Лечение алалии. Основные характеристики речи

Бывает так, что у ребенка нормальный слух, интеллект в порядке, но он не разговаривает или разговаривает совсем плохо. Такое отсутствие речи или ее недоразвитие называется алалия. Данное нарушение встречается примерно у 1% детей дошкольного возраста и у 0,6-0,2% школьников. Причем, у мальчиков оно бывает вдвое чаще, чем у девочек.

Причины развития алалии достоверно не выяснены, однако выделены факторы риска, к которым относят родовые травмы, влияние вирусных инфекций во время беременности, бесконтрольный прием лекарств беременной женщиной, эндокринные и другие заболевания. Также влияют и психологические факторы: разлучение малыша с матерью, нервная обстановка в доме, критическое отношение к успехам ребенка — всё это может стать причиной того, что ребенок перестает нормально воспринимать и понимать речь окружающих его людей, хотя ранее всё было в норме.

При алалии происходит системное недоразвитие речи. Нарушаются все ее компоненты, проявлениями могут быть:

  • Неправильное произношение звуков,
  • Ограниченный словарный запас,
  • Непонимание речи других людей,
  • Нарушение грамматического строя речи,
  • Полное отсутствие речи,
  • Проблемы в усвоении навыков чтения и письма.

Кроме речевых расстройств у детей-алаликов встречаются двигательные расстройства, неврологические, психопатологические проявления. Набор симптомов часто бывает индивидуален, и проявления одной и той же формы алалии у детей может сильно отличаться. Принято выделять моторную, сенсорную и сенсомоторную алалию.

Моторная алалия

Моторная алалия возникает по причине снижения активности или поражения коры головного мозга, в частности центра Брока, который расположен в лобно-теменных областях коры левого полушария. Если говорить простым языком, то при моторной алалии нарушена связь мозговых речевых центров и органов речи.

Дети с моторной алалией хорошо понимают речь других людей, но их речь развивается медленно, не проходит все этапы формирования. Такому ребенку очень трудно или вовсе невозможно повторить не только слова, но и слоги и даже звуки. Они всё понимают и могут объясниться жестами, например, показать названный предмет или попросить что-то, указывая на это. Очень часто такие дети не разговаривают вообще. Это плохо сказывается на общем развитии, отдаляет ребенка от общения с другими людьми.

Проявления моторной алалии:

  • Неспособность правильно проговаривать слова,
  • Неумение правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже,
  • Неправильное употребление предлогов,
  • Перестановка звуков и слогов в слове,
  • Маленький словарный запас.

Моторная алалия может быть причиной плохой успеваемости в школе. Она лежит в основе таких расстройств как дислексия и дисграфия, сочетается с расстройствами работоспособности и внимания у детей, сопровождается излишней двигательной активностью или наоборот заторможенностью.

Сенсорная алалия

Эта форма алалии встречается гораздо реже, чем моторная. При сенсорной алалии ребенок недостаточно понимает речь других людей, хотя и хорошо слышит. Причиной тому поражение центра Вернике. Этот центр находится в височной области левого полушария и играет роль слухоречевого анализатора. Поскольку восприятие и понимание речи у ребенка с сенсорной алалией нарушены, то нарушено и формирование речи.

Проявления сенсорной алалии:

  • Дети неправильно произносят звуки, искажают слова,
  • Они могут не откликаться, когда их зовут, но реагируют на отвлеченные шумы,
  • Дети в одних случаях могут повторить слоги, слова или фразы, в других нет,
  • Понимание слов, когда они произнесены отдельно и непонимание этих же слов в связной речи,
  • Понимание смысла фраз только в определенном контексте или в определенной ситуации,
  • Некоторые дети с сенсорной алалией понимают только то, что сами могут произнести,
  • Трудности в поддержании внимания, в переключении с одного вида деятельности на другой.

Сенсомоторная алалия

При сенсомоторной алалии сочетаются нарушения, свойственные для обеих форм этого заболевания. Нарушена как связь мозга с речевым аппаратом, так и возможность воспринимать и анализировать чужую речь. В результате малыш не только не может говорить, но и не понимает, что говорят другие. Это нарушение является наиболее тяжелой формой нарушений речевого развития. Встречается сенсомоторная форма в 3-4% случаев алалии.

Алалия: способы лечения

В некоторых случаях алалия проходит сама по себе, по мере взросления ребенка. Однако чаще всего невозможно обойтись без медицинской и логопедической помощи. Очень большое значение имеет своевременное выявление нарушений и квалифицированная помощь ребенку, если коррекция проводится на достаточном уровне и начата своевременно, речь формируется полностью, улучшаются интеллектуальные способности ребенка, он адаптируется в окружающем мире и становится в состоянии наладить общение и со сверстниками, и со взрослыми. Так, сенсорная и моторная алалия в 3 года намного легче и успешнее поддается корректировке, чем в 5-6 лет. Если родители не обеспокоились плохо развитой речью у ребенка, пока он не пошел в школу, то скорее всего в общеобразовательной школе он не будет успевающим учеником, и для восстановления речи понадобится гораздо больше времени и сил.

Лечение алалии должно быть комплексным, оно включает различные медицинские воздействия, витаминотерапию, лекарственную терапию, которая улучшает обмен веществ в головном мозге, систему логопедических упражнений и занятий общеразвивающего характера. Если проблема вызвана заболеванием, инфекцией, то необходимо в первую очередь направить силы на их лечение.

Один из современных методов лечения алалии у детей — электро-рефлексотерапия . С помощью специального аппарата происходит передача электрических импульсов в кору головного мозга. Стимулируются те зоны, функции которых в большей степени нарушены. В результате такого воздействия образуются новые нервные связи, и обучение речевым навыкам проходит быстрее и успешнее.

Нужно помнить, что алалия представляет серьезную проблему, и решить ее за пару недель не удастся. Нужен не один год кропотливого труда, несколько повторяющихся курсов лечения, масса времени, терпения и заботы со стороны взрослых. Однако результаты того стоят. Ведь не владея нормально речью, ребенок не сможет чувствовать себя комфортно среди окружающих, у него возникнет множество ограничений в выборе дальнейшего жизненного пути.

Как распознать проблему?

Алалия «хитрое» заболевание. Иногда ребенок, не понимая речь окружающих, дистанцируется от них, становится необщительным. Это может стать поводом для неправильной постановки диагноза. Иногда такому малышу приписываю аутизм, задержку психического и интеллектуального развития, также не всегда удается установить уровень слуха.

В первую очередь родители должны позаботится о своем ребенке. Чтобы вовремя заметить проблему, нужно знать этапы развития речи.

Речь у детей развивается примерно так:

  • 2-3 месяца — гуление,
  • 3-4 месяца — лепет,
  • 6-8 месяцев — произношение первых слов,
  • 1 год — построение фразы.

Конечно, это идеальный план речевого развития ребенка, могут быть и отклонения. Например, малыш начал говорить слова только в год, но уже к полутора годам научился строить простые фразы. В этом случае скорее всего повода для беспокойства нет. А вот если ребенок в 2 года не говорит совсем или говорит лишь несколько слов, то это уже тревожный сигнал, и обязательно нужно обратиться к специалисту. Также важным признаком проблем речевого развития считается слишком медленное освоение речи, очень медленный прогресс или его отсутствие в течение длительного времени.

Схема лечения ребенка с алалией может выглядеть примерно так

  • Ребенок говорит очень плохо или не говорит совсем в 2 года, значит нужно обратиться к невропатологу .
  • Выполняется диагностика состояния и функционирования головного мозга: магнитно-резонансная томография, электроэнцефалограмма .
  • Курс (возможно, не один) лекарственной терапии , который включает витаминные препараты, препараты, улучшающие передачу нервных импульсов и работу головного мозга .
  • Курс физиотерапевтического лечения в соответствии с назначением врача.
  • В возрасте около 4 лет нужно начинать занятия с логопедом . Они могут быть индивидуальными или в группе. Очень хороший вариант — специальный логопедический детский сад .
  • В процессе всего лечения постоянные занятия с ребенком дома .

В идеале все эти усилия должны привести к тому, что к 7 годам, то есть к поступлению в 1 класс, речь у ребенка восстанавливается, и он хорошо понимает людей, свободно общается в различных ситуациях.

Занятия с ребенком

Все занятия, особенно речевые упражнения, проводят в игровой форме. Тогда они не напрягают ребенка, он занимается с удовольствием. С помощью занятий с логопедом и дома с родителями у малыша-алалика нужно развивать память, внимание, умение отличать предметы друг от друга, соотносить и обобщать предметы. Эти качества способствуют лучшему усвоению речевых навыков.

Незаменимы для развития речи физические упражнения и любые занятия, которые способствуют развитию мелкой моторики: игры с мячиком, пальчиковая гимнастика, лепка, вырезание, мозаика, рисование, складывание и раскладывание различных игрушек (матрешка, пирамидка). Предложите малышу попробовать себя в таких упражнениях и занятиях, пусть он выберет то, что ему по душе, тогда и пользы от них будет больше.

Угадай загадку

Это речевое упражнение может быть использовано как обычная игра с ребенком. Детские загадки всегда использовались в народной педагогике. Они расширяют кругозор, помогают детям знакомиться с окружающим миром, развивают смекалку, наблюдательность, память, расширяют словарный запас.

Начинают с простых загадок, сопровождая их картинками. Ребенок показывает картинку с отгадкой, называет её. Можно проанализировать, почему загадка построена именно так, это облегчит малышу её понимание. Следующий этап — заучивание наизусть. Конечно, этот этап можно осуществить только если ребенок уже овладел достаточными навыками произношения слов и фраз.

Особенно подходящими являются загадки, в которых есть повторы. Они будут хорошей тренировкой речевого аппарата.

Скороговорки

Скороговорки — великолепный тренажер речи для любого человека. Они помогают совершенствовать речевой аппарат, делают его более послушным. При постоянных тренировках со временем речь становится правильной, четкой, выразительной. Скороговорки помогут алалику произносить слова целиком, не проглатывать окончания.

Начинают с самых простых и коротких, чтобы их легко было повторит и запомнить. Для того, чтобы вызвать интерес у малыша к этому занятию, можно подобрать смешные скороговорки или те, в которых есть известные герои. Например: «Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей». Постепенно они усложняются, удлиняются. Также и со скоростью произношения: сначала говорим медленно, четко проговаривая каждое слово, затем быстрее и быстрее.

Дома можно подключить к этой игре всех членов семьи или даже устроить соревнование. Тогда кроме практической пользы по выработке речевых навыков все получат удовольствие, внимание друг друга, а это тоже важная составляющая решения проблемы алалии.

Стихи

Стихотворная речь легче воспринимается на слух и легче воспроизводится, поэтому рассказывание и заучивание стихов обязательно включается в любую программу по коррекции речи. Начинают с повторения строк, с их совместного произношения, потом разучивают четверостишия с коротенькими строчками. Занятия можно сопровождать разглядыванием иллюстраций к стихотворению или рисованием собственных картинок. Это поможет глубже осознать смысл текста и добавит еще одну грань восприятия. Постепенно накопится большое количество выученных стихотворений, которые нужно периодически повторять. Делать это можно во время прогулки или по дороге из детского сада домой. Постепенно речь будет становиться всё более и более правильной и четкой.

Например:

Стихотворения нужно произносить по слогам:

Са-са-са — ле-тит о-са
Су-су-су — мы ви-де-ли о-су
Сы-сы-сы — не бо-им-ся мы о-сы

Са-мо-лёт ле-тит,
Са-мо-лет гу-дит.
У-у-у — я ле-чу в Мо-сквууу!

К нам при-шла со-ба-ка
Ум-на-я со-ба-ка
С дет-ка-ми иг-ра-ет
О-чень гром-ко ла-ет
«Ав-ав-ав»

В ма-ши-не, в ма-ши-не
Шо-фёр си-дит,
Ма-ши-на, ма-ши-на
Идёт гу-дит:
«Би-би-би, би-би-би»

Ма-лень-кую Лю-сю
На-пу-га-ли гу-си.

У на-шей ма-ши-ны
ши-пы на ши-нах

Па-ро-воз, па-ро-воз
Но-вень-кий, бле-стя-щий
Он ва-го-ны по-вёз
Буд-то на-сто-ящий.

Кто едет в по-ез-де?
Плю-ше-вы-е миш-ки,
Кош-ки пу-ши-сты-е,
Зай-цы да мар-тыш-ки.

Поиск объектов, которые есть у нас дома

Для коррекции речи у детей с алалией очень важно стимулировать их к проговариванию того, что происходит вокруг, называнию различных предметов, с которыми они взаимодействуют. Для этого подойдет нехитрая игра по поиску различных предметов, которые находятся в доме. Ребенка просят найти, где находится, например, папина любимая чашка. Он находит, приносит и называет этот предмет или проговаривает, где стоит папина чашка. Возможны различные варианты сложности: предметы на виду или скрыты от глаз, ребенок пользуется этими предметами или нет. Самое главное — проговаривать сначала вместе с ним названия, место нахождения, потом ребенок сам будет говорить. Возможен и обратный вариант: он дает задание другим людям. Тогда важно, чтобы формулировка была полной, например, «Папа, найди, где лежат мамины красные бусы».

Такая игра развивает у детей память, внимание, учит их свободнее ориентироваться в пространстве, придает уверенность.

Компьютерные игры

Компьютер — это отличный инструмент, который мотивирует детей. В интернете есть много развивающих игр, которые помогут вашему малышу весело провести время, работая над произношением нужных звуков и слов.

Таким детям подойдут развивающие компьютерные игры, особенно хороши те, которые построены по методике Монтессори. Можно предложить поиграть в звукоопределение, «Определи цвет», «Собери картинку». Обязательно проговаритвайте с малышом названия предметов, которые встречаются в игре. Большую радость вызывают у детей собственные правильные ответы, особенно, когда они сопровождаются обратной связью из игровой программы. Например, при правильном ответе открывается веселый смайлик.

Но и не следует забывать, что компьютерные игры — это тот ресурс развития, который нужно использовать с осторожностью и обязательно строго дозировать. Яркие картинки, движущиеся объекты на экране слишком возбуждают нервную систему ребенка. Ребенку-алалику не стоит разрешать самостоятельно играть в компьютерные игры. Это нужно делать сначала вместе, потом под присмотром взрослых. Причем, не более 15-30 минут.

Доброго времени суток, дорогие родители. Так как только люди, непосредственно связанные с малышами, могут интересоваться тем, что такое алалия у детей – симптомы этой болезни проявляются именно у ребят в дошкольном или младшем школьном возрасте. Но если на проблему вовремя не обратить внимания, то последствия могут быть серьезными, вплоть до значительного отставания в умственном развитии.

Сложность в том, что данная дисфункция развития речи малыша до определенного времени может быть незаметной. Родители просто списывают отсутствие речевых навыков у чада на индивидуальные особенности. Мол, одни учатся ходить, ползать, говорить, читать быстрее, другие медленнее, и ничего страшного в этом нет.

А у соседа ребенок вообще до шести лет молчал, и ничего! В чем-то это утверждение верно, но если кроха не умеет «агукать», а в два года говорит всего пару слов – пора бить тревогу.

Мало кто из родителей, не столкнувшихся лично с недугом, знают, что такое алалия у детей, каковы ее симптомы и способы лечения заболевания. Тем не менее, от этой проблемы не застрахована ни одна семья.

Алалия – это неврологическая болезнь, характеризующаяся отставанием в развитии речи или ее полным отсутствием. При этом проблема не в нежелании ребенка общаться из-за характера, темперамента или психологических блоков, а в поражении мозговых центров.

Виды алалии

Врачи выделяют два вида болезни, отличающихся по своей сути и симптоматике.

Моторная алалия

это недостаток экспрессивной речи из-за нарушения работы той части мозга, что отвечает за речедвигательную функцию. То есть ребенок все понимает, но не может правильно произнести слова и даже слоги, заменяя некоторые слова или их элементы более простыми или нечленораздельными звуками.

Сенсорная алалия

Второй тип – это сенсорная алалия. Ее определение проще – это невозможность ребенка понимать речь при отсутствии аномалий в строении слухового аппарата.

Характеристика данного заболевания давно разработана врачами-неврологами: при этом виде алалии поражены участки головного мозга, призванные анализировать слуховые импульсы. Простыми словами, ребенок вроде бы слышит речь окружающих, но не может разобрать, что именно говорят, для него это просто набор звуков.

Врачи выделяют три степени болезни:

  • 1-я – невозможность понимать и воспроизводить речь;
  • 2-я – явные проблемы речи;
  • 3-я – отдельные ошибки в произношении.

Причины алалии у детей

Причинами возникновения алалии у детей могут быть разные факторы.

При внутриутробном развитии это:

  • инфекции;
  • стрессы матери;
  • падения;
  • вредные привычки (спиртное, курение);
  • гормональные сбои;
  • отслоение плаценты;
  • гипертонус матки.

В родах негативно на речевом развитии могут сказаться:

  • использование щипцов;
  • долгое нахождение плода в тазу роженицы;
  • плохая родовая деятельность;
  • отсутствие дыхания после рождения;
  • обвитие шеи ребенка пуповиной.

В возрасте до трех лет проблемы с речевым развитием могут спровоцировать:

  • менингит;
  • энцефалит;
  • краснуха;
  • черепно-мозговые травмы;
  • соматические заболевания.

Как диагностировать алалию

Диагностика проводится сразу несколькими специалистами – психологом, неврологом, логопедом. Все они устанавливают наличие проблем с мозгом и уровень поражения. Эти же специалисты в будущем и будут заниматься лечением болезни.

Но заподозрить неладное и отвести ребенка на раннюю диагностику помогут симптомы болезни.

Алалия у детей — симптомы

Симптоматика болезни может быть ярко выраженной или стертой, последняя усложняет диагностику. В целом же симптомы напрямую зависят от типа алалии.

Моторная алалия

Моторная алалия характеризуется:

  • нарушением координации движений;
  • в младенчестве кроха не произносит звуков, даже самых простых типа «агу»;
  • сложностью в самообслуживании, к примеру, малыш не может застегнуть пуговицы, завязать шнурки;
  • заторможенностью или наоборот гиперактивностью ребенка;
  • задержкой умственного развития;
  • привычкой общаться не словами, а жестами;
  • проблемами артикуляции;
  • часто наблюдается заикание;
  • использованием простых, примитивных слов, словарный запас очень маленький;
  • ребенок вполне понимает, что ему говорят окружающие, может выполнить действия, не связанные с речью (принести предмет, подать игрушку).

Сенсорная алалия

Сенсорному типу болезни присущи:

  • недостаточное понимание речи окружающих;
  • ребенок путает слова, падежи, переставляет слоги, складывает части разных слов в одно, говорит только начало слова или же его окончание;
  • повторяет отдельные слова, не замечая их связи, ведь для него это просто звуки;
  • малышу сложно общаться с другими, он плохо социализируется;
  • для детей школьного возраста характерна низкая успеваемость.

Сенсомоторная алалия

Сенсомоторной называют комбинированную алалию, при которой нарушена как импрессивная, так и экспрессивная речь, то есть ребенку сложно как понять, что говорят, так и самому что-то произнести.

В этом случае симптомы двух типов соединяются воедино.

Коррекция и лечение алалии

Своевременная и регулярная коррекция речи помогает в большинстве случаев исправить дефект и если не сделать из ребенка оратора, то, по крайней мере, почти сравнять его со сверстниками. К сожалению, тяжелые формы порой бывают неизлечимы, и малыш даже в более взрослом возрасте будет значительно отставать в умственном развитии.

Как правило, лечение является комплексным:

  • физиотерапия (использование лазера, электромагнитного излучения, водолечения, акупунктуры, ДМВ для стимуляции работы мозга);
  • логопедические тренировки со специалистом для разработки артикуляции и четкого выговора звуков, букв и слов;
  • прием витаминных комплексов для активизации мозговых процессов;
  • консультации у психолога для устранения возможных отклонений;
  • рекомендуется раннее посещение детского сада или групп развития детей для социализации малыша.

При сильных отклонениях в развитии детей бывает проще отправить на обучение в специализированный интернат, где с ними круглосуточно занимаются специалисты. Но далеко не каждый родитель согласиться на такое, правда?

Как заниматься дома самостоятельно

Существуют домашние методы лечения алалии, то есть заниматься проблемой должны не только специалисты, но и сами родители. К примеру, рекомендуется:

  • использовать пальчиковые игры дома для стимуляции биологически активных точек на кончиках пальцев ребенка;
  • при сенсорной алалии стоит помочь крохе ассоциировать слова с их изображениями, картинками, для этого важно читать книги с картинками, называть предметы, указывая на них;
  • часто разговаривать с ребенком, используя простые, понятные слова, делая паузы между фразами;
  • поскорее обучить грамоте, это помогает «подтянуться» и быстрее развиваться в умственном плане, не отставать с учебой в школе;
  • постоянно работать над правильным произношением слов, исправлять кроху и просить его повторить так, как положено.

Также можно использовать простые логопедические игры, разминки, упражнения. Главное – превратить обучение в игру, а не обязанность, не перенапрягать малыша.

Профилактика

Чтобы предотвратить возникновение болезни у ребенка, нужно:

  • тщательно планировать беременность, заранее пройти проверку на инфекции и при необходимости вылечить их, сделать прививки от опасных вирусных болезней;
  • при вынашивании малыша избегать стрессов, падений;
  • постараться сделать роды максимально успешными – выбрать хороший роддом и нормального врача, своевременно обратиться за помощью, прислушиваться к советам акушера;
  • оберегать малыша от болезней, инфекций;
  • регулярно показывать его педиатру, а при наличии подозрений на нервные расстройства – невропатологу или психиатру.

Зная, что такое алалия у детей, ее симптомы и способы устранения, в большинстве случаев удается полностью избавиться от проблемы или существенно улучшить ситуацию. Главное – не сдавайтесь и верьте в свои силы и вашего малыша. Желаю успехов, не забывайте о нас, подписавшись на обновления блога!

Алалия у детей - это заболевание, которое трудно распознать с первого взгляда даже опытному врачу. Обычно таким детям по ошибке ставится диагноз аутизма или олигофрении. Однако при сенсорной и моторной алалии дети отлично воспринимают информацию и не имеют нарушений в способности к обучению. Это дети с развитым интеллектом и прекрасной памятью. Они хорошо учат стихи, запоминают слова.

Однако алалия у детей при всем этом - тяжелое нервно-психическое заболевание. Оно при отсутствии адекватной коррекции делает невозможной социальную адаптацию малыша и тормозит его интеллектуальное развитие. Распространены следующие формы нарушения: сенсорная алалия, моторная и сенсомоторная алалия.

В основе всех видов лежит нарушение проводимости нервного импульса в центр канализации речи и обратно на органы речевого аппарата. В тяжелых формах алалия приводит к тому, что ребенок не в состоянии воспринимать речь другого человека. При поражениях самого анализатора нарушается способность зрительного восприятия образов. Слух при этом не нарушается. Аномалий развития органов речи нет. Рефлексы в норме.

Причины алалии у детей

В настоящее время врачам достоверно не известна причина алалии у детей. При этом отмечается учащение случаев, когда нарушение развивается не в период формирования речевых навыков в 1-1,5 года, а гораздо позже. Частота развития алалии у детей школьного возраста составляет 1,5 % от всех случаев диагностируемых заболеваний.

Патологический механизм алалии затрагивает структуры головного мозга и симпатической нервной системы. Поэтому есть теория внутриутробного влияния различных негативных факторов. Активно исследуется предположение о том, что возможной причиной алалии может стать инфицирование цитамегаловирусом, .

Факторами риска считаются:

  • постоянный гипертонус матки во время вынашивания плода;
  • стремительные роды;
  • преждевременные роды;
  • угроза невынашивания беременности;
  • привычные выкидыши в будущей матери;
  • перенесенные острые простудные во время беременности;
  • нарушения гормонального фона;
  • применение медикаментов будущей матерью без контроля со стороны врача;
  • нервное перенапряжение беременной женщины и стрессовые для неё ситуации.

В период новорожденности причинами алалии у детей могут стать резкие громкие звуки, крики на него со стороны матери, резкое прерывание контакта малыша с матерью, энцефалит, тяжелые соматические заболевания. В процессе обучения ребенка речевым навыкам определенную роль играет отношение к этому процессу окружающих его людей. Если у ребенка не получается выговаривать некоторые слова и буквы, а его насильно заставляют это делать, то может сработать защитный психологический механизм. Ребенок перестанет адекватно воспринимать и расшифровывать вашу речь.

Сенсорная алалия у детей

Сенсорная алалия у детей проявляется в том, что малыш не воспринимает постороннюю речь. В то же время у него наблюдается речевая расторможенность. Сложно прервать речевой поток у такого малыша и заставить его услышать, что вы ему говорите.

Причина сенсорной алалии заключается в слабости речевого анализатора в больших полушариях головного мозга. Нервный импульс к нему может доходить в слабом виде или не доходить вообще. Наблюдается поражение нервных путей передачи сигнала.

Моторная алалия у детей

Моторная алалия у детей проявляется в их неспособности внятно проговаривать слова. Но в подавляющем большинстве случаев дети с моторной алалией не способны говорить вообще. Они просто молчат. Хотя тут восприятие посторонней речи может быть, и не нарушено. Моторная алалия - это неспособность ребенка повторить произношение звука, слога или слова. Ребенок понимает все слова, может показать жестами их значение. Но произношение отсутствует. Причина - нарушение связи мозговых речевых центров с органами речевого аппарата.

Еще более тяжелая форма нарушения - сенсомоторная алалия. При этом состоянии ребенок не понимает постороннюю речь, не обладает способностью к её распознаванию и не может говорить. Сенсомоторная алалия встречается примерно в 3,7% ото всех случаев заболеваний.

Лечение алалии у детей

Лечение алалии у детей проводится под наблюдением со стороны детского невролога и психиатра. Огромную роль играют постоянные занятия с логопедами. Родители должны относиться к такому малышу с заботой и пониманием. Однако существует тонкая грань, за которой лежит признание неполноценности ребенка. Относитесь к нему как к обычному малышу, но при этом учитывайте особенность его развития.

Очень часто алалия проходит без посторонней помощи. В этом случае врачи связывают нарушение с задержкой умственного развития. Но в большинстве случаев требуется медицинская помощь. Необходимо выявить причину алалии и устранить её. Если нарушение спровоцировано инфекцией, то предпринимаются соответствующие меры санации очагов воспаления. Используются препараты для улучшения нервных связей.

Алалия - это полное отсутствие речи либо ее недоразвитие у детей при нормальном интеллекте и слухе. Данное нарушение является результатом повреждения речевых областей головного мозга в процессе рождения. Также оно может появиться из-за заболевания нервной системы или сильной травмы черепа, перенесенной ребенком еще в доречевом периоде жизни. Изначально алалию называли слухонемотой и никак не лечили.

Алалия бывает различной степени - от самой тяжелой, когда ребенок не говорит до 12 лет, до легкой, больше напоминающей общее недоразвитие речи.

Алалия - это нарушение, связанное с поражением головного мозга, которое проявляется у ребенка отсутствием способности к разговору. Важно отличать таких больных от тех, у кого нарушен слух и интеллект, - с умственной отсталостью. Дети с алалией способны реагировать на звуки и воспринимать информацию. может нарушиться у ребенка только из-за отчуждения, педагогической запущенности, невозможности усвоения учебной программы и слабой памяти.

Классификация

Выделяют два основных вида алалии - сенсорную и моторную. Оба нарушения поддаются коррекции при комплексном подходе. В большинстве случаев при своевременной диагностике и соблюдении всех рекомендаций дети способны поступить учиться в общеобразовательную школу.

Сенсорная алалия

Данная проблема характеризуется первоначальным нарушением восприятия речи при нормальном слухе. Сенсорная алалия появляется вследствие поражения височных областей головного мозга, находящихся в левом полушарии, которые называются центром Вернике.

Дети при сенсорной алалии совсем не понимают речь или понимают ее ограниченно. Они способны адекватно реагировать на различают разные по характеру шумы (шорох, стук, скрип и т. д.). В речи малышей с сенсорной алалией присутствуют эхолалии — это автоматическое неосмысленное повторение чужих слов. Поэтому вместо ответа на вопрос такой ребенок может повторить сам вопрос.

Ведущим при сенсорной алалии считается нарушение которое проявляется в разной степени. То есть это может быть абсолютное неразличение речевых звуков либо их затрудненное восприятие, проявляющееся в сложностях различения близких по звучанию, но разных по написанию слов (дочка - бочка, рак -лак).

Ребенка с сенсорной алалией важно своевременно направить на консультацию к специалистам: к отоларингологу для исследования слуха, к психоневрологу и логопеду.

В практике случаи сенсорной алалии - достаточно редкое явление, чаще встречается более простая форма недуга - моторная.

Второй тип

Моторная алалия - это комплекс симптомов, причем как речевых, так и неречевых, где ведущим является овладение языком. у детей встречается в несколько раз чаще, чем сенсорная. Насколько серьезна данная проблема?

Алалия. Диагностика и речевые признаки

Нарушение речи при моторной алалии захватывает все ее компоненты: лексико-грамматическую и фонетико-фонематическую сторону. Предполагается, что первая проблема обусловлена поражением передних отделов моторной области в коре головного мозга, а вторая - нарушением функционирования нижних отделов центральной моторной области в коре доминантного полушария, где и концентрируются все раздражения от мышц и связок, появляющиеся при выполнении артикуляционных движений.

У ребенка с алалией затруднено формирование тонких двигательных координаций Эти нарушения носят различный характер, начиная от оральной апраксии (паралича), заканчивая нарушением последовательности или переключаемости. Также наблюдается неумение выполнять определенные артикуляционные движения.

Часто дети с моторной алалией из-за недостаточного звукового восприятия улавливают только определенные элементы фразы и неспособны связывать их в общую смысловую структуру. Данная ограниченность понимания выступает как вторичное проявление недоразвития собственной речи. Дети с моторной алалией обычно обладают ограниченным словарем, но пассивный словарь при этом очень объемный.

При моторной алалии могут быть нарушены следующие стороны речи:

  • фонематическая реализация высказываний;
  • языковые оформления речи;
  • ритмическая организация слова - скандированная речь.

Теперь рассмотрим, какие имеет моторная алалия симптомы. Словарный запас у детей с подобным нарушением очень медленно развивается и используется в речи неправильно. В результате бедности запаса лексико-семантических средств появляются замены по сходству или по контрасту, например, стирает - моет, чашка -стакан, топор - молоток. Набор прилагательных и наречий невелик.

На первоначальных этапах развития речи у такого ребенка нет потребности в общении с использованием связной речи, что обусловлено недоразвитием как общей, так и речевой активности. Поэтому малыш чаще использует мимику, жесты и односложные слова при общении со взрослым.

Неречевые признаки недуга

У детей с моторной алалией наблюдается недоразвитие не только речи, но и некоторых психических и моторных функций. Обычно наблюдается неврологическая симптоматика, разная по степени выраженности: от минимальных проявлений мозговой дисфункции до выраженных расстройств. Часто также отмечается физическая недостаточность и общая соматическая ослабленность организма.

Дети с моторной алалией обычно неуклюжие, имеют дискоординацию движений, их движения замедленны или расторможены. Моторная активность снижена, ритмичность недостаточна, динамическое и статическое равновесие нарушено. Особенно проявляются нарушения мелкой моторики.

У детей с моторной алалией обычно недоразвиты (памяти, внимания, мышления и др.) на уровне произвольного и осознанного восприятия.

В ряде случаев могут развиваться патологические качества личности и формирование характера по невротическому типу. У детей с моторной алалией отмечается замкнутость, неуверенность в себе, раздражительность, обидчивость и склонность к слезам.

Существует еще одна разновидность недуга - тотальная, или смешанная сенсорно-моторная алалия. При подобном варианте нарушается и сенсорная, и моторная стороны речи. Если у ребенка сенсорно-моторная алалия, он не может говорить. Кроме того, пациент не понимает обращенную к нему речь.

Какие же имеет смешанная алалия симптомы? Это заболевание сложно поддается диагностике. Его нередко путают с такими проблемами, как аутизм, нарушение слуха, интеллекта и т. п.

Работа с детьми с алалией тотальной часто включает помимо занятий с психологом и логопедом медикаментозное лечение, направленное на активизацию речевых центов в коре головного мозга.

Как же появляется заболевание?

Основная причина алалии - поражение головного мозга при внутриутробном развитии или в первый год жизни ребенка.

  1. Во внутриутробный период на развитие головного мозга могут оказать влияние инфекции, гипоксия, плацентарная недостаточность, вредные привычки матери. Повреждение головного мозга ребенка может произойти и в период родов. Сюда можно отнести гипоксию, родовую травму, переохлаждение.
  2. На первом году жизни малыша поражение головного мозга возможно из-за перенесенных вирусных инфекций или черепно-мозговых травм.

Симптомы

Алалия, диагностика которой - сложный процесс, иногда практически неотличима от некоторых других заболеваний. Важно исключить глухоту или умственную отсталость. При алалии у ребенка нарушается деятельность определенных участков головного мозга. Огромную роль играет поражение двух структур головного мозга: речевых центров Брока и Вернике, которые отвечают за формирование собственной речи и ее понимания.

Признаки моторной алалии

Среди симптомов заболевания можно выделить:

  • отсутствие навыков самообслуживания;
  • нарушение движения: дети не прыгают на одной ноге, не могут пройти по доске, часто спотыкаются, неспособны ритмично танцевать под музыку;
  • выделяют несколько стандартных уровней развития речи при данном нарушении: от ее полного отсутствия до способности говорить развернутыми фразами;
  • ребенок чаще всего не может выразить свои чувства и попросить о чем-то;
  • наблюдается осознание речи, обращенной к больному;
  • малыш понимает лексическое значение слова, но не окончания, приставки, предлоги.

Признаки сенсорной алалии

  • ребенок не понимает смысла услышанного слова;
  • нет связи между конкретным предметом и звуковым оформлением;
  • наличие эхолалий (автоматических повторений слов).

Исправление проблемы

Рассмотрим, как производится коррекция алалии. Поскольку она является медико-психолого-педагогической проблемой, необходим комплексный подход к формированию становления речи и развитию личности в целом. должна проводиться на фоне медикаментозного и психотерапевтического лечения. Алалия - это сложное нарушение, диагностировать которое непросто.

Главные особенности коррекционной работы

  • Процесс в первую очередь направлен на формирование мотива, коммуникативного намерения, внутренней программы высказывания.
  • Уделяется внимание мелкой моторике: дети учатся раскрашивать, штриховать, играть с мозаикой, завязывать узелки и т. д.
  • Эффективным для развития речи у детей с алалией является использование ритмики и логоритмики. На этих занятиях музыка, речь и движение сочетаются в различных упражнениях и формируют речедвигательную деятельность. Также происходит развитие памяти и личностного развития детей.
  • Для активизации речи важна практика общения на доступном ребенку уровне: операции со словами (повтори, покажи, назови), фразами и фразовым материалом.
  • Важным считается развитие анализаторов - зрительного, слухового и тактильного.
  • Применять необходимо только игровую форму работы.
  • Обязательно использование наглядного материала: различной символики, материалов окружающей среды, картинок, сопровождения действий речью и т. д.
  • Воздействие должно быть направлено на общую систему речи, уточнение словаря, развитие фразовой и связной речи, постановку звуков.

Основные этапы

  1. На первом этапе работы происходит воспитание речевой активности и наполнение пассивного словаря, доступного для понимания.
  2. Далее формируется фразовая речь и диалоговая.
  3. На третьем этапе особое внимание уделяется таким аспектам, как связная речь, коммуникативные умения, кроме того, автоматизируются грамматические структуры.

В процессе устранения проблемы активно используют разнообразные приемы проведения словарной работы. Первый вариант - натуральные: демонстрация предметов, картинок, действий, ситуаций. Второй - словесные: соотнесение новых слов с уже известными по сходству и противоположности.

Используют разные виды работы над словарем, к которым относится подбор предметов к действию, например, показать или сказать, кто летает, бегает, ползает. Не менее эффективны такие приемы: называние отдельных частей целого, например, колесо, фара, руль; подбор однокоренных слов, синонимов, антонимов; отгадывание предметов по описанию; преобразование уменьшительно-ласкательных слов и т. д. Также параллельно с пополнением словаря по общим темам (животные, растения, игрушки, овощи, фрукты, семья и т. д.) развивается навык употребления определенной грамматической формы слов (падежи, единственное и множественное число и др.).

Если у ребенка алалия, коррекционная работа как должна проводиться? Выполняя действия с предметами, дети должны стараться их озвучивать речью, то есть сопровождать каждое действие словами: лью воду, переливаю воду, наливаю воду в бутылку, дую на воду и т. д. У пациентов на этом этапе вырабатывается навык отвечать на вопросы и пытаться задавать их, придумывать предложения сначала по одному слову, а затем по опорным, с помощью серий картинок, отгадывать и составлять загадки по описаниям, сопоставлять характеристики нескольких предметов и т. д. В это время поощряются многообразные и развернутые варианты ответов, что, в свою очередь, способствует активному поиску и выбору подходящей грамматической формы нужного слова, воспитывает интерес к речи как к средству общения.

Естественно, ребенку не объясняется никаких правил, не сообщаются сведения по грамматике. Процесс терапии предусматривает только игровую форму и практическое ознакомление с более частотными моделями в словоизменении и словообразовании, построении предложений.

Если у ребенка моторная алалия, занятия как проводятся? Процесс практического использования детьми с алалией грамматических структур обладает некоторыми особенностями, так как формирование всех понятий осуществляется только на базе специальных форм анализа и синтеза, которые в результате приводят к абстракции и ненужным обобщениям.

Постоянно должна быть на виду основная задача работы, которая включает формирование процесса коммуникации и активное пополнение средств для общения у ребенка. Следующим этапом можно считать постепенный переход от диалога в межличностном общении к при развитии побуждения к рассказыванию. Для этого обычно ребенок рассказывает об увиденном или передает какую-то информацию.

Грамота способствует освоению структуры слов и фраз, а через чтение и письмо ребенок с алалией контролирует и корректирует свою речь. Обучение таких детей гораздо длительнее, и оно требует использования специальных методик и приемов. Часто у детей с рассматриваемым недугом в процессе овладения письменной речью проявляется вторичная дислексия и дисграфия.

У малыша алалия? Лечение и коррекция какие имеют особенности? Одним из наиболее часто используемых способов избавления от рассматриваемой проблемы является стимулирование определенных участков кожи с помощью низкочастотных импульсов тока. Подобные области представляют собой проекции речевых зон головного мозга. В результате их стимуляции активируются нервные окончания. Данный способ лечения не имеет под собой научно обоснованной базы, поэтому при коррекции недуга только с его помощью возможно отсутствие терапевтического эффекта, следовательно, использование методики нейростимуляции речевых зон не всегда может быть обосновано.

Дополнительные методы

Если у пациента алалия, занятия с логопедом очень важны. Они должны проводиться регулярно. активно используется при таком речевом нарушении, как алалия. Лечение направлено на стимуляцию мышц, которые участвуют в процессе формирования звуков. Для этого проводят массаж при помощи пальцев или специальных логопедических зондов.

Физиотерапевтическое лечение также применяется у детей с алалией. Среди основных методов - лазеро-, водо-, магнито-, иглорефлексотерапия.

Заключение

Речевая алалия требует очень длительного лечения и комплексного подхода. Чаще всего терапия проходит в специализированных детских садах и школах, где учатся ребята с нарушениями речи. При наличии результатов лечения существует возможность перехода детей в общеобразовательную школу.

В некоторых случаях на устранение и коррекцию алалии у ребенка уходит несколько лет, а далее требуются постоянные занятия с логопедом для поддержания результата. Даже после успешной терапевтической работы большинству детей требуются регулярные занятия для устранения дисграфии и дислексии. Ребенок с алалией нуждается в психологической помощи и поддержке. Ему трудно заводить новые знакомства и хорошо чувствовать себя в коллективе. Некоторые дети испытывают постоянный стресс при общении со сверстниками, что может привести к агрессии, нервным срывам. Поэтому ребенку с алалией требуется помощь в преодолении страха перед общением, замкнутости.

У дошкольников нередко возникают речевые проблемы. И если некоторые из них без труда можно устранить дома (например, научить выговаривать звуки «р» или «ш/щ»), то с другими без помощи специалиста не справиться. Например, с алалией.

Алалией называют недоразвитие речи у ребенка при нормальном слухе и интеллектуальном развитии. О том, как отследить первые признаки этого нарушения и что делать, если родитель подозревает у ребенка алалию, рассказывает логопед Анастасия Сперанская.

Признаки и виды алалии

Первые признаки алалии можно заметить у детей 1,5-2 лет. Как правило, до этого возраста у малышей не наблюдается никаких отклонений. Доречевое развитие проходит нормально: младенцы лепечут и гулят так же активно, как их сверстники. Некоторые пытаются произносить первые слова, а дальше родители могут увидеть первые сигналы недоразвития речи.

Дети с алалией в два года часто не произносят отдельные слова, используют только звукоподражания, оперируют одним-двумя словами, при этом не стараются (не могут) расширить свой словарный запас .

iconmonstr-quote-5 (1)

Если ребенок понимает маму, но при этом не говорит, мы можем подозревать моторную алалию.

В этом случае у малыша нарушается производство речи (нарушена связь между зонами мозга, создающими звук, и зонами, управляющими мышцами рта), а вследствие этого и понимание обращенных к нему фраз. У ребенка с моторной алалией не формируется внутренняя речь (он не соотносит слово с его образом у себя в голове), из-за этого у крохи может развиться вторичная умственная отсталость.

Если же ребенок не понимает речь взрослых, не запоминает новые слова, не соотносит слово с движением/предметом/качеством, которое оно обозначает, даже после многократных повторений, то это свидетельствует о наличии сенсорной алалии (нарушена связь между зонами мозга, отвечающими за восприятие всех звуков, и зонами обработки речевых звуков).

iconmonstr-quote-5 (1)

Очень часто сенсорную алалию на начальных этапах принимают за нарушения слуха.

Но ребенок слышит хорошо! Проблема в том, что его мозг недостаточно хорошо обрабатывает речевые стимулы.

Причины возникновения алалии

Так в чем же причина такого серьезного нарушения «производства» и понимания речи?

Врачи выдвигали разные предположения. Самой распространенной версией возникновения алалии называют повреждения речевых областей головных полушарий при родах. Среди причин часто звучат асфиксия новорожденных, сильный токсикоз в первой половине беременности.

К неблагоприятным факторам, которые могут способствовать развитию алалии, относят психотравмы матери, резус-несовместимость, кровотечения, преждевременные, затяжные, стремительные роды, травмы головы во время родов, стимуляцию родов. Дети, перенесшие нейроинфекции или другие заболевания мозга, получившие до года травмы головы, также находятся в группе риска.