Боязнь превратиться в ничто после смерти. Почему возникает страх смерти и как от него избавиться? Почему бы и нет

Танатофобия (боязнь смерти) – особый, и, наверное, не самый необоснованный страх среди панических расстройств. В то же время он является патологическим по своей природе и выражается в приступообразном (или хроническом) состоянии сильной и неконтролируемой тревоги. По правде говоря, такая фобия является проблемой в плане лечения – это один из сложно корректируемых страхов. Однако, он же является в нынешнем обществе.

В то же время сложно себе представить человека, который не опасался бы смерти хотя бы рефлекторно – в конце концов у всех действует инстинкт самосохранения.

Одна из причин страха перед смертью – это принципиальная невозможность познать, что же это такое и что стоит за последней границей? Большое число религиозных общин построены как раз на эксплуатации этой неизвестности: с одной стороны, это хорошо и оказывает психотерапевтическое влияние на людей верующих, с другой стороны – это может стать и причиной порождения страха смерти.

Какова реакция здорового человека на столкновение с ситуацией, угрожающей жизни? Конечно, это испуг, активация или наоборот подавление функций организма, тревога, избегание или сопротивление. Однако у людей больных танатофобия превращает это нормальное состояние в хроническое и не связанное с реальной угрозой.

Внимательный читатель, наверное, уже заметил парадоксальность танатофобии в сравнении с нормальными опасениями по поводу своей жизни: боязнь смерти – это фобия, которая буквально заставляет своих жертв опасаться постоянно, вне зависимости от окружающей обстановки. Основной полюс страха – это ощущение близости своей смерти, хотя чаще больные не могут точно определить, чего же именно они бояться.

Основными формами фобии являются:

  • неизвестность, что стоит за физической кончиной;
  • страх мучительной смерти;
  • боязнь внезапно умереть.

С другой стороны, неявная танатофобия несет в себе и небольшой позитивный посыл. Если страх не поглощает разум больного полностью, то в коей-то мере он может послужить толчком к переосмыслению своего «Я», пересмотра Я-концепции и принять себя реального. Иногда этот посыл используется в психотерапевтической работе и дает прекрасный результат. Принятие своей символической «смерти» расчищает место для личностного роста каждого пациента. Однако оговоримся, что сама фобия не должна носить демонический характер, чтобы из нее можно было «выжать» нечто позитивное.


Также стоит учитывать, что эта фобия зачастую аккомпанирует расстройству более высокого уровня и другой нозологии. В таком случае врачи вполне могут заподозрить у больного бредовые проявления некоего другого заболевания. Однако, даже если танатофобия – чистая, консультация психиатра должна быть пройдена в обязательном порядке.

Прямое обращение к психотерапевту может быть опасно в том плане, что специалист начнет работать с конкретным проявлением (в виде страха смерти) какого-то расстройства, но избавление от одного проявления скорее вызовет другие формы заболевания, нежели поможет больному.

При танатофобии необходима консультация психиатра и полный отказ от самолечения и использования «бабушкиных методов» коррекции страха. Любое непрофессиональное скорее обострит заболевание, нежели избавит от него.

Перед тем, как бороться со страхом смерти, необходимо разобраться со всем спектром разнообразных причин, которые могут являться основой для развития боязни смерти. Как и многие другие фобии, танатофобия определяется психиатрами как биосоциальная боязнь: либо как следствие действия генов, либо как влияние ближайшего социума. Однако нам представляется важным указать и другие, точно не подтвержденные, но имеющее место быть гипотезы возникновения страха смерти.

Гипотеза 1: контакт со смертью

Есть допущение, что фобия развивается как реактивное образование, вызванное столкновением со смертью (в особенности – неожиданной). Это может быть гибель близких людей, пережитый опыт нахождения в заложниках, простое наблюдение страшной катастрофы.

Такие стрессовые переживания запускают у человека механизмы иррационального поиска ответа на вопрос о том, что представляет собой смерть. Негативный фон настроения, разрыв типичного жизненного стереотипа приводят к тому, что человек начинает сопоставлять себя с теми, кого уже с ним нет. Таким образом человек высказывает свой протест смерти – сам создавая и переживая в своем сознании свою гибель.

Гипотеза 2: культ смерти

Это предположение было выдвинуто российскими психиатрами. Они объясняют боязнь смерти как сформированную внешним воздействием установку, избавиться от которой достаточно трудно. Например, информационные потоки, в которых мы постоянно находимся (СМИ, Интернет, ежедневные печатные издания и т.п.), транслируют нам яркие образы обрыва жизни в связи с какими-либо событиями. Человек, буквально, принимает на себя роль агрегатора «смертей», что заставляет его навязчиво задумываться о том как и когда он умрет.

Гипотеза 3: экзистенциальный страх

Некоторые школы психологии (в частности – гуманистическая и экзистенциально-гуманистическая) объясняют возникновения страха как следствие длительной остановки в личностном развитии. Согласно этим направлениям, человеку свойственно задавать себе вопросы, на которые нет единого ответа: зачем дана жизнь, что такое смерть и т.п. В тот момент, когда ответы на эти вопросы начинают носить явно негативный характер, возникает так называемая «экзистенциальная тревожность», которая и может являться причиной развития страха смерти.

Гипотеза 4: кризис 30 лет и середины жизни

Несмотря на то, что эта фобия может проявляться в любом возрасте, однако по экспоненте растет число тяжелых случаев в промежутке от 35-60 годами.

Именно на этот период приходятся несколько кризисов: зрелого возраста и середины жизни. Новообразованием успешного разрешения этого кризиса является позитивное переосмысление своей жизни и оформление новых взглядов на жизнь и свой пройденный путь.

А вот если этот кризис протекает неблагоприятно, человеку приходится признавать, что многие из его мечт не сбылись, а некоторые иллюзии так и остались иллюзиями. Приходится отказываться от некоторых значимых для человека затей: это порождает закономерную депрессивную симптоматику, на фоне которой и может развиваться страх смерти.

Гипотеза 5: религиозный фанатизм и сектантство

Психотерапевтами описаны сотни случаев работы с пациентами, чей страх неминуемой смерти возник на почве в различных религиозных сектах (в т.ч. и признанных религиях). Здесь, например, в христианской культуре, сталкиваются две тенденции: «истинное знание» того, что ждет людей после смерти и боязнь наказания за свои земные дела. Лечение таки пациентов – крайне тяжелое и зачастую требует много времени и сил, ведь терапевт выступает в прямом смысле «врагом» идеалов больного и авторитету духовного лидера.

Гипотеза 6: нетолерантность к неизвестности

Некоторые специалисты выделяют закономерную связь между тотальным неприятием неизвестности (неопределенность вызывает панический страх у пациента). Однако такая причина скорее оправдывает фобию у людей с достаточно развитым зерном рационализма: ведь то, что они не могут объяснить через здравую логику либо ненужно, либо потенциально опасно. А поскольку смерть – явление неизбежное, оно приобретает для таких людей характер гротескной опасности.

Гипотеза 7: невротический сверхконтроль

Здесь встает проблема нездорового перфекционизма и попыток полностью взять под контроль все сферы своей жизни: от внешних, до внутренних. Такой педантизм, однако, со временем сталкивается с серьезной проблемой: ведь можно контролировать каждый свой шаг, но контролировать биологические процессы и циклы организма – невозможно.

Возникает страх утери контроля, который компенсируется еще большими ограничениями, начинают контролироваться даже самые мельчайшие моменты рутины. Со временем возникает чувство неизбежности гибели, которое может сопровождаться обсессивно-компульсивным расстройством.

Отличительные черты танатофобии

Можно ли победить страх смерти, не понимая его структуры? Навряд ли. Поэтому рассмотрим клиническую картину болезни.

В клинике фобии чаще обнаруживается не сам страх смерти как данное, а именно явления, которые сопутствуют (в мыслях больных) процессу умирания. Страх смерти может быть симптомом некоторой нозофобии, которой связан с переживаниями по поводу мучительной и длительной смерти от какой-либо болезни.

У других пациентов (чаще – эгоцентричных) страх смерти проявляется в тревоге перед тем, что на последнем этапе своей жизни они превратятся в «ни на что негодных старцев», которые утратят разум и не смогут банально даже самообслуживать себя. Страх перед тем, что старость вынудит их прибегать к помощи третьих лиц находит корни в страхе перед смертью, перед которой этот период и наступит. Этот же анамнез характерен и для больных, в истории которых присутствовали расстройства типа ипохондрии.

Для людей 40+ страх смерти может являться следствием фрустрации их потребности в наставничестве. То есть большинство людей к этому возрасту испытывают закономерную нужду в обучении своих детей, уходе и заботе, обеспечения их благополучия и поддержки. Здесь страх смерти приравнивается к боязни потерять контроль за родственниками, что приведет их, в мыслях пациента, к жизненному фиаско.

Для родителей-«одиночек» свойственен страх смерти как форма опасения за «продвижение» детей в дальнейшей жизни. В их представлениях собственная кончина неразрывно связана с неблагополучием своих детей, что приводит к навязчивым идеям и переживаниям по поводу смерти.

Стоит принять тот факт, что временами появляющаяся тревога за собственную жизнь – это нормальная реакция человеческой психика на, например, перегрузку организма.

Однако российские психотерапевты, работающие с подростками, приводят печальную статистику, что в последние годы боязнь смерти стала с закономерной частотой проявляться у старших подростков и даже детей.

Пациенты с поставленным диагнозом танатофобии зачастую страдают и от сопутствующих расстройств, которые так или иначе связаны с тематикой смерти. Например, больные могут панически бояться символов смерти: надгробий, крестов, покойников и т.п. Иногда появляются и абсолютно иррациональные вторичные страхи, вроде боязни «вестников» смерти, призраков и другой мистики.

Симптомы фобии

Как и другие тревожные нарушения, боязнь смерти обнаруживается не только в очевидной пациенту тревоги относительно смерти, но и несет в себе латентные (недоступные прямому наблюдению) симптомы и проявления.

Итак, первый знак того, что переживания по поводу кончины имеют фобическую природу – это принципиальная объектность страха. То есть пациент не может представить себе «смерть в принципе», в его сознании присутствует либо ограниченный репертуар этого явления, либо вообще проявляется ригидность и зацикленность на конкретной форме смерти. В большинстве своем, это либо «страшные» смерти, либо какие-то виды, связанные с травматическим опытом. Например, один пациент боялся захлебнуться, когда пьет молоко (и только его), поскольку в детстве его заставляли это делать против его воли. Психика «перенаправила» отвращение и травматичный опыт в нелепый страх смерти.

Некоторые пациенты как бы «проектируют» свою смерть и начинают активно избегать ее. Например, если больному кажется, что он умрет от падения кирпича с крыши дома, то он начинает активно избегать прогулок возле стен, постоянно смотрит наверх, да и в принципе может стараться не выходить из дома. Кстати, нередко эта фобия связана с некоторыми нозофобиями, например – канцерофобией. Больной, думающий, что он умрет от онкологии, начинает либо избегать посещения больниц, либо наоборот готов проводить сутки в медучреждениях.

Такое странное (обсессивное) поведение сочетается с нарушениями на физиологическом уровне:

  • страдает сон – больному трудно засыпать и просыпаться, мучают повторяющиеся кошмары;
  • снижение аппетита и как следствие – потеря веса;
  • сексуальные дисфункции;
  • появление вторичной невротической симптоматики, псевдоболей.

Такие неявные фобические знаки достаточно сильно влияют на жизнь больного. Пациент живет не просто постоянным «пережевыванием» мыслей о своей смерти, но чувствует ненаправленное беспокойство, иногда слезливость и агрессивность. В принципе, планомерно состояние больного скатывается в депрессивное.

Тяжелое течение и его последствия

Люди с таким диагнозом сталкиваются с рядом неприятных явлений:

Без соответствующего лечения, психокоррекции и восстановительной терапии, боязнь смерти абсолютно перестраивает жизнь человека, изменяя его личностные черты, которые скорректировать в рамках любого направления крайне тяжело.

Лечение

Итак, как же избавиться от страха смерти? Поскольку эта фобия достаточно тяжела для коррекции, на начальных стадиях необходимо обратиться к психиатру для дифференциальной диагностики и установления тяжести расстройства.

На втором этапе назначается консультация у патопсихолога, который проводит диагностику, направленную на установление глубины дефектов личности и психических функций, а также определения способа их коррекции.

При тяжелом течении могут назначаться различные препараты класса гипнотиков или транквилизаторов, направленных на нормализацию сна и снижения уровня стресса.

Помимо всего вышеназванного, бороться со страхом смерти приходится и в кабинете психотерапевта. Чтобы не оставлять иллюзий, скажем, что психотерапевтическая коррекция страха смерти – это долгий и трудоемкий для пациента процесс.

„Тревога - это конечность, переживаемая человеком как его собственная конечность. Такова врожденная тревога, свойственная человеку как человеку и - некоторым образом - всем живым существам. Это тревога небытия, осознание собственной конечности как конечности“. Пауль Тиллих

В случае смерти под вопросом - наше существо в целом,

наше "быть", а не "иметь"

Владимир Янкелевич

"Наконец, нам бросают горсть земли на голову,

и это навсегда"

Блэз паскаль

Тревога смерти связана с осознанием свойства бытия, которое мы определили как КОНЕЧНОСТЬ или ПРЕХОДЯЩЕСТЬ . В рассматриваемом здесь смысле тревога смерти касается исключительно озабоченности прекращением собственного существования. Если люди обеспокоены предстоящей смертью другого, то здесь мы имеем место с ТРЕВОГОЙ ПОТЕРИ . Также и переживания по поводу того, что чья-то жизнь оборвалась - это не есть тревога смерти. Это траур и оплакивание утраты.

Конечно, смерть другого всегда будет "примеряться" и на самого себя. И вот тут уже мы будем иметь дело с тревогой смерти в первом лице.

Наша смерть ждет нас где-то и когда-то, может быть лишь через десятилетия. До тех пор, пока жизнь не оборвалась, мы ощущаем себя как бы вечными - потому что всегда устремлены в своё будущее, которое в нашем сознании не имеет конца. Мы планируем каждый раз так, как будто мы бессмертны. Мы не можем жить иначе - ведь будущее есть всегда, пока мы живём. Пока не наступит самое последнее будущее, именуемое смертью.

Наша смерть одновременно далека и чрезвычайно близка. Любая болезнь, самый маленький вирус, любое событие и любой предмет из нашего окружения могут стать причиной нашей смерти или способствовать тому, что мы исчезнем. Крошечный участок льда на асфальте, потрескавшаяся штукатурка на фасаде дома, мимо которого мы проходим, проезжающая мимо машина - нужно не так уж и много чтобы нас не стало.

Всё в нашей жизни проникнуто смертью. Можно сказать, что любой страх - это в конечном счете проявление тревоги смерти (недаром Пауль Тиллих отмечал, что именно тревога небытия и делает страх по-настоящему страшным). Даже многие развлечения, особенно экстремального характера (будь то подводное плавание, альпинизм, спуск в пещеру, американские горки, полёты на дельтаплане, горнолыжный спорт) - это попытка проявить своё мужество, испытывая риск. А любой риск - лишь тогда риск, когда он грозит обернуться фатальным исходом (даже если возможность такого исхода и чрезвычайно невысока).

В основе тревоги смерти лежит осознание того, что реальность собственного бытия со всеми его опорами и категориями попросту исчезнет в какой-то момент.

Исчезнет время - и не будет больше будущего, в которое мы стремимся в нашем бытии. Ведь смерть - это "будущее из будущих, самое последнее будущее" (Владимир Янкелевич). Мы сами станем прошлым - но не для нас, а для тех, кто останется после нас.

Исчезнет пространство, которое мы занимали, и весь наш мир превратится в ничто. И наше „место уже не будет знать" нас (Книга Иова).

Та субстанция, которая составляла основу нашей личности - наше Я, наша самость - перестанет существовать. Тело останется до поры до времени видимым и осязаемым (хотя уже и не нами) - но что толку от такой неподвижной и бесполезной "субстанции" после смерти.

Вброшенные в бытие по какой-то причине, сами ставшие причинами многих причин, мы вдруг - в мгновение ока - потеряем возможность совершать поступки.

Вот что значит смерть... И это невозможно постичь... Это можно лишь издали осознавать...

Нашу жизнь Мартин Хайдеггер назвал "бытием к смерти", имея в виду, что смерть не только является частью бытия ("с мерть в широчайшем смысле есть феномен жизни "), но и сопровождает нас на каждом шагу. Каждое мгновение нашей жизни мы рискуем провалиться в НЕБЫТИЕ, обратиться в НИЧТО. Мы не можем себе представить „НИЧТО“ рационально – не можем представить, что нас может когда-нибудь не быть (да что может! когда-нибудь не будет – и знание, и опыт непрестанно нашептывают нам: „Рано или поздно ты умрёшь"). Именно поэтому тревога смерти - постоянный спутник человека, основа всех других видов тревоги и главная причина всех страхов. Неважно - осознаем ли мы ее или нет - она всегда с нами.

Владимир Янкелевич в своем трактате "О смерти" блестяще сформулировал эту взаимопереплетенность жизни и смерти: "Жизнь облечена в смерть и вместе с тем пронизана смертью; она с начала до конца окутана смертью, проникнута и пропитана ею. Жизнь говорит нам о смерти, более того -только о смерти она и говорит. Смерть оказывается остаточным элементом любой проблемы. Все говорит мне о смерти... но не впрямую, а косвенно, иероглифами и намеками".

Ролло Мэй, говоря о вездесущности тревоги, подчеркивал, что тревога - это сознавание человеком того факта, что каждый из нас является бытием, противостоящим небытию. "Небытие – это все, что разрушает бытие: смерть, тяжелая болезнь, человеческая враждебность, внезапные перемены, которые отрывают нас от наших психологических корней. В любом случае тревога – это реакция на столкновение человека с разрушением существования или того, что он с ним отождествляет" (Ролло Мэй).

ВИДЕО "ТРЕВОГА СМЕРТИ И НЕБЫТИЯ"

Материал в формате PowerPoint:

ТРЕВОГА СМЕРТИ И НЕБЫТИЯ

Живущий в нашем бессознательном зловещий, цепенящий, примитивный ужас смерти „составляет часть самой ткани бытия, существует до и вне всякого языка и образа и развивается очень рано, еще до формирования четких понятий“ (Ирвин Ялом).

Пауль Тиллих подчеркивал, что тревогу смерти порождает не абстрактное знание о небытии, о том, что всё – преходяще, не то, что другие умирают, но „осознание того, что небытие составляет часть нашего собственного бытия“, скрытое осознание неизбежности собственной смерти, собственной конечности. Он утверждает, что „небытие стоит за нашим опытом, в котором мы постигаем, что мы, как и все сущее, влекомы из прошлого в будущее, и всякий момент времени исчезает навеки; небытие стоит за ненадежностью и бесприютностью нашего социального и индивидуального существования; небытие стоит за теми ударами, которые слабость, болезни и несчастные случаи наносят по нашей телесной и душевной силе бытия. Судьба актуализируется во всех этих формах, и через них тревога небытия овладевает нами“. Далее он отмечает, что в переживании человеком близости собственной смерти важен не страх смерти, т.е. страх перед мигом умирания, а ощущение неизбежности смерти, когда небытие воспринимается “изнутри”. «Страх небытия потенциально присутствует в каждом мгновении. Он пронизывает бытие человека, охватывает душу и тело и определяет духовную жизнь».

Герман Файфел, исследовавший отношение людей к смерти, выявил, что "с одной стороны, отношение к смерти представляет собой стоическое или скептическое понимание ее неизбежности или подавление мыслей о смерти; с другой стороны, идеалистическое представления о смерти состоит в том, что ее признают как придающую жизни смысл или считают ее началом настоящей жизни человека... С одной стороны, смерть рассматривается как "стена", главная личная катастрофа, а суицид как проявление слабоумия; с другой стороны, смерть рассматривается как "дверь", момент времени на пути в вечность".

Эрнест Беккер отмечал, что «наша "универсальная амбиция" – "процветание", а смерть – главный враг, с которым мы должны бороться». То есть смерть для многих является помехой на пути реализации своего предназначения, заключающегося в преумножении того, что мы можем иметь. Люди пытаются стать выше смерти, укрепляя свою субстанцию, знача что-то.

Описывая МОДУСЫ БЫТИЯ („Иметь или Быть“), Э. Фромм подчеркивал, что „страх смерти – это, в сущности, не совсем то, что нам кажется: это не страх, что жизнь прекратится“. Это, скорее, страх потери своей собственности (собственного тела, своей ИДЕНТИЧНОСТИ , собственного „Я“) при столкновении с бездной небытия. И именно тот, кто руководствуется в своей жизни принципом ОБЛАДАНИЯ , должен больше всего бояться смерти – ибо мы никакими силами не можем удержать то, что, казалось бы, нам принадлежит.

Тревога смерти имеет основанием УЖАС, являющийся немотивированным чувством по отношению к какому-то невыразимому событию, которое должно случиться. УЖАС СМЕРТИ есть невысказываемое чувство паники перед НИЧТО смертного мгновения, ужас "перехода" (Жак Мадоль).

Но этим переходом дело не ограничивается. ведь он ведет не просто в НИЧТО... Как пишет Владимир Янкелевич, "окончательность последнего мгновения несет с собой не БОЛЬШЕ НИЧЕГО, а БОЛЬШЕ НИЧЕГО НА ВСЕ ВРЕМЕНА. "Больше никогда" - вневременная формула небытия... Для того чтобы смерть была действительно смертью, …небытие должно быть необратимым (поскольку оно не будет иметь конца). Небытие начинается сегодня вечером и будет продолжаться всегда! Умирают только один раз, и это происходит навсегда! Понимаете ли вы, что означают эти три слога: на-всег-да? Наш разум может осмыслить их без труда, и тем не менее мы не способны полностью осознать эту мысль, т. е. без содрогания принять ее всерьез".

Мир "по ту сторону" смерти представляется как вариант нашего мира, но со своими, нам прежде не известными угрозами и опасностями. Это уже не НИЧТО, а НЕЧТО. То есть то, перед чем можно испытывать страх. Ведь страх всегда мотивирован неким существующим предметом или явлением, которые вполне могут быть названы или представлены самому себе в воображении.

Страхи потустороннего мира, загробной жизни и посмертного существования являются "лишь предлогом, освобождающим нас от необходимости признаваться в действительном оцепенении, испытываемом нами перед последним мгновением... Человек, охваченный ужасом, заменяет необоснованную фобию мгновения субстанциональными опасностями потустороннего мира для своего собственного успокоения. Человек маскирует свой ужасный и необъяснимый страх под вполне объяснимый, который и выдается за тот, который как будто он испытывает" (Владимир Янкелевич).

Ужас перед моментом умирания и страх перед тем, что БУДЕТ после смерти взаимно дополняют друг друга.

Как мы уже отмечали, личная смерть воспринимается человеком по-разному в зависимости от ее "отдаленности" от человека. Точнее в зависимости от того, на каком отдалении от себя человек воспринимает свою предстоящую смерть. Главными свойствами смерти являются ее непременность (то есть "обязательность") и неопределенность того, как и когда она случится.

Владимир Янкелевич отмечает, что "тот, кто находится на мгновение от смерти, может быть от нее так же далек, как и самый молодой человек, и самый далекий от нее юнец. Иначе говоря, самый удаленный от смерти знает о ней столько же, сколько и находящийся от нее совсем рядом". То есть для большинства людей смерть всегда находится в неопределенном будущем, что действует успокаивающе.

Но приговоренные к смерти должны испытывать ужаснейшие муки, ибо их сознание буквально приковано к приближению рокового мгновения последнего срока. И время ожидания, "этот конечный отрезок времени, который в конце концов приводит к нулевой точке, т. е. к смерти, сам по себе уже является мертвым временем" (Владимир Янкелевич).

Но так живут не только приговоренные к казни... Такие муки испытывают и те, кому нагадано умереть в таком-то возрасте... И те, которые сами себе "отпустили" столько-то лет жизни... Будущее, столь важное для человека, постоянно сокращается.

По словам Владимира Янкелевича, последние дни и даже годы для таких людей - "это время песочных и водяных часов. С каждым ушедшим в прошлое мгновением сокращается оставшееся для жизни время: есть какое-то определенное количество возможностей, которое постепенно расходуется и в конечном счете будет израсходовано... И время, которое еще остается у него в запасе, как бы отмеренное хронометром, продлению не подлежит, ибо возможности его становления исчерпаны. Черпая из ограниченных ресурсов, время приговоренного к смерти теряет свою способность к созиданию и обновлению; надежды на лучшее больше нет... Отсутствие будущности (того, что лежит в основе бесконечного становления) - вот тупик, куда попадает человек, когда знание своего смертного часа скрывает от него любую перспективу реального завтра".

Такой учет времени порождает в обреченном человеке болезненную жадность и тревожную боязнь потерять время, что выливается, однако, именно в потерю времени: оно зачастую будет тратиться лишь на подсчеты времени, оставшегося в распоряжении.

Тревога заставляет лихорадочно переходить от надежды к отчаянию… От чистого отчаяния, плотного и сконцентрированного, вообще никуда не деться.

Смерть предстаёт в восприятии людей в различных обликах. Литература, музыка и изобразительное искусство являют нам бесконечные вереницы образов смерти (ссылки на некоторые произведения находятся в соответствующем разделе). Детские страхи имеют свое продолжение и у взрослых: темнота, кладбище, разные приведения, кикиморы и прочая нежить – всё может пугать уничтожением. Состояния, в которых человек теряет контроль над ситуацией (например, наркоз или даже сон), могут страшить нас возможностью исчезновения. Людей, ориентированных на стабильность, надежность и определенность пугает неизвестность часа смерти. Это для них невыносимо, поскольку время ухода из жизни неподвластно их контролю.

А вот то, что мы обычно считаем страхом смерти (Диггори и Ротманн, цитируется по Ирвину Ялому):

1. Моя смерть причинит горе моим родным и друзьям.
2. Всем моим планам и начинаниям придет конец.
3. Процесс умирания может быть мучительным.
4. Я уже не смогу заботиться о тех, кто зависит от меня.
5. Я боюсь того, что со мной будет, если окажется, что есть жизнь после смерти.
6. Я боюсь того, что будет с моим телом после смерти.

В конечном счете – это как раз то, о чем Пауль Тиллих говорил: „Тревога стремится стать страхом“. Все эти страхи - лишь прикрытие базальной, экзистенциальной тревоги.

Экзистенциальные составляющие тревоги смерти видятся нам в следующем:

Представление о жутком и непреходящем одиночестве в процессе умирания;
„Невозможность дальнейших возможностей“ (Мартин Хайдеггер). Например:
 Невозможность быть ПРИЧИНОЙ (нет возможности приложения ВОЛИ)
 Невозможность межчеловеческих отношений (Здесь прослеживается связь тревоги смерти с ТРЕВОГОЙ ПРЕДЕЛЬНОГО ОДИНОЧЕСТВА . Ведь, как пишет Дж. Конрад, "в смерти нас пугает не то, что исчезнет сознание, – ведь не боимся же мы засыпать каждую ночь, а то, что мы останемся одни, в совершенной изоляции и полной темноте".)
 Невозможность дальнейшего постижения СМЫСЛОВ
 Невозможность познавать и переживать

Необходимо отличать страхи в связи с тем, что связано со смертью (страх перед тем, что наступит после смерти; страх "события", процесса умирания; беспокойство о родных, которые будут страдать) от собственно тревоги смерти – „прекращения бытия“ (уничтожения, исчезновения, превращения в НИЧТО).

В той мере, в какой это «страх», пишет Пауль Тиллих, его объект – предчувствие смертельного заболевания или несчастного случая, предсмертных страданий и утраты всего. «Но в той мере, в какой это «тревога», - продолжает он, - ее объект - абсолютная неизвестность состояния «после смерти», небытие, которое останется небытием, даже если наполнить его образами из нашего нынешнего опыта. Именно тревога неспособности сохранить собственное бытие лежит в основе всякого страха и создает страшное в страхе».

Ирвин Ялом описывает связанные с мыслями о смерти страхи и чувства, не являющиеся, в действительности, тревогой смерти:

Беспомощность;
страх перед болью и страданиями умирания;
страх неизвестности;
беспокойство за семью;
страх за своё тело;
одиночество после смерти;
регрессия;
страх перед посмертным существованием;
иррациональные страхи образа смерти.

Страх беспомощности, опасение страданий, которые может принести с собой умирание – это не страх смерти, а беспокойство, что жизнь может стать тогда невыносимой. Однако, согласно Виктору Франклу, именно на этом этапе жизни человек может обрести смысл в страдании, обратясь к ценностям личных жизненных установок, проявив себя как личность вопреки ударам судьбы, доказав способность к росту даже в свои последние дни и часы.

Многие озабочены состоянием своего здоровья и стремятся выявить и устранить возможные причины смерти (таковы, например, ипохондрики): бояться можно всего: болезней, экологически нечистых или пропитанных химикалиями продуктов, загазованного воздуха крупных городов, вторжения инопланетян, глобального потепления, аварии атомной электростанции. Многие опасности находятся вне нашего контроля. Какие-то опасности можно и уменьшить. Но в борьбе ли с подобным злом и в постоянных размышлениях о нём состоит смысл жизни? Стоит ли на это тратить бесценные мгновения бытия?

Если в эпицентре страха смерти находится обусловленная ею необходимость расставания с родными и близкими, стоит задаться вопросами: а был ли я достаточно чуток прежде и внимателен ли я по-настоящему сейчас к дорогим мне людям, раскрываюсь ли я полностью навстречу им, отдаю ли я себя им внутренне полностью, что я могу сделать, чтобы сделать отношения лучше, чтобы наверстать упущенное, пока жизнь еще дарит нам такую возможность? Каждое мгновение уникально, упущенного не воротишь – и важно жить так, как будто смерть уже стоит за нашей спиной: пока не поздно – что-то исправить, завершить незавершённое, подарить больше любви. Дальше может быть поздно: каждое мгновение может оказаться последним.

Тревога небытия провоцируется самыми различными ситуациями. В частности, межчеловеческие отношения - один из таких провоцирующих факторов.
Ирвин Ялом указывает, что страх смерти может пробуждаться как слиянием с другими людьми (когда человек переживает "растворение" себя в другом - как бы исчезновение собственного Я), так и при отказе от такого слияния, при стремлении к одиночеству.

"Нужно терпение, чтобы страдать, и мужество, чтобы умереть, - пишет Владимир Янкелевич, - Никто не может освободить меня от этого испытания, в котором я оказываюсь совершенно одинок. Последнее мгновенье исключает спутников. Можно "помочь" одинокому умирающему, иными словами, не оставлять человека в смертный час вплоть до предпоследнего мига, но невозможно избавить его от самостоятельного, личного предстояния последнему мгновенью. Даже если мы окружены близкими, этот наводящий на нас ужас порог нам приходится переступать в одиночку, здесь никто никого не может заменить, и каждый должен один на один выступить навстречу смерти. Этот порог мы должны будем преодолеть в самом мучительном одиночестве".

Одиночество является одной из составляющих тревоги смерти. Предельное одиночество перед лицом смерти состоит в том, что смерть любого человека - это только его "дело". Никто не может умереть за него. Человек стоит один на один со своей смертью, потому что никто не может отдать за него жизнь (если, конечно, отвлечься от метафорического понимания этого выражения). Как говорил Хайдеггер, "никто не может снять с другого его умирание ".

Одиночество (согласно Ялому) многократно усиливает страх смерти. Особенно наглядно это проявляется в случае неизлечимой болезни, когда здоровые пытаются избежать общения с умирающим, а сам умирающий не хочет вовлекать своих близких в мрачные и безнадёжные глубины своего мира.

Смерть, небытие, ничто - эти понятия невозможно осознать окончательно и во всей полноте. Ничто может в какой-то мере метафорически восприниматься как пустота. Поэтому, наверное, человек так боится пустоты и избегает всего, что может её символизировать – будь это пустая квартира, пустые отношения, незанятость времени. По-настоящему заполнить пустоту жизни может лишь смысл. Здесь мы подошли вплотную к важной составляющей тревоги смерти.

Ссылаясь на Черил Годлей, Ирвин Ялом писал, что имеется обратная зависимость между удовлетворением от жизни и страхом смерти. Страх смерти усиливается от ощущения непрожитой жизни. Именно поэтому от страха смерти помогает полная жизнь и бытие самим собой!!!

Альфрид Лэнгле спрашивает: „Отчего смерть становится ужасом жизни? Что делает смерть врагом и не позволяет нам принять ее?». В качестве главной причины он называет упущенную жизнь, «упущенные в многочисленных жизненных ситуациях возможности: любить, действовать, страдать».

Тот, кто стремится лишь обладать, в действительности „не живёт“ – и испытывает гораздо больший страх смерти. Страх смерти основывается на неутоленной потребности жить насыщенно и целостно.

Альфрид Лэнгле подчеркивает: «Смерть становится страшной из-за того, что человек чувствует: по-настоящему он и не жил. Смерть становится страшной, если человек ощущает, что жизнь еще не постигнута, еще не охвачена во всей своей полноте. Смерть приходит слишком рано, когда все, что происходило до этого, жизнью назвать нельзя. До тех пор, пока отдается глубинной болью тоска по целостной и полнокровной жизни, пока эта жажда не утолена, человек внутренне восстает, не желая умирать от жажды. Хуже всего, если жизнь упущена по собственной вине. Каждое упущенное мгновение содержит в себе нечто важное, правильное, достойное того, чтобы это воплощать и отстаивать... В оля к осмысленной, полноценной жизни представляет собой движущую силу, нереализованность которой скрывается в страхе смерти. Мы несем в себе чувство, что мы здесь не просто так, что это зачем-то нужно, и потому очень трудно согласиться с мыслью, что жизнь была прожита впустую. Если осмысленная жизнь не удалась, явное противоречие между интуитивным пониманием бытия и реально прожитой жизнью порождает ОТЧАЯНИЕ ».

И это отчаяние усиливает многократно тревогу в связи с осознаванием того, что жизнь конечна и смерть может прийти в самое "неподходящее" мгновение, когда уже ничего невозможно исправить.

Постучитесь в гробы и спросите у мертвецов, не хотят ли они воскреснуть, — и они отрицательно покачают головами.

А.Шопенгауэр «Мир как воля и представление»

Страх смерти является самым логичным и самым «конечным» из всех человеческих страхов. По сути, большинство объектов, вызывающих фобию, в результате столкновения с ними, способны в голове человека привести к летальному исходу. Боязнь смерти – это основа. Каждый мыслящий человек задумывается о том, чем же это все закончится, и испытывать волнение перед неизвестным, конечно же, нормально. Когда навязчивая тревога переходит в панический страх смерти, и не позволяет спокойно жить и наслаждаться своим существованием, стоит обратиться к специалистам.

Несмотря на то, что наличие инстинктов у человека – тема весьма спорная, тем не менее, понятие «инстинкта самосохранения» всплывает, как в биологических, так и социологических науках. Поэтому боязнь смерти не может быть чем-то противоестественным, это заложено природой.

Люди, в отличие от большинства животных, способны модифицировать свое поведение с опорой на личный опыт, но кое-что является неизменным. Полное отсутствие страха смерти скорей говорит о патологии. Но фобия, в отличие от логичного страха-тоски, вызванного знанием человека о своей конечности, совершенно рушит комфортное существование. Она иррациональная, она лишь отнимает время и душевные силы, ведь абсолютно ничего не поменяется в результате нашего страха и бесконечного его обдумывания.

Большинство других фобий позволяет человеку контролировать тревогу своими действиями, например, аэрофоб может не летать на самолете, – избегать водоемов, аматофоб – бесконечно пылесосить и убирать дома. А в данном случае, любые наши действия никак не повлияют на исход, мы не придумаем лекарства, чтоб стать бессмертными, и любая наша осторожность, здоровый образ жизни и прочее – никак не изменят результата.

Одной из причин страха является полное отсутствие власти над событием, это выбивает из колеи людей, привыкших руководить всеми аспектами своей жизни, не плыть по течению, и не «уповать на бога».

Нередко навязчивый страх начинает проявляться после пережитой смерти близкого родственника или друга. Подобное травмирующее событие автоматически запускает механизм проигрывания собственной смерти. Первое близкое столкновение иногда надолго выбивает человека из привычного жизненного ритма. То же самое касается пожилого супруга, оставшегося без пары.

Трудно избавиться от страха смерти еще и из-за того, что в современном обществе, как бы странно это не звучало, жизни придают огромную ценность. Если сравнивать то, что происходило 100-200 лет назад, с нашими днями, то может возникнуть даже некий когнитивный диссонанс.

Сейчас трудно представить себе, чтобы молодые люди по 20-30 лет от роду запросто ставили бы на кон свою жизнь во имя защиты чести и достоинства. Нынче эпоха индивидуализма, каждая личность на счету. Мы часто встречаем призывы помочь спасти единственного ребенка от болезни, и мы понимаем, что это трагедия для родителей.

Совсем недавно отношение к смерти было совершенно другим. Детей было много, и часть из них не выживала, и к этому относились с неким принятием. Связанно это не с тем, что раньше все были бессердечные, а мы такие душевные, нет. Это эволюция, это тенденции времени, это работа СМИ. Наше восприятие формируется под влиянием множества факторов.

Наверное, сложней всего бороться со страхом неизбежной конечности тем людям, которые испытывают ощущение непрожитой или не проживаемой жизни. Николай Островский в своем романе писал: «Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…» Именно это гложет больше всего: не успел, не доделал, не рискнул. И главное ощущение, что уже поздно, хотя на самом деле, пока вы живы – ничего не поздно.

Благодаря тому, что люди начинают это осознавать, мы встречаем в интернете информацию или знакомимся лично с людьми, которые в 70 лет прыгают с парашютом, на пенсии записываются на сальсу, или в 80 лет переворачивают полностью свою жизнь. Гораздо легче умереть, зная, что успел, сделал, решился.

Как называется боязнь смерти

Термин танатофобия (др-гр. Θάνατος – смерть и φόβος — страх) был введен в обиход Зигмундом Фрейдом для обозначения страха-тревоги перед смертью. Танатос – это символ смерти в древнегреческой мифологии, брат-близнец Гипноса, бога сна. В психоаналитической концепции Фрейда классическая дуалистическая теория влечений имела два направления: к жизни и любви – Эрос и к смерти и разрушению – Танатос. Она не получила широкой популярности в теории психологии, тем не менее, многие неофрейдисты развивали концепт влечения к смерти.

К данному влечению причисляли разные виды поведения, такие как непосредственно самоубийство, а также его формы: локальное, хроническое и органическое. К локальному относят членовредительство, к хроническому – антисоциальное поведение, к органическому – соматические болезни. В современной культуре часто поднимается тема свободы через саморазрушение, например в творчестве Чака Паланика. Таким образом, влечение к смерти и танатофобия – это две стороны одной медали.

Симптомы

Танатофобия является неспецифической фобией и, по сути, проявляется часто при отсутствии видимой или воображаемой угрозы жизни. Основным симптомом является навязчивая экзистенциальная тревога, сопровождаемая страшными мыслями, образами, не выходящими из головы. Все это само по себе является проблемой, но часто подобное состояние усугубляют соматические расстройства: плохой сон или абсолютная бессонница, плохой аппетит и снижение массы тела, резкое сердцебиение и боль в сердце, астения.

Подобные симптомы приводят врачей к постановке диагноза вегетососудистая дистония. ВСД является весьма спорным термином, из-за широкой симптоматики и патогенеза.

Некоторые танатофобы испытывают настолько сильные эмоции при переживании страха, что у них трусятся руки, они теряют сознание, проявляют нервозное и агрессивное поведение. Этим людям свойственна зацикленность, впечатлительность, возбудимость. Однако танатофибия может проявляться и депрессивными состояниями. Начаться она может в любом возрасте, но чаще всего стартует в кризисные периоды: 30, 40, 50 лет.

О том, что такое страх смерти, каковы симптомы данного расстройства и как можно лечить этот недуг, рассказывают в видео

Как справиться со страхом смерти

В психотерапевтической практике существует такое направление, как экзистенциальная терапия, которая помогает избавиться от страха смерти. Как вы понимаете, причинами возникновения танатофобии часто является «неумение» жить, страх жизни, отсутствие осознаваемого смысла своего существования. Так вот экзистенциальная психотерапия и в особенности логотерапия Виктора Франкла основывается на анализе смыслов бытия и на их индивидуальном поиске.

Танатофобия может быть спровоцирована экзистенциальным вакуумом. Франкл считал, что побороть боязнь смерти можно лишь в процессе поиска и определения для себя смысла жизни. Причем он, как никто другой, знает, о чем говорит. Его ужасающая биография – пережитый концлагерь, научила его находить смысл даже в страданиях.

Известный психоаналитик и экзистенциальный терапевт Ирвин Ялом в своих книгах приводит множество случаев, когда его пациенты испытывают пробуждающее переживание и кардинально меняют свое отношение к жизни. К сожалению, для многих таким переживанием являлась смертельная болезнь. Только когда конец осязаемо близок, люди начинают жить так, как хотели многие годы до этого.

«Сколько раз я слышал горестные восклицания: «Как жаль, что мне пришлось дождаться, когда рак завладеет моим телом, чтобы научиться жить»» — пишет Ялом. Это одна из главных проблем, ведь танатофобия возникает гораздо реже, если человек удовлетворен каждой минутой своего бытия.

В другой книге Ялом высказывает еще одну интересную мысль, которую подтверждают многие восточные философии и религиозные течения. «Чем больше у человека привязанностей, тем обременительнее для него жизнь и тем больше он страдает, когда приходится с ней расставаться». Такие рассуждения кому-то могут быть близки, ведь общество потребления, в котором мы живем, настолько повлияло на нас, что современному человеку невыносимо даже представить себе аскетизм тибетского или православного монаха.

В то же время, привязанности к людям могут сыграть в преодолении страха смерти положительную роль. Называемый Яломом «волновой эффект» является одной из самых действенных идей в работе с танатофобией. Он подразумевает под собой возможность «продолжения» себя, своей жизни в других людях, в воспоминаниях, во влиянии, которые ты оказал на них. Мысль о том, что частички твоей мудрости, опыта, знаний перейдут другим людям – бесценна. Твоей личности уже не будет, как камешек, брошенный в воду, а круги на поверхности все будут и будут расходиться вширь.

Победить танатофобию можно прислушиваясь к высказанным тысячи лет назад мыслям древнегреческого философа Эпикура. Он вполне закономерно сравнивал небытие после смерти с тем же состоянием до нашего рождения. Первого мы страшимся, а ко второму относимся, как к данности. Эпикур находил высшим смыслом наслаждение и отсутствие страха.

Как избавиться от страха смерти близких

Как ни странно, но за страхом смерти близких может стоять, как пока еще не осознаваемый страх собственной смерти, так и «проблемы» во взаимоотношениях с близкими. Под проблемами мы в данном случае понимаем созависимые отношения, или отсутствие сепарации с родителями. Страшнейший сон ребенка – смерть матери. И чем младше ребенок, тем страшнее для него это событие. Это не значит, что с возрастом мы перестаем любить маму и становимся жестокосердными. Нет. Мы продолжаем ее любить, и будем безумно горевать, когда ее не станет, но наша жизнь не зависит от нее так, как в возрасте 2 лет.

Очень часто люди, испытывающие постоянный страх перед смертью родных, проявляют эгоцентризм, потому что страдают из-за боязни потерять то, что давал им этот человек. И это может быть что угодно: любовь, поддержка, благополучие, уверенность в завтрашнем дне. Важно проанализировать, что нас больше всего пугает в случае, если близкий умрет, и смириться с мыслью, что он имеет право это сделать.

Страх смерти у ребенка – что делать?

Рано или поздно ребенок начинает замечать, что все живое имеет начало и конец. Для того чтобы у малыша это понимание прошло наилучшим образом, необходимо уделять большое количество времени общению с ним. Причем ни в коем случае не стоит замалчивать или табуировать пугающую тему, он должен быть уверен, что может рассказать родителям обо всем, что его волнует. А они в свою очередь, всегда успокоят, подарят ласку и защиту.

У детей дошкольного возраста могут возникать тревожные расстройства после первого контакта с конечностью и не важно, родной дед умер или кошка, которая жила с ребенком в доме с рождения. Родителям нужно вести себя так, чтобы не провоцировать тревогу у ребенка. Например, у ребенка может возникнуть страх болезни и смерти в результате того, что взрослые сказали, что кто-то умер от болезни.

Но кто бы что ни говорил, лучшее лечение для ребенка – здоровая семья. Когда в головах родителей все хорошо, и малышу гораздо проще жить, познавать мир, справляться со страхами. Отвлекайте ребенка активной деятельностью, расширяйте круг его интересов. Когда у маленького человека в голове проблема, а все взрослые заняты своими более важными делами, то последствия могут быть очень неприятными.

Ребенок, в отличие от взрослого, способен самостоятельно выдерживать и перерабатывать гораздо меньшее количество энергии, эмоций, переживаний, напряжения. Любовь родителей, тепло и ласка помогут малышу обрести покой. Если же страх постоянный и панический, то рекомендуется обратиться к специалисту, причем как ребенку, так и родителям, чтобы совместно решить проблему.

Психология человека очень интересна и разбираться в ее законах на своем примере всегда полезно. У кого-то боязнь начинается после инсульта или другого угрожающего жизни заболевания, у кого-то необъяснимый страх внезапной смерти охватывает сознание каждую ночь перед сном. Кто-то страдает паническими атаками, у кого-то приступы депрессии, а кто-то уходит в алкоголизацию, чтоб забыться и спастись от навязчивых мыслей.

Главное понять, что жизнь без страха возможна, и не важно, посещаете ли вы психотерапевта, успокаиваете себя молитвой или читаете труды философов – важен результат. Принятие собственной смерти позволяет взять ответственность за свою жизнь. Закончить хочется вновь словами Ирвина Ялома: «Лить слезы от того, что жизнь не вечна, что в ней нет смысла или раз и навсегда заведенного порядка – ослиная неблагодарность».

В статье рассмотрен страх смерти как одна из фобий со специфическими признаками и особенностями. Характеризуются причины страха смерти, проявления в разном возрасте, возможности коррекции и лечения.

Танатофобия, страх перед смертью или фобия (боязнь, страх) смерти – этот синонимический ряд отражает явление, связанное с отношением человека к конечности жизни: к смерти и умиранию, боязни этой возможности и реального состояния.

Переживание тревожных чувств относительно прерывности жизни является нормой для здорового человека. Если подобный страх не влияет на обыденное течение жизни, то он обоснован и закономерен.

В ситуации превращения данного страха в неконтролируемое состояние, когда от него невозможно избавиться и преодолеть, речь идет о боязни смерти, проявляющейся как фобия.

Танатофобия проявляется через вереницу симптомов:

  • осознание неминуемости кончины выливается в чувство отчаяния;
  • постоянный страх и беспрерывные тревожные мысли при отсутствии реальной угрозы для жизни;
  • зацикленность на конкретном и вымышленном сценарии умирания – гибель в авиакатастрофе, от неизлечимой болезни в муках, что сопровождается избеганием условий, способствующих сценарию (люди не путешествуют по воздуху, сторонятся врачей и больниц);
  • соматические проявления: потеря нормального сна, аппетита и уменьшение массы тела; снижение или отсутствие сексуальной активности; болезненные ощущения невротической природы;
  • проявления акцентуированных черт характера (повышенной мнительности или впечатлительности, тревожности, неуверенности в себе и возбудимости);
  • одержимость сверхценными идеями, созданными самим человеком и энергичность (упорство, агрессия) в процессе их реализации и внедрения;
  • сокращается количество социальных контактов (включая родных и близких);
  • на второй план отодвигаются жизненно важные и профессиональные дела;
  • постоянный стресс способствует негативам в физиологии организма (сбои в функционировании органов и систем; при засыпании характерны вздрагивания);
  • длительное эмоциональное стрессовое состояние приводит к наркомании, алкоголизму, другим зависимостям.

Формы

В чем проявляется боязнь смерти у человека? Существует несколько форм и проявлений:

  1. Опасение болей , страданий и утраты достоинства. Проявляется через боязнь обстоятельств смерти, а не самой кончины. Думается, что перед смертью человек будет страдать и мучиться, потеряет достоинство. Сопутствующая форма – страх заболеть (нозофобия).
  2. Страх перед неизвестностью и неопределенностью. Какова именно смерть точно не скажет ни один человек – после нее никто еще не возвращался. Индивид не в состоянии осмыслить характер смерти, теряется в собственных ожиданиях.
  3. Боязнь вечного наказания и небытия. Вера в мучительные наказания после кончины присуща не только религиозным людям. Опасения актуализируются из-за ожидания кары за плохие поступки. Также тревога возникает по поводу абсурдности и несправедливости смертности человека – индивид просто перестает существовать.
  4. Тревога по поводу потери контроля . Смерть бесконтрольна, повлиять на нее невозможно – это пугает многих. Даже соблюдение строгих правил рационального (здорового) образа жизни не дает человеку ощущения контроля, а приводит еще к большим переживаниям.
  5. Страх перед невосполнимыми потерями и душевными терзаниями. Может проявляться у женщин перед родами, как страх потерять ребенка. Или как потеря близких и родственников у любого индивида. Ощущается, что мир остановился, все рушится.
  6. Страх быть одному при кончине . Ожидание полного одиночества во время умирания – через смерть каждый проходит индивидуально.
  7. Страх длительности умирания , что этот процесс затянется надолго, будет постепенным в течение многих часов, дней или даже месяцев.

Причины страха смерти

Четко назвать конкретную причину страха смерти сложно. Версий всегда бывает несколько: начиная с наследственной предрасположенности, условий формирования личности, заканчивая влиянием общества и социальной действительности.

Обобщенными причинами танатофобии могут быть:

  1. Особенности формирования личностного жизненного опыта . Индивид формируется в разных обстоятельствах, в том числе, связанных с внезапной потерей (смерть друзей и близких) в результате катастрофических событий. Трагедии и несчастья заставляют обратить особое внимание на смерть.
  2. Резкие изменения индивидуальных жизненных событий . Потеря здоровья, материального положения, работы и возможностей способны стать провоцирующим фактором.
  3. Нарушения в духовном развитии личности . Развитие вообще складывается по сценарию прогресса и позитива, либо как деградация и негатив. Во втором случае философские подходы к решению экзистенциальных проблем (вопросов существования) приводят к выводам про угрожающее небытие, раздумьям о бессмысленности всего сущего, порождают суицидные мысли.
  4. Жизненные (возрастные) кризисы . Здесь происходит переоценка личностных приоритетов и подходов к существованию. Является проблемой все, что связано с развенчанием планов и надежд, целей и принципов самореализации. Возникают тягостные переживания.
  5. Последствия религиозных убеждений . Проявляется в боязни ошибиться и сделать что-то неподобающее, не по канонам.
  6. Чувство неудовлетворенности жизнью . Чем его проявление ярче, тем с большей силой проявляется танатофобия.
  7. Патологическая боязнь всего нового. Эта особенность личности заставляет человека любой ценой держать себя в привычных рамках. Возможность смерти в эти рамки не вписывается, что приводит к искаженному и нерациональному ее восприятию, тревожному поведению.

К распространенным причинам страха смерти психиатры относят также проявления подсознания человека :

  • необычно яркие и сильные по влиянию сны;
  • сигналы подсознания в виде внутреннего голоса и интуитивных догадок (прозрений).

Возрастные особенности

Восприятие и понимание явления смерти меняется с возрастом. Каждому периоду жизни человека – детству, юности, взрослости, зрелости – присущи свои особенности страха смерти.

У ребенка/подростка

В детском возрасте ребенок определяет существование смерти опосредованно:

  • по исчезновению бабушки или дедушки, любимого питомца, опадающим листьям и надвигающимся насекомым;
  • реакции на горе родителей, могильные плиты – копия реакции взрослых: молчаливая сдержанность и скорбь; если страх и проявляется ребенком, родители стараются всячески отвлечь от него.

Воспринимая факт смерти, дети начинают испытывать к ней страх осознанно лишь под воздействием реакции взрослого. Неправильное понимание смерти создает психологически сложную ситуацию для детей, от этого также возможно возникновение боязни смерти.

Подростковый период характеризуется этапом становления личности. Понимание смерти специфично: процесс умирания вызывает повышенное беспокойство, могут даже возникать мысли о самоубийстве из-за осознанной безысходности.

Чтобы победить страх, зарождается компенсаторное поведение:

  • подросток ищет «спасения» в жестких играх на компьютере (появляется ощущение властвования над событиями);
  • проявляет себя через дерзкое и бесцеремонное поведение;
  • принимает активизирующие вещества, хоть после алкоголя, никотина или наркотиков страх становится сильнее.


У взрослых

Подростковые тревоги и боязнь смерти у взрослеющего человека сменяются базовыми жизненными установками: карьерной и семейной. Фобия смерти проявляется с обновленной силой во время кризиса среднего возраста (после 30-35). Возникает ощущение начала жизненного заката, совершается переоценка достижений и места в жизни.

Тревожные мысли человека о кончине остаются с ним навсегда. Невроз, как следствие усиления кризиса и увязания в нем, развивает боязнь умереть в еще большем негативе.

У пожилых людей

Пожилой возраст и страх смерти сосуществуют рядом – в «повседневном» режиме. В старости – это следствие размышлений и принятия неизбежного.

Страх усиливается в случае тяжелой и затяжной болезни: пугает не сама кончина, а ее длительность, утеря рассудка при этом и унижение достоинства. Возможны также реакции апатии и безысходности, даже желание ускорить конец собственной жизни, чтоб не мучиться.

Когда боязнь переходит в фобию

Фобией называется то состояние боязни, когда оно выходит за рамки нормы. Патологические проявления страха смерти имеют ряд признаков:

  • страх навязчивый , пронизывает все действия: принятия решений или их затягивание, становится причиной необъяснимых поступков и реакций;
  • формируется полная апатия («нет смысла чем-то заниматься, все равно итог всему – смерть»);
  • чередование апатии и сверх активности , чрезмерной суетливости («надо все успеть, вдруг смерть уже завтра!»);
  • боязнь событий и предметов , связанных со смертью (кладбищ, похорон, надгробий, венков, рассказов о смерти).

Отсутствие страха – патология?

Здоровый страх смерти – как инстинкт самосохранения, показатель сформированной личности, понимающей биологическую и психологическую природу человека – вполне естественен.

Если у индивида страх смерти совершенно вытесняется из сознания – это признак отсутствия нормы. Подобные люди проявляются с таких сторон:

  • у них отсутствует или проявляется на незначительном уровне механизм сопереживания;
  • нет удовлетворенности при общении с другим человеком (неприятие людей вообще);
  • отсутствует или снижено чувство физической опасности;
  • снижен порог восприятия боли;
  • понижен страх смерти у ярко криминальных личностей.

Само по себе отсутствие страха смерти не является причиной деструктивных проявлений, скорее оно сопровождает эмоциональные нарушения при психических патологиях.

Обдумывание и аналитический подход – ментальные явления, которые помогут победить болезненное восприятие кончины. В значительной мере этому способствует когнитивно-поведенческая и гуманитарная психотерапия, как результат взаимодействия психолога и клиента в ходе проработки тревожных и негативных проявлений боязни умереть.

Как побороть страх смерти, чтобы избавиться от нездоровых опасений? Несколько советов:

  1. Осознание цикличности . Существование человека представляет собой закономерную цепочку, начинающуюся с рождения, продолжающуюся жизненным периодом, заканчивающуюся процессом смерти. Это не хорошо и не плохо – просто факт. Все люди проходят через эту цепочку.
  2. Память в умах и сердцах остается . Воспоминания близких и родных про индивида сохраняются. Чем больше людей ощутит на себе позитивное внимание, добрые поступки человека, чем больше конструктивных действий он сделает в течение жизни, тем сильнее и долговечнее будут эти воспоминания. Нужно спешить сделать как можно больше!
  3. Важно делиться с другими . Замыкание в себе приводит к цикличности тревожных мыслей, к движению по замкнутому кругу.
  4. Пользоваться жизнью , пока это возможно. Беспокойство о конечности жизни и неизбежности смерти может забрать слишком много времени, не дать проявить себя как личность. Увлечениями, новыми занятиями и впечатлениями, чтением книг, работой и прочим следует отвлекать себя от безысходности.
  5. Не надо беспокоиться заблаговременно . Навязчивыми мыслями о смерти человек лишь приближает конец и не сможет ощутить, оценить любые радости жизни. Об этом следует помнить.
  6. Оптимизм – это опора . Жизнерадостная позиция и позитивное мышление помогают избавиться от многих болезней, в том числе и от навязчивой фобии смерти.
  7. Материализм или вера ? Опора на них дает четкую позицию и успокаивает: либо человек понимает биологическую природу живого и принимает это как должное, либо вера дает опору и надежду на существование человека вне тела.
  8. Юмор . Можно просто почитать анекдоты или смешные истории о смерти.

Какими бы разнообразными не были советы специалистов, главное – это желание и мотивы самого человека в стремлении уменьшить значение страха смерти.

Видео: Страх смерти

Танатофобия или страх смерти – это достаточно частое явление. Его связывают со многими причинами и даже делят на подгруппы по этому принципу. Страх смерти является абсолютно нормальной стороной жизни, ведь никому не хочется преждевременно покидать наш мир . Но иногда он выходит за рамки разумного, становится навязчивым и просто мешает нормальной жизни. Такое состояние обычно требует помощи специалистов.

Причин и возможных осложнений танатофобии может быть очень много, поэтому очень важно правильно провести диагностику и выбрать правильные методы борьбы с данной фобией. Нужно понимать, что человек, который абсолютно не боится смерти, это также нездоровое явление, поэтому избавляться от этого страха нужно не всегда. Важно просто добиться, чтобы этот страх был здоровым и не превышал пределов благоразумной осторожности.

Что такое страх смерти?

Бояться смерти – это нормально , кто-то боится покинуть привычный мир или перестать существовать, кто-то боится самого процесса умирания и связанных с ним ощущений, кто-то просто боится. Но пока этот страх не мешает нормальной жизни, считать его фобией нельзя. Исследований природы данного страха проводилось немало, и они показали любопытные результаты, например, женщины больше боятся смерти, чем мужчины. Скорее, это связано с большей способностью женщин признавать свои страхи и большей ответственностью женщин перед близкими, которых придется покинуть, умирая.

Давно подмечено некоторое противоречие в исследования страха смерти среди молодежи и пожилых. Оказывается, молодые люди гораздо сильнее боятся смерти, нежели пожилые, которым смерть гораздо ближе. На самом деле это абсолютно закономерно, у молодых впереди много планов и они не хотят отказывать от их осуществления. Кроме того, они больше боятся болезненных ощущений, которые сопутствуют смерти.

Старики в большинстве успевают сделать все запланированное, впереди у них только угасание, поэтому перспектива близкого конца пугает их меньше. Кроме того многие пожилые люди страдают от разнообразных заболеваний и смерть кажется им избавлением от проблем и болезней . Очень мало страдают от страха смерти пожилые пациенты хосписов, это связывают с тем, что они там получают поддержку, в том числе и психологическую, от персонала и смиряются с необходимостью в скором времени покидать этот мир.

Формы страха смерти

Сказать, что человек боится смерти недостаточно, так как формы этого страха сильно отличаются у разных людей. Существует очень много фактов, связанных со смертью, которые пугают гораздо больше, чем сама смерть, их необходимо рассмотреть подробнее и изучить.

Страх перед неизвестностью также не редок. Никто ведь не знает, что такое на самом деле смерть и есть ли что-то после нее. Понять смерть невозможно, так как никто пока не ожил и не рассказал, как оно. Поэтому, как любая неизвестность, смерть пугает и отталкивает.

Страх полного исчезновения или вечного наказания. Эти страхи обычно навязываются религией, ведь большинство распространенных у нас религий утверждают, что после смерти грешники будут наказаны, а так как понятие греха не совсем конкретно, то наказание может ждать практически любого человека. Атеисты в свою очередь верят, что никакого загробного существования не бывает, поэтому опасаются полного исчезновения себя. Представить, как это не существовать и не мыслить, не может ни один человек, поэтому это пугает.

Страх потерять контроль характерен очень собранным и дисциплинированным людям. Они не могут смириться со смертью, как с неподконтрольным явлением и поэтому боятся ее. У них также может развиваться страх болезни или ипохондрия, так как болезнь тоже не всегда подвластна людям.

Страхи, связанные с родственниками или душевными страданиями – отдельный вид страхов. Часто люди боятся умереть, потому что после их ухода некому будет позаботиться о детях или больных родственниках. Часто такое люди боятся разлуки с любимыми и поэтому очень опасаются внезапной смерти.

Страх перед умиранием также часто пугает людей. Пугает сам процесс умирания, который может оказаться весьма болезненным, а также ситуация, когда придется умирать, например, в больнице в одиночестве без возможности попрощаться с родными.

Причины, вызывающие развитие страха смерти

Причин, по которым мы вдруг начинаем бояться смерти, может быть очень много. В каждом конкретном случае причина своя, но большинство и них можно разделить на несколько условных групп.

Переход жизни из одной фазы в другую или переход на новый этап развития . Очень часто страх перед смертью появляется в так называемые кризисные или переходные возрасты. Первые вопросы о смерти, и как следствие страх, появляются у детей в возрасте четырех-шести лет. Затем возникновение таких страхов наиболее вероятно в возрасте десяти-двенадцати лет, а также семнадцати-двадцати четырех и от тридцати пяти до пятидесяти пяти лет. Чем старше становится человек, тем менее вероятно у него развитие страха смерти.

Вторая причина – повышенная тревожность. Люди с высоким уровнем тревожности часто страдают от необоснованных и в частности от страха смерти. Даже если в жизни у них все хорошо, они будут находиться причины бояться. Например, бояться потерять свое благополучие из-за внезапной смерти.

Еще одна частая причина страха смерти – кризис веры. У большинства людей, даже атеистов, есть свои убеждения по поводу того, что будет после смерти. Если эти убеждения вдруг теряются, приходят сомнения и, как следствие, страх перед смертью.

Потеря здоровья, доходов, возможностей также часто провоцируют появление страха смерти. Обычно это происходит после 40-50-ти лет. Человек ощущает, что молодость и здоровье уходят, наступает старость и близится конец, которого очень не хочется. Это одни из причин кризиса среднего возраста и страха перед смертью.

Когда страх переходит в фобию…

Страх смерти является абсолютно нормальным, пока он не переходит границ самосохранения. Например, именно он заставляет нас пристегиваться в машинах, не скакать с обрывов и не делать прочих глупостей. Нормальный страх заставляет нас заботиться о своем благополучии и о том, что мы оставим на земле после себя.

Но, если страх перед смертью выходит на пределы нормальности, он может стать настоящей проблемой и обузой. Такой страх называют танатофобией, и обычно без помощи психотерапевта справиться с ним бывает непросто. Танатофобия накладывает свой отпечаток на все решения, принимаемые человеком , и может сделать его безынициативным и вялым, так как «зачем что-то делать, все равно ведь умру скоро».

Другая крайность – желание все успеть и все попробовать перед скорой смертью. Кроме того, человек может просто перестать что-то делать, скованный страхом умереть в любую минуту. В таких ситуациях помощь нужна немедленно.

Танатофобия часто сопровождается родственными расстройствами, например, некрофобией – боязнью всего, что связано с мертвыми и погребением . Даже вид надгробия или ритуальной корзины с цветами может перепугать такого человека.

Как избавиться от танатофобии (Видео)

Лечение, применяемое при танатофобии, сильно зависит от тяжести состояния и целей пациента. В зависимости от сложившихся обстоятельств лечение может быть начато с когнитивно-поведенческой терапии, но применяются и другие методы, в том числе и медикаментозные.

Сложность лечения страха смерти состоит в том, что он не связан с какими-то конкретными провоцирующими факторами, например, как или арахнофобия. Страх смерти может преследовать постоянно, вне зависимости от окружающей обстановки. Часто страхи усиливаются ночью, в темноте.

Но вылечиться от навязчивого страха смерти возможно, и первый шаг – признание проблемы. Необходимо собраться с силами и проанализировать все свои страхи, желательно даже записать их на бумаге. Сделать это трудно и неприятно, но надо. После этого, когда появляются страхи и неприятные ощущения, необходимо проанализировать причины их появления. Постепенно пациенты понимают, что их страхи не имеют под собой никакого фундамента.

Очень важным способом лечения танатафобии является гипноз. В зависимости от сложности ситуации может понадобиться разное количество сеансов гипноза, но в среднем после 6-8 сеансов пациенты полностью забывают о своих страхах. Если страх смерти сопровождается депрессией, иногда приходится использовать медикаментозное лечение и назначать пациентам транквилизаторы и антидепрессанты.