Почему ребенок не ложится спать. Почему ребенок после полугода не хочет спать ночью? Анализ причины сбоя режима сна у ребенка

Сегодня поговорим о том, как уложить ребенка спать в более старшем возрасте. Возможно, он уже ходит в детский сад, но проблемы засыпания все равно остаются.

— Что делать, если ребенок не хочет спать? Ну, никак не засыпает!

А что делаете вы, когда не хотите спать или не можете заснуть? Есть два варианта: либо вы продолжаете бодрствовать, чем-то активно заниматься, пока естественная усталость не возьмет свое, либо создаете себе условия для засыпания.

Но прежде анализируете ситуацию: «Что мне мешает уснуть? Как исправить? Может, душно? Может, шумно? Может, жестко? Может, жарко? Может, мысли мешают?».

Засыпание: как помочь ребенку

В случае с ребенком нужно задаться теми же вопросами. И устранить причину.

  1. Слишком короткое время бодрствования, предшествующее ночному сну. Например, ребенок поздно встал после дневного сна. Тогда логично время ночного сна немного сдвинуть. Определенного режима дня, конечно, придерживаться нужно, но не следуйте ему фанатично. Не стоит держать в кровати ребенка, который по известным вам причинам совсем не хочет спать. В том, что ребенок уснет на час позже, никакого криминала нет. Важнее, чтобы он уснул с удовольствием.
  2. Трудность в переключении от активной деятельности ко сну. Если ребенка, который скачет по комнате на мяче, с этого мяча снять и поместить в кровать, то ребенок будет скакать и там. Это примерно как выдернуть взрослого с важных переговоров и сказать: «Спи!». Нет ведь, не уснет. Будет прокручивать в голове аргументы оппонентов и просчитывать последствия сорванных переговоров.

То, что пора спать, — это понятно взрослому, а ребенку непонятно. Для ребенка фраза «Пора спать!» — полная неожиданность. А неожиданность — это стресс: не успел, не закончил. Дайте ребенку возможность закончить игру. Предупредите заранее, что скоро спать. Учите ребенка заканчивать игру, проигрывая сюжет вместе с ним: «Машинки уехали в гараж», «Куклы ушли спать». Заранее переключите ребенка с активных игр на спокойные, так как от спокойных игр переход ко сну легче. Продумайте ритуал засыпания — привычную последовательность действий, которая будет настраивать на сон.

  1. Наличие внешнего раздражителя, мешающего засыпанию (свет, звук). Постараться убрать раздражитель или уменьшить его воздействие.
  2. Раздражитель внутри — навязчивая мысль, страх, сомнение. Поговорите с ребенком на эту тему. Просто задайте какой-нибудь вопрос, а потом внимательно слушайте. Малыш сам расскажет, что его беспокоит.
  3. Физический дискомфорт (новая подушка непривычной высоты, колючая пижама, жарко, душно). Выход самый простой — создать комфортные условия.

Правда, уставший ребенок способен заснуть, сидя на пороге в верхней одежде или на коврике возле дивана, свернувшись калачиком поверх деталей Лего, или даже с ложкой в руке над тарелкой супа... Если ребенок не хочет спать, может, ему не хватает физической активности?

  1. Стрессовая ситуация, новые условия (приходится засыпать в новом месте, в доме присутствуют новые для ребенка люди, не выполнен привычный ритуал засыпания). Такое бывает в путешествиях. Дайте ребенку время, чтобы адаптироваться, привыкнуть к непривычной для него ситуации. Пусть освоится на новом месте, пообщается с незнакомыми прежде людьми, поисследует все, что представляет для него интерес, убедится в безопасности. А потом постарайтесь соблюсти ритуал засыпания — если не весь, то хотя бы некоторые элементы.
  2. Напряжение, перевозбуждение. Умойте ребенка. Сделайте расслабляющий массаж. Можно при этом что-то тихо приговаривать. Спокойная, размеренная, монотонная речь действует успокаивающе. Почитайте книгу сказок. В любом народном фольклоре есть «усыпляющие» произведения.
  3. У ребенка сформирована негативная установка на сон, и он «включает» сопротивление. Чтобы улизнуть из кровати, ребенок может придумать тысячу и одну причину. Он может активно саботировать просьбу идти спать или манипулировать вами. Про подобное поведение шутники говорят: «При слове „спать“ на ребенка нападают жажда, голод и запор...»

В этом случае сделайте так, чтобы кровать вызывала у ребенка только положительные эмоции. Придумайте вместе с ним, как ее украсить, выберите вместе постельное белье, желательно с рисунком, навевающим сон (у меня есть детское белье со спящими медвежатами в пижамах, с совами на фоне звездного неба — расцветки темные, сдержанные). Пусть в кровати будет «сонная» игрушка , которая уже соскучилась и зовет малыша присоединиться.

При достаточной дневной активности, при спокойных играх перед сном, при соблюдении ритуала перехода ко сну и положительном отношении к месту сна ребенок легко засыпает. Не заставляйте его спать. Создавайте условия для засыпания.

Как уложить ребенка спать: 3 приема

«Моему сыну три года, и укладываемся мы иной раз вечером по полтора часа. Я пробовала не укладывать его, и в итоге он мог просидеть до двух ночи. Пробовала не укладывать днем, но тогда он сам отключался в четыре часа, потом просыпался в семь, и „да здравствует веселая ночка“... О самостоятельном засыпании и не мечтаю, в моем бы присутствии засыпал...»

Бывает, заснуть мешает повышенная нервная возбудимость. Когда я работала воспитателем в детском саду, мне встречались такие дети. То есть в каждой группе были такие, кто спокойно ложился и засыпал, и такие, к кому требовался особый подход. Некоторые дети даже лежать спокойно не могут: теребят одеяло, чешутся, ковыряют в носу, накручивают волосы на палец, дергают брови.

Я садилась на стульчик рядом с кроваткой. Одной рукой мягко фиксировала ноги малыша, положив руку на бедро, вторую руку клала на плечико. Далее делала очень легкие покачивающие движения. Это элемент из телесно ориентированной терапии, позволяющий быстро снизить тонус напряженных мышц, оказывающий расслабляющее действие на нервную систему.

Кроме этого я использую технику подстройки дыхания . У возбужденного ребенка дыхание частое и поверхностное. У спящего — равномерное, глубокое. Значит, чтобы ребенок уснул, нужно перевести его дыхание в другой режим.

Удерживая свои руки на теле ребенка, я присоединяюсь к его дыханию, некоторое время дышу, как он, — наши вдохи и выдохи совпадают. Через некоторое время я начинаю дышать более глубоко и медленно, так, как дышит человек в состоянии расслабления. Дыхание у ребенка тоже становилось более глубоким.

Эту технику можно применять одновременно к двум детям (у меня же две руки). То есть я ставлю стульчик между кроватками, правую руку кладу на плечико одного ребенка, а левую — на плечико второго. Потом начинаю тихонько раскачиваться вперед и назад, в такт своему дыханию. Колебательные движения передаются детям. Вскоре наступает мышечное расслабление, дыхание замедляется, и малыши засыпают. Требуется для этого от трех до пяти минут. Максимум десять.

Еще один прием, после которого у меня мгновенно засыпала половина группы, — чтение сказки . Но читать нужно не артистично, с выражением, а мелодично, даже монотонно, постепенно замедляя темп речи. Предложения надо произносить протяжно, на выдохе, а затем делать паузу для плавного вдоха, это приводит к тому, что у слушателей дыхание замедляется.

Еще я бессовестно нарушала оригинальный текст, вставляя в него фразы про расслабление, отдых, сон: «И подумал тогда медведь (вдох, после чего плавно, на выдохе произносится следующая фраза), сяду-ка я на пенек (вдох), съем пирожок (вдох), лягу на травку (вдох), подремлю чуток (вдох). А Маша ему из короба (вдох): «Поспи чуток (вдох), но не ешь пирожок...»

У Маршака есть замечательное «засыпательное» стихотворение: «Сказка о глупом мышонке». И ритм подходящий, и часто повторяющаяся фраза про сон. Главное, не начать читать с выражением, имитируя ржание лошадей и хрюканье свиней; читать это стихотворение нужно «трансовым» голосом, с паузами, покачиваясь, а если знаете его наизусть, то и с закрытыми глазами. (Тут бы не уснуть раньше ребенка.)

Описанные приемы очень эффективны, но обратите внимание: прежде чем применять их, нужно самому быть спокойным и расслабленным. Самое сложное для мам, после того как дети уснули, соскребать себя со стульчика, выводить из сонного транса и бодренько идти делать свои взрослые дела, завидуя спящим детям...

И еще один важный момент. К вопросу перехода ко сну нельзя подходить механистически. Даже тем детям, которые в принципе неплохо засыпают, иногда требуется помощь. Наблюдательные родители способны уловить настроение ребенка и понять, может ли он сам заснуть или ему нужно помочь снять дневное напряжение: посидеть рядом, погладить спинку, потеребить волосы, покачать.

Купить эту книгу

Обсуждение

Интересно, а если не получается снять напряжение дня никакими сказками, почесушками и покачиваниями?! У нас дочь может полтора часа лежать, балдеть, но не засыпать. 5 лет. Как быть в таком случае?! При этом я точно знаю, что она устаёт на занятиях по хореографии. Днём спит всего час-полтора. Потом я её бужу...

27.09.2018 00:51:49, Kotechka

У нас один закон: перед сном никаких игр, потому что потом перевозбуждается и не может уснуть

Комментировать статью "Ребенок не хочет спать: 8 причин. Сон ребенка 3 лет и старше"

но, НАМ больше хочется спать с ребенком (поначалу) попробуйте не согласится:) сама такая а потом уже и не хочется, а ре привык и Ребенок не хочет спать: 8 причин. Сон ребенка 3 лет и старше. Легко ли уложить спать ребёнка? Как у кого – не знаю, а у нас с засыпанием вечно...

Обсуждение

Как мамашка 2 долгозасыпающихся товарищей, скажу, что детя нужно утомить. Правда, каждому нужно свое: одному физически, другого интеллектуально и др. Н-р, самая проблемная не засыпала в этом возрасте... пока не разрисует листов 100 бумаги черной краской.
Младшая укладывается под аудио(сначала это были спокойные сказки-рассказы), сейчас хит акафисты, валаам, северное двухголосье, Новый Завет. Не каждому, конечно, но мелодичность, определенный ритм, монотонность - усыпляют.
+ночник в виде плавающих рыбок (зомбирует прям).
Да, когда были маленькие - еще любили Баниласку, погуглите.
А ночники, проектирующие картинки на потолок? ммм.. красота Смотрите по возрасту, конечно.

Мне кажется, что эта тема ни для кого так не актуальна как для меня. Я испробовала все, сейчас нам 2,5 года. Гуляние и усталость еще больше возбуждали, ритуалы - деть стала их бояться, потому что они еще больше приближают ко сну: всегда любила купаться, но сейчас в ванну не затащищь, потом из ванны не вытащишь и так кажом шагу к спальне. Про метод испанского врача я ниже писала, после 2х дней применения чувствую себя фашистом. То что невролог назначал - эффект был временный и незначительный. Хороший эффект дал обливание холодной водой, но заболели, пока не рискую возобнавлять. Остается только приспособиться к режиму засыпания в 23 часа. Слава Богу, что последние месяцы без плача засыпаем, а то раньше под собственный рёв засыпала.

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Утром кричит " Не хочу в сад", а днём пошла и легла спать! Вот однозначный ответ на ваш вопрос: оставлять ребёнка на сон тогда, когда...

Обсуждение

Слезы для тебя, а для воспитательницы нет никаких слез:))) ей видней
а лучше выходной делать, чем забирать раньше - это да

Чем раньше тем лучше, а то ведь привыкнет что мама приходит после обеда. У меня у подруги так сейчас, до обеда нормуль, а потом прям беда, плачет что спать дома будет, потом прийдет после сна)))

Раздел: Сон (если ребенок в 3 года не укладывается спать устраивает истерики). Проблема с дневным сном. Мой сын (ему почти 4 года) не хочет ложится спать днем. Если же и ложится, то с истериками и криками. У кого-нибудь есть такая же проблема?

Раздел: Сон (если ребенок в 3 года не укладывается спать устраивает истерики). Раздел: Няни, детсады (если ребенок не хочет спать в детском саду устраивает истерику). У нас как мне казалось адаптация до дневного сна длилась 2 месяца и месяц на то, чтобы ко сну привык.

Обсуждение

У нас как мне казалось адаптация до дневного сна длилась 2 месяца и месяц на то, чтобы ко сну привык. Ходим второй год, не плачет, но и желания ходить в сад тоже нет. Я бы вам посоветовала все-таки режма придерживаться: утром говорите, что у вас есть срочные дела и надо туда-то поехать(лучше в то место, куда дочка не хочет ехать или не может или далеко или про укол маме скажите), а в обед заберу. И так походите до тех пор, пока нормально не получится(у воспитателя спросите). А потом побольше дел придумайте и на сон оставляйте. И хорошего настроя побольше!

В прошлом году пошли в 1,11. До НГ ходили 2/2 недели (примерно), больше не выходило, минимум 4 дня было. На сон стали оставаться только где-то в феврале (но у нас еще и на меню все было завязано - т.е. когда хоть что-то можно в обед).
Нормально ходить и стал где-то с конца января. Но у нас воспитательница одна была очень мудрая - говорила, что можно уже оставить на сон.
Ходили всегда с игрушкой. Он ее так и носил постоянно в руках.
В этом году еще не выходили, но адоптация будет по новой, т.к. перешли в садовскую группу, да и не ходим с мая...

Как приучить спать отдельно. Родительский опыт. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения + 1. Купили новую мебель, ребенок был в восторге и сам высказал желание спать на новой красивой кроватке. С тех пор и спит...

Обсуждение

Эх, мне бы ваши проблемы. Анютик с рождения принципиально спокойно спит только отдельно, рядом положишь - орет. Совсем недавно стала маму баловать - приходит ночью и ложится поспать, сопит рядом комочек родной тепленький.

Да, ладно! У меня мои досих пор любят засыпать со мной. Старшая потом почти сама уходит (ейтолько направление придать надо и проследить, чтобы углы не сосчитала), а маленькую относим. Спят всегда у себя.

не хочет спать один. Детско -родительские отношения. Детская психология. Ребенок 6 лет.Достаточно проблемный,чрезмерно тревожный,стеснительный мальчишка. Спит с мамой.До последнего времени я (мама) укладывала его спать,он засыпал и я спокойно занималась...

Обсуждение

Плохого психолога вы посещали, раз не берется во внимание состояние ребенка. Может, попробовать другого психолога?

Не пугайте детя более его страхов.Вы сейчас ему нужны,поскольку он не может победить их внутри себя.Нужна последовательность и покой.а Вы со своей стороны предлагаете во имя Ваших,безусловно важных "своих дел",внезапно обрушить на него еще и бремя традиционного воспитания,к которому он не привык.Рекомендации психолога хорошо действуют на здоровых детей и не всегда применимы к невротикам.Посоветуйтесь с врачом-неврологом,а то такое"перевоспитанние" может закрепить старые страхи и создать новые невротические реакции.Придется повозиться некоторое время-укладывать,спать-хотя бы в одной комнате,успокоить,что Вы-рядом.Ну хоть спинку на ночь погладить.Успокаивающая ванна на ночь.Предсказуемый режим,пусть даже с занятиями.ИМХО:не советовала бы сейчас менять отношение к ребенку - как и любому взрослому\а он у Вас уже "взрослый"\ему будет трудно понять,почему вместо разумных доводов,которые ему приводились раньше,вдруг началась жесткая дрессура.Потерпите.У нас со старшей этот период длился 6 лет,после рождения младшей сама постепенно перебралась в свою кровать,хоть страхи были долго.даже сейчас ей неуютно,если я или сестра спим в другой комнате.А вот у младшенькой было-по желанию-хошь так,хошь-сяк.и страхи вроде были..нО ОНА-ЛЮБИТ СПАТЬ ОДНА. и ушла из моей кровати в 4 года в другую комнату.и сейчас спит в гостиной,потому,что нравится.одна-в комнате!А не потому.что психолог прописал.и потому.что знает-будет страшно-придет позовет,я не наору,а успокою.Тоже бывает-и бессонница перед спектаклем и усталость.но занятия она сама себе определяет,я не давлю ни в ту, ни в другую сторону,лишь бы любимым делом занималась.Сама в детстве пережила эту проблему. помнится,результаты "воспитания по правилам"послушного ребенка выразились в стойкой бессоннице,лунатизме,изгрызенных карандашах и косах,страшных снах и полном родительском благолепии.Выберите,что Вам важнее.И от этого пляшите в выборе методики воспитания.ИМХО:у детенышей животных нет ни психологов,ни эдипового комплекса \доверьтесь инстинкту\-у них только и есть-теплое мамкино брюхо.гнездо.так же,как у нас-ненадолго.

Врачи-терапевты советуют родителям придерживаться режима дня в обращении с малышом. В нормах сна для маленьких детей сказано, что от рождения до года ребенок спит не менее 3 раз в день, с года до 1,5 лет количество дневного сна может уменьшиться до 2 раз в течение дня, с 1,5 до 4-5 лет дети спят только 1 раз - после обеда, а после 6 лет могут спать . Причин отказа от дневного отдыха у ребенка может быть множество: он поздно встает, спокойно играет, не утомляется, а может, его психика за день не перегружается и малыш вполне нормально выдерживает и без дневного сна, увеличивая время на отдых ночью. Прежде чем волноваться и обращаться к врачу, родителям стоит выяснить причину нежелания малыша укладываться в кровать. Нужно помнить и о том, что у некоторых детей просто нет потребности в дневном отдыхе, и это абсолютно нормально.

Придерживайтесь режима дня

Лучшим способом справиться с капризами ребенка и приучить его к распорядку будет установка четкого режима дня и постоянное его выполнение. Конечно же, когда ребенок еще не ходит в садик и ему не нужно подниматься утром в одно и то же время, порядок установить достаточно сложно. То малыш , то не может накануне, время для подъема всегда сбивается, ребенок может встать как в 7 утра, так и 9 или 10 часов. Поэтому привычки ложиться и вставать в одно и то же время не вырабатывается. Маме в этом случае нужно кардинально поменять подход: установить четкие часы для подъема и отхода ко сну, тогда через некоторое время ребенок и сам привыкнет вставать рано, утром заниматься активными играми, к обеду утомляться и ложиться спать, а вечером находить более спокойные дела и снова без проблем укладываться, не перевозбуждаясь при этом. Когда малыш точно будет знать, как распланирован день, его организм будет подстраиваться под режим и ребенку станет проще контролировать свои желания.

Есть еще несколько правил, которые облегчат укладывание малыша. Старайтесь, чтобы он всегда спал в одном месте, тогда оно будет ассоциироваться со сном и спокойствием. Перед сном прекратите веселые и подвижные игры. Полезно будет придумать некий ритуал отхода ко сну и всегда его придерживаться: переодеть в пижаму, прочесть сказку, спеть колыбельную, пожелать доброй ночи.

Уложите ребенка спать пораньше, если видите, что он уже устал и засыпает на ходу. Не ждите, когда он доест и дорисует, иначе потом малыш может перевозбудиться, заплакать, закатить истерику. Важно уметь различить признаки усталости у ребенка: он может теперь глаза, хныкать, капризничать, застывать на время.

Дайте ребенку возможность заснуть самому, без пустышки, кормления или укачивания. Уже в возрасте 3 месяцев малыш это сделать в состоянии, что уж говорить о более взрослых детях. Когда ребенок приучится успокаиваться самостоятельно, он будет спать гораздо лучше, а маме не придется часами сидеть над его колыбелькой или кроваткой.

Боязнь ребёнка засыпать в одиночестве и быть ночью в комнате без близких людей, особенно взрослых, - это только вершина проблемы. Если малыши залезают в родительскую кровать или просят посидеть с ним рядом, то дети постарше могут не показывать свою тревогу родным, так как стесняются или не рассчитывают на их помощь. Причины страхов, как подводная часть айсберга, сокрыты в глубине. Любящий и внимательный родитель обязательно постарается разобраться и помочь своему чаду перестать бояться, обрести спокойствие и научиться спать одному.

Многие дети не хотят потерять из виду маму, бояться оставаться одни в темноте или просто очень сложно успокаиваются перед сном без помощи взрослого. Во время и после грудничкового периода такое поведение вполне объяснимо тесной связью с родителями. С ними ребёнок чувствует себя в безопасности, и все его основные потребности удовлетворяются. Часто эти проблемы сами постепенно исчезают по мере взросления. Но когда подросший малыш настойчиво не желает засыпать в своей кроватке, не отпускает маму, просыпается среди ночи и бежит к родителям, взрослые должны задуматься об истоках такого поведения. Возможно, их ребёнок ещё слишком мал, но иногда на то есть причины, не дающие их чаду расслабиться и ощутить себя в безопасности.

Боязнь темноты - один из самых распространённых в детстве страхов

Самый распространённый страх - это боязнь темноты, которая вносит неопределённость и непонятную таинственность в мир малыша. Мало кому из людей удаётся избежать этого в детстве. Днём всё имеет свои чёткие очертания и границы, мысли участвуют в непрерывном процессе занятий, игр и прогулок. Поток сменяющейся информации часто не даёт сосредоточиться на чём-то одном надолго. Но с приходом ночи всё меняется. Дела позади, и ребёнок остаётся один на один с накопленными за день впечатлениями, переживаниями и мыслями. А при свете луны начинает активную деятельность бурная фантазия, дорисовывая силуэты предметов в комнате и тени на стене до страшных чудищ, пугающих своей неизвестностью.

Страх - внутреннее ощущение человека, возникающее в ответ на реальную или предполагаемую угрозу. Это чувство всегда негативно окрашено и дискомфортно. С точки зрения эволюции, страх - это врождённая базовая эмоция, способствующая самосохранению индивида.

Вызывать беспокойство, мешающее полноценному сну ребёнка в любом возрасте, могут совершенно разные причины.

  • Если малыша наказать, заперев в тёмной комнате, он непременно испугается и вынесет оттуда свой страх, когда дверь откроется.
  • Прошедшие события могут перегрузить психику ребёнка. Например, день был эмоционально насыщенным и/или было много перемещений. Даже переизбыток положительных впечатлений способен вызвать неспокойный сон.
  • Страшные воображаемые чудовища, недобрые персонажи сказок, запугивание малыша Бабой-Ягой, Бабаем, или каким-нибудь страшным дядькой тоже не дают ребёнку заснуть спокойно. Ведь если родной человек говорит, что кто-то придёт и заберёт его, у крохи нет причин не верить в это. Поэтому лучше не пугать ребёнка, не читать историй и не смотреть мультики или фильмы с подобными героями.
  • Старшие братья и сёстры или другие дети могут испугать своего маленького друга зловещими рассказами. А в темноте эти истории обретают вторую жизнь, оживая в голове впечатлительного малыша и превращаясь в силуэты на стенах.
  • Телевизор не всегда бывает источником позитивной информации. Увиденные новости с негативным окрасом или кадры катастроф откладываются тревожными мыслями.
  • Избыток негативных эмоций, возникший в последнее время, может перерасти в страх и нарушить сон ребёнка. Более старшие дети часто прокручивают у себя в голове всё, что вызвало у них расстройство. В результате беспокойство нарастает и мешает закончить неудачный день.
  • Переезд на новое место жительства не даёт ребёнку хорошенько выспаться. Незнакомая обстановка обретает пугающие очертания по ночам.
  • Перенапряжение и непрерывный поток информации так сильно загружают сознание малыша, что у него уже не получается расслабиться самостоятельно. Занятия, репетиторы, кружки должны оставлять ребёнку достаточно времени на отдых и любимую игру.
  • Выяснение отношений между родителями также отражается на внутреннем мире их чада. Даже из маленькой ссоры при помощи воображения вырастает что-то непонятное и очень пугающее.
  • Если ребёнок боится каких-то ситуаций, его ночные страхи обостряются. Это может быть поход к врачу, дальняя поездка или 1 сентября.
  • Конфликты со сверстниками и учителями часто оставляют неприятный отпечаток от прожитого дня.
  • В переходном возрасте эмоциональное состояние подростка часто зависит от гормонального фона. В результате этого появляется необъяснимое напряжение, волнение и беспокойный сон.
  • Приснившиеся ночные кошмары пугают и малыша, и подростка, нарушают внутреннее равновесие.
  • Все пережитые события и воображаемые страхи способны перерасти в постоянную тревогу. Это мешает ребёнку чувствовать себя защищённым и спать спокойно. Оставаться в темноте наедине со своими мыслями становиться для него испытанием. И, конечно, хочется избавиться от всех негативных эмоций или хотя бы приглушить их. А лучшие помощники в этом деле - родители, к которым малыш и приходит со своей проблемой.

    Страх темноты у ребёнка: как помочь - видео

    Как меняются ночные страхи с возрастом ребёнка, и как с ними бороться

    Малыш растёт, и по мере взросления меняется восприятие окружающего мира, появляется новый опыт, развиваются его личностные качества. И то, что пугало ребёнка в пять лет, в десять может казаться ему смешным и нелепым.

    По мере взросления ребёнка меняются его мироощущение и причины бессонных ночей

    Чтобы малыш перерос своих «ночных монстров», окружающие его взрослые обязаны создать комфортную и защищённую среду. Готовность всегда прийти на помощь, выслушать и поддержать скажутся положительно не только на отношениях, но и на уверенности ребёнка в завтрашнем дне.

    Страху свойственно преувеличивать истинное значение факта. (Виктор Гюго)

    Возможные проблемы в зависимости от возраста ребёнка - таблица

    После 1,5–2 лет родители начинают способствовать самостоятельности своего чада: кому-то выделяют комнату, кого-то после совместного сна с мамой перекладывают в свою кроватку. Но ребёнку бывает сложно быстро выйти из-под постоянной опеки взрослого, и он чувствует себя незащищённым. Может не быть конкретных страшных образов, малыш просто боится остаться в одиночестве. Поэтому приучать кроху к переменам нужно постепенно, ни в коем случае не игнорируя его просьбы побыть с ним некоторое время. Даже если ребёнок один, он всегда должен знать, что родители обязательно придут на помощь по первому его зову. К 9 годам ребёнок постепенно перерастает свои детские страхи, мир становится понятнее, а пугающие образы в комнате оказываются только игрой света с тенями. Но тревога всё-таки иногда мешает спокойному сну. Причиной для неё могут послужить межличностные и внутрисемейные отношения, услышанная негативная информация. Дети в этом возрасте уже довольно большие, чтобы объяснить причину появления боязни. Родителям нужно с должным вниманием относиться к эмоциям своих отпрысков и стараться поддерживать с ними доверительные отношения. В этом возрасте начинается подростковый кризис, обостряющий восприятие проблем и усугубляющий негативные реакции. Перепады настроения, не всегда гладкие взаимоотношения со сверстниками, ссоры с родителями - всё это способствует возникновению внутренней тревоги и необъяснимых страхов. Бесконечные мысли, чуткий сон, боязнь одиночества могут помешать полноценному отдыху. Несмотря на то что общаться с подрастающим поколением в этот период бывает очень сложно, мама и папа должны постараться сохранить дружеские отношения, основанные на понимании и взаимовыручке. Поговорить с ребёнком, вникнуть в его проблемы, посочувствовать, настроить на позитивный лад, обнять бывает достаточно для того, чтобы избавить подростка от тревог.

    Чего делать нельзя

  • Нельзя ругаться с кем-либо и выяснять отношения при ребёнке. Семья - это крепость, в которой должно быть мирно и спокойно.
  • Бить и запирать малыша в помещении одного категорически запрещается. Такие действия порождают только страхи.
  • Лучше не показывать свою растерянность и слабость в трудной ситуации. Ребёнок должен быть уверен, что родители смогут защитить его при любых обстоятельствах.
  • Нельзя пугать малыша негативными персонажами, готовыми прийти и наказать его. Маленькие дети могут поверить в это настолько, что не заснут в одиночестве без взрослых защитников.
  • Желательно не рассказывать холодящие кровь истории, не читать печальные сказки и не показывать страшные фильмы и мультики. Всё увиденное и услышанное кроха может спроецировать на свою жизнь.
  • Нельзя смеяться над страхами малыша. Это ведёт к потере доверия и к умалчиванию проблем в будущем.
  • Лучше не давить на ребёнка, говоря, что он уже слишком большой мальчик, чтобы капризничать и бояться темноты и монстров. Если малыш рассказал о своих страхах, значит, ему нужна помощь.
  • Нельзя не обращать внимания на тревоги и кошмары своего чада. Если какая-либо проблема появилась, её надо решать, не дожидаясь, пока она перерастёт в нечто большее.
  • Не следует подыгрывать, утверждая, что монстры реальны. Такое поведение взрослого только подпитает тревогу ребёнка.
  • Даже если, рассказывая о своих страхах, ребёнок просто хочет побыть с родителями, не стоит сразу отсылать его в свою комнату спать. Возможно, ему очень не хватает внимания и общения с близкими людьми.

    Помощь родителей в преодолении страхов очень важна для ребёнка

    Как помочь ребёнку не бояться спать в комнате одному

    Чтобы необоснованные тревоги исчезли, а ребёнок стал чувствовать себя уверенно и спокойно, взрослым необходимо помочь своему чаду преодолеть негативное восприятие действительности. Существует несколько способов избавления от страхов и поддержания позитивного настроя.

  • Необходимо обеспечить доброжелательную и спокойную атмосферу в семье.
  • Если у ребёнка отдельная комната, нужно учесть его пожелания при оформлении пространства. Так, спальня станет любимее и безопаснее для своего хозяина.
  • Режим и распорядок дня сделает жизнь малыша более предсказуемой, а его самого более уверенным.
  • Постоянно повторяющиеся ритуалы перед сном помогут крохе расслабиться и подготовиться ко сну. К таким действиям относятся и чистка зубов, и одевание пижамы, и добрая сказка на ночь, и спокойная музыка, и лёгкий массаж или просто поглаживания.
  • Многие маленькие дети хорошо засыпают под колыбельную песенку. Протяжные звуки и родной голос успокаивают малыша, предвещая сладкий сон.
  • Перед укладыванием в кровать, родитель может обойти с ребёнком все укромные уголки комнаты, показав, что там никого нет.
  • Среди игрушек малыша всегда найдётся добрый защитник, способный уберечь своего хозяина от всех невзгод. Его разрешается взять в кроватку. Остальные обитатели комнаты также будут стоять на страже всю ночь.
  • Можно визуализировать страх крохи, нарисовав или слепив его из пластилина. Далее, по желанию малыша этот образ нужно украсить, сделав его добрым и забавным, а можно разорвать или отправить на бумажном кораблике по течению какой-нибудь реки.

    Что сделалось смешным, не может быть опасным. (Вольтер)

    Ночник - хороший способ преодоления страха темноты у ребёнка

    Для детей после 7–8 лет есть способ расслабления в кровати: необходимо подумать о чём-нибудь очень спокойном и приятном, доставляющем положительные эмоции. Например, представить себя гуляющим по берегу тёплого моря, пересыпающим песочек из ладошки в ладошку или отдыхающим на полянке в окружении цветов и бабочек. Сначала эту воображаемое путешествие желательно проводить в присутствии мамы и даже совместно, обсуждая всплывающие картинки. Далее ребёнок может делать это самостоятельно без участия взрослого.

    Существует ещё один приём борьбы со страхами: когда возникает боязнь, человек мысленно очень быстро строит стену между угрозой и собой или купол, опускающийся и ограждающий от всех неприятностей. Обученные такому приёму дети, будут защищать себя не только от страшных персонажей, но и от возможных обидчиков в школе.

    Если у мамы не получается каждый вечер сидеть с малышом подолгу, укладывая его, она может постепенно свой голос заменить на любимые аудиосказки или спокойную музыку.

    Позитивное общение, совместные прогулки на сон грядущий, уверенность в своих близких обязательно помогут в борьбе со страхами.

    Доктор Комаровский: какие ритуалы нужно проводить c ребёнком перед сном - видео

    Когда необходимо воспользоваться помощью специалиста

    Если к возрасту 8–9 лет возникающие страхи не изживают себя или существуют навязчивые постоянные фобии, неподвластные никаким позитивным посылам родителей, необходимо обратиться к специалисту. Бессонные ночи, тревожные состояния, истерики и повторяющиеся кошмары могут оказаться симптомами какого-либо расстройства. Мешают справиться с проблемой неправильно выбранная тактика поведения и напряжённые отношения в семье. Оставлять эти вопросы без проработки и решения нельзя, ведь от этого зависят не только спокойный сон, но и здоровье ребёнка. А повзрослев, дети могут взять с собой во взрослую жизнь наряду с положительными примерами и непобеждённую боязнь.

    При необходимости с детскими страхами поможет разобраться опытный психотерапевт

    Страх - это необходимая эмоция. Когда детки рождаются, мы сами учим их бояться горячего чайника, электрической розетки, подозрительного человека. Но если это чувство необосновано и навязчиво, оно негативно сказывается на малыше, нарушая его покой, душевное равновесие и сон. Задача взрослых: объяснить своему чаду, чего избегать нужно, и что на самом деле не представляет для него угрозы. А любовь, понимание и забота непременно помогут ребёнку стать увереннее, а родителям счастливее.

    Я родилась в городе Ленинграде. Получила полное среднее образование в школе, после закончила с отличием Акушерский колледж. Проработала 5 лет в больнице.

    Некоторые особенности сна детей, особенно маленьких, нередко вызывают беспокойство родителей. Здесь мы рассмотрим причины нежелания детей спать и возможные решения этой проблемы.

    Если посмотреть на сон с точки зрения ребенка, то многие проблемы предстают в совершенно ином свете. Сон для ребёнка – это столкновение с сепарацией, разделением со взрослым, к которому он привязан (обычно это мать).

    Если ваш ребёнок не хочет ложиться спать, капризничает, просит 20 раз попить, 50 раз печенья и 100 раз просится в туалет – он делает это не вам назло. Ребёнок не понимает, почему он так поступает, ему кажется, что он действительно хочет пить, кушать и в туалет. Но по этим признакам вы можете определить, что на самом деле ваш малыш боится разделения с вами, боится на подсознательном уровне, так что все его просьбы совершенно искренни и к ним следует отнестись с пониманием.

    Что делать родителям в этом случае? Желательно „уменьшать“ разделение.

    Каким образом? Самый кардинальный вариант – совместный сон. Если кровать узкая, можно спать всей семьей на полу, „впокат“, как говорят в Беларуси. Ничто не даёт ребёнку такого чувства защищённости и безопасности как общий сон в одной „берлоге“. Однако это не всем подходит, так что рассмотрим и другие варианты.

    Постарайтесь во время отхода ко сну безраздельно принадлежать ребёнку. Спокойно помыться, попить молочка, почитать сказку в кровати, полежать с ребёнком. Выделите в своём расписании час на укладывание и ничего больше на это время не планируйте.

    Когда мои старшие сыновья были маленькими, мы с мужем по очереди лежали и читали вместе с ними. У нас не было проблем с отходом ко сну. Правда, нужно учитывать, что наши дети не ходили в садик и росли в частном доме, на травке. Я почти всегда была доступна для них, так что они и днём переживали не так уж много разделения и имели возможность спокойно укреплять свои привязанности.

    Дочь оказалась более требовательной и спала со мной до трёх лет. В 3 года ей была торжественно куплена белая кроватка, и ребёнок соблаговолил в неё перебраться. Сейчас ей 8; когда я вечером дома, она просит полежать с ней перед сном, но если меня нет, то засыпает сама.

    Когда дочери было два с половиной года, родился младший сын. Так мы и спали: с одной стороны младенец, с другой – дочь. Муж из этого „зверинца“ уходил к сыновьям. Понимаю, что для мужчин ситуация выглядит не очень привлекательно, но если бы мы перебрались на пол (до сих пор не понимаю, почему мы этого не сделали), то и мужу нашлось бы место.

    Необходимо понимать следующее: чем больше вы будете подгонять ребёнка идти спать или настаивать, чтобы он спал отдельно, тем меньше будет его уверенность в вашей привязанности, тем сильнее он будет цепляться за вас. Поэтому так важны ваше спокойствие, доброжелательность и отсутствие „резких движений“.

    Что делать, если вышеперечисленного недостаточно, а спать всё-таки надо?

    Перекрывайте сепарацию. Это означает сосредоточить внимание не на факте отхода ко сну, а на будущем воссоединении. Фокусируйте внимание малыша на будущей встрече: «Я не могу дождаться завтрашнего утра, когда мы сможем с тобой пойти на прогулку», «Ах, как я хочу завтра встать пораньше и обнять тебя».

    Попробуйте дать ребенку свои вещи, чтобы он мог за них держаться. Ночнушка с вашим запахом, ваша фотография, другие вещи, которые ассоциируются у ребёнка с вами. Возможно, малыш сам поможет выбрать вам такие вещи. Часто детей очень успокаивают вещи, которые были у них в младенчестве, например, детское одеялко.

    Можно дать ребенку уснуть в родительской кровати, а потом отнести его в кроватку.

    Что делать, когда детей двое и больше, и все они маленькие?

    Ни в коем случае не мотивируйте отход ко сну одного ребенка нуждами другого. Если старшая сестра увидит, что её разделяют с матерью, потому что младшему брату нужно спать, купаться, кушать и т.д., то любви между детьми это не добавит.

    Лучше всего, когда укладыванием занимаются и папа, и мама: мама с малышом, папа с более старшим ребёнком. Если папа недоступен, то самый простой для мамы способ – собрать всех детей под бочок и читать им книжки. Я таким образом укладывала четверых. Если не отталкивать детей, то они ведут себя с пониманием и вниманием к младшим. Если же старший ребёнок почувствует, что он лишний, он станет всеми правдами и неправдами добиваться внимания к себе и, конечно же, мешать укладывать младшего.

    Не вынуждайте своих детей взрослеть прежде времени и не требуйте от них слишком многого. Помните, что страх разделения с вами – это самый тяжелый страх, который может испытывать ребёнок. Посмотрите на сон глазами своего ребёнка и вы поймёте, как можно облегчить ему столкновение с разделением.

    Ольга Писарик

    Фото Веры Мироновой

    Все родители сталкиваются с большими трудностями, когда подходит час укладывать детей спать. Причина проста: дети не любят ложиться спать. Значит, отправляя их в постель, мы заставляем их делать то, что хотим сами, но чего нисколько не желают делать они.

    Почему дети не хотят ложиться спать? Вы не раз замечали, конечно, что, даже очень усталые, засыпающие на ходу, они никогда сами не пойдут спать и погружаются в сон, можно сказать, против своей воли. Почему так происходит? Причин этого много:

    Лечь спать - значит расстаться с каким-нибудь интересным занятием или покинуть приятное общество.

    Дети знают, что мы, взрослые, еще не ложимся спать, и поэтому думают, будто мы разрешаем себе что-то, что им не позволено.

    Гораздо чаще, чем мы склонны допустить, дети просто еще не устали.

    Иногда дети боятся темноты.

    Возможно, у них были страшные сновидения, и от этого возникла некоторая неприязнь ко сну.

    Возможно также, ребенку приходилось просыпаться ночью в мокрой постели замерзшим, испуганным, и это было очень неприятно: он чувствовал себя одиноким, забытым, покинутым, когда его призывы оставались без ответа дольше, чем это бывало обычно днем.

    Не исключено также, что, уговаривая ребенка лечь спать, мы слишком избаловали его, и теперь это служит ему хорошим поводом для самоутверждения и командования родителями.

    Так что же сделать, чтобы ребенок охотно отправлялся постель?

    МЫ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬ ЕГО ПОНИМАТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ ЛОЖИТЬСЯ СПАТЬ, ДАЖЕ ЕСЛИ ЭТО ПРОТИВОРЕЧИТ ЖЕЛАНИЮ РЕБЕНКА.

    Это может показаться жестоким, но это так. Мы подчеркнули тот факт, что дети не любят ложиться спать, для того, чтобы подсказать более энергичные дисциплинарные меры. Совсем нет, мы обратили внимание на это вот по каким причинам:

    1. Обычные объяснения, награды и подарки ничего не дают. С этой проблемой мы сталкиваемся почти ежедневно и поэтому будем постоянно находиться в трудном положении, выискивая все новые и новые стимулы. Вообще нельзя устанавливать с детьми меркантильных отношений. Иначе они, не зная, что сегодня у нас, допустим, плохое настроение, удивлялись бы, почему мы не расположены к заключению очередной «сделки». Наконец, ни один ребенок никогда ни за какие подарки не научится с радостью укладываться в постель.

    2. Нужно много понимания, доброжелательности, терпения, чтобы научить человека тому, чему он не хочет учиться. Всем известно, как легко учить то, что интересно. Готов поклясться, что ни один ребенок на свете никогда не заинтересуется этим уроком, пока он здоров и нормально чувствует себя. Вот почему подобная задача столь трудна для нас, родителей, и мы теряем терпение, а нетерпение прямой дорогой ведет нас к строгости. И это очень плохо, потому что: во-первых, строгость - не гарантия успеха, а во-вторых, даже если нам кажется, что строгость помогает, это не совсем так, мы только обманываем самих себя. Ведь одной строгостью мы не научим ребенка понимать необходимость сна, а лишь заставим смириться с тем, что у него такие требовательные родители. Бывает и иначе - ребенок теряется и не может понять, почему его мама и папа, которые всегда так ласковы и добры к нему, становятся столь неприятными и злыми, когда приходит пора ложиться спать.

    Так что же все-таки делать? Прежде всего попытаемся установить, чего, собственно, мы хотим добиться? Ведь мы НЕ ХОТИМ уложить Джона спать только сегодня вечером или только завтра, мы НЕ ПЫТАЕМСЯ заставить его полюбить время отхода ко сну, мы НЕ ХОТИМ, чтобы он считал нас строгими. Мы хотим научить его понимать необходимость ложиться спать независим от его желаний. Мы хотим научить его ПРИВЫКНУТЬ к тому, что должно стать ПРИВЫЧКОЙ. Теперь с этими ясными мыслями в голове вы можете поступать по-разному.

    1. Не старайтесь сразу научить ребенка чему-либо в первый год жизни. Потребность сна у грудного ребенка пока еще пересиливает интерес к окружающему миру, и это для него лучший учитель.

    2. Незаметно урок можно начать и на первом году жизни ребенка следующим образом:
    а) не давайте ему спать днем и развлекайте, занимайте его во второй половине дня настолько, чтобы он устал;
    б) берите днем его из кроватки или коляски на руки НЕ ТОЛЬКО тогда, когда он плачет;
    в) постарайтесь КАК МОЖНО СКОРЕЕ поместить его в отдельную комнату;
    г) гасите свет и сразу же;
    д) как только ребенок заплачет или закричит, подойдите к нему НЕМЕДЛЕННО, поменяйте пеленки, если он намочил их, дайте попить и ласково успокойте, пока он не задремлет. Не берите его на руки и не давайте ему рожок. Слегка похлопайте по плечу, поговорите с ним, пусть он ощутит ваше ласковое и спокойное присутствие.

    3. Бывают случаи - по правде говоря, редкие, - когда ребенок просыпается ночью сильно взволнованным. Если у него нет температуры или простуды и в кроватке ему ничто не мешает, возможно, его испугал плохой сон. Дети не отличают, как взрослые, сон от действительности, и порой сновидения тревожат их гораздо больше чем нас. Очень возможно, что во сне они видят нас гротескно деформированными. Если ребенку приснился плохой сон, стоит разбудить его, зажечь свет, взять малыша на руки и, когда он успокоится, перестанет плакать, поговорить с ним, даже немного развлечь, прежде чем снова уложить спать. Все это очень важно для того, чтобы у малыша не возникло неприязненное отношение ко сну.

    4. Когда ребенку 1,5-2 года, дело несколько осложняется. Он уже знает значение слов «Спокойной ночи!», но иногда притворяется, будто не понимает их. В таких случаях надо быть последовательными и слово заменить делом. Раз уж вы сказали «Спокойной ночи!», так и должно быть. Однако ребенок начинает плакать. Тогда сделайте следующее:

    А) придумайте какой-нибудь несложный ритуал, какую-нибудь милую формальность и выполняйте ее всякий раз, когда пора ложиться спать. Ребенок станет ждать этого ритуала и постепенно привыкнет, что вслед за ним наступает сон. Таким ритуалом могут быть какие-нибудь очень простые действия. Они могут состоять, например, из того, что вы открываете окно, задвигаете шторы, даете ему попить, поправляете одеяльце... На эти и другие незначительные мелочи стоит обратить его внимание;

    Б) дайте ему что-нибудь, что сможет заменить вас, когда вы уйдете из комнаты. Например, мишку или куклу, они вполне годятся для этого. Скажите малышу, что бы он не будил мишку, потому что тот уже спит, или что бы он убаюкал его;

    В) вернитесь к ребенку, если он начинает плакать, как только вы вышли из комнаты. Снова вернитесь, если он продолжает плакать. Во второй раз скажите ему, что вы в соседней комнате, что все спокойно, что мама любит его и что вы снова увидите его завтра утром (скажите это ему очень твердо);

    Г) если ребенок опять начнет плакать, минут двадцать не подходите к нему. Затем вернитесь и без особой нежности, но в то же время без упреков успокойте его, вытрите ему пот со лба, дайте попить, пожелайте спокойной ночи и выйдите.
    Повторите ритуал, если это необходимо. Конечно, трудно оставаться спокойным, когда ребенок плачет, но если вы сделали все, что нужно, можете не волноваться;

    Д) так будет продолжаться с переменным успехом несколько недель. Не делайте, однако, ничего другого, но и не меньше того, что здесь сказано.

    5. Если ребенок боится темноты, достаточно, чтобы, во-первых, в комнате горела неяркая лампочка, во-вторых, вечером, когда уже темно, но еще рано ложиться спать, можно придумать какую-нибудь игру: сначала оставайтесь в темноте вместе с ребенком недолго, потом побольше, затем пусть он недолго побудет один и в конце концов один и долго.

    6. Если ребенок заплачет ночью, всегда сразу же подходите к нему независимо от возраста.

    7. Так же, независимо от возраста, понаблюдайте, достаточно ли активен ребенок в течение дня и устал ли к вечеру. Соответственно попробуйте исключить дневной сон.

    Хорошо, когда ребенок каждый вечер ложится спать в одно и то же время, но все же не стоит придерживаться этого слишком строго. Плюс-минус полчаса - нормальное отклонение. Иногда эти полчаса могут послужить и наградой за что-либо.

    Когда вашему сыну будет 3-4 года, используйте его возросшую способность размышлять. Вот что надо делать, если он начинает хныкать и не хочет идти спать:

    А) объясните ему, что все его друзья (перечислите их всех по именам) уже легли спать и спят;

    Б) скажите ему, что то же самое делают все его товарищи, и в этом нет ничего особенного;

    В) обратите внимание ребенка на то, что вы сами когда были маленькими, тоже ложились спать в это время, и заметьте,- ему это будет приятно,- что вы еще не скоро ляжете спать, чтобы прийти к нему, если он позовет вас;

    Г) ласково, но твердо объясните ему, что все дети уже спят, что в это время уже больше ничем нельзя заниматься, что вчера он тоже ложился спать и позавчера и завтра так будет, что мы не можем делать только то, что нам нравится;

    Д) подскажите ему что-нибудь хорошее, о чем он мог бы подумать, и пожелайте спокойной ночи.

    Мы еще не говорили о том, что перед тем, как укладываться спать, ребенок непременно должен посидеть спокойно, послушать сказку. Даже если отец немного повозится с малышом, поиграет с ним - это невредно, напротив, не надо избегать таких развлечений. Но потом подождите немного, пока ребенок успокоится, и только тогда скажите ему «Спокойной ночи!» и уйдите. Если же он не перестанет шалить, вам лучше исключить подобные забавы.

    И наконец, не надейтесь, что окончательно разрешите эту проблему раньше, чем ребенку исполнится лет пять или больше.

    Понимание, терпение, правильное поведение будут вознаграждены, когда ваши дети, умиротворенные и успокоенные, научатся нормально относиться к тому, что надо ложиться спать, при этом они еще усвоят нечто гораздо более важное - они научатся соглашаться с чем то, что противоречит их желанию, и не будут испытывать разочарования. А это уже начало психологической зрелости.