Нужно ли исповедовать сны. О снах

Однажды ученики спросили авву Кира Александрийского о нечистых помыслах. Старец отвечал: «Если ты не имеешь помысла, то ты без надежды - ибо если не имеешь помыслов, то имеешь дело. Это значит: кто не борется с грехом в уме и не противится ему, тот совершает его телесно, а такой не возмущается помыслами» («Древний патерик». Глава 5; 5).

Человек порой радуется: «Меня перестали волновать нечистые мысли, я от них свободен, слава Богу». А другой даже подумает: «А я уже, наверно, стал бесстрастным, и мне совсем недалеко до святости». Но давайте послушаем, что говорят египетские старцы: «Не имея помысла - ты без надежды». Почему? Потому что, не имея помысла, ты «имеешь дело», то есть - грешишь на деле, грешишь телесно.

Борьба с плотской страстью проходит в соответствии с важным законом: если человека искушают нечистые помыслы, то чаще всего он уже не грешит делом. Такой всеми силами старается сопротивляться страсти. И наоборот: если требование страсти исполняется на деле практически, когда человек сдается в духовной борьбе, то нередко наступает затишье от греховных помыслов. Дьявол не делает лишних усилий: зачем искушать человека помыслами, если он и так согрешает делом? Ему проще успокоить грешника: «Голубчик, живи дальше так же, ничего не меняй, а я рядышком буду стоять».

А если и грех не совершается, и нечистые мысли не беспокоят? В таком случае нужно серьезно призадуматься: а почему? Однозначно, Господь дал особую благодать по Своей любви. Покрыл нас, чтобы мы не впали в уныние от постоянных нарушений Его заповедей, а может, чтобы немного отдохнули в духовной борьбе, а самое главное - чтобы всегда и за все учились Его благодарить.

Если эта тишина наступает, то чаще всего ненадолго, чтобы мы не расслаблялись. Как говорится, на то и щука, чтобы карась не дремал. А вот святые достигали мирного духа и внутренней тишины как некоего «устойчивого состояния». Но путь к этому всегда лежал через годы напряженной духовной борьбы и понесенных трудов.

Отступить и прекратить грех на деле - это трудно, но все-таки возможно. Главные сражения будут впереди, когда человека начнут мучить потоки навязчивых мыслей и воспоминаний, причем самых ярких и подробных в деталях, как будто в кино на большом 3D экране просматриваешь. Главный оператор и сценарист здесь диавол. Это он умело извлекает из нашей памяти самое приятное для переживания и этим умело держит нас рядом с собой на коротком поводке. Мы ведь не сопротивляемся блудным воспоминаниям и потому, совершая грех в мыслях и чувствах, - остаемся рабами греха (см. Ин.).

…Когда во время Великого поста мы перечитываем житие преподобной Марии Египетской, то видим, какую тяжелейшую борьбу от помыслов попустил ей Бог. Они, «будто дикие звери», набрасывались и терзали ее, решившуюся приносить покаяние в своей нечистой блудной жизни. В голове звучала музыка, язык ощущал аромат вина и вкус мяса, ее тело разжигалось от прошлого разврата и блуда.

В изнеможении она, бездыханная, падала на землю, дрожала от холода, сгорала от жары, но выдержала этот искус. Боролась преподобная Мария примерно столько же, сколько грешила: за год греха - год страданий. Только после почти 20-летнего сверхъестественного подвига она сподобилась внутренней тишины в своем сердце.

Боролась преподобная Мария примерно столько же, сколько грешила: за год греха - год страданий

…А вот случай из нашей жизни. Подходит как-то раз ко мне девица лет восемнадцати, вызывающе одетая и слегка нетрезвая:

Батюшка, мне нужно с Вами поговорить. На душе очень тяжело.

Честно скажу, с выпившими людьми беседовать не люблю.

Однако отвечаю: «Ну давай поговорим».

Оказалось, у нее год назад умерла мама. После такой потери она не смогла, а лучше сказать - не захотела устоять в твердых принципах жизни. Началось нравственное падение. Девчонка вступила на путь, где голову закружили всевозможные соблазны - легкие деньги за блуд, пьянство в компаниях с молодыми людьми, жизнь в ночных клубах и барах. Теперь расплата - она мучается: «Мне очень тяжело. Что делать?»

Я говорю: «Первое, что ты должна сделать, это немедленно прекратить свои греховные занятия. Сначала самые явные - блуд, пьянство, курение, гулянки…» А она в ответ: «Но сейчас все так живут. И мне так же хочется... А как же молодость, для чего она дана?»

Интересный вопрос: а действительно, для чего дана молодость?

Перед нами вживую Мария Египетская в первой части своей жизни или трагическое начало евангельской притчи о блудном сыне или дочери... Как говорят молодые люди, а может быть, им кто-то другой шепчет - бери от жизни все и сразу; ешь, пей, веселись - ибо живем один раз, а завтра умрем.

Человек изначально не хочет бороться, потому что борьба действительно тяжкая: в 18 лет не ходить на дискотеки, не смотреть похотливо на парней, с ними не целуйся, не гуляй, не танцуй?! А много вы знаете таких молодых людей, которые устоят перед соблазнами нашего времени? Покажите мне их, я про них расскажу другим. Молодой и красивой действительно проще сказать: «Нет, я так строго жить не могу», - но после такого ответа мы, как в море корабли, разойдемся в разные стороны. Так оно, к сожалению, и получилось. Прошло уже несколько лет, а ее я в храме больше не видел.

Надо крепко усвоить: тем, кто пал, - бороться труднее; тем, кто удержался, по милости Божией, - намного легче. Поэтому молодежи (еще внимающей словам священника) говорим: НЕ БЛУДИТЕ!!! Если ты оступишься, то возвращение к Богу пройдет через колючие тернии и острые камни! За грех блуда придется расплачиваться годами скорбей и пожизненными, если не муками, то упреками совести. Лучше не экспериментировать со своею душой. Никакого счастья на грехе не построить. Но жаль, что наш голос мало кто слышит.

Если ты оступишься, то возвращение к Богу пройдет через колючие тернии и острые камни!

Возвращаясь к наставлению преподобного Кира Александрийского, повторим: если нас не борют греховные помыслы, то либо мы уже действительно потрудились для Бога и достигли высот духовной жизни (а есть ли ныне такие?), либо живем в грехе, но этого не чувствуем, потому помыслы нас и не беспокоят. Поэтому делаем правильный вывод: искушение помыслами и борьба с ними возможны только для того, кто не грешит на деле. А мы, я на это очень надеюсь, таковыми и являемся.

Христиане, не первый год пребывающие в Церкви, должны вести борьбу именно с помыслами, но никак не с делами. В грехах на деле нужно решительно и безжалостно к себе покаяться. В древности тяжкие грехи исповедовали публично. Об этом почитайте в «Лествице» (Ступень 4 «О разбойнике покаявшемся»). Те из вас, кто ругались матом, выпивали, блудили, дрались, обманывали, воровали - в этом глубоко раскайтесь, выполните положенную за эти грехи епитимию и их забудьте. А лучше потопите в океане милосердия Божия. Не смотрите с тоской в прошлое - его не вернуть; не ковыряйте заживающую рану вашей души; ретроспектива не нужна и не полезна. С надеждой и верой смотрите вперед. Бог будет судить жизнь, которая началась после нашего сознательного покаяния и вступления в Церковь. Одним словом, мы будем судимы - какие мы христиане. Переноситесь в область мыслей и чувств, потому что здесь навести порядок - до конца жизни не хватит времени. А если человек, начавший христианский путь, опять согрешит на деле - это все равно что строить дом пять лет, а потом взять и его поджечь. За полчаса все труды сгорят. Для христианина это вещь недопустимая.

Давайте будем помнить и исполнять слова апостола Павла: «...невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему (Евр. 6, 4-6)».

Детальное описание из нескольких источников: «молитва от блуда во сне» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном журнале.

Состояние сна необходимо рассмотреть уже только потому, что в нем мы проводим третью часть своей жизни.

Святые Отцы усматривают в сне и пробуждении образы смерти и воскресения человека.

Прямое назначение сна – отдых, восстановление физических и душевных сил.

Справедливо отмечают, что во снах в измененном виде находит отражение наша прошлая жизнь и то, что повседневно занимает нас в бодром состоянии.

Однако только этим содержание и значение снов не исчерпывается.

Во сне душа не спит, а продолжает жить своей жизнью, отличающейся от состояния бодрствования.

Особенностью сна является то, что рассудок прекращает свою работу, или действует короткими вспышками.

Вместе с рассудком утрачивается самоконтроль и связность мыслей, которые уже не могут составлять сколько-нибудь длинных логических цепочек.

Чувства же и страсти продолжают жительствовать, не сдерживаемые рассудком, и находят свое выражение в образах, не только черно-белых, но и цветных, которые движутся, действуют, составляя отрывочные картины, а иногда и сложные сюжеты.

Их испытывают дети уже с младшего школьного возраста. Самые распространенные темы страхований: появление страшилищ, змей, диких зверей, злодеев, нечистых животных, преследование с покушением на убийство, чувство беспричинного страха, падения в бездну, деформаций собственного тела, стихийные бедствия с опасностью утонуть, сгореть в огне, быть заживо погребенным. Злые духи не упустят возможность помучить христианина во сне переживаниями того, чего он больше всего боится, смертью родственников, потерей предметов привязанности, ввергая во сне его душу в скорбь и отчаяние. Если сон является прообразом смерти, то ночные страхования – прообразом адских мучений.

Если наяву душа занята главным образом помыслами, то во сне их место занимают образы. Появление помысла не считается грехом до тех пор, пока душа не примет его.

Так же и появление образа, даже греховного, во сне – грехом не является.

На этом этапе мы являемся пока только зрителями, искушаемыми бесовской приманкой.

Но как только сонная душа с желанием повлечется к предмету соблазна, как мы вдруг превращаемся из зрителя в участника сценария, а душа оскверняется соответствующей страстью и нуждается в покаянии.

В первую очередь сказанное касается блудных грехов.

Однако грех, соделанный во сне, когда рассудок бездействует, нельзя приравнивать к греху, совершенному в обычном состоянии.

Не следует даже пересказывать содержание этих снов на Исповеди, но только сказать, что, сверх прочих грехов, согрешили нечистыми и блудными сновидениями.

Епитимия за них, как правило, не назначается. Но после блудных сновидений, в которых мы были не только зрителями, но и участниками сценария, желательно сделать несколько земных поклонов и прочитать молитву от ночного осквернения из Канонника или Молитвослова.

Эта простая мера намного уменьшит бесовские искушения во сне.

Той же цели служит древний христианский обычай спать одетым в нижнее белье.

А сейчас мы переходим к самому важному.

Оказывается, и во сне душа может сопротивляться бесовским искушениям.

Например, не принимать соблазнительных образов, если имеет к ним неподдельное внутреннее отвращение не по действию рассудка, а по действию чувства.

В этом случае душа остается по отношению к таковым «картинкам» безучастным или неприязненным зрителем.

Я уже упомянул о том, что рассудок во сне может действовать кратковременными вспышками. Нередко верующий человек во время бесовского страхования во сне вдруг вспоминает о молитве, причем происходит это не только со святыми, но и с обычными верующими людьми, особенно, если в бодром состоянии они дали себе установку на совершение молитвы и крестного знамения во сне .

Такая установка может возникать и непроизвольно при чтении историй из жизни св. Отцов, которые пользовались этими средствами против злых духов.

Если осенить то, что нас пугает, крестным знамением с молитвой «Во Имя Отца, и Сына, и Св. Духа» или «Во Имя Господа нашего Иисуса Христа», то предмет страхования обычно исчезает, если не с первого раза, то с третьего или четвертого, или же наступает пробуждение. Иногда внутри сна при этом чувствуется, что рука для крестного знамения не поднимается, ее приходится поднимать с большим усилием, с помощью другой руки. Если пальцы не сгибаются как нужно, достаточно изобразить Крест всей кистью. Если и это не удается, можно крестообразно дунуть, и даже вообразить Крест умом – он действует в любом виде. Это средство, однако, не помогает некрещеным и тем, кто имеет на совести неисповеданные смертные грехи. Почему – понятно: через Крест действует сила Божия. Первые еще не вступили в завет с Богом, а вторые – по собственной воле его разорвали. Иногда во сне вспоминаются и другие молитвы: к Богородице, Херувимская песнь, Пасхальные песнопения, строчки из Псалмов, и они тоже помогают противостоять врагу.

Однако вовсе не замечать снов едва ли возможно, если мы проводим в этом состоянии третью часть своей жизни.

В Молитвословах для очищения от «нечистых привидений диавольских» назначена покаянная молитва . Зачем бы это было нужно, если сны не имеют вовсе никакого значения? Наконец, некоторые сны независимо от нашего желания производят столь сильное впечатление, что их невозможно забыть годами.

Свт. Игнатий. ПСС, т. 5, стр.347

Комментарии Перейти к форме написания комментария

Молитва от блуда во сне

Молитвы от страсти блуда

О Мати Господа, моего Творца, Ты корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О Богородительнице! Ты ми помози, немощному плотскою страстию и болезненну сущу, едино бо Твое и Тобою Твоего Сына и Бога имею заступление. Аминь.

1 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.

2 Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.

3 Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна,

4 плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.

5 Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни,

6 от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго.

7 Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится,

8 обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши.

9 Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.

10 Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему,

11 яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.

12 На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою,

13 на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия.

14 Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.

15 Воззовет ко Мне, и услышу eго: с ним есмь в скорби, изму eго и прославлю eго,

16 долготою дний исполню eго и явлю eму спасение Мое.

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, приходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, преподобне Виталие, дух твой.

Чистотою душевною Божественно вооружився, и непристанныя молитвы яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Виталие, моли непрестанно о всех нас.

Ублажаем тя, преподобне отче Виталие, и чтем святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Агница Твоя, Иисусе, Фомаида, зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою; но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Храм твой всечестный яко цельбу душевную обретше, вси вернии велегласно вопием ти: дево мученице, Фомаидо великоименитая, Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

О, всехвальная мученице Фомаидо! За чистоту супружества даже до крове подвизавшися и целомудрия ради душу свою положивши, достойна пред Господем обрелася еси, во еже в лице преподобных дев почтенней тебе быти. Услыши нас молящихся тебе, и якоже древле боримии от плоти целительницу тя имеяху, по дарованной тебе от Бога благодати, сице и ныне прибегающим ко предстательству твоему подаждь отраду и свобождение от плотския брани, и целомудренное житие и незазорное в супружестве и девстве пребывание твоими богоприятными молитвами всем исходатайствовати потщися, яко да телеса наша храм живущаго в нас Святаго Духа будут. О, преизбранная в женах и верная рабо Христова! Помози нам, да не погибнем со страстьми и похотьми нашими, но да управимся умом нашим и укрепимся сердцем нашим во всяком благочестии и чистоте, славяще твою помощь и предстательство, благодать же и милость Триединаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Преп. Таисия была весьма прекрасна и прославилась повсюду красотою своего лица. Прельщая поклонников своих, она доводила их до разорения, нищеты, ссор из-за нее. После беседы с преподобным Пафнутием, преп. Таисия пребывала три года в затворе в женском монастыре, замаливая свой грех блуда, пока видение преп. Павлу Препростому не объяснило, что грех бывшей блудницы Таисии прощен.

В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест последовала еси Христу, и дающи учила еси презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о душе, вещи безсмертней: темже и со Ангелы срадуется, преподобная Таисие, дух твой.

За любовь Господню, преподобная, покоя желание возненавидела еси, пощением дух твой просветивши: крепко бо звери победила еси: но молитвами твоими противных шатание разори.

Другаго тя Иосифа, великий чистоты и целомудрия рачителю, всечестне и равноангельне Моисее, священными песньми восхваляюще, грешнии, молим ти ся прилежно: моли Христа Бога, яко да исцелит вся наша страсти и подаст велию милость.

Труды и подвиги со страстьми по чистоте твоей видя, святе, кто не дивится? Глад бо, темницу и раны приемля, не поработился еси сластем ляховицы, но, яко царь, страстьми обладаяй, ныне и тогда возпрославился еси от Всевидящаго человеческая сердца, от Негоже во искушениих всем пособствовати благодать прием, пособствуй и нам, твою память чтущим, Моисее преподобне.

В Вышних, Единаго Бога ища, земная вся презрел еси, о телеси своем нерадив, на муки мужески себе вдал еси, глад, жажду, узы, в темнице затворяемь, доблественно претерпел еси, биения, кровеизлияние и удов отрезание, чистаго ради девства твоего, мужески понесл еси. И ныне с девственными лики предстоя Пресвятей Троице, от всех искушений моли избавитися вопиющим ти: радуйся, Моисее, отче блаженейший.

Преподобный Моисей Мурин – покаявшийся убийца и разбойник – помощник в трезвости и целомудрии. Ему молятся для преодоления страсти пьянства и блуда, и также об обращении ко Христу душ, согрешивших тяжкими преступлениями.

Пустынный житель, и в телеси Ангел, и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Моисее: постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти. Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Мурины заушив и лица демонов поплевав, мысленно просиял еси, якоже солнце светлое, светом жития твоего и учением наставляя души наша.

Когда блудница под видом странницы пришла к преп. Мартиниану, он встал на горящий хворост, чтобы победить искушение. Блудница, увидев его подвиг, покаялась.

Яко подвижников благочестия искусна, и страдальца произволением честнаго, и пустыни жителя и всельника, в песнех достойно восхвалим Мартиниана присночестнаго: той бо змия попра.

От конец даже до конец пройде вещание красных добродетелей и Божественных подвиг твоих: млад сый возрастом, в пустынях возжелал еси пожити, пения Христу, псалмы и молитвы воспущая присно: день же и нощь возрастая в болезнех и слезах, чисте житие твое скончал еси и, мудре, злоночальнаго посрамил еси, ты бо змия попрал еси.

Св. Евфимий обладал благодатным даром избавлять от плотской страсти.

Избран быв Богови от юности, святителю Евфимие, и, сего ради архиерейства саном почтен быв, упасл еси люди, иже тебе Богом врученныя; темже и по преставлении чудес дарования от Господа приял еси, исцеляти различныя недуги. Того моли о нас, совершающих честную память твою, да тебе вси непрестанно ублажаем.

Яко архиереем сопрестольник и святителем изрядный поборник был еси, святителю Евфимие, не престай сохраняя отечество твое, град же и люди, иже тебе верою почитающия и честным мощем твоим покланяющияся, да велегласно тебе вси вопием: радуйся, святителю Богомудре!

Отче святителю Евфимие! Ты от юности твоея Христа возлюбил еси и благодатию Его укрепляем, вся плотская мудрования умертвил еси, чистым житием и кротким нравом угодил еси Господеви, и по благодати Его на престоле святительства подвизался, явился еси пастве Христове Великаго Новаграда пастырь добрый, полагаяй душу твою о стаде твоем. Темже и по смерти твоей прослави тя Пастыреначальник Христос подаянием чудес, от тебе истекающих, образ добродетельнаго жития в Тебе нам показуя. Темже и аз грешный и унылый, к к раце мощей Твоих припадая, молюся тебе усердно: даждь ми руку помощи, воздвигни мя молитвами твоими из глубины греховныя, се бо волнами страстей плотских и уныния, и иными тьмочисленными житейскими треволнении обуреваюся и погибаю. Буди убо мне, многогрешному, теплый ко Христу предстатель и молитвенник, да и аз, от потопления греховнаго избавлен, ко пристанищу непорочнаго жития благодатию Христовою достигну, и чистым житием прославлю Спасителя моего, кровию Своею мене искупившаго: и тако житие скончав, получу живот вечный во Царствии Небеснем, идеже славится пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо; прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой.

Греха мглы избежавши, покаяния светом озаривши твое сердце, славная, пришла еси ко Христу, Сего Всенепорочную и святую Матерь, Молитвенницу милостивную принесла еси. Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление, и со ангелы присно срадуешися.

Агницу Христову и дщерь песньми восхвалим ныне Марию приснопамятную, явльшуюся египетское овча, и прелести сих всея избеже, и едина принесеся Церкви совершенное возвращение, воздержанием и молитвою подвизающися паче меры человеческаго естества. Темже и возвыси ея и житие и деяние Един Вседержитель, Марие преславная.

О великая Христова угодница, преподобная мати Марие! Услыши недостойную молитву нас, грешных (имена), избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находяшия напасти, от внезапныя смерти и от всякаго зла, в час же разлучения души от тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.

Правостию умною душу твою привязавши в любовь Христову, тленных и красных, и временных забытием претекла еси, яко слова ученица: пощением страсти первее умертвивши, страдальчески второе врага посрамила еси. Тем Христос сугубых венца сподоби тя, славная Евдокие: преподобная страстотерпице, моли Христа Бога спастися душам нашым.

Во страдании твоем добре подвизавшися, и по смерти нас освящаеши чудес излиянии всехвальная, верою прибегающыя в божественную церковь твою. И торжествующе молим тя, преподобная мученице Евдокие, да избавимся недуг душевных, и чудес благодать почерпем.

Несколько слов против блудной страсти

2. Причастие – 1 раз в неделю, то есть участие в таинстве Святого Причащения; при условии, что человек уже не допускает физического блуда и других тяжких грехов. Перед Причастием необходима исповедь (участие в таинстве покаяния).

3. Противодействие блудным помыслам и блудным ощущениям с помощью Иисусовой молитвы и противоречия. Это значит, что сначала надо без промедления, резко, решительно, с ненавистью и злостью противоречить приходящим блудным помыслам и ощущениям, то есть несколько раз подряд произносится слово «НЕТ», а затем надо сразу же, тоже несколько раз подряд, но уже без агрессии, произнести Иисусову молитву; дальше противоречие и молитва повторяются заново, и так делается до тех пор, пока искушение не остановится. Борьба ведётся мысленно или вслух. Само собой разумеется, что таким же способом надо бороться с любой информацией, которая имеет отношение к блудной страсти. И точно так же нужно противодействовать блудным желаниям, намерениям и другим блудным состояниям души, то есть душевному блуду.

Бывают случаи, когда блудная страсть разжигается в душе и в теле настолько сильно, что такие способы борьбы, как пост, терпение, молитва, покаяние, смирение, милостыня и другие способы, сами по себе, без регулярного участия в таинстве Святого Причащения, уже мало помогают. В связи с этим, Причастие, думаю, является самым необходимым оружием в борьбе против блудной страсти.

Таким образом, главное оружие здесь в борьбе против блудной страсти – это регулярное участие в Таинстве Святого Причащения. Кроме Причастия, ещё потребуются Иисусова молитва и противоречие – эти средства борьбы тоже крайне необходимы, они, я считаю, в данном случае, должны быть основными после Причастия, об этом я подробно расскажу в третьем пункте. Особое внимание следует уделить изучению Нового Завета и святоотеческой литературы. Ещё в борьбе помогают: чтение любимого акафиста или определённая молитва, или размышления о какой-нибудь православной иконе, или размышления о каком-то православном храме. Можно ненадолго заняться точной наукой, скажем, математикой или физикой, чтобы ум не развлекался. Можно непрерывно произносить только Иисусову молитву, не произнося слов противоречия (очень хорошо помогает преодолевать блудные помыслы, при засыпании и пробуждении от сна). Но ещё раз скажу, что основная борьба, после Причастия, как я думаю, должна проявляться в том, что сначала человек противоречит врагу, а затем без промедления произносит Иисусову молитву.

Если человек сразу начал усердно бороться, то по моим подсчётам, примерно, после 3го-4го Причастия блудная страсть сильно ослабевает – эти цифры, конечно, приблизительны, так как скорость выздоровления зависит от конкретного случая. Выздоровление тут означает, что человек уже избавился от сильного блудного разжжения (блудного влечения), то есть сильных блудных ощущений в душе и в теле, и в состоянии уверенно вести борьбу против блудной страсти, не впадая в телесный блуд. Но в первые 3-4 недели борьбы блудные помыслы, ощущения, желания могут ещё изрядно побеспокоить, особенно на второй и третьей неделе. Поэтому, будьте очень внимательны. Постарайтесь, насколько это возможно, исключить из своей жизни информацию блудного характера. Необходимо воздерживаться от объедения, от спиртного лучше совсем отказаться (конечно, могут быть исключения), также следует максимально ограничить использование телевидения и интернета, на противоположный пол советую вовсе не смотреть, потому что всё это лишний повод для нехороших воспоминаний, то есть не допускайте действий, которые укрепляют и поддерживают блудную страсть. Как только почувствовали движение блудной страсти, сразу сосредоточьтесь и уверенно, со злостью и ненавистью говорите: «НЕТ, НЕТ, НЕТ. », после этого произносите Иисусову молитву. У вас могут возникнуть помыслы, что физический блуд преодолеть невозможно, или, что сегодня можно последний раз согрешить, а завтра с лёгкостью одержать победу, – не слушайте их – это всё ложь, беспощадно уничтожайте такие помыслы.

При помощи Иисусовой молитвы и противоречия можно быстро подавлять блудные помыслы и ощущения. Основной принцип этой борьбы – следующий: как только начинается блудное искушение, сначала надо противоречить врагу, то есть несколько раз подряд произносится слово «НЕТ», а затем сразу же, тоже несколько раз подряд надо произнести Иисусову молитву и т.п. Можно произнести 4 раза слово «НЕТ» и 4 раза произнести Иисусову молитву, можно и в другом соотношении: 4 раза произнести «НЕТ» и 3 раза произнести Иисусову молитву или 3 и 4, или 5 и 3, или 4 и 5, или 5 и 4, или 7 и 3, или 4 и 9 и т.п. – кому как удобно. Например вы произнесли 4 раза слово «НЕТ», затем сразу произнесли 4 раза Иисусову молитву, дальше сразу опять произносите 4 раза «НЕТ» и 4 раза Иисусову молитву и так далее до тех пор, пока враг не отступит, затем можно сделать перерыв до следующего боя, но лучше таким способом постоянно беспокоить врага, насколько это возможно, даже если нет блудного искушения. Данная борьба ведётся мысленно или вслух («вслух» здесь означает использование речевого аппарата – шёпот, голосовая речь и т.п.).

Противоречить во время искушения старайтесь без промедления, резко, решительно, со злостью, с сильной ненавистью ко греху, настойчиво и терпеливо, без смущения и сомнений в душе; Иисусову молитву, думаю, следует произносить уже без агрессии, но тоже решительно, настойчиво, с терпением, без смущения и сомнений, и конечно со смирением и вниманием. Скорость произнесения слов противоречия и молитвы может быть разной, в зависимости от ситуации. Но тут надо сказать, что, если слова противоречия можно произносить быстро, или со средней скоростью, или медленно, то Иисусову молитву, я считаю, слишком быстро произносить не следует. Понятно, что, в общем, под противоречием я подразумеваю жёсткое подавление блудных помыслов и ощущений, с помощью слова «НЕТ», но никак не собеседование с ними или промедление в них, – не следует задерживать, фокусировать на них своё внимание во время борьбы. То же самое касается и любой другой опасной информации; таким же образом нужно противоречить и душевному блуду; ещё данное противоречие, также как Иисусову молитву, думаю, можно применять с целью упреждения противника, даже если нет никакого беспокойства, связанного с блудной страстью. Относительно того, как правильно совершать Иисусову молитву, советую обращаться к сочинениям Игнатия Брянчанинова.

В общем, во время бодрствования борьбу надо вести с помощью противоречия и молитвы предельно агрессивно, чтобы нанести врагу максимальный ущерб. А перед сном и после пробуждения или во время болезни борьба ведется без резких усилий тоже с помощью противоречия и Иисусовой молитвы или с помощью только Иисусовой молитвы – достаточно будет просто внимательно вслушиваться в каждое слово данной молитвы. Также при засыпании и пробуждении во время искушения можно переключать мысли на разные темы, никак не связанные с блудной страстью и, тем самым, например, избегать блудных помыслов. Но хочу сказать, что не следует слишком уж уклоняться от прямого боестолкновения, то есть прекращать Иисусову молитву и противоречие, и подолгу размышлять на какие-то темы, поскольку блудная страсть реально ослабевает в том случае, когда человек наносит ответные удары или сам активно нападает, а не игнорирует противника.

1. Наличие у человека сильного желания преодолеть физический блуд. Сюда также, особенно на начальном этапе борьбы, следует добавить раскаяние в грехах и обращение к Богу с просьбой о помощи.

2. Регулярные Причастие и исповедь.

3. Активное противодействие с помощью противоречия и Иисусовой молитвы главным причинам, которые усиливают или приводят в движение блудную страсть, – это в основном касается информации, связанной с блудной страстью (блудные помыслы, ощущения, визуальная информация и т.п.). А также данное противодействие должно быть направлено и против душевного блуда – под душевным блудом подразумевается интерес к информации блудного характера, блудные желания, намерения и т.д.

Ясно, что за это время, начиная с первого пункта и далее, падений (физического блуда) быть не должно. Также в этот период уже следует усердно бороться против блудной страсти, против её проявлений и причин, которые эту страсть усиливают или приводят в движение как сказано выше (часть 1, пункт III). Что касается времени для подготовки к Причастию – тут уж кто как может. Можно за три дня, можно за неделю всё правило вычитать, но лучше не затягивать. Правило ко Причастию сейчас обычно состоит из трех канонов и последования ко Святому Причащению, но, насколько мне известно, обязательным является прочтение только последования ко Святому Причащению. Теперь по поводу дополнительного поста перед Причастием: здесь, как я понимаю, на сегодняшний день чёткого правила для мирян не существует. Например, одни считают, что, даже если человек регулярно причащается, то перед Причастием надо обязательно соблюдать дополнительный пост хотя бы один день – другие считают, что тем, кто соблюдает все установленные Церковью посты (это 4 многодневных поста и однодневные посты, в том числе и евхаристический пост), при регулярном причащении, дополнительный пост уже не требуется. Понятно, что все обычные установленные Церковью посты надо по мере своих сил соблюдать.

Также необходимо примириться с личными врагами, если это невозможно сделать, то нужно хотя бы со своей стороны простить их, помолиться о них. Утреннее и вечернее молитвенные правила, исходя из ситуации, скажем, если нет сил, и времени, можно сокращать и читать только любимые молитвы. Если вы собираетесь причащаться в воскресенье, то в субботу не забудьте сходить на вечернюю службу, конечно, бывают случаи, когда по серьёзным причинам не удаётся пойти на вечернее богослужение и человек идёт только на литургию. Имейте в виду, что в Великий Пост литургия совершается не каждый день. Есть ещё установленные Церковью дни в течении года, когда литургия не совершается. Вообще, о том, как надо готовиться к исповеди и к Причастию сейчас можно найти достаточно много информации, в крайнем случае можно спросить у православного священника.

Как я уже сказал в первой части, если человек сразу начал усердно бороться, то по моим подсчётам, где-то после 3го-4го Причастия, блудная страсть сильно ослабевает. Вы очень удивитесь, когда поймете, что от физического блуда можно воздерживаться 4, 5, 6 недель и год, и два и более. Когда вы почувствуете, что блудная страсть совсем ослабла, интервал между Причастиями можно постепенно увеличить до одного месяца, больше не рекомендую. Естественно, что причащаться необходимо в течение всей жизни.

Следует проявлять особое внимание во время болезней, стрессовых состояний и разных житейских неурядицах, чтобы не пропустить внезапный удар, который может привести к падению.

Не надо ставить над собой никаких экспериментов, полагая, что можно немного согрешить, а потом легко вернуться в прежнее состояние; не надо проверять свои репродуктивные органы на работоспособность, даже если вы собираетесь вступать в брак – такого рода занятия, да и просто размышления о подобных вещах, могут закончиться тяжёлым падением, поэтому любые даже самые безобидные помыслы, намерения или действия, которые могут стать причиной падения, следует жёстко пресекать.

Информацию о Иисусовой молитве можно найти, как у Святых Отцов первых веков христианства, так и у Святых Отцов, живших после них. Изучайте их книги, когда будете заниматься этой молитвой, особенно сочинения тех святых подвижников, которые жили уже в Новое и Новейшее время, чтобы двигаться в правильном направлении – понятно, что речь идёт о произведениях, тех святых, которые преуспели в Иисусовой молитве. Руководствуйтесь данными произведениями независимо от того, занимаетесь ли вы Иисусовой молитвой постоянно или произносите её лишь изредка.

Говорят, что в древности христиане причащались каждый день. В наше время для православных христиан (мирян), живущих в России, это почти нереально: многие работают, кто-то учится, у кого-то семья, кто-то болеет и т.д. Но если вдруг вам захотелось причащаться каждый день или через день – в общем, больше одного раза в неделю, – в таких случаях, опять же рекомендую посоветоваться с опытным православным священником. Мне как-то удалось причаститься 2 раза за одну неделю – скажу честно, было тяжело. Вообще, насколько я знаю, чрезмерные усилия и подвиги здесь очень опасны, потому что они могут привести к тщеславию, к гордости или к сильному переутомлению и истощению. Можно причащаться 1 раз в неделю, если хорошо рассчитать время и силы – по-моему, это самый оптимальный вариант на первое время, когда человек борется против физического блуда. Можно причащаться 2 раза в месяц, если ваша душа окрепла, и вы в состоянии уверенно вести борьбу. Можно и 1 раз в месяц, если блудная страсть совсем утихла и у вас много работы или важных дел, но желательно этот интервал в один месяц уже не увеличивать, так как это небезопасно. Тем людям, которые очень заняты, я советую равномерно распределять всё правило на одну или несколько недель, в зависимости от того, когда вы будете причащаться. Не обязательно начинать вычитывать правило за 2 дня до Причастия, можно и за неделю, можно и за две или даже за три недели до Причастия.

В такой ситуации человеку приходится довольно трудно, поскольку он уже забыл, каким образом избавился от физического блуда. И блудная страсть опять представляется ему чем-то новым, непонятным и непреодолимым. На самом деле это не так, и здесь нет ничего непонятного и непреодолимого, и это не безнадёжный случай. Потому что, как только человек начинает регулярно причащаться, исповедоваться, молиться и т.д. – в общем, оказывать упорное сопротивление греху, он вскоре может добиться успеха в борьбе против блудной страсти.

По теме мысленной брани рекомендую изучать такие произведения, как Лествица, Добротолюбие, сочинения И. Брянчанинова – эти книги хоть и предназначены для монахов, обычным людям они тоже весьма полезны, но читать их следует с большой осторожностью, чтобы не взять на себя непосильных подвигов, несвойственных для мирян.

Количество записей: 62

Здравствуйте, батюшка. Помогите мне разобраться. У меня такая ситуация. Полгода назад я познакомилась с молодым человеком, его мама недавно приняла постриг. И сам он 10 лет жил на территории храма. Он меня стал водить в храм на службы, и мы вместе даже ходили на исповедь и причастие. И у меня появилось желание чаще ходить в храм, читать молитвы. Такое желание у меня возникало еще лет в 15, сейчас мне 21. В том возрасте я первый раз задумалась о монашеской жизни, и мне хотелось прийти в монастырь и стать монахиней. Сейчас опять появилось такое желание. И еще совсем недавно мне приснился сон, что я пришла в храм работать, не за деньги, а как бы просто помогать храму. И захожу в келью, а матушки мне принесли постельное белье, показали, где моя кровать, и дали мне платок и молитвослов. Как будто я пришла туда насовсем. Может, это знак того, что мне суждено стать монахиней? Но у меня есть молодой человек и он хочет на мне жениться, а я не знаю, как быть, и вроде хочется быть с ним, и хочется прийти в монастырь и остаться там.

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна. Вам следует, прежде чем принимать решение, пожить в монастыре недели две-три. Посоветоваться со здравомыслящими монахинями. Посмотреть на эту жизнь изнутри. Вы должны знать, что монашество - это не романтика, это целая жизнь, имеющая множество уровней, соответствующих силам подвижников, но совершенно отличная от всего того, что Вам известно, и что Вы себе представляете. Прочтите святителя Игнатия Брянчанинова "Приношение современному монашеству". И, не смущайте пока парня.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка! Я хочу рассказать Вам свой сон. Стою я на большой дороги а во круг бегают, кричат люди, что пришел конец света. Я становлюсь на колени, смотрю в небо и кричу: Господи помилуй, Господи помилуй, а в небе сначала было пыльное облако, затем оно раздвинулось, и я увидела голубое небо, а на нем в облачном образе - Бога. Что бы это значило, вещий ли это сон?

Светлана

Увы, не знаю я, Светлана, что значат Ваши сны… Да и очень сомневаюсь, что они – от Бога. Если бы Вы после такого сна со всех ног рванули бы в храм, в грехах каяться, то да, может быть, это и было бы от Бога. А так – такие сны только голову морочат, да еще и самомнение развивают: «Вот, мол, чего мне приснилось!» Не обращайте внимание! Храни Вас Бог!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Мне очень часто снится моя покойная бабушка, в основном снится голодная и в гневе! Ходила в церковь, на могилку приносила помянуть (конфеты,печенье) поминали дома, но она мне все равно снится! Спать нормально не могу, подскажите, что мне делать?

Александра

Александра, что Вы так сильно переживаете? Снится – ну, и ничего страшного. Это же Ваша бабушка, и Вы с ней прожили долгое время, поэтому и снится. За усопших нужно молится всегда, не временами, а каждый день. В конце молитв утреннего правила есть поминовение усопших, вот и поминайте свою бабушку. На могилу конфеты, печенье и другие продукты приносить не нужно. Продукты для поминовения принято приносить в церковь на канон. И не обращайте внимание на сны. Снам верить нельзя. Что приснилось, - встали и забыли!

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, мне постоянно снятся вещие сны, и часто стала снится недавно умершая бабушка. Сны с бабушкой очень странные: мы все время общаемся на старой квартире. Что все это означает?

Анна

Анна, снам с бабушкой верить нельзя, за нее нужно сугубо помолится, подать поминание и отслужить панихиду, если она крещеная, а в Ваших вещих снах покаяться и попросить Бога, чтобы больше они никогда не снились. Это очень серьезное искушение, тончайший обман: у Ваших "вещих" снов не тот источник, они не от Бога. Начнется все с очевидных вещей, а потом, приучив верить снам, бес заведет в такие дебри, из которых и не выберитесь. Это очень опасно. Берегитесь!

игумен Никон (Головко)

Добрый день, батюшка. На вопросы о снах всегда пишется, не обращать на них внимания, что это все пустое, от лукавого, не толковать их. Сейчас читаю Ветхий Завет, Бытие, и там много очень пишется, что во снах Бог приходил к Лавану Арамеянину и говорил ему; далее Иосифу сны снились, и как он их истолковал, так и произошло, что братья его ему поклонились и т. д. Как же тогда? Объясните, пожалуйста. Спасибо.

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна. Во времена, о которых Вы читаете, Господь готовил человечество к самому важному событию: воплощению Сына Божия и Его Воскресению. Ветхий Завет рассказывает нам об этой подготовительной работе. Современное осторожное отношение к снам продиктовано тем обстоятельством, что недавно обратившиеся к вере люди, или люди малорелигиозные, встречая в снах проекции своих страхов, склонны толковать их как нечто значимое и впадают в уныние. Вместо того, чтобы обратиться с молитвой к Богу, - безвольным страхом вконец ослабляют себя. Святые Отцы дали нам четкий критерий: сон от Бога - такой, что, проснувшись, человек воскликнет: "Господи, какой же я грешный!" - и покаянной молитвой начнет путь освобождения от власти грехов. Необходимости же в таких снах, что описаны в Ветхом Завете, сейчас нет. Труд, который совершался человечеством по подготовке прихода Спасителя, завершен. И узнать все, что необходимо для нашего спасения, мы можем в Евангелии. Храни Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшка! Расскажите, пожалуйста, а вот если человек умер, а в жизни его было так: в Бога верил всегда, не богохульствовал и не сомневался. В юности вел не очень правильный образ жизни (пьянки, гулянки), не исповедовался, но знал все свои грехи и мысленно раскаивался в них. Став старше, старался вести более правильный образ жизни, был добрым, кто просил, тому давал, не злопамятствовал, прощал. Но на службах не стоял, в церковь заходил лишь ненадолго, заказать поминовение, свечки поставить, молился мысленно за всех. Женился, родил сына. А потом умер. И вот что меня интересует: прошел ли он все мытарства и в царствии ли небесном он? Во снах он мне часто снится, всегда светлый и улыбается.

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна. Это вопрос не для смертного, надо у ангела спросить. Мы забываем, что Бог не компьютерная программа, Он судит не автоматически, по набору данных. Бог живой, Он Личность. И Бог - Любовь. Нам надо беспокоиться о другом, - пройдем ли мы сами мытарства. Не прилепится ли душа наша к страстям, с которыми не боролась при жизни. Не отвратится ли от добродетелей, к которым не понуждала и не приучилась в жизни временной. А участь других душ оставим на Суд Божий. Раз снится, значит помните. Мы же просим у Господа: "И сотвори ему вечную память". Вот Он и дает нам помнить. Каким Вы помните человека, таким он Вам и представляется. Вообще, на сны внимания не обращайте, а то лукавый поймает Вас на этом внимании, и начнет крутить-вертеть, как ему вздумается. Молитесь об усопшем. Он в этом остро нуждается. Даже святые, полагавшие всю свою жизнь на борьбу со страстями и на упражнения в добродетелях, ужасались своей посмертной участи, видя себя хуже всей твари. А человек, проживший жизнь, по естественным влечениям, - когда хотел, добро творил, когда хотел, свечки ставил, - нуждается в особенно усиленных молитвах за его душу. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте! У меня вопрос по поводу сна. Недавно мне приснился сон, я не видел, кто, но кто-то сказал мне, что через 10 лет я умру, это что правда? Я очень переживаю.

Виктор

Виктор, Церковь говорит, что к снам нужно относиться очень категорично – не верить снам. Дьявол многих прельстил через сны. Наша жизнь полностью находится во власти Божией, и мы должны дорожить своей жизнью. Бог от нас ждет покаяния, ждет, когда мы обратимся к Богу, когда начнем праведную, благочестивую жизнь. Сейчас идет Великий пост, и каждый православный христианин обязан его соблюдать. Так же и Вам говорю: поститесь, исповедуйтесь и причащайтесь, и живите полной церковной жизнью со Христом, и тогда ни какая вражия сила Вам не повредит, и будете всегда спать спокойно и не бояться за свою жизнь. Если мы со Христом, кто может нам противостоять? И смерть не приблизиться к нам без воли Бога.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день. Меня зовут Наталья. Я живу в Киргизии. У меня есть подруга Татьяна, которая болеет раком. Вот уже почти год она самоотверженно борется с этим недугом. Недавно она мне сказала, что эта болезнь случилась сразу после смерти ее отца (папа Виктор умер в январе 2012). Он ей часто снится. И ей кажется, что он ее не отпускает. Папа у нее не был крещенным, и соответственно, его не отпевали в церкви. Татьяна крещенная. Она верит и ходит в церковь. Она очень хороший человек. Очень хочется ей помочь выкарабкаться. Скажите, батюшка, что можно и нужно сделать в ее случае? Что мне еще нужно делать, кроме того, что читать канон за болящего? Пожалуйста, помолитесь за нее. Заранее благодарю Вас за ответ. С уважением, Наталья.

Наталья

Наталья, Вашей подруге надо бы посоветовать почаще ходить на исповедь: дело в том, что подобные явления родственников в большинстве случаев являются иллюзией, обманом, и имеют корень в собственной греховности. А Вы постарайтесь чаще подавать за нее записки на Литургию и еще подайте поминание в какой-нибудь монастырь, где круглые сутки читают "неусыпаемую" Псалтирь.

игумен Никон (Головко)

Добрый день, скажите, надо ли верить в сон, и что делать, если приснился плохой сон?

Милана

Здравствуйте, Милана! Святые отцы Церкви учат нас не придавать какого-то значения снам, потому что, доверяя снам, человек очень легко может попасть в обольщение. Если Вам приснился дурной сон, просто постарайтесь его забыть, а если он не дает Вам покоя, то расскажите о нем на исповеди.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, мне пару дней назад приснился сон, будто ко мне в дом ворвались воры и сломали все мои иконы, а наша икона с супругом, которая венчанная, была прибита наверху, и из нее торчали гвозди. А маленькие иконки были целые, но вместо изображения - белое место, а я очень плакала и пытала склеить изображения. Спасибо большое.

Юлия

Юлия, снам категорически верить нельзя. Вообще никак их не принимать, что бы там ни было. Кто доверяет снам, тот добровольно отказывается от своего Богоподобия и вручает себя во власть демонов-мучителей. Встали и забыли. А вот о чем забывать нельзя ни в коем случае, так это со вниманием, покаянием и благоговением помолиться утром прежде всех дел, и вечером перед отходом ко сну. И будет Вам радость.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка! Скажите, мне постоянно снятся умершие родственники, соседи, друзья. Я хожу в церковь, ставлю им свечи за упокой их душ, молюсь, но они все приходят и приходят. Как мне избавиться от этого? И нужно ли? Меня это беспокоит.

Юлия

Юлия, ничего страшно нет в том, что Вам часто снятся усопшие, не переживайте. Со смертью это никак не связано. Усопшие молиться за себя не могут, и помочь себе ничем не могут, поэтому, когда нам снятся усопшие, мы это расцениваем, как их просьбу за них помолиться. Может, некому кроме Вас вспомнить, помолиться за них. Молиться за усопших - хорошее дело. Если снятся, молитесь за них. Будете молиться, и они перестанут сниться вам. Не переживайте.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! У меня к Вам такой вопрос. Я учусь в старших классах и лично занимаюсь с одной учительницей. Я к ней очень привязалась. Но когда я ложусь спать и закрываю глаза, мне представляется, что я вижу ее мертвой в гробу на улице среди цветов. А она в жизни здорова и очень верующая. И слезы во сне текут из моих глаз, я кричу ей: не уходи, а она мертвая. И не раз мне такое видится. Что это значит, а то я уже в реальной жизни от нее теперь шарахаюсь, как от призрака.

светлана

Здравствуйте, Светлана. Это значит, что Вы уже очень увлеклись собственными снами и стали доверять им, а теперь бес лукавый показывает вам картинки, которые смущают вашу душу. Запомните раз и навсегда – снам верить нельзя. Из святоотеческого наследия мы знаем, что всякий раз, как кто-то легкомысленно отступал от этого правила, повреждался или погибал совсем, несмотря даже на всю свою духовную опытность и праведность. А у Вас ее нет, так что берегитесь и не верьте снам. Вместо этого молитесь понемногу, но как можно чаще, не выдумывая ничего, а кратко, теми молитвами, которые выучили из молитвослова. Молитесь обязательно перед сном и вначале дня. Обязательно в ближайшее время исповедуйтесь в том, что легкомысленно доверились снам и подвергли себя бесовскому искушению. Читайте понемногу "Письма Валаамского старца" схиигумена Иоанна (Алексеева), у него есть несколько писем, написанных духовным дочкам как раз Вашего возраста. Эта книга будет для Вас введением в истинную, здоровую и спасительную духовную жизнь. Аминь.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка! Помогите советом, я в растеряности, проблемы с любимым (Алексей). Мы живем вместе уже год, любим друг друга, но мне часто стали сниться плохие сны, я чувствую что-то негативное. Я часто хожу в церковь, вчера я ходила в церковь, где привезены мощи Николая угодника, я помолилась, поцеловала мощи, пришла домой и мой любимый подошел поцеловать меня и нас сильно ударило током, так, что мы буквально отлетели друг от друга... Я не знаю, что думать. Он не ходит в церковь, а последний раз, когда мы были в церкви на Рождество, он вышел мокрый, его можно было выжимать, он сказал, что плохо себя чувствует. Но он говорит, что он верит в Бога, и крестик есть, но почему-то ему плохо и он не знает, что это. Что нам делать делать?

Елена

Здравствуйте, Елена! Насколько я понял из Вашего вопроса, Ваши отношения с молодым человеком никак не оформлены. Если это так, то получается, вы живете в блуде, а отсюда и проблемы. Вам нужно поскорее хотя бы расписаться в ЗАГСе, а потом, после исповеди и раскаяния в своем грехе, со всей серьезностью подойти к таинству венчания. Надеюсь, трудностей с этим у вас не возникнет, раз вы так любите друг друга. Помоги вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. На 9 неделе беременности мне приснился сон - передо мною стоит мальчик, года 1,5, я у него спрашиваю: "Как ты хочешь, чтобы мы тебя назвали?" - а он мне говорит: "Леша, Алексей!". Я надеялась, у меня будет дочь, сейчас беременность 20 недель, на УЗИ сказали мальчик, вот я и вспомнила этот сон, имя это мне не нравится, но я не знаю, что мне делать! Что значит этот сон, действительно ли мне надо назвать его Алексей?

Евгения

Христианство как-то с недоверием относится к снам, ведь они могут быть и игрой нашего подсознания, и даже следствием влияния темных сил. Если Вам не нравится это имя, назовите по-другому, это Ваше право.

диакон Илия Кокин

Батюшка, благословите. Мне приснилась икона "Моление о чаше". Что это значит?

Владимир

Скорее всего, этот образ просто всплыл из Вашей памяти. Это не нужно воспринимать как какое-то предзнаменование.

диакон Илия Кокин

Я заказала Псалтирь Неусыпаемую о здравии, на себя и мужа, у мощей Матроны Московской, потом узнала, что его хорошо еще и самой читать, купила книгу и читаю, но теперь мне сказали, что прежде чем начать читать Псалтирь, надо получить благословении на чтение, иначе можно сделать себе намного хуже, так как может произойти нападение бесовское, так ли это? И еще хотелось бы узнать про сны, слышала, что в сны верить нельзя, но если снится, как кто-то из святых говорит (не знаю, кто, не видела, чувствовала, что кто-то святой говорит, если не Сам Иисус) вот что: Анастасия, Вера, Надежда, Любовь,проповедуй их. Тогда я задумалась, при чем здесь Анастасия, а потом узнала, сон мне приснился накануне дня Анастасии Узорешительницы, я про нее ничего не знала и не слышала, вот тогда я удивилась сну, но Анастасия, насколько я узнала позже, покровительница заключенных, и какое отношение может иметь ко мне, не поняла, но почитав про нее, что она вообще от разных уз нехороших избавляет, купила ее иконку и молюсь так же и ей, прошу избавить мужа от уз разлучницы и наставить на путь истинный. А до этого, года 3-4 назад, я поехала в деревню, где уже давно никто не живет, прабабушки нет в живых, дом разваливается. И вот, ночью там мне приснился сам Иисус Христос, стоял в проходе из комнаты в кухню, с крестом, а я как будто крест целовала, до сих пор у меня это не выходит из головы. По поводу дома этого очень много переживаний, что он почти развалился весь, а восстановить некому, я же сама этого сделать не могу, нет возможности, а бабушка, когда жива была, говорила, что не станет ее, и дом забросят все, боялась этого и свои дни хотела дожить в своем доме, но когда уже очень болела, ее одна из дочерей забрала к себе на Украину, там бабушки и не стало, там ее и похоронили, дом вообще часто снится мне, маме моей и бабушке, не понимаю, почему, но вот то, что Иисус приснился, в покое меня вообще не оставляет этот сон, чувство какое-то, что это знак был, но что за знак, я упустила, у нас же там в доме и иконы пропали, загадка для всех, куда они делись, есть предположение, что бабушка могла их запрятать перед отъездом, но это лишь предположения. Можете ли Вы что-то сказать, стоит ли придавать значения таким снам, и если стоит, то что могут значить такие сны? Просто я слышала, что существуют божественные сны, но может, я что-то не совсем поняла о божественных снах, так можно ли мои сны отнести к таковым?

Без имени

Псалтирь за себя и мужа Вы можете читать совершенно безбоязненно и в отношении «нападения бесовского» излишне не беспокоиться. А о сновидениях уже неоднократно писалось на нашем сайте – снам верить нельзя. Более того, уверяю Вас, чем более церковным человеком Вы будете становиться, тем реже Вас будут мучить всякие странные сновидения.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. На протяжении 3 месяцев три раза приснилось, что мне говорят, что я скоро умру. Причем, одни раз мне это сказал архимандрит Иоанн (Крестьянкин), а второй раз св.Матрона. Как мне относиться к этим снам? Я читала, Святые Отцы писали, что мы не достойны, чтобы нам снились святые, что это сны от лукавого, дабы человека ввести в уныние и отчаяние. Но, с другой стороны, я слышала, что если Господь хочет до нас что-то донести через сон, это говорится прямо, без всяких там толкований и намеков. Стараюсь не думать, но все равно страшновато... Хотелось бы услышать Ваше мнение. Я знаю, как РПЦ относится к снам, если бы мне это говорили обычные люди во сне, я бы Вас этим вопросом не отвлекала.

Надежда

Надежда, дьявол может принимать образ светлого Ангела, тем более, он может принимать образ любого человека и даже святого. Я думаю, Вам не нужно верить этим снам. И, конечно Вы правильно думаете – Церковь к вере во сны относится отрицательно. Когда человек рождается, он уже приговорен к смерти: «смертью умрешь», поэтому к смерти надо относится нормально, к смерти надо готовится по-христиански всю свою жизнь. Конечно, никто не хочет умирать, всем хочется пожить подольше. «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» (Рим.6:3).

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, отче и с праздником Вас! Пишет Вам снова Иван. Хотел бы поблагодарить Вас за оперативные и скорые ответы на мои вопросы, которые очень часто возникают в процессе духовной жизни. Мне постоянно снятся сны о прошлой моей греховной жизни - как я пьянствую или хочу напиться, но снятся в последнее время и иные сны. В ночь на день памяти святителя Василия Великого мне приснился его лик на иконе, а сегодня ночью я видел во сне преподобного Серафима Саровского чудотворца, как он исцелил двух незнакомых мне детей от каких-то болезней и взглянул на меня, не могу передать насколько лик его был благодатным и умиротворенным, но в тоже время не проявляющим каких-то эмоций! Можете ли Вы мне подсказать мне, как мне расценивать такие сны, как относиться к ним? Спаси Вас Господь! С уважением, Иван.

Иван

Иван, я рад, что Вам начали сниться позитивные сны, но думаю все же, что те образы, которые рождаются у нас в бессознательном состоянии, являются отражением наших дневных раздумий и переживаний. И только в одном случае сон можно признать благодатным, то есть "сном от Бога", когда он располагает нас к покаянию. Если Ваши сны имеют такое действие – слава Богу, и да благословит Вас Господь!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Извините, пожалуйста, за, может быть, глупый вопрос. Но просто сил уже нет. Мне часто снятся кошмары (можно сказать, с детства), я, конечно, понимаю, что верить в сны нельзя, но они меня просто мучают. Они бывают настолько мощными, будто наяву! И не просто картинка, а душевные муки и боли, которые ощущаю. Я очень стараюсь не обращать на них внимания. Хожу в церковь, на ночь молюсь, пью святую водичку, готовлюсь к исповеди и причастию. А в последнее время мне несколько ночей подряд (и около года назад тоже) снится, будто я в церкви, и там от свечей так жарко, что мне становиться плохо, падаю в обморок, задыхаюсь, обстановка мрачная. Ощущение, будто кто-то мне внушает, что в церкви плохо. Как мне быть? Посоветуйте, пожалуйста.

Вопросы священнику Скверные сны

Скверные сны

Дата: 30.08.2010 в 01:51

Здравствуйте, батюшка.
Я замужем уже 14 лет. Мне постоянно снятся блудные сны. Раньше я ходила на исповедь время от времени и этот грех: "скверные сны" всегда присутствовал в моем списке для исповеди. Сейчас же я стараюсь причащаться раз в 2-3 недели и батюшка меня уже хорошо знает, и мне очень и очень неудобно каждый раз на исповеди произносить этот преследующий меня грех:(Раз в неделю или в две обязательно приснится. Я иногда назову "блудный сон", иногда - "скверный сон", а когда совсем ужасный с моим участием, тогда называю "осквернение во сне".
1. Батюшка, обязательно нужно произносить на исповеди это ужасное слово "осквернение во сне" или как-нибудь "мерзкий сон" можно произнести?
2. Можно иногда (не каждый раз) просто называть эти сны на исповеди "нехорошими снами"?
3. Неделю назад исповедалась, а сегодня мне уже мельком приснился голый мужчина (это самый скромный из снов). Если до следующей исповеди мне не успеет присниться блудный сон, нужно ли сегодняшний сон считать грешным?
4. Батюшка, все свои давние грехи я все старалась исповедать, как мне от этих снов избавиться?

1. Да, нужно исповедовать, если гордитесь, это может из-за гордости или осуждения происходить, и лучше не спите навзничь, враг тоже так сильнее может нападать.
2. Лучше говорите "блудные сны" или "скверные".
3. Можете так не считать, а перед сном прочтите хотя бы псалом.
4. Попробуйте делать как я уже сказал, храни Вас Господь!

БЛУДНЫЙ СЫН

Послушайте, дети, какую интересную историю рассказал Иисус Христос о добром отце и непослушном сыне.

Один богатый и добрый человек имел двух сыновей. Младший из них был очень ленив и непослушен. Много раз обижал он отца своими выходками и наконец однажды сказал ему:

– Отец, дай мне мою часть всего имущества; я сам хочу распоряжаться им!

Добрый отец выделил ему следуемую часть, а сын взял деньги и имущество и ушёл в чужую страну.

Там он подыскал себе глупых друзей и ежедневно устраивал с ними пиры и гулянья. Он покупал сладкие, дорогие кушанья и вина и носил роскошные одежды.

Каждый день у него играла музыка, и он не хотел работать, а только ел, пил и веселился.

Скоро, однако, он истратил все полученные от отца деньги, промотал всё имущество и начал нуждаться. Кстати, в том краю, где он жил, случился неурожай и голод.

Блудный сын не имел даже куска хлеба, и никто не хотел помочь ему.

Видя, что дело плохо, он вздумал приняться за труд. Но он не умел ничего делать, потому что, когда его сверстники учились, он только гулял и веселился. Тогда он пришёл к одному человеку и сказал:

– Будь так добр, возьми меня к себе в пастухи!

– Отчего же? – сказал хозяин. – Иди пасти моих свиней, но только кормись как знаешь, а той пищи, что я даю свиньям, не смей трогать! После них можешь подбирать остатки.

Притча о блудном сыне

Несчастный и тому был рад. Вот до чего доводит своеволие! Опомнился бедный юноша. Сидя в поле около свиней, голодный, оборванный и босой, он заплакал и сказал сам себе:

– Сколько у моего отца слуг, и все они сыты и одеты, а я умираю от голода. Пойду к отцу и скажу ему: «Отец мой, я согрешил перед Богом и перед тобою и недостоин называться твоим сыном. Прими меня хотя бы в число твоих слуг».

Скоро он так и сделал: собрался и пошёл на родину. Отец издали увидел своего несчастного сына и побежал к нему навстречу. Он обнимал и целовал его и плакал от радости. Не такого приёма ожидал сын, и ему стало стыдно. Он сказал отцу:

– Согрешил я перед Богом и перед тобою, дорогой отец, и недостоин, чтобы ты считал меня своим сыном. Возьми меня хотя бы в число твоих слуг.

Но отец приказал слугам:

– Принесите скорее лучшую одежду и оденьте моего милого сына; дайте ему на руку перстень, зарежьте самого лучшего телёнка, будем веселиться, потому что сын мой умер, а теперь воскрес, пропадал и нашёлся!

Как горячо любил этот добрый отец своего негодного сына! Как он возрадовался, видя его чистосердечное раскаяние! Как охотно он простил его!

Так, милые дети, и нас всех любит наш Небесный Отец, Бог, с такою же любовью и Он прощает нас, если мы поступили дурно, а затем каемся и просим у Него прощения.

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Блудный сын Сын одного человека ушёл в далёкую страну, и в то время, как отец собирал несметные богатства, сын нищал всё больше и больше. Затем случилось так, что сын пришёл в страну, где жил его отец, и, как нищий, выпрашивал пишу и одежду. Когда отец увидел его в лохмотьях и

Из книги Страсти Христовы [без иллюстраций] автора Стогов Илья Юрьевич

Из книги Страсти Христовы [с иллюстрациями] автора Стогов Илья Юрьевич

Блудный сын возвращается Всем нам Бог предлагает вернуться. Предлагает стать героями истории о блудном сыне. Где бы мы ни были, как бы далеко ни ушли, у любого из нас всегда есть возможность встать и отправиться домой.Бог обещает: Он непременно побежит нам навстречу. Как бы

Из книги Свобода любви или идол блуда? автора Данилов ставропигиальный мужской монастырь

Из книги Моя первая Священная История. Учение Христа, изложенное для детей автора Толстой Лев Николаевич

Блудный сын Послушайте, дети, какую интересную историю рассказал Иисус Христос о добром отце и злом сыне.Один богатый и добрый человек имел двух сыновей. Младший из них был очень ленив и непослушен. Много раз обижал он отца своими выходками и, наконец, однажды сказал

Из книги Избранные места из Священной истории Ветхого и Нового Завета с назидательными размышлениями автора Дроздов Митрополит Филарет

Блудный сын (Лук. гл. XV)Однажды, когда мытари и грешники приблизились к Иисусу Христу, чтобы послушать Его, фарисеи и книжники роптали на это и гово­рили: вот Он принимает грешников и ест с ними. Но Иисус предложил им следующую притчу.«У одного человека было два сына.

Из книги Библейские мотивы в русской поэзии [антология] автора Анненский Иннокентий

Блудный сын Так отрок Библии, безумный расточитель… Пушкин Ужели, перешедши реки, Завижу я мой отчий дом И упаду, как отрок некий, Повергнут скорбью и стыдом! Я уходил, исполнен веры, Как лучник опытный на лов, Мне снились тирские гетеры И сон сидонских мудрецов. И вот,

Из книги Библия в рассказах для детей автора Воздвиженский П. Н.

БЛУДНЫЙ СЫН Послушайте, дети, какую интересную историю рассказал Иисус Христос о добром отце и непослушном сыне.Один богатый и добрый человек имел двух сыновей. Младший из них был очень ленив и непослушен. Много раз обижал он отца своими выходками и наконец однажды сказал

Из книги Евангелие для детей с иллюстрациями автора Воздвиженский П. Н.

БЛУДНЫЙ СЫН Послушайте, дети, какую интересную историю рассказал Иисус Христос о добром отце и злом сыне.Один богатый и добрый человек имел двух сыновей. Младший из них был очень ленив и непослушен. Много раз обижал он отца своими выходками и, наконец, однажды сказал

Из книги Половая потребность и блудная страсть автора составитель Ника

Как необходимо бороться при случайном приражении блудного образа или того, который может повлечь за собою блудный помысел? Приведем пример того, как реагировать на блудное изображение, которое человек увидел неожиданно в транспорте, на улице, по ТВ и т. п. Смотря по