Ориентационный тест школьной зрелости керна-йерасека. Вербальный субтест Какое животное больше лошадь или собака

Для работы с вербальным субтестом в бланке ответов предназначена четвертая страница. Экспериментатор дол­жен полностью протоколировать ответ ребенка на каждый вопрос субтеста.

Инструкция к вербальному субтесту : «Сейчас я буду задавать тебе вопросы о самых разных вещах, с которыми ты, конечно, знаком, и поэтому сможешь мне о них рас­сказать. Слушай вопрос первый...»

Субтест проводится индивидуально. Каждый вопрос зачи­тывается только один раз. Экспериментатору необходимо сле­дить за своей речью, она должна быть доброжелательной и четкой, чтобы исключить непонимание ребенком вопроса. Нельзя допускать наводящих вопросов, исправлять, если ребенок отвечает неправильно, дополнительно побуждать к более полному ответу. Необходимые исключения из этого требования специально оговорены в ключе к тесту.

Вербальный субтест

1. Какое животное больше - лошадь или собака?
Лошадь = 0 баллов,

неправильный ответ = -5 баллов.

2. Утром вы завтракаете, а днем...
Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов.
Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = -3 балла.

2. Днем светло, а ночью...
Темно = 0 баллов,

3. Небо голубое, а трава...
Зеленая = О баллов,
неправильный ответ = -4 балла.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки... это что?

Фрукты = 1 балл; неправильный ответ = -1 балл.

6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлаг­баум?

Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы ник­то не попал под поезд (и т. д.) = 0 баллов Неправильный ответ -1 балл.

7. Что такое Москва, Ростов, Киев?
Города = 1 балл.

Станции = 0 баллов. Неправильный ответ = - 1 балл.

8. Который час показывают часы (показать на часах)?
Хорошо показано = 4 балла.

Показаны только четверть, целый час, четверть и час, правильно = 3 балла.

Не знает часов = 0 баллов.

9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака
- это..., маленькая овечка - это... ?

Щенок, ягненок = 4 балла.

Только один ответ из двух = 0 баллов.

Неправильный ответ = -1 балл.

10. Собака больше похожа на курицу или на кошку?
Чем похожа, что у них общего?

На кошку, потому что у нее тоже четыре ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов.

На кошку (без приведения знаков подобия) = - 1 балл. На курицу = -3 балла.

11. Почему во всех автомобилях тормоза?

Две причины (тормозить с горы, затормозить на пово­роте; остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл.

1 причина = 0 баллов,

Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормо­зов) = -1 балл.



12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, ими можно забивать гвоз­ди). 1 подобие = 2 балла.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это животные, или приведение двух об­щих признаков (у них по четыре лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла. Одно подобие = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?

У них есть разные признаки: у винта - нарезка (резь­ба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) = 3 балла.

Винт завинчивается, а гвоздь забивается: у винта - гайка = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание... это?
Спорт, физкультура = 3 балла.

Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

Три наземных транспортных средства, самолет или ко­рабль = 4 балла.

Только три наземных транспортных средства или пол­ный перечень, с самолетом или с кораблем, но только пос­ле объяснения, что транспортные средства - это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 1 балл. Непра­вильный ответ = 0 баллов.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщи­ны, уже не может так работать, плохо видит, плохо слы­шит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла.

Одно или два различия = 2 балла.

Неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) = О баллов.

18. Почему люди занимаются спортом?

По двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленны­ми, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держа­лись прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т. д.) = 4 балла.

Одна причина = 2 балла.

Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.



19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?

Остальные должны за него работать (или выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой). Он лени­вый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?
Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов.
Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.

После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопро­сам. Количественные результаты данного задания распре­деляются по пяти группам:

1 группа - плюс 24 и более

2 группа - плюс 14 до 23

3 группа - от 0 до 13

4 группа - от минус 1 до минус 10

5 группа - менее минус 11

По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие количество баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.

Вот все ответы:

1. Какое животное больше - лошадь или собака? Лошадь = 0. Неправильный ответ = -5.

2. Утром мы завтракаем, а в полдень...? Обедаем. Мы едим суп, кнедлики и мясо = 0. Полдничаем. Ужинаем. Спим и другие ошибочные ответы = -3.

3. Днем светло, а ночью...? Темно = 0., Неправильный ответ = -4.

4. Небо голубое, а трава...? Зеленая = 0. Неправильный ответ = -4.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки... это что? Фрукты = 1. Неправильный ответ = -1.

6. Почему перед тем как проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы? Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд и т.п. = 0. Неправильный ответ = - 1.

7. Что это такое: Николаев, Киев, Одесса? Города = 1, станции = 0. Неправильный ответ = -1.

8. Который час? (Показать на бумажных часах: четверть седьмого, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого и пять минут.) Хорошо показано = 4, показано только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3, не знает часов = 0.

9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это..., маленькая овечка - это...? Щенок, ягненок = 4, только одно из двух данных = 0. Неправильный ответ = -1.

10. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем, что у них одинакового? На кошку, потому что у них четыре ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0, на кошку (без приведения знаков подобия) = -1, на курицу = -3.

11. Почему во всех автомобилях тормоза? Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1, одна причина = 0. Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормоза) = -1.
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? Два общих признака (они из дерева и из железа, у них рукоятка, можно ими забивать гвозди, это инструменты, с задней стороны они плоские) = 3, одно подобие = 3. Неправильный ответ = 0.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка? Определение, что это млекопитающие или приведение двух общих признаков (у них по четыре ноги, хвост, шерсть, шкурка, это звери, умеют лазать по деревьям) = 3, одно подобие = 2. Неправильный ответ = 0.

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал, если бы они тут лежали рядом с тобой на столе? У винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг зарубки) = 3. Винт завинчивается, а гвоздь забивается или у винта гайка = 2. Неправильный ответ = 0.

15. Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание... это? Спорт (физкультура) = 3. Игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2. Неправильный ответ = 0.

16. Какие ты знаешь транспортные средства? Три наземных транспортных средства и самолет или корабль = 4. Только три наземных транспортных средства или полный перечень (и с самолетом или с кораблем), но только после объяснения "Транспортное средство - это то, на чем мы куда-нибудь передвигаемся" = 2. Неправильный ответ = 0.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? Три признака (седые волосы или отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) 4. Одно или два различия = 2. Неправильный ответ (у него палка, он курит) = 0.

18. Почему люди занимаются спортом? Две причины (чтобы они были здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы они держались прямо, чтобы не были толстыми, это для них развлечение, они хотят добиться рекорда - победить и др.) = 4. Одна причина = 2. Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь, они делают ставку и выигрывают деньги) = 0.

19. Почему это аморально (неправильно, плохо), когда кто-нибудь уклоняется от работы? Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-то другой) = 4. Он ленивый - или: мало зарабатывает и не может себе ничего купить = 0. Неправильный ответ = 0.

20. Почему на письмо нужно наклеивать марку? Так платят за пересылку (перевозку) этого письма = 5. Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2. Неправильный ответ = 0. 15.03.2010 13:19:58,

1. Какое животное больше - лошадь или собака?
Лошадь = 0 баллов,

неправильный ответ = -5 баллов.

2. Утром вы завтракаете, а днем...
Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов.
Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = -3 балла.

2. Днем светло, а ночью...
Темно = 0 баллов,

3. Небо голубое, а трава...
Зеленая = О баллов,
неправильный ответ = -4 балла.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки... это что?

Фрукты = 1 балл; неправильный ответ = -1 балл.

6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлаг­баум?

Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы ник­то не попал под поезд (и т. д.) = 0 баллов Неправильный ответ -1 балл.

7. Что такое Москва, Ростов, Киев?
Города = 1 балл.

Станции = 0 баллов. Неправильный ответ = - 1 балл.

8. Который час показывают часы (показать на часах)?
Хорошо показано = 4 балла.

Показаны только четверть, целый час, четверть и час, правильно = 3 балла.

Не знает часов = 0 баллов.

9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака
- это..., маленькая овечка - это... ?

Щенок, ягненок = 4 балла.

Только один ответ из двух = 0 баллов.

Неправильный ответ = -1 балл.

10. Собака больше похожа на курицу или на кошку?
Чем похожа, что у них общего?

На кошку, потому что у нее тоже четыре ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов.

На кошку (без приведения знаков подобия) = - 1 балл. На курицу = -3 балла.

11. Почему во всех автомобилях тормоза?

Две причины (тормозить с горы, затормозить на пово­роте; остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл.

1 причина = 0 баллов,

Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормо­зов) = -1 балл.

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, ими можно забивать гвоз­ди). 1 подобие = 2 балла.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это животные, или приведение двух об­щих признаков (у них по четыре лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла. Одно подобие = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?

У них есть разные признаки: у винта - нарезка (резь­ба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) = 3 балла.

Винт завинчивается, а гвоздь забивается: у винта - гайка = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание... это?
Спорт, физкультура = 3 балла.

Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

Три наземных транспортных средства, самолет или ко­рабль = 4 балла.

Только три наземных транспортных средства или пол­ный перечень, с самолетом или с кораблем, но только пос­ле объяснения, что транспортные средства - это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 1 балл. Непра­вильный ответ = 0 баллов.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщи­ны, уже не может так работать, плохо видит, плохо слы­шит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла.

Одно или два различия = 2 балла.

Неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) = О баллов.

18. Почему люди занимаются спортом?

По двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленны­ми, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держа­лись прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т. д.) = 4 балла.

Одна причина = 2 балла.

Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.

19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?

Остальные должны за него работать (или выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой). Он лени­вый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?
Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов.
Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.

После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопро­сам. Количественные результаты данного задания распре­деляются по пяти группам:

1 группа - плюс 24 и более

2 группа - плюс 14 до 23

3 группа - от 0 до 13

4 группа - от минус 1 до минус 10

5 группа - менее минус 11

По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие количество баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.

1. Какое животное больше – лошадь или собака?

Лошадь = 0 баллов.

Неправильный ответ = -5 баллов.

2. Утром мы завтракаем, а днём

Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов.

Ужинаем, спим, другие ошибочные ответы = -3 балла.

3. Днём светло, а ночью

Темно = 0 баллов.

4. Небо голубое, а трава

Зелёная = 0 баллов.

Неправильный ответ = -4 балла.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки это что?

Фрукты = 1 балл

6. Почему раньше, чем пройдёт поезд, опускается шлагбаум?

Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т. д.) = 0 баллов.

Неправильный ответ = -1 балл.

7. Что такое Москва, Ростов, Киев?

Города = 1 балл.

Станции = 0 баллов.

Неправильный ответ = -1 балл.

8. Который час показывают часы?

Правильно показано = 4 балла.

Показаны только четверть, целый час, четверть и час, правильно = 3 балла.

Не знает часов = 0 баллов.

9. Маленькая корова – это телёнок, маленькая собака – это, маленькая овечка – это?

Щенок, ягнёнок = 4 балла.

Только один ответ из двух = 0 баллов.

Неправильный ответ = -1 балл.

10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них общего?

На кошку, потому что у неё тоже 4 ноги, шерсть, когти, хвост (достаточно одного подобия) = 0 баллов.

На кошку (без приведения знаков подобия) = -1 балл.

На курицу = -3 балла.

11. Почему во всех автомобилях тормоза?

Две причины (тормозить с горы, остановиться на повороте; остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл.

1 причина = 0 баллов.

Неправильный ответ (пример: он не ехал бы без тормозов) = -1 балл.

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Два общих признака (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, ими можно забивать гвозди) = 3 балла.

1 подобие = 2 балла.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвост, шерсть, умеют лазать по деревьям) = 3 балла.

Одно подобие = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой?

У них есть разные признаки: у винта – нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки и т. д.) = 3 балла.

Винт завинчивается, а гвоздь забивается; у винта – гайка = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

15. Футбол, прыжки в высоту, плавание это?

Спорт, физкультура = 3 балла.


Игры (упражнения) , гимнастика, состязания = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

Три наземных транспортных средства, самолёт или корабль = 4 балла.

Только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолётом и кораблём, но только после объяснения, что транспортные средства – это то на чём можно передвигаться = 1 балл.

Неправильный ответ = 0 баллов.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, скорее умрёт, чем молодой) = 4 балла.

Одно или два различия = 2 балла.

Неправильный ответ (у него палка, он курит) = 0 баллов.

18. Почему люди занимаются спортом?

По двум причинам (чтобы быть здоровыми, закалёнными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не быть толстыми, чтобы добиться рекорда и т. д.) = 4 балла.

Одна причина = 2 балла.

Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.

19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?

Остальные должны за него работать (или выражение того, что вследствие этого несёт ущерб кто-нибудь другой) . Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

20. Почему на конверт нужно наклеивать марку?

Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов.

Тот, другой должен был уплатить штраф = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

После проведения опроса, подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по следующим 5 группам:

1 группа – плюс 24 и более

2 группа – плюс 14 до 23

3 группа - от 0 до 13

4 группа - от -1 до -10

5 группа - менее -11

По классификации положительными считаются первые три группы . Дети, набравшие количество баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.

Лошадь = 0 баллов, неправильный ответ = - 5 баллов.

              Утром вы завтракаете, а днем...

Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов. Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = - 3 балла.

              Днем светло, а ночью...

Темно = 0 баллов, неправильный ответ = - 4 балла.

              Небо голубое, а трава...

Зеленая = 0 баллов, неправильный ответ = - 4 балла.

              Черешни, груши, сливы, яблоки - это...?

Фрукты = 1 балл, неправильный ответ = - 1 балл.

              Почему раньше, чем пройдет поезд вдоль пути, опускается щлагбаум?

Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы ни­кто не попал под поезд (и т.д.) = 0 баллов, неправиль­ный ответ = - 1 балл.

              Что такое Москва, Ростов, Киев?

Города = 1 балл. Станции = 0 баллов.Неправильный от­вет = - 1 балл.

              Который час показывают часы (показать на часах)?

Хорошо показано = 4 балла. Показаны только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3 балла.Не знает часов = 0 баллов.

              Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это..., маленькая овечка - это...?

Щенок, ягненок = 4 балла, только один ответ из двух - О баллов. Неправильный ответ = - 1 балл.

              Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем по­хожа, что у них одинакового?

На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов. На кошку (без приведения знаков подобия) = - 1 балл. На курицу = - 3 балла.

              Почему во всех автомобилях тормоза?

Две причины (тормозить с горы, затормозить на пово­роте, остановить в случае опасности столкновения, во­обще остановиться после окончания езды) = 1 балл. 1 причина = 0 баллов.

Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тор­мозов) = - 1 балл.

              Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, можно ими забивать гвозди, с задней стороны они плоские). > » 1 подобие = 2 балла.

              Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла. Одно подобие = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

              Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?

У них есть разные признаки: у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия,вокруг зарубки) = 3 балла. Винт завинчивается, а гвоздь забивается, или у винта - гайка = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

              Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это...?

Спорт, физкультура = 3 балла. Игры (упражнения), гим­настика, состязания = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

              Какие ты знаешь транспортные средства?

Три наземных транспортных средства, самолет или ко­рабль = 4 балла.

Только три наземных транспортных средства или пол­ный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства - это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

              Чем отличается старый человек от молодого? Какая меж­ду ними разница?

Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла. 1 или 2 различия = 2 балла.

Неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) = О баллов.

              Почему люди занимаются спортом?

Две причины (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держа­лись прямо, чтобы не были толстыми, они хотят до­биться рекорда и т.д.) = 4 балла.

Одна причина = 2 балла. Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.

              Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от ра­боты?

Остальные должны на него работать (или другое выра­жение того, что вследствие этого несет ущерб кто-ни­будь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не мо­жет ничего купить = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?

Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов.

Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

После проведения опроса подсчитываются результаты по ко­личеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам.

Количест­венные результаты данного задания распределяются по пяти группам:

группа - плюс 24 и более;

группа - плюс 14 до 23;

группа - от 0 до 13;

группа - от минус 1 до минус 10;

группа - менее минус 11.

По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие число баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.

Общая оценка результатов тестирования

Готовыми к школьному обучению считаются дети, получив­шие по первым трем субтестам от 3 до 6 баллов. Группа детей, получивших 7-9 баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению. Дети, получившие 9-11 баллов, требуют дополнительного исследования для полу­чения более надежных данных. Особое внимание следует обра­тить на группу детей (обычно это отдельные ребята), набравших 12-15 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном исследовании интел­лектуального развития, развития личностных, мотивационных ка­честв.

Таким образом, можно говорить, что методика Керна-Йера­сека дает предварительную ориентировку в уровне развития го­товности к школьному обучению.

В то же время в понятие «готовность к школьному обучению» включается и сформированность основных предпосылок и ос­нов учебной деятельности.

Г.Г.Кравцов и Е.Е.Кравцова, говоря о готовности к школьно­му обучению, подчеркивают ее комплексный характер. Однако структурирование этой готовности идет не по пути дифференци­ации общего психического развития ребенка на интеллектуаль­ную, эмоциональную и другие сферы, а следовательно виды го­товности. Авторы рассматривают систему взаимоотношений ре­бенка с окружающим миром и выделяют показатели психологи­ческой готовности к школе, связанные с развитием различных видов отношений ребенка с окружающим миром. В таком случае основными сторонами психологической готовности детей к школе являются три сферы: отношения к взрослому, отношения к свер­стнику, отношения к самому себе.

В сфере общения ребенка со взрослым важнейшими измене­ниями, характеризующими наступление готовности к школьному обучению, являются развитие произвольности. Специфически­ми чертами этого вида общения является подчинение поведения и действий ребенка определенным нормам и правилам, опора не на наличную ситуацию, а на все то содержание, что задает ее контекст, понимание позиции взрослого и условного смысла его вопросов.

Все эти черты необходимы ребенку для принятия учебной зада­чи. В исследованиях В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина показано, что учебная задача составляет один из важнейших компонентов учебной деятельности. В основе учебной задачи лежит учебная проблема, представляющая собой теоретическое разрешение противоречий.

Учебная задача решается с помощью учебных действий - сле­дующего компонента учебной деятельности. Учебные действия направлены на поиск и выделение общих способов решения ка кого-либо класса задач.

Третьим компонентом учебной деятельности являются дейст­вия самоконтроля и самооценки. В этих действиях ребенок на­правлен как бы на самого себя. Их результатом являются изме­нения самого познающего субъекта.

Таким образом, произвольность в общении со взрослыми не­обходима детям для успешного осуществления учебной деятель­ности (прежде всего для принятия учебной задачи).

Развитие определенного уровня общения со сверстниками име­ет для ребенка не менее важное значение для дальнейшего учения, чем развитие произвольности в общении со взрослыми. Во-пер­вых определенный уровень развития общения ребенка со сверст­никами позволяет ему адекватно действовать в условиях коллек­тивной учебной деятельности. Во-вторых, общение со сверстни­ками тесным образом связано с развитием учебных действий Г.Г.Кравцов и Е.Е.Кравцова подчеркивают, что овладение учеб­ными действиями дает ребенку возможность усваивать общий способ решения целого класса учебных задач. Дети, не владею­щие общим способом, научаются решать только одинаковые по содержанию задачи.

Данная связь развития общения со сверстниками и развития учебных действий обусловлена тем, что дети, имеющие развитое общение со сверстниками, обладают способностью посмотреть на ситуацию задачи «другими глазами», стать на точку зрения своего партнера (учителя), они достаточно гибки и не столь же­стко привязаны к ситуации.

Это позволяет детям выделить общий способ решения задачи, овладеть соответствующими учебными действиями и решать пря­мые и косвенные задачи. Дети, легко справляющиеся с обоими типами задач, способны выделить общую схему решения и име­ют довольно высокий уровень общения со сверстниками.

Третьим компонентом психологической готовности ребенка к обучению в школе является отношение к себе. Учебная деятель­ность предполагает высокий уровень контроля, который должен базироваться на адекватной оценке своих действий и возможно­стей. Завышенная самооценка, свойственная дошкольникам, пре­образуется за счет развития способности «видеть» других, уме­ние переходить с одной позиции на другую при рассмотрении одной и той же ситуации.

В связи с выделением в психологической готовности детей различных видов отношений, влияющих на развитие учебной де­ятельности, имеет смысл диагностировать детей, поступающих в школу, через показатели психического развития, наиболее важ­ные для успешного обучения в школе.

Е.А.Бугрименко, АЛ.Венгер, К.Н.Поливанова, Е.Ю.Сушкова в качестве такой диагностической процедуры предлагают комплекс методик, позволяющих охарактеризовать следующие механизмы:

1) уровень развития предпосылок учебной деятельности: уме­ние внимательно и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по его заданию, ориен­тироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлекаю­щее влияние побочных факторов (методики «Графический дик­тант», «Образец и правила»);

2) уровень развития наглядно-образного мышления (в част­ности, наглядно-схематического), служащего основой для после­дующего полноценного развития логического мышления, овла­дение учебным материалом (методика «Лабиринт»).