К какой страсти относится курение. Отдаление от Бога

Светская медицина давно доказало вред употребления табака для человеческого организма. Многие люди считают, что курение разрешено православием, потому что об этом не указывается в Священных Писаниях. Однако они ошибаются: РПЦ негативно отзываются о привычке употребления табачной продукции. Курение есть грех, страсть, не позволяющая человеку идти по праведному пути к Небесному Престолу. Эта привычка является причиной душевных заболеваний и отдаления от божественного прощения.

Считается ли курение грехом

Обращаясь к вере, человек должен пересмотреть свой взгляд на бытие и отказаться от пагубных привычек, которые Церковь рассматривает в качестве греховных. Православные люди обязательно должны отказаться от курения, потому что оно привлекает негативную энергию и разнообразные неприятности.

Православная церковь негативно относится к традиции курения

  • Человек, не отказывающий в себе в табаке, теряет здоровье, уязвим для страстей и пороков. Он становится неспособным к совершению трудов, идущих на благо и во имя спасения души. Далее, курящие люди занимаются бесполезным транжирством, хотя могли пустить это деньг на милостыню храмам или сиротам.
  • Табачный дым оказывает колоссальное влияние на духовную составляющую личности. Курение ослабляет бдительность и позволяет страстям легче овладевать разумом. Вызывая зависимость, оно помрачает рассудок и приводит к медленной и отвратительной смерти от разнообразных болячек.
  • Душа, зараженная табакокурением, становится раздражительной и тоскливой, если не получает дыма в отведенный срок. Курильщики незаметно становятся рабами этого жуткого греха, несмотря на то, что каждая личность рождена для свободы во Христе Спасителе. Познавший истину освобождается ею же, а божественный дар любви воспринимает только тот, кто сумел сбросить с себя оковы бессмысленных привычек.
  • Зная о колоссальном вреде здоровью (что отмечают производители), люди редко останавливаются перед этой пагубной. Сигарета провоцирует онкологические заболевания, нарушения ЖКТ и мозговой активности. Сегодня люди проинформированы об этих недугах, но продолжают употреблять табак, следовательно, они совершают дурные действия, которые не позволят приблизиться к блаженству Небесных сфер.
  • Каждый разумный человек должен понять, что курение есть грех, потому что приносит только неприятности. Если продолжать втягивать в себя табачный дым, пропадает смысл в большинстве молитв, направленных на приобретение здоровья. Не имеет права человек, недавно державший в ротовой полости греховную сигарету, просит помощи у Всевышнего Творца. Здесь возникает противоречие, потому что Писания учат нас приобщаться к чистоте и целостности мировоззрения.
На заметку! Курение есть грех даже на интуитивном уровне, так как распространяет зловоние, покрывает окружение дымом и приносит огромный вред телу. Табак к тому же вызывает зависимость, от которой не так просто избавиться. Люди часто срываются, когда пытаются бросить курение, что привносит в их умы тоску и неверие. Возвращение к пагубной привычке понижает настроение, так как страсть коренится глубоко.

Необходимо помнить слова апостола Павла, который отмечал, что всё позволительно, но многое вредно и не должно обладать сознанием личности.

Упадок морали через курение

Во времена Петра I табак не рассматривался в качестве греха, церковнослужители даже поддерживали традицию. Однако с развитием научных технологий каждый человек узнал всю правду о курении, поэтому не должен обращаться к прошлым ошибкам.

Церковь говорит, что курение является греховной зависимостью

Привычка создает множество неприятностей, отдаляющих от истинного видения вещей.

  • Человек, употребляющий табак, постепенно оправдывает себя, создавая иллюзию свободы и веры в то, что легко избавиться от пагубы. В душе все более усугубляется гордыня, которая отталкивает людей от ритуалов исповедания и причастия.
  • Зависимость от табака провоцирует пьянство и чревоугодие, так как в слабом человеческом нраве существует особенность искать чего-то нового, когда одна страсть перестает доставлять большое удовольствие. Отсюда получается, что сигареты приводят к ненасытности и стремлению отгородится от настоящего.
  • Курящие люди редко контролируют себя и позволяют себе безнравственное поведение. Постепенно появляются другие слабости, человек уже не хочет заботиться о собственном здоровье. Однако Писания напоминают, что разрушающий тело обязательно испытает наказание.
  • Некоторые священнослужители, говоря о постоянном табакокурении, вспоминают об одержимости. Они предостерегают, что внутри сигаретного дыма находится демон зависимости, который становится все сильнее с каждой затяжкой. Человек первым делом поддается влиянию своего злобного господина и продолжает разрушать тело, дарованное Господом.
  • Курение рассматривается в качестве пустого деяния, не приносящего никакой пользы: нервная система истощается, появляется психологическая зависимость, страдают органы и постепенно проявляются страшные болезни.
  • Сигарета отдаляет от Господа и не позволяет принимать искреннее участие в причастии, которое совершается натощак. Верующий должен отстоять службу и выпить церковное вино, олицетворяющее кровь Спасителя. Перед этим ритуалом, как и во время него, нельзя курить, но зависимый от табака человек не способен выдержать пытку без зловредного дыма. Получается, что курильщик меняет великое таинство на бессмысленное влечение к табаку.
  • Церковь запрещает курить, потому что Господь велел своим детям сохранять телесную и духовную чистоту. Сигарета не позволит придерживаться этого закона, так как токсичные смолы оседают внутри органов, также подобным образом страдает и психология личности.
  • Священнослужители утверждают, что душа курящего не находит успокоения после смерти, так как не избавилась от демона зависимости при жизни. Грех курения осуждается и называется духовной слабостью, непотребством, а табак расценивается как подарок дьявола. Пагубная привычка сближает человека с негативными энергиями, доводит до морального падения и приближает физическую кончину.
Важно! Избавление от этой опасной привычки приходит только с пониманием негативных последствий. Человек бросит курить, когда возьмет свою волю в кулак и искренне пожелает чистоты телесной и духовной. С появлением такого желания необходимо идти в церковь, чтобы исповедаться и причаститься, ибо Господь всегда поддерживает мотивы к облагораживанию сознания.

Отношение церкви

Православная Церковь негативно относится к традиции курения, потому что табак вызывает зависимость, загрязняет смолами органы, разрушает нервную систему. Сигарета противоречит христианским обрядам, которые призывают верующих поддерживать чистоту оболочки и равновесие ума.

Курение - бессмысленное занятие, от которого совершенно никакого толку для людей и их окружения. Человек от этой пагубы не получает ничего доброго. Поэтому православные верующие должны сторониться этой пагубы, не несущей никакой пользы для становления личности.

Верующий обязан стремиться к вещам обстоятельным и полезным, потому что Господь, создавая мир, сотворил его правильным и рациональным. Отсюда получается, что курильщики, затягивая ежедневно в легкие ядовитый дым, разрушают тела, дарованные им Всевышним Творцом, и бессовестно противоречат изначальному замыслу Бога.

Православная церковь о курении

Почему курение является грехом? Приносит ли это занятие вред душе?

Отвечает священник Афанасий Гумеров :

Различные болезни души святые отцы определяют понятием страсть. Существуют различные классификации страстей. Человек соединяет в себе плотское и духовное начала. Поэтому в соответствии с этим страсти делятся на телесные и душевные. Первые имеют свою почву в телесных потребностях, вторые - в душевных. Ясно границу между ними провести трудно, так как «эпицентр» всех страстей находится в душе. Наиболее распространенные телесные страсти: «чревоугодие, прожорство, роскошь, пьянство, ядение в тайне, разные роды сластолюбия, блуд, прелюбодеяние, распутство, нечистота, кровосмешение, деторастление, скотоложство, худые пожелания и всякие противоестественные и постыдные страсти…» (Добротолюбие. Т.2, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993, с. 371). Курение относится к противоестественной страсти, ибо хроническое отравление себя ядом не коренится в области естественных потребностей тела.

Все страсти являются камнями преткновения на нашем пути к спасению. По своему происхождению природа человека как творение Премудрого Бога, как образ и подобие Его, обладает совершенством. Цель всей нашей христианской жизни - соединиться с Богом и только в Нем одном обрести блаженство вечной жизни. Совершая дело спасения, мы должны восстановить в себе образ Божий, искаженный многоразличными грехами, и стяжать подобие нашему Небесному Родителю. Пока человек находится в плену страсти, душа его не может восстановить искаженный образ и вернуть первозданное богоподобие. Если человек побежден страстями, то душа его оскверняется, ум мертвеет, воля оказывается бессильной. Святые отцы это состояние называют вторым идолопоклонством. Человек как кумирам поклоняется своим страстям. Идолопоклонник не может наследовать Царствие Небесное (Еф. 5:5). «Без чистоты от страстей душа не врачуется от греховных недугов, и не приобретает славы, утраченной преступлением» (преп. Исаак Сирин).

Любая страсть, являясь болезнью души, невидимыми звеньями сцеплена с другими недугами. Непроходимых стенок в душе нет. Вкоренившаяся страсть способствует формированию и других пороков. Грубо проявляется эгоизм. Мать, курящая во время прогулки над коляской, в которой спит младенец, удовлетворение страсти ставит выше здоровья своего ребенка. Курящие родители, как правило, научают этому своих детей. Дети не являются их собственностью. Когда они заражают их на всю их жизнь этой губительной привычной, поступают не только против христианской совести, но и вопреки общечеловеческой морали.

Если человек осознал пагубность курения, он часто унывает, видя, что стал пленником этой привычки и не имеет свободы. С курением также тесно связан грех самооправдания, притупление нравственного чувства. Примирившись с этой страстью, человек прощает себе и другие слабости, ибо велика сила прецедента.

Грехом курение является еще и потому, что разрушает здоровье. По общему учению святых отцов жизнь и здоровье даны нам Богом как дар. Сокращать жизнь пагубными привычками и нездоровым образом жизни есть серьезный грех. Курящий человек вредит своему здоровью и здоровью присутствующих. Нет, наверно, ни одного порока и извращения, который не пытались бы оправдать. Попытки говорить о «положительных» сторонах курения выглядят жалкими по сравнении с данными, которыми располагает медицина. В табаке содержится никотин (до 2%) - сильный яд. Сульфат никотина применяется для уничтожения вредителей с.-х. растений. При курении табака никотин всасывается в организм и вскоре проникает в мозг. Курит человек ежедневно в течение многих лет. Средний курильщик делает около 200 затяжек в день. Это составляет примерно 6000 в месяц, 72 000 в год и свыше 2 миллионов затяжек у 45-летнего курильщика, который начал курить в возрасте 15 лет. Такая затянувшаяся никотиновая атака приводит к тому, что яд со временем находит в организме слабое звено и вызывает тяжелую болезнь. В течение 30 лет курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или около 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. В одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадают в кровь. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50-100 мг (2-3 капли). В табачном дыме обнаружен целый ряд канцерогенов, вызывающих рак. Огромное количество в табаке и радиоактивных веществ. При выкуривании одной пачки сигарет в день человек получает дозу радиации, в 7 раз превышающую дозу, признанную предельно допустимой Международным соглашением по защите от радиации. Доказано, что радиация табачного происхождения является главной причиной возникновения раковых заболеваний.

Страсть является результатом сложения человеческой греховной воли и активности демонических сил, хотя и невидимой, но весьма реальной. Бесовские силы тщательно стараются скрыть свое соучастие в падении людей. Однако есть виды губительного порока, в которых особая роль диавола является очевидной. Самую впечатляющую иллюстрацию дает история табакокурения. Испанец Роман Пано в 1496 г. после второго плавания Х.Колумба привез табачные семена из Америки в Испанию. Оттуда табак проникает в Португалию. Французский посол в Лиссабоне Жан Нико (от его фамилии получил название никотин) в 1560 г. преподнес табачные растения качестве лекарственного средства королеве Екатерине Медичи (1519 - 1589), страдавшей мигренями. Увлечение табаком быстро стало распространяться сначала в Париже, а потом во всей Франции. Затем началось победное шествие табака по всей Европе. Все губительное для человека диавол стремиться навязать людям под личиной «полезного». Среди врачей 16 века многие считали табак лекарственным средством. Когда появились свидетельства вредоносных последствий курения, увлечение зашло настолько далеко, что остановить заразу уже не удалось. Первое время курение преследовалось, и курильщиков жестоко наказывали. В Англии курильщиков водили по улицам с петлей на шее, а упорных даже казнили. Английский король Яков I в 1604 г. написал труд «О вреде табака», в котором писал: «Курение - отвратительный для зрения, омерзительный для обоняния, вредный для мозга и опасный для легких обычай». Римский папа Урбан VII отлучал от церкви верующих. Принимались и другие меры. Однако каждый раз победителями оказывались курильщики, производители табака, торговцы им - все те, кто распространение губительного порока сделали своей профессией. Кнут, казни оказались бессильны перед этой губительной страстью, быстрое распространение которой сильно напоминает эпидемию (точнее пандемию). Какая-то сила, превосходящая человеческую, делает людей рабами вреднейшей привычки, от которой подавляющее большинство не расстается до самой смерти.

В России курение появилось в начале 17 века в Смутное время. Его принесли поляки и литовцы. Царь Михаил Романов сурово преследовал любителей дьявольского зелья. В 1634 г. был издан указ, по которому курильщики получали шестьдесят палочных ударов по подошвам. Во второй раз отрезался нос. По Уложению 1649 г. царя Алексея Михайловича предусматривалось наказание тому, у кого был найден табак: бить кнутом до тех пор, пока не признается, откуда табак получил. Суровые меры предусматривались в отношении торгующих: резать носы и ссылать в дальние города. Ввоз в страну табака был запрещен. Усилия остановить оказались безрезультатны. Царь Петр I был любителем курения. В 1697 году были сняты все запреты. Петр I предоставил англичанам монополию на торговлю табаком в России. Та стремительность, с какой этот губительный порок стал распространяться в народе, наводит на самые грустные мысли. Сейчас ежегодно в России производится около 250 миллиардов сигарет и еще 50 миллиардов штук привозится. Таким образом, страна потребляет 300 миллиардов. Россия в настоящее время занимает первые место в мире по росту табакокурения. Значительная масса курящих - подростки. И еще одна безотрадная особенность нашей страны - феминизация курения. По данным Всемирной организации здравоохранения, в России курит 70% мужчин и 30% женщин. На женский организм курение действует особенно разрушительно. По материалам ежегодной конференции Радиологического общества Северной Америки, курящие женщины при прочих равных условиях (исследователи принимали во внимание возраст больных, стаж курения, вид используемых табачных изделий и другие факторы) заболевают раком легких примерно в два раза чаще, чем мужчины. Канадские врачи на основе статистических данных, собранных в Ванкувере и Квебеке, утверждают, что у женщин, которые начали курение в возрасте до 25 лет шансы возникновения злокачественной опухоли груди возрастают на 70%. Специалистам в области социальной психологии хорошо известна сила воздействия на человека окружения. Сейчас значительную часть нашей городской среды составляют огромных размеров щиты, на которых рекламируется разрушительный для здоровья яд. Хоть на секунду, хоть на одно мгновение задумываются ли люди причастные к массовому отравлению людей, что на Страшном Суде за все придется дать ответ.

Можно ли избавиться от курения? Можно. В Англии за последние 10-15 лет перестало курить около 10 млн. человек. Каждый день курить бросает почти 2000 человек! Согласно общему учению святых отцов человек с помощью Божией может победить любую страсть. Великий старец Амвросий Оптинский дает советы в борьбе с недугом курения: "Пишете, что вы не можете оставить табак курить. Невозможное от человек возможно при помощи Божией; только стоит твердо решиться оставить, сознавая от него вред для души и тела, так как табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертью. - Раздражительность и тоска - это следствия болезненности души от табакокурения. Советую вам употребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедайтесь во всех грехах, с семи лет и за всю жизнь, и причаститесь Святых Таин, и читайте ежедневно, стоя, Евангелие по главе или более; а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска; опять нападет и опять читайте Евангелие. - Или вместо этого кладите, наедине, по 33 больших поклона, в память земной жизни Спасителя и в честь Святой Троицы".

Почему же так мало людей расстается с «подарком диавола»? Потому, что большинство курильщиков не хочет оставить эту привычку. А те, кто желают этого и предпринимают шаги к этому, в действительности, не имеют внутренней решимости. Несмотря на порывистые усилия, люди неоднократно бросающие курить, в глубине души сроднились с этой страстью. Бог всегда готов помочь человеку в этом спасительном деле, но ждет от него подвига. «Когда из любви к Богу желаешь совершить какое дело, пределом желания сего поставь смерть; и, таким образом, на самом деле сподобишься взойти на степень мученичества в борьбе с каждой страстью, и не понесешь никакого вреда от того, что встретится с тобой внутри оного предела, если претерпишь до конца и не расслабеешь. Помышление немощного рассудка немощною делает силу терпения; а твердый ум тому, кто следует помышлению его, сообщает даже и силу, какой не имеет природа» (преп. Исаак Сирин).

Многочисленные беды, грехи человечества можно условно разделить на мелкие неприятности и огромные испытания. Казалось бы, на незначительных и малозаметных погрешностях не стоит заострять внимание, в мире существуют проблемы важнее. Но именно мелкие грехи и недостатки в совокупности оказывают на человека по-настоящему умерщвляющее действие, постепенно уничтожая его как духовно, так и физически. К таким порокам относится курение.

Немного истории

В России обычай курения был введен Петром I. Традиция приживалась тяжело, равно как и другие, чуждые русской культуре насильственно внедряемые реформы. На востоке отношение к пагубной привычке совсем иное — курение является исторической традицией. Или, например, в Греции курящий человек воспринимается спокойно, без осуждения и без претензий. Обряд курения там является дополнением к обычной трапезе.

Еще сто лет назад терпимое отношение к табаку было и в русской церкви. Теперь, благодаря особенностям отечественной культуры и благотворному влиянию православных заповедей, ситуация в корне изменилась. Принципиальное неприятие табакозависимости стало нормой в православии.

Курение с точки зрения православной церкви

Отрицательное воздействие никотина на организм человека доказано наукой. О том, что курение — это грех, церковь говорит вполне обоснованно.

  1. Каждый курильщик ищет оправдание своей привычке, ему кажется, что он рассуждает здраво. Но реальных причин дышать дымом, травить ядом органы нет. Оправдание недостойного поступка считается тяжким грехом.
  2. Человек, употребляющий табачные изделия, тратит много времени на эту привычку. Иначе говоря, превращает большую часть жизни в пустое времяпрепровождение, именуемое церковью праздностью. Праздность является грехом. Она порождает лень и безделье.
  3. Табакозависомость ведет к развращению и опустошению личности. Наступает момент, когда сигарета не доставляет удовольствия. Такое положение провоцирует курильщика на тягу к алкоголю, низменным страстям, чревоугодию. Уничтожается нравственность, духовность, парализуется воля, пропадает ответственность за свои действия, за жизнь свою и близких людей.
  4. Грех курения способствует разврату и деградации. Это, в свою очередь, порождает преступность, провоцирует аморальное поведение в целом.

Православная церковь, христианская вера выступают за свободу человеческой личности, за нравственное здоровье и волевой дух.

Человек, который находится в рабстве у плохой привычки, по религиозным канонам, лишен свободы, причем делает он это сознательно. Вот почему курение, с точки зрения православной веры, считается грехом.

Является ли курение грехом для верующего

Ответ на вопрос, является ли грехом привычка курить, для верующего человека однозначен. Причин этому много. Акцент ставится не на физический вред и зависимость от химических процессов. Страшна и опасна психологическая зависимость, которая разрушает личность.

Тело человека призвано служить храмом Святого Духа. В этом храме должно быть чисто и светло. Курильщик, потакая своей привычке, не проявляя волевых усилий для ее уничтожения, воздвигает стену между Богом и собой. Кирпичиками этой стены становятся низменные инстинкты: страсть, самолюбие, эгоизм, разврат, грязные помыслы и так далее. Человек, лишенный воли, не может быть сильным, он добровольно отказывается от помощи Небесного Отца.

Привычка курить препятствует духовному развитию. Курильщик зачастую использует ложь для оправдания своих поступков, не отдавая себе в этом отчета.

Он лжет себе, своим близким, попадая в замкнутый круг. Родственные, дружеские и профессиональные связи отступают на второй план, разрушаются, затем пропадают вовсе.

Грех курения заключается в следующем:

  • человек осознанно наносит вред себе и окружающим;
  • курильщик испытывает зависимость от никотина, его воля парализована, а дух сломлен;
  • курильщики добровольно лишают себя свободы, они зависимы от привычки;
  • личность деградирует, становится неадекватной;
  • страсть не покидает человека после смерти, его душа, не получая удовлетворения, будет страдать в потустороннем мире.

Положительные моменты при отказе от сигарет

Если сопоставить вред физический и вред духовного плана, то в первую очередь следует обратить внимание на поведение курильщика. Как правило, раздражительность, апатия, отсутствие должного внимания и чуткости — это верные спутники пагубной привычки. Каждый, кто хочет покончить с этим, должен помнить, что душевное равновесие, гармония несовместимы с болезненным состоянием психики.
Курение — грех или нет, каждый решает для себя сам. Но, принимая решение, необходимо знать и учитывать положительные моменты при отказе от сигареты:

  • происходит духовное обновление личности;
  • повышается самооценка;
  • отступает раздражительность и депрессивное состояние;
  • восстанавливается физическое здоровье;
  • улучшается качество жизни;
  • экономятся средства;
  • появляются новые интересы;
  • человек чувствует себя под божьей защитой, обретает свободу;
  • меняются жизненные приоритеты.

Можно долго рассуждать о вреде курения, о греховности поступка, о преимуществах жизни без табака, но неизменным остается одно: до тех пор, пока курильщик не увидит греха в привычке курить, пока он не возненавидит этот грех, любая попытка избавиться от зависимости обречена на провал.

Отношение к табачной зависимости в современном православном мире

По статистическим данным от Всемирной организации здравоохранения, среди взрослого населения нашей страны курит 39%, а 60% от этого количества — мужчины. Показатель не утешительный, хуже цифра только у Бангладеш. Тем не менее во всем мире ведется активная пропаганда о вреде курения, к борьбе со злом давно подключилась православная церковь.

Полагаясь на христианские каноны, священнослужители настоятельно рекомендуют отказаться от вредной привычки, приравнивая ее к самому настоящему самоубийству. Кроме того, курение на виду у несовершеннолетних детей отрицательно сказывается на их психическом состоянии.

Незрелая психика ребенка не способна правильно воспринимать ситуацию. Подросток может выбрать неверную жизненную позицию, обрекая себя на плохое будущее.

Пристрастие к сигарете не только осуждается, но и приравнивается к греху. Православная церковь отождествляет курение с духовным кризисом, предостерегает каждого человека, что даже одна выкуренная сигарета может оказать сильное влияние на душевное и физическое состояние. По мнению церкви, для курильщика главным критерием при оценке жизненных приоритетов становится получаемое удовольствие. Ложная эйфория от никотина, наркотика или алкоголя неизменно сменится потерей способности принимать адекватные решения.

Мнение курильщика, что он сам сделал выбор — курить или не курить, ошибочно. Православие не поддерживает подобную позицию, напоминая, что только свободный от какой-либо зависимости человек может принимать правильные решения. Распознать и устранить причину, которая провоцирует тягу к никотину — это первоочередная задача для того, кто намерен избавиться от табачного рабства.

Все знают, как опасно курение для физического здоровья. А есть ли опасность духовная? Почему эта пагубная привычка считается грехом? Вон ведь в православной Греции курят даже священники. За разъяснениями мы обратились к пастырям Русской Церкви.

Никотинный дым занимает в душе место Божией благодати

Несомненно, курение - это грех. Поделюсь своим священническим опытом: я причащал умирающих, присутствовал на похоронах и видел, что смерть многих людей была напрямую связана с курением. Причем избавиться от этой пагубы очень сложно. Однажды я соборовал и причащал перед смертью женщину, умиравшую от рака гортани, так и в таком состоянии она не могла бросить курить. Даже перед Причастием затянулась несколько раз! Но так как она умирала, я не мог ее не причастить. А сколько людей умирает от рака легких, вызванного курением! Но не только на органы дыхания разрушительно влияет табак - на другие тоже.

Если ты ночью встаешь покурить, если утром затянулся, то как ты пойдешь потом к Причастию?

Пагубность этой привычки, вызывающей серьезную зависимость, еще и в том, что многие курильщики из-за курения не могут причащаться. Если ты ночью встаешь покурить, если утром затянулся, то как ты пойдешь потом к Причастию? Или даже ты дотерпел, причастился, а потом что? Выйдя из храма, жадно затягиваешься? Так что это греховное удовольствие лишает курильщика Таинства.

Невозможность бросить курить - это миф. Я лично знаю нескольких человек, которые, будучи курильщиками с серьезным стажем - лет по 30-40, сумели бросить дымить. С Божией помощью все возможно. Если человек обращается к Богу, Он ему помогает эту заразу бросить.

Старец Силуан: «Всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать»

Даже на упаковках сигарет официально пишут: «Курение убивает». Как же не является грехом то, что убивает, что мучает, лишает здоровья, доставляет страдание самому курящему и огорчает близких ему людей?

Все наши грехи делятся на три вида: грехи против Бога, против ближних и против самих себя. Так вот курение - это, безусловно, грех против себя, сознательное сокращение своей жизни, то есть разрушение бесценного дара Божия, данного нам для спасения нашей души. Но в каком-то смысле это и грех против ближних, которые вынуждены вдыхать дым сигарет в общественных местах.

Курение - это зависимость. Оно порабощает волю человека, заставляет вновь и вновь искать своего удовлетворения. В общем, имеет все признаки греховной страсти. А страсть, как известно, доставляет душе человека только новые муки, лишает ее и без того малой свободы.

Иногда курильщики говорят, что сигарета им помогает внутренне успокоиться и сосредоточиться. Однако известно, что никотин действует разрушающе на мозг и нервную систему. А иллюзия успокоения возникает потому, что никотин оказывает еще и тормозящее воздействие на рецепторы головного мозга. Ни одному человеку курение не принесло и минимальной пользы, и я уверен, что в мире не найдется такого курильщика, который хотя бы раз в жизни не пожалел, что он так сильно пристрастился к никотину.

В оправдание курения часто ссылаются на православную Грецию, где курят даже священники. Действительно, в Греции самый высокий уровень в мире потребления сигарет на душу населения. Но ничего хорошего в этом нет. Возможно, курение распространилось там под влиянием исламских традиций, которые разрешают курение. А вот если мы посмотрим на Афон, этот образец строго духовной жизни как для Греции, так и для всего православного мира, то увидим, что никакого курения там нет. Преподобный Паисий Святогорец относился к курению однозначно отрицательно. И преподобный старец Силуан Афонский так же.

Является ли курение грехом? - Да, конечно. Хотя сейчас в Греции курение грехом не считается. Да что тут мудрить! Даже интуитивно курение воспринимается как что-то негативное: дым, вонища, вред здоровью… А главное - это же страсть, и вот в этом уже никаких сомнений быть не может. Скажу честно: в юности я курил. Недолго, лет пять, но так основательно, что даже и «Беломором» чадил, «Примой» не брезговал. Кто знает - поймет… Так вот, втянувшись в эту пагубную страсть, я очень скоро почувствовал: надо с этим делом завязывать - хотя я не был тогда еще крещен. Но совесть чувствовала. И вот из пяти лет своего курения я года три «бросал» и никак не мог бросить. Отчетливо помню свои ощущения. Я проснулся с утра в отличном настроении с решимостью больше не курить, но к обеду настроение гаснет, мир вокруг тускнеет, и всё без курева кажется пустым и бессмысленным - первый и верный признак действия страсти. Так что после обеда помаешься, помаешься и… эх, одну только! - закуришь с наслаждением, «порадуешься жизни», а через минуту уже думаешь с тоской: ну вот, опять сорвался. И действительно - снова начинаешь курить. Или даже так бывало: продержишься без курева неделю-другую и уже чувствуешь себя «героем», а потом оказался где-то в компании, расслабился и позволил себе мысль: «Одна сигарета ничего не решает», выкурил - и тут же понимаешь: всё, сорвался. И точно - опять начинаешь курить и маяться от того, что не можешь с этой пагубной страстью справиться. Больше того, даже когда я курить бросил, мне несколько лет снилось: я закурил - и с ужасом и тоской понимаю, что вот, сорвался и всё начинается сначала. Это говорит о том, что страсть продолжала гнездиться в душе. Так как же сказать после этого, что курение - не грех?

Апостол Павел говорит: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12).

Курение противоречит замыслу Божию о человеке, как и всякая бессмыслица

Конечно, курение является грехом. Как и все бессмысленное. Какой смысл в курении? Что доброе получает от него человек? Никакого смысла и ничего доброго. А Господь сотворил все премудро и осмысленно. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1: 31). Значит, курение противоречит замыслу Божию о человеке, как и всякое бессмысленное и ненужное.

Не будем забывать, что курение приносит и многоразличный вред человеку. А все, что вредит человеку, мучает его, тоже неугодно Господу. Какой это вред, все мы отлично знаем. Это и разрушение здоровья, данного Богом для совершения трудов по спасению своей души, и материальный ущерб, когда тратим деньги на бессмыслицу, а могли бы потратить на доброе, например подать милостыню.

Но главный вред курения, конечно, духовный. «Табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертью. Раздражительность и тоска - это следствие болезненности души от табакокурения», - учит нас преподобный Амвросий Оптинский. А еще мы становимся рабами этого греха. «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8: 34). А мы призваны к свободе во Христе: «И уразумеете истину, и истина освободит вы» (Ин. 8: 32). Дар Любви может воспринять только свободный во Христе человек.

Поэтому помоги нам, Господи, избавиться от всего вредного и ненужного, чтобы мы были в радости и любви, а не в мучении здесь и в вечности. И зависели только от Святого Бога, а не от сигарет, греховных удовольствий и, в конечном счете, от диавола, который за всем этим и стоит.

Кто ты, если сознательно губишь дар Божий?

Каждый из нас примерно знает, как выглядит пачка сигарет. Там крупными буквами написано: «Курение убивает». Вот из этого уже можно сделать вывод, является ли грехом употребление того, что нас убивает. Конечно же, является.

Часто люди обращаются к Господу с просьбой о здоровье. И большинство наших молитв в какой-то мере тоже о здоровье. И друг другу мы здоровья желаем. А храним ли мы то здоровье, которое даровал нам Господь? Многие ли из нас занимаются спортом, делают зарядку по утрам? Думаю, немногие. Мы кушаем перед сном, хотя знаем, что этого делать нельзя. Потребляем пищу в избытке, понимая, что это приведет и к лишнему весу, и к проблемам со здоровьем. А мы должны хранить то, что Господь дал. То здоровье, которое есть. Курение же не приведет к прибавлению здоровья.

Если курильщик будет обращаться к Господу с просьбой: «Господи, дай мне здоровья!», кем он будет выглядеть в очах Божиих?

Все мы прекрасно понимаем, какие риски сопровождают человека курящего: это и онкологические заболевания, и болезни желудочно-кишечного тракта, и нарушение мозговой деятельности… Это раньше курильщики не знали о том, как табак подтачивает здоровье. А если ты знаешь, что курение вредит тебе, но куришь, ты совершаешь грех: ты сознательно губишь свое здоровье. И если курильщик будет обращаться к Господу с просьбой: «Господи, дай мне здоровья!», кем он будет выглядеть в очах Божиих? И как просить у Бога здоровья теми же устами, которыми только что выкурил сигарету? Это нелепица какая-то. Вопиющее противоречие. А Господь призывает нас к целостности, целостности мышления прежде всего. Мы Евангелие читаем для чего? Чтобы ум наш по евангельски мыслил, чтобы во Христе был.

Так что курение - это грех. Причем грех страшный, наносящий ущерб богодарованному здоровью.

Библия никогда прямо не упоминала о курении. Но все же, есть несколько глав, которые однозначно касаются курения. Во-первых, Библия рекомендует нам не разрешать нашим телам быть подвластными чему-либо.

Нет сомнений в том, что курение это серьезная зависимость. Далее, в том же отрывке говорится:

Курение, несомненно, приносит вред нашему здоровью. Доказано, что курение повреждает легкие и, зачастую, сердце.

Можно ли рассматривать курение «полезным» (1 Коринфянам 6:12)? Можно ли говорить о том, что курение – это «прославление Бога в телах ваших» (1 Коринфянам 6:20)? Может ли человек курить «во славу Божью» (1 Коринфянам 10:31)? Мы верим в то, что ответ на все эти три вопроса один – «нет». В результате, мы верим в то, что курение – это грех, и посему он не должен практиковаться последователями Христа.

Некоторые возражают этому мнению, апеллируя к тому факту, что многие люди употребляют нездоровую пищу, и это такая же зависимость и она так же вредно влияет на их тело. Для примера, многие люди так безнадежно зависимы от кофеина, что они попросту не могут нормально функционировать без утренней чашки кофе. Даже если это и правда, то как это оправдывает курение? Наша точка зрения такова, что христиане должны избегать чревоугодничества и чрезмерно вредной пищи. Да, христиане часто лицемерят, осуждая один грех, и, в то же время, позволяя себе другой… но, опять таки, это не способствует прославлению Господа через курение?

Другой аргумент, противоречащий этому мнению, – это тот факт, что многие набожные люди курят, такие как известный британский проповедник Сперджен. И опять, мы не верим в то, что этот аргумент имеет какую-то силу. Мы верим в неправоту Сперджена касательно курения. Был ли он в других отношениях набожным человеком и великолепным учителем Божьего Слова? Однозначно! Делает ли это все его действия и привычки славящими Господа? Нет!

Утверждая, что курение является грехом, мы не утверждаем тем же самым, что курильщики не будут спасены. Многие верующие в Иисуса Христа курят. Курение не мешает человеку впоследствии быть спасенным. Курение прощается так же, как и любые другие грехи, и это не зависит от того, только ли собирается человек стать христианином или уже христианин признает свой грех перед Богом.