Психологический диагноз примеры уровни. Психологический диагноз, его виды

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский институт современного академического образования»

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки

Факультет дополнительного профессионального образования

Контрольная работа

на тему « Психологический диагноз и его виды »

Выполнил:

Слушатель факультета ДПО

Волкодав Г.В.

г. Москва, 2016 г.

  • Введение
  • 1. Понятие психологического диагноза
  • 2. Уровни установления психологического диагноза
  • 3. Соотнесение диагноза медицинского и диагноза психологического
  • 4. Предмет психологического диагноза
  • Литература

Введение

Термин «диагноз» начал пониматься как распознавание любого отклонения от нормального функционирования или развития и даже как определение состояния конкретного объекта (индивида, семьи, малой группы, той или иной психической функции или процесса у конкретного лица). Понятие «психодиагностика» распространилось и на профилактическое обследование индивидов и групп.

Психолог-исследователь (в том числе и исследователь в области психодиагностики) ориентирован на поиск неизвестных закономерностей, связывающих абстрактные переменные, использует «известные» (т.е. определенные по какому-либо признаку) испытуемых и пренебрегает их индивидуальными отличиями и эмпирической целостностью. Для психодиагноста-практика именно эти индивидуальные отличия и эмпирическая целостность являются объектом изучения.

Можно выделить два типа диагноза:

1. Диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака.

2. Диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых на «оси континуума» по выраженности тех или иных качеств.

1. Понятие психологического диагноза

Психологический диагноз - это структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств - способностей, мотивов, устойчивых особенностей личности.

Психологический диагноз - это не заключение о психической болезни или о предрасположенности к определенному психическому заболеванию. В современной психодиагностике психологический диагноз не сводится к фиксации и не связан с прогнозом возможных психических заболеваний. Он может быть поставлен любому здоровому человеку и означает структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств - способностей, стилевых черт и мотивов личности.

Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему: они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного взаимовлияния. Взаимоотношения различных параметров в структурированном диагнозе специалисты отображают в форме диагностограмм . Один из простейших вариантов «диагностограммы» - психодиагностический профиль.

Психологический диагноз важен для психологического прогноза поведения (за исключением диагностики текущего психического состояния, что необходимо для выбора оптимального метода взаимодействия с человеком в этом состоянии).

К основным понятиям психодиагностики относят диагностические признаки диагностические категории и диагностический вывод.

Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать. Категории скрыты от непосредственного наблюдения, это внутренние психологические факторы (психологические причины), которые обусловливают определенное поведение человека. Поэтому в социальных науках диагностические категории принято называть «латентными переменными». Для количественных категорий часто используется также название «диагностические факторы».

Диагностический вывод - это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий.

Психологический диагноз представляет собой конечный результат психологического обследования по выяснению и описанию сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки ее актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, вытекающих из задач обследования.

2. Уровни установления психологического диагноза

В практике психодиагностических исследований различают три уровня установления психологического диагноза:

1) симптоматический, построенный на основе математической обработки данных исследования (что может выполнять компьютер);

2) этиологический, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения;

3) типологический, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной динамической структуре личности испытуемого.

Психологический диагноз в психодиагностике качественного анализа устанавливается на основании материалов, полученных в результате экспериментального исследования психического явления, анализа специальных сведений о нем с учетом физического и психического развития испытуемого.

Психологический диагноз - это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия. Областью психологического диагноза являются индивидуально-психологические различия, как в норме, так и при патологии.

Выделяют четыре основных направления в работе психодиагноста.

1. Осуществление диагноза деятельности, поведения, т.е. описание, анализ и характеристика особенностей поведения обследуемого.

2. Осуществление диагноза процессов регуляции деятельности или изучение психических процессов, благодаря которым осуществляется деятельность.

3. Осуществление диагноза механизмов регуляции, механизмов психических процессов, от которых зависит их протекание - диагностика систем нервных связей.

4. Диагностика генезиса механизмов регуляции или ответ на вопрос о том, как и в каких условиях формировалась психика данного индивида.

5. Деятельность понимается как направленный на определенный результат процесс.

Цель диагноза личности - не только определение источников патологии, но и зон эффективного функционирования.

3. Соотнесение диагноза медицинского и диагноза психологического

Основное в медицинском диагнозе - определение и классификация имеющихся проявлений заболевания, которые выясняются через их связь с типичным для данного синдрома патофизиологическим механизмом.

В психиатрии ограниченность нозологического (синдромологического) диагноза особенно отчетливо осознается в связи с задачами реабилитации психически больных. В связи с этим разрабатывается теория функционального диагноза. Этот диагноз складывается из трех частей: клинической, психологической и социальной.

Функциональный диагноз дает врачу не только «название» болезни, но и позволяет ответить на вопросы о том, у кого (какой личности) и в какой среде (социальная микросреда) возникает болезнь.

В психологическом диагнозе, в отличие от медицинского, мы сталкиваемся с необходимостью выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

Психологический диагноз - конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования.

Причины диагностических ошибок включают две основные группы. Это ошибки, связанные со сбором данных и их переработкой. К первой группе ошибок относятся:

Ошибки наблюдения (например, «слепота» на важные для диагноза черты, проявления личности; наблюдение черт в искаженной качественно или количественно форме);

Ошибки регистрации (например, эмоциональная окрашенность записей в протоколе, свидетельствующая скорее об отношении психолога к обследуемому, нежели об особенностях его поведения).

Ошибки инструментальные возникают вследствие неумения пользоваться аппаратурой и другой измерительной техникой как в техническом, так и в интерпретационном аспекте.

Основные ошибки в переработке, интерпретации данных:

Эффект «первого впечатления» - ошибка, основанная на переоценке диагностического значения первичной информации;

Ошибка атрибуции - приписывание обследуемому черт, которых у него нет, или рассмотрение нестабильных черт в качестве стабильных;

Ошибка ложной причины;

О познавательный радикализм - тенденция к переоценке значения рабочих гипотез и нежелание искать лучшие решения;

Познавательный консерватизм - предельно осторожная формулировка гипотез.

4. Предмет психологического диагноза

Предметом психологического диагноза является установление индивидуально-психологических различий, как в норме, так и патологии. Важнейший элемент диагноза - необходимость выяснения в каждом случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

В целом психологический диагноз может быть определен как отнесение состояния ребенка к устойчивой совокупности психологических переменных, обусловливающих определенные параметры его деятельности или состояния.

психологический диагноз ошибка

5. Виды психологического диагноза

Л.С. Выготский установил три ступени психологического диагноза: первая ступень - симптоматический (эмпирический) диагноз, вторая - этиологический диагноз, третья - типологический диагноз (высший уровень).

Поскольку предметом психологической диагностики выступают и внешние, и внутренние характеристики функционирования психической системы, то основаниями для формулировки психологического диагноза может быть как обозначение неких явлений (симптомокомплексы), так и характеристика скрытых от непосредственного наблюдения отдельных психологических структур (например, личностных, индивидных нейропсихологических качеств). Возможность существования диагностических суждений на уровне признаков - симптомов послужило основой выделения симптоматического диагноза в разных областях знания.

За феноменологическим диагнозом следует этиологический диагноз, учитывающий психологические причины возникновения симптомов. Его установление связано с выявлением детерминант изучаемого явления, что дает возможность построить прогностическое суждение в каждом конкретном случае, выбрать адекватную организационную и содержательную форму психологической помощи. В то же время не следует забывать, что в силу многозначности причинно-следственных отношений между параметрами психической системы и их внешними проявлениями, а также обусловленности поведения и деятельности человека многими факторами, точность этиологического психологического диагноза может быть недостаточно высокой, а его валидность подтверждена только результатами коррекционно-развивающих воздействий. Это лишь одно из ограничений этиологического диагноза.

Другое связано с тем, что большинство известных науке психологических явлений и проблем являются поликаузальными, то есть существуют при одновременном действии нескольких психологических причин. В то же время это не означает, что широта причинно-следственной схемы является залогом эффективного решения конкретной проблемы.

Типологический психологический диагноз предполагает отнесение диагностического явления к определенной категории на основе изучаемых реальных форм и психологических закономерностей развития личности. Он учитывает тесную взаимосвязь отдельных подструктур психики, совместно работающих ее многоуровневых функциональных систем, подразумевая, что любые внешние признаки не могут носить изолированный характер и ограничиваться характеристикой отдельных психических функций.

В качестве системообразующей единицы типологического диагноза выступает психологический синдром - устойчивая совокупность признаков-симптомов, соответствующая одному и тому же явлению, объединенная общей причиной. Каждый психологический синдром отличается свойственным только ему набором специфических признаков, проявляющихся в определенной последовательности, имеющих иерархическую структуру и внешнюю форму проявления. Входящие в структуру синдрома признаки могут соединяться с другими симптомами, приводя к его усложнению или изменению. Возможно объединение «малых» синдромов в «большие», обладающие высокой типологической специфичностью, соотносящие конкретные симптомокомплексы с определенными психологическими явлениями. В основе такого диагноза лежат феноменологические типологии, а диагностические категории сформированы по внешним признакам: от конституциональных и портретных до поведенческих и деятельностных.

Симптоматический, этиологический и типологический психологические диагнозы отражают разнообразие его видов по содержанию. Наряду с такой классификацией возможно также описать результат психодиагностической деятельности специалиста по способу обоснования, по характеру проводимого обследования, по времени постановки.

По способу обоснования выделяют клинический и статистический психологические диагнозы. В их основе лежат специфика и критерии принятия решения. В первом случае постановка диагноза строится на основе выявления качественной стороны психологического функционирования индивида в персонологическом аспекте, составляющем его специфичность. Во втором - опирается на количественную оценку уровня развития или сформированности параметров конкретной психологической сферы (высокий - низкий уровень, соответствует - не соответствует требованиям).

По характеру психологического обследования выделяют имплицитный и рациональный психологические диагнозы. Имплицитный психологический диагноз часто определяется как интуитивный, неосознаваемо полученный вывод (заключение) о состоянии психической системы, которое обусловливает особенности поведения и деятельности человека. Процесс распознавания происходит на основе неосознанного анализа собственных впечатлений и внешних признаков. По мнению В. Черны, такая «интуитивная диагностика» присуща каждому человеку, поскольку за ней скрывается сложившееся в индивидуальном опыте личное представление о том, как в типичных случаях сочетаются друг с другом внешние данные, контекстуальные условия и поведение людей. Однако у такой имплицитной диагностики есть и обратная сторона. Учитывая, что наибольшей трансформации обычно подвергается перцептивно-когнитивная сфера специалиста, в структуре его профессионального сознания часто появляются эталоны, профессиональные штампы, предопределяющие отношение к человеку, цели, характер и тактику взаимодействия с ним.

Рациональный диагноз - это научно обоснованный вывод, часто не зависящий от предшествующего опыта специалиста и его теоретических предпочтений, который опирается на точно установленные и эмпирически подтвержденные диагностические данные. Рациональная диагностика строится лишь на воспроизводимых фактах.

По способу логического построения существуют:

1. Прямой обоснованный психологический диагноз, когда имеется совокупность симптомов или сочетание диагностических признаков, характерных для конкретного психологического явления.

2. Опосредованный диагноз, получаемый путем исключения менее вероятных признаков или выделения наиболее вероятного из них.

3. Диагноз по результатам воздействия (катамнез), когда диагноз устанавливается условно, на основе благоприятного результата оказания психологической помощи в данной конкретной диагностической ситуации.

Сложность и многообразие видов психологического диагноза, вариативность оснований для его постановки создает различного рода препятствия на пути к правильному решению, а также условия для возникновения различного рода диагностических ошибок.

Литература

1. Шмелёв А.Г. Основы психодиагностики. - М.: «Феникс», 1996

2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. Учебник для вузов. - Питер, 2005

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб, 1999

4. Немов Р.С. Психология: в 3-х т. - М, 2000. - Т.2.

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005

6. Ануфриев, А.Ф. Психологический диагноз / А.Ф. Ануфриев. - М.: «Ось-89», 2006. - 192 с.

7. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 5 т. М, 1983. Т. 5.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие психологического диагноза, уровни его установления. Соотнесение диагноза медицинского и психологического. Диагноз на основе констатации наличия или отсутствия признака. Место испытуемого или группы на "оси континуума" по выраженности качества.

    реферат , добавлен 27.05.2010

    Сущность, структура, цели, виды влияния. Способы противодействия влиянию. Манипуляция как вид психологического воздействия. Психодиагностическое заключение об уровне выраженности личностного макиавеллизма у подростков. Сущность психологического тренинга.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2010

    Сущность и этапы реализации психологического исследования, его структура, основные компоненты. Классификация методов психологического исследования, их отличительные признаки и условия выполнения. Разновидности и особенности психологического эксперимента.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2009

    Понятие социально-психологического тренинга. Развитие социально-психологического тренинга как активного группового метода психологического воздействия. Соотношение понятий "социально-психологический тренинг", "психотерапия", "психокоррекция", "обучение".

    реферат , добавлен 16.08.2010

    Поиск разрешения конфликтных социальных взаимодействий, формы работы с конкретными запросами. Установление психологического диагноза клиента. Два вида психологического консультирования. Психотерапевтическое воздействие.

    доклад , добавлен 14.06.2007

    Понятие и виды социально-психологического климата. Факторы, влияющие на его формирование в различных группах. Эмпирическое исследование социально-психологического климата коллектива в контрольно-счетной палате Московской области. Пути его оптимизации.

    диссертация , добавлен 03.12.2015

    Теоретико-методологический анализ психологического консультирования в современной психологической науке, основные цели и задачи данной деятельности. Главные этапы психологического консультирования, отраженные в работах отечественных и зарубежных авторов.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2011

    Основные положения, этические принципы, структура психологического консультирования. Когнитивные и эмоциональные аспекты процедуры психологического консультирования. Обзор основных понятий, определяющих психологическую и психотерапевтическую помощь.

    контрольная работа , добавлен 25.03.2016

    Методика психологического консультирования для снижения агрессии у семилетних детей. Феномен агрессивного поведения и разработка методики психологического консультирования по проблемам агрессивного поведения детей с использованием методов проекции.

    дипломная работа , добавлен 10.08.2009

    Влияние как психологический феномен. Понятие делового общения, его виды и формы, особенности психологического влияния в данной сфере межличностных отношений. Основные механизмы осуществления процесса влияния и некоторые способы противостояния ему.

Предметом психологического диагноза является установление индивидуально-психологических различий, как в норме, так и патологии. Важнейший элемент диагноза - необходимость выяснения в каждом случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

В целом психологический диагноз может быть определен как отнесение состояния ребенка к устойчивой совокупности психологических переменных, обусловливающих определенные параметры его деятельности или состояния.

психологический диагноз диагностический ошибка

Виды психологического диагноза

Л.С. Выготский установил три ступени психологического диагноза: первая ступень - симптоматический (эмпирический) диагноз, вторая - этиологический диагноз, третья - типологический диагноз (высший уровень).

Поскольку предметом психологической диагностики выступают и внешние, и внутренние характеристики функционирования психической системы, то основаниями для формулировки психологического диагноза может быть как обозначение неких явлений (симптомокомплексы), так и характеристика скрытых от непосредственного наблюдения отдельных психологических структур (например, личностных, индивидных нейропсихологических качеств). Возможность существования диагностических суждений на уровне признаков - симптомов послужило основой выделения симптоматического диагноза в разных областях знания.За феноменологическим диагнозом следует этиологический диагноз, учитывающий психологические причины возникновения симптомов. Его установление связано с выявлением детерминант изучаемого явления, что дает возможность построить прогностическое суждение в каждом конкретном случае, выбрать адекватную организационную и содержательную форму психологической помощи. В то же время не следует забывать, что в силу многозначности причинно-следственных отношений между параметрами психической системы и их внешними проявлениями, а также обусловленности поведения и деятельности человека многими факторами, точность этиологического психологического диагноза может быть недостаточно высокой, а его валидность подтверждена только результатами коррекционно-развивающих воздействий. Это лишь одно из ограничений этиологического диагноза.

Другое связано с тем, что большинство известных науке психологических явлений и проблем являются поликаузальными, то есть существуют при одновременном действии нескольких психологических причин. В то же время это не означает, что широта причинно-следственной схемы является залогом эффективного решения конкретной проблемы.

Типологический психологический диагноз предполагает отнесение диагностического явления к определенной категории на основе изучаемых реальных форм и психологических закономерностей развития личности. Он учитывает тесную взаимосвязь отдельных подструктур психики, совместно работающих ее многоуровневых функциональных систем, подразумевая, что любые внешние признаки не могут носить изолированный характер и ограничиваться характеристикой отдельных психических функций.

В качестве системообразующей единицы типологического диагноза выступает психологический синдром - устойчивая совокупность признаков-симптомов, соответствующая одному и тому же явлению, объединенная общей причиной. Каждый психологический синдром отличается свойственным только ему набором специфических признаков, проявляющихся в определенной последовательности, имеющих иерархическую структуру и внешнюю форму проявления. Входящие в структуру синдрома признаки могут соединяться с другими симптомами, приводя к его усложнению или изменению. Возможно объединение «малых» синдромов в «большие», обладающие высокой типологической специфичностью, соотносящие конкретные симптомокомплексы с определенными психологическими явлениями. В основе такого диагноза лежат феноменологические типологии, а диагностические категории сформированы по внешним признакам: от конституциональных и портретных до поведенческих и деятельностных.

Симптоматический, этиологический и типологический психологические диагнозы отражают разнообразие его видов по содержанию. Наряду с такой классификацией возможно также описать результат психодиагностической деятельности специалиста по способу обоснования, по характеру проводимого обследования, по времени постановки.

По способу обоснования выделяют клинический и статистический психологические диагнозы. В их основе лежат специфика и критерии принятия решения. В первом случае постановка диагноза строится на основе выявления качественной стороны психологического функционирования индивида в персонологическом аспекте, составляющем его специфичность. Во втором - опирается на количественную оценку уровня развития или сформированности параметров конкретной психологической сферы (высокий - низкий уровень, соответствует - не соответствует требованиям).

По характеру психологического обследования выделяют имплицитный и рациональный психологические диагнозы. Имплицитный психологический диагноз часто определяется как интуитивный, неосознаваемо полученный вывод (заключение) о состоянии психической системы, которое обусловливает особенности поведения и деятельности человека. Процесс распознавания происходит на основе неосознанного анализа собственных впечатлений и внешних признаков. По мнению В. Черны, такая «интуитивная диагностика» присуща каждому человеку, поскольку за ней скрывается сложившееся в индивидуальном опыте личное представление о том, как в типичных случаях сочетаются друг с другом внешние данные, контекстуальные условия и поведение людей. Однако у такой имплицитной диагностики есть и обратная сторона. Учитывая, что наибольшей трансформации обычно подвергается перцептивно-когнитивная сфера специалиста, в структуре его профессионального сознания часто появляются эталоны, профессиональные штампы, предопределяющие отношение к человеку, цели, характер и тактику взаимодействия с ним.

Рациональный диагноз - это научно обоснованный вывод, часто не зависящий от предшествующего опыта специалиста и его теоретических предпочтений, который опирается на точно установленные и эмпирически подтвержденные диагностические данные. Рациональная диагностика строится лишь на воспроизводимых фактах.

По способу логического построения существуют:

  • 1. Прямой обоснованный психологический диагноз, когда имеется совокупность симптомов или сочетание диагностических признаков, характерных для конкретного психологического явления.
  • 2. Опосредованный диагноз, получаемый путем исключения менее вероятных признаков или выделения наиболее вероятного из них.
  • 3. Диагноз по результатам воздействия (катамнез), когда диагноз устанавливается условно, на основе благоприятного результата оказания психологической помощи в данной конкретной диагностической ситуации.

Сложность и многообразие видов психологического диагноза, вариативность оснований для его постановки создает различного рода препятствия на пути к правильному решению, а также условия для возникновения различного рода диагностических ошибок.

Психологический диагноз - это не заключение о психической болезни или о предрасположенности к определенному психическому заболеванию.

Психологический диагноз представляет собой конечный результат психологического обследования по выяснению и описанию сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки ее актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, вытекающих из задач обследования.

Психологический диагноз – конечный результат деятельности психолога, направленный на выявление сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью:

Оценки их актуального состояния,

Прогноза дальнейшего развития,

2. функция обмена информацией

3. Функция сбора статистических данных (позволяет увидеть тенденции появления, развития, сокращения или увеличения количества детей с НР и т.д.). Дает возможность планировать перспективные мероприятия по оказанию помощи

4. функция, связанная с научными исследованиями Виды: - симптоматический (диагностический вывод на основе симптома) - синдромальный - нозологический (мед.диагноз. Включает сведения об этиологии)

Психологические диагнозы: -феноменологический диагноз (суждение о том, в каком эго-состоянии находится человек, по тому, как он вновь переживает события своего прошлого)

Типологический диагноз (позволяет определить личность испытуемого к определенному типу.В специальной психологии используется диагноз, строящийся на типологии дизонтогенеза)

Функциональный диагноз (опирается на нозологический диагноз, не ограничиваясь им. Включает в себя социально-психологический контекст.Ориентирован на качественную помощь и строится на основе комплексного междисциплинарного подхода.

Внедрение в работу ПМПК создает предпосылки для заинтересованного обмена информацией и повышения эффективности сотрудничества членов комиссии).

Коробейников выделяет 3 уровня ФД:

1. Клинико-психопатологический уровень

a. Оценка реальных патогенных факторов формирования познавательной и поведенческой сферы личности

b. Дает квалификацию и дифференциацию аффективных расстройств как нарушений первичного или вторичного уровней

c. Определение ведущего и сопутствующего симптоматики в контексте нарушений социально-психологической адаптации личности

2. Клинико-психологический:

a. Дифференциальная диагностика легких форм нарушений психического развития на основе патопсихологических и психометрических критериев

b. Уточнение генезиса нарушений познавательной и эмоционально-волевой сферы на основе анализа эксперт-психологических данных и особенностей социальной ситуации развития ребенка

c. Установление качественных особенностей мыслительной деятельности как в операциональном, так и в мотивационных характеристиках

d. Получение психометрической оценки уровня интеллектуального развития и структуры профиля интеллекта

e. Оценка качества социально-психологической адаптации личности и вероятных механизмов ее нарушений в контексте конкретного случая

3. Психолого-педагогический уровень:

a. Определение формы проявления школьной дезадаптации

b. Причин школьной дезадаптации

c. Характер и степень выраженности затруднений в усвоении учебной программы

d. Определение сферы конфликтного поведения и характера типичных форм аффективного реагирования

e. Оценка эффективности применения коррекционных приемов

Психологический диагноз - результат психодиагностического обследования, выраженный в простейшем случае в форме отнесения испытуемого к определенной психодиагностической категории. В общем случае ПД носит комплексный и системный характер и содержит описание структуры выявленных психических свойств (в виде профиля, в частности), возможное причинное объяснение текущего психического состояния индивида, а также прогноз его будущего поведения или возможных событий в его жизни.

Психологический диагноз -- конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования.

Порой не всегда достигаемая в психологическом диагнозе однозначность, определенность, а также ошибки считаются следствием несовершенства психодиагностических методик. Эти ошибки могут возникнуть в любом акте познания. Психодиагностическую специфичность они приобретают при соотнесении с используемыми в каждом конкретном случае методиками, тестами, теоретическими предпочтениями исследователя.

УРОВНИ ДИАГНОЗА:

· симптоматический (или эмпирический) диагноз, ограничивающийся констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы.

· этиологическая диагностика, учитывающая не только определенные симптомы, но и причины, их вызывающие.

· типологическая диагностика, заключающаяся в определении типа л

Психологическое заключение и психологический диагноз

По характеру проработанности психологическое заключение подразделяется на два вида: первичное и итоговое, уточненное. По аналогии с медицинскими вариантами первичного и уточненного диагноза вначале формулируется только первичное заключение, после обработки всего комплекса данных - итоговое.

Итоговое психологическое заключение является либо конечным этапом диагностического процесса деятельности психолога, либо только составной частью общего заключения «диагноза» в том, например, случае, когда психологическое исследование проведено для уточнения клинико-психологической структуры нарушения. Диагноз выставляется врачом (детским психиатром или невропатологом) при совместном обсуждении полученных результатов с психологом.

Выделение вариантов психологического заключения в известной степени условно, поскольку итоговое психологическое заключение при любом повторном обследовании или обращении клиента переходит в разряд первичного уточненного. Психологическая реальность не является в полном объеме стабильной и неизменной. Даже при олигофрении, благодаря правильной коррекционно-воспитательной работе с ребенком, имеют место положительные сдвиги.

Психологическое заключение должно быть кратким, но по возможности наиболее полно отражать характер выявленных нарушений применительно к целям обследования:

§ клиническая практика - объективизация психологической структуры психопатологического состояния для его квалификации или дифференциальной диагностики;

§ экспертиза эффективности лечебного или учебного процесса - фиксация состояния ребенка на данный момент;

§ школьная практика - определение основных параметров психологической структуры нарушения развития применительно к учебному процессу.

Психологическое заключение может быть написано и в свободной форме, однако использование различных схем заключения, как показывает практика, объективирует и унифицирует работу психолога, помогая выделять ключевые факты среди полученных, дифференцировать существенное и второстепенное. Варианты схемы заключения разработаны различными авторами. Рассмотрим схему, предложенную М.М. и Н.Я. Семаго.

§ А. Общая часть заключения

1. Основные паспортные данные ребенка.

2. Основные жалобы родителей, педагогов, других лиц, сопровождавших ребенка на консультацию.

3. Наиболее важные анамнестические данные.

4. Специфика внешности и поведения ребенка в процессе обследования, в том числе его эмоциональное реагирование, общая мотивация, отношение к обследованию (критичность и адекватность).

5. Сформированность регуляторных функций.

6. Общая оценка операциональных характеристик деятельности в различные моменты обследования (в том числе и ее динамический аспект).

7. Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы.

8. Характеристики эмоционально-личностной сферы, включая межличностные отношения.

§ Б. Специальная часть

1. Психологический диагноз.

2. Вероятностный прогноз развития.

Общая часть заключения ориентирована не только на специалистов, но и на тех педагогов, кто имеет непосредственный контакт с ребенком. В этой части раскрываются не только трудности и особенности развития ребенка, но и методы, благоприятные для обучения: особые формы работы, передачи материала и т.д. Желательно по мере возможности отметить выявившиеся в ходе диагностики «сильные» стороны ребенка, способные стать дополнительными средствами компенсации имеющихся трудностей.

Только при условии, что все специалисты полностью осведомлены об особенностях развития ребенка и используют эти знания в своей работе, можно построить действительно эффективную коррекционно-развивающую работу, основанную на целостном интегративном подходе. Однако «открытость» информации о ребенке должна быть подчинена деонтологическому принципу ее неразглашения, учитывая интересы ребенка и его близких.

Психологическое заключение и комплексный клинико-психологический диагноз состояния являются «дефинициями внутреннего пользования». Варианты комплексного (коллегиального) заключения, предназначенные для неспециалистов, формулируются и оформляются в соответствии с принятыми рекомендациями. Специальная часть заключения адресована непосредственно психологу и другим специалистам «внеурочного плана», участвующим в сопровождении ребенка, оказании ему специальной помощи. В связи с ее особой важностью рассмотрим эту часть подробнее.

Понятие психологического диагноза нельзя считать достаточно разработанным в современной психологии. В практике этот термин применяется часто в очень широком и неопределенном смысле как констатация количественной и качественной характеристики того или иного признака. В психометрии диагноз является производным от процедур тестового измерения, а психодиагностика определяется как идентификация психологических характеристик индивида с помощью специальных методов. Предпосылки содержательного подхода к определению психологического диагноза были намечены Л.С. Выготским и развивались позднее Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.Ф. Талызиной и др.

Цель диагностического процесса - ответить на психологические вопросы и подготовить фундамент для решения проблемы. Целостность процесса оказания психологической помощи отражает принцип единства диагностики и коррекции. В этом плане сохраняют свою актуальность мысли Выготского о том, что качество постановки диагноза определяется не только качеством диагностической методики, но и профессиональными знаниями, способностями и навыками психодиагноста: умение интерпретировать, расшифровывать иероглифы - основное условие для того, чтобы перед исследователем открылась осмысленная картина личности и поведения ребенка.

Выготский неоднократно отмечал, что тщательное обследование должно вестись специалистом, осведомленным в вопросах психопатологии, дефектологии и лечебной педагогики. Он подчеркивал, что конечной целевой установкой педологического изучения ребенка должно быть педологическое или лечебно-педагогическое назначение - т.е. вся система коррекционных индивидуально-педагогических мероприятий как важнейшая практическая часть исследования одна только и может доказать его истинность, сообщит ему смысл.

Чтобы более глубоко и тонко определить причины того или иного психологического явления, психолог должен уметь сочетать данные наблюдения и свои собственные впечатления с заключениями, полученными в результате применения тестовых и других объективных методик. При этом ему следует творчески истолковывать симптомы. Начало научного знания -- в точном наблюдении, тщательном и творческом мышлении а не в накоплении только лабораторных данных, подчеркивает позднее К. Роджерс.

Единственно научный путь построения психологического диагноза - квалификация данного этапа развития ребенка в контексте этапов и закономерностей всего психологического онтогенеза, исследование механизмов формирования установленных трудностей. Никоим образом в центре психологического диагноза не должны оказываться негативные или болезненные проявления, он всегда должен иметь в виду сложную структуру личности. В плане изучения конкретного случая это означает применение двустороннего анализа: с одной стороны, «расчленение психологических функций» с выяснением их качественного своеобразия; с другой - установление структурных и функциональных связей между развитием отдельных сторон личности.

Сложность структуры отклоняющегося развития ребенка любого варианта дизонтогенеза, определяемая взаимообусловленным сочетанием органических и психофизических факторов с приобретенными вторичными отклонениями, обусловливает необходимость комплексного, мультимодального подхода и к изучению его развития, и к постановке диагноза.

Клинический (нозологический) диагноз требует констатации, описания и сведения к той или иной диагностической формуле выявляемых у ребенка симптомов, которые структурируются в определенном синдроме. Клинический диагноз основной практической целью ставит оказание врачебной помощи в виде определенных медикаментозно-терапевтических схем. Задача комплексной психолого-педагогической коррекции выявляемых у ребенка дефицитов и искажений развития определяет роль клинического диагноза как первичного, ориентировочного, приблизительного знания, если, конечно, он не рассматривается лишь как средство селекции (И.А. Коробейников).

Оказание необходимой ребенку с отклонениями или нарушениями развития помощи во многом выходит за границы чисто врачебной компетенции, поэтому в клинической психологии и психиатрии вводится понятие функционального диагноза. Согласно В.В. Ковалеву, это диагноз индивидуальных особенностей заболевания, болезненных изменений и сохранных свойств личности, реакции личности на болезнь, преморбидного (доболезненного) состояния социальной адаптации и ее возможностей в условиях болезни. Специалистами практически единодушно подчеркивается неразрывная связь функционального и клинического диагнозов, отражающая единство биологического и социального в диагностике.

Если диагноз понимается как прежде всего основа оказания реальной помощи ребенку, то говорят о динамическом соотношении нозологического и функционального диагноза, определяемого, с одной стороны, спецификой и выраженностью психических расстройств (клиническая составляющая), с другой - характером и индивидуальным содержанием проблем психического развития и социальной адаптации ребенка (социально-психологическая составляющая). В случаях, квалифицируемых как резидуальные состояния, например психическое недоразвитие, функциональный диагноз является ведущим, так как только на его основе возможна своевременная и полноценная коррекция нарушений развития ребенка.

Отношение специалистов к понятию «психологический диагноз» неоднозначно. Отдельные авторы считают, что прямое использование его в психологической практике не совсем корректно, так как за ним стоит определенный клинический контекст, стереотип восприятия, а как бы квалифицированно ни было проведено исследование психологом, до уровня врачебного диагноза его результаты не поднимаются. Аналогичная ситуация имеет место в логопедии: учитель-логопед также занимается диагностикой, формулируя «речевое заключение», но не ставит «диагноза».

В то же время имеющиеся определения понятия «психологический диагноз» не дифференцируют его достаточно четко от «психологического заключения», что видно из следующего определения: психологический диагноз - это формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности.

Психологический диагноз является основной целью и конечным результатом психодиагностики. Психодиагностика отклоняющегося развития направлена на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целями:

§ оценки их актуального состояния,

§ прогноза дальнейшего развития,

Таким образом, предметом психологического диагноза является установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и патологии. Важнейший элемент диагноза - необходимость выяснения в каждом случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

В целом психологический диагноз может быть определен как отнесение состояния ребенка к устойчивой совокупности психологических переменных, обусловливающих определенные параметры его деятельности или состояния (А.Ф. Ануфриев).

Психологический диагноз может устанавливаться на разных уровнях.

1. Симптоматический или эмпирический диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Такой диагноз не является собственно научным (и профессиональным), поскольку, как было сказано выше, установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.

2. Этиологический диагноз учитывает не только наличие определенных характеристик и симптомов, но и причины их появления.

3. Типологический диагноз (высший уровень) состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента. Диагноз не просто ставится по результатам обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в так называемых жизненных ситуациях. Большое значение имеет возрастной анализ полученных данных с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

Недопустимо употребление в психологическом диагнозе медицинских (нозологических) понятий, таких как «ЗПР», «психопатия», «невротические состояния» и др. Этим психолог не только нарушает деонтологические принципы, но и выходит за пределы содержания своего профессионального поля.

Как подчеркивал К. Роджерс, необходимо понимать, что получаемые психологические данные отличаются и должны отличаться определенной, допустимой степенью неточности. Выводы всегда относительны, поскольку делаются на основании экспериментов или наблюдений, проведенных по одной или нескольким из возможных методик и с использованием одного из возможных способов интерпретации данных.

В.И. Лубовский замечает, что при квалификации отклонения в развитии ребенка лучше недооценить, чем переоценить степень тяжести нарушения.

Значительные трудности в постановке диагноза могут быть связаны с недостаточно четким представлением психолога о границах своей профессиональной компетенции. Важно, чтобы в тех случаях, когда возникают сомнения в характере выявленных нарушений, психолог не пытался сам поставить диагноз, а рекомендовал родителям обратиться к соответствующим специалистам. То же относится и к проблеме социальных факторов, обусловивших ту или иную психологическую характеристику ребенка (например, в случаях наркотической зависимости). Психологический диагноз должен ставиться психологом в строгом соответствии с профессиональной компетенцией и на том уровне, на котором может осуществиться конкретная психолого-педагогическая коррекция или другая психологическая помощь.

Формулировка диагноза обязательно должна содержать и психологический прогноз - предсказание на основе всех пройденных до сих пор этапов исследования пути и характера дальнейшего развития ребенка. Прогноз должен учитывать: а) условия проведения с ребенком своевременной необходимой работы и б) условия отсутствия такой своевременной работы. Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Одним из важнейших аспектов составления прогноза развития является понимание общей динамики развития ребенка, представление о его компенсаторных возможностях.

Лекция 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ

План:

1. Понятие психологического диагноза.

2. Психологический прогноз.

3. Психодиагностическое заключение.

Понятие психологического диагноза относится к наименее разработанным в современной психологии и не имеет четкого определения. В зарубежной психологии данное понятие по своей сути не имеет самостоятельного значения, а психологическая диагностика понимается как идентификация психологических характеристик индивида с помощью специальных методов.

Понятие «диагноз» широко используется в разных областях науки и техники. «Диагноз, где бы он не ставился – в медицине, в технике, в управлении, в практической психологии, - это всегда поиск, выявление скрытой причины обнаруживавшегося неблагополучия, чаще всего в условиях множественности причинно-следственных связей» (В.И. Войтко, Ю.З. Гильбух).

В отечественной науке первым вопрос о сущности и специфике психологического диагноза поставил Л.С. Выготский . В 20-е годы, когда стала активно развиваться практика педологического консультирования, обнаружились две тенденции: к подмене психологического диагноза медицинским и к чисто эмпирическому описанию картины внешних проявлений неблагополучия ребенка. Эти тенденции Л.С. Выготский в равной степени считал неправомерными и опасными. Единственно научный путь построения психологического диагноза Выготский видел в контексте этапов и закономерностей всего психического онтогенеза, в исследовании механизмов формирования установленных трудностей. В сферу психологического диагноза Выготский включил всю полноту процесса развития, подразумевая под этим, прежде всего позитивную характеристику психического развития ребенка, его качественного своеобразия на данной стадии, а также характеристику совокупности условий, его определяющих.

Для понимания специфики психологического диагноза сравним его с понятием медицинский диагноз. Основное в медицинском диагнозе – определение и классификация имеющихся проявлений заболевания, которые выявляются через их связь с типичными для данного синдрома патофизиологическими механизмами. В психологическом диагнозе, в отличие от медицинского, необходимо выявлять в каждом отдельном случае, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

Наиболее разработанными в современной психодиагностике считаются представления о клинико-психологическом диагнозе. А. Левицкий к основным задачам клинико-психологического диагноза относит:

Описание нарушений поведения, проявляющегося у обследуемого в его профессиональной, семейной жизни, общении с людьми, а также обнаруживающихся в ходе исследования;



Выяснение лежащих в их основе психических дисфункций в области мотивации и познавательных процессов;

Определение значения психологических механизмов в генезисе имеющихся нарушений, а именно: обусловлены нарушения ситуационными или личностными факторами; в какой степени расстройства личности детерминированы органическими факторами, а в какой – психологическими.

В настоящий момент термин «диагноз» чаще всего употребляется по отношению к результату диагностической деятельности. Психологический диагноз как результат деятельности представляет собой логическое заключение обследующего человека или группы людей о состоянии объекта психодиагностики. Подобное логическое заключение направлено на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, позволяет предсказать будущее состояние клиента в определенных условиях и сформулировать рекомендации по оказанию ему психологической помощи.

Постановка диагноза предполагает предварительное выделение набора признаков (симптомов). Между тем их знание не гарантирует правильности диагноза, поскольку однозначное соответствие между набором симптомов и соответствующими причинами встречаются редко.

Выделяют два типа диагноза:

1 – диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. В данном случае получаемые при диагностике данные об индивидуальных особенностях психики обследуемого соотносятся с нормой или каким-либо критерием.

2 – диагноз, позволяющий находить место испытуемого среди других людей по выраженности тех или иных качеств. Для этого требуется проведение сравнений получаемых при диагностике данных внутри обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени представленности тех или иных показателей, введения показателя высокого, среднего и низкого уровней развития изучаемых особенностей путем соотношения с критерием.

В зависимости от целей диагностической работы психологический диагноз может быть передан другому специалисту (учителю, врачу, социальному работнику, эксперту суда и т.д.), который сам принимает решение об его использовании в своей работе. Поставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции и передан родителям ребенка или самому обследуемому. Кроме того, на основе диагноза сам психолог может планировать проведение коррекционной работы, что и является основной составляющей деятельности практического психолога.

Среди качеств психологического диагноза различают правильность – адекватность, соответствие реальному состоянию обследуемого, а также конкретным условиям оказания психологической помощи. Другое качество психологического диагноза – своевременность – проявляется в его быстроте и оперативности, что особенно ценно в ситуации постановки диагноза во время консультации. Коммуникативная ценность диагноза – третье качество – характеризуется возможностью передачи психодиагностической информации заявителю, являющемуся как правило неспециалистом. Трудоемкость – качество, которое определяется уровнем профессиональной подготовки диагноста, наличием в его распоряжении психодиагностических средств и особенностями конкретного случая. Оптимальная для диагноста трудоемкость психологического диагноза отражает адекватность его собственных возможностей.

Психологический диагноз часто сопровождается ошибочными действиями. Причины диагностических ошибок связаны со сбором данным и их переработкой. К ошибкам, связанным со сбором информации относятся:

- ошибки наблюдения (наблюдение черт в искаженной качественной или количественной форме);

- ошибки регистрации (эмоциональная окрашенность записей в протоколе, свидетельствующая скорее об отношении психолога к обследуемому, нежели об особенностях его поведения);

- ошибки инструментальные (возникают вследствие неумения пользоваться аппаратурой, измерительной техникой и др.).

Основные ошибки в переработке, интерпретации данных:

- эффект «первичного впечатления» – ошибка, основанная на переоценке диагностического значения первичной информации;

- ошибка атрибуции – приписывание обследуемому черт, которых у него нет, или рассмотрение нестабильных черт в качестве стабильных;

- ошибки ложной причины – выдвигается и подтверждается ложная причина состояния объекта психодиагностики;

- познавательный радикализм – тенденция к переоценке значения рабочих гипотез и нежелание искать лучшие решения;

- познавательный консерватизм – предельно осторожная формулировка гипотез.