Высокий ум безумию сосед. Гении и безумие Чтобы войти, нужно открыть дверь

Высокий ум безумию сосед,

Границы твердой между ними нет.

Джон Драйден «Авессалом и Ахитофел»

Мы привели данные о том, что люди с диагнозом шизофрении обычно плохо выполняют целый ряд психологических тестов, в особенности те, которые требуют нового и гибкого подхода. Как это можно совместить с широко распространенным представлением о том, что существует тесная связь между безумием и гениальностью? Самым характерным свойством гения, в частности безумного гения, является новизна его вклада в искусство или науку. Но вид тестов, которые пациенты с шизофренией выполняют плохо, точно тот же, который требует минимальной степени творчества, например тест на спонтанную речь. Может быть, некоторые их проблемы с исполнением могут помогать творчеству? Возможно, особый вид творчества возникает из наблюдаемых связей, где никто из нас ничего не видит, или из ответов, которые мы подавляем, считая их неподходящими.

10. «Автопортрет. Медитация». Автор Чарльз Альтамонт Дойль (1832–1893). Дойль изобразил несколько странных фантазий и сцен ночных кошмаров, часто с изображением эльфов. Он выставил ряд акварелей и рисунков карандашом и тушью в Королевской шотландской академии. Дойль иллюстрировал книгу Джона Баньяна «Путешествие пилигримов», сделал несколько иллюстраций для «Лондон Сосайети» и юмористических книг. Его интерес к оккультизму был унаследован его сыном, писателем сэром Артуром Конан Дойлем. Это интроспективное исследование было выполнено после того, как эпилепсия и алкоголизм привели к помещению Чарльза Дойля в Королевское убежище для лунатиков Монтроз.


Существует много хорошо известных примеров творческих личностей, которые были безумны, - Винсент Ван Гог, Роберт Шуман, Фридрих Ницше, вот первые имена, которые приходят на память. Но очень трудно узнать, какие формы безумия могли быть у этих людей. В 1987 г. Ненси Андреасен обследовала 30 известных современных писателей и их родственников. У писателей уровень нарушений психики был выше, чем можно было ожидать, но это были главным образом аффективные расстройства с преобладанием биполярных расстройств, то есть перемежающиеся периоды эйфории (мания) и депрессии. Если говорить о любом проявлении нарушений настроения, то 80 % писателей страдали от приступов в те или иные моменты, но ни один из этой группы не страдал шизофренией.

Такие же результаты получил Арнольд М. Людвиг, обследовавший примерно 1000 человек, которые занимались целым рядом творческих профессий. Эти исследования можно критиковать на том основании, что творческий уровень участников был в пределах нормы, а не на уровне гения. Но этот критерий нельзя применить к Кей Джемисон, которая писала об известных британских и американских писателях и художниках, включая Байрона, Теннисона, Мелвилла, Уильяма и Генри Джеймсов, Кольриджа, Хемингуэя и Вирджинию Вульф. Она также пришла к выводу, что безумие у этих и многих других людей с высоким творческим потенциалом проявлялось в форме маниакально-депрессивного психоза, а не шизофрении.

Как мы уже отметили, различия между этими формами психоза являются в некоторой степени произвольными, поскольку независимые биологические маркеры еще только предстоит найти. Сейчас все сошлись на том, что существует некоторая связь между творчеством и безумием, но предположение о том, что безумием является маниакально-депрессивный психоз, а не шизофрения, нужно применять с осторожностью. В некоторых случаях аргумент становится опасно однолинейным. Мы слышали разговоры о том, что подозрение в шизофрении в случае Вирджинии Вульф (одним из симптомов у нее было то, что она слышала голоса) может быть отброшено, потому что шизофрения так редко встречается у пишущих авторов. Тем не менее есть несколько творчески одаренных людей, которые все-таки страдали шизофренией в ее современном определении. Сейчас хорошо известен случай Джона Неша по фильму «Прекрасное сознание». Его пионерские разработки в теории экономических игр дали ему Нобелевскую премию, но он явно страдал от параноидальной шизофрении. Однако у нас сложилось впечатление, что его работа была создана до начала болезни. Другой интересный случай - Ричард Дадд, может быть, самый талантливый английский художник своего поколения. После посещения Святой Земли в 1842 г. он стал страдать от бреда преследования. Он рассказал, что он слышит голоса, и убедился, что божественные силы призывают его биться с дьяволом, который может принимать любую форму, какую пожелает. В 1843 г., в возрасте 26 лет, Дадд убил своего отца, считая, что убил дьявола, принявшего облик его отца. Он провел остаток жизни в убежище для лунатиков-преступников, сначала в больнице Бетлем, потом в Бродморе. Он продолжал в тюрьме писать картины, и создал там свои лучшие работы, включая картину «Мастерский удар Феллера», находящуюся в постоянной коллекции галереи Тейт. Это технически блестящая работа, которую спасает от викторианской сентиментальности исключительная сверхъестественность. Симптомы болезни говорят нам о диагнозе шизофрении, и кажется неразумным отклонять этот диагноз только на том основании, что автор продолжал делать хорошие работы после начала заболевания.

Поэзия - спонтанный поток сильных чувств; она ведет

Свое происхождение от эмоций, собранных в покое.

Ульям Водсворт

Ключевым различием между маниакально-депрессивным психозом и шизофренией является то, что периоды эйфории и депрессии перемежаются периодом нормального состояния. Большинство пациентов с шизофренией никогда не возвращаются к нормальному уровню функционирования после первого эпизода. Причиной этого может быть видимое отсутствие творческого начала у людей с шизофренией. Ненси Андреасен сообщает, что большинство писателей, которых она обследовала, писали, когда их настроение было в норме, и не писали, когда оно было повышено или понижено. Наверное, это было так у Вирджинии Вульф. Она совершенно не могла писать, когда ей было плохо, но была убеждена, что идеи для своих книг приходили к ней в периоды мании. Большинство людей с диагнозом шизофрении никогда не возвращаются к нормальному уровню, при котором возможно работать над любыми творческими идеями, возникшими из их опыта психоза. Другими словами, если возможно, что отдельные положительные свойства шизофрении могут приводить к творческим идеям, отрицательные свойства, отсутствие воли и бедность действий, которые так часто распространяются, несовместимы с сосредоточенным поиском, необходимым для превращения творческой идеи в постоянный труд в области искусства.

11. «Эскиз идеи безумной Джейн». Автор Ричард Дадд, больница Бетлем, Лондон, б сентября 1855 г. Ричард Дадд (1817–1886) был одним из самых талантливых английских художников его поколения. Однако в 1843 г. он убил отца, считая, что тот был дьяволом, и провел остаток жизни в учреждениях для душевнобольных. Он продолжал писать картины и создал в этих условиях некоторые из своих лучших работ.


Если болезнь шизофрения не дает проявиться творческим идеям, связанным с психозом, то мы можем ожидать, что найдем больше творческого начала у тех, у кого имеются мягкие проявления шизофрении, но никогда не было полного исчезновения функций. Мы можем ожидать, что найдем таких людей среди родственников больных шизофренией. Эта идея получила стимул к развитию от известного анекдота о встрече Джеймса Джойса и Карла Юнга. Дочь Джойса Люсия получила диагноз гебефренической шизофрении в возрасте 25 лет. Через два года в отчаянии Джойс привез ее в клинику Юнга в Цюрихе, «несмотря на то, что Юнг плохо отозвался об Улиссе». Джойс считал, что Люсия имеет творческий потенциал, как и он сам. Юнг сделал заключение, что отец и дочь - как два человека, которые опускаются на дно моря. «Один падает, другой ныряет». Другими словами, Джойс мог управлять своими необычными идеями и творчески их использовать. Люсия не могла управлять своими идеями, они не могли быть использованы. Люсия провела всю жизнь в различных больницах для душевнобольных и вне их. Она умерла в больнице Сент-Эндрю в Нортгемптоне.

Существует также несколько эмпирических исследований, целью которых было показать, что родственники больных шизофренией обладают более значительными творческими возможностями, чем другие люди. Наиболее интенсивно эта взаимосвязь изучалась в Исландии, где имеются хорошие записи, доступные для идентификации родственников пациентов, которые находились в больнице с психозами. В 2001 г. Карлссон сообщил, что здоровые родственники таких пациентов превосходили других людей в сочинении прозы и поэзии, успехах в учебе в возрасте 20 лет и в математике. Эти наблюдения относились и к шизофрении, и к аффективным расстройствам. Интересно отметить в этом контексте, что автором одного из лучших и наиболее информативных романов об опыте шизофрении, «Ангелы Пространства», является исландский поэт Эйнар Мар Гудмундссон. Книга основана на жизни его брата-шизофреника.

Вероятно, есть нечто верное в романтической идее о том, что существует связь между гением и безумием. Для очень небольшого количества людей психотические идеи, отраженные в спокойном состоянии, могут стать основой для многих творческих работ. Но большинство людей с шизофренией мало что могут получить от своего опыта психоза. У них имеются постоянные проблемы с интеллектом, а «исполнительная» система высокого уровня ставит трагические пределы тому, чего они могут достичь.


| |

Высокий ум безумию сосед.
Границы твёрдой между ними нет.

Джон Драйден

Ван Гог считал себя одержимым бесом. У Гофмана была мания преследования и галлюцинации. Гоббс боялся оставаться в темной комнате, там ему мерещились привидения. Гончаров был ипохондриком, Врубель и Хармс лечились в психиатрических клиниках, Достоевский страдал эпилепсией и болезненной страстью к азартным играм, у Мандельштама был тяжёлый невроз и попытки суицида. К гениальным безумцам относят Моцарта, Шумана, Бетховена и Генделя. У Рафаэля было видение (говоря медицинским языком - галлюцинация) образа Мадонны, который он и воплотил в своих произведениях. Галлюцинации переживали Крамской во время работы над картиной «Христос на распутье», Державин во время написания оды «Бог». Мопассан иногда видел у себя в доме своего двойника. У Глинки было нервное расстройство, доходящее до галлюцинаций. Список знаменитых творческих личностей, страдающих психическими заболеваниями, можно продолжить до бесконечности.

"Не существует гения без примеси сумасшествия", - сказал Аристотель. Древнегреческий драматург Эврипид (480-406 до н.э.) отмечал тесную связь между такими состояниями, как опьянение, безумие и экстаз художника. Подобной же мысли придерживался и Демокрит (460-370 до н.э.): "Без безумия не может быть ни один великий поэт". Из более близких нам писателей Паскаль говорил, что величайшая гениальность граничит с полнейшим сумасшествием.

Некоторые языки имеют одинаковые слова как для обозначения психического расстройства, так и высокой творческой способности: древнегреческое "мания" [1 ], древнееврейское "нави", санскритское "ниграта" означали и "безумие", и "пророчество". В древнеисландском языке одним словом обозначали и понятие "бешеный", и "дух, поэзия". На украинском языке "сумасшедший" звучит как "божевiльний". То есть сумасшедший - это одержимый Божьей волей. Согласно древним текстам, "тело сумасшедших находится на земле, разум же их удерживается Божеством на небе и возвращается к ним только в тех случаях, когда они должны говорить, поэтому каждое их слово считается откровением".

Платон (427-347 до н.э.) утверждал, что "бред не есть болезнь, а, напротив, величайшее из благ, даруемых нам богами; под влиянием бреда дельфийские и додонские прорицательницы оказали тысячи услуг гражданам Греции, тогда как в обыкновенном состоянии они приносили мало пользы или же совсем оказывались бесполезными. Много раз случалось, что когда боги посылали народам эпидемии, то кто-нибудь из смертных впадал в священный бред и, делаясь под влиянием его пророком, указывал лекарство против этих болезней". Фридрих Ницше (1844-1900) в своей книге "Человеческое, слишком человеческое" (1878 г.) пишет, имея в виду гениев, "...придаток полубезумия всегда хорошо помогал им", так как "безумные идеи часто имеют значение целебных ядов".

Специфичность художественного творчества, согласно Платону, выражается в "одержимости" поэта. В диалоге "Ион" Сократу приписываются следующие слова: "Все хорошие эпические поэты слагают свои прекрасные поэмы не благодаря искусству, а лишь в состоянии вдохновения и одержимости". Платон неоднократно возвращается к утверждению, что поэт творит только тогда, когда его рассудок отступает на второй план и им овладевает божественное исступление. Наиболее конкретно эта мысль выражена в диалоге "Федр": "Третий вид одержимости и неистовства - от Муз... Кто же без неистовства, посланного Музами, подходит к порогу творчества в уверенности, что он благодаря лишь искусству станет изрядным поэтом, тот ещё далёк от совершенства: творения здравомыслящих затмятся творениями неистовых".

У Шекспира (1564-1616) встречаем следующее наблюдение:

"Поэта взор в возвышенном безумье
Блуждает между небом и землёй".
("Сон в летнюю ночь", V, l).

Склонность к шизофрении (приобретённая или наследственная) проявлялась у гениев, которые сделали выдающиеся вклады в развитие математики и естествознания. Среди них Исаак Ньютон, пионер высшей математики, Альберт Эйнштейн, автор теории относительности, Фрэнсис Крик, один из первооткрывателей спирали ДНК. Шизофрения преследовала и Джона Нэша, получившего в 1994 году Нобелевскую премию за исследования теории игр, чья болезнь отображена в книге «Игры разума» С. Назара и одноименном фильме Г. Ховарда.

Обычно ставят знак равенства между сумасшествием и глупостью, но это совсем не так. Сумасшествие, которое имеет в виду Аристотель, представляет собой иное восприятие действительности. Например, некогда все считали, что Солнце вращается вокруг Земли, а Коперник, наперекор всеобщему мнению, считал по-иному. Кем он был в глазах простых людей? - Сумасшедшим. - Разве женщина выйдет замуж за сумасщедшего? - Нет. - Подобно сумасшедшим, гениальные люди на всю жизнь остаются одинокими. Гений или бездетен, или его дети - более, чем не гении… Микеланджело постоянно твердил, что его искусство заменяет ему жену. И хотя "Гете, Гейне, Байрон, Челлини, Наполеон, Ньютон и не говорили этого, но своими поступками доказывали еще нечто худшее" - пишет Чезаре Ломброзо.

У гениев единственная путеводная звезда - их великая идея, которая составляет их счастье в земном мире, которая владеет ими всецело. Чтобы претворить в жизнь свои идеи, они не жалеют своих сил и трудятся не покладая рук, создавая великие шедевры, не останавливаясь ни перед какими сложностями. Можно сказать, что гениальность - это умение так сконцентрироваться-сфокусироваться на решении какой-то одной проблемы, что теряется и забывается всё вокруг . Бетховен и Ньютон, принявшись - один за музыкальные композиции, а другой за решение задач, до такой степени становились нечувствительными к голоду, что бранили слуг, когда те приносили им кушанья, уверяя, что они уже пообедали.

Для обычных людей этот мир является единственным, который они знают. Для гения же (или безумца) тот же самый мир с самого начала является чуждым, "неудобным", и именно в силу этого он, как никто другой, всё ставит под вопрос. Понятное дело, что репрессивные политические режимы не желают терпеть "инакомыслящих", задающих "неудобные вопросы", и для их изоляции от общества специально придумана лженаука - психиатрия. В "дурдомах" держат людей за решёткой не для того, чтобы их вылечить, а для того, чтобы изолировать от общества. Сколько гениев там закончили свои дни - одному Богу известно.

В век competitions win cash хронического стресса мы обречены следить за психическим здоровьем

Консультирует врач-психотерапевт, can i get a personal loan in a day доктор медицинских наук Радик Масагутов. Задать вопрос и записаться на очный прием можно по телефону 8-917-4040939.

Хорошо известно, что в нашей fast return tax стране психическая заболеваемость растет угрожающими темпами. Каждый третий российский гражданин страдает депрессией, каждый четвертый живет в состоянии избыточной тревоги. Половина школьников курит, треть студентов не может жить без пива… Тем не менее, все по-прежнему боятся визитов к психотерапевту или психиатру. В чем причина такого страха и как его преодолеть?

По данным Всемирной организации здравоохранения, на планете насчитывается 450 миллионов человек, страдающих психическими и поведенческими расстройствами. При этом лишь 5 процентов страдают тяжелыми психическими нарушениями - психозами или слабоумием. Остальные пациенты с так называемыми «пограничными» заболеваниями - неврозами, расстройствами эмоциональной сферы и поведения, стрессовыми состояниями и так далее. В США две трети населения принимает психотропные препараты, прежде всего антидепрессанты и транквилизаторы. Знаменитые киноактеры и музыканты с гордостью сообщают о том, что они прошли курс лечения у психоаналитика или психиатра. Увы, в нашей стране визит к психиатру обычно ассоциируется с чем-то постыдным. Психиатрическую больницу называют не иначе как «психушка» или «дурдом», душевное заболевание характеризуется как «крыша поехала», а больной становится «шизиком» или «чокнутым». Душевнобольного либо опасаются, либо презирают. В основе такой стигматизации (stigma - клеймо) и психофобии лежат старые мифы, сложившиеся очень давно, когда еще не было эффективных методов лечения. Давайте попробуем в них разобраться. Миф первый: психически больной опасен для окружающих. На самом деле, статистика показывает, что склонность к насилию и преступное поведение среди психически больных не выше, чем среди остальных групп населения. Миф второй: психически больной глуп и всегда неадекватен. Это не так, даже если речь идет о тяжелом психозе. В состоянии ремиссии (ослабление болезненных симптомов) такой types of loan больной может быть абсолютно нормальным, талантливым и даже гениальным. Достаточно вспомнить Ван Гога, Врубеля, Эдгара По, Гоголя, Шумана, Ньютона и многих других великих художников, писателей, философов и ученых. Как писал соотечественник Шекспира поэт Джон Драйден: «Высокий ум безумию сосед - границы твердой между ними нет». Миф третий: психиатры издеваются над пациентами - пытают электрошоком и нейролептиками, кодируют гипнозом, от чего, якобы, «действительно сходишь с ума». Этот миф можно объяснить следующими обстоятельствами: во-первых, публикациями и фильмами на эту тему, не соответствующими действительности из-за явного обмана или искреннего заблуждения авторов. Обман связан с желанием журналиста или режиссера как можно сильнее шокировать читателя (зрителя). Заблуждение объясняется слабым осознанием того факта, что психиатрия - прежде всего область медицины, а не просто «игры с разумом». Ведь никому не придет в голову осуждать хирурга, который ампутировал ногу, чтобы гангрена не убила человека. В психиатрии, например, электросудорожная терапия (ЭСТ) всегда применялась исключительно в лечебных целях. Более того, она не раз спасала жизнь, избавляя больных тяжелой депрессией от навязчивой идеи самоубийства. Кстати, в нашей республике ЭСТ не применяется уже в течение нескольких лет, в том числе благодаря появлению современных нейролептиков и антидепрессантов, практически не имеющих побочных эффектов. Наконец, права больных теперь надежно защищены специально принятым в 1992 году Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Разумеется, как и вся наша медицина (да и жизнь тоже!), психиатрия далека от совершенства. Например, очень дороги современные лекарства, в палатах - скученность, врачи издерганы из-за нищенской зарплаты… Но, тем не менее, не надо бояться психиатров! В век хронического стресса мы просто обречены внимательно следить за своим психическим здоровьем. Лучше это делать при помощи специалистов - психолога (в неклинических случаях), психотерапевта (при пограничных заболеваниях), психиатра (при тяжелых психозах). Иногда (в легких случаях) может помочь обращение к священнику, мулле. Следует категорически избегать всевозможных колдунов, экстрасенсов, магов, биоэнерготерапевтов, замаскированных под народных целителей. Слишком много потом осложнений от их неграмотных, а порой смертельно опасных манипуляций.

"Высокий ум безумию сосед.
Границы твердой между ними нет.
Джон Драйден (английский поэт и драматург)"

Безумство храбрых рождает героев...


...или самоубийц.

Безумство веры рождает пророков.

Или террористов.

Безумство страсти рождает великих любовников.

Или убийц.

Безумство разума (сон разума) рождает блаженных

Или чудовищ.

Безумство воображения рождает гениев.

Или сумасшедших.

Или сумасшедших гениев.

Это хождение по острию бритвы. Вообще, нормальна ли гениальность? Ломброзо считал гениальных людей почти ничем не отличающимися от помешанных («Гениальность и помешательство»). Сегодня принято говорить о «девиантном поведении» в жизни гениев. Можем ли мы, обыватели, судить о «нормальности» Дали, если он сам о себе говорил.

"Искусством я выправляю себя и заражаю нормальных людей."

"Я всегда видел то, чего другие не видели; а того, что видели другие, я не видел."

"Я высокомерен и многообразно порочен. Я - пособник анархии. Если уж я беру, то всегда перебираю. Все у меня переменчиво и все неизменно."

Интересен в этом смысле современный румынский художник Адриан Борда, работы которого я случайно увидела в Интернете и заинтересовалась.

Он родился в 1978 году в Румынии, выставлялся на родине и в частных коллекциях некоторых стран. Считает себя сюрреалистом, в некоторых его картинах просвечивает влияние Дали.

Так отличается ли мозг и душа гения от мозга и души обычного обывателя. Не будем говорить о душе, а вот долгое время считали, да и сейчас этого не отрицают, что мозг гения тяжелее, чем у обычных людей. Правда некий современный российский профессор Сергей Савельев полагает это условие необходимым, но недостаточным, он говорит: «Если бы было можно разобрать на «винтики», к примеру, мозг Леонардо да Винчи, то ученые увидели бы в нем массу необыкновенного."

Например, у него должно быть особым (в 2-3 раза бОльшим) зрительное поле.. Столь же крупными должны быть центры мозга, ответственные за ассоциации, чувственные ощущения и за быстроту передачи сигналов от сетчатки к коре мозга. А для того чтобы ловко управляться с кистью, требуется особое развитие сенсомоторных центров мозга. Шансы одновременного появления всего этого комплекса структур в одном мозге крайне малы.
(«Изменчивость и гениальность»).
До сих пор ученые спорят, является ли гений высшим проявлением человека, каким он (человек) природой задуман, или гений – это форма психо- и всякой прочей патологии.

«…Известную долю биографии великих людей должны написать их врачи» (Стендаль).

То, что одаренность сродни помешательству, заметили еще древние. «Mania» у греков – это и пророческий дар, и поэтическое вдохновение, и психическое заболевание.

«В сущности своей художник – это интровертированный, которому недалеко до невроза» (З. Фрейд)

Где та грань, за которой безусловное добро превращается в несомненное зло? Что стоит на пути этого превращения? Может быть, мораль? Но ведь это всего лишь некий неписанный свод законов поведения в обществе, для разных обществ он разный. Значит, эти законы обусловлены местом, временем, обстоятельствами, в таком случае они не могут быть универсальными. Скажете, что все эти законы морали уже давно сформулированы в Заповедях?

Возможно, но веками люди грешили и каялись, грешили и каялись. Сколько художников изображали грехи человеческие, сколько романов написано о них. Позволено ли, простительно ли гениям выходить за рамки человеческой морали или их может судить только высший суд?

Об этом спорили веками и продолжают спорить до сих пор, а мы имеем возможность и счастье наслаждаться их шедеврами, оставляя за рамками нашей памяти их дела и поведение в прошлой мирской жизни.

Мысль о том, что гениальность - это безумие, очень старая, ее высказывал еще Платон. Люди, обладающие этими качествами – безумием или гениальностью – иначе видят мир и иначе ставят свои цели, чем озадачивают обычных граждан творениями своего ума. Граждане ищут объяснений в рамках привычных представлений о реальности и не догадываются, что безумные посылы в теориях гениев происходят не из мира сего.

Вопрос о близости невроза безумия с гениальностью довольно активно обсуждается в современной западной психологии. По мнению Ланге Эйхбаума, девять десятых всех гениев ненормальные; едва ли не все гении - психопаты. По мнению Дж. Карлсона, ген шизофрении был и у Эйнштейна, у сына которого врачи констатировали шизофрению. Следовательно, Эйнштейн был носителем такого гена, что, несомненно, влияло на умственный и душевный строй этого гения, хотя и не вызвало заболевания.

Американский исследователь безумия приводит целые списки гениев, страдавших душевными болезнями (Декарт, Паскаль, Ньютон, Фарадей, Дарвин; философы - Платон, Кант, Шопенгауэр, Эмерсон, Спенсер, Ницше, Джеймс и другие).

Что бы Вы ответили на утверждение о том, что скорость света в направлении движения Земли, сложенная со скоростью последней, равна просто скорости света; и что скорость света в обратном направлении за вычетом скорости движения Земли тоже равна все той же скорости света? Ну да, и я думаю точно также. Но физики-теоретики в изрядной своей части поддерживают такой безумный тезис, а придумал его гениальный Эйнштейн. Впрочем, до и после Эйнштейна были и другие гениальные физики и философы, видевшие мир в подобном безумном ключе. Точнее сказать, их зачастую не заботила наша низменная реальность, а стояла задача построения теории не опирающуюся в исходных положениях на реальность, но, тем не менее, позволяющую некоторые явления реальности предсказать.

Озадачившись устойчивостью факта существованием подобных феноменов – по части теорий, ничего не объясняющих в реальном мире, но позволяющие в нем что-то предсказать, – я решил обратиться за помощью в интернет. Но начал с феномена "гений и безумие". Вот какие ответы я нашел по адресу:

http://otvet.mail.ru/question/24040570

"Андрей Шулятьев Гуру

Что есть гений? Это отклонение от среднего развития человека. А что есть сумасшедший? Это отклонение от среднего развития человека. Что есть нормальный человек? Это среднестатистический человек, то есть ни-то ни се. Является ли гений средним человеком? нет! Является ли гений сумасшедшим- безусловно! Поэтому гениальные мысли есть ничто иное как [безумие] бред сумасшедшего! Так же бред сумасшедшего вполне может быть гениальным!

СНГ Просветленный

Не надо грязи! У сумасшедшего – бред [безумие]! У гения - гениальные творения и мысли! Надо самому быть сумасшедшим, чтобы принять чужой бред [безумие] за гениальность, тем более, что у каждого придурка есть свой собственный бред...

Андрей Шулятьев Гуру

По вашему Леонардо Да Винчи был гением? А вот современники считали его сумасшедшим!

Сальвадор Дали – безусловно гений, мог появится перед ожидающим его 2 часа дипломатом в голом виде на метле? А это было! Между гением и сумасшедшим почти нет грани, по сути гениальность вытекает из сумасшествия [безумия]! И сегодняшний бред может завтра оказаться действительностью!

СНГ Просветленный

Само понятие "БРЕД СУМАШЕДШЕГО", это клиника, а не философия. Впрочем в жизни все это зависит от наблюдателя, тут я с Вами согласен!"

Последняя фраза показалась мне гениальной. Ведь и Эйнштейн утверждал, например, что одновременные события могут быть и не одновременными разом. Да нет же, дело совсем не в том, что одновременные для одного наблюдателя события могут казаться неодновременными для другого наблюдателя, а в том что они в зависимости от наблюдателя могут быть реально одновременны и не одновременны. Это допущение из мира безумия перекочевало в математическую часть специальной теории относительности – СТО.

Богоподобная сущность, гений, сумасшедший (безумец)

http://monada.info/раздел-3-человек/38-богоподобная-сущность-гений-сумасшедший-безумец

«Высокий ум безумию сосед

Границы твердой между ними нет»

Джон Драйден (1631-1700)

Мистическая часть исследования – это не для моего ума, а я постарался отфильтровать из него то, что ближе к факту:

"Термин «богоподобная сущность» встречается в этом материальном мире редко, чаще используется его менее значимый эквивалент – термин «гений». Платон недаром считал любое творчество – «бредом, даруемым Богом». Термин «богоподобный» относится к тем, кто не может жить без творения ни дня, ни даже ночи. Есть определение различия между талантом и гением – «талант попадает в цель, в которую никто не может попасть, гений – в цель, которую никто кроме него не видит».

Связь между безумием и гениальностью обнаруживалась во все времена, в древнейших языках планеты одни и те же слова означали и высокую творческую способность и психическое расстройство, санскритское «ниграта», древнееврейское «нави» означали одновременно и «пророчество» и «безумие».

Обычно принято считать отличительным признаком гения одаренность. Но какой смысл вкладывается в слово одаренность? Если в это понятие входит нестандартность мышления, отличительность, особенность, уникальность, то с этим можно согласиться. Но интересно то, что и безумие характеризуется этими же отклонениями от нормы. Самым значительным трудом, подтверждающим связь между гениальностью и безумием, стала работа итальянского невропатолога Чезаре Ломброзо «Гений и помешательство», который собрал массу фактов всевозможных отклонений, в том числе и сексуальных, в поведении великих людей.

Ламброзо в своей работе, как бы замыкает круг, доказывая взаимосвязанность гениальности и безумия, при этом не вдаваясь в анализ того, что является причиной, а что следствием.

Г.В. Сегалин (врач-психиатр) рассматривал гениальную личность как симбиоз двух скрещивающихся наследственных компонентов потенциальной одаренности и психопатической [безумной] компоненты".

Ну ладно, с гением и безумством мы вроде бы немного разобрались. Возможно, часть из них – это люди с некоторыми отклонениями в психике и в мозгах, позволяющих им видеть сей мир некоторым специфическим или, проще говоря, нереальным образом. Впрочем, оговорюсь, я не уверен, что Эйнштейна можно отнести к таким безнадежно "отклоненным". Хотя вполне возможно, что изрядную часть своей жизни он таким и был. То есть, интуиция подсказывает мне, что совершенно не по случайности он показал человечеству на фотографии свой высунутый язык, а это был четкий сигнал здравомыслящей части человечества, что он, Эйнштейн, не умалишенный.

Но дело ведь не только в собственно Эйнштейне – его гениальности или безумии. Остается первая часть исходного вопроса: почему же столь многие из физиков говорят, что теория относительности справедлива и безгрешна, несмотря на всю парадоксальность "постулатов" СТО. Как могло так получиться, что вроде бы трезвые и даже здравомыслящие люди могут подобное утверждать, в том числе порой даже совершенно искренне утверждать? Ответ я нашел в рассказе Вольфа Мессинга о голубях в голове.

Дело в том, что у одного вполне здорового и трезвомыслящего польского графа – не гения и не безумца – обнаружилась одна странная с точки зрения посторонних наблюдателей особенность. Ему представилось, что в его голове свили себе гнездо обыкновенные голуби, сизари. Обращались к врачам, но безуспешно, и тогда обратились Мессингу.

Тот не стал, подобно прочим, убеждать графа, обращаясь к его здравому смыслу, что в голове голуби жить не могут. Наоборот:

"– Да, граф, – сказал я, – вы правы. У вас в голове – голубиное гнездо. И преогромное. Целая голубятня!

– А разве я сомневаюсь в этом? И день и ночь крыльями хлопают. .. А тут как-то к ним кошка забралась! Вот переполох был. Я думал, у меня голова лопнет. ..

– Могу выгнать ваших ненормальных жильцов, и притом так, что они не вернутся.

– Буду весьма обязан..."

Короче, графу завязали глаза и застрелили несколько голубей, якобы вылетевших из его головы. Потом позволили ему снять с лица повязку и открыть глаза.

Граф собственноручно закопал трупики несчастных голубей. И голова у него оставалась "чистой" в течение нескольких лет, пока суть происходившего не раскрыл ему один близкий знакомый, полагая, что граф уже окончательно излечился. Но тот, узнав истину, с криком схватился за голову. .. Голуби с тех пор "жили" в ней до самой его смерти. В этой второй стадии средств вторично излечить его уже не было.

Так вот, если кто-то без тени сомнения поведает Вам о "кристально ясных", чистых, безгрешных и несомненных идеях специальной теории относительности, Вы с ним не спорьте. Он во второй, неизлечимой, стадии и у него голуби в голове. А я на этом пока заканчиваю свой небольшой экскурс по теме безумия и гениальности.