Почему снятся блудные сны. О снах

Блудный сын вернулся и раскаивается

Блудный сын — сегодня с иронией так говорят о человеке, надолго покинувшем кого-то или что-то, но в конце концов вернувшимся.
Однако в христианской религиозной традиции смысл притчи о блудном сыне значительно серьёзнее. Автор притчи — сам Иисус. Но донёс её до людей евангелист Лука, который в жизни был греком или сирийцем, врачом, пошел за апостолом Павлом и стал его ближайшим помощником и приверженцем. Принял ли Лука гиюр, то есть стал лион иудеем — неизвестно, но традиционно считается, что свое Евангелие Лука писал, имея в виду прежде всего греческих читателей

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;
12 и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения» И отец разделил им имение
13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. 14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться
15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней
16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему
17 Придя же в себя, сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода
18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих»
20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его
21 Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим»
22 А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги
23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться.
25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование
26 и, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?»
27 Он сказал ему: «брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым»
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его
29 Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими
30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка»
31 Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое
32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся»
Евангелии от Луки (15,11-32)

Выводы из истории о блудном сыне

Для Бога каждый человек дорог, как сын для отца
Нужно уметь прощать, быть добрее, милосерднее, уважать не только чужие добродетели, но мнения, пусть даже ошибочные. И хотя поступок отца далек от абстрактного понятия справедливости (Но старший брат сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими, а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка»), иногда следует от неё отступиться ради проявления сострадания к тому, кто в нем нуждается и о нём взывает

Первоисточником притчи Иисуса о блудном сыне является идея иудаизма о раскаянии. Мудрецы Талмуда подчеркивали значение раскаяния для человека. Раскаяние создал Бог, оно достигает трона Господня, продлевает жизнь человека и приносит избавление от мук совести. Бог побуждает Израиль раскаяться и не стыдиться раскаяния, как сын не стыдится вернуться к любящему его отцу.

"Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.
Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли"
(Книги пророка Исайи, глава 1)

«Возвращение блудного сына»

Рембрандт «возвращение блудного сына»

Словосочетание «блудный сын» чаще всего сопровождается с существительным «возвращение»
«Возвращение блудного сына» — одно из наиболее известных и таинственных живописных полотен великого голландского художника Рембрандта. Неизвестна точная дата создания картины. Искусствоведы предполагают годы 1666-1669. По разному трактуются фигуры, изображенные на полотне. Нет спора лишь по поводу персонажей отца и блудного сына. Кто остальные — женщина, мужчины, старший брат вернувшегося грешника, странник, сопровождающий младшего, сам Рембрандт, изобразивший себя, они конкретны или аллегоричны — неизвестно

Употребление выражения «блудный сын» в литературе

«В общем, устроился… Блудный сын, возвращаюсь домой. Сорок лет назад меня сюда привезли, и вот проходит каких-то сорок лет, и я опять здесь! » (Андрей Битов «Рассеянный свет»)
«В «культурную» жизнь богатой семьи врывается, как порыв вихря через плохо закрытое окно «он», блудный сын, высокий, сумрачный и загадочно-опасный, после безвестного семилетнего отсутствия» (Л. Д. Троцкий «О Леониде Андрееве»)
«А ведь есть хасидская версия притчи, и там ― послушайте, послушайте, это страшно интересно: там рассказывается, что в чужих странах блудный сын забыл родной язык, так что, вернувшись в отчий дом, не смог даже попросить слуг позвать отца» (Дина Рубина «Русская канарейка»)
«Притихший дядя Сандро сидел рядом с отцом, как недоблудивший блудный сын, загнанный обстоятельствами в родной дом и вынужденный пребывать в застольном смирении» (Фазиль Искандер «Сандро из Чегема»)
«Внезапная смерть старого князя смягчила сердца богов, и Сергей Мятлев, словно блудный сын, вернулся под кавалергардский кров» (Булат Окуджава «Путешествие дилетантов»)

Демон нечистоты

Каждому священнику периодически приходится отвечать на один и тот же вопрос (обычно его задает молодежь): «Почему телесные, плотские отношения между мужчиной и женщиной вне брака считаются грехом? Ведь все это совершается по обоюдному согласию, никому не причиняется вред, ущерб. Вот прелюбодеяние – другое дело: это измена, разрушение семьи. А здесь что плохого?».

Для начала вспомним, что такое грех. «Грех есть беззаконие» (1 Ин. 3: 4). То есть нарушение законов духовной жизни. А нарушение как физических, так и духовных законов ведет к беде, к саморазрушению. На грехе, на ошибке ничего хорошего построить нельзя. Если при основании дома допущен серьезный инженерный просчет, дом долго не простоит; такой дом был построен как-то в нашем дачном поселке и через год развалился.

Святое Писание называет сексуальные отношения вне брака блудом и относит их к наиболее тяжелым грехам: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малокии (то есть занимающиеся рукоблудием. – П.Г. ), ни мужеложники… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9–10). Не наследуют, если не покаются и не перестанут блудить. Для впавших в блуд церковные канонические правила, например святителей Василия Великого, Григория Нисского, также очень строги: им запрещается причащаться, пока они не покаются и не понесут епитимью. О сроках епитимьи умолчу. Такого современный человек просто не выдержит.

Почему же Церковь с такой строгостью смотрит на грех блуда и в чем опасность этого греха?

Нужно сказать, что плотское, интимное общение между мужчиной и женщиной никогда Церковью не возбранялось, даже, наоборот, благословлялось, но только в одном случае – если это брачный союз. И, кстати, не только венчанный, но и просто заключенный по гражданским законам. Ведь и в первые века христианства существовала проблема, когда один из супругов принимал христианство, а другой (или другая) пока еще нет. Апостол Павел не разрешал таким супругам разводиться, признавая, что это тоже брак, пусть пока без благословения церковного.

Тот же апостол пишет о супружеских телесных отношениях: «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7: 3–5).

Господь благословил брачный союз, благословил плотское общение в нем, служащее деторождению. Муж и жена отныне уже не двое, а «одна плоть» (Быт. 2: 24). Наличие брака – это еще одно (пусть не самое главное) отличие нас от животных. У зверей брака нет. Самка может совокупляться с любым самцом, даже с собственными детьми, когда они вырастут. У людей же существует брак – взаимная ответственность, обязанности друг перед другом и перед детьми.

Телесные отношения – это очень сильное переживание, и они служат еще большей привязанности супругов. «К мужу влечение твое» (Быт. 3: 16), – сказано про жену, и это взаимное влечение супругов также помогает скреплению их союза.

Но то, что благословляется в браке, является грехом, нарушением заповеди, если совершается вне брака. Супружеский союз соединяет мужчину и женщину в «одну плоть» (Еф. 5: 31) для взаимной любви, рождения и воспитания детей. Но Библия говорить нам и о том, что в блуде люди тоже соединяются в «одну плоть», но только уже в грехе и беззаконии – для греховного наслаждения и безответственности: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницей становится одно тело с ней?» (1 Кор. 6: 15–16).

И действительно, каждая беззаконная плотская связь наносит глубокую рану душе и телу человека, и когда он захочет вступить в брак, ему будет очень тяжело носить в себе этот груз и память о прошлых грехах.

Блуд соединяет людей, но для того, чтобы осквернить их тела и души.

Любовь между мужчиной и женщиной возможна только в браке, где люди дают друг другу перед Богом и всеми людьми обеты верности и взаимной ответственности. Ни просто половые связи, ни сожительство с одним партнером в модном ныне «гражданском браке» не дает человеку настоящего счастья. Потому что брак – это не только телесная близость, но и духовное единение, любовь и доверие любимому человеку. Понятно, что ни беспорядочные связи, ни сожительство без регистрации этого дать не могут. Какими бы красивыми словами ни прикрывались любители «гражданского брака», в основе их отношений лежит одно – взаимное недоверие, неуверенность в своих чувствах, боязнь потерять «свободу». Люди блудящие обкрадывают сами себя; вместо того чтобы идти открытым, благословленным путем, они пытаются украсть счастье «с черного хода». Один весьма опытный в семейной жизни священник сказал как-то, что живущие вне брака подобны людям, которые, надев на себя священнические облачения, дерзают служить литургию; они хотят получить то, что им не принадлежит по праву.

Данные статистики свидетельствуют, что браки, в которых был период сожительства до женитьбы, распадаются гораздо чаще, чем те, где супруги такого опыта не имели. И это понятно и объяснимо: грех не может лежать в фундаменте семейного здания. Ведь телесное общение супругов дается им как награда за их терпение и чистоту. Молодые люди, которые не хранят себя до брака, – люди расхлябанные, безвольные. Если они ни в чем не отказывали себе до брака, то так же легко и свободно пойдут «налево» уже в браке.

Храни сердце твое

С чего начинается грех блуда? «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5: 28). Вот где начало страсти. Человек впускает ее в сердце, услаждается ею, а там уже недалеко и до телесного греха.

Да, грех исходит из сердца, но в сердце он тоже как-то попадает. Попадает из нескольких источников. Блудная страсть, как говорят святые отцы, напрямую связана с грехом, о котором мы говорили в предыдущей статье, – со страстью чревоугодия, телесного пресыщения и излишнего винопития. «Воздержание порождает целомудрие, чревоугодие же есть матерь блудной похотливости». Вспомним еще: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5: 18). Любообъедение – страсть плотская, и обуздать ее можно, приучая плоть к воздержанию и умеренности. Жирная, сытая, острая пища, обильное винопитие – все это очень горячит кровь, вызывает игру гормонов, возбуждает. Это общеизвестный факт.

Другой фактор, влияющий на буйство плоти, – это нехранение зрения и других чувств. Конечно, у нас нет еще такого чудовищного разврата, в котором утопал Древний Рим, хотя мы приближаемся к этому. Но вот такой пропаганды и рекламы этого греха Рим точно не знал. В статье о средствах массовой информации уже немало было сказано про это. Не только телеэфир (телевизор хотя бы можно выключить), но и улицы наших городов наполнены изображениями обнаженных тел. Притом бесстыдные рекламные щиты порой «украшают» самые напряженные трассы. Думаю, что аварийность около таких плакатов повышается в несколько раз. Один московский священник как-то не выдержал, принес большую лестницу и на огромном непристойном плакате написал черной краской: «Лужков, ты мэр Содома?». Конечно, все это делается, чтобы разложить, ослабить нацию. Известный факт: Гитлер распространял на оккупированных территориях порнографию и противозачаточные средства. Притом что в самой Германии порнография была запрещена.

Можно ли уберечься от всей этой скверны, которая буквально преследует нас на каждом шагу? Сложно, но можно. Господь не дает испытания не по силам. И тот человек, который хочет хранить свою душу и тело в чистоте, сможет это сделать даже в Содоме, подобно праведному Лоту.

Первое, что нужно сделать, – сократить количество источников соблазна до минимума. Второе: не фиксировать свое внимание на раздражающих объектах, не прилепляться к ним. Не пожирать глазами соблазнительные картины, а научиться скользить по ним взором, как бы не замечая их.

И третье: не только не проявлять особого внимания к соблазнам, но и изменить свое отношение к ним, воспринимать как нечто нейтральное. Приведу пример в объяснение моей мысли. Хотя я и имею довольно серьезный водительский стаж, но все же страдаю невнимательностью, рассеянностью на дороге. В пути могу засмотреться на что-нибудь интересное, необычное, и это меня не раз подводило. И я выработал правило, дал себе зарок: за рулем следить только за дорожной обстановкой, знаками, показаниями приборов, а на всем остальном, отвлекающем, не фиксировать взор, как бы скользить взглядом по предметам, не останавливаясь долго на них. В обычной, не автомобильной, жизни такой прием тоже помогает хранить зрение. Когда встречаешь что-то неполезное, вызывающе соблазняющее, нельзя не видеть этого (хотя полезно и отвести взор), но можно не рассматривать, не останавливаться взглядом. Конечно, для этого нужен определенный навык. Но зато потом уже чисто автоматически начинаешь отсеивать то, на что не нужно смотреть.

Еще один важный способ хранения себя от соблазнов – изменение отношения к вещам соблазняющим. Вещи сами по себе нейтральны; хорошими или плохими их делает наше отношение к ним. Например, на женщину можно смотреть как на предмет вожделения, а можно (даже если она не очень скромно одета) как на нечто нейтральное. Об этом пишет святитель Феофан Затворник: «Как же быть, если, живя в обществе, нельзя не смотреть на жен? Но ведь не просто смотрящий на жену прелюбодействует, а смотрящий с вожделением. Смотреть – смотри, а сердце на привязи держи. Смотри очами детей, которые смотрят на женщин чисто, без дурных мыслей».

На существо противоположного пола можно смотреть как на сестру или на мать (на брата или отца), но не как на нечто разжигающее в нас похоть. Ведь очень часто мы сами готовы открыть душу страсти. Но если она закрыта на замок, соблазнительному образу, картинке сложно будет проникнуть внутрь. Если человек имеет жену, для него может существовать только одна женщина – супруга. Только ее он может любить как женщину, все остальные не имеют пола. Он должен видеть в других женщинах только человеческое, а не женское. Враг очень силен, и от нескромного взгляда, легкого флирта до прелюбодеяния – один шаг. Хранить в чистоте нужно не только зрение, но и ум. Нечистые, блудные мысли, как грязь, пачкают, оскверняют душу и сердце. Недаром демона блуда преподобный Ефрем Сирин назвал «бесом нечистоты». О том, как бороться с греховными нечистыми помыслами, мы уже говорили в одной из предыдущих статей.

Все, что было сказано выше, относится к помыслам, чувствам, желаниям – с этого начинается страсть блуда. Второе, о чем нужно помнить, – это наше поведение. «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18: 7). Нескромная одежда, двусмысленные шутки, легкость в обращении с противоположным полом – все это может навредить не только нам, но и другим людям. И тогда «горе нам». Что бы мы ни делали, нужно всегда задумываться: не движет ли нами бессознательно какая-либо страсть, и как наше поведение отзовется в сердце другого человека.

Горе миру от соблазнов

Очень многое в нашей жизни зависит от отношения к той или иной проблеме. Даже к явному соблазну можно относиться вполне нейтрально. Но если специально настраивать себя, подогревать в себе страсть, достаточно небольшого толчка, чтобы страсти сорвались с цепи.

В наше время и средства массовой информации, и современная литература, искусство, даже образование пытаются внушить нам мысль, что грех – это норма, а черное – это белое. Особенно яро пропагандируется грех блуда: «Сексуальная жизнь необходима всем без исключения (в разных формах), без этого просто нельзя прожить, без этого у тебя никогда не будет ни счастья, ни здоровья, вообще ничего. Если у человека есть половые органы – они должны обязательно действовать и т.д.». Об этом можно говорить очень долго, но все ясно и так. Все перевернулось: грех, извращения – это не то, от чего надо избавляться, а то, без чего невозможно прожить. Источник всего этого тоже известен. Нам предлагается чудовищная ложь, а «отец лжи», как известно, диавол.

Можно ли, живя в этом страшном мире разврата и греха, сохранить чистоту?

Евангелие, Новый Завет, где блуд называется смертным грехом, написано не только для людей I века. Оно написано для всех времен и для нас, христиан XXI столетия. Где жили первые христиане? В Римской империи. А Рим достиг такого уровня распущенности, разврата, половых извращений, до которых наша страна пока, слава Богу, еще не дошла. И, тем не менее, христиане смогли сохранить себя, свои семьи от натиска нечистоты. И христианство, несмотря на жесточайшие гонения, смогло изменить этот мир. Империя в начале IV века стала христианской.

Если говорить не о временах первых христиан, а о нашем недавнем прошлом, то еще 20 лет назад многое, что современная молодежь считает смешным, нелепым и устаревшим, было нормой. Нормой было обязательно создать семью. Для большинства девиц было нормой хранить себя до брака. Сожительство без брака осуждалось обществом и было явлением крайне редким. Так было в нашей стране, где семейные традиции не умерли даже в советское безбожное время. И вообще любой нормальный человек рано или поздно понимает, что путь распущенности, вседозволенности, разрушения семьи – это путь в никуда. Америка, измученная плодами «сексуальной революции», повернулась в сторону нравственных, семейных ценностей. С 1996 года в США введена программа под названием «Обучение воздержанию». На ее реализацию выделяется по 50 млн. долларов в год. Задача этой программы – противостоять половой распущенности, абортам, внебрачной беременности, пропагандируя воздержание и объясняя подросткам, что оно не наносит вреда организму.

В нашей стране, к сожалению, пока, наоборот, всячески насаждается мнение, что воздержание вредно: «Если есть органы – они должны работать во что бы то ни стало. Если есть желания – они должны удовлетворяться». И поэтому мы и перегнали всех по абортам и количеству брошенных детей.

Немного о детородных органах. Они даны нам для репродукции, для воспроизведения потомства. И все животные организмы их для этого и используют. Нефункционирование их не может привести к потере здоровья. Например, женщина может родить за свою жизнь одного ребенка, а может вообще не родить. При этом ее матка так и останется невостребованной, но это не значит, что женщина будет болеть. В человеческом организме заложены механизмы саморегуляции.

Все зависит от нашего отношения к проблеме воздержания. Если человек настроится, что жить не сможет, умрет без половых связей, ему действительно будет невозможно воздержаться. А настроенный на воздержание, хранящий себя от соблазнов сможет понести это.

В браке также необходимо научиться воздержанию. Ведь существуют посты, периоды беременности, может случиться болезнь. Есть люди, чья профессиональная деятельность предполагает длительные командировки. И так было всегда, и супруги как-то терпели, смирялись. Многие благочестивые матери имели много детей и во время беременности и кормления грудью (а это больше двух лет) не имели плотского общения с мужем.

А сейчас даже иные врачи советуют лечить некоторые болезни (например, простатит) с помощью случайных связей. Если у мужчины нет жены, они советуют завести любовницу, чтобы «подлечиться». Что тут можно сказать? Простатит – болезнь не новая. Но в наше время безнравственность и распущенность захватили все слои общества и сословия, в том числе и врачей. Никакой грех не может лежать в основе лечения. Грех не созидает, а только разрушает. Сейчас появилось очень много современных препаратов и методов лечения мужских болезней. Недобросовестные же врачи иногда дают просто ужасные советы. Один мужчина потерял единственного ребенка, который очень тяжело болел и умер у него на руках. Этот человек чрезвычайно переживал свое горе. К тому же его жена уже не могла рожать детей. Он долго лечился, обращался к психиатрам, психотерапевтам, и вот что они ему советовали: «Заведи себе любовницу, и пусть она родит тебе ребенка. Или разведись с женой и женись на молодой, вот и будут у тебя дети». Да, воистину «ужасный век, ужасные сердца!».

Бог в помощь!

Брань с разжжением плоти – вещь естественная, не нужно ее бояться. Каждый человек чувствует в своем теле определенные поползновения, движения. Но эти движения не должны выходить из-под контроля. Наши гормоны, наше естество нужно всегда держать на коротком поводке и в строгом ошейнике, иначе этот пес вырвется и может покусать нас самих.

Если мы хотим бороться с похотью плоти и просим у Бога помощи, Господь обязательно поможет нам. Если не будет борьбы с плотью, не будет и награды за подвиг.

Некий пресвитер Конон часто совершал таинство крещения. Всякий раз, когда ему приходилось помазывать святым елеем и крестить женщин, он впадал в большое смущение и по этой причине даже хотел уйти из монастыря. Тогда явился ему святой Иоанн Креститель и сказал: «Будь тверд и терпи, и я избавлю тебя от этой брани». Однажды к нему пришла для крещения девушка-персиянка. Она была так прекрасна, что пресвитер не решился помазать ее святым елеем. Она прождала два дня. Между тем пресвитер Конон, взяв мантию, удалился со словами: «Я не могу более здесь оставаться». Но едва взошел он на холм, его встретил святой Иоанн Предтеча и сказал: «Возвратись в монастырь, и я избавлю тебя от брани». Конон с гневом ответил ему: «Будь уверен, ни за что не вернусь. Ты не раз обещал мне это, но так и не выполнил обещания». Тогда святой Иоанн раскрыл его одежды и трижды осенил крестным знамением. «Поверь мне, Конон, – сказал Креститель, – я желал, чтобы ты получил награду за брань эту, но так как ты не захотел, я избавлю тебя, но вместе с тем ты лишаешься и награды за подвиг». Возвратившись в монастырь, пресвитер крестил персиянку, как бы и не заметив, что она женщина. После чего до самой смерти совершал крещение без всякого нечистого возбуждения плоти.

Плотскую похоть не случайно сравнивают с огнем, пламенем. И святые отцы единодушно говорят, что нельзя давать ей никакой пищи (топлива) через пресыщение плоти, зрение, слух и другие чувства, и тогда с ней нетрудно будет справиться. Внезапно вспыхнувшее пламя легко можно затоптать, но пройдет всего несколько минут, и будет пылать весь дом. Кто хоть раз видел большой пожар, знает, как неуправляема огненная стихия.

(Продолжение следует. )

Состояние сна необходимо рассмотреть уже только потому, что в нем мы проводим третью часть своей жизни.
Святые Отцы усматривают в сне и пробуждении образы смерти и воскресения человека.
Прямое назначение сна - отдых, восстановление физических и душевных сил.
Справедливо отмечают, что во снах в измененном виде находит отражение наша прошлая жизнь и то, что повседневно занимает нас в бодром состоянии.
Однако только этим содержание и значение снов не исчерпывается.
Во сне душа не спит, а продолжает жить своей жизнью, отличающейся от состояния бодрствования.
Особенностью сна является то, что рассудок прекращает свою работу, или действует короткими вспышками.
Вместе с рассудком утрачивается самоконтроль и связность мыслей, которые уже не могут составлять сколько-нибудь длинных логических цепочек.
Чувства же и страсти продолжают жительствовать, не сдерживаемые рассудком, и находят свое выражение в образах, не только черно-белых, но и цветных, которые движутся, действуют, составляя отрывочные картины, а иногда и сложные сюжеты.

Падшие духи имеют свободный доступ к находящейся в сонном состоянии душе, не огражденной молитвенными мыслями и памятью Божией. Демоны используют время сна для того, чтобы смутить, запугать, осквернить душу человека, развить его страсти.

Кто из нас не знаком с ночными кошмарами, которые входят в арсенал бесовских страхований?
Их испытывают дети уже с младшего школьного возраста. Самые распространенные темы страхований: появление страшилищ, змей, диких зверей, злодеев, нечистых животных, преследование с покушением на убийство, чувство беспричинного страха, падения в бездну, деформаций собственного тела, стихийные бедствия с опасностью утонуть, сгореть в огне, быть заживо погребенным. Злые духи не упустят возможность помучить христианина во сне переживаниями того, чего он больше всего боится, смертью родственников, потерей предметов привязанности, ввергая во сне его душу в скорбь и отчаяние. Если сон является прообразом смерти, то ночные страхования – прообразом адских мучений.

Бесы пытаются во снах пророчествовать о будущем, предсказывают скорую кончину нам и нашим близким, показывают в неприглядном виде знакомых, в том числе священнослужителей и даже духовника, являются в виде усопших родственников. Во сне они показывают нашей душе соблазнительные картины и через это вовлекают ее в блуд, тщеславие, гнев, жадность, неприметным образом взращивая эти страсти и оскверняя душу. «Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание» .

Возникает вопрос: «Надо ли исповедовать грехи, сделанные во сне?»
Если наяву душа занята главным образом помыслами, то во сне их место занимают образы. Появление помысла не считается грехом до тех пор, пока душа не примет его.
Так же и появление образа, даже греховного, во сне - грехом не является.
На этом этапе мы являемся пока только зрителями, искушаемыми бесовской приманкой.
Но как только сонная душа с желанием повлечется к предмету соблазна, как мы вдруг превращаемся из зрителя в участника сценария, а душа оскверняется соответствующей страстью и нуждается в покаянии.
В первую очередь сказанное касается блудных грехов.
Однако грех, соделанный во сне, когда рассудок бездействует, нельзя приравнивать к греху, совершенному в обычном состоянии.
Не следует даже пересказывать содержание этих снов на Исповеди, но только сказать, что, сверх прочих грехов, согрешили нечистыми и блудными сновидениями.
Епитимия за них, как правило, не назначается. Но после блудных сновидений, в которых мы были не только зрителями, но и участниками сценария, желательно сделать несколько земных поклонов и прочитать молитву от ночного осквернения из Канонника или Молитвослова.
Отходя ко сну, рекомендуется осенить помещение на все стороны крестным знамением с молитвой «Да воскреснет Бог…» или с тропарями «Иже Крестом ограждаеми…»
Эта простая мера намного уменьшит бесовские искушения во сне.
Той же цели служит древний христианский обычай спать одетым в нижнее белье.


А сейчас мы переходим к самому важному.
Оказывается, и во сне душа может сопротивляться бесовским искушениям.

Например, не принимать соблазнительных образов, если имеет к ним неподдельное внутреннее отвращение не по действию рассудка, а по действию чувства.
В этом случае душа остается по отношению к таковым «картинкам» безучастным или неприязненным зрителем.
Я уже упомянул о том, что рассудок во сне может действовать кратковременными вспышками. Нередко верующий человек во время бесовского страхования во сне вдруг вспоминает о молитве, причем происходит это не только со святыми, но и с обычными верующими людьми, особенно, если в бодром состоянии они дали себе установку на совершение молитвы и крестного знамения во сне .

Такая установка может возникать и непроизвольно при чтении историй из жизни св. Отцов, которые пользовались этими средствами против злых духов.
Если осенить то, что нас пугает, крестным знамением с молитвой «Во Имя Отца, и Сына, и Св. Духа» или «Во Имя Господа нашего Иисуса Христа», то предмет страхования обычно исчезает, если не с первого раза, то с третьего или четвертого, или же наступает пробуждение. Иногда внутри сна при этом чувствуется, что рука для крестного знамения не поднимается, ее приходится поднимать с большим усилием, с помощью другой руки. Если пальцы не сгибаются как нужно, достаточно изобразить Крест всей кистью. Если и это не удается, можно крестообразно дунуть, и даже вообразить Крест умом – он действует в любом виде. Это средство, однако, не помогает некрещеным и тем, кто имеет на совести неисповеданные смертные грехи. Почему – понятно: через Крест действует сила Божия. Первые еще не вступили в завет с Богом, а вторые – по собственной воле его разорвали. Иногда во сне вспоминаются и другие молитвы: к Богородице, Херувимская песнь, Пасхальные песнопения, строчки из Псалмов, и они тоже помогают противостоять врагу.

Появление во снах страхований и бесов в их собственном виде, а также в образах змей, нечистых животных и чудовищ, а вслед за ними и зрелищ адских мучений - обычное явление в жизни каждого усердного христианина, не равнодушного к своему спасению. Они не содержат в себе опасности впадения в прелесть, но активизируют духовную жизнь, укрепляют в вере, побуждают к усердной молитве, уверяют в силе крестного знамения. Такие сновидения уже нельзя считать рядовыми снами. Душа при этом переходит в особое состояние – состояние видения. Оно характерно тем, что тело пребывает в состоянии сна, а сознание начинает работать очень ясно. Виденное остается в памяти на долгие годы, часто на всю жизнь, оставляя сильное впечатление, тогда как обычные сны «пустопорожни и беспорядочны», и мы утром не всегда можем их вспомнить.

Состояние видения не следует смешивать с пограничным состоянием, которое бывает иногда при пробуждении: тело продолжает спать, а сознание начинает проясняться. Мы фрагментарно слышим и понимаем окружающее, но не можем пошевелиться. Однако при этом нет никакого объекта видения. Не смотря на странные ощущения, ничего, относящегося к духовной жизни, это состояние в себе не несет и значимых впечатлений после себя не оставляет.

Переход в состояние видения происходит легче во сне, чем наяву, поэтому неудивительно, что пророкам видения приходили большей частью во время сна. Сны пророка Даниила, Иосифа Прекрасного, праотца Иакова, а также фараона, хлебодара, виночерпия и Навуходоносора хотя и называются в Писании снами, фактически были видениями. Видения бывают разной силы. То, что видим мы, едва отличается от простого сна и относится к самому низшему их разряду. Различаются видения и по своему происхождению. Они могут быть от Благодати и от демонов. Видеть злых духов в их гнусном облике в некотором смысле есть дар Божий, так же, как даром Божиим является простое зрение, с помощью которого мы видим и плохое и хорошее. При всей своей пугающей безобразности и ужасности, эти видения соответствуют истине и дают нам возможность правильного поведения и верной оценки происходящего.

Намного опаснее сны с участием Господа, Божией Матери, ангелов или святых. Эти видения могут быть вызваны демонами и содержать в себе ложь. Настоящих небожителей мы не видели, поэтому нам трудно опознать подделку. При этом возникает и недоумение: можно ли осенять их крестным знамением, как бесов? Вдруг они настоящие, и наше действие будет выглядеть как оскорбление? В этом случае крестным знамением с молитвой нужно осенить самого себя, а явившегося попросить прославить Святую Троицу. После этого бес уже не сможет причинить нашей душе вреда, хотя события могут развиваться по-разному. Видения, вызванные демонами, старец Паисий Афонский метко назвал «бесовским телевизором». Нужно быть твердо уверенным, что Господь, Божия Матерь, Ангелы, хотя и заботятся о всех христианах, но новоначальным не являются. Новоначальным это неполезно, в первую очередь, по причине их неконтролируемой гордости. Сколько лет потребуется неофиту, чтобы заметить свою гордость, понять ее глубину, найти средства борьбы с ней и загнать ее хоть в какие-то рамки? Подобные явления бывают как единичные исключительные случаи при обращении человека к вере или при чудесном спасении его от смертельной опасности.

Перешедшие в Православную веру из других религий зачастую не хотят признавать себя новоначальными, но считают свое христианство продолжением того, чем они занимались раньше. Это глубоко ошибочно. Православие не соединимо ни с какими другими религиями, поскольку считает их заблуждениями и ересями. Единственность истинной веры и истинной Церкви являются догматами Православного христианства. Истина же не может быть продолжением заблуждений. Таким людям надо начинать свой путь с самого начала, то есть с приходского храма, а не с монастыря. И чем больших «успехов» они успели достичь в прежней религиозной практике, тем труднее им придется в христианстве.

Благодатные видения не зависят от воли человека. И напротив: те видения, которые вызываются по собственному желанию – не благодатные. Следует крайне осторожно подходить к духовным явлениям, не сопровождавшимся молитвою и крестным знамением. Видения, которые мы не решаемся однозначно приписать демонам, надо «не принимать и не отвергать», откладывая окончательное суждение о них на будущее.

Во многих книгах о духовной жизни мы встречаем указание «не верить снам». Что же это означает? Не верить снам значит не руководствоваться ими в жизни, не строить по ним отношения с ближними, не искать в них пророчества о будущих событиях, хотя бы сновидения иногда и исполнялись. Исполнение сновидений не является безспорным доказательством их благодатного происхождения, это может происходить и по действию бесовскому. Но в то же время по снам мы можем верно судить о живущих в нас страстях, изучать воздействие на себя падших духов. «Сновидения можно считать свидетелями о нравственном нашем состоянии, которое в бодрственном нашем состоянии не всегда видится. Сновидения бывают таковы, каково наше сердце. У человека беспечного, преданного страстям, они всегда нечисты, страстны: душа там бывает игралищем греха. У человека, обратившегося на путь спасения и стремящегося к очищению сердца, сны бывают и хорошие, и плохие, в зависимости от того, какое качество преобладает в его душе или с каким настроением он уснет» .

По тому, часто ли нам снятся храмы, богослужение, священнослужители, священные предметы, часто ли мы вспоминаем во сне о молитве, сопротивляемся страстям и ощущаем себя во сне верующим человеком, можно судить о том, насколько глубоко мы прониклись церковной жизнью. Именно сны часто открывают нам глаза на живущие в глубине нашего сердца грехолюбие и маловерие, которые в бодром состоянии мы прячем не только от посторонних, но и от самих себя.

Частым гостем в сновидениях верующего человека, наряду с блудным бесом, является бес богохульный. Он показывает нам в извращенном виде то, что связано с Богом и Церковью. Например, мы видим во сне храмы без крестов или зайдя в храм, попадаем в кинотеатр, на иконах вместо ликов святых видим страшные рожи. В таком сновидении все люди могут свободно заходить в алтарь, хор - петь современные песни, богослужение вместо священника совершать пономарь и т. д. Более того, демон устраивает во сне ситуации, вынуждающие нас отречься от веры. Во сне мы можем даже претерпеть мучения за веру.

К хульным сновидениям относиться нужно так же, как и к хульным помыслам, то есть не считать их своими. Необходимость в покаянии при этом зависит от того, зрителями хулы мы были или участниками. В последнем случае на Исповеди надо покаяться в хульных снах, не пересказывая, однако, их содержания. Духовнику же можно и нужно рассказывать все, что мы считаем важным и о чем он спросит, без утайки.

Справедливо мнение, что бес не может подделать изображение Креста, но касается это только Креста правильной формы и пропорций. Искаженные же и перевернутые кресты у него хорошо получаются. Поэтому если в видении мы видим крест, его надо хорошенько рассмотреть. Дав заранее себе такую установку, мы можем надеяться, что различим подделку. Если же мы Крест не рассмотрели, но просто помним, что он был, - это еще не говорит об истинности видения.

Как мы уже отмечали, сон – время особого влияния на нас падших духов. Телесные силы после ночного сна восстанавливаются, душа же бывает наутро весьма расстроена демоническими воздействиями. Ее надо привести в порядок с помощью утренней молитвы, а потом уже приниматься за дела. Состояние души сразу после пробуждения относится к состояниям повышенной внушаемости, когда молитва глубоко входит внутрь нас и оказывает действие в продолжение всего дня. Подобным же образом воздействуют в это время мысли греховные и суетные. Поэтому опытные делатели молитвы советуют сразу после подъема, прежде утреннего правила, уже во время умывания и утренних процедур, начинать читать Иисусову или другие краткие молитвы.

Сказанное в этой главе относится отнюдь не к подвижникам благочестия, которые уже живут по законам Духа, а к современным православным христианам. Для новоначальных, которые не имеют духовной рассудительности, сны, в целях безопасности, лучше оставлять без внимания и забывать их, по совету Феофана Затворника и свт. Игнатия Брянчанинова.
Однако вовсе не замечать снов едва ли возможно, если мы проводим в этом состоянии третью часть своей жизни.
В Молитвословах для очищения от «нечистых привидений диавольских» назначена покаянная молитва . Зачем бы это было нужно, если сны не имеют вовсе никакого значения? Наконец, некоторые сны независимо от нашего желания производят столь сильное впечатление, что их невозможно забыть годами.

Свт. Феофан и свт. Игнатий включили главы о жизни души во время сна в свои духовные произведения, очевидно полагая, что вопрос этот немаловажный. Надо думать, что сведения по этой теме они получали не только из творений других авторов, но и из собственных наблюдений за этим состоянием.

Свт. Игнатий. ПСС, т. 5, стр.347

Архим. Георгий Тертышников. «Свт. Феофан Затворник и его учение о спасении». М, 1999 г. стр.218

Мне во сне приснился большой деревянный крест. Придавать ли этому сну какое-нибудь значение?

Мы с вами любители грешить. Если вдруг увидим - крест лежит на полу, на дороге, то боимся взять его: а вдруг какая-то скорбь к нам придет? Увидели иконы, крест во сне - боимся скорбей. А ведь скорби - дары от Бога, их тоже надо с радостью и любовью уметь принимать. Если нам приснился крест, церковь или что-то другое духовное, это значит, Господь нас призывает к покаянию, к церковной жизни, к исправлению. Плохого в этом ничего нет. Наоборот, это благо для души.

Верить ли сновидениям? Если верить, то как узнать - от Господа сон или нет?

Сны бывают трех родов: от Бога, природные и от диавола. Природные сны те, в которых продолжается наша повседневная, жизнь и мы во сне заняты теми же заботами, что и днем. Сны, посланные Богом, показывают нам состояние нашей души, и Господь нас призывает покаяться, изменить образ жизни. Бывает, что человек видит бездну ада или блаженства рая, святых, которые призывают на путь истинный... Но святые обычно являются совершенным людям. Некоторые говорят: вот, я часто вижу во сне Матерь Божию, Она приходит ко мне и говорит мне то-то и то-то. Преподобный Серафим Саровский проводил святую жизнь, он прожил в монастыре 25 лет, умом ни разу не выходил из стен монастыря, потом по благословению жил 15 лет в Пустыне, питался только снытью - травой, раз в неделю вкушал хлеб и воду, 1000 дней и ночей простоял в молитве на камне... Ему Матерь Божия являлась 12 раз. А некоторые прожили жизнь в грехах, и им то и дело "Матерь Божия" является... Сны от диавола непростые, хитрые. Часто диавол человека под видом добра искушает. Был такой случай. Две подружки - девушки Фаина и Мария- вместе пели в церкви, собирались, вели духовные беседы, друг друга духовно поддерживали. А диавол духовной дружбы не любит. Через год спрашиваю Фаину: "А как Мария поживает? " А она отвечает: "Я уже целый год с ней не дружу". - "Почему?" - "А мне сон приснился, явился юноша и сказал: ты с ней не дружи, она плохая, предаст тебя, - я и перестала с ней встречаться" . Встречаю в тот же день Марию: "Что же ты с Фаиной не дружишь?" - "А мне юноша явился и сказал, чтобы я с ней не дружила, ненадежный она человек". Собрал я вместе Фаину с Марией и попросил их свои сны рассказать. Рассказали и рассмеялись, что сон им один и тот же приснился. Помирились. А у диавола цель одна только была - душу погубить.

Отчего бывают страшные сны?

Когда человек пребывает в гордыне, когда все дарования и способности, данные ему Богом, приписывает себе и ставит себя выше других: "Я не такой, и я не такая, как все", то благодать Божия отходит от него, не защищает его больше. А грех гордыни самый страшный, ведь человек все похищает, отнимает у Бога и себе приписывает. Находясь в таком безблагодатном состоянии, человек, когда ложится спать, может видеть во сне себя в плохом состоянии. Могут на него какие-то черные люди нападать, или собаки и другие звери гонятся, или стал он перепрыгивать большую канаву и, промахнувшись, полетел в такую пропасть, что от страха проснулся. Просыпается и радуется, что только во сне все это видел. Нападают всякие гады, змеи; да мало ли что приснится. Вот, через эти сны Господь показывает, что мы неправильно живем. Когда человек осознает свою греховную жизнь, поймет, что живет только по милости Божией, что без воли Божией ничего с нами не бывает, когда предаст себя в руки Божий, уступая не по праву занятое им место Богу, тогда все как надо, устроится благодатная жизнь. Когда позволим Богу творить нашу жизнь, тогда душа успокоится. Конечно, и святых людей бесы пугают, но там уже не страшно - их хранит благодать Божия.

Как Православная Церковь объясняет такое состояние человека, как летаргический сон? Что происходит с ним в это время?

Человек независимо от своего желания погружается в сонное состояние. Это может длиться и год, и два. Все процессы в организме настолько замедленны, что человек становится подобен мертвецу. Были случаи, когда людей хоронили в таком состоянии, а по прошествии какого-то времени, при вскрытии могилы тела оказывались не в том положении, в каком они были положены во гроб.

Нужно сказать, что душа в этот период не оставляет тело. Если душа хоть на малое время оставит тело, оно моментально начнет разлагаться, рассыплется в прах земли.

Бывает во время сна по промыслу Божию для спасения человека душе что-то показывают. Что показывает Господь душе и как - это уже тайна Божия.

Я хожу в храм. В последнее время лукавый стал искушать меня во сне. Что мне делать?

Когда ложишься спать, осени крестом свою постель и все четыре стены, начиная с середины потолка и до средины пола. Сначала одну сторону, потом другую, так, чтобы на стенах получилось начертание креста. Крест - это наша главная защита.

Один послушник возвращался из другого монастыря. Начался дождь, было пасмурно, мокро. Спрятаться было негде, на пути было только заброшенное языческое капище. В уголке нашел себе сухое место, послал себе подстилочку, все четыре стороны осенил крестным знамением. Свернулся клубочком и заснул.

Ночью явился сатана со множеством злых духов. Восседал в кресле, в короне. И вдруг говорит: "Чувствую здесь чужой нам дух! Кто-то здесь есть! Проверьте!"

Прошныряли бесы по всем уголкам, но никого не нашли, потому что этот послушник был сохранен крестом.

Полезно комнату святой водой окропить. И душу надо иметь чистую, без грехов, почаще ходить на исповедь. Возможно, есть какой-то грех, который стыдно на исповеди сказать, он-то и дает возможность злым духам мучить нас. Ангел Хранитель не отступит от чистой души, будет сохранять от злого духа.

Почему я по ночам часто просыпаюсь? Вычитываю вечернее правило, в течение дня молюсь, а сон все равно прерывается.

Значит, в течение дня не все спокойно было; возмущались, раздражались, потому после дневного труда дух не может успокоиться. Хотя тело уже устало, готово ко сну, душа находится в возбужденном состоянии.

Для того, чтобы спалось всю ночь, надо весь день сохранять душевный мир.

Есть и народные средства: за час до сна выпить воды с медом. Некоторым помогает прогулка на воздухе, душ, главное - не надо грешить.

БЛУДНЫЙ СЫН

Послушайте, дети, какую интересную историю рассказал Иисус Христос о добром отце и непослушном сыне.

Один богатый и добрый человек имел двух сыновей. Младший из них был очень ленив и непослушен. Много раз обижал он отца своими выходками и наконец однажды сказал ему:

– Отец, дай мне мою часть всего имущества; я сам хочу распоряжаться им!

Добрый отец выделил ему следуемую часть, а сын взял деньги и имущество и ушёл в чужую страну.

Там он подыскал себе глупых друзей и ежедневно устраивал с ними пиры и гулянья. Он покупал сладкие, дорогие кушанья и вина и носил роскошные одежды.

Каждый день у него играла музыка, и он не хотел работать, а только ел, пил и веселился.

Скоро, однако, он истратил все полученные от отца деньги, промотал всё имущество и начал нуждаться. Кстати, в том краю, где он жил, случился неурожай и голод.

Блудный сын не имел даже куска хлеба, и никто не хотел помочь ему.

Видя, что дело плохо, он вздумал приняться за труд. Но он не умел ничего делать, потому что, когда его сверстники учились, он только гулял и веселился. Тогда он пришёл к одному человеку и сказал:

– Будь так добр, возьми меня к себе в пастухи!

– Отчего же? – сказал хозяин. – Иди пасти моих свиней, но только кормись как знаешь, а той пищи, что я даю свиньям, не смей трогать! После них можешь подбирать остатки.

Притча о блудном сыне

Несчастный и тому был рад. Вот до чего доводит своеволие! Опомнился бедный юноша. Сидя в поле около свиней, голодный, оборванный и босой, он заплакал и сказал сам себе:

– Сколько у моего отца слуг, и все они сыты и одеты, а я умираю от голода. Пойду к отцу и скажу ему: «Отец мой, я согрешил перед Богом и перед тобою и недостоин называться твоим сыном. Прими меня хотя бы в число твоих слуг».

Скоро он так и сделал: собрался и пошёл на родину. Отец издали увидел своего несчастного сына и побежал к нему навстречу. Он обнимал и целовал его и плакал от радости. Не такого приёма ожидал сын, и ему стало стыдно. Он сказал отцу:

– Согрешил я перед Богом и перед тобою, дорогой отец, и недостоин, чтобы ты считал меня своим сыном. Возьми меня хотя бы в число твоих слуг.

Но отец приказал слугам:

– Принесите скорее лучшую одежду и оденьте моего милого сына; дайте ему на руку перстень, зарежьте самого лучшего телёнка, будем веселиться, потому что сын мой умер, а теперь воскрес, пропадал и нашёлся!

Как горячо любил этот добрый отец своего негодного сына! Как он возрадовался, видя его чистосердечное раскаяние! Как охотно он простил его!

Так, милые дети, и нас всех любит наш Небесный Отец, Бог, с такою же любовью и Он прощает нас, если мы поступили дурно, а затем каемся и просим у Него прощения.

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Блудный сын Сын одного человека ушёл в далёкую страну, и в то время, как отец собирал несметные богатства, сын нищал всё больше и больше. Затем случилось так, что сын пришёл в страну, где жил его отец, и, как нищий, выпрашивал пишу и одежду. Когда отец увидел его в лохмотьях и

Из книги Страсти Христовы [без иллюстраций] автора Стогов Илья Юрьевич

Из книги Страсти Христовы [с иллюстрациями] автора Стогов Илья Юрьевич

Блудный сын возвращается Всем нам Бог предлагает вернуться. Предлагает стать героями истории о блудном сыне. Где бы мы ни были, как бы далеко ни ушли, у любого из нас всегда есть возможность встать и отправиться домой.Бог обещает: Он непременно побежит нам навстречу. Как бы

Из книги Свобода любви или идол блуда? автора Данилов ставропигиальный мужской монастырь

Из книги Моя первая Священная История. Учение Христа, изложенное для детей автора Толстой Лев Николаевич

Блудный сын Послушайте, дети, какую интересную историю рассказал Иисус Христос о добром отце и злом сыне.Один богатый и добрый человек имел двух сыновей. Младший из них был очень ленив и непослушен. Много раз обижал он отца своими выходками и, наконец, однажды сказал

Из книги Избранные места из Священной истории Ветхого и Нового Завета с назидательными размышлениями автора Дроздов Митрополит Филарет

Блудный сын (Лук. гл. XV)Однажды, когда мытари и грешники приблизились к Иисусу Христу, чтобы послушать Его, фарисеи и книжники роптали на это и гово­рили: вот Он принимает грешников и ест с ними. Но Иисус предложил им следующую притчу.«У одного человека было два сына.

Из книги Библейские мотивы в русской поэзии [антология] автора Анненский Иннокентий

Блудный сын Так отрок Библии, безумный расточитель… Пушкин Ужели, перешедши реки, Завижу я мой отчий дом И упаду, как отрок некий, Повергнут скорбью и стыдом! Я уходил, исполнен веры, Как лучник опытный на лов, Мне снились тирские гетеры И сон сидонских мудрецов. И вот,

Из книги Библия в рассказах для детей автора Воздвиженский П. Н.

БЛУДНЫЙ СЫН Послушайте, дети, какую интересную историю рассказал Иисус Христос о добром отце и непослушном сыне.Один богатый и добрый человек имел двух сыновей. Младший из них был очень ленив и непослушен. Много раз обижал он отца своими выходками и наконец однажды сказал

Из книги Евангелие для детей с иллюстрациями автора Воздвиженский П. Н.

БЛУДНЫЙ СЫН Послушайте, дети, какую интересную историю рассказал Иисус Христос о добром отце и злом сыне.Один богатый и добрый человек имел двух сыновей. Младший из них был очень ленив и непослушен. Много раз обижал он отца своими выходками и, наконец, однажды сказал

Из книги Половая потребность и блудная страсть автора составитель Ника

Как необходимо бороться при случайном приражении блудного образа или того, который может повлечь за собою блудный помысел? Приведем пример того, как реагировать на блудное изображение, которое человек увидел неожиданно в транспорте, на улице, по ТВ и т. п. Смотря по