Рекомендации по рациональному питанию детей. Питание детей

Рациональное питание детей – основа роста и правильного развития детей, фундамент здоровья на всю жизнь.

Витамины, минералы и микроэлементы участвуют в жизнедеятельности кишечной микрофлоры, отвечающей за иммунитет; участвуют в обмене веществ; необходимы для нормальной деятельности всех органов и систем человеческого организма. И родители, зная об этом, стремятся сделать питание своих детей максимально калорийным, часто прибегают к дополнительной искусственной витаминизации пищи, забывают о важности формирования правильных вкусовых привычек у ребенка.

Многие до сих пор верят, что чем толще ребенок, тем он здоровее (и действуют соответственно). Но это далеко не так. Переизбыток калорий, витаминов и микроэлементов зачастую опаснее, чем их недостаток. Организм ребенка, приученный получать витамины в готовом виде (сиропы, таблетки), перестает усваивать их из продуктов питания. Ребенок, приученный обильно питаться, с раннего детства начинает страдать от избыточного веса, а позже – от сопутствующих болезней. Ребенок, употребляющий слишком сладкую, соленую или острую пищу, перестает понимать настоящий вкус продуктов. Вот почему так важно с самого раннего детства формировать у детей правильные вкусовые привычки и рационально организовывать их питание.

Заботясь о рациональном питании детей, старайтесь следовать простым правилам, разработанным педиатрами и диетологами. Так Вы поможете своему ребенку расти здоровым и счастливым.

Правила рационального питания детей

Старайтесь

  • Не переслащивать и не пересаливать пищу, не увлекаться приправами и пищевыми добавками, важно научить детей пить воду (а не сок, компот, чай и т.п.). Все это нужно для формирования правильных пищевых привычек, принятия естественного вкуса еды.
  • Разнообразить рацион, извлекать максимум пользы из сезонных продуктов.
  • Не кормить насильно, если у ребенка нет аппетита. Всегда важно выяснить причину и устранить ее. Потеря аппетита – симптом многих серьезных заболеваний, например, сальмонеллеза.

Помните

  • Детская еда: молоко, творог, сливочное и растительное масло, сметана, мясо, рыба, яйца, хлеб, крупы, овощи и фрукты. Недетская еда: копченое, соленое, консервы и полуфабрикаты. Консерванты и красители вредны, особенно детям до 3 лет. Приобретите полезную привычку - внимательно читать состав продуктов.
  • Лучшие способы приготовления пищи для ребенка: отваривание, тушение или приготовление на пару.
  • Важно соблюдать баланс между белками, жирами и углеводами в рационе ребенка, соотношение должно быть примерно 1:1:3,5-4,0. Нормы потребления пищевых веществ и энергии легко определить на основе возраста и веса ребенка.

Нормы потребления пищевых веществ и энергии для детей разного возраста
(МЗ РФ 31.05.1991)

Пищевые вещества

Возраст детей (месяцев)

Возраст детей
(лет)

Белки, г/кг
Белки животные, г/кг
Жиры, г/кг
Углеводы, г/кг
Энергетическое обеспечение, ккал/кг
  • Важно соблюдать нормы суточного употребления витаминов и минералов, стараться обеспечивать ребенка витаминами и минералами в составе продуктов питания.

Нормы потребления витаминов и минералов для детей разного возраста

Витамины

Дети до 1 года

Дети от 1 года до 4 лет

Дети от 4 до 12 лет

Дети старше 12 лет и взрослые

Витамин А (ретинол), мкг
Витамин Е (токоферол), мг
Витамин D, мг
Витамин С (аскорбиновая кислота), мг
Витамин В1 (тиамин), мг
Витамин В2 (рибофлавин), мг
Витамин В5, мг
Витамин В6 (пиридоксин), мг
Фолиевая кислота, мкг
Витамин В12 (цианокобаламин), мкг
Витамин РР (никотинамид), мг
Минералы
Железо, мг
Медь, мг
Цинк, мг
Марганец, мг
Магний, мг
Йод, мг
Селен, мкг
Хром, мкг

И, конечно, иногда нарушайте все правила рационального питания, балуйте ребенка хрустящим картофелем или газировкой, даже если они Вам кажутся дурацкими. Это тоже нужно для счастья.

Питание является основным фактором, определяющим жизнедеятельность организма ребенка, его нормальное развитие и состояние здоровья. Питание также формирует развитие интеллекта и центральной нервной системы. Правильное (рациональное) питание детей и подростков обеспечивает устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды.

Детский организм отличается от взрослого бурным развитием, ростом, высокими показателями окислительно-восстановительных процессов, положительным азотистым балансом, высокими энерготратами.

Для обеспечения таких функций организму необходимо постоянно получать пищевые вещества определенного количества и качества. Невыполнение этих условий ведет к отставанию роста и развития детей, к возникновению различных заболеваний.

При составлении рационального питания для детей и подростков следует руководствоваться «Физиологическими нормами потребностей в основных пищевых веществах, витаминах и минеральных веществах и энергии для детского населения», утвержденными в 1991 г.

Все особенности питания детей и подростков вызывают необходимость тщательного подбора пищевых продуктов, их соотношения, способов кулинарной обработки и т.д.

Все детское население делится на 11 возрастных групп: три возрастные группы от 0 до 12 месяцев включительно, далее с одного года до 18 лет — восемь групп. В действующих нормативах выделяется группа шестилетних детей (школьников), а начиная с 11 лет, группы делятся и по половому признаку, т.е. девочки 11 — 13 лет, мальчики 11 — 13 лет, девушки 14-17 лет, юноши 14-17 лет.

Физиологические потребности в основных пищевых веществах, энергии для детей с одного года и подростков представлены в табл. 1.

Белки в питании детей

Являясь основным пластическим строительным материалом, необходимы не только для возмещения белковых затрат, но и для формирования новых клеток для роста и развития. При недостатке белка в питании детей возникает азотистое равновесие (у ребенка должен быть положительный азотистый баланс), которое приводит к отставанию в физическом и психическом развитии, снижению защитных сил организма. Особую роль в питании детей приобретают белки животного происхождения, которые содержат полный набор незаменимых кислот. Среди них такие, как лизин, триптофан, метионин. При недостатке в рационе триптофана и лизина наблюдается отставание в росте, недостаточность лизина приводит к нарушению процессов костеобразования и кроветворения, при дефиците метионина изменяется углеводный обмен у детей.

Включение в рацион ребенка мяса, рыбы, яиц, творога позволяет обеспечить в полной мере организм незаменимыми аминокислотами.

Является необходимым продуктом для детей всех возрастных групп детского населения, особенно первых лет жизни. Молоко и молочные продукты — хороший источник белка и кальция, идущих на построение костной ткани. Как известно, кальций плохо усваивается в организме, но у детей первых лет жизни в желудке вырабатывается фермент химозин, который переводит белок молока — казеин в легкоусвояемый казеинат.

Таблица 1. Таблица физиологических потребностей в основных пищевых веществах, витаминах, минеральных веществах, энергии для детей и подростков

Возраст, пол

Энергия, ккал

Углеводы, г

Минеральные вещества

Витамины

в том числе животные

6 (школьники)

11-13 лет мальчики

11-13 лет девочки

14-17 лет юноши

14-17 лет девушки

Доля белка животного происхождения у детей выше, чем у взрослых, и достигает у детей младшего возраста 65-70 %.

Жиры в питании детей

Являются основным компонентом пищи. В детском возрасте они возмещают энергетические траты организма и поддерживают иммунитет ребенка. Жиры являются источниками витаминов А и D, которые поступают в организм только в составе жиров, эти витамины имеют большое значение для роста и развития ребенка. В рацион детей необходимо включать жиры животного происхождения и растительные жиры.

Доля жиров растительного происхождения у детей ниже, чем у взрослых, она составляет 15-20% (у взрослых 30%). Жиры растительного происхождения служат источником полиненасыщенных жирных кислот, а также витамина Е и лецитина. Для детей младшего возраста рекомендуется включать рафинированные растительные масла без тепловой обработки. Из жиров животного происхождения предпочтение отдается сливочному маслу, в состав которого входят витамины А и D. Масло имеет хорошие органолептические свойства, легко усваивается. Тугоплавкие жиры и маргарины в питание детей включать не рекомендуется.

Превышение доли жира в рационе детей может привести к увеличению массы тела, ожирению. Этому может способствовать и низкая физическая активность, если дети много времени проводят у экрана телевизора или компьютера.

Углеводы в питании детей

В организме детей и подростков выполняют в основном энергетическую функцию. Избыточное содержание углеводов, особенно простых, приводит к увеличению массы тела, пастозности (рыхлости) жировой и мышечной ткани.

Такие дети чаще болеют простудными заболеваниями, нередко с осложнениями. Избыточное содержание сахара в пище приводит также к кариесу зубов, усилению гнилостных процессов в кишечнике, повышению сахара в крови.

Наряду с молоком полезно включать кисломолочные напитки (кефир, простоквашу и др.), что способствует развитию молочнокислых бактерий, подавляющих в кишечнике рост гнилостной микрофлоры.

Полезна в питании детей и фруктоза, которая не повышает содержание сахара в крови и не участвует в образовании кариеса зубов, она также необходима для тонуса нервной системы.

Содержится фруктоза в ягодах и пчелином меде.

В питание детей и подростков входят и сложные углеводы, в первую очередь крахмал, который является водорастворимым и при расщеплении образует глюкозу. Детям, больным сахарным диабетом, необходимо ограничить крахмал. Источниками крахмала являются бобовые, крупы и хлебобулочные изделия, а также картофель. Следует в рацион включать и пектиновые вещества (пектин), они нормализуют кишечную микрофлору, адсорбируют в кишечнике токсические вещества, например свинец. Пектин содержится в яблоках, грушах, персиках, абрикосах, сливе, вишне, черной и красной смородине, а также в свекле, моркови, редисе и т.д.

Витамины в питании детей

В питании детей особая роль принадлежит жирорастворимым витаминам А и D.

Витамин А является фактором роста ребенка, он влияет на интенсивность роста скелета, на функции эндокринных органов. Витамин А, как известно, принимает участие в поддержании нормального состояния покровных тканей кожи и слизистых оболочек. Недостаточность витамина А приводит к нарушению сумеречного (ночного) зрения (куриная слепота). Содержится витамин А в печени морских животных и рыб, крупного рогатого скота, в желтке яиц, в жирных молочных продуктах. Витамин А имеет провитамин — p-каротин, который в организме под воздействием фермента каротиназы превращается в витамин. Основные источники — продукты растительного происхождения: плоды, ягоды, фрукты и овощи, имеющие красную, оранжевую, зеленую окраску, например сладкий красный болгарский перец, красная морковь, плоды шиповника и облепихи, абрикосы, тыква и т.д.

Не меньшее значение в питании детей имеет витамин D. Исключение этого витамина из рациона ребенка, а также отсутствие ультрафиолетового излучения приводит к заболеванию детей первых лет жизни рахитом. Витамин D участвует в формировании скелета, оказывая влияние на фосфорно-кальциевый обмен и ускоряя всасывание кальция в кишечнике. Источники витамина D — печень трески, жирные сорта рыбы, яичный желток, сливочное масло.

Витамин С (водорастворимый). Его значение в питании ребенка обусловлено повышением защитных сил организма, нормальным развитием соединительной и костной тканей.

Витамин С незаменим в профилактике железодефицита у детей, так как в его присутствии улучшается усвояемость железа. Источники: плоды шиповника, черной смородины, красный болгарский перец, цветная капуста, петрушка.

Витамин В, участвует в функциях нервной системы, в процессах возбуждения и торможения коры головного мозга, в энергетическом обмене.

Источники: печень говяжья, свиная, бобовые, зерновые (крупы, хлебобулочные изделия).

Минеральные вещества в питании детей

Минеральные вещества выполняют пластические функции, а также играют роль катализаторов обменных процессов.

Наибольшее значение для детского организма имеют такие минеральные вещества, как кальций, фосфор, магний, железо, йод.

Кальций. Около 99 % кальция находится в костной ткани. Кальций относится к трудноусвоясмым пищевым веществам. Отрицательное влияние на всасывание кальция оказывает избыток в пище жира, фосфора и магния. Наличие в рационе полноценного белка, молочного сахара и витамина D улучшает усвоение кальция. Легче усваивается кальций из молочных продуктов. Из злаковых продуктов кальций усваивается плохо, так как в них имеет место неблагоприятное соотношение кшшция и фосфора.

Овощи и фрукты характеризуются невысоким содержанием кальция, но благоприятным соотношением его с фосфором и магнием.

Железо. Играет значительную роль в питании ребенка: участвует в окислительно-восстановительных процессах, которые у детей идут более интенсивно, чем у взрослых; участвует в процессах кроветворения, находясь в составе гемоглобина, и переносит кислород крови во все ткани и клетки. У детей потребность в железе высокая. Дефицит железа ведет к заболеванию анемия (малокровие), которым страдают в основном дети первых лет жизни.

Развитию дефицита железа способствует неправильное питание детей, частые заболевания желудочно-кишечного тракта и наличие гельминтов (глистов).

Недостаточное обеспечение кислородом клеток головного мозга может привести к снижению умственных способностей, ослаблению памяти, затруднению обучаемости детей.

Хорошими источниками железа являются: мясо (телятина), печень, яичный желток, а также продукты растительного происхождения при наличии в них витамина С, который облегчает усвоение железа.

Йод. Йод участвует в образовании гормона щитовидной железы — тироксина. В нашей стране наравне с дефицитом железа в организме детей отмечается и дефицит йода, который ведет к развитию зоба (увеличение тканей щитовидной железы). Это заболевание встречается в основном у подростков, когда наиболее активно функционируют органы внутренней секреции. Йодная недостаточность также может оказать влияние на физическое и умственное развитие.

В предыдущие годы в нашей стране пытались снизить число больных йододефицитом, употребляя йодированную соль, но проблема осталась, так как неорганический йод в соли разрушается при тепловой обработке, длительном и неправильном хранении. В настоящее время специалисты рекомендуют использовать органические соединения йода — йодоказеин для профилактики йодной недостаточности и ее проявлений. Его используют в качестве пищевой добавки к хлебобулочным изделиям.

Организация режима питания детей и подростков

Большое значение в питании детей имеет режим питания. Так, для детей первых лет жизни рекомендуется 5-6-разовое питание в день, для детей дошкольного (3-6 лет) и школьного (6-17 лет) возраста — не менее четырех раз.

В настоящее время для дошкольных учреждений разработано примерное 10-дневное меню, которое адаптировано для разных по возрасту детских групп. Дети в таких учреждениях должны получать 3-разовое питание, обеспечиваю шее 75-80 % суточной потребности в пищевых веществах и энергии. При круглосуточном пребывании вводится четвертый прием пищи, составляющий 25 % суточного рациона.

Организация питания школьников, пребывающих на занятиях более пяти часов, предполагает обеспечение обязательного питания детей всех классов завтраком (20-25 % суточной калорийности). При двухразовом питании рацион должен обеспечивать не менее 50 % суточной потребности.

Дети подросткового возраста в связи с процессами интенсивного роста, половым развитием, формированием типа нервной системы нуждаются в серьезном подходе к организации питания — обеспечении организма всеми питательными веществами и соблюдении режима питания.

Часто у них отмечаются случаи недостаточности питания, которые могут привести к задержке роста, проявлению железодефицита и йододефицига, нарушению развития костной ткани и т. д.

Возможны и проблемы, связанные с увеличением массы тела, вплоть до ожирения, у тех подростков, которые ведут малоподвижный образ жизни.

Проблемы усугубляются, если резко нарушается режим питания: редкие приемы пищи, с большими перерывами, и особенно при отказе школьника от приема завтрака. Некоторые приемы пиши заменяются на еду всухомятку, бутербродами, чипсами, хот-догами.

Такие нарушения режима питания могут привести к формированию гастрита, снижению внимания, памяти, а также быстрому утомлению на уроках.

Часто школьники употребляют газированные напитки, такие как пепси-кола, кока-кола и др., которые оказывают неблагоприятное воздействие на кишечник, приводят к вздутию его из- за содержания в них большого количества сахара, ароматизаторов, пищевых красителей, углекислого газа. В этом возрасте отмечаются случаи приема алкоголя.

В юношеском возрасте могут быть нарушения со здоровьем, если девушки для сохранения фигуры резко ограничивают себя в питании, а юноши зачастую принимают различные гормональные препараты для увеличения мышечной массы.

Рациональное питание детей и подростков

Рациональное питание детей и подростков является одним из важнейших условий, обеспечивающих их гармоничный рост, своевременное созревание морфологических структур и функций различных органов и тканей, оптимальные параметры психомоторного и интеллектуального развития, устойчивость организма к воздействию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов.

Питание ребенка должно быть оптимальным. При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанных с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ.

Питание детей и подростков должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами.

В основу меню должно быть положено ежедневное использование таких продуктов как хлеб, молоко, масло, мясо, сахар, овощи, фрукты.

Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2-3 дня.

Фактический рацион питания ребенка-школьника во многом зависит от того, какие навыки здорового питания родители успели привить своим детям. Ведь именно в школьном возрасте начинается повальное увлечение детей «фаст-фудом», а у девочек-старшеклассниц - еще и нездоровыми диетами для снижения веса.

Физиологические потребности детей школьного возраста в энергии

и основных пищевых веществах

Возраст детей

Средняя потребность детей в энергии, ккал/сутки

общее количество

6 лет (школьники)

11-13 лет (мальчики)

11-13 лет (девочки)

14-17 лет (юноши)

14-17 лет (девушки)

для школьников

Название блюд

Масса порций в граммах для обучающихся двух возрастных групп

С 7 до 11 лет

С 11 лет и старше

Каша, овощное, яичное, творожное, мясное блюдо

Напитки (чай, какао, сок, компот молоко, кефир и др.)

Мясо, котлета

В режиме младшего школьника должно сохраняться 5-разовое питание. Старшеклассники могут переходить уже на 4-х разовый прием пищи. Важно, чтобы ребенок не отказывался от обязательного горячего завтрака в школе, который должен проводиться после 2-го или 3-го урока.

При разработке меню для питания школьника предпочтение следуетотдавать свежеприготовленным блюдам, не подвергающимся повторной термической обработке, включая разогрев замороженных блюд.

В примерном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в последующие 2-3 дня.

Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты.

Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п., с добавлением свежей зелени. В качестве закуски допускается использовать порционированные овощи (дополнительный гарнир). Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи.

Ужин должен состоять из овощного (творожного) блюда или каши; основного второго блюда (мясо, рыба или птица), напитка (чай, сок, кисель). Дополнительно рекомендуется включать, в качестве второго ужина, фрукты или кисломолочные продукты.

Особое внимание в питании школьника нужно уделять белковой составляющей рациона, при этом на долю белков животного происхождения должно приходиться не менее 60%. Потребностям растущего детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, в связи с чем, молоко и молочные продукты рассматривают как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока (кефира и др.) - 500 мл. Следует учитывать, что 100 г молока соответствует 12 г сухого молока или 25 г сгущенного. Отдавать предпочтение лучше обогащенным молочным продуктам – с добавлением витаминов, йодированного белка, лактулозы, бифидобактерий.

Самыми важными ростовыми аминокислотами являются лизин, триптофан и гистидин, поэтому важно, чтобы в рационе школьника были их источники - мясо, рыба, яйца, творог, сыр, кальмары, бобовые.

Рационально употреблять мясо (птицу) 2-3 раза в неделю, чередуя его с рыбой. При этом лучше готовить блюда из филе говядины, телятины, нежирной свинины в отварном и запеченном виде.

Школьникам, особенно младшего возраста, стоит жестко ограничивать, а лучше исключить жареное, копченое, колбасные изделия (последние богаты солью, «скрытыми» жирами и содержат нитрит натрия). Перед готовкой с мяса лучше обрезать видимый жир и снимать кожу с птицы. И, если иногда жарите мясо ребенку, то лучше это делать на сковороде с решеткой, чтобы жир стекал в сковороду или после жарения выкладывайте продукт на чистую салфетку для впитывания излишков жира.

Важным преимуществом мяса является большое количество в нем легкоусвояемого железа (в отличие от железа овощей и фруктов), которое особенно необходимо девочкам-старшеклассницам, иначе возрастает риск развития железодефицитной анемии.

Еще одним обязательным белковым продуктом в рационе школьника является рыба. Белки рыб расщепляются пищеварительными ферментами быстрее и легче, чем белки говядины, т.к. не содержат соединительнотканных белков (эластина). Рыба богата высокоценными 3-омега жирными кислотами, витаминами Д, А, группы В, минеральными веществами K, S, P, J, Zn, Fe, Cu и др. В рыбе много метионина, который улучшает правильное усвоение (а не накопление) жиров.

Школьникам следует ограничивать в питании соленую, консервированную, вяленую, копченую рыбу, т.к. она богата солями мочевой кислоты и натрием, что может способствовать заболеванию суставов и развитию гипертонической болезни у ребенка. Отдавать предпочтение следует морской рыбе и морепродуктам (если у ребенка нет аллергии), так как они источник йода, который необходим для улучшения интеллектуального развития школьника и профилактики зоба.

Оптимальным в рационе школьника должно быть содержание жира (см. таблицу). Недостаток жиров может приводить к снижению иммунитета, а избыток - к нарушению обмена веществ, ухудшению усвоения белка, расстройству пищеварения.

Лучшими источниками углеводов в питании школьников являются фрукты, овощи и каши. Ежедневно на столе должны быть фрукты и овощи зеленого, желтого (оранжевого), красного (бордового) цвета, тогда в организм ребенка будут поступать почти все необходимые организму витамины, микроэлементы и биологически активные вещества (индолы, полифенолы, ликопин, хлорофилл и др., которые и придают тот или иной цвет растению и при этом выполняют важные функции в организме). В целом, школьник должен употреблять не менее 400 г овощей и фруктов в день.

С мясными и рыбными блюдами в качестве гарнира ребенку лучше давать сочные овощи: салат, шпинат, мангольд (листовая свекла), все виды капусты, спаржу, кабачки, тыкву, лук, редис, огурцы.

Обязательно нужно контролировать потребление ребенком кондитерских изделий и булочек (часто дети покупают их во время перемен и по пути из школы): избыточное содержание их в рационе может способствовать развитию нарушения обмена веществ, что приводит к аллергии, сахарному диабету и ожирению.

Важную роль в физическом развитии и профилактике болезней играет ра­циональное питание детей , которое основывается не только на научно обоснованном употреблении молочных, мясных, рыбных и других продуктов, но и на обязательном ис­пользовании овощей, фруктов и ягод в питании расту­щего организма.
Рациональное питание детей и подростков строится с учетом общих физиологических и гигиенических требо­ваний к пище. Количественное и качественное питание детей несколько отличается от потребностей взрослых и тем более пожилых лиц, что связано с анатомо-физиологическими особенностями растущего организма.

Пра­вильно построенное питание имеет большое значение для нормального физического и нервно-психического разви­тия детей, повышает трудоспособность и успеваемость, выносливость, устойчивость к неблагоприятным влияни­ям внешней среды, к инфекционным и другим заболева­ниям.

Недостаток или избыток пищи нередко служит при­чиной заболеваний желудочно-кишечного тракта , нару­шения обмена веществ, излишнего нарастания массы те­ла, вплоть до развития ожирения, или, наоборот, при­водит к исхуданию и т. д. Дефекты в питании детей не всегда сразу отражаются на здоровье. Чаще они проявляются позже, в процессе жизнедеятельности, при неблагопри­ятных внешних условиях, заболеваниях, повышенной учебной нагрузке в школе, а иногда и в более зрелые годы.

Специалисты в области детского питания считают, что профилактика многих заболеваний, возникающих у взрослых (артериальная гипертония, сахарный диабет, ожирение и др.), должна вестись не с подрост­кового или юношеского периодов, а с раннего детства и даже в период беременности женщины. Из глубины веков к нам пришло убеждение, что будущая мать долж­на есть за двоих - за себя и за будущего младенца. По­ка это пожелание было трудно осуществимым из-за не­достатка еды, оно не приносило вреда. Но сегодня бере­менные женщины нередко едят слишком много и часто. Наукой установлено, что у будущей матери существенно увеличивается потребность в белке, витаминах и мине­ральных элементах, а в жирах и углеводах почти не воз­растает. В экспериментах на животных доказано, что при употреблении в период беременности продуктов богатых белками, потомство рождалось мелким, но крепким, жиз­неспособным, хорошо развивалось. Если же самкам в избытке давали пищу, содержащую углеводы, то потом­ство было крупным, но детеныши страдали нарушением обмена веществ, болели, слабо развивались.

В случаях, когда за время беременности прибавка в весе достигает 15 кг и более, у женщин в два-три раза чаще развиваются тяжелые токсикозы, сопровождающиеся повышением артериального давления, отеками и т.д. Нормальная масса новорожденного мальчика до 3800 г, девочки до 3500 г. Но в последние годы акушеры часто принимают детей массой до 5 кг. Крупный младенец во время родов часто получает тяжелые повреждения (переломы ключицы, плеча, внутричерепные травмы), которые не всегда может предотвратить даже опытный акушер. К сожалению, число таких новорож­денных с каждым годом увеличивается.

Но вот ребенок родился. В прежние времена в подавляющем большинстве случаев ему грозило голодное детство, поэтому родители хотели, чтобы их младенец был потолще, поупитаннее, тогда он останется жить. Но вот опасность голодной смерти давно миновала, а роди­тели продолжают откармливать малышей, оказываясь в результате виновниками их будущих болезней.

Если новорожденный питается материнским молоком, биологический «рефлекс сосания» сам регулирует количе­ство поступающей пищи. Однако в наше время все боль­ше младенцев получают молоко из бутылочки, которое льется к ним в рот без всяких усилий, и матери считают, что чем больше его вольется, тем лучше. Исследовани­ями установлено, что такие дети становятся более тол­стыми, чем те, которых кормили материнским молоком.

Ребенок растет вместе со стремлением любящих ро­дителей кормить его как можно больше и лучше. Малыш толстеет. У него появляются все новые и новые жировые клетки. Родители довольны, не зная, что эти клетки уже никогда не исчезнут. Жировые клетки могут уменьшить­ся в размерах при длительном голодании, но сохранятся навсегда. Так любящие родители готовят несчастную судьбу своему младенцу, который всю жизнь будет му­читься различной ограничительной диетой. Будущей ма­тери необходимо соблюдать общие принципы рациональ­ного питания .

У детей и подростков из всех пищевых веществ наи­более остро ощущается потребность в белках, которые необходимы не только для возмещения потерь в струк­турных клеточных элементах и энергии, но и для роста и развития организма. Чем меньше ребенок, тем больше у него потребность в белке. Например, в возрасте 1 го­да ему необходимо употреблять 3,5 г белка на 1 кг мас­сы тела в сутки, в 7 лет - 3 г, в 11 -13 лет - 2 г, в 17 лет- 1,7 г. Взрослым людям при легкой физической нагрузке достаточно 1,2-1,3 г. Удельный вес животного белка (молока, яиц, мяса и рыбы) в рационах детей от 1 до 6 лет должен быть 65-70%, в школьном - 60% от общего количества белка в суточном рационе. Наиболее ценный источник животного белка для детского организ­ма-молоко. В ясельном возрасте ребенку его рекомен- дуется ежедневно давать 600-700 мл, школьникам - 400-500 мл.

Для эффективного использования белков животного происхождения в детском питании целесообразно преду­смотреть достаточное количество растительных белков, содержащихся в зерновых и бобовых продуктах, овощах, фруктах, ягодах и др. Бобовые культуры (горох, фасоль, бобы, соя и др.) по содержанию белка приближаются к таким продуктам животного происхождения, как мясо, рыба, творог, яйца, а некоторые из них даже превосхо­дят их. Например, если в 100 г мяса имеется 16-20 г белка, рыбы- 13-19 г, творога - 14-18 г, то в сое он достигает 35 г. В детском питании бобовые продукты (зеленые стручки фасоли, зеленый горошек и др.) явля­ются важным источником ценных растительных белков. Детям от 3 до 7 лет необходимо давать их ежедневно с крупяными и макаронными изделиями около 70 г.

В детском возрасте отмечается повышенная потреб­ность в незаменимых несинтезируемых в организме ами­нокислотах (основные структурные единицы молекулы белка), обеспечивающих нормальное течение процессов, связанных с интенсивным ростом и развитием ребенка. В раннем возрасте незаменимой аминокислотой является гистидин, который у детей до 3 лет еще не может синте­зироваться в необходимых количествах для нормального обмена веществ. Аминокислоты наравне с витамином А относятся к факторам роста. Это - лизин, триптофан и гистидин, которыми богаты белки мяса, рыбы, а также яйца и орехи. Яйца являются источником биологически активного белка вителлина, который находится в соеди­нении с лецитином. Вителлин играет важную роль в фор­мировании центральной нервной системы в качестве по­ставщика пластических материалов для построения нерв­ной ткани, в том числе клеток головного мозга. Вот по­чему ребенок до 3 лет должен употреблять ежедневно 0,5 яйца и около 150 г мяса и рыбы, а от 3 до 7 лет - одно яйцо и приблизительно 180 г мяса и рыбы.

Значение жира в питании детей весьма многообраз­но. Употребление жиров в детском возрасте несколько увеличивается в связи с тем, что они представляют бо­лее концентрированные источники энергии, чем углево­ды, и содержат жизненно важные для детей витамины А и E, полиненасыщенные жирные кислоты, фосфолипиды и др. В то же время избыток жира в пище детей неже­лателен, так как это нарушает процесс обмена веществ, понижает аппетит, расстраивает пищеварение и ведет к ожирению. При избытке жира нарушается усвое­ние белков. Наиболее био­логически ценный источ­ник жира для детей - легкоусвояемое сливочное масло, сливки, молоко и другие молочные продук­ты, а также яйца. Детям необходимы растительные масла, богатые полиненасыщенными жирными ки­слотами, которые долж­ны составлять около 25- 30% от общего содержа­ния жира в рационе в за­висимости от возраста. От 3 до 7 лет рекомендуется давать 35 г сливочного и 10-15 г (столовая лож­ка) растительного масла. Для заправки овощных салатов, винегретов и гар­ниров лучше использовать нерафинированное растительное масло, так как в нем сохраняются фосфатиды, витамины и другие биологиче­ски ценные вещества.

В детском питании целесообразно использовать нату­ральные растительные продукты, богатые маслами, по­линенасыщенными жирными кислотами, витамином Е. Этими веществами богаты грецкие и кедровые орехи, фундук, подсолнечник, арахис, фисташки, маслины и др. Дети от 3 до 7 лет должны ежедневно употреблять 15- 20 г этих продуктов.

По сравнению с белками и жирами детям млад­шего возраста углеводов нужно меньше, чем старшим. Избыточное количество углеводов, особенно содержа­щихся в рафинированном сахаре, угнетает рост и разви­тие детей, приводит к снижению иммунитета и повышен­ной заболеваемости кариесом зубом. Как известно, не­рафинированный (желтый) сахар не прилипает к по­верхности зубов и содержит такие химические соедине­ния, которые предохраняют эмаль зубов от разрушения. Вот почему желательно для изготовления кондитерских изделий, прохладительных напитков и других продуктов детского питания использовать нерафинированный сахар. Научно-практические исследования показывают, что у детей, получающих пищу с большим преобладанием углеводов, наблюдаются понижение мышечного тонуса, бледность кожных покровов и слизистых оболочек, избы­точная масса тела и даже ожирение. Такие дети чаще болеют, заболевания протекают тяжелее и часто сопро­вождаются осложнениями. Соотношение белков, жиров и углеводов (в г) в младшем возрасте должно быть 1: 1:3, в старшем - 1:1:4.

Хорошие источники углеводов для питания детей со­держатся в овощах, фруктах, ягодах и свежих соках, а также в молоке, содержащем молочный сахар - лак­тозу. В рационе питания детей печенье, пастилу, конфе­ты, варенье и другие кондитерские изделия необходимо регулировать в пределах физиологических потребно­стей- давать не более 10-25 г ежедневно, в зависимо­сти от возраста. Детям и подросткам рекомендуется да­вать 20% простых сахаров (глюкоза, фруктоза, лакто­за, сахароза), 75% крахмала, 3% пектиновых веществ и 2% клетчатки от общего количества углеводов в суточ­ном рационе их питания. Дети от 3 до 7 лет должны еже­дневно употреблять не более 60 г сахара, 340 г хлебобу­лочных и макаронно-крупяных изделий, а также 700- 800 г свежих фруктов, ягод, овощей и их соков.

Дети более чувствительны к недостатку любых вита­минов, чем взрослые. С процессами роста потребность в них повышается. Кроме специфических болезненных про­явлений, связанных с авитаминозом, у детей отмечаются некоторая вялость, бледность, быстрая утомляемость, иногда боли в коленях, понижение аппетита и др. Осо­бенно важное значение для них имеют витамины А и О, дефицит которых останавливает рост, снижает массу те­ла, нарушает зрение, вызывает рахит, кариес и другие отклонения.

Недостаток витамина А, группы жирорастворимых витаминов , приводит к таким тяжелым поражениям глаз, как потеря способности к сумеречно­му (ночному) зрению (куриная слепота), сухость по­верхности конъюнктивы и роговицы, ведущая к ее изъяз­влению и некрозу. Даже небольшой дефицит витамина А делает детей более подверженными желудочно-кишеч­ным и легочным инфекциям, повышает смертность, об­условленную этими состояниями. Особенно уязвимы дети младшего возраста, так как у них потребность в вита­мине А выше и они чаще страдают лихорадочными за­болеваниями, истощающими его запасы. В нашей стра­не глубокого дефицита витамина А не встречается. Однако гиповитаминозное состояние без развития слепоты может наблюдаться при нарушении рациона питания детей, при отсутствии в нем продуктов, содержащих ви­тамин А. В весенне-зимний период по согласованию с лечащим врачом рекомендуется проводить А-витаминизацию пищи в небольших дозах.

Дети и подростки чувствительны к недостаточности витамина С. Он должен регулярно поступать с пищей, так как необходим для очень важных процессов жизне­деятельности. Основной источник витамина С - овощи, фрукты, ягоды. Эти растительные продукты рекоменду­ется ежедневно включать в рационы детского питания. Так, для учащихся 9-10-х классов свежие овощи, пло­ды и их соки должны составлять не менее 900 г в сутки. Особенно полезны фруктовые соки в смеси с молоком (коктейли), так как они улучшают все виды обмена ве­ществ.

Предпочтительнее витаминизировать третьи блюда обеда - компот, кисель, чай, молоко, кефир, но можно и первые. Для этого аскорбиновую кислоту в виде таблеток или порошка взвешивают на технологических весах из расчета нормы и количества порций и растворяют в 0,5-1 стакане жидкой части блюда. Полученный рас­твор вливают в котел за 15 мин до выдачи пищи, так как через час после витаминизации разрушается 10% ас­корбиновой кислоты, через 1,5 ч-17%, через 2,5 ч - 25-50%. Подогревать витаминизированную пищу нельзя, так как при этом витамин С разрушается пол­ностью.

Минеральные вещества, как и белки, являются пласти­ческим (строительным) материалом. Они необходимы в питании детей для роста и развития скелета и зубов. Кроме того, минеральные элементы участвуют в регуля­ции кислотно-щелочного состояния организма. Учеными доказано, что в крови и межклеточных жидкостях под­держивается слабощелочная реакция, изменение которой отражается на химических процессах в клетках и состо­янии всего организма. В зависимости от минерального состава одни продукты (овощи, фрукты, ягоды, молоко) вызывают щелочные сдвиги, а другие - кислотные (мя­со, рыба, яйца, хлеб, крупы). Продукты щелочной на­правленности применяют при недостаточности кровооб­ращения, нарушении функции почек и печени, при тя­желых формах сахарного диабета, мочекаменной болез­ни и т. д. Рационы питания щелочной направленности в комплексе с другими оздоровительными мероприятиями целесообразно рекомендовать для профилактики близо­рукости, так как у детей с этой патологией значительно снижен щелочной резерв крови и уменьшена ее кислот­ность. Рационы питания кислой направленности рекомен­дуются при мочекаменной болезни и эпилепсии.

Для регуляции водно-солевого обмена, поддержания осмотического давления в клетках и межклеточных жид­костях необходимы минеральные элементы, так как они способствуют передвижению питательных веществ и про­дуктов обмена. Без минеральных веществ невозможна нормальная функция нервной, сердечно-сосудистой, пи­щеварительной и других систем. Они влияют также на защитные функции организма и его иммунитет. Нор­мальные процессы кроветворения и свертывания крови не могут происходить без участия железа, меди, кобаль­та, никеля, марганца, калия и других минеральных ве­ществ, которые входят в состав ферментов или активи­руют действие гормонов и витаминов, участвуя во всех видах обмена веществ. Минеральные элементы являются незаменимой составной частью пищи детей и подростков.

Для растущего организма наибольшее значение име­ют соли кальция, фосфора и железа. Обычная смешан­ная пища поставляет детям необходимое количество ми­неральных веществ в том случае, если в ней достаточно молока и молочных продуктов - важных источников кальция и фосфора. Для всасывания этих элементов из кишечника и отложения их в костях необходим витамин О, который содержится в продуктах животного проис­хождения (печень рыбы, жирные сорта рыбы, яйца, ик­ра, молочные жиры). Этот витамин образуется в коже под действием солнечных лучей, поэтому детям необхо­димо ежедневно бывать на свежем воздухе, принимать умеренные дозы солнечных ванн, которые вместе с дру­гими важными оздоровительными факторами имеют особое значение в обогащении растущего организма ви­тамином О, способствуя улучшению обмена кальция и фосфора, правильному росту и развитию скелета и зу­бов.

В северных регионах нашей страны отмечается недо­статочное количество солнечных дней, что снижает уро­вень удовлетворения организма в витамине О. В этих случаях рекомендуется по согласованию с лечащим вра­чом проводить умеренную О-витаминизацию пищи детей, беременных женщин и кормящих матерей, необходимую для нормального обмена кальция и фосфора.

В детском питании жизненно важное значение имеет железо, так как оно принимает непосредственное уча­стие в процессах кроветворения и тканевого дыхания. Железо входит в состав гемоглобина, доставляющего кислород к органам и тканям, миоглобина мышц, фер­ментов, обеспечивающих процессы дыхания в организме. При его недостатке в пище дети могут заболеть мало­кровием. Благодаря мясным продуктам организм полу­чает 15-30% железа. В крупах, хлебе, яйцах и овощах, богатых щавелевой кислотой, хотя и много этого элемен­та, усваивается его не более 2-5%. В молочных про­дуктах очень мало железа. Во фруктах, ягодах и неко­торых овощах его тоже немного, но усваивается оно хо­рошо, поэтому эти продукты полезны детям.

Для рационального питания детей и подростков ре­комендуется использовать разнообразный ассортимент овощей, фруктов и ягод. Клубнеплоды, к которым в основном относится картофель, обычно занимают в детском питании в среднем около 1/з всех овощей и плодов.
Важное значение в сохранении и укреплении здоровья детей имеет правильный режим питания в сочетании с правильно организованным распорядком дня, так как это положительно сказывается на поведении, физическом развитии, моторике детей и сопротивляемости их орга­низма неблагоприятным факторам окружающей среды. Для детей старше года наиболее оптимальным является четырехразовое питание. Целесообразно относительно равномерное распределение калорийности пищи и основ­ных питательных веществ в течение дня. У детей млад­шего возраста завтрак должен составлять 25%, обед - 30%. полдник - 20%, ужин - 25% от общей суточной калорийности пищи. Для детей старшего возраста со­ответственно: 25, 35, 15 и 25%. Рекомендуется, чтобы ко­личество употребляемой единовременно ребенком пиши соответствовало возрасту.

Начиная с 11 лет потребность в пищевых веществах и энергии у мальчиков выше, чем у девочек, поэтому они должны получать пищи на 10-15% больше. Для подро­стков занимающихся спортом, по­требность в пищевых веществах и энергии повышается на 10-15%, что необходимо учитывать при организации питания. Детям, занимающимся спортом, пищу рекомен­дуется распределять с учетом времени тренировок в те­чение дня. Перед тренировкой рекомендуется давать не­большое количество легкоусвояемой и высококалорийной пищи. Если тренировка днем, то завтрак должен быть не позже чем за 2 ч до физических нагрузок и составлять 35%, обед не ранее чем через час после тренировки-35%, полдник - 5% и ужин - 25% от общей энергетиче­ской ценности суточного рациона питания.

При питании детей необходимо учитывать не только количество и объем пищи соответственно возрасту, но и особенности кулинарной обработки. Дети младшего воз­раста должны получать пищу из продуктов, подвергших­ся более тщательной кулинарной обработке, чем стар­шие. Так, ребенку 1,5 лет рекомендуются мясные паро­вые котлеты н фрикадельки, паровые запеканки. С воз­растом расширяется ассортимент блюд и изменяется их кулинарная обработка. Вместо пюре можно давать ту­шеные овощи, непротертые каши, крупяные и овощные котлеты, запеканки. Ребенку 2-3 лет в рацион вводят жареные котлеты, отварной, тушеный и жареный карто­фель.

Организация рационального питания детей и подро­стков предусматривает обязательный учет состояния их здоровья. Так, для группы детей, перенесших острые за­болевания почек, печени, желчевыводящих путей, желуд­ка и кишечника, а также для детей, страдающих хрони­ческими заболеваниями этих органов, рекомендуются щадящие диеты. В таком случае питание строится на ос­нове оптимального обеспечения детей всеми основными пищевыми ингредиентами с включением разнообразных продуктов и специальной формы их кулинарной обра­ботки. Мясо и рыба отвариваются или приготавливаются в рубленом виде на пару. Крупы и овощи разваривают­ся до мягкости или пюрируются. Допускается легкое за­пекание блюд в духовом шкафу. Жареные блюда исклю­чают совсем. Супы готовятся только вегетарианские. Не используют такие продукты, как говяжье, ба­ранье и свиное сало , маргарин, жирные сорта мяса, птицы и ры­бы, мозги, копчености, сдобное тесто, торты, пельмени, блины, кофе, какао, шоколад и острые приправы.

Питание должно не только удовлетворять физиологи­ческую потребность детей в пищевых веществах и энергии, способствовать хорошей усвояемости, насыщаемо­сти, работоспособности, успеваемости, но и вырабаты­вать у детей сознательное соблюдение рационального ре­жима питания, разумного использования разнообразных продуктов с обязательным ежедневным употреблением овощей и плодов, а также способствовать приобретению культурных навыков правильного приема пищи и пове­дения за столом.

Рацион питания ребенка должен содержать все основные пищевые вещества в достаточном количестве и правильном соотношении и отвечать физиологическим потребностям растущего организма.

Особое значение в питании детей раннего возраста имеют белки. Они служат основным пластическим материалом для построения клеток и тканей растущего организма. Недостаточное поступление белков с пищей приводит к замедлению роста ребенка, отставанию в развитии. Особенно это выражено у детей первого года жизни, когда недостаток белка в пище приводит к развитию гипотрофии.

Белки принимают участие в выработке иммунитета, обеспечивая высокую сопротивляемость организма ребенка различным инфекционным заболеваниям. Они участвуют в выработке эритроцитов, ряда ферментов и гормонов.

Источниками наиболее полноценных белков (кроме грудного молока, абсолютно необходимого детям первых месяцев жизни) являются продукты животного происхождения: молоко, творог, мясо, рыба, яйца. Для правильного развития ребенка необходимы также белки растительного происхождения, которые содержатся в крупах, муке, овощах, фруктах.

На первом году жизни дети должны получать в основном белки животного происхождения, количество которых в первые месяцы жизни ребенка должно составлять 99 % от общего суточного количества белков, к концу года их количество несколько уменьшается (до 90 %). На втором году жизни количество животных белков в рационе ребенка снижается до 15%, а на третьем году до 65 %.

Жиры являются основным источником энергии, участвуют в построении клеток и тканей, образовании иммунитета, служат запасным питательным, защитным и теплоизоляционным материалом. Недостаточное поступление жиров сказывается на росте и развитии ребенка, приводит к снижению сопротивляемости организма. При избытке жиров могут возникнуть нарушения пищеварения, обменных процессов.

Основными источниками жиров являются: сливочное масло, молоко и молочные продукты, яйца, различные растительные масла. Для правильного развития ребенка большое значение имеют растительные жиры. Начиная со второго полугодия жизни, они должны составлять до 15 % от общего количества жиров в рационе ребенка.

Углеводы представляют собой основной и легкоусвояемый источник энергии. Углеводы входят в состав всех клеток и тканей организма человека, принимают участие в обмене веществ, улучшают усвоение белков и жиров пищи. Одним из видов углеводов является клетчатка, которая обеспечивает продвижение пищевых масс по кишечнику и способствует развитию полезной микрофлоры пищеварительного тракта.

Если количество поступающих с пищей углеводов недостаточное, снижается усвояемость отдельных пищевых веществ, ухудшаются процессы пищеварения. При избытке углеводов нарушаются обменные процессы, возникают аллергические реакции, может развиться ожирение.

Минеральные вещества входят в состав всех клеток и тканей детского организма. Они необходимы для правильного роста и развития ребенка, участвуют в процессах обмена, кроветворения, в деятельности нервной системы. При недостаточном поступлении минеральных веществ нарушается развитие костей, зубов, многих внутренних органов.

Растущему организму ребенка особенно нужны такие минеральные вещества, как кальций, фосфор, магний, железо. Кальций принимает участие в образовании костной ткани и зубов, необходим для деятельности нервной системы. Фосфор - для нормального роста костей, мышц, нервной ткани, для обмена белков и жиров. Магний активно участвует в образовании костей, оказывает влияние на активность ферментов. Железо необходимо для образования гемоглобина, правильного течения обменных процессов.

Важное значение имеют и такие минеральные вещества, как натрий и калий, регулирующие водно-солевой обмен, а также микроэлементы (медь, цинк, кобальт, йод, фтор, марганец и др.), участвующие во всех видах обмена и способствующие образованию ферментов и гормонов.

Основными источниками минеральных веществ служат овощи, фрукты, ягоды, зелень, а также многие крупы (особенно гречневая и овсяная), мясо, рыба, яйца, субпродукты.

Витамины являются регуляторами всех обменных процессов, играют большую роль в повышении сопротивляемости заболеваниям, участвуют в кроветворении, образовании многих ферментов и гормонов. Витамины, как правило, не образуются в организме человека и должны поступать с пищей. Больше всего витаминов, как и минеральных веществ, содержится в овощах и фруктах. Витаминами богаты также продукты животного происхождения - мясо, субпродукты, молочные продукты, яйца.

В последующих статьях перечислены основные источники белков, жиров, углеводов, некоторых витаминов и минеральных веществ, а также указана пищевая ценность отдельных продуктов.