Вещие сны верить или нет. Стоит ли верить снам

Толкованием снов занимались еще в глубокую старину.

И в наше время нет8нет, да и зайдет разговор о «вещих» снах — особенно среди людей постарше.

Настораживает одно: когда сон не сбывается, пророки и толкователи прибегают к различным уловкам.

Например, сообщают, что сон, увиденный в ночь со среды на четверг, сбудется, а приснившийся в другое время — нет. Так существуют ли вещие сны на самом деле, и могут ли они предупредить нас, к примеру, о надвигающемся заболевании? Таким вопросом не раз задавались ученые.

Реальность, проникающая в сон

Еще 1791 году появилась работа русского физиолога А.Нудова «Опыт построения теории сна», где автор описывает такой эксперимент: спящему на спине человеку налили в открытый рот немного воды. И вдруг он перевернулся на живот и стал делать плавательные движения. Когда «подопытного» разбудили, он рассказал, что ему приснилось, будто он упал в воду и вынужден был спасаться вплавь.

Другой ученый, француз Луи Мори, светил спящему в лицо лампой, и тому снились громы и молнии. Немецкий психолог Альберт Бернер закрывал спящим нос ваткой, и почти всегда им снились чудовища, начинающие их душить.

О чем свидетельствуют эти схожие случаи? По мнению исследователей, когда в спящий мозг проникают те или иные раздражители, они вызывают различные образы, которые вплетаются в ткань сновидений и сами становятся их основой.

Диагноз на основе сновидений?

Уже в 20 веке нейрофизиолог В.Н.Касаткин, на протяжении нескольких десятилетий изучавший «повадки» подсознания здоровых и больных людей, очертил сюжеты сновидений при некоторых заболеваниях. По его данным, характер снов у человека меняется примерно за 2-3 месяца до обнаружения у него гипертонии, за месяц до гастрита, за два месяца до первых признаков туберкулеза.

Например, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта у большинства людей появляются во сне сцены, связанные с недоброкачественными продуктами. Больным же с диагнозами «плеврит», «бронхит», «туберкулез» может присниться, будто им на грудь навалилась какая-то тяжесть либо они поднимаются в гору и им тяжело дышать.

К примеру, одному из студентов Касаткина несколько раз подряд снился необычный сон: его обвивает питон, сдавливая грудь, и он не может шевелить ни руками, ни ногами. Медицинские исследования никаких признаков заболевания не обнаружили. Лишь год спустя после «пророческого» сна у парня обнаружили опухоль спинного мозга, которая привела его к полному параличу конечностей.

«Аппарат предвидения»

Многие ученые уже давно обратили внимание на существование в мозге некоего «аппарата предвидения». Например, мозг умеет не только чувствовать тончайшие процессы, происходящие в организме человека, но и способен оценивать ситуацию и моделировать ее возможный исход.

Если человеку с детства внушали, что есть сырое мясо нельзя, иначе заболеешь, то нет ничего мистического в том, что при первых симптомах какого-либо заболевания он видит во сне сырое мясо. По мнению же суеверных толкователей, его сон был «в руку».

Существует еще одна разновидность сновидений, при которых мы во сне видим, как сбывается наше давнее желание. Через некоторое время мы добиваемся цели, и мечта действительно сбывается, но уже наяву. Человек думает, что сон был пророческим, а ведь с научной точки зрения это явление вполне объяснимо.

Если у человека есть заветная мечта, горячее желание получить что-либо, то, естественно, его мозг постоянно работает над решением этой задачи, — утверждают ученые. И вот, наконец, сон сбывается, а мечтатель объявляет его вещим.

«Небывалая комбинация былых впечатлений»

Иногда приходится слышать: «К чему бы мне это приснилось? Ведь никогда не думал ни о чем таком, никогда не читал, не видел и не слышал!» И если человек подвержен суеверию, он тут же начинает переживать и думать, что это «дурной» сон, предвещающий что-то «зловещее».

Отнюдь. Великий русский ученый, исследователь-физиолог Иван Сеченов говорил так: «Сон — это небывалая комбинация былых впечатлений». Эти слова ясно говорят об особенностях всех сновидений. Нельзя увидеть во сне то, что никогда не было воспринято мозгом. Другими словами: как же можно достать из кладовой памяти то, чего там нет и никогда не было?

Для меня новая статья - это не что-то выдуманное, а всегда пережитое. Наше священническое служение - это погружение в глубину жизни, где можно черпать самые разные темы для новых духовных бесед. А ещё - соприкосновение с народом, почти всегда с его горестями, и редко - с радостями. Священнику нужно уметь сопереживать людям. Лучше всего это удаётся на исповеди. За прошедший пост их было немало, а значит, были поводы о многом подумать. И хотя мы постоянно говорим, что на исповеди нужно каяться в грехах, а не разговаривать про жизнь, люди всё равно успевают задать вопросы и хотя бы кратко обсудить свои наболевшие проблемы. Говорят, что нет глупых вопросов, есть глупые ответы... И каждому вопрошавшему, согласно Св. Писанию, надо дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15). Довольно много вопросов относительно снов. Иногда прямо цитируют Шекспира: «Ну и сон же мне приснился! Такой сон, что не хватит ума человеческого объяснить его!» («Сон в летнюю ночь»). Батюшка, помоги разобраться!!!

Довольно часто во сне людям являются усопшие сродники. Что это значит? Кто-то получает особые откровения и ответы на вопросы жизни, как, например, известный английский писатель Вальтер Скотт. Он говорил: «Многие из моих сюжетов так никогда и не увидели бы свет, если бы я не записывал все, что являлось мне во снах».

Кому-то снятся даже цветные , а многие композиторы во сне слышат музыку. Бывают такие сны, что, проснувшись, будильник хочется расцеловать... А кто-то повторит слова Золушки: «Сон - это желание, которое загадывает сердце, когда человек крепко спит». И с таким сном совсем не хочется расставаться... Одним словом, сны и сновидения - тема для новой духовной беседы.

Давайте откроем «Лествицу» и немного её почитаем. В этой книге мы найдём много мудрых советов, а потому будем читать её не только Великим постом, но регулярно и понемногу. Итак, «сновидения есть движение ума при недвижности тела» (Лествица 3, 25).

В этих словах «Лествицы» говорится о важном свойстве нашего ума - его подвижности.

Остановить движение ума и сердца никто не может, но можно задать им правильное направление

Как источник не может не источать воду, а горящий огонь - свет и тепло, так и ум не может не рождать помышления. К сказанному добавим, что не только разум, но и сердце постоянно пребывает в движении. Оно порождает чувства. Остановить движение ума и сердца никто из людей не может, но зато можно задать им правильное, с точки зрения Евангелия, направление. Естественно, с Божией помощью.

Говоря о сновидениях, мы касаемся интересной духовной проблемы. Известно, что обычный человек 1/3 своей жизни проводит во сне. Для неверующих людей здесь всё просто. Сон - это время, необходимое для телесного отдыха и восстановления утраченных сил. Сон для большинства - бесплатное туристическое бюро, позволяющее за 8 часов попасть куда захочется.

Таким образом, жизнь для религиозного скептика представляется в виде пёстрого калейдоскопа, где следует чередование дней и ночей, времени труда и отдыха, когда сам человек уподобляется постоянно работающему механизму с интервалами для остановки и передышки.

Назначение человека намного выше трудов по снисканию хлеба насущного

Совсем другой взгляд на время ночного сна у христианина. В христианстве человек никогда не сравнивался с заведёнными часами. Назначение человека намного выше всевозможных трудов и хлопот по снисканию хлеба насущного и обустройству временной жизни. Каждый из нас призывается к Богоугождению, что достигается исполнением евангельских заповедей. Жизнь христианина воспринимается как важная и ответственная задача, поставленная Самим Богом каждому из людей. Верующий человек чувствует, что жить надо как-то по-особому, совсем не так, как живут все. Особенность нашей (христианской) жизни - в познании и исполнении воли Божией. Обучая себя в таком духовном делании, христианин со временем почувствует особую ценность земной жизни. Она для него будет подобна висящему над пропастью мосту, по которому следует пройти. Мост над бездной - единое целое, без всяких разрывов, так и дни земной жизни для христианина - неразрывная цепь, соединяющая временное с вечным. И это действительно так. В деле спасения нет остановок, перерывов на обед или выходных дней. Жизнь души и её развитие происходят и днём, и ночью, а значит, и во время сна. Об этом Христос говорит в Евангелии: подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встаёт ночью и днём, и как семя всходит и растёт не знает он (Мк. 4, 26-27).

Процесс отпадения от Бога и начало духовного опустошения происходят по такому же принципу, когда человек, потерявший внутреннюю бдительность, делается жертвой диавольской злобы и хитрости. И снова мы читаем в Евангелии про сон: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём; когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл (Мф. 13, 24-25).

Наша задача - сделать сон временем духовного накопления

В этих двух Евангельских текстах говорится о времени сна, когда менялось духовное состояние человека. В первом случае оно совершенствовалось, во втором - разрушалось. Таким образом, сон - это особый период христианской жизни, и наша задача - сделать его временем духовного накопления.

Что для этого требуется? Прежде всего, нужно опытно убедиться в различии нашего состояния в периоды бодрствования и ночного отдыха. Первый период можно назвать активным и сознательным, и потому полноценным, в то время как сон - это состояние заторможенности и бессознательности, что и определяет его неполноценность. Днём человек накапливает впечатления и переживания; ночью идёт их обработка и, что немаловажно, - особое воздействие на нашу внутреннюю жизнь. Можно уподобить дневное время киносъёмке, а ночное - просмотру записанного. Всё увиденное и услышанное в период бодрствования не исчезает, а откладывается в особом архиве, каковым является память. Ночью этот архив активизируется с помощью тонких душевных механизмов, полноценно работающих даже во сне.

Правильная религиозная жизнь - это всегда тонкое соприкосновение с духовным миром. На христианина и его внутренний мир влияют не только добрые ангелы, но и падшие злые духи.

Ученик преп. Макария Египетского, авва Евагрий Понтийский (IV в.), говорит, что бесы, как существа нематериальные, способствуют порождению нечистых образов, приводящих в движение страсти («О помыслах», 25). Бесы есть духи, имеющие способность проникать в сферу нашего сознания, а потому - они творцы многих наших снов. Примерно то же самое говорил древнегреческий мудрец и философ Платон: «Внутри каждого, даже самого лучшего из нас, дремлет неуправляемый дикий зверь, который просыпается, когда мы спим».

Во сне притупляется воля и утрачивается контроль над вниманием, и человек полностью отдаётся во власть сна. Сны рождаются в нашем сознании и могут принять любое направление не только от естественных причин, например, от болезни или переедания, но и от воздействия на человека злых духов - бесов. Тогда сновидения становятся опасными внушениями, кошмарами, ложными «вещими» знаками... Суеверный человек воспринимает увиденное в таком сне как откровение свыше, но христианин должен принимать это как искушение от падших духов.

Имея огромный опыт борьбы с человеком, бесы используют проверенный способ нашего смущения, когда через сны показывают наших родных и близких, пребывающих в скорбях и страданиях.

Говорит о таком коварстве демонов в своих наставлениях: «Бесы стараются возмущать нас сновидениями, представляя нам сродников наших или сетующих, или за нас в заключении держимых и другие напасти терпящих».

А закончим нашу беседу важным советом из «Лествицы», который постараемся исполнить в нашей жизни. «Кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своей тенью и старается схватить её».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Из «Духовного дневника» епископа Арсения (Жадановского)

Каждый из нас испытывает сновидения. Одни спокойно переносят их, не тревожатся, другие же придают им большое значение или, как говорится, верят снам; отсюда у многих беспокойство, уныние, гадательные предположения и даже желание удовлетворять, исполнять то, что снится. Интересно установить поэтому истинный взгляд на сновидения, и в этом могут хорошо помочь нам богомудрые отцы, хорошо знавшие человеческую природу со всеми ее хорошими и дурными сторонами и проникавшие духовным опытом в высокие тайны духовных явлений. Можно различать три рода сновидений: 1) сны естественные, 2) сны от врага рода человеческого и 3) сны от смотрения Божия.


Сны обыкновенные, естественные. Во время сна деятельность нашего тела и души не прекращается, сном парализуется только рассудок или та часть нашего духа, которая заправляет всем нашим внутренним существом. И вот мы, во время сна оставшись без руководителя, предаемся необузданному течению своих мыслей и мечтаний, необузданному, как кони без седока; отсюда сновидения часто носят на себе печать несвязных мечтаний, хотя материал для этих ночных наших грез заимствуется из нашей же собственной жизни; потому-то у богача бывают свои сны, каких не видит бедняк; у бедняка — свои, каких не видит богач; у женщин — свои, у детей свои и т.д. Если материал для обыкновенных наших сновидений заимствуется из нашей же жизни, то сновидения могут до некоторой степени быть показателями нашего душевного состояния, нашего вообще настроения и, если хотите, нашего нравственного роста. Не оттого ли один обладает мирным, спокойным, тихим сном, другой мятется и во сне. У нас берется как образец сон дитяти — мирный, безмятежный, и это, конечно, потому, что и жизнь его такова. «Кто хранит себя чистым, — читаем мы у аввы Дорофея, — у того огнь сердечного горения не допускает погрузиться в сон чувственный, а такой пользуется только естественным».

Второй род сновидений — это от наветов врага рода человеческого, который пользуется всеми средствами, лишь бы только повредить человеку. И в этих сновидениях ухищрения врага часто бывают весьма тонки; при этом он, прежде всего, ополчается на тех, которые верят снам, а таких людей немало, даже среди верующих, по-видимому, христиан. Демоны могут являться в виде ангелов света, в виде мучеников и преподобных, даже в виде Божией Матери и Самого Христа, ублажать их жительство, обещать венцы небесные. Цель демонов смущать такими сновидениями может быть двоякая: или возвести человека на высоту сомнения и гордыни, каковая высота, конечно, вместе с тем есть и погибельная пропасть, или же вообще сбить человека с пути истины, как, например, случилось это с иноком, о котором повествует преподобный Кассиан Римлянин . Демоны, усмотрев, что один инок дал цену себе, то есть впал в самомнение, начали представлять ему сновидения, что будто бы на одной стороне святые апостолы, мученики и все христиане находятся во тьме — в аду и терпят страшные мучения, а на другой иудеи во свете наслаждаются блаженством. При этом демон, разумеется, во образе ангела, дал совет иноку принять иудейство для получения возможности принять участие в блаженстве иудеев, что инок без малейшего промедления и исполнил на деле. Он пошел к евреям и не только принял их веру, а еще и женился на еврейке...

Помимо обольщений видениями, почитать надо сновидениями, навеянными врагом, и то, если грезится что-либо во сне противное вере, либо Церкви Святой, либо жизни благочестивой, а между тем пред сном и вообще в бодрственном состоянии ничего подобного у тебя и в голове не было. Как же нам отревать от себя злые сновидения врага? Что касается, прежде всего, видений во сне Ангелов и т.п., то по пробуждении нужно смириться, нужно так себе сказать: грешный я человек, я недостоин таких видений! И вот, если эти видения были обольстительные, они бесследно для нас пройдут; сразу о них произойдет забвение. Как предохранять себя от вражьих сновидений, это нам указывает Святая наша Церковь, которая точно нежная мать в этом отношении все предусмотрела. Она велит каждому из нас, пред тем как лечь в постель, сначала поцеловать святой крест свой на груди, потом перекрестить постель свою от ног до головы и во все стороны и в то же время читать молитву: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его...» Вся эта молитва направлена против демонской силы, например: «...да погибнут беси от лица любящих Бога...», — «Радуйся, пречестный и животворящий Кресте Господень, прогоняяй беси» и проч.

И нужно сказать, ничего так не боится диавол, как крестного знамения. В книге преподобного Иоанна и Варсонофия мы читаем: «Святого Креста диавол показать нам в сновидении не может, ибо не находит средства изобразить его другим, превратным образом, чем как он есть. Он может показать нам якобы ангелов, Самого Христа под видом простых людей, может нам показать Святое Причастие под видом простого хлеба, но Креста — нет, ибо уже самый вид, самое знамение, образ Креста диаволом нетерпим, ибо на Кресте разрушена сила его, Крестом нанесена ему смертоносная язва» (Руководство к духовной жизни...). Поэтому мы, крестом ограждаемы, всегда можем противодействовать наветам диавола. Однажды явился демон святому Симеону Столпнику , который спасался на столпе, и явился ему в виде светлого ангела, да еще с огненными конями и с огненною колесницею и, искушая его, завел с ним такую речь: «Вот, Симеон, ты угодил Богу так, как Илия пророк, и потому я послан сюда на землю, чтобы восхитить тебя, как Илию, на этой колеснице на небо...» Святой поверил было, да как только перекрестился и сказал: «Господи, благослови (то есть перейти со столпа на колесницу)!» — как вдруг не стало ни ангела, ни копей, ни колесницы, — все исчезло. Так крестное знамение спасло преподобного. Хорошо поэтому делают те, которые часто ограждают себя крестным знамением. Случился ли наплыв дурных мыслей, произошло ли затруднение, препятствие в деле, подверглись ли мы искушению, соблазну пред сном и после, — при каждом пробуждении, если сотворим крестное знамение, этим мы заграждаем доступ к себе вражьей силы, разрушаем все вражий козни и наветы.

Есть, наконец, третий род сновидений истинных, посылаемых Божиим Промыслом. Здесь может иметь значение общение душ наших, человеческое предчувствие, влияние Ангелов, и особенно Ангела хранителя, воздействие на нас святых. История и опыт свидетельствуют о возможности подобных сновидений. Как же распознавать эти сновидения и как нам относиться к ним? Прежде всего, праведные сны свойственны людям святым, а не нам грешным. У нас часто за множеством грехов и несовершенств отсутствует или, лучше, притуплена способность различения духовных явлений, и если наяву это постоянно проявляется относительно всего, вокруг нас и в нас самих совершающегося, то тем более мы можем неправильно понять, что с нами было в сновидениях. А поэтому лучше всего ко всякого рода снам относиться с осторожностью, не задумываться над ними: не беспокоиться и не стараться их разгадывать. «Верующий сновидениям — вполне неискусен, а неверующий никакому сну — истинно любомудр»,— говорит преподобный Иоанн Лествичник. А премудрый сын Сирахов относительно людей, верующих в сны, сказал: «Верить снам то же, что хвататься за тень и гнаться за ветром. Многие обольстились сновидениями и погибли, потому что верили им» (Ср.: Сир.34:2-7). Преосвященный Феофан Затворник на вопрос: «Верить ли снам?» — писал: «Лучше не верить. И если какие сны сбываются, то по сбытии — нужно благодарить Господа за милость, а также за приятные и назидательные сны благодари Господа» (472 письмо). И святые угодники Божии, действительно, относились с осторожностию даже к истинным сновидениям. Они по нескольку раз проверяли их. Нужно поэтому так представлять дело. Если Промыслу Божию угодно что-либо посредством сновидения внушить человеку, то тот же Промысл Божий поможет человеку и его разъяснить. Лучше всего какое-либо чрезвычайное сновидение не самим разгадывать, а поведать его духовно-опытным людям, духовникам, старцам, которые, зная все ухищрения врага, скорее могут разобраться в этих сновидениях; во-вторых, не стараться во что бы то ни стало разъяснить сон, а предоставить спокойно времени, ибо Сам Господь, Промыслитель наш, приведет его к исполнению. И не дай Бог за разъяснением снов обращаться к гадальщикам и знахарям — это значит еще более запутывать дело и отдаваться в руки врага. Пусть же дурные сны служат для нас побуждением к трезвению, молитве и исправлению нашей жизни; за хорошие, добрые, приятные — станем благодарить Господа и нашего Ангела хранителя, а в чрезвычайных сновидениях, которые, кстати сказать, бывают весьма редки, будем предоставлять себя Промыслу Божию.

Просмотры: 1 652

Сны — важная часть нашей жизни. Каждый день после тяжелого дня мы отправляемся в царство Морфея и предаемся грезам. Было доказано, что сны снятся всем людям без исключения, хотя и не все их помнят. Даже слепые с рождения люди грезят по ночам, только им являются запахи и звуки, а не привычные нам зрительные образы. Сны снятся даже животным — в своих видениях они видят охоту или убегают от хищника.

Люди всегда интересовались феноменом снов, этим фантастическим и ярким миром, где нет ни рамок, ни ограничений. Ученые пытаются выяснить их происхождение и значение для человеческой психики, а гадалки предсказывают по ним будущее и говорят как о посланиях от высших сил. Кто из них прав неизвестно, однако в данной статье попытаемся понять, все-таки стоит ли верить снам или нет.

Нейробиология сна

Человеческий сон неоднороден, он имеет свою структуру и свою цикличность. Прежде всего, существует две основные фазы сна — быстрый и медленный, которые составляют единый цикл, длящийся около 90-100 минут. За время ночного отдыха проходит несколько таких циклов. Во время медленного сна происходит восстановление ресурсов организма, полноценный отдых. Во время же фазы быстрого сна (парадоксального сна, сна с быстрыми движениями глаз) нам снятся сновидения. Мозг в это время активен даже больше, чем в период бодрствования, и если проснуться в эту фазу, то вероятность запомнить свой сон увеличивается.

Психологическая интерпретация снов

З. Фрейд называл сновидения “королевской дорогой в бессознательное”. Он считал, что посредством снов наша психика пытается говорить с нами, отображая то, что волновало человека в течение дня. Правда, в весьма своеобразной и искаженной форме. Так приснившаяся закрытая дверь, по мнению того же Фрейда, вполне может означать неудовлетворенное сексуальное желание (ключ в замке). Отсюда можно перейти к еще одной функции снов: по мнению отца психоанализа, они помогают человеку осуществлять свои невыполненные желания. Именно ночью, в грезах, мы можем позволить себе все, что никогда не смогли бы сделать в реальной жизни: ударить горячо любимого начальника, полететь на луну или съесть грузовик конфет.

Таким образом, с психологической точки зрения сны имеют большое значения. Анализ их содержания может помочь человеку лучше узнать себя, свои желания, мечты и страхи. Однако не все сны стоит понимать буквально — иногда их смысл скрыт глубже, чем кажется на первый взгляд.

Мистическое значение снов, вещие сны

С древних времен люди верили в магическую природу снов. Жрецы и шаманы пытались увидеть в них знаки грядущего будущего, подсказку о том, что ждет впереди. Вещие сны, согласно преданиям, снились многим известным людям на протяжении истории. Так Александру Македонскому приснилось лекарство, необходимое его другу. Для других исторических деятелей, например, Павла I и Авраама Линкольна, вещие сны стали предвестниками скорой смерти.

Природа таких сновидений до сих пор не изучена, однако существует теория, объясняющая подобное явление. Согласно ей, вещие сны являются результатом подсознательной работы мозга, который в период ночных грез обрабатывает поступившую за день информацию и выдает ее таким образом. Иными словами, то, на что мы не обращали внимание днем, выплыло на поверхность ночью.

На сегодняшний день существует множество теорий, объясняющих феномен снов, научных и мистических. Однако вопрос, стоит ли верить снам, каждому человеку следует решить для себя самому.

Материал подготовила Гаврилова А.С.