Пою болит горло. Когда пою выше своего обычного, связки болят, можно ли продолжать пение

Раз Вы зашли на эту страничку, значит, Вам знакомо чувство, когда после даже непродолжительного пения голос устает , "садится", теряет в звонкости. А в процессе самого пения болит горло (в районе шеи), голос звучит тускло.. Почему это происходит? Попробуем разобраться вместе с Вами.

Все дело в тех мышцах, которые не участвуют в процессе образования звука. Но они могут помочь вокалисту вытянуть ту или иную ноту. Мы чрезмерно напрягаем эти мышцы, которые вовсе не нужны нам для пения, а нужен нам только .

Как правильно научиться петь?

Ниже Вы найдете некоторые советы, которые помогут Вам научиться петь правильно, причем самостоятельно.

  1. Опора на дыхание . Одной из причин уставшего голоса является отсутствие опоры на дыхание. Очень важно, чтобы Вы пели на опоре (читай " "). А чтобы петь на опоре, Вы должны сперва научиться правильно дышать .
    Вы должны дышать животом, причем не только во время пения, а всегда. Соответственно, во время вокала Вы должны "брать" воздух, что называется, "в живот", а не в грудь, как это делают многие начинающие вокалисты. Плечи подниматься не должны. И как раз животом (диафрагмой) нужно толкать звук (а не горлом, шеей или еще чем-нибудь), тогда и голос уставать у нас не будет, ведь напрягается только диафрагма - самая мощная мышца живота.
  2. Также голос устает и от голосового зажима . Чаще всего этот зажим является психологическим : Вы боитесь, что за стенкой Вас услышат соседи, или родственники в другой комнате. И когда рядом кто-то есть, Вы стараетесь петь как можно тише, чтобы Вас, не дай Бог, кто-нибудь не услышал. Вы напрочь забываете и о дыхании, и об опоре, и о том, правильно ли Вы вообще поете. В результате привыкаете к такому зажатому пению. Но избавиться от зажима голоса можно!

    Самое главное - перестаньте бояться, что Вас кто-то услышит. Пусть слышат! Ведь Вы не причиняете никому никакого вреда. Ведь Вы, например, с пониманием же относитесь к соседу, который с утра до вечера сверлит стену. А Вы ведь делаете благое дело - Вы поете! Много кто может похвастаться этим в Вашем доме, например?
    Намеренно спойте для кого-то. Придите к другу и спойте для него. Или спойте для родителей. И, поверьте, после этого Вы уже не будете стесняться петь при людях и не будете бояться, что Вас кто-то услышит, а, наоборот, Вам это даже понравится!
    Пойте громко, пойте во весь голос. Не старайтесь его (голос) приглушить и сделать тише.

  3. Делайте отдых для голоса . Не пойте слишком долго. Если во время пения Вы чувствуете, что голос начинает уставать или горло начинает болеть (в районе кадыка) - остановитесь, даже если Вы пели всего 5 минут. Не продолжайте петь при любом дискомфорте голоса, это может только ему навредить. Позевайте немного, что способствует расслаблению при уставшем голосе. И вообще, новичкам не рекомендуется петь долго. Лучше петь каждый день по 15-20 минут, чем один раз в неделю, но целый час.
  4. Ищите ощущения . Ищите те ощущения, при которых Вы чувствуете, что голос звучит свободно. Цепляйтесь за эти ощущения и пытайтесь их сохранить и запомнить. А когда начнете петь следующий раз, вспомните эти ощущения и попытайтесь их воспроизвести.
    Очень часто голос звучит свободно, если выпить определенное количество алкоголя.. Он на раз снимает все психологические зажимы и помогает петь правильно 🙂 Нет, я не хочу сказать, что для того, чтобы правильно петь, надо беспробудно бухать. Нет, напротив, алкоголь вредит голосу. Но ощущения, которые возникают при этом - правильные ощущения, которые мы должны сохранить будучи трезвыми.
  5. Соблюдайте гигиену голоса.
    - Не пейте слишком холодные или слишком горячие напитки;
    - Не простужайте голос. Если Вы собираетесь на улицу в мороз, обязательно повяжите шарф;
    - Не грызите семечки или соленые орешки. Они вредят голосу и раздражают слизистую оболочку.
  6. . О том, влияют ли сигареты на вокал, много спорят. Один умный человек, вокалист, профессионал в своем деле, сказал мне, что сигареты влияют только на дыхание, но не на голос. Может быть, так оно и есть?

    Но даже если и так, то без правильного дыхания голос все равно будет уставать. Но я считаю, что все же негативное влияние курение оказывает и на голос. Яркий пример тому - наша мадонна (А. Пугачева). Вспомните, какой голос у нее был, когда она была молодой. А что сейчас? Сейчас голос стал грубым, появилась определенная степень хрипоты. А виной тому - сигареты и алкоголь (это мое личное мнение). Так что решайте сами.

  7. Следите за гортанью (кадыком) . Часто голос может уставать от того, что чем выше ноту Вы поете, тем выше задирается Ваш кадык. А он должен оставаться на месте, либо должен совсем слегка подниматься. Так, чтобы это не создавало дискомфорт при пении и голос не уставал. Следите за кадыком: пойте перед зеркалом, а также можете контролировать его руками во время пения. Сложнее за этим следить будет девушкам, ведь у них гортань (кадык) выражена не так, как у мужчин.

Заключение

Придерживайтесь вышеперечисленных советов и вскоре Вы научитесь петь правильно, а также сам собой отпадет вопрос: "Почему устает голос после пения" .

Посетите раздел "Как научиться петь самостоятельно ", где представлены уроки пения для начинающих. Вы откроете много нового для себя. Удачи!

Боль в горле – это распространенная проблема людей, которые только учатся азам пения. Но, кроме того, такая неприятность может беспокоить и тех, кому приходится давать частые публичные выступления.

Если боль в горле после занятий вокалом никак не связана с простудой, скорее всего, она возникает по причине:

  • Неправильного дыхания.
  • Неправильно поставленного голоса.
  • Использования ложных связок, которые не нужны для вокала.
  • Наличия голосового (горлового) зажима.
  • Чрезмерной нагрузки и отсутствия отдыха.
  • Наличия вредных привычек.
  • Неправильной гигиены голоса и пр.

Даже полностью здоровое горло может начать ощутимо болеть, если занятия пением происходят не слишком правильно. Справиться с перечисленными факторами и понять, почему возникает дискомфорт, можно своими силами или с помощью опытного педагога по вокалу.

Неправильное дыхание

Довольно распространенной причиной дискомфорта и болезненных ощущений после занятий вокалом становится отсутствие так называемой опоры на дыхание. Начинающим вокалистам нужно в первую очередь научиться правильно дышать:

  • Дышать необходимо исключительно животом, и лучше научиться это делать всегда, а не только при занятиях вокалом.
  • Важно брать воздух «в живот», не поднимая плеч.
  • Следует толкать звук именно животом, точнее, диафрагмой. Благодаря этому можно предупредить перенапряжение голосовых связок.

Термин «вокальная опора» используется для обозначения техники пения при помощи диафрагмы. При профессиональном обучении вокалу педагоги объясняют зачем и как нужно правильно дышать на одном из первых занятий.

Голосовой зажим

Это еще одна очень распространенная проблема тех вокалистов, кто поет не так давно. Голосовой зажим вызывает:

  • Сильные затруднения при попытке взять высокие ноты.
  • Опускание или поднятие головы при пении.
  • Боли в области горла и шеи даже при непродолжительных занятиях.
  • Поднятие гортани кверху во время пения высоких нот.
  • Усталость голоса и пр.

Чаще всего голосовой зажим является психологическим, корни его возникновения могут находиться еще в раннем детстве, когда плач и крик в общественных местах были под запретом. При занятиях дома такое нарушение может объясняться страхом перед родными, соседями и пр. Голос поначалу сдерживается искусственно, но со временем такое удержание становится привычкой. И тогда, когда поешь, болит горло. Чтобы справиться с такой проблемой, нужно:

  • Петь правильно, следить за дыханием.
  • Попробовать справиться со страхом – позвать друзей или родных, чтобы они послушали пение.
  • Петь громко, не обращая внимания ни на что.
  • Следить за гортанью, чтобы кадык не поднимался выше.
  • Не менять положение головы.
  • Расслаблять гортань, к примеру, при помощи банального зевания.
  • Петь, как говорить – не меняя тембра голоса.
  • Произносить звук «хнык», направляя его в нос. Целью этого упражнения становится поиск щекотки (вибрации) в носу.
  • Произносить звук «з» либо «в» долго, чтобы ощутить вибрацию на внутренней области губ. Нужно достичь такого эффекта, чтобы щекотка стала практически невыносимой.
  • Расслаблять связки, добиваясь их смыкания. При этом должен получиться звук, похожий на треск. Его нужно тянуть максимально долго.

Переутомление

Опытные педагоги по вокалу советуют регулярно давать голосу отдохнуть. Лучше отказаться от продолжительного пения, и при возникновении дискомфорта либо боли тотчас же прекращать занятие, даже если оно длилось буквально пять минут. Попытка продолжить тренировку несмотря ни на что может сильно навредить голосу. Начинающим вокалистам лучше заниматься не больше четверти часа в сутки, но проводить занятия регулярно – каждый день.

Стоит отыскать во время занятий вокалом те чувства, когда голос начинает звучать максимально свободно. Их нужно запомнить, зафиксировать и стараться возвращаться к ним во время каждой тренировки.

Не стоит пытаться копировать других исполнителей, даже если они обладают похожим голосом и манерой исполнения. Ведь такое подражание может помешать естественному и правильному формированию голоса, который от природы может быть способен на многое.

Вредные привычки

Безусловно, потребление алкоголя и курение наносит серьезный вред здоровью. Но такие привычки негативно отражаются и на состоянии голосовых связок. Многие начинающие вокалисты отмечают, что спиртное помогает им расслабиться и выдать более высокие ноты, без голосового зажима. Но если практиковать потребление алкоголя на постоянной основе, голос загрубеет, станет более хриплым и не таким приятным.

Сигаретный дым и вовсе раздражает голосовые связки, снижая их эластичность и становясь причиной хронического воспалительного процесса. В определенных ситуациях курение и вовсе может спровоцировать потерю голоса и прочие негативные для вокалиста последствия.

Гигиена голоса

Для того чтобы избежать болезненности и дискомфорта в горле после пения, стоит придерживаться элементарных правил гигиены голоса:

  • Отказаться от потребления слишком холодного и горячего.
  • Беречься от простуды и не заниматься заболевшим.
  • Отказаться от потребления орешков, сухариков, семечек и пр.
  • Сократить употребление сладкого, особенно, перед занятиями.
  • Не пить газированные напитки.
  • Не петь на холоде, в прокуренных и душных помещениях. Также важную роль играет уровень влажности – она должен находиться на уровне 55–60%, не менее.
  • Не заниматься вокалом в первые три дня менструации (в это время возрастает риск травмы связок, и диафрагма работает неполноценно).

Ломка голоса

В подростковом возрасте происходит естественная мутация голоса по причине изменения мышечных складок – голосовых связок. Эти процессы типичны и для мальчиков, и для девочек, они управляются гормональными изменениями. Обычно голос ломается в возрасте двенадцати–пятнадцати лет, иногда мутация происходит раньше. При благоприятном течении этот процесс оканчивается за три–четыре месяца, и все это время важно беречь голосовые связки:

  • Отказаться от занятий вокалом.
  • Не перенапрягать связки, не кричать, не шуметь.
  • Придерживаться диетического питания, отказаться от пищи, оказывающей агрессивное влияние на гортань.
  • Беречься от простуды.

Далеко не всегда подростки, которые занимались вокалом и хорошо пели в детстве, могут продолжать тренировки после ломки голоса. Иногда способности к пению исчезают со взрослением.

Холодные времена года известны людям прежде всего простудными заболеваниями. Человек со слабым иммунитетом начинает в это время болеть гриппом, ОРВИ, ангиной. Эти заболевания задевают горло и способны вызывать массу неприятных ощущений.

Симптомы ангины

Одним из явных ярко выраженных признаков заболевания ангиной является режущая боль в области горла. Боль эта резкая и сильная, а при процессе глотания она усиливается в несколько раз. Температура тела во время заболевания ангиной поднимается до 39-40 градусов. У человека, заболевшего ангиной, наблюдается головная боль и общая слабость организма. Также при ангине увеличиваются лимфатические узлы, которые находятся под нижней челюстью ближе к шее. Маленькие дети при ангине могут отказываться от еды, жаловаться на слюнотечение и боли в ушах.

Пение при ангине

С одной стороны, петь при ангине нежелательно, ведь это может привести к осложнениям, потере голоса или усилению болей в горле. Однако, если петь с огромной осторожностью, то пение во время ангины может даже дать положительный результат. Пение является источником хорошего настроения, что несомненно важно при простудном заболевании.

Как лечить горло при ангине

Нередко люди, заболевшие ангиной, лечат горло с помощью полоскания. Это считается наиболее эффективным методом лечения. Существует два основных раствора, которые отлично помогают справиться с болью в горле во время заболевания ангиной. Первый раствор включает в себя стакан теплой воды, одну чайную ложку поваренной соли и пять капель йодной настойки. Второй раствор производят из сока половины лимона и стакана теплой кипяченой воды. При больном горле такими смесями его нужно полоскать каждые тридцать минут. На такое лечение уходит много времени, но это того стоит, ведь действенность такого способа доказана временами. Таким образом из горла в бронхи и дальше попадает минимальное количество бактерий. Да и такое натуральное лечение имеет массу преимуществ перед антибиотиками.

Что делать для укрепления горла?

Для профилактики болей и заболеваний горла и его защиты от микробов специалисты советуют петь. Оказывается, пение действительно помогает от заболеваний горла. Люди, которые часто поют свои любимые песни, имеют более крепкий иммунитет, и, соответственно, реже болеют. Существует такое выражение – «луженая глотка». Оно означает процесс, когда человек, выпивая стакан ледяной воды, может спеть во все горло. На самом деле пение укрепляет стенки гортани, а со временем делает их неуязвимыми перед инфекциями.

Настойка календулы для горла при ангине

Календула уже давно широко применяется в народной медицине. Чаще всего настойкой из календулы лечат простудные заболевания горла, например, ангину. Календула оказывает противовоспалительное и заживляющее действие на слизистую горла. Готовят настойку из календулы двумя способами. Первый из них – это, когда одну чайную ложку измельченных цветок заливают 200 мл кипятка, чтобы она хорошо настоялась. Емкость плотно накрывают крышкой. Через полчаса настойку процеживают и приступают к полосканию горла. Второй способ применения настойки из календулы более легкий. Ее не нужно готовить самостоятельно. Достаточно купить в аптеке уже готовый препарат. В стакане теплой воды размешивают одну столовую ложку аптечной календулы. Затем этим раствором нужно прополоскать полость рта.

Очень важные вопросы для любого, кто поет. Выступления не всегда проходят в комфортных погодных условиях, иногда приходится петь в состоянии болезни и т.д.

Какими могут быть последствия, как с ними справляться? Как оказать «первую помощь» своему голосу, если по каким-то причинам к врачу обратиться невозможно?

Если эти вопросы интересуют и Вас – заглядывайте в эту категорию.


Задать вопрос


Во время форсирования происходят те же явления, все это - влияние ЛГС. Сами пишете, что когда поете более спокойные песни, то и голос «устает» меньше. Просто воздействие ЛГС в данном случае не так ярко выражено. Сами связки не имеют нервов, поэтому они не болят, да и восстанавливаются довольно быстро. Но, тем не менее, ЛГС постепенно наносят им вред, который проявится через несколько лет. Учтите это и займитесь выработкой верной вокальной техники.

И еще ваши слова: «...может быть такое, что именно из-за того, что я беру ноты, которые выше моего природного диапазона, голос и устает быстрее, чем должен?» А что значит - выше ПРИРОДНОГО ДИАПАЗОНА ? Более высокий голос, то есть тонкий, он что, не ваш? Он чей-то другой? Как его можно не считать природным?

Как раз без работы над таким голосом вы будете всегда только форсировать, то есть мучить свои истинные связки, истирая их об ЛГС. Высокие ноты не спеть без такого «тонкого» голоса, просто одного его недостаточно, нужно еще многое другое, чтобы высокие ноты звучали «с мясом», но, при этом, голос бы не портился. Все эти умения дает вокальная техника, само по себе это не приходит, этому учатся.


Вам помогла эта информация? Да Нет

У меня затяжные проблемы с голосом. Раньше много пела, любила караоке, но поскольку не занималась никогда с педагогом, правильно извлекать звук не умею. Форсировала, как бывает -песня нравится, а ноту взять сложно. На следующий день проснулась с болью в горле. А я педагог, и молчать нет возможности, а детям не объяснишь, что болит горло, приходилось повышать голос чтобы их утихомирить... Стало хуже. И только становилось лучше, как повышение голоса давало очередную боль в горле... Пошла к фониатору, поставили диагноз хронический фарингит, гипотонусная дисфония и не смыкание связок. Назначили прозерин и гидрокартизон, но в конце лечения мне занесли инфекцию, после вливания резко подскочила температура, на следующий день ослабленное дыхание и боль в легких...антибиотики помогли. Уже год как мучаюсь с голосом: тонзиллит, фарингит и гипотонусная дисфония. Нагрузки на голос связаны с профессией, и без музыки мне тяжело, голос стал менее звонким, слабым, повышенная нагрузка дает новые срывы. Что делать, и возможно ли вернуть прежний голос? Елена 31.12.2015 10:48

Поскольку я не слышала, как именно вы поете (производите звук, так скажу), отталкиваться буду от известных мне стандартных ошибок. Как правило, они у всех, у кого есть, одинаковые.

Вы сами пишете о форсировании, значит, понимаете, что это такое. Я, конечно, не врач, и мои выводы будут несколько односторонними, но сразу предположу, что именно пресловутый вокальный зажим является первопричиной всех ваших бед. Он называется «вокальным», но суть его касается не только голоса в функции пения, а и в функции речи, «говорения».

У вас происходит постоянный рецидив по причине не владения голосовой техникой. Вот вы пишете «повышаю голос» - но ведь смысл в том, что вы не повышаете ВЫСОТУ голоса, вы повышаете его ГРОМКОСТЬ . Кричите, иными словами. А кричать так, чтобы не травмировать свой голосовой аппарат, нужно научиться, это умеет далеко не каждый…

Форсирование – это и есть неправильный крик. И при его производстве в дело вступают образования, которые называются ложными голосовыми связками (или складками). Ну или вестибулярными, как привыкла называть медицина.

Они приближаются к голосовым связкам и начинают мешать их свободной вибрации, в первую очередь, истончая слизистую оболочку самих голосовых связок. А здоровость слизистой – это здоровость органа. Постепенно там, в истонченной слизистой, начинают размножаться всякие вредные микроорганизмы, которые у нас есть всегда, даже у здоровых людей, и процесс переносится на слизистую близлежащих органов. Поэтому тонзиллиты, фарингиты и прочее… Ведь это все названия воспалительных процессов, которые происходят в разных, но близлежащих органах голосового тракта.

Конечно, голос станет слабым и «глухим», поскольку в вашем вокальном тракте постоянно «опухшая» слизистая оболочка то у одного органа, то у другого, то сразу везде… Ну и дисфония оттуда же. Это невозможность производить голосовыми связками вибрацию, потому что опухшая слизистая не дает им нормально сомкнуться.

Тут рецепт один – во-первых, прекратить нагрузку на голос. Да, понимаю, учебный год, надо работать, никто отпуска не даст… Но… Тут что важнее… Организм не понимает рабочих графиков, он болеет не по расписанию… Желательно бы уйти в довольно длительный больничный или даже отпуск, перестать практически вообще разговаривать (хотя бы на полторы-две недели (только тихо и едва, но ни в коем случае не шептать – это только ухудшит). Уехать куда-нибудь в южный климат, с морским воздухом. ВОССТАНОВИТЬ слизистую. Понятно, что за день-два или только препаратами этого не добиться.

И, во-вторых, заняться обучением себя верной технике. Не надо кричать, чтобы вас услышали. Для этого существует другая вещь – нужно научиться тому, что называют твангом.

То есть вопрос – возможно ли? – имеет ответ – конечно, да. Но цена этого может быть высока.


Вам помогла эта информация? Да Нет

Мне 21 год. Пою достаточно давно. Стыдно... Голос сорвала криком. Криком на высокой частоте на «полную катушку». Говорю, но есть сип, а петь только в пределах кварты теперь могу. Что посоветуете? Как долго я не смогу петь? Катерина 06.12.2015 23:03

Так все советы стандартны... Врач, по возможности. Лечение, им назначенное (врач лучше, чем поиск по форумам и перебор всяких препаратов). Ну и молчание. Точнее негромкий разговор (нельзя шептать). То есть просто щадящий режим для голоса как минимум недели на две. Но это минимум.

Ну и чтобы не повторилось - учиться технике вокала, технике пения высоких нот. Пусть и криком, но правильным криком, который не повредит связки.


Вам помогла эта информация? Да Нет

Мне 20 лет, вокалом занимаюсь с 5 лет. В 12 лет собрал свою группу, и с тех пор выступаем с ребятами по сей день. Сейчас группа очень популярна в городе, и билеты на концерты расходятся еще за месяц до самого концерта (300 билетов за 2 недели). Описываю это всё, именно для того, чтобы вы поняли, насколько для меня сейчас моя проблема, о которой скажу ниже, глобальна. В последнее время нам приходится проводить большие концерты (по 2 часа живых выступлений, с перерывом в 15 минут в середине концерта), и во время таких длительных выступлений (в т.ч. и на репетициях) у меня очень быстро "устает" голос. Сейчас репетируем песни Bruno Mars, а там, как известно, очень высокий и мощный вокал. Выкладываюсь по максимуму, и хватает меня не больше, чем на 5 песен. Далее постепенно начинается жесткая усталость где-то в горле, и постепенно начинает пропадать контроль над голосом! Голос становится более сиплым, глухим, и всё в этом роде. Но прежде всего смущает дискомфорт в горле, начинаю кашлять, деру этим, наверное, его еще больше. Подскажите, пожалуйста, что-нибудь. Сильно беспокоит это сейчас, и влияет на качество моего вокала. Антон 30.10.2015 12:52

Ваша проблема хорошо известна. И называется она вокальным зажимом.

С 12 до 20 лет ваш голос изменился, он не мог не измениться, процессы роста органов гортани происходят у всех. Вы все это время пели, это хорошо, и пели примерно такой же репертуар, той же высотности (или тесситуры). А голос постепенно менялся. Но вы не замечали этого, потому что голос до поры до времени справлялся.

И вот теперь окончательно видоизменились все ваши внутренние органы, отвечающие за работу голоса. И обходиться с ним нужно иначе, чем было раньше. Вы же, не зная этого, продолжаете привычную практику.

Более чем уверена, что вы не правильно технически поете высокие ноты, вы постоянно форсируете звук. Это просто привело к тому, что ваши ложные голосовые связки "истерли" истинные, и теперь голос стал отзываться болью, хотя раньше этого не было.

Так или иначе, придется серьезно работать над вокальной техникой, чтобы зажим просто не происходил. Его нельзя «снять», как многие думают, это не замок на двери. Чтобы связки могли работать свободно, без влияния на них определенных структур, необходимо специально учиться этому. Выполнять довольно непростые упражнения.

Если не обращать внимания, то рано или поздно першение может прекратиться, организм «привыкнет». Однако, проблема-то не уйдет, и в один совершенно не прекрасный момент вы просто сорвете голос, поскольку техника останется неправильной.


Вам помогла эта информация? Да Нет

Мне 29 лет. Пою с 14. У меня возник вопрос по ходу ознакомления со статьей, посвященной свистковому регистру. Там было упомянуто, что: «Добиться звука в свистковом регистре могут не все. В первую очередь, препятствует достижению такой возможности недостаточная ЭЛАСТИЧНОСТЬ связок. Курение убивает эластичность очень быстро, поэтому давно и много курящим можно сразу о свистке забыть». Если человек долго и много курил, но потом бросил, эластичность восстановится? Любовь 05.02.2015 13:23

Трудно сказать... В относительно молодом возрасте все может восстановиться, если соблюдать определенную вокальную дисциплину, не перенапрягать голос, да и выполнять различные упражнения (познакомитесь на тренингах). Но никто не может ГАРАНТИРОВАТЬ ...


Вам помогла эта информация? Да Нет

Добрый день, такая ситуация: мне 27 лет, пою с самого детства, чуть больше года занимаюсь с педагогом. Действующий артист. Все было хорошо, пока в один момент не заболели связки. Врач фониатр поставил диагноз - острый, а затем и хронический ларингит. 3 месяца не пел, лечился различными ингаляциями, таблетками и заливками. В итоге врач сказал, что все хорошо, и разрешил петь. Однако, после нескольких минут пения в горле появляется дискомфорт, сухость, появляется ком и вообще приятного мало. Скажите, есть ли надежда восстановиться и петь, как прежде, или же неприятные ощущения будут преследовать всегда, и придется привыкать? Контролировать голос, кстати, тоже стало сложнее. Иван 05.01.2015 01:47

За три месяца вы могли уже некоторые вокальные привычки потерять. Кроме того, после лечения ваша слизистая оболочка как бы родилась заново. Ведь ларингит - воспаление тканей гортани, при котором в первую очередь страдает слизистая. Так что, возможно, вы «подали напряжение» слишком сильное, только и всего.

Вы не пишете, что вы стали петь и как. Вот у вас адрес почты начинается со слова rock. Могу предположить, что вы любитель рок-музыки, и вполне могли начать петь что-нибудь «тяжелое» сразу, после 3 месяцев молчания. Ничего удивительного, в данном случае, что организм так отозвался.

Вы попробуйте прийти в спортзал после 3 месяцев больницы и сразу восстановить нагрузки, которые были до болезни (или травмы)! Получится? В первый же день? А голос чем отличается?

А вот если вы начали с «Во поле береза стояла..» , и произошло то, что произошло, то, вероятно, фониатр ошибся, и процесс болезни не завершился.

В общем, пение-пению рознь, смотря ЧТО вы начали петь, и смотря КАК .


Вам помогла эта информация? Да Нет

Мне 22 года. Планируют через полгода поступать на кафедру «Музыкальное искусство эстрады». Но недавно мне поставили диагноз: хронический тонзиллит и фарингит. Это означает, что поступление бессмысленно, если я в дальнейшем хочу связать свою профессию с вокалом? Таня 22.12.2014 18:18

Нет, не означает. Хронические болезни – это такие, которые возникают время от времени, если с ними не бороться и ничего не делать для своего оздоровления. От хронических болезней можно излечиться, это не «приговор». Поговорите с толковым врачом, он подскажет, как. Но, конечно, избавление от такого рода недугов – достаточно долгий процесс.

Если вам поставили диагноз «хроничности», то это же не значит, что ваш организм находится в состоянии болезни ПОСТОЯННО . Ничего подобного!

А когда он здоров, то это не мешает вокалу.

Значит, связав свою судьбу с вокалом, вам придется серьезно позаботиться об избавлении от хронических болезней, только и всего! Пересмотрите образ жизни, привычки.. Привыкните слышать свой организм вовремя… «Заведите» постоянного доктора, к которому можно обратиться при первых же признаках недомогания…

И со временем болезни уйдут и перестанут быть «хроническими». Да и вокальная тренировка хорошо помогает в этом плане, если, конечно, подходить к делу «с головой».


Вам помогла эта информация? Да Нет

Мне 22 года, я не пела почти два года, раньше работала педагогом по вокалу, пела каждый день по 4-6 часов. Предложили записать песни, три дня пела без распевок, песни были достаточно сложными, почувствовала боль в горле, словно ком, осиплость, когда говоришь много и глотать больно. Фониатра найти пока не могу, потому обращаюсь к вам за помощью! Как быть, и что же это произошло со мной? На простой срыв не похоже.. JОльга 14.12.2014 17:05

В данном случае вы испытываете на себе то, что называется последствиями вокального зажима. То есть все это - работа ложных голосовых связок по причине неважной воздушной координации.

А рецепт один - молчание, пока не восстановится голос. Разговаривайте, но негромко, а вот петь я бы вам пока не советовала, подождите с недельку, а потом аккуратно попробуйте. Ну и,чтобы этого избегать, распеваться, конечно, нужно, да и научиться контролировать влияние ложных связок, хоть это и непросто...


Вам помогла эта информация? Да Нет

Мне 23.. Пару дней назад сильно перенапряг голос. На следующий день обнаружил, что фальцет пропал (частично).. Примерно такая картина: перехожу на фальцет, поднимаюсь выше и на каком-то этапе звук обрывается, переходя в шипение... Сто процентов уверен, что раньше такого не было и мог брать ноты и выше, хотя вокалом не занимаюсь, просто люблю напевать под любимых исполнителей... Подскажите, пожалуйста, как можно восстановиться и можно ли вообще? Лео 13.12.2014 22:39

То, что с вами случилось, называется срывом голоса. У вас в легкой форме. От перенапряжения связки частично потеряли эластичность, к тому же организм сейчас бросился «восстанавливать систему», так сказать...

Слизистая оболочка, видимо, слегка набухла, и на той высоте, где раньше связки все же смыкались, хоть и при лишнем воздухе в звуке, сейчас смыкания нет. Отсюда шипение, а не голос.

Рецепт один - пока не петь фальцетом, и лучше вообще не петь, говорить можно, но не громко. Дайте организму восстановиться, можно лекарства не использовать, нужно просто подождать. Недели, думаю, хватит, но возможно, что потребуется и больше времени.

Попробуйте аккуратно через неделю молчания (говорить, повторяю, можно), если будет все, как раньше, хорошо. Но теперь уже будет опыт, и лишний раз перенапрягать голос не станете.


Вам помогла эта информация? Да Нет

Мне 13 лет. Заканчиваю музыкальную школу. Вокалом не занималась, пою в хоре. 1 сопрано. Занятия начинаются в 9:00, а в горле как будто бы блок стоит, и распевка не помогает. Голос появляется только во второй половине дня. Слышала, что вокалисты встают очень рано, часов в 5:00, помогает ли это? Действительно ли организм в это время уже проснулся? Если нет, скажите, что нужно делать, во сколько вставать и т.д. Помогите, пожалуйста! Валерия 18.11.2014 20:35

Да чем я вам помочь-то могу? Я же не в состоянии поменять расписание занятий вашего хора! Голос действительно «просыпается» позднее, чем проснулся сам организм, обычно советуют не начинать вокальных занятий раньше, чем через 4 часа после сна. То есть если в 9 занятия, то вставать нужно, действительно, в 5 утра... А это возможно? Тогда и спать ложиться нужно в 9 вечера..

И если это действительно узлы, то чем раньше начать лечение, тем лучше. Узлы – не конец карьеры. Это вылечить можно. Но если ничего не изменить впоследствии в технике пения, то возникнут новые узлы… Они же не сами по себе образовались…

Так что у вас две задачи. Первая – срочно выяснить диагноз и начать лечение, и вторая – разбираться попутно, что не так вы делаете, что привело к узлам…


Вам помогла эта информация? Да Нет

Я третий год учусь в колледже на академ. вокале. Теперь собираюсь перейти на эстрадный вокал. После пения вообще у меня начинает как будто царапать в горле, больно, и проходит долго. Что делать скажите? Опасно ли это для горла, организма??? Вероника 29.09.2014 16:25

Профессионально занимаюсь вокалом уже 8 лет. С детства у меня хронический гайморит, но сейчас еще развился и вазомоторный ринит (это когда постоянно плохо дышит одна ноздря). В связи с этим вопрос: могут ли проблемы с носом сильно повлиять на качество звука и прочие моменты, связанные со звукоизвлечением? Например, на то же резонирование? А то я чувствую, что сильно напрягаюсь при пении, на высоких нотах больше кричу, нет свободы, хотя занимаюсь вокалом давно. Кристина 10.06.2014 23:56

Проблемы со здоровьем, какими бы они ни были, конечно, повлиять могут.

Но вы пишете о напряжении, не уточняя, как именно и где оно происходит, да и само понятие «напряжение» довольно широко. Вам трудно взять высокий звук? И поэтому вы напрягаетесь, чтобы его «продавить»? Пишете, что «на высоких нотах больше кричу, нет свободы»…

Но при чем тут ваше заболевание? Такие эффекты происходят в основном по иным причинам. Вокалисты не умеют справляться с вокальным зажимом, плохо контролируя количество воздуха в звуке на высоких нотах. И, как следствие, включают в работу ложные связки.

Тут нужно просто учиться справляться с явлениями, препятствующими чистому и свободному пению высоких звуков, ведь природе не нужен высокий голос, он нужен человеку. Природа не обеспечила нам способность петь высоко, нужно этому научиться, в какой-то степени «обманув» природу.

Так что, думаю, вазомоторный ринит если и играет роль, то далеко не основную… В конце концов, ваш носовой резонатор вряд ли серьезно работает при пении, его роль достаточно невелика. А большинство песен не требуют его задействования вообще.


Вам помогла эта информация? Да Нет


В разгар простуд и ларингитов звездные рецепты пригодятся каждому. Но и знаменитости ошибаются – поэтому мы попросили прокомментировать их рецепты доктора медицинских наук, руководителя Научно-исследовательского центра музыкальной терапии и медико-акустических технологий при Российском научном центре восстановительной медицины и курортологии МЗ РФ Сергея Шушарджана.

Марина Хлебникова. Чтобы снять охриплость, певица делает ингаляции с душицей и зверобоем, а также смазывает связки эфирными маслами персика и абрикоса.


Комментарий специалиста.
Среди разнообразных средств, которые используют певцы, ингаляции – самые любимые. Их задача, как и у полосканий, – смягчить слизистую, снять воспаление и уничтожить микробы, которые вызывают болезни горла. Полезны масляные, щелочные (с использованием минеральной воды), а особенно травяные ингаляции. Вдыхание испарений душицы и зверобоя оказывает противовоспалительное, отхаркивающее и бронхолитическое действие, приводит гортань в тонус. То же касается эфирных масел. Только самостоятельно смазывать ими связки все же не стоит – лучше обратиться к врачу.

Олег Газманов. Еще не будучи профессиональным певцом, Олег "перепел", и голос пропал. После этого певец полгода жил у моря, не пел, подолгу молчал, делал дыхательную гимнастику, полоскал горло морской водой – и восстановился.


Комментарий специалиста.
Певец выбрал лучший способ для восстановления голоса и лечения горла от инфекций. Не зря родина бельканто Италия со всех сторон окружена морями. Чудодейственная сила прибрежного воздуха – в испарениях морской воды, богатой всеми необходимыми для здоровья элементами, включая йод. Ионы очищают и смягчают дыхательные пути и слизистую. Плюс к этому морской воздух – умеренно влажный и необыкновенно чистый – оказывает общее действие на организм, стимулируя иммунитет.

Полоскание морской водой (чистой, набранной не у берега!) очень полезно для горла: убивает микробов, очищает слизистую.

Ну а дыхательная гимнастика и прогулки в молчании по берегу моря оказывают ни с чем не сравнимый общеукрепляющий эффект при ларингите.

Юрий Лоза. Когда начались проблемы с голосом, певец решительно отказался от курения. Кроме того, Лоза разработал собственные правила: не разговаривать против ветра, не пытаться кого-то перекричать, не простужаться, не пить холодную воду.


Комментарий специалиста.
Курение - настоящее табу и для певца, и для оратора. Смолы, никотин и дым приводят к у курильщика, который несовместим с красивым голосом. Остальные правила музыканта также весьма эффективны: что бы ни случилось, горло не нужно перенапрягать.


Павел Лисициан.
Прославленный солист Большого театра советовал перед выступлением выпить стакан подогретого пива – не прохладного и не горячего, а именно теплого.


Комментарий специалиста.
Хороший способ при частых ларингитах, трахеитах, бронхитах и других заболеваниях дыхательных путей. Пивные дрожжи напиток обладают отхаркивающим эффектом. Теплое прогревает горло, улучшает в нем микроциркуляцию крови и заставляет клетки крови работать активнее, быстрее справляться с воспалением.

Солисты хора имени Пятницкого. Мякоть половины лимона измельчить, добавить столовую ложку меда, подержать во рту и проглотить.