Внешнее строение головы человека. Пропорции пожилых людей

Пропорции человеческой фигуры интересовали художников, философов и педагогов на протяжении последних 20-ти веков и более. Римский архитектор Витрувий написал в начале 1-го века нашей эры: «Природа так хорошо сложила человеческую фигуру, что лицо — от подбородка до корней волос, является десятой частью всего тела». Он утверждал также, что пупок является центром тела, поэтому круг, нарисованный вокруг этой точки будет касаться вытянутых пальцев рук и ног человека, лежащего на спине. Именно эту теорию проиллюстрировал в знаменитом рисунке Леонардо да Винчи , представленном ниже.

К сожалению, теория работает на практике только если руки находятся под очень определенным углом . Однако можно заметить, что, когда руки вытянуты в стороны расстояние между кончиками пальцев рук примерно такое же, как и между макушкой головы и подошвами ног. Это полезное правило при определении длины рук.

В эпоху Возрождения, анатомия человека стала предметом детального исследования, и художники стали участвовать в поисках значимых математических отношений между размерами разных частей тела. Были изобретены комплексные подходы для определения «идеальной фигуры «. С тех пор сотни таких подходов были разработаны с использованием различных частей тела в качестве единиц измерения, в том числе головы, лица, ноги, предплечья, указательный палец, нос, позвоночник и так далее. Но, поскольку ни один подход не был универсальным , т.к. нельзя отрицать очевидный факт, что все люди разные, эти подходы представляют интерес только для классиков. Принятые идеальные пропорции фигуры также меняются от одного поколения к другому. Поэтому мы должны в целом прибегать к наблюдению широкого диапазона размеров и форм людей , которых мы видим вокруг нас.

Для наших целей, однако, полезно изучить фигуру средних размеров , так как это дает нам базу, на которой можно строить пропорции .

Самый распространенный метод — использование высоты головы в качестве единицы измерения для относительных замеров различных частей тела. Средняя цифра составляет семь голов , но диапазон между шестью и восемью головами тоже считается нормальным. На самом деле чаще всего в руководствах по рисованию «идеальная» фигура изображается высотой в восемь голов — в основном, как я подозреваю, потому что тогда можно разделить тело вертикально на восемь удобных частей: подбородок, соски, пупок, промежность, середина бедра, колени, икры и стопы, что облегчает жизнь инструктора!

Однако правила существуют, чтобы их нарушать! Мы можем полюбоваться замечательными достижениями римских архитекторов и художников/математиков эпохи Возрождения, все они должны предлагают нам удобную проверку пропорций, но было бы глупо ограничиваться только этим способом.

Пропорции детей

При рисовании детей, вы обнаружите, что голова занимает гораздо большую долю от всей высоты . Голова новорожденного ребенка составляет около четверти от общей высоты, а длина ног гораздо меньше. Но когда ребенок растет, ноги увеличиваются в длину гораздо больше, чем другие части тела по отношению к общей высоте корпуса, так что голова становится пропорционально меньше.

Распределение подкожного жира

В детстве мужские и женские формы тела очень похожи. Форма среднего тела взрослого мужчины в основном диктуется размерами мышечной массы, в то время как фигура средней женщины зависит главным образом от размера жировых масс. Когда девочки достигают половой зрелости наблюдается увеличение жировых отложений в очень специфических местах, чтобы придать округлость груди и бедер взрослой женщине.

Ниже приведены иллюстрации, в каких местах откладывается подкожный жир у женщины и мужчины . Оба пола имеют запасы высоко на спине между лопатками, которые проявляются при ожирении людей обоих полов сгорбившимися плечами и короткой шеей. Тем не менее, другие места скопления жира у полов разные. Избыточный вес мужчины больше характерен для талии, чем для бедер. Лишний жир у мужчин хранится выше тазобедренной кости сзади по обе стороны от позвоночника и на верхней части живота. Женщины с избыточным весом , напротив, как правило, больше набирают на бедрах, чем на талии. Их основные участки хранения жира: нижняя часть живота, ягодицы и бедра, а также грудь и спина между лопатками, как и у мужчин.

Распределение жира у женщины

Пропорции пожилых людей

В старости мышцы-сгибатели , как правило, сокращаются , становятся короче. Это делает тело согнутым, когда оно находится в нормальном положении стоя. Плечи округляются, в грудном отделе позвоночника увеличивается его естественный изгиб и шея толкает лицо вперед. Даже когда тело расслаблено, руки и ноги остаются чуть согнутыми.

Кожа и подкожный жир становятся тоньше, а мышцы сокращаются. Локтевые суставы и запястья кажутся больше, а вены могут стать видными и выпирать из-под кожи. Все жировые отложения на теле и лице становятся мягче и, как правило, провисают на локтях и под подбородком.

Со следующего урока мы переходим к практике рисования человека .

Надеюсь, вам понравился этот урок! Оставляйте свои комментарии и замечания по поводу курса .

В статье использовались материалы книг:
— Ron Tiner «Figure Drawing without a model»;
— Лумис Э. Обнаженная натура. Руководство по рисованию.

2. Черепная коробка. Ранен в голову и в лицо. Надеть на голову и на голову. Держаться за голову и за голову. Схватиться за голову и за голову (также перен. : ужаснуться; разг.). Г. болит. Г. раскалывается, трещит (о сильной головной боли; разг.). Таблетки от головы (от боли в голове; разг.).

3. Ум, рассудок. Человек с головой (умный; разг.). Совсем без головы кто-н. (совершенно глуп; разг.). В голову ничего не идёт кому-н. (не может ни о чём думать, сосредоточиться). Что-то с головой у кого-н. (не совсем нормален; разг.). Из головы нейдёт кто-что-н. (не оставляет мысль о ком-чём-н.; разг.). Из головы вон, из головы вылетело (совсем забыл; разг.).

4. Человек как носитель каких-н. идей, взглядов, способностей, свойств. Светлая, умная г. Горячая г.

5. муж. (вин. голову). В царской России: название нек-рых военных, административных и выборных начальствующих должностей, а также лиц, занимающих эти должности. Стрелецкий г. Волостной г. Городской г. Г. управы.

7. (вин. голову и голову), чего. Передняя часть чего-н. движущегося и вытянутого. Г. пехотной колонны. Г. кометы. Вагон в голове состава. Идти в голове (впереди цепочки людей, отряда; также перен. : возглавлять какое-н. дело, начинание).

8. Пищевой продукт в форме шара, конуса. Г. сахару. Г. сыру.

9. Единица счёта скота, животных. Стадо в 200 голов.

Головой или на голову выше кого о том, кто намного превосходит кого-н. в умственном отношении.

Голову снять с кого (разг.) 1) поставить кого-н. в тяжёлое, безвыходное положение. Голову ты с меня снял своим отказом ; 2) строго наказать, покарать. За этот недосмотр с тебя голову снимут.

Голова болит о чём у кого (прост.) что-н. заботит, беспокоит. Пускай об этом деле у начальства голова болит.

Выдать (себя) с головой не желая того, выдать, показать себя с отрицательной стороны.

Головы не жалеть не жалеть жизни.

Позор на чью голову о том, что позорно для кого-н.

С головой уйти (погрузиться) во что целиком, совершенно отдаться чему-н. (каким-н. делам, занятиям).

С головы (взять, получить) (разг.) с одного, с каждого из участников, с брата. Приходится по рублю с головы.

С (от) головы до ног или с ног до головы (разг.) полностью, совершенно. Джентльмен с головы до ног. Вымокнуть, вымазаться с головы до ног.

Через чью голову (действовать) минуя кого-н., не ставя в известность непосредственно заинтересованных лиц.


Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "ГОЛОВА" в других словарях:

    Головач, а … Русское словесное ударение

    Жен. глава, часть тела, состоящая из черепа с мозгом, из мышц, покровов с волосами и пр. башка, мозговница. Разницу между головой и главой, см. глава. Голова состоит из головы собственно и лица: голова делится на лоб или чело, темя, маковку,… … Толковый словарь Даля

    Ы, вин. голову; мн. головы, лов, ам; ж. 1. Верхняя часть тела человека, верхняя или передняя часть тела позвоночного животного, состоящая из черепной коробки и лица у человека (или морды у животного). Поднять, опустить, повернуть голову. Покачать … Энциклопедический словарь

    Сущ., ж., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? головы, чему? голове, (вижу) что? голову, чем? головой, о чём? о голове; мн. что? головы, (нет) чего? голов, чему? головам, (вижу) что? головы, чем? головами, о чём? о головах 1. Голова это… … Толковый словарь Дмитриева

    ГОЛОВА, головы, вин. голову, мн. головы, голов, головам, жен. 1. Верхняя часть тела человека или животного, состоящая из черепной коробки и лица. Повернуть голову. «Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича … Толковый словарь Ушакова

    Название военных и административных должностей местных органов власти в России 16 20 веков. Военные должности: сотенный голова начальник сотни в дворянском ополчении; стрелецкий голова (со второй половины 17 в. полковник) начальник Стрелецкого… … Политология. Словарь.

    См. болезнь, вершина, воротила, глава, главный, единица, руководитель, умный в голове ветер ходит, веселая голова, взмылить голову, взять в голову, взять на свою голову, взять себе в голову, висеть над головой, войти в голову, волосы рвать на… … Словарь синонимов

    голова - ГОЛОВА1, ы, вин. голову, мн головы, ов, ам, ж Часть тела человека или животного, состоящая из черепной коробки (черепа) и лица (у животного морды); у беспозвоночных передний, относительно обособленный участок тела с органами чувств и ротовым… … Толковый словарь русских существительных

    ГОЛОВА, название военной и административных должностей в России 16 17 вв. (стрелецкий голова, обозный голова, письменный голова и др.) и выборных городских и сословных должностей в 18 начале 20 вв. (городская голова, волостной голова, ремесленный … Современная энциклопедия

    Название военных и административных должностей в России 16 17 вв. (стрелецкий голова, обозный голова, письменный голова и др.) и выборных городских и сословных должностей в 18 нач. 20 вв. (городской голова, волостной голова, ремесленный голова) … Большой Энциклопедический словарь

    Вин. п. голову, укр. голова, ст. слав. глава, болг. глава, сербохорв. глава, словен. glâva, чеш., слвц. hlava, польск. gɫowa, в. луж. hɫowa, н. луж. gɫowa. Относительно первонач. ударения см. Фортунатов, ВВ 22, 171; Торбьёрнссон 1, 77 и сл.… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Головой называют часть тела человека, в которой расположен мозг и органы чувств. Передняя часть головы человека называется лицом. Голова соединяется с телом шеей, которая помогает голове поворачиваться и держать определенную позицию в пространстве.

Внешнее строение головы человека

сверху :

  • Лобно-теменная часть
  • Темечко
  • Теменно-затылочная часть

Анатомические области головы, если смотреть сбоку :

  • Висок (височная область) представляет собой парную анатомическую область головы между ухом и лбом. Данная область ограничена спереди, сверху и сзади верхней височной линией теменной кости, а внизу – скуловой дугой. Границы височной области соответствуют контурам височной мышцы, которые проявляются при сжатии зубов
  • Ухо . Ухо представляется собой сложный вестибулярно-слуховой аппарат, который воспринимает звуковые сигналы, управляет положением тела в пространства и способностью удерживать равновесие. Расположены уши в височных костях черепа, снаружи ограничены ушными раковинами. Выделяют три отдела: наружное, среднее и внутреннее ухо

Анатомические области головы, если смотреть сзади :

  • Затылок

Анатомические области головы, если смотреть спереди :

  • Лоб – область головы, которая ограничена волосистой частью головы сверху, бровями снизу и висками по бокам
  • Надбровные дуги
    • Брови
  • Глаза – сенсорные органы, которые способны воспринимать электромагнитное излучение в световом диапазоне длин волн, обеспечивающие функцию зрения

    • Веки глаз (верхнее и нижнее веко, ресницы)
    • Роговица глаза – передняя наиболее выпуклая прозрачная часть глазного яблока
    • Глазной белок
    • Радужка глаза (радужная оболочка глаза) представляет собой тонкую подвижную диафрагму глаза с отверстие (зрачком) в центре. Радужка находится за роговицей, перед хрусталиком
    • Зрачок глаза – отверстие в радужной оболочке глаза, через которое в глаз проникают световые лучи.
  1. Переносица (носовая кость) – это часть носа, где кость соединяется с хрящом
  2. Кончик носа представляет собой самую крупную область в нижней части носа
  3. Крылья носа – две мягкие, округленные части носа (обычно они имеют треугольную форму), находятся по обе стороны от кончика носа
  4. Ноздри представляют собой отверстия в нижней части носа
  5. Носовая перегородка – это участок между ноздрями, который соединяется с нижней частью лица над верхней губой

    • Губы (верхняя и нижняя губа)
    • Полость рта
        • Десны (верхней и нижней челюсти)
        • Зубы (верхней и нижней челюсти: большие и малые коренные зубы, клыки и резцы). Зубы состоят из коронки (выдается над десной), шейки (охватывается десной) и корня (находится под десной, во внутренней части кости)
        • Язык
          • Нитевидные сосочки языка, которые расположены по всему телу языка
          • Грибовидные сосочки языка – расположены на спинке языка, ближе к краям, имеют форму шишковидных наростов (150-200 единиц)
          • Листовидные сосочки находятся в боковых отделах языка. Это 5-8 складок, разделенные бороздками
          • Сосочки, которые окружены валом, — находятся на границе между корнем и телом языка. Они большие, но выступают слабо
          • Уздечки языка – это складка слизистой оболочки от нижней поверхности языка до десен
        • Слюнные железы
        • Неба – верхняя стенки полости рта, которая состоит из двух частей:
          • Твердое небо
          • Мягкое небо
        • Гортань
  • Подбородок является самой нижней частью лица, которая расположена вниз от нижней губы.

Цель урока. Уточнить и закрепить понятие о частях тела и их гигиене. Закрепить знания об основных эмоциях.

Задачи.

Образовательные :

Дать детям представления о строении собственного тела, расширять представления о своем организме, о его строении.

Побуждать детей к высказыванию. Усваивать название частей тела (голова, туловище, волосы, уши, глаза, нос, рот, брови, шея, руки, ноги, пальцы) и их роли в жизни человека.

Коррекционные :

Развитие мимики и движений.

Воспитательные :

Воспитывать желание быть красивыми и здоровыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока «Человек – части тела».

Составила учитель 3 «Б» класса»

Караханова Наталья Валерьевна

Цель урока. Уточнить и закрепить понятие о частях тела и их гигиене. Закрепить знания об основных эмоциях.

Задачи.

Образовательные :

  • Дать детям представления о строении собственного тела, расширять представления о своем организме, о его строении.
  • Побуждать детей к высказыванию. Усваивать название частей тела (голова, туловище, волосы, уши, глаза, нос, рот, брови, шея, руки, ноги, пальцы) и их роли в жизни человека.

Коррекционные :

  • Развитие мимики и движений.

Воспитательные:

  • Воспитывать желание быть красивыми и здоровыми.

Оборудование: части тела человека из картона, предметные картинки – продукты, игра «Часть – целое».

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстративного материала об человеке, плакатов, схем; загадывание загадок; беседы о теле человека, о пользе здорового питания; проведение упражнений, дидактических игр.

Ход урока.

Учитель: К нам в гости пришла кукла Катя: «Здравствуйте дети».

Дети: Здравствуй.

Кукла: Я к вам в гости пришла. Все дети любят со мной играть. Говорят, что я похожа очень на человека. Неужели это так? Помогите мне ребята разобраться, чем же я похожа на человека?

Учитель. Ребята, мы с вами воспитанные люди?

Дети: Да.

Учитель; Давайте посадим гостью на удобное место, чтобы она посмотрела наш урок и постараемся ответить на ее волнующий вопрос, чем кукла Катя похожа на нас людей.

Высокие, низкие, далекие, близкие,

Гиганты, гномы, малыши,

Слабыши и крепыши,

Блондины, брюнеты, шатены,

И всякие аборигены,

И папы, и мамы, и дети –

Роднее их нет на свете.

Учитель: Все вроде разные на вид, Но есть у каждого – руки, и ноги, и рот, Два уха, два глаза и нос. Но какими бы мы небыли разными, все равно похожи своим телосложением.

  • Упражнение «Часть – целое».

Целое – лицо человека. Части целого – глаза, уши, брови, рот, нос, волосы.

Учитель: Дети посмотрите на меня (учитель показывает на голову свою) – это что?

Дети: Голова.

Учитель Правильно. Покажите на себе, где у вас голова. А у куклы Кати есть голова?

Дети: Да (показывают дети на себе голову и на кукле).

Учитель: А какая голова круглая?

Дети: Да

Учитель: Посмотрите на столе лежат какие-то части. Найдите голову и прикрепите на доску. (Дети выполняют задание). Молодцы!

Учитель: Есть четыре помощника на службе у тебя. Не замечая, их используешь шутя:

Учитель показывает на глаза: Что это?

Дети: Глаза

Учитель: Покажите на себе глаза. (Учащиеся показывают). А у куклы Кати есть глаза?
Дети: Да. (показывают глаза на кукле).

Учитель: Разберемся вместе дети

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз?

Так зачем человеку глаза?

Глаза тебе даны, чтоб видеть прекрасный мир вокруг нас (показ картинок радуги, солнца, вид из окна). А давайте зажмурим глаза. Откроем глаза, поморгаем глазами. (Дети выполняют упражнение). А теперь подойдем к частям тела найдем глаза и прикрепим к голове глаза. (Дети выполняют упражнение у доски). Молодцы!

Ребята посмотрите на меня (учитель показывает на брови у себя на лице) что это? Брови. Покажите у себя на лице брови. (Дети показывают). А у куклы Кати есть брови?

Дети: Да.

Учитель Покажите у куклы где брови. Возьмите брови из пособия «части тела» и прикрепите к голове брови, где они должны быть? Правильно, над глазами. (Дети выполняют задание). Молодцы! Ребята, когда мы удивляемся, то поднимаем брови. Поднимите брови от удивления. (Дети выполняют). А теперь отпустим. Когда мы грустим, брови нахмуриваем. Нахмурим брови. (Дети выполняют). Молодцы!

Учитель показывая на нос у себя на лице спрашивает: «Дети что это?»

Дети: Нос.

Учитель Зачем нос нужен человеку?

Есть носы прямые

Есть носы курносые

Очень нужен всякий нос,

Раз уж он к лицу прирос.

А нос нужен запах различать (дети с учителем нюхают цветы)

Покажите дети у себя, где у вас нос. (Учащиеся показывают). А куклы Кати есть нос?

Дети: Да

Учитель: Покажите у куклы где нос. (Дети показывают). Подойдите к пособию «части тела» возьмите нос и прикрепите к голове на доске, где уже у нас есть глаза и брови. Молодцы!

Учитель показывает на себе уши и спрашивает: Дети, посмотрите что это?

Дети: Уши

Учитель: Правильно. Покажите где у вас уши. (Дети показывают). Молодцы! Ребята, а у куклы Кати есть уши?

Дети: Да

Учитель: Покажите где у куклы уши. (Дети показывают). Молодцы!. Подойдите к пособию «части тела и возьмите уши, прикрепите у доски уши к голове. (дети выполняют задание). Молодцы! А уши служат, чтобы слушать,(слушают дети звуки природы).

Учитель показывает на себе рот и спрашивает: Дети что это?

Дети: Рот.

Учитель: Правильно. Покажите у себя, где рот. /(Дети показывают). Молодцы! А у куклы Кати есть рот?

Дети: Да

Учитель: Покажите где рот у куклы. (Дети показывают). Молодцы! А теперь подойдите к пособию « части тела» возьмите рот и прикрепите у доски к голове, где есть уже глаза, брови и нос.(Дети выполняют задание) Молодцы! А что есть во рту у нас? Язык. Для чего нам рот и язык? Чтобы разговаривать и кушать. Язык во рту, чтоб вкус понять, (Дети едят печенье). Молодцы! Я сейчас покажу картинки с эмоциями, мы уже показывали как мы можем грустить и удивляться с помощью бровей. А рот может показать эмоции? Да может. Давайте покажем кукле Кате как мы можем удивляться с помощью рта. (Дети показывают). Как мы можем грустить с помощью рта. (Дети показывают). Покажите радость. (Дети показывают). Молодцы!

Учитель раздает учащимся разрезные картинки пиктограммы с изображением эмоций и предлагает соединить картинки и увидеть, какая эмоция получилась.

Учитель: Молодцы! Все справились с заданием. Изобразите какая у вас получилась эмоция. (Дети выполняют).

Учитель показывает на волосы и спрашивает у учащихся: Дети, посмотрите что это?

Дети: Волосы.

Учитель Правильно волосы. Покажите у себя где у вас волосы? (Дети показывают). Молодцы! А у куклы Кати есть волосы?

Дети. Да

Учитель: Покажите где волосы у куклы.(Дети показывают). Молодцы! А теперь подойдите к пособию « части тела» возьмите волосы и прикрепите у доски к голове, где есть уже глаза, брови, нос и рот.(Дети выполняют задание) Молодцы!

Кукла: Посмотрите ребята, что у вас получилось на доске? Из частей тела получилась целая голова. И у меня такие части тела и такая же голова.

Учитель: Дети а давайте посчитаем сколько у нас глаз, носов, ртов, бровей, ушей.

Дети вместе с учителем считают и показывают на лице части тела.

Учитель: А сейчас мы отдохнем и опять играть начнем.

Физминутка.

Это я!

Это моя голова.

Это уши,

Вот глаза

Это нос, это рот.

Там спина, тут живот.

Это руки -хлоп - хлоп - хлоп,

Это ноги - топ - топ - топ.

Ох устали вытрим лоб.

Учитель: Отдохнули, продолжим урок. Посмотрите дети на доску мы с вами собрали голову только. А что еще нужно приставить к голове, чтобы получился человек. Туловище. Покажем на себе туловище и на кукле Кате.(Дети выполняют). Молодцы! Подойдем к пособию « части тела» возьмем туловище и прикрепим к голове. (Учащиеся выполняют). Молодцы!

Учитель: Чего еще не хватает, чтобы получился человек. (Показывает учитель руки).

Дети: Руки.

Учитель: Правильно, руки. Покажем свои руки. (Дети показывают). У куклы Кати есть руки?

Дети: Да

Учитель: Покажите руки у куклы Кати. А сколько рук у нас давайте посчитаем.

Дети вместе с учителем считают.

Учитель: Две руки у нас. Подойдите к пособию «части тела» возьмите руки и приставьте к туловищу. (Дети выполняют задание). Молодцы!

Учитель. Посмотрите внимательно получился полностью у нас человек.

Дети: Нет.

Учитель: А чего не хватает? (Учитель показывает на ноги).

Дети: Ног.

Учитель: Покажите свои ноги. Потопаем ногами. Молодцы! А сколько ног у нас. (Дети считают вместе с учителем ноги). У нас две ноги У куклы Кати есть ноги?

Дети: Да.

Учитель: Сколько ног у куклы.

Дети: Две.

Учитель: Покажите у куклы Кати ноги. Молодцы. А теперь подойдите к пособию «части тела» .возьмите ноги и прикрепите к туловищу. (Учащиеся выполняют задание). Молодцы!

Кукла Катя: Какие молодцы вы собрали человека. Я действительно похожа на человека. У меня такие же части тела как и у человека. Спасибо вам ребята вы ответили на мой вопрос.

Учитель: Одна дана нам голова

А глаза два и уха два

И два виска и две руки,

Зато один и нос и рот

А будь у нас наоборот,

Одна рука, одна нога,

Зато два рта, два языка-

Мы только бы и знали,

Что ели и болтали.

Учитель: Кукла Катя – это еще не все. Мы тебе еще покажем как ухаживать надо за своими частями тела.

Кукла Катя: Как интересно. Я пожалуй еще задержусь.

Учитель: Ребята покажем кукле Кате как ухаживать за лицом каждый день.

Водичка, водичка Дети имитируют

Умой мое личико, умывание лица.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

А теперь покажем, как ухаживать за зубами и утром и вечером. Берем зубную пасту и зубную щетку, намазываем пасту на щетку и чистим зубы, затем выполаскиваем водой тщательно рот от зубной пасты. (Дети выполняют упражнения, имитируя чистку зубов).Молодцы!

Учитель: За волосами нужен тоже уход. Волосы моют шампунем раз в неделю или два раза в неделю, в зависимости от загрязнения волос. Каждый день нужно расчесывать волосы, чтобы не быть лохматыми. Покажем на кукле Кате как расческой расчесывать волосы по утрам. (Дети расчесывают волосы расческой кукле). Руки моем с мылом часто, чтобы не заболеть. Моем руки перед едой, после прогулки, после туалета. Каждый день моем ноги с мылом, за весь день мы много ходим и ноги пачкаются. Туловище моем с мылом. За ушами тоже нужен уход. Уши моют водой с мылом и чистят ватной палочкой. (Дети имитируют движения).

Кукла Катя: Какие молодцы ребята. Вы научили меня ухаживать за своими частями тела.

Учитель: И на прощание мы с ребятами хотим подарить тебе рисунки.

Учитель раздает листы с изображением человека и карандаши. Предлагает обвести и раскрасить человека.

Дети выполняют задание. Учитель собирает рисунки, обращаясь к кукле.

Учитель: Посмотри Катя какие рисунки тебе нарисовали ребята и они их дарят тебе.

Кукла Катя: Спасибо большое за рисунки. Мне очень было интересно на вашем уроке. Знаю, что я похожа на человека и как называются части тела, как ухаживать за своим телом. До свидание ребята.

Дети: До свидание.

Учитель: Наш урок закончился. До свидание.


У которого есть масса частей, которыми можно поразить врага. Большинство из них расположено на руках, но есть и другие, расположенные по всему телу.

Поражающие точки головы


Удар макушкой. Верхушка черепа не лучшее оружие человека, так как удар головой приводит к сильной перегрузке шеи, а она не у всех людей сильная часть тела. Удар макушкой головы можно увидеть в футболе или американском футболе. Такая атака может быть эффективной, если противник застигнут врасплох, а удар нанесен в брюшную полость или пах. Хотя если есть выбор, лучше наносить удар другой частью тела.

Удар лбом. Поражающая часть находится в центре лобной кости, примерно на 5 см. выше бровей. Лобная кость очень прочная, настоящий «щит» в передней части черепа, способный не только выдерживать сильнейшие удары, но и наносить поражающие удары. Если вы видели фильмы с Жераром Депардье, можно увидеть, что это излюбленный приём его героев. Одними уз лучших считаются удары по носу и рту, они вводят противника в шоковое состояние, обильное кровотечение может стать дополнительным фактором, способным переломить исход схватки.

Затылок. Затылочная кость менее крепкая и удобная для удара, но в критической ситуации можно нанести удар затылком по носу, лицу, рту человека, схватившего вас сзади. Этот удар может причинить значительную боль и позволит вам действовать дальше.

Ударные части головы.


Удар головой по касательной.


Варианты ударов головой.

Подбородок. Костяной кончик нижней челюсти очень сильная часть человеческого тела, как и челюсть. Но так как челюсть связана с органами равновесия, ее редко используют для ударов. Но подбородком можно надавить на какую-либо слабую часть противника.

Зубы человека. Обычно используют верхние и нижние резцы, но можно использовать и коренные зубы. Это весьма мощное оружие, способное внести перелом в исход схватки, например: можно укусить врага за палец, если вам зажимают рот.

Ум, голос, глаза. Иногда схватку можно предотвратить с помощью обычного разговора – найдя «общий язык» с потенциальным противником. Пример: один молодой человек попал в часть с весьма «нездоровой атмосферой», но довольно неплохо устроился, так как обладал обширным багажом в сфере знания различных историй, анекдотов и т. п., став «душой кампании». Резкий, громкий, акцентированный крик способен вызвать деморализацию противника – он действует даже на животных. Так, описаны случаи, когда медведи умирали от разрыва сердца(фактически испуга) при неожиданной встрече с женщинами, когда те испускали такой визг, что он ввергал их в испуг, панику. Некоторые люди могут создать такое выражение лица или глаз, что выводили человека из равновесия, «из колеи».