать и записать по 10 слов для словарного диктанта на тему «Ь после шипящих»

      Рефлексия.

    Детям предложены пословицы, которые ученик выбирает и объясняет свой выбор, комментируя свои впечатления от урока.

      Славу свою добываю в бою.

      Глядя на лес не вырастешь, а смотря на людей богатым не будешь.

      Бог-то бог, а не будь сам плох.

      Святой Боже пахать не поможет.

      Велик телом, да мал делом.

      Глаза с поволокой, а рот с позевотой.

      Живот толстой, а лоб пустой.

      У врача лечись, у умного учись.

      Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

      Один глаз на мельницу, другой на кузницу.

      Добрый разум наживёшь не сразу.

      На свой ум надейся, а за чужой держись.

      С кем поведёшься, от того и наберёшься.

      Пчела мала и та работает.

    Прогресс – поступательное движение вперёд, улучшение в процессе развития;

    Прогрессивный – стремящийся к прогрессу, передовой;

    Гуманизм – гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям;

    Гуманный – человечный, отзывчивый, культурный;

    Феноменальный – выдающийся, исключительный.

    повторить

    сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;

    усвоить

    особенности сложносочинённого предложения ; чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;

    научиться

    отличать сложносочинённые предложения от других предложений

      Составление таблицы «Группы сочинительных союзов»

    И

    Да (= и)

    Ни…ни

    Тоже

    также

    То…то

    Или (иль)

    Либо

    То ли…то ли

    Не то…не то

    Не только…но и

    Но

    Да (но)

    Однако

    Зато

    Одновременность

    Последовательность

    причина

    Чередование

    взаимоисключение

    Сопоставление

    противопоставление

    Правило 1 Союзы в сложносочинённом предложении, выражая связь между простыми предложениями, не входят ни в одно из них, а располагаются между ними. Поэтому при перестановке простых предложений союз остаётся между предложениями.

    Правило 2 Возможность перестановки позволяет установить смысловое равноправие простых предложений по отношению друг к другу. Итак, наличие сочинительного союза и смысловое равноправие простых предложений – два основных грамматических признака сложносочинённого предложения.

      Анализ текста.

    Всё меньше звуков в ночи, и всё тише они. И поля молчат, и село уснуло, и всё кругом затихло. Ночь как бы постепенно наливалась тишиной и вот уже налилась дополна, до самых краёв. (С.Шуртаков.)

    Озаглавьте текст. Определите его тип. Укажите глаголы, употреблённые в переносном значении. Как это связано с особенностями стиля?

    Какой смысл вносит во 2 предложении повторяющийся союз И ? (как бы замедляет происходящее: наступление ночной тишины.)

    I вариант

    А. Снег шуршит под ногами, и ему больше уже не белеть на мостовой.

    Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

    В. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

    Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.

    1. укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.

    А. Б. В. Г.

    2. укажите сложносочинённые предложения.

    А. Б. В. Г.

    3. строение какого предложения соответствует схеме:

    [ неопределённо-личное ] , и [ безличное ] ?

      Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение

    То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка ?

    А. одновременность явлений.

    Б. последовательность

    В. чередование

    Г. Противопоставление

    5. Найдите предложение с союзом однако (знаки препинания не проставлены).

    А. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.

    Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.

    Прогресс – поступательное движение вперёд, улучшение в процессе развития;

    Прогрессивный – стремящийся к прогрессу, передовой;

    Гуманизм – гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям;

    Гуманный – человечный, отзывчивый, культурный;

    Феноменальный – выдающийся, исключительный.

    повторить

    сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;

    усвоить

    особенности сложносочинённого предложения ; чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;

    научиться

    отличать сложносочинённые предложения от других предложений

      Составление таблицы «Группы сочинительных союзов»

    И

    Да (= и)

    Ни…ни

    Тоже

    также

    То…то

    Или (иль)

    Либо

    То ли…то ли

    Не то…не то

    Не только…но и

    Но

    Да (но)

    Однако

    Зато

    Одновременность

    Последовательность

    причина

    Чередование

    взаимоисключение

    Сопоставление

    противопоставление

    Правило 1 Союзы в сложносочинённом предложении, выражая связь между простыми предложениями, не входят ни в одно из них, а располагаются между ними. Поэтому при перестановке простых предложений союз остаётся между предложениями.

    Правило 2 Возможность перестановки позволяет установить смысловое равноправие простых предложений по отношению друг к другу. Итак, наличие сочинительного союза и смысловое равноправие простых предложений – два основных грамматических признака сложносочинённого предложения.

      Анализ текста.

    Всё меньше звуков в ночи, и всё тише они. И поля молчат, и село уснуло, и всё кругом затихло. Ночь как бы постепенно наливалась тишиной и вот уже налилась дополна, до самых краёв. (С.Шуртаков.)

    Озаглавьте текст. Определите его тип. Укажите глаголы, употреблённые в переносном значении. Как это связано с особенностями стиля?

    Укажите лексические средства, с помощью которых автор передаёт мотив тишины в природе (меньше звуков, тише, молчат, уснуло, заглохло, тишина).

    Случайно ли употреблены глаголы совершенного и несовершенного вида в одном предложении? (наливалась – налилась, писатель передаёт продолжительность, повторяемость действия).

    Какой смысл вносит во 2 предложении повторяющийся союз И ? (как бы замедляет происходящее: наступление ночной тишины.

    II вариант

    Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

    А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

    Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.

    В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

    Г. Я подошёл к берегу моря, всё глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.

    1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

    А. Б. В. Г.

    2. укажите сложносочинённые предложения.

    А. Б. В. Г.

    3. строение какого предложения соответствует схеме:

    [определённо-личное], и [двусоставное]?

    4.Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение

    Первые паровозы потрясли моё воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины ?

    А. одновременность явлений.

    Б. последовательность

    В. чередование

    Г. Противопоставление

    5. Найдите предложение с союзом тоже.

    А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то (же) добирались долго.

    Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в то (же) село.