Возрастная периодизация по Э. Эриксону

Эрик Эриксон был последователем.Фрейда. Он смог расширить психоаналитическую теорию и выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений.

В процессе воспитания детям передаются ценности и нормы общества. В одинаковых по уровню социально-экономического развития обществах дети приобретают непохожих черт личности через различные культурные традиции, связанные с основным видом занятий, и принятых стиле воспитания. Е.Эриксон наблюдал за двумя племенами в индейских резервациях племени Сиу, занималось охотой на бизонов, и Юрок, что занималось рыбалкой и сбором желудей. В племени Сиу детей не пеленали туго, долго кормили грудным молоком, не следили за аккуратностью и вообще не ограничивали свободу их действий. Дети, ориентируясь на привычный для племени идеал сильного и отважного охотника, приобретали черты инициативности, решительности, смелости, щедрости в отношении соплеменников и жесткости в отношении к врагам, В племени Юрок, наоборот, детей рано отлучали от грудного молока, туго пеленали, рано приучали к аккуратности, были сдержанными в общении с ними. Дети вырастали молчаливыми, подозрительными, скупыми и склонными к накоплению.

По мнению Е.Эриксона, развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Вместе с тем, последовательность стадий развития ребенка зависит от "биологического начала". Ребенок в процессе созревания проходит ряд стадий. На каждой из них она приобретает определенного качества (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

До 17 лет происходит медленное, постепенное развитие центрального образования - идентичности личности. Идентичность - психосоциальная тождественность - позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения. Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т. п) и переживанию своей неразрывной связи с ними. Идентичность - условие психического здоровья: если она не сложится, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается "потерянной".

До юношеского возраста, когда идентичность формируется окончательно, ребенок проходит через ряд идентификаций - отождествления себя с родителями, мальчиками или девочками (половая идентификация) и тому подобное.

Важным моментом периодизации Е.Эриксоном является наличие кризисов - "поворотных пунктов", моментов выбора между прогрессом и регрессом. В каждой личностной черте, которая появляется в определенном возрасте, содержится глубинное отношение человека к миру и к самой себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, регресс. Ребенку и взрослому человеку приходится выбирать одно из двух полярных отношений - доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и прочее. Когда выбор сделан и положительная качество закреплена, противоположный полюс отношения продолжает открыто существовать и может проявиться значительно позже, когда взрослый человек столкнется с серьезными жизненными неудачами (табл.3.1).

Таблица 3.1

Стадии Развития

Область 1 Полярные качества личности социальных отношений

Результат прогрессивного развития

младенца

Мать или лицо, ее замещающее

Доверие к миру - недоверие к миру

жизненная

2. Раннее детство (1-3)

Родители

Самостоятельность-стыд, сомнения

Независимость

3. Детство (3-6)

Родители, братья, сестры

Инициатива

пассивность,

Целеустремленность

4. Школьный возраст (6-12)

Школа, соседи

Компетентность - неполноценность

Овладение знаниями и умениями

5. Подростковый возраст и юность (12-20)

Группы ровесников

Идентичность личности - непризнание

Самоопределение, преданность, верность

6. Ранняя зрелость (20-25)

Друзья, любимые

Близость - изоляция

Сотрудничество, любовь

7. Средний возраст (25-65)

Профессия, родной дом

Производительность - застой

Творчество и заботы

8. Поздняя зрелость (после 65)

Человечество, близкие

Целостность личности - отчаяние

Мудрость

Первая стадия развития (орально - сенсорная)

На первой стадии развития (орально-сенсорной), которая соответствует периоду младенца, возникает доверие или недоверие к миру. За прогрессивного развития личности ребенок "выбирает" доверительное отношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, ненапруженості внутренних органов, нормальной работе кишечника. Любовь матери и нежность определяют "количество" веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта ребенка.

В этот период ребенок "впитывает" в себя образ матери и это является первой стадией формирования идентичности личности.

Вторая стадия (мышечно-анальная)

Вторая стадия (мышечно-анальная) соответствует раннему детству. В этот период резко возрастают возможности ребенка, он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Возрастает чувство самостоятельности, но оно неповинне разрушить ее доверие к миру. Родители помогают ей сохранить, ограничивая желание ребенка требовать, присваивать, разрушать, когда он проверяет свои силы.

Требования и ограничения родителей в то же время создают основу для негативного чувства стыда и сомнений. Ребенок чувствует, что "глаза мира" следят за ней с осуждением и пытается заставить мир не смотрит на нее или же хочет стать невидимой. Но это невозможно, и у ребенка появляются "внутренние оси мира" - стыд за свои ошибки, неловкость, грязные руки и тому подобное. Если взрослые ставят слишком жесткие требования, у ребенка возникает страх "потерять лицо", постоянная настороженность, скованность, необщительность. Если стремление ребенка к независимости не подавляется, устанавливается соотношение между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее разумным ограничением.

Третья стадия (локомоторно-генитальная)

Третья стадия (локомоторно-генитальная) совпадает с дошкольным возрастом. Ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых в быту, на производстве, в других сферах жизнедеятельности, быстро учится всему, приобретая новые права и обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива. В случае агрессивного поведения инициатива ограничивается, появляются чувства вины и тревожности. Закладываются новые внутренние инстанции-совесть и моральная ответственность за свои действия, мысли и желания. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные поступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность.

На этой стадии происходит половая идентификация и ребенок осваивает определенную форму поведения, характерную для мужчины или женщины.

Четвертая стадия (латентная)

Четвертая стадия (латентная) соответствует младшему школьному возрасту - передпубертатному периода. Она связана с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Усвоение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и обрести чувство компетентности. Если же незначительные достижения, она переживает свою неумілість, неспособность, невыгодное положение среди сверстников и чувствует себя посредственностью. Вместо чувства компетентности возникает чувство неполноценности.

В этот период появляется также профессиональная идентификация, чувство собственного связи с представителями определенных профессий.

Пятая стадия развития

Пятая стадия развития личности относится к подросткового и юношеского возраста. Это период глубокого кризиса. Детство заканчивается и формируется идентичность. Она объединяет все предыдущие идентификации ребенка, к ним добавляются новые, поскольку ребенок по мере взросления включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе. Задача самоопределения, выбора жизненного пути решается в юношеском возрасте благодаря целостной идентичности личности, доверия к миру, самостоятельности, инициативности и компетентности.

В случае неудачной попытки осознать себя и свое место в мире возникает диффузность идентичности. Она проявляется в желании как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, в устойчивом состоянии тревоги, услышанные изоляции и опустошенности, а также во враждебном неприятии социальных ролей, желательных для семьи и ближайшего окружения юноши (мужской или женской, национальной, профессиональной, классовой и т. п), в пренебрежении к отечественному и переоценке иностранного и др.

Шестая стадия развития

Ранняя зрелость (шестая стадия) связана с возникновением проблемы близости (интимности). В этот период проявляется истинная сексуальность. Близкие отношения с друзьями или любимыми требуют верности, самопожертвования и нравственной силы. Стремление к близким отношениям неповинне заглушуватися страхом потерять свое "Я".

Это период создания семьи, что сопровождается любовью. Последняя понимается Е.Эриксоном в эротическом, романтическом и нравственном смыслах. В браке любовь проявляется в заботе, уважении и ответственности за спутника жизни. Неспособность любить, устанавливать близкие доверительные отношения с другими людьми, преобладание поверхностных контактов приводит к изоляции, чувство одиночества.

Седьмая стадия развития личности

Седьмая стадия развития личности - зрелость или средний возраст - чрезвычайно длительная. Ведущим становится отношение человека к продуктам своего труда и к своим детям, забота о будущем человечества. Человек стремится к продуктивности и творчеству, к реализации своих возможностей передать что-то следующему поколению - собственный опыт, идеи, произведения искусства и тому подобное.

Желание сделать вклад в жизнь будущих поколений является естественным и оно реализуется, прежде всего, в отношениях с детьми. Зрелый человек имеет потребность быть необходимым другим.

Если производительность не достигается, если нет потребности в заботе о других людях, появляется безразличие, сосредоточенность на себе, личная жизнь обесценивается.

Последняя стадия

Последней стадией является поздняя зрелость, которая выступает интегративной: возникают плоды всех семи предшествующих стадий. Человек понимает пройденный ею жизненный путь и приобретает целостности личности. Только теперь появляется мудрость. Дети и творческие достижения воспринимаются как продолжение себя и страх смерти исчезает.

Некоторые люди не чувствуют целостности собственного "Я", недовольны прожитым жизнью, считают его цепью ошибок и нереализованных возможностей. Невозможность что-то изменить в прошлом, начать жизнь заново раздражает, собственные недостатки и неудачи кажутся следствием неблагоприятных обстоятельств, а приближение к последней границе жизни вызывает отчаяние.

Периоды

Психосоциальная стадия

Предмет конфликта развития

Социальные условия

Психосоциальный исход

Младенчество (от рождения до 1 года).

Орально-сенсорная

Могу ли я доверять миру?

Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность, качество материнской заботы.Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность.

Доверие к людям. Привязанность и признание родителей.Недоверие к людям, подозрительность и опасение за свое благополучие.

Раннее детство

(от 1 до 3 лет).

Мышечно- анальная

Могу ли я управлять собственным поведением?

Разумная дозволенность, поддержка и ограничение ребенка в тех сферах жизни, которые потенциально опасны для ребенка и для окружающих.Гиперопека (делают все за детей), отсутствие поддержки (заставляют делать то, что дети сделать не в состоянии) и доверия.

Самостоятельность, самоконтроль, уверенность в себе. Сомнения в своих способностях , приниженность, чувство стыда, ощущение неприспособленности, слабоволие.

Дошкольное детство (от 3 до 6-7 лет).

Локомоторно- генитальная

Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?

Поощрение активности, признание родителями права ребенка на любознательность и творчество (не высмеивают фантазии ребенка).Отсутствие позволения родителей действовать самостоятельно, неодобрение активности, частые наказания.

Инициатива , любознательность, включение в полоролевое поведение.Вина, страх порицания, пассивность .

Школьный возраст (от 6 до 12 лет)

Латентная

Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?

Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания.Плохое обучение, социально-экономическое положение, отсутствие руководства и поддержки.

Компетентность , предприимчивость, трудолюбие, развитие познавательных умений и навыков, стремление к достижению успехов.Чувство неполноценности , избегание сложных задач.

Половое созревание: подростковый возраст

(11-14 лет),

юность

(от 14 до 18-20 лет)

Отрочество и юность

Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?

Внутренняя устойчивость, преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь.Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания.

Идентичность, развитие планов на будущее , становление мировоззрения, верность своим притязаниям и обещаниям.Непризнание, смешение ролей , путаница в моральных и мировоззренческих установках.

Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет).

Молодость

Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?

Душевная теплота, понимание, доверие со стороны родственников и друзей.Одиночество (излишняя поглощенность собой), остракизм.

Близость (интимность), контакты с людьми , интимность, забота, милосердие , -рождение и воспитание детей.Изоляция, избегание людей , трудности характера.

Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет).

Взрослость

Что я могу предложить будущим поколениям?

Целеустремленность, продуктивность деятельности.Обеднение личной жизни, регрессия.

Творчество (продуктивность), обучение и воспитание нового поколения. Удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детейЗастой (инертность) . Эгоизм, эгоцентризм. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе.

Поздняя взрослость (свыше 60 лет).

Старость

Доволен ли я прожитой жизнью?

Чувство завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности.Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью. Страх смерти.

Мудрость, принятие прожитой жизни такой, какая она есть, понимание того, что смерть не страшна.Отчаяние . Презрение. Озлобленность. Желание прожить жизнь заново. Боязнь приближающейся смерти.

На первой стадии развития (орально-сенсорной), соответствующей младенческому возрасту, возникает доверие или недоверие к миру . При прогрессивном развитии личности ребенок "выбирает" доверительное отношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, не напряженности внутренних органов, нормальной работе кишечника. Ребенок, с доверием относящийся к миру, который его окружает, без особой тревоги и гнева переносит исчезновение из его поля зрения матери: он уверен, что она вернется, что все его потребности будут удовлетворены. Младенец получает от матери не только молоко и необходимый ему уход, с ней связано и "питание" миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок. Материнская любовь и нежность определяет "количество" веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта ребенка.

В это время ребенок как бы "вбирает" в себя образ матери (возникает механизм интроекции). Это первая ступень формирования идентичности развивающейся личности.

Вторая стадия (мышечно-анальная) соответствует раннему возрасту. Резко возрастают возможности ребенка, он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Но возрастающее чувство самостоятельности не должно подорвать сложившееся раньше доверие к миру. Родители помогают его сохранить, ограничивая появляющиеся у ребенка желания требовать, присваивать, разрушать, когда он проверяет свои силы.

Требования и ограничения родителей в то же время создают основу для негативного чувства стыда и сомнений . Ребенок чувствует "глаза мира", следящие за ним с осуждением, стремится заставить мир не смотреть на него или хочет сам стать невидимым. Но это невозможно, и у ребенка появляются "внутренние глаза мира" - стыд за свои ошибки, неловкость, испачканные руки и т.д. Если взрослые предъявляют слишком суровые требования, часто порицают и наказывают ребенка, у него возникают страх "потерять лицо", постоянная настороженность, скованность, необщительность. Если стремление ребенка к независимости не подавляется, устанавливается соотношение между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее разумным ограничением.

На третьей стадии (локомоторно-генитальной), совпадающей с дошкольным возрастом, ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых сложившиеся на производстве и в других сферах жизни, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива.

Когда поведение ребенка становится агрессивным- инициатива ограничивается, появляются чувства вины и тревожности; таким образом закладываются новые внутренние инстанции - совесть и моральная ответственность за свои действия, мысли и желания. Взрослые не должны перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины , страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность.

На этом возрастном этапе происходит половая идентификация и ребенок осваивает определенную форму поведения мужскую или женскую.

Младший школьный возраст - предпубертатный, т.е. предшествующий половому созреванию ребенка. В это время развертывается четвертая стадия (латентная), связанная с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Школа становится для них "культурой в себе", со своими особыми целями, достижениями и разочарованиями. Постижение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и приобрести чувство компетентности. Если же достижения невелики, он остро переживает свою неумелость, неспособность, невыгодное положение среди сверстников и чувствует себя обреченным быть посредственностью. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности.

Период начального школьного обучения - это также начало профессиональной идентификации ощущения своей связи с представителями определенных профессий.

Подростковый возраст и юность составляют пятую стадию развития личности, период самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, и этот большой этап жизненного пути, завершаясь, приводит к формированию иоентичности . В ней объединяются и преобразуются все предыдущие идентификации ребенка; к ним добавляются новые, поскольку повзрослевший, изменившийся внешне ребенок включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют юноше решить главную задачу, которую ставит перед ним общество, - задачу самоопределения выбора жизненного пути.

В ранней зрелости , на шестой стадии, перед взрослым человеком встает проблема близости (интимности). Именно в это время проявляется истинная сексуальность. Но человек готов к близости с другим не только в сексуальном, но и в социальном плане. После периода поисков и утверждения собственной идентичности он готов "слить" ее с идентичностью того, кого любит. Близкие отношения с другом или любимой женщиной требуют верности, самопожертвования и нравственной силы. Стремление к ним не должно заглушаться страхом потерять свое "Я".

Третье десятилетие жизни - время создания семьи. Оно приносит любовь, понимаемую Э. Эриксоном в эротическом, романтическом и нравственном смысле. В браке, любовь проявляется в заботе, уважении и ответственности за спутника жизни.

Неспособность любить, устанавливать близкие доверительные отношения с другими людьми, предпочтение поверхностных контактов приводит к изоляции, чувству одиночества.

Зрелость , или средний возраст , - седьмая стадия развития личности, необычайно длительная. Решающим здесь становится "отношение человека к продуктам своего труда и к своему потомству", забота о будущем человечества. Человек стремится к продуктивности и творчеству, к реализации своих возможностей передать что-то следующему поколению - собственный опыт, идеи, созданные произведения искусства и т.д.

Желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений является естественным, в этом возрасте оно реализуется, прежде всего, в отношениях с детьми. Э. Эриксон подчеркивает зависимость старшего поколения в семье от младшего.

Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным.

Если продуктивность не достигается, если нет потребности в заботе о других людях, делах или идеях, и появляется безразличие, сосредоточенность на себе. Тот, кто балует себя как ребенка, приходит к застою, обеднению личной жизни.

Последняя стадия, поздняя зрелость , становится интегративной: в это время "созревают плоды семи предшествовавших стадий". Человек принимает пройденный им жизненный путь как должный и обретает целостность личности.

Только сейчас появляется мудрость. Взгляд в прошлое дает возможность сказать: "Я доволен". Дети и творческие достижения воспринимаются как продолжение себя, и страх смерти исчезает.

Не ощущают целостность своего "Я" люди, недовольные прожитой жизнью, считающие ее цепью ошибок и нереализованных возможностей. Невозможность что-то изменить в прошлом, начать жить заново раздражает, собственные недостатки и неудачи кажутся следствием неблагоприятных обстоятельств, a приближение к последней границе жизни вызывает отчаяние.

Эриксон - последователь Фрейда, но развитие ребенка рассматривал широко, в системе общественных отношений.

Он много путешествовал, изучал быт и жизнь индейцев. Сравнивал воспитание детей в двух племенах. В первом племени было принято туго пеленать новорожденных, чтобы они не смогли нанести себе вред. Во втором племени Сио детей не пеленали, а давали полную свободу движения.

Результат: Сио врастали сильными, развитыми с психологически открытым свободолюбивым характером. Дети другого племени вырастали подозрительными в общении, проявляли осторожность.

Эриксон считал, что развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах.

Эриксон осознавал, что последовательность стадий развития ребенка зависит также и от биологического начала. Ребенок в периоды развития проходит ряд следующих друг за другом стадий.

На каждой стадии он приобретает определенные качества, которые Эриксон называл личностные новообразования . Они фиксируются в структуре личности и сохраняются в последующие периоды.

Существенным качеством новообразования на всех возрастных этапах Эриксое считал идентичность.

Идентичность – это условие психического здоровья ребенка и если идентичность не сложится, то человек не найдет себя, своего места в будущем, в обществе и окажется инертным и потерянным.

1 стадия идентичности формируется в младенческом возрасте и выражается в доверии или не доверии к миру. Если ребенок получает от матери не только молоко, но и необходимый уход и общение, то он с доверием относится к миру. Если нет – то недоверия и страх.

2 стадия раннего возраста . Идентичность проявляется в чувстве самостоятельности. Если стремление ребенка к самостоятельности не подавляется, то устанавливается соотношение между желанием сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем.

Баланс между свободой самовыражения и ее разумным ограничением.

3 стадия совпадает со старшим дошкольным возрастом и к идентичности добавляется инициатива. На этом возрастном этапе происходит половая идентификация. Ребенок осваивает определенную форму поведения – мужскую или женскую.

4 стадия – младший школьник

В этот период происходит постижение основ трудового и социального опыта, что дает возможность ребенку приобрести признание окружающих и чувство компетентности. Критерии установления дружеских отношений: если ты хорошо учишься – дружим, плохо – нет. Если достижения ребенка не велики, то ребенок остро переживает свою неумелость, у него образуется чувство неполноценности.



5 стадия – старший подростковый возраст

Формируется целостная идентичность личности. Включаются моменты с прошлых стадий - доверие к миру, самостоятельность, инициатива, компетентность, что позволяет решить задачи, которые ставит перед ним общество – задачи самоопределения и выбора жизненного пути. Если не удается осознать себя и свое место в мире, то у подростков развивается диффузное чувство идентичности. Оно взаимосвязано с инфантилизмом и желанием как можно дольше не становится взрослым, ждать опеки. Так Эриксон дает периодизацию:

1 этап младенческий возраст 0-1года

2 этапа ранний возраст 1-3 года

3 этапа дошкольный возраст 3-6 лет

4 этап пубертатный возраст 6-13 лет

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Хотя Эриксон всегда настаивал, что является фрейдистом, критики считали его «Эго-психологом», поскольку, в то время как консервативный фрейдизм в центр внимания ставил Ид, Эриксон акцентировал важность Эго. Если теория развития Фрейда ограничивается только детством, то по мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап:

Первый этап - от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;

Второй этап - от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;

Третий этап - от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;

Четвёртый этап - соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;

Пятый этап - юность, идентификация личности и путаница ролей;

Шестой этап - ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;

Седьмой этап - поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;

Восьмой этап - конфликт цельности и безнадежности.

Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями» («virtues»). Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость.

Модель жизненного пути Э.Эриксона рассматрива­ет психосоциальные аспекты фор­мирования человеческого «Я». Э. Эриксон основывался тре­мя положениями:

Во-первых, он предположил, что существуют пси­хологические стадии развития «Я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальное среде.

Во-вторых, Э. Эриксон утверждал, что становление личности не заканчи­вается в подростковом и юношеском возрасте, а охватывает весь жизнен­ный цикл.

В-третьих, он предложил деле­ние жизни на восемь стадий, каждой из которых соответствует доминирую­щий параметр развития «Я», прини­мающий положительное или отрица­тельное значение.

Позитивное разви­тие связывается с самореализацией личности, достижением счастья и жиз­ненного успеха и характеризуется, по Эриксону, определенной логикой сме­ны позитивных параметров развития «Я». Негативное развитие ассоцииру­ется с различными формами деграда­ции личности, жизненными разочаро­ваниями, ощущением собственной не­полноценности. Этот вектор развития личности характе­ризуется также определенной последо­вательностью, но уже отрицательных параметров развития «Я». Вопрос о том, какое начало одержит верх, не решается раз и навсегда, а возникает заново в каждой последующей стадии. Другими словами, возможны переходы от отрицательного вектора к положительному и наоборот. То, в каком направлении пойдет развитие - к по­ложительному или отрицательному па­раметру, зависит от успешности раз­решения человеком основных про­блем и противоречий каждой стадии жизни.

Возрастные границы восьми ста­дий жизни, выделенных Эриксоном, вместе с характерными для них доминирующими параметрами развития «Я» представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Полный жизненный цикл по э.Эриксону

Стадии, возраст

значимых отношений

Основной выбор

или кризисное

противоречие возраста

Позитивные

изменения

возраста

Деструктивные

изменения

возраста

Младенчество

Основополагающая

вера и надежда

против

основополагающей безнадежности

Базисное доверие,

Уход от общения и деятельности

Раннее детство

Родители

Самостоятельность

против зависимости,

стыда и сомнений

Навязчивость (импульсивность или соглашательство)

Возраст игры

Личная инициатива

против чувства вины

порицания

Целеустремленность,

целенаправленность

Заторможенность

Школьный

Предприимчивость

против чувства неполноценности

Компетентность,

умелость

Инертность

Подростки

Группы сверстников

Идентичность

против смешения идентичности

Верность

Застенчивость, негативизм

Друзья, сексуальные партнеры, соперники, сотрудники

Интимность

против изоляции

Исключительность (склонность исключать кого-либо (себя) из круга интимных отношений)

Взрослость

Разделенный

общий дом

Производительность

против застоя, поглощенности

милосердие

Отверженность

Старость

Человечество - «мой род»

Целостность,

универсальность

против отчаяния,

отвращения

Мудрость

Презрение

I стадия (0-1 год) - «доверие – недоверие». В течение первого года жизни младенец адаптируется к новой для него среде обитания. Степень до­верия, с которой он относится к окру­жающему миру, другим людям и са­мому себе, в огромной степени зави­сит от проявляемой к нему заботы. Если потребности малыша удов­летворяются, с ним играют и разгова­ривают, ласкают и баюкают, то он про­никается доверием к окружению. Если же ребенок не получает должного ухо­да, не встречает любовной заботы и внимания, то у него формируется не­доверие по отношению к миру вообще и людям в частности, которое он несет с собой в следующие стадии развития.

II стадия (1-3 года) – «самостоя­тельность – нерешительность». На этой стадии ребенок осваивает раз­личные движения и действия, учится не только ходить, но и бегать, лазать, открывать и закрывать, толкать и тянуть, бросать и т.п. Малыши гордятся своими новыми способностями и стре­мятся все делать сами. Если родители предоставляют ребенку возможность делать самому то, на что он способен, то у него формируется самостоятель­ность, уверенность во владении своим телом. Если же воспитатели проявля­ют нетерпение и спешат все делать за ребенка, то у него развиваются нере­шительность, стыдливость.

III стадия (3-6 лет) – «предпри­имчивость - чувство вины». Ребе­нок дошкольного возраста уже приоб­рел много двигательных навыков - бе­гает, прыгает, ездит на трехколесном велосипеде, бросает и ловит мяч и т.п. Он изобретателен, сам придумывает себе занятия, фантазирует, забрасыва­ет взрослых вопросами. У детей, чья инициатива во всех этих сферах по­ощряется взрослыми, вырабатывается предприимчивость. Но если родители показывают ребенку, что его двига­тельная деятельность вредна и неже­лательна, что его вопросы назойливы и неуместны, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит чувство вины в следующие стадии жизни.

IV стадия (6-11 лет) – «умелость – неполноценность». Эта стадия сов­падает с обучением в начальной шко­ле, где для ребенка огромное значе­ние приобретают успехи в учебе. Хо­рошо успевающий школьник получает подтверждение своей умелости, а по­стоянное отставание от сверстников в учебе развивает чувство неполноцен­ности. То же самое происходит и в связи с овладением ребенком различ­ными трудовыми навыками. Родители или другие взрослые, поощряющие младшего школьника мастерить что-ли­бо своими руками, награждающие его за результаты труда, подкрепляют фор­мирующуюся умелость. Если же, наобо­рот, воспитатели видят в трудовых инициативах детей одно «баловство», они содействуют закреплению чувства не­полноценности.

V стадия (11-18 лет) – «иденти­фикация «Я» - «путаница ролей»». Эту стадию жизни, охватывающую от­рочество и юность, Эриксон считает од­ной из важнейших в развитии лично­сти, поскольку она связана с форми­рованием целостного представления о своем «Я» и своих связях с обществом. Перед подростком встает задача об­общить все, что он знает о себе как школьнике, спортсмене, друге своих друзей, сыне или дочери своих роди­телей и т.д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проециро­вать в будущее. Если молодой чело­век успешно справляется с этой зада­чей - психосоциальной идентификаци­ей, то у него появляется четкое пред­ставление о том, кто он есть, где находится и куда ему двигаться в жизни дальше.

Если в предшествующие стадии жизни подросток уже выработал у себя с помощью родителей и воспитателей доверие, самостоятельность, предпри­имчивость и умелость, то его шансы на успешную идентификацию «Я» значи­тельно увеличиваются. Но если в эту стадию подросток входит с грузом не­доверия, нерешительности, чувства ви­ны и неполноценности, ему гораздо труднее определить свое «Я». Симпто­мом неблагополучия молодого чело­века является «путаница ролей» - не­уверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. Эриксон отмечает, что такая путаница типична, например, для малолетних правонарушителей.

VI стадия (18-30 лет) – «близость – одиночество». Главная задача стадии ранней взрослости - найти близких лю­дей за пределами родительской се­мьи, то есть создать собственную се­мью и обрести круг друзей. Под близо­стью Эриксон понимает не только фи­зическую близость, но и, главным об­разом, способность заботиться о дру­гом человеке и делиться с ним всем существенным. Но если ни в дружбе, ни в браке человек не достигает бли­зости, его уделом становится одино­чество.

VII стадия (30-60 лет) – «общечеловечность – самопоглощенность». В этой стадии человек достигает само­го высокого для себя социального ста­туса и успехов в профессиональной карьере. Нормой для зрелой личности является формирование общечеловечности как способности интересо­ваться судьбами людей за пределами семейного круга, думать о будущих по­колениях, приносить своим трудом пользу обществу. Тот же, у кого это чувство «сопричастности человече­ству» не выработалось, остается по­глощенным лишь самим собой и лич­ным комфортом.

VIII стадия (от 60 лет) – «цель­ность – безнадежность». Это по­следняя стадия жизни, когда основная работа заканчивается и начинается время размышлений о жизни. Ощуще­ние цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, испытывает удовлетворение. Тот же, кому прожитая жизнь представ­ляется цепью мелких целей, досадных промахов, нереализованных возмож­ностей, понимает, что начинать сна­чала уже поздно и упущенное не вер­нуть. Такого человека охватывает от­чаяние и чувство безнадежности при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.

Главная идея, которая вытекает из описания восьми стадий жизни и является основополагающей для дан­ной модели в целом, - идея о том, что человек сам делает свою жизнь, свою судьбу. Окружающие его люди могут либо помогать ему в этом, либо ме­шать.

Стадии жизни связаны отноше­ниями преемственности. Чем младше ребенок, тем в большей степени ус­пешность прохождения им соответст­вующих стадий непосредственно зави­сит от родителей и педагогов. Чем старше становится человек, тем боль­шее значение приобретает предшест­вующий опыт развития - успех или неуспех в предыдущих стадиях. Одна­ко даже «негативная преемственность» не носит, по Эриксону, фатального харак­тера, и неудача в одной из стадий жизни может быть исправлена после­дующими удачами в других стадиях.

    Педагогическая возрастная периодизация.

В современной педагогической науке принята периодизация детского и школьного возраста, основа которой - стадии психического и физического развития и условия, в которых протекает воспитание, изученные в разные годы отечественными психологами (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.А. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский и др.). Выде­ляются следующие периоды развития детей и школьников:

    мла­денчество (до 1 года);

    ранний детский возраст (1-3 года);

    пред-дошкольный возраст (3-5 лет);

    дошкольный возраст (5- 6 лет);

    младший школьный возраст (6-7-10 лет),

    средний школь­ный, или подростковый возраст (11-15 лет);

    старший школь­ный возраст, или ранняя юность (15-18 лет).

Каждый возраст или период развития человека характеризуется следующими показателями:

    определенной социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает человек с другими людьми в данный период;

    основным или ведущим видом деятельности;

    основными психическими новообразованиями (от отдельных психических процессов до свойств личности).

Развитие в первый год жизни . Сразу после рождения ребенок вступает в особый и краткий в младенчестве период новорожденности . Период новорожденности - единственный период жизни чело­века, когда наблюдаются только врожденные, инстинктивные формы поведения, направленные на удовлетворение органических потреб­ностей, обеспечивающих выживание. К 3-месячному возрасту у ребенка постепенно развиваются две функциональные системы - социальные и предметные контак­ты. Все рефлексы и автоматизмы, имеющиеся при рождении, можно разделить на четыре основные группы:

    рефлексы, обеспечивающие основные потребности организ­ма: сосательный, оборонительный, ориентировочный и специаль­ные двигательные - хватательный, опорный и переступания;

    защитные рефлексы: сильные раздражения кожи вызывают отдергивание конечности, мелькание перед глазами и увеличение яр­кости света приводят к сужению зрачка;

    ориентировочно-пищевые рефлексы: прикосновение к губам и щекам голодного ребенка вызывает реакцию поиска;

    атавистические рефлексы: цеплятельный, отталкивания (ползания), плавания (новорожденный с первых минут жизни свободно передвигается в воде).

Безусловные рефлексы, обеспечивая выживание, получены в наследство от животных и в дальнейшем включаются составными элементами в другие, более сложные формы поведения. Только на основе атавистических рефлексов у ребенка ничего не развивается. Так, цеплятельный рефлекс (сжимание ручки на раздражение ладо­ни) исчезает раньше, чем появляется хватание (сжимание ручки на раздражение пальцев). Рефлекс ползания (при упоре на подошвы) также не развивается и не служит для передвижения - ползание начнется позже с движений руками, а не отталкивания ногами. Все атавистические рефлексы обычно угасают в первые три месяца жизни.

Сразу после рождения у ребенка уже имеются ощущения всех модальностей, элементарные формы восприятия, памяти, и благода­ря этому становится возможным дальнейшее познавательное и интел­лектуальное развитие. Ощущения новорожденного недифференцированны и неразрывно связаны с эмоциями.

С первых минут жизни фиксируются у ребенка отрицательные эмоции, связанные с необходимостью удовлетворения элементарных потребностей (пища, тепло), и только к концу первого - начале второго месяца жизни у ребенка появляются ответные положительные эмоции.

В начале второго месяца ребенок реагирует на взрослого челове­ка, а потом уже и на физические объекты в виде отдельных поведен­ческих реакций - сосредотачивается, замирает, появляется улыбка или гуление. На третьем месяце жизни эта реакция становится комплексной и основной фор­мой поведения, называемой « комплексом оживления». При этом ребенок сосредотачивает взгляд на человеке и оживленно двигает ручками и ножками, издает радостные звуки. Это говорит о появив­шейся у ребенка потребности эмоционального общения со взрос­лыми, то есть первой социальной потребности. Возникновение «комплекса оживления» считается условной границей между новорожденностью и младенчеством.

Период младенчества. Именно в младенчестве начинают формироваться и развиваются функциональные системы социальных и предметных контактов ребенка. Основные направления развития:

1. Общение со взрослыми . С 4-5 месяцев общение со взрослыми становится избирательным, ребенок научается отличать «своих» от «чужих». Непосредственное об­щение, связанное с необходимостью ухода и заботы о ребенке сменяется общением по поводу предметов, игрушек, что и становится основой для совместной деятельности ребенка и взрослого. С 10-месяч­ного возраста в ответ на называние взрослыми какого-либо предмета ребенок берет его и протягивает взрослому. Это уже свидетельствует о появлении, наряду с эмоционально-жестовым общением, новой формы общения - предметного общения.

Нарастающая потребность в общении постепенно вступает в противоречие с выразительными возможностями ребенка, что при­водит сначала к пониманию речи, а потом и овладению ею.

2. Усвоение речи . Повышенный интерес к человеческой речи фик­сируется у ребенка с первых месяцев жизни. Хронология развития речи в данном возрасте выглядит следующим образом:

1 месяц - произношение каких-либо простых звуков («а-а», «у-у», «э-э»);

2-4 месяца - возникает гукание (произно­шение простых слогов – «ма», «ба»);

4-6 месяцев - гуление (повторение простых слогов – «ма-ба», «ба-ма»), ребенок начинает различать интонации в голосе взрослого;

7-8 месяцев - появляется лепет (произношение слов, которых не существует в природе родного языка – «вабам», «гунод»), появляется понимание отдельные слова взрослого, различаются интонации в голосе ребенка;

9-10 ме­сяцев - в речи фиксируются первые слова, ребенок начинает понимать связь между самим предме­том и его названием.

К концу младенчества ре­бенок точно понимает в среднем 10-20 слов и определенным образом реагирует на них, произносит 1-2 слова.

3. Развитие движений . В течение первого года ребенок активно овладевает прогрессивными движениями: учится держать голову, садиться, ползать, передвигаться на четвереньках, принимать вер­тикальное положение, брать предмет и манипулировать им (бросать, стучать, размахивать). Но у ребенка могут появиться и "тупи­ковые" движения, тормозящие развитие: сосание пальцев, рассмат­ривание рук, поднесение их к лицу, ощупывание рук, раскачивание на четвереньках. Прогрессивные движения дают возможность уз­нать новое, а тупиковые - отгораживают от внешнего мира. Прогрес­сивные движения развиваются только при помощи взрослых. От­сутствие внимания к ребенку способствует появлению и упрочению тупиковых движений.

4.Эмоциональное развитие . В первые 3-4 месяца у детей появляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение дви­жений, замедление сердечного ритма), тревожность при физи­ческом дискомфорте (усиление движений, ускорение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворе­нии потребности. После появления комплекса оживления ребе­нок доброжелательно реагирует на любого взрослого человека, но после 3-4 месяцев он начинает несколько теряться при виде незнакомых людей. Особенно усиливается беспокойство при виде незнакомца в 7-8 месяцев, в это же время появляется и страх рас­ставания с мамой или другим близким человеком.

5.Личностное развитие выражается появлением кризиса 1 года. Кризис связан со всплеском самостоятельности ребенка, ста­новлением ходьбы и речи, появлением у него аффективных реак­ций. Вспышки аффектов у ребенка возникают, когда взрослые не понимают его желаний, слов или жестов, а также, если взрослые не выполняют того, что он хочет.

Преддошкольный период (раннее детство). Накопленные за первый год физические силы и опыт манипули­рования предметами вызывают у ребенка огромную потребность в активной деятельности. Намеченные в предыдущий период направления развития совершенствуются и появляются новые:

1.Овладение прямохождением . Помощь взрослых, их одобрение и стиму­ляция активности в этом направлении формирует потребность в ходьбе. Полное овладение прямохождением связано не столько с усложнением ходьбы: подниматься и спускаться с горки, по ступенькам, наступать на камешки и т.п., сколько получением удовольствия от прямохождения и владе­ния своим телом. Овладение прямохождением значительно расширяет границы дос­тупного ребенку пространства, увеличивает его самостоятельность.

2. Развитие речи. Развитие речи тесно связано с предметной дея­тельностью ребенка. «Немые» формы общения (показ) стано­вятся недостаточными, ребенок вынужден обра­щаться к взрослым с различными просьбами, но обращаться можно только с помощью речи.

Развитие речи у ребенка протекает одновременно по двум на­правлениям: понимание речи и формирование собственной речи. Вначале ребенок понимает ситуацию и выполняет просьбы только конкретных лиц (матери). К возрасту 1 года он уже знает и произно­сит отдельные слова, а затем идет познание значения все большего количества слов. К возрасту 1,5 лет ребенок знает значение от 30-40 до 100 слов, но употребляет в своей речи их относительно редко. После 1,5 лет речевая активность возрастает, и к концу 2 года он употребля­ет до 300 слов, а концу 3-го - до 1500 слов. К 2 годам ребенок говорит двух-трехсловными предложениями, а к 3 годам дети в состоянии свободно разговаривать.

3. Игра и продуктивные виды деятельности . Игра как новый вид деятельности ребенка появляется в процессе манипу­ляций предметами и познании их назначения. На первом году жизни непосредственного взаимодействия меж­ду детьми практически не наблюдается, и лишь к двум годам у детей возникают первые реальные контакты с партнерами по игре.

Только на тре­тьем году жизни начинают складываться продуктивные виды деятельности ребен­ка, которые достигают своих развернутых форм на последующих эта­пах - рисование, лепка, конструирование и прочее.

4. Интеллектуальное развитие . Основное направление развития высших психических функций у детей раннего возраста - начало вербализации познавательных процессов, т.е. их опосредование речью. Вербализация дает толчок для развития нового вида мышления - наглядно-образного. Формирование образного мышления в раннем детстве сопро­вождается достаточно развитым воображением. Воображение, как и память, в этот период детства еще непроизвольное и возникает под влиянием интереса и эмоций (например, слушая сказки, ребенок пытается представить их персонажи, события и ситуации).

5. Личностное развитие . Конец раннего детства знаменуется рождением фено­мена «Я», когда ребенок начинает называть себя не по имени, а местоиме­нием «Я». Появление психоло­гического образа своего «Я» знаменует рождение личности ребенка, формирование самосознания. Появление нового всплеска по­требности в самостоятельности через изъявление своей воли приво­дит к распаду прежней социальной ситуации развития, что проявля­ется в кризисе трех лет. Словесное выражение кризиса 3-х лет - «Я сам» и «Я хочу». Стремление быть как взрослый, желание самому выполнять ту дея­тельность, которую он наблюдает у взрослых (зажигать свет, ходить в магазин, варить обед и так далее) непо­мерно превосходят реальные возможности ребенка и удовлетворить все их невозможно. Именно в этот период впервые у ребенка начинают замечаться проявления упрям­ства и негативизма, направленные против взрослых, которые посто­янно ухаживают за ним и опекают его.

Дошкольный период. Данный период ответственен в плане подготовки ребенка к важному этапу его жизни – школьному обучению. Основные направления развития периода:

1. Игровая деятельность. Дошкольный возраст характеризуется интенсивностью игр как ведущей деятельности дошкольника. Игры дошкольников проходят серьезный путь развития: от предметно-манипулятивных до сюжетно-ролевых игр с правилами и символических игр.

Младшие дошкольники еще обычно играют в одиночку. У них преобладают предметные и конструкторские игры, а сюжетно-ролевые игры воспроизводят действия тех взрослых, с которыми они по­вседневно общаются. В среднем школьном возрасте игры становятся совместными, и главным в них становится имитация определенных отношений меж­ду людьми, в частности, ролевых. Создаются определенные правила игры, которым дети стараются следовать. Темы игр различны, но преобладают обычно семейные роли (мама, папа, бабушка, сын, дочь), сказочные (волк, заяц) или профессиональные (врач, летчик).

В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры значи­тельно усложняются, набор ролей возрастает. Специфично, что ре­альные предметы часто замещаются условными их замените­лями (символами) и возникает так называемая символическая игра. Впервые в играх старших дошкольников можно заметить от­ношения лидерства, развитие организаторских способностей.

2. Развитие интеллекта. Наглядно-образное мышление сменяется словесно-логическим, что предполагает умение оперировать слова­ми и понимать логику рассуждений. Способность использовать словесные рассуждения при решении ребенком задач проявляется феноменом «эгоцентрической речи», так называемая - речь «для себя». Это способствует сосредото­чению и сохранению внимания ребенка и служит средством управ­ления оперативной памятью. Затем постепенно эгоцентрические речевые высказывания переносятся на начало деятельности и при­обретают функцию планирования. Когда же этап планирования становится внутренним, что происходит к концу дошкольного пе­риода, эгоцентрическая речь постепенно исчезает и замещается внутренней речью.

3. Личностное развитие. В игре развивается рефлексия - способность адекватно анализи­ровать свои действия, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также поступками и мотивами других людей. Возникно­вение рефлексии у ребенка обуславливает появление стремления соответство­вать требованиям взрослых, быть ими признанным. Завершается полоролевая идентификация детей: взрослые от мальчика требуют проявления «мужских» качеств, поощряют активность; от девочки требуют душев­ности, чувствительности.

Формируются новые мотивы деятельности: познава­тельные и соревновательные. Дошкольный возраст – возраст «почемучек». В 3-4 года ребенок начинает спрашивать: «Что это?», «Зачем?», а к 5-ти годам – «Почему?». Однако вначале боль­шинство вопросов ребенок задает с целью привлечения внимания, и стойкий интерес к знаниям возникает лишь к старшему дошколь­ному возрасту.