Функции переднего мозга: занятно и понятно. Функции большого полушария переднего мозга

















Включить эффекты

1 из 17

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация по биологии на тему "Функции переднего мозга" поможет учителю в проведении урока. Целью данного урока является изучение функций переднего мозга, раскрытие значения асимметрии левого и правого полушарий. Оформление презентации иллюстрировано тематическими картинками.Теоретическая информация грамотно структурирована, что позволят легко воспринимать новый материал.

  1. Части Переднего мозга
  2. Закрепление

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

Какие отделы головного мозга мы ещё не изучали?

1. Какие функции выполняет продолговатый мозг?

2. Какие нервные пути проходят через мост?

3. В чём проявляются функции среднего мозга?

4. Какова роль мозжечка?

Слайд 2

Функции переднего мозга

План урока:

  • Части Переднего мозга
  • Промежуточный мозг и его отделы
  • Большие полушария головного мозга
  • Закрепление
  • Слайд 4

    Топография промежуточного мозга

    • ФПромежуточный мозг,(diencephalon) отдел головного мозга, составляющий у человека самую- верхнюю часть мозгового ствола, над которой расположены большие полушария.
  • Слайд 5

    Части промежуточного мозга

    • Эпифиз
    • Гипоталамус
    • Таламус
    • Гипофиз
    • мозжечок
    • Продолговатый мозг
    • Мозолистое тело
  • Слайд 6

    Таламус – зрительный бугор

    Таламус (thalamus, зрительный бугор) - структура, в которой происходит обработка и интеграция практически всех сигналов, идущих в кору большого мозга от спинного, среднего мозга, мозжечка, базальных ганглиев головного мозга.

    • Сбор и оценка всей поступающей информации от органов чувств.
    • Выделение и передача в кору мозга наиболее важной информации.
    • Регуляция эмоционального поведения
  • Слайд 7

    Гипоталамус - подбугорье

    Гипоталамус (hypothalamus) или подбугорье - отдел головного мозга, расположенный ниже таламуса, или «зрительных бугров», за что и получил своё название.

    Высший подкорковый центр вегетативной нервной системы и всех жизненно важных функций

    • Обеспечение постоянства внутренней среды и обменных процессов организма.
    • Регуляция мотивированного поведения и защитные реакции (жажда, голод, насыщение, страх, ярость, удовольствие и неудовольствие)
    • Участие в смене сна и бодрствования.
  • Слайд 8

    Гипоталамо - гипофизарная система

    • Гипоталамус в ответ на нервные импульсы оказывает стимулирующее или тормозящее действие на переднюю долю гипофиза. Через гипофизарные гормоны гипоталамус регулирует функцию периферических желез внутренней секреции.
  • Слайд 9

    Эпифиз – шишковидная железа

    • Основные функции эпифиза в организме
      • Регуляция сезонных ритмов организма
      • Регуляция репродуктивной функции
      • Антиоксидантная защита организма
      • Противоопухолевая защита
      • «Солнечные часы старения»
    • Мелатонин – гормон эпифиза.
      • И если эпифиз уподобить биологическим часам, то мелатонин можно уподобить маятнику, который обеспечивает ход этих часов и снижение амплитуды которого приводит к их остановке.
  • Слайд 10

    Большие полушарияголовного мозга

    • Самая большая часть мозга, составляющая у взрослых примерно 70% его веса. В норме полушария симметричны. Они соединены между собой массивным пучком аксонов (мозолистым телом), обеспечивающим обмен информацией.
    • Каждое полушарие состоит из четырех долей: лобной, теменной, височной и затылочной. Доли мозговых полушарий отделяются одна от другой глубокими бороздами.
    • Центральная борозда
    • Боковая борозда
    • Теменно-затылочная борозда
  • Слайд 11

    Кора больших полушарий

    • Кора головного мозга играет очень важную роль в осуществлении высшей нервной (психической) деятельности.
    • У человека кора составляет в среднем 44% от объёма всего полушария в целом. Площадь поверхности коры одного полушария у взрослого человека в среднем равна 220 000 мм². На поверхностные части приходится 1/3, на залегающие в глубине между извилинами - 2/3 всей площади коры.
  • Слайд 12

    Слайд 13

    Подпишите отделы головного мозга

    1 – конечный мозг

    2 – промежуточный мозг

    3 – средний мозг

    5 – мозжечок

    6 – продолговатый мозг

    Слайд 14

    Повтори и запомни

    • Промежуточный мозг
    • Таламус
    • Продолговатый мозг
    • Средний мозг
    • Гипоталамус
    • мозжечок
    • Большие полушария мозга
  • Слайд 15

    Определите ошибки

    1. Гипоталамус

    3. Промежуточный мозг

    5. Продолговатый мозг

    6. Средний мозг

    7. Большие полушария

    1 – Большие полушария 2 - Мозжечок 3 - Продолговатый мозг 4 – Мост 5 – Гипоталамус 6 -Промежуточный мозг

    7 – Таламус 8 – Средний мозг

    4. Таламус

    8. Мозжечок

    Слайд 16

    Домашнее задание

    • П. 46 продолжить заполнение таблицы
    • Повторить п.45
  • Слайд 17

    Литература и интернет ресурсы

    Биология человека в таблицах, рисунках и схемах. Резанова Е.А, Антонова И.П, Резанов А.А. М., Издат-Школа

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    Урок по теме:

    «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет»

    Задачи:

    Показать роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки;

    Продолжить формирование понятия об иммунитете и его вида (неспецифический, специфический);

    Раскрыть знание клеточного и гуморального иммунитета;

    Ввести сведения об органах иммунной системы;

    Показать разницу между понятиями «воспаление» и «общее заболевание», включая инфекционные болезни

    Оборудование: таблицы «Кровеносная и лимфатическая системы», «Состав крови», «Кровь», «Железы внутренней секреции», «Строение трубчатой кости», схема фагоцитоза, портреты Л. Пастера, Э. Дженнера, И.И. Мечникова

    Ход урока:

    I Организационный момент

    II Проверка знаний

    На предыдущем уроке мы с вами познакомились с компонентами внутренней среды организма, выяснили как эти компоненты взаимосвязаны между собой, а так же подробно изучили состав и функции клеток крови. Давайте вспомним всё, что мы изучили по данной теме.

    Индивидуальный опрос:

    (двум учащимся предлагается на доске выполнить задания по карточкам,

    третий учащийся выполняет задание на листочке)

    Карточка 1: «Внутренняя среда организма» (базовый уровень)

    Внутренняя среда организма - это ….

    Заполните схему:

    Карточка 2: Заполните таблицу «Клетки крови и их значение» (повышенный уровень)

    Карточка 3: Выполните задание: (высокий уровень)

    В биологической лаборатории на препаратах крови человека и лягушки были утрачены этикетки. По каким признакам можно определить где какая кровь? Дайте обоснованный ответ.

    (Крупные эритроциты, содержащие ядро, человеку принадлежать не могут. Следовательно, это кровь лягушки. Мелкие безъядерные эритроциты могут принадлежать человеку)

    Фронтальный опрос:

    Какие форменные элементы крови вам известны?

    Как строение и состав эритроцита обеспечивает его функцию?

    Чем опасен для организма угарный газ?

    Какую функцию выполняют лейкоциты?

    Что такое фагоцитоз и фагоциты?

    Как осуществляется процесс фагоцитоза?

    Назовите имя учёного открывшего это явление?

    Какие клетки способны к фагоцитозу?

    Каков механизм образования тромба?

    Каково значение свёртываемости крови для организма?

    Наличие каких веществ в плазме крови обуславливает процесс сворачиваемости?

    Какие параметры крови определяют при анализе крови?

    Что такое малокровие? Чем оно опасно?

    Какие органы в организме отвечают за процесс кроветворения?

    III Основная часть

    1. Актуализация знаний

    Человек живет в окружении разнообразных микробов: бактерий, вирусов, грибков, простейших. Любой организм при этом защищается от них различными способами. Сегодня на уроке мы разберём основные механизмы защиты организма человека от различных инфекций. Тема сегодняшнего занятия: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет»

    2. Защитные барьеры организма

    Иммунитет - способность организма защищать себя от болезнетворных м/о и вирусов, а также от инородных тел и веществ, обеспечивая постоянство внутренней среды организма

    3. Формы и механизмы иммунитета

    Самой древней формой иммунитета является неспецифичный иммунитет , который действует на все виды мироорганизмов, независимо от их химической природы. Другая форма иммунитета – специфический иммунитет – связан со способностью организма распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества.

    фагоцитоз

    (И.И. Мечников) нейтрализация

    Антигены - чужеродные вещества и микроорганизмы, способные вызывать

    иммунную реакцию.

    * микробы, вирусы, любые другие клетки

    Механизмы иммунитета

    Клеточный механизм иммунитета

    Уничтожение вредного фактора клетками-фагоцитами

    Гуморальный механизм иммунитета

    Уничтожение вредного фактора с помощью веществ, выделяемых самой клеткой

    * интерферон

    4. Органы кроветворения

    У позвоночных животных есть специальные органы, где формируются клетки крови, участвующие в иммунной реакции.

    Центральные органы иммунной системы:

    Костный мозг

    Расположен в трубчатых костях скелета. Вырабатывает лейкоциты, которые поступают в кровеносное русло.

    Тимус (вилочковая железа)

    Тимус располагается у основания шеи, за грудиной. Вырабатывает Т-лимфоциты.

    Периферические органы иммунной системы:

    Селезёнка

    Находится в левом подреберье. Содержит большое количество Т-лимфоцитов и В-лимфоцитов, которые обеспечивают иммунологическую «проверку» крови.

    Лимфатические узлы

    Располагаются по ходу лимфатических сосудов. Содержит В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги.

    5. Воспаление Рис. 47 стр.92

    Признаки:

    1. покраснение поражённого участка

    2. повышение температуры

    4. нагноение

    Воспаление - это местная реакция организма на проникновение м\о, вирусов, различных

    Значение:

    1. не допустить распространение микробов на весь организм

    2. полное уничтожение микробов

    Гной погибшие м\о и фагоциты

    Илья Ильич Мечников

    Российский и французский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог). Родился 15 мая 1845 года в селе Ивановка Харьковской губернии Российской империи.

    Один из основоположников эволюционной эмбриологии, первооткрыватель фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления, фагоцитарной теории иммунитета, основатель научной геронтологии.

    Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908).

    Обнаружив в 1882 явления фагоцитоза (о чём доложил в 1883 на 7-м съезде русских естествоиспытателей и врачей в Одессе), разработал на основе его изучения сравнительную патологию воспаления (1892), а в дальнейшем - фагоцитарную теорию иммунитета («Невосприимчивость в инфекционных болезнях» - 1901).

    Многочисленные работы Мечникова по бактериологии посвящены вопросам эпидемиологии холеры, брюшного тифа, туберкулёза и др. инфекционных заболеваний.

    IV Работа с учебником

    Инфекционные заболевания

    Используя текст §18, выполните следующие задания: стр.91-92

    Базовый уровень:

    Какие заболевания называют инфекционными?

    Укажите отличительные особенности инфекционных заболеваний

    Перечислите известные вам инфекционные заболевания.

    Повышенный уровень:

    Что такое «ворота инфекции»?

    Перечислите основные стадии развития инфекционного заболевания.

    В каком случае, при проникновении в организм инфекции, болезнь не развивается?

    Высокий уровень:

    Почему опасны бацилло- и вирусоносители?

    Каков механизм формирования подобного носительства?

    В чём заключается различие между больным СПИДом и ВИЧ-носителем?

    Проверка правильности выполнения заданий

    Вывод: иммунитет, выработанный к одному из возбудителей, не гарантирует от

    заражения другим.

    ? Каковы возможные меры профилактики инфекционных заболеваний?

    тщательное мытьё рук, фруктов и овощей

    кипячение, обработка дезинфицирующими средствами

    изоляция и лечения заболевших

    соблюдение мер личной гигиены

    профилактические прививки, лечебные сыворотки

    V Закрепление

    1. Установите соответствие

    1. Иммунитет

    А. Особые белки, специфически связывающиеся с проникающими в организм чужеродными веществами

    2. Антитела

    Б. Клетки крови, играющие главную роль в иммунной защите организма

    3. Антигены

    В. Препарат, приготовленный из убитых или ослабленных бактерий и вирусов

    4. Фагоциты, Т- и В-лимфоциты

    Г. Комплексная реакция организма, направленная на защиту от болезнетворных микробов, вирусов, инородных тел и веществ

    5. Вакцина

    Д. Общее название чужеродных веществ, проникающих в организм

    6. Лечебная сыворотка

    Е. Препарат, содержащий готовые антитела, полученный из крови животного, перенесшего заболевание

    2. Заполните пропуски в тексте

    Иммунитет – это способность организма избавляться от ……………. тел и соединений, сохранять химическое ……………….. внутренней среды и биологическую индивидуальность. Первым барьером на пути болезнетворных факторов являются ………….. и …………… оболочки. Вторым барьером на пути болезнетворных факторов является ………….. среда организма (…………. и лимфа). В состав иммунной системы входят ……………………. мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы, ……………. .

    3. Заполните пропуски в тексте

    Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – эпидемическое заболевание человека, охватившее 150 стран мира. Болезнь поражает преимущественно …………… систему человека. Возбудитель заболевания – ……………………….. (ВИЧ). В результате его проникновения в организм человек становится беззащитным к микробам, в обычных условиях не вызывающим заболевания. Один из наиболее частых путей передачи ВИЧ и распространения СПИДа – ……………………. . Мерами профилактики СПИДа являются: ……………………………………………………. .

    VI Итоги урока

    Организм имеет два барьера защиты от болезнетворных организмов.

    Защитная реакция организма на внедрение болезнетворных м/о, вирусов, инородных тел и веществ называется иммунитетом.

    Существует две формы иммунитета: неспецифический иммунитет (действует на все виды м/о) и специфический иммунитет (действует на конкретный антиген).

    Клетками, осуществляющими в организме иммунную реакцию, являются В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги, которые образуются органах иммунной системы.

    Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что заразны, имеют циклическое течение и формируют постинфекционный иммунитет.

    VII Домашнее задание

    Выучить §18; Уметь отвечать на вопросы после параграфа.

    Подготовить сообщения: «Л. Пастер. Вакцина. Лечебные сыворотки»

    «Э.Дженнер. Методы оспопрививания»

    Учебная, методическая литература:

    Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология: Человек.» Учебник для 8 кл.. М: Дрофа, 2008г

    Колесов Д.В. «Биология. Человек». Тематическое и поурочное планирование к учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маш, И.Н. Беляева. М: Дрофа, 2004г.

    Анисимова В.С., Бруновт Е.П., Реброва Л.В. «Самостоятельные работы учащихся по анатомии. Физиологии и гигиене человека» Пособие для учителя. М: Просвещение,1987г.

    макрофаги

    лейкоциты

    специфический

    неспецифический

    Формы иммунитета

    Б О Л Е З Н Ь

    Кровь (лейкоциты); лимфа (лимфоциты); тканевая жидкость (макрофаги)

    Кожа, слизистые оболочки (слёзы, пот, слюна, соляная кислота) + м\о живущие на коже и слизистых оболочках

    Проникновение м/о

    Компоненты внутренней среды

    лимфоциты

    антитела на антигены

    макрофаги

    Клетки иммунитета

    Т-лимфоциты

    В-лимфоциты

    пожирают инородные вещества, м\о, клетки

    образуют антитела

    делают бактерии беззащит-ными перед фагоцитами

    выделяют вещества, убивающие бактерии и вирусы

    Вне клетки!

    В клетке!

    клетки памяти

    плазматические клетки

    Т-киллеры

    Т-супрессоры

    Т-хелперы

    передают информацию об антигене

    запоминание информации

    об антигене

    чужеродные

    блокируют чрезмерные реак-ции В-лимфоциты

    Сообщение учащегося

    Секция естественных наук

    СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА

    Головной мозг состоит из следующих отделов: продолговатый мозг, мозжечок, мост, средний мозг, промежуточный и большие полушария головного мозга.

    Продолговатый мозг, мост и мозжечок относят к заднему мозгу, а промежуточный и большой мозг — к переднему мозгу.

    В продолговатом мозге находятся центры защитных рефлексов — мигательного и рвотного, рефлексов кашля и чихания, и некоторых других. Другая группа центров связана с питанием и дыханием — это центры вдоха и выдоха, слюноотделения, глотания и отделения желудочного сока.

    Мост , отвечает за движения глазных яблок и мимики. Также через мост проходят слуховые пути.

    Мозжечок осуществляет координацию движений, делает их плавными, точными и соразмерными, устраняет лишние движения, например, возникшие в силу инерции.

    Средний мозг — отдел мозга, где находятся центры, обеспечивающие чёткость зрения и слуха. Они регулируют величину зрачка и кривизну хрусталика, мышечный тонус. Благодаря им поддерживается устойчивость тела при стоянии, ходьбе, беге, изменении позы.

    Передний мозг состоит из двух отделов: промежуточного мозга и больших полушарий головного мозга. Это самый большой отдел головного мозга, состоящий из правой и левой половин.

    Промежуточный мозг состоит из трёх частей — верхней, центральной и нижней. Центральная часть таламусом . Сюда стекается вся информация от органов чувств. Здесь происходит первая оценка её значимости. Благодаря таламусу только важная информация поступает в кору большого мозга.

    Нижняя часть промежуточного мозга называется гипоталамусом . Он регулирует обмен веществ и энергии. В его ядрах имеются центры жажды и её утоления, голода и насыщения. Гипоталамус контролирует удовлетворение потребностей и поддержание постоянства внутренней среды — гомеостаза.

    С участием промежуточного мозга и других отделов головного мозга осуществляются многие циклические движения движения: ходьба, бег, прыжки, плавание и пр., а также сохранение позы между движениями.

    Большие полушария головного мозга. Каждое полушарие разделено на четыре доли: лобную, теменную, затылочную и височную.

    В нейронах коры больших полушарий происходит анализ нервных импульсов, поступающих от органов чувств. Так, в затылочной доле сосредоточены нейроны зрительной зоны, в височной — слуховой. В теменной доле, находится зона кожно-мышечной чувствительности.

    Обонятельные и вкусовые зоны находятся на внутренней поверхности височных долей. Центры, регулирующие активное поведение, находятся в передних частях головного мозга, в лобных долях коры больших полушарий. Двигательная зона расположена впереди центральной извилины.

    Правое полушарие управляет органами левой части туловища и получает информацию от пространства слева. Левое полушарие регулирует работу органов правой части туловища и воспринимает информацию от пространства справа.

    Основная особенность большого мозга человека заключается в том, что правое и левое полушарие функционально различны. В левом полушарии, как правило, у правшей находятся центры речи. Здесь происходит анализ обстановки и связанных с ним действий по отдельным параметрам, вырабатываются обобщения, строятся логические выводы. В правом полушарии происходит распознавание образов и мелодий, запоминание лиц.

    Старая и новая кора большого мозга. Здесь сосредоточены центры, связанные со сложными инстинктами, эмоциями, памятью.

    Старая кора даёт возможность организму различать благоприятные и неблагоприятные события и реагировать на них испугом, радостью, агрессией, тревогой. Здесь в памяти хранится информация о пережитых событиях. Это даёт возможность при сходных обстоятельствах предпринять действия, которые приведут к успеху.

    В новую кору, поступает информация от внутренних органов и от органов чувств. В лобных долях из многочисленных потребностей отбирается самая важная и формируется цель деятельности, план достижения цели на основании анализа обстановки и прошлого опыта.

    Из вышесказанного мы заключаем, что мозг — орган, координирующий и регулирующий все жизненные функции организма и контролирующий поведение. Все наши мысли, чувства, ощущения, желания и движения, связаны с работой мозга. И если он не функционирует, человек переходит в вегетативное состояние: утрачивается способность к каким-либо действиям, ощущениям или реакциям на внешние воздействия. Учёные выявили, что:

    Левое полушарие руководит следующими видами умственной деятельности:

    — Математика

    — Языки

    — Логика

    — Анализ

    — Письмо

    — Другие аналогичные виды деятельности;

    Правое полушарие отвечает за:

    — Воображение

    — Восприятие цвета

    — Музыка

    — Чувство ритма

    — Мечтания

    — Другие аналогичные виды деятельности.

    Наш интеллектуальный труд, можно сравнить с работой наших мускулов. Мозг, также как и мышцы можно и нужно тренировать, чтобы он всегда был в отличном состоянии. Чем больше мы будем развивать его, тем более весомую пользу он принесёт нам в будущем. Погружение в рутину не улучшит его и не принесёт нам никакой пользы.

    С научной точки зрения, чем старше мы становимся, тем более важную роль играет тренировка мозга. Она останавливает ухудшения, связанные со старением мозга и замедляет этот процесс. С медицинской точки зрения — это конечно не исцеляет от болезни Альцгеймера или слабоумия, но значительно уменьшает скорость развития этих процессов.

    Если Вы хотите, чтобы Ваш мозг всегда был на пике своей формы, тогда Вам необходимо выполнять предложенные ниже, несложные рекомендации:

    Наш мозг любит:

    1) Умственная активность. Больше читайте. Посвящайте больше времени чтению разнообразной литературы: книги, газеты и журналы. Старайтесь охватить широкий спектр областей знаний. Изучение чего-то нового не только заставит ваш мозг работать, но и сделает Вас более умным. Играйте в развивающие игры. Шахматы, шашки, эрудит, кроссворды и судоку, рисование и шитьё — помогут развить способности вашей памяти.

    2) Полноценное питание. Для плодотворной работы мозга и памяти необходимо полноценное разнообразное питание. Недостаток некоторых аминокислот, витаминов и микроэлементов приведёт к провалам памяти и дегенеративным изменениям мозга.

    Углеводы: Мозг составляет всего 2% от веса организма, но потребляет 20% энергии. А основной источник энергии – это углеводы. Полезные для мозга углеводы — это сложные углеводы (каши, макароны из твердых сортов пшеницы, фрукты и овощи. Если углеводы будут поступать в организм в недостаточном количестве, то вы будете «медленно соображать», у вас будет чувство усталости, потому что вашему мозгу элементарно не будет хватать энергии. Углеводов в рационе должно быть порядка 70%.

    Белки: Роль белка для мозга и памяти огромна. Белки – это строительный материал и для нервных клеток, и для нейротрансмиттеров, без которых процесс запоминания невозможен; и для гормонов, которые определяют активность мозга. Белки также выполняют функцию получения и перемещения энергии – даже если вы хорошо питаетесь углеводами, но в вашем организме недостаточно белков, то вы тоже будете чувствовать усталость и подавленность, потому как энергия не сможет ни усваиваться клетками, ни доставляться в необходимые участки мозга. И мозгу уже не из чего строить необходимые ткани, гормоны и нейротрансмиттеры.

    Поэтому, регулярно не менее 3 раз в неделю в вашем меню должен присутствовать белок: говядина, свинина, мясо птицы, рыба, творог, яйца, молоко). В рационе должно быть порядка 15% белков.

    Жиры: Наравне с углеводами жиры выступают источником энергии. Самый полезный жир — это Омега-3 полиненасыщенная жирная кислота, которая напрямую влияет на умственные возможности и память человека. Поэтому, в вашем меню должна присутствовать не реже чем 2 раза в неделю жирная рыба (сельдь, лосось, форель, семга). Жиров в рационе должно быть 15%.

    3) Витамины, аминокислоты, полиненасыщенные жирные кислоты , макро и-микро элементы.

    4) Спокойный продолжительный сон. Во время сна происходят процессы с участием важнейшего нейромедиатора (вещества, с помощью которого происходит передача нервного импульса между нейронами) ГАМК. Без нормального сна, память на химическом уровне неспособна работать в полную мощность. К тому же, мозг человека настроен на биологические ритмы, смены дня и ночи, поэтому спать нужно ночью, так как именно в темное время суток происходит полное восстановление клеток мозга.

    5) Классическая музыка благотворно воздействует на клетки мозга.

    6) Спорт способствует развитию серых клеток (Во время физических нагрузок мозг лучше снабжается кровью и кислородом, что помогает сохранять его активность. Не менее важно и то, что в то время, когда работают мышцы, выделяется ряд гормонов, необходимых для работы памяти.

    Если же у вас по каким-либо причинам нет возможности или желания ходить в спортивный зал, то увеличьте двигательную активность: ходите на танцы, откажитесь от лифта, постарайтесь больше ходить пешком. Ежедневные часовые пешие прогулки улучшают работу головного мозга и предупреждают множество болезней. Бездеятельность тела рано или поздно приведёт к отсутствию активности в мозге.

    7) Ароматерапия – активизирует и расслабляет мозг (Розмарин и шалфей увеличивают приток крови к мозгу, способствуют лучшему функционированию ума и тела).

    8) Новые впечатления. Всё новое благотворно воздействует на мозг (новые люди, новое место, новые впечатления и т. д.).

    9) Секс и любовь.

    Наш мозг не любит:

    1) Нехватка сна провоцирует развитие в мозге токсичных компонентов.

    2) Алкоголь – убивает клетки мозга.

    3) Отрицательные эмоции (стресс, гнев, рутина).

    4) Неполноценное скудное и однообразное питание.

    5) Малоподвижный образ жизни.


    Шошина Вера Николаевна

    Терапевт, образование: Северный медицинский университет. Стаж работы 10 лет.

    Написано статей

    Ученые считают загадкой науки головной мозг человека и его функции. Мы уже много знаем о его и работе, поэтому в состоянии лечить многочисленные заболевания, считавшиеся смертельными. Знания о структуре и работе больших полушарий играют важную роль в понимании функционирования мозга, а также помогают разбираться в проблемах, которые возникают при заболеваниях и .

    Состояния и патологии, приводившие к тяжелейшим последствиям и даже к смерти, поддаются оперативному и консервативному лечению, возвращая людей к нормальной жизни после серьезных травм и сложных хирургических вмешательств.

    Строение больших полушарий

    Спинной мозг человека соединен с головным и вплоть до среднего мозга выглядит цельным элементом. Затем он делится на две симметричные, но неоднозначные по функциям половины, которые называются «большие полушария головного мозга».

    Обе вместе носят название переднего. Соединительный элемент между ними – мозолистое тело. Часть, расположенная снизу, носит название «основание мозга».

    Отличаясь от строения органа других млекопитающих величиной, большие полушария Хомо Сапиенс развиты и закрывают собой промежуточный и средний. По величине с ними могут сравниться только аналогичные образования у дельфинов и некоторых видов высших приматов.

    Структура тканей включает два типа вещества:

    • Серое, формирующее наружный слой или кору головного мозга. Это вещество в виде подкорковых структур рассеяно по массе белого.
    • Белое, представляющее собой внутреннюю массу мозгового вещества, преобладающую по объему. Оно формирует проводящие пути.

    Органы, их функции и слаженная работа всех систем контролируется корой БП. Она представляет собой тончайший слой в несколько миллиметров серого вещества, состоящего из тел нейронов. Кора является главной частью мозга. Она покрывает поверхность переднего и отличается большой площадью из-за того, что полушария имеют выраженную складчатость, которая называется бороздами и извилинами. Примерная поверхность занимает от 2000 до 2500 квадратных сантиметров.

    Строение и особенности коры больших полушарий головного мозга обуславливает нашу интерактивность, то есть возможность вступать в контакт с окружением, оценивать его, получать важнейшие данные.

    У нее достаточно сложная организация и оригинальное строение, структура. Она испещрена глубокими бороздами и складками, которые называются извилинами. Наиболее глубокие из всех разделяют весь передний мозг (каждое из полушарий) на доли:

    • Лобная.
    • Височная.
    • Теменная.
    • Затылочная.
    • Островок.

    Под затылочными долями находится мозжечок, или «малый мозг». У него три пары «ножек», через которые он получает крайне важную информацию из коры, спинного, ствола головного, ганглиев и других источников. Это крайне важная часть, хоть и незначительная по размерам.

    Он выполняет функции коррекции погрешностей, которые могут закрасться с поступающими и исходящими сигналами. В нем содержится до 10% нейронов, которыми располагает центральная нервная система человека. Особенно богат ими так называемый зернистый слой.

    Функции

    Основная деятельность БП связана со следующими важнейшими человеческими функциями и качествами:

    • Мышление.
    • Память.
    • Речь.
    • Проявления и особенности личности.
    • Творческие способности, таланты и умения.

    Большие полушария неодинаковы – они отвечают за разные функции. Правое несет ответственность за и всему, что с ним связано. Левое полушарие связано с абстрактным и возможностью говорить. Так что при заболеваниях и травмах этого участка мозга человек лишается связной речи.

    Полушария отделяются друг от друга продольной щелью, в глубине которой находится мозолистое тело, соединяющее их друг с другом. Поперечная разделяет затылочные доли от мозжечка, а он граничит с продолговатым мозгом, соединяющимся со спинным. Вес больших полушарий составляет от 78 до 90% массы органа.

    Кора полушарий большого мозга имеет слои, формирующие ее архитектонику:

    • Молекулярный.
    • Наружный зернистый.
    • Слой пирамидальных нейронов.
    • Внутренний зернистый.
    • Ганглионарный слой. Его еще называют внутренний пирамидный или клетки Беца.
    • Мультиморфные клетки.

    Кора – это высокоорганизованный анализатор, позволяющий обрабатывать получаемую извне информацию через органы чувств – зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Она содержит больше клеточной жидкости, чем белое вещество, снабжена большим количеством кровеносных сосудов. Кора больших полушарий участвует в формировании кортикальных рефлексов.

    Борозды и извилины

    Поверхность большого мозга покрыта так называемым паллиумом, или плащом. Именно он образует складки, которые принято называть извилинами и бороздами. Состоит паллиум из серого и белого вещества.

    Большие полушария головного мозга покрыты узнаваемой глубокой складчатостью, образованной бороздами и извилинами. Они придают человеческому мозгу характерный вид, увеличивая площадь коры. Рисунок извилин индивидуален не только для каждой конкретной личности, но и даже для полушарий одного мозга.

    Каждое из них имеет строение, состоящее из разных видов поверхностей:

    • Верхнелатеральная поверхность, имеющая выпуклую форму и непосредственно прилегающая к внутренней части свода черепа.
    • Нижняя, располагающаяся передним и средним участком глубоко на основании черепа, а задним – на верхней части мозжечка.
    • Медиальная поверхность, находящаяся по направлению к щели, разделяющей оба полушария.

    Каждый из отделов мозга имеет собственный «рисунок» извилин и борозд.

    Борозды принято делить на три категории:

    • Первая, или постоянные, главные. Их 10, они менее других подвержены изменениям, возникают на ранних этапах формирования мозга и имеют общие черты для всех людей и животных.
    • Вторая категория, или непостоянные борозды. Они представляют собой складки на поверхности полушарий, индивидуальные для конкретной особи. Они могут иметь различное количество или даже полностью отсутствовать. Непостоянные борозды глубокие, но мельче, чем представители первой категории.
    • Третья, или непостоянные борозды – бороздки. Они обычно намного меньше и мельче, чем предыдущие, имеют различные меняющиеся очертания, их расположение связано с этническими чертами или персональными особенностями. Бороздки третьей категории не передаются по наследству.

    Рисунок можно сравнить с отпечатками пальцев, так как он отличается индивидуальностью и никогда не бывает полностью идентичным даже у ближайших родственников.

    Последствия повреждения долей БП

    Кора больших полушарий человеческого головного мозга не дублирует структур подкорки, поэтому любое ее повреждение влечет за собой различные нарушения. Они отличаются в зависимости от того, какой участок оказывается травмированным. Интересно, что в коре нет конкретных центров управления отдельными мышцами, а только общий набор «правил» их работы.

    Повреждения определенных долей больших полушарий приводят к следующим последствиям:

    • Лобная – наибольшая часть. Две лобные части составляют половину всего переднего мозга. Кора этой доли называется ассоциативной, потому что вся информация приходит именно в этот участок. Она ответственна за речь, поведение, чувства, обучение. При серьезных травмах этой части головного мозга, образовании опухолей, кровоизлияний у человека нарушаются связи между видом, вкусом, запахом, формой предмета и его названием, то есть, например, пациент видит яблоко, может его понюхать, потрогать и съесть, но не понимает, что именно у него в руках. Также в центральной передней расположена двигательная. Ее повреждение приводит к изменению поведения, расстройствам координации и движения. Установлено, что врожденная недоразвитость лобной доли или ее повреждение в раннем детском возрасте, особенно участка, отвечающего за эмоции, приводит к появлению антисоциальных личностей и серийных убийц, опасных маньяков и просто социопатов, мелких домашних тиранов, страдающих отсутствием эмпатии. Центры, отвечающие за обоняние и вкус, расположены на внутренних поверхностях лобных и височных долей, поэтому травмы этих участков мозга зачастую приводят к нарушению или полной потере этих функций.
    • Височная область отвечает за слуховой центр. Кроме полной или частичной глухоты патологии в этой зоне могут приводить к так называемой сенсорной афазии Вернике или глухоте на слова. Пациент способен все прекрасно слышать, но слов он попросту не понимает, словно с ним разговаривают на незнакомом иностранном языке. Возникает такая афазия при поражении аналитического центра речи (центра Вернике).
    • Теменная часть, а именно ее центральная задняя извилина, управляет кожно-мышечной чувствительностью. Поэтому ее повреждение влечет за собой утрату этих ощущений или сильное их притупление. Поражение передней части темени приводит к проблемам с точными движениями, центральная отвечает за основные движения, а задняя – за осязательные функции. Травмы или заболевания этих областей провоцируют соответствующие проблемы со здоровьем.
    • Затылочная доля имеет зрительный центр, призванный регулировать, опознавать и обрабатывать информацию, поступающую от органов зрения. Любые проблемы в этой зоне сказываются на качестве , а сильные травмы могут вызвать слепоту – временную или постоянную. Верхняя часть затылочной области отвечает за зрительное узнавание, поэтому человек с проблемами на этом участке не может распознавать лица или не воспринимает окружение.
    • Островковая область не видна, если рассматривать поверхность головного мозга. Многие ученые не выделяют ее как отдельный элемент полушарий, а считают частью других долей. Поэтому характеристики патологий такие же, как и у ближайших отделов – лобного и височного.

    Строение головного мозга постепенно приоткрывает все свои тайны, позволяя ученым узнавать взаимосвязи между его отдельными частями и поведением, характером, здоровьем и эмоциями человека. В нем еще много неизвестного, но тщательное изучение позволяет углубиться в источники множества заболеваний, которые еще недавно считались неизлечимыми.

    При всем сходстве нашего мозга с аналогичными структурами других млекопитающих орган человека и большие полушария в первую очередь – это уникальное создание природы, которое и делает нас людьми разумными.

    Передний мозг – самая развитая в процессе эволюции структура.

    Он предопределяет склонности человека, его направленность, поведение, становление личности.

    Расположение – мозговой отдел черепа.

    Статья предназначена для общего понимания строения и назначения.

    Общие сведения

    Образован из переднего конца первичной нервной трубки. В эмбриогенезе делится на 2 части, одна из которых порождает конечный мозг, вторая – промежуточный.

    Согласно модели Александра Лурии, состоит из 3-х блоков:

    1. Блок регуляции уровни активности мозга. Обеспечивает осуществление определённых видов деятельности. Отвечает за эмоциональное подкрепление активности на основе прогнозирования ее результатов (успех – неудача).
    2. Блок приёма, переработки и хранения входящей информации. Участвует в формировании представления о способах реализации деятельности.
    3. Блок программирования, регуляции и контроля за организацией психической деятельности. Сравнивает полученный результат с исходным намерением.

    Передний мозг принимает участие в работе всех блоков. На основе обработки информации он управляет поведением. Администратор высших психологических функций: восприятия, памяти, воображения, мышления, речи.

    Анатомия

    Строение живой особи описать непросто. Тем более такой его составляющей, как мозг. Эта существующая в каждом вселенная продолжает скрывать свои тайны. Но это не значит, что в них не стоит разбираться.

    Развитие

    Передний мозг формируется на 3-4 неделе пренатального развития. К концу 4 недели эмбриогенеза из переднего мозгового пузыря образуются конечный и промежуточный мозг, полость третьего желудочка.

    Состоит из таламической и гипоталамической областей, которые располагаются по бокам третьего желудочка между полушариями и средним мозгом.

    Таламическая область объединяет:

    • таламус – яйцевидное образование, расположенное глубоко под корой больших полушарий. Древнейшее, самое крупное (3-4 см) образование промежуточного мозга;
    • эпиталамус разместился над таламусом. Знаменит тем, что в нем расположен эпифиз. Раньше полагали, что здесь живёт душа. Йоги связывают эпифиз с седьмой чакрой. Разбудив орган, можно открыть «третий глаз», став ясновидящим. Железа малюсенькая, всего 0,2 г. Но польза для организма огромная, хотя ранее считалась рудиментом;
    • субталамус – образование, расположенное ниже таламуса;
    • метаталамус – тела, расположенные в задней части таламуса (ранее считались отдельной структурой). Вместе со средним мозгом определяют работу зрительного и слухового анализаторов;

    Гипоталамическая область включает:

    • гипоталамус. Расположен под таламусом. Весит 3-5 г. Состоит из специализированных групп нейронов. Связан со всеми отделами. Управляет гипофизом;
    • заднюю долю гипофиза – центрального органа эндокринной системы массой 0,5 г. Расположен в основании черепа. Задняя доля вместе с гипоталамусом образуют гипоталамо-гипофизарный комплекс, управляющий деятельностью эндокринных желёз.

    Объединяет:

    • покрытые корой полушария. Кора появилась на поздних этапах развития животного мира. Занимает половину объёма полушарий. Поверхность ее может превышать 2000 см 2 ;
    • мозолистое тело – нервный тракт, соединяющий полушария;
    • полосатое тело. Расположено сбоку от таламуса. На срезе имеет вид повторяющихся полос белого и серого вещества. Содействует регуляции движений, мотивации поведения;
    • обонятельный мозг. Объединяет структуры, различные по назначению, возникновению. Среди них центральный отдел обонятельного анализатора;

    Анатомические особенности

    Промежуточный

    Таламус похож на яйцо серо-коричневого цвета. Структурная единица – ядра, которые классифицируются по функциональному и композиционному признакам.

    Эпиталамус состоит из нескольких единиц, самая известная из которых — серовато-красноватого цвета эпифиз.

    Субталамус – небольшая область из ядер серого вещества, соединённых с белым.

    Гипоталамус состоит из ядер. Их около 30. Большинство парные. Классифицируются по месторасположению.

    Задняя доля гипофиза. – образование округлой формы, месторасположение — гипофизарная ямка турецкого седла.

    Конечный

    Объединяет полушария, мозолистое и полосатое тела. Наибольший по объёму отдел.

    Полушария покрыты серым веществом толщиной 1-5 мм. Масса полушарий составляет около 4/5 массы головного мозга. Извилины и борозды значительно увеличивает площадь коры, содержащей миллиарды нейронов и нервных волокон, выстроенных по определённому порядку. Под серым веществом лежит белое — отростки нервных клеток. Около 90% коры имеет типичное шестислойное строение, где нейроны связаны через синапсы друг с другом.

    С точки зрения филогенеза кору полушарий делят на 4 типа: древняя, старая, промежуточная, новая. Основную часть коры у человека составляет неокортекс.

    Мозолистое тело по форме напоминает широкую полосу. Состоит из 200-250 миллионов нервных волокон. Самая большая конструкция, соединяющая полушария.

    Функции

    Миссия – организация психической деятельности.

    Промежуточный

    Участвует в координации работы органов, регулировании движения тела, поддержании температуры, метаболизма, эмоционального фона.

    Таламус . Главная задача – сортировка информации. Работает как реле – обрабатывает и направляет в мозг данные, поступающие от рецепторов и проводящих путей. Таламус влияет на уровень сознания, внимания, сон, бодрствование. Поддерживает функционирование речи.

    Эпиталамус . Взаимодействие с другими структурами происходит посредством мелатонина – гормона, вырабатываемого эпифизом в тёмное время суток (поэтому не рекомендуется спать при свете). Производное серотонина – «гормона счастья». Мелатонин – участник регуляции суточных ритмов, являясь природным снотворным, влияет на память и когнитивные процессы. Воздействует на локализацию кожных пигментов (не путать с меланином), половое созревание, подавляет рост ряда клеток, включая раковые. Через связи с базальными ядрами эпиталамус участвует в оптимизации двигательной активности, через связи с лимбической системой – в регуляции эмоций.

    Субталамус . Контролирует мышечные ответы организма.

    Гипоталамус . Образует с гипофизом функциональный комплекс, руководит его работой. Комплекс управляет эндокринной системой. Вырабатываемые ее гормоны помогают справляться с дистрессом, поддерживают гомеостаз.

    В гипоталамусе расположены центры жажды и голода. Отдел координирует эмоции, поведение человека, сон, бодрствование, терморегуляцию. Здесь найдены сходные по действию с опиатами , которые помогают перенести боль.

    Полушарии

    Действуют совместно с подкорковыми структурами и мозговым стволом. Основное предназначение:

    1. Организация взаимодействия организма с окружающей средой через его поведение.
    2. Консолидация организма.

    Мозолистое тело

    На мозолистое тело обратили внимание после операций по его рассечению при лечении эпилепсии. Операции избавляли от припадков, при этом изменяя личность человека. Было выявлено, что полушарии приспособлены работать независимо. Однако для координации деятельности необходим обмен информацией между ними. Мозолистое тело – основной передатчик информации.

    Полосатое тело

    1. Снижает мышечный тонус.
    2. Вносит вклад в координацию функционирования внутренних органов и поведение.
    3. Участвует в становлении условных рефлексов.

    Обонятельный мозг объединяет центры, контролирующие обоняние.

    Кора больших полушарий

    Руководитель психических процессов. Управляет чувствительными и двигательными функциями. Состоит из 4-х слоев.

    Древний слой отвечает за элементарные ответы (например, агрессию), характерные человеку и животным.

    Старый слой участвует в формировании привязанности, заложении основ альтруизма. Благодаря слою мы веселимся или гневаемся.

    Промежуточный слой — образование переходного типа, так как модификация старых образований в новые осуществляется постепенно. Обеспечивает активность новой и старой коры.

    Новая кора концентрирует информацию от подкорковых структур и ствола. Благодаря ей живые существа мыслят, разговаривают, помнят, творят.

    5 церебральных долей

    Затылочная доля – центральный отдел зрительного анализатора. Обеспечивает распознавание зрительных образов.

    Теменная доля:

    • управляет движениями;
    • ориентирует во времени и пространстве;
    • обеспечивает восприятие информации от кожных рецепторов.

    Благодаря височной доле живые существа воспринимают многообразие звуков.

    Лобная доля регулирует произвольные процессы, движения, моторную речь, абстрактное мышление, письмо, самокритику, координирует работу других областей коры.

    Островковая доля отвечает за становление сознания, формирование эмоционального отклика и поддержку гомеостаза.

    Взаимодействие с другими структурами

    Головной мозг в ходе онтогенеза созревает неравномерно. При рождении сформированы безусловные рефлексы. По мере созревания особи развиваются условные рефлексы.

    Отделы головного мозга анатомически-функционально взаимосвязаны. Ствол совместно с корой участвуют в подготовке и реализации различных форм поведения.

    Взаимодействие таламуса, лимбической системы, гиппокампа помогает воспроизводить образ событий: звуки, запахи, место, время, пространственное расположение, эмоциональный окрас. Взаимосвязи таламуса с областями височной доли коры способствуют узнаванию знакомых мест, предметов.

    Таламус, гипоталамус, кора имеют обоюдные связи с продолговатым мозгом. Таким образом, продолговатый мозг вносит вклад в оценку активности рецепторов и нормализацию деятельности опорно-двигательного аппарата.

    Кооперация ретикулярной формации ствола и коры вызывает возбуждение или торможение последней. Сотрудничество ретикулярной формации продолговатого мозга и гипоталамуса обеспечивает работу сосудодвигательного центра.

    Рассмотрев строение и назначение, мы на шаг приблизились к пониманию живой сущности.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Функции подкорковых ядер переднего мозга.

    2. Строение и функции лимбической системы

    2. Строение и функции коры головного мозга.

    3. Сенсорные и моторные зоны коры головного мозга.

    4. Первичные, вторичные и третичные поля коры головного мозга.

    Задания:

    По мере изучения материала заполните таблицу:

    Зона головного мозга Поле по Бродману Возникающие в случае поражения нарушения
    Первичная зрительная кора
    Вторичная зрительная кора
    Первичная слуховая кора
    Вторичная слуховая кора
    Первичная кожно-кинестетическая кора
    Вторичная кожно-кинестетическая кора
    Первичная двигательная кора
    Вторичная двигательная кора
    Зона ТРО (третичная кора)
    Прецентральная лобная зона (третичная кора)
    Постцентральные височно-затылочные отделы мозга (третичная кора)

    Примечание! Таблица должна быть заполнена к концу курса

    Литература:

    1. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Под ред. проф. А.Д. Ноздрачева. Кн. 1. Физиология нервной, мышечной и сенсорной систем. – М.: «Высшая школа», 1991, с.222-235.

    2. Физиология ч-ка: Compendium. Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Акад РАМН Б.И.Ткаченко и проф. В.Ф.Пятина, СПб. – 1996, с. 272 – 277.

    3. Смирнов В.М., Яковлев В.Н. Физиология центральной нервной системы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – с. 181 – 200.

    4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 2003 (см. главу 1).

    5. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005. – 496 с.

    Материалы для подготовки к занятию

    Анатомия конечного мозга

    Конечный мозг развивается из переднего мозгового пузыря, состоит из сильно развитых парных частей - правого и левого полушария и соединяющей их срединной части.

    Полушария разделены продольной щелью, в глубине которой лежит пластинка белого вещества, состоящая из волокон, соединяющих два полушария,- мозолистое тело. Под мозолистым телом находится свод, представляющий собой два изогнутых волокнистых тяжа, которые в средней части соединены между собой, а спереди и сзади расходятся, образуя столбы и ножки свода. Спереди от столбов свода находится передняя спайка. Между передней частью мозолистого тела и сводом натянута тонкая вертикальная пластинка мозговой ткани - прозрачная перегородка.

    Полушарие образовано серым и белым веществом. В нем различают самую большую часть, покрытую бороздами и извилинами, - плащ, образованный лежащим по поверхности серым веществом - корой полушарий; обонятельный мозг и скопления серого вещества внутри полушарий - базальные ядра. Два последних отдела составляют наиболее старую в эволюционном развитии часть полушария. Полостями конечного мозга являются боковые желудочки.

    В каждом полушарии различают три поверхности: верхнебоковую (верхнелатеральную) выпуклую соответственно своду черепа, срединную (медиальную) – плоскую, обращенную к такой же поверхности другого полушария, и нижнюю – неправильной формы. Поверхность полушария имеет сложный рисунок, благодаря идущим в различных направлениях бороздам и валикам между ними - извилинам. Величина и форма борозд и извилин подвержены значительным индивидуальным колебаниям. Однако существует несколько постоянных борозд, которые ясно выражены у всех и раньше других появляются в процессе развития зародыша.

    Ими пользуются для разделения полушарий на большие участки, называемые долями. Каждое полушарие делят на пять долей: лобную, теменную, затылочную, височную и скрытую долю, или островок, расположенный в глубине боковой борозды. Границей между лобной и теменной долями является центральная борозда, между теменной и затылочной – теменно-затылочная. Височная доля отделена от остальных боковой бороздой. На верхнелатеральной поверхности полушария в лобной доле различают предцентральную борозду, отделяющую предцентральную извилину, и две лобные борозды: верхнюю и нижнюю, делящие остальную часть лобной доли на верхнюю, среднюю и нижнюю лобные извилины.

    В теменной доле проходит постцентральная борозда, отделяющая постцентральную извилину, и внутритеменная, делящая остальную часть теменной доли на верхнюю и нижнюю теменные дольки. В нижней дольке выделяют надкраевую и угловую извилины. В височной доле две параллельно идущие борозды – верхняя и нижняя височные - делят ее на верхнюю, среднюю и нижнюю височные извилины. В области затылочной доли наблюдаются поперечные затылочные борозды и извилины. На медиальной поверхности хорошо видны борозда мозолистого тела и поясная, между которыми находится поясная извилина.

    Над ней, окружая центральную борозду, лежит парацентральная долька. Между теменной и затылочной долями проходит теменно-затылочная борозда, а позади нее – шпорная борозда. Участок между ними называется клином, а лежащий впереди – преклиньем. В месте перехода на нижнюю (базальную) поверхность полушария лежит медиальная затылочно-височная, или язычная, извилина. На нижней поверхности, отделяя полушарие от ствола мозга, проходит глубокая борозда гиппокампа (борозда морского конька), кнаружи от которой находится парагиппокампальная извилина. Латеральнее она отделена коллатеральной бороздой от боковой затылочно-височной извилины. Островок, расположенный в глубине латеральной (боковой) борозды, также покрыт бороздами и извилинами. Кора полушарий большого мозга представляет собой слой серого вещества толщиной до 4 мм. Она образована слоями нервных клеток и волокон расположенных в определенном порядке.

    Рисунок: борозды и извилины левого полушария большого мозга; верхнелатеральная поверхность

    Наиболее типично устроенные участки филогенетически более новой коры состоят из шести слоев клеток, старая и древняя кора имеет меньшее количество слоев и устроена проще. Разные участки коры имеют разное клеточное и волокнистое строение. В связи с этим существует учение о клеточном строении коры (цитоархитектоника) и волокнистом строении (миелоархитектоника) коры полушарии большого мозга.

    Обонятельный мозг у человека представлен рудиментарными образованиями, хорошо выраженными у животных, и составляет наиболее старые участки коры полушарий.

    Базальные ядра представляют собой скопления серого вещества внутри полушарий. К ним относится полосатое тело, состоящее из хвостатого и чечевицеобразного ядер, соединенных между собой. Чечевицеобразное ядро делится на две части: скорлупу, расположенную снаружи, и бледный шар, лежащий внутри. Они являются подкорковыми двигательными центрами.

    Кнаружи от чечевицеобразного ядра расположена тонкая пластинка серого вещества - ограда, в переднем отделе височной доли лежит миндалевидное тело. Между базальными ядрами и зрительным бугром находятся прослойки белого вещества, внутренняя, наружная и самая наружная капсулы. Через внутреннюю капсулу проходят проводящие пути.


    Рисунок: борозды и извилины правого полушария большого мозга; медиальная и нижняя поверхности.

    Боковые желудочки (правый и левый) являются полостями конечного мозга, залегают ниже уровня мозолистого тела в обоих полушариях и сообщаются через межжелудочковые отверстия с III желудочком. Они имеют неправильную форму и состоят из переднего, заднего и нижнего рогов и соединяющей их центральной части. Передний рог лежит в лобной доле, он кзади продолжается в центральную часть, которая соответствует теменной доле. Сзади центральная часть переходит в задний и нижний рога, расположенные в затылочной и височной долях. В нижнем роге расположен валик - гиппокамп (морской конек). С медиальной стороны в центральную часть боковых желудочков впячивается сосудистое сплетение, продолжающееся в нижний рог. Стенки боковых желудочков образованы белым веществом полушарий и хвостатыми ядрами. К центральной части снизу примыкает таламус.

    Белое вещество полушарий занимает пространство между корой и базальными ядрами. Оно состоит из большого количества нервных волокон, идущих в разных направлениях. Выделяют три системы волокон полушарий: ассоциативные (сочетательные), соединяющие части одного и того же полушария; комиссуральные (спаечные), соединяющие части правого и левого полушарий, к которым относятся в полушариях мозолистое тело, передняя спайка и спайка свода, и проекционные волокна, или проводящие пути, соединяющие полушария с лежащими ниже отделами головного мозга и спинным мозгом.

    Раздел «Анатомия» портала http://medicinform.net

    Физиология конечного мозга

    Конечный мозг, или полушария большого мозга, достигшие своего наивысшего развития у человека, справедливо считается самым сложным и самым удивительным созданием природы.

    Функции этого отдела центральной нервной системы настолько отличаются от функций ствола и спинного мозга, что они выделяются в особую главу физиологии, называемую высшей нервной деятельностью . Этот термин введен И.П. Павловым. Деятельность нервной системы, направленную на объединение и регуляцию всех органов и систем организма, И.П. Павлов назвал низшей нервной деятельностью . Под высшей нервной деятельностью он понимал поведение, деятельность, направленную на приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды, на уравновешивание с окружающей средой. В поведении животного, в его взаимоотношениях с окружающей средой ведущую роль играет конечный мозг, орган сознания, памяти, а у человека - орган умственной деятельности, мышления.

    Для изучения локализации (места нахождения) функций в коре полушарий большого мозга, или, иными словами, значения отдельных зон коры, применяют различные методы: частичное удаление коры, электрическое и химическое раздражение, запись биотоков мозга и метод условных рефлексов.

    Метод раздражения позволил установить в коре следующие зоны: двигательные (моторные), чувствительные (сенсорные) и немые, которые теперь называют ассоциативными.

    Двигательные (моторные) зоны коры.

    Движения возникают при раздражении коры в области предцентральной извилины. Электрическое раздражение верхней части извилин вызывает движение мышц ног и туловища, средней - рук, нижней - мышц лица.

    Величина корковой двигательной зоны пропорциональна не массе мышц, а точности движений. Особенно велика зона, управляющая движениями кисти руки, языком, мимической мускулатурой лица. В V слое коры двигательных зон обнаружены гигантские пирамидные клетки (пирамиды Беца), отростки которых спускаются к двигательным нейронам среднего, продолговатого и спинного мозга, иннервирующим скелетную мускулатуру.

    Путь от коры к двигательным нейронам носит название пирамидного пути. Это путь произвольных движений. После повреждения моторной зоны произвольные движения не могут осуществляться.

    Раздражение моторной зоны сопровождается движениями на противоположной половине тела, что объясняется перекрестом пирамидных путей на их пути к двигательным нейронам, иннервирующим мышцы.

    Рисунок: двигательный гомункулус. Показаны проекции частей тела человека на область коркового конца двигательного анализатора.

    Сенсорные зоны коры.

    Экстирпация (искоренение) различных участков коры у животных позволила в общих чертах установить локализации сенсорных (чувствительных) функций. Затылочные доли оказались связанными со зрением, височные - со слухом.

    Зона коры, куда проецируется данный вид чувствительности, называется первичной проекционной зоной.

    Кожная чувствительность человека, чувства прикосновения, давления, холода и тепла проецируются в постцентральную извилину. В верхней ее части находится проекция кожной чувствительности ног и туловища, ниже - рук и совсем внизу - головы.

    Абсолютная величина проекционных зон отдельных участков кожи неодинакова. Так, например, проекция кожи кисти рук занимает в коре большую площадь, чем проекция поверхности туловища.

    Величина корковой проекции пропорциональна значению данной рецептивной поверхности в поведении. Интересно, что у свиньи особенно велика проекция в кору пятачка.

    Суставно-мышечная, проприоцептивная, чувствительность проецируется в постцентральную и предцентральную извилины.

    Зрительная зона коры находится в затылочной доле. При раздражении ее возникают зрительные ощущения - вспышки света; удаление ее приводит к слепоте. Удаление зрительной зоны на одной половине мозга вызывает слепоту на одной половине каждого глаза, так как каждый зрительный нерв делится в области основания мозга на две половины (образует неполный перекрест), одна из них идет к своей половине мозга, а другая – к противоположной.

    При повреждении наружной поверхности затылочной доли не проекционной, а ассоциативной зрительной зоны зрение сохраняется, но наступает расстройство узнавания (зрительная агнозия). Больной, будучи грамотным, не может прочесть написанное, узнает знакомого человека после того, как тот заговорит. Способность видеть – это врожденное свойство, но способность узнавать предметы вырабатывается в течение жизни. Бывают случаи, когда от рождения слепому возвращают зрение уже в старшем возрасте. Он еще долгое время продолжает ориентироваться в окружающем мире на ощупь. Проходит немало времени, пока он научится узнавать предметы с помощью зрения.


    Рисунок: чувствительный гомункулус. Показаны проекции частей тела человека на область коркового конца анализатора.

    Функция слуха обеспечивается точными долями больших полушарий. Раздражение их вызывает простые слуховые ощущения.

    Удаление обеих слуховых зон вызывает глухоту, а одностороннее удаление понижает остроту слуха. При повреждении участков коры слуховой зоны может наступить слуховая агнозия: человек слышит, но перестает понимать значение слов. Родной язык становится ему так же непонятен, как и чужой, иностранный, ему незнакомый. Заболевание носит название слуховой агнозии.

    Обонятельная зона коры находится на основании мозга, в области парагиппокампальной извилины.

    Проекция вкусового анализатора, по-видимому, находится в нижней части постцентральной извилины, куда проецируется чувствительность полости рта и языка.

    Лимбическая система.

    В конечном мозге располагаются образования (поясная извилина, гиппокамп, миндалевидное тело, область перегородки), составляющие лимбическую систему. Они участвуют в поддержании постоянства внутренней среды организма, регуляции вегетативных функций и формировании эмоций и мотиваций. Эту систему иначе называют «висцеральным мозгом», так как эта часть конечного мозга может рассматриваться как корковое представительство интерорецепторов. Сюда поступает информация от внутренних органов. При раздражении желудка, мочевого пузыря в лимбической коре возникают вызванные потенциалы.

    Электрическое раздражение различных областей лимбической системы вызывает изменения вегетативных функций: кровяного давления, дыхания, движений пищеварительного тракта, тонуса матки и мочевого пузыря.

    Разрушение отдельных частей лимбической системы приводит к нарушению поведения: животные могут становиться более спокойными или, напротив, агрессивными, легко дающими реакции ярости, изменяется половое поведение. Лимбическая система имеет широкие связи со всеми областями головного мозга, ретикулярной формацией и гипоталамусом. Она обеспечивает высший корковый контроль всех вегетативных функций (сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, обмена веществ и энергии.

    Рисунок: образования головного мозга, относящиеся к лимбической системе (круг Папеца).

    1 - обонятельная луковица; 2 - обонятельный путь; 3 - обонятельный треугольник; 4 - поясная извилина; 5 - серые включения; 6 - свод; 7 - перешеек поясной извилины; 8 - концевая полоска; 9 - гиппокампальная извилина; 11 - гиппокамп; 12 - сосцевидное тело; 13 - миндалевидное тело; 14 - крючок.

    Ассоциативные зоны коры.

    Проекционные зоны коры занимают в мозге человека небольшую долю всей поверхности коры. Остальная поверхность занята так называемыми ассоциативными зонами. Нейроны этих областей не связаны ни с органами чувств, ни с мышцами, они осуществляют связь между различными областями коры, интегрируя объединяя все притекающие в кору импульсы в целостные акты научения (чтение, речь, письмо), логического мышления, памяти и обеспечивая возможность целесообразной реакции поведения.

    При нарушениях ассоциативных зон появляются агнозии - неспособность узнавания и апраксии - неспособность производить заученные движения. Например, стереоагнозия выражается в том, что человек не может найти на ощупь у себя в кармане ни ключа, ни коробки спичек, хотя зрительно он их сейчас же узнает. Выше приводились примеры зрительной агнозии - неспособность прочесть написанное и слуховой - непонимание значения слов.

    При нарушении ассоциативных зон коры может наступить афазия - потеря речи. Афазия может быть моторной и сенсорной. Моторная афазия возникает при поражении задней трети нижней лобной извилины слева, так называемого центра Брока (этот центр находится только в левом полушарии). Больной понимает речь, но сам говорить не может. При сенсорной афазии, поражении центра Вернике в задней части верхней височной извилины, больной речи не понимает.

    При аграфии человек разучивается писать, при апраксии - производить заученные движения: зажечь спичку, застегнуть пуговицу, пропеть мелодию и др.

    Изучение локализации функции методом условных рефлексов на живом здоровом животном позволило И.П. Павлову обнаружить факты, на основе которых им была построена теория динамической локализации функций в коре, затем блестяще подтвержденная при помощи микроэлектродного исследования нейронов. У собак вырабатывали условные рефлексы, например на зрительные раздражения - свет, различные фигуры - круг, треугольник, а затем удаляли всю затылочную, зрительную, зону коры. После этого условные рефлексы исчезали, но проходило время, и нарушенная функция частично восстанавливалась. Это явление компенсации, или восстановления, функции И.П. Павлов объяснил, высказав мысль о существовании ядра анализатора, расположенного в определенной зоне коры, и рассеянных клеток, разбросанных по всей коре, в зонах других анализаторов. За счет этих сохранившихся рассеянных элементов происходит восстановление утраченной функции. Собака может отличать свет от тьмы, но тонкий анализ, установление различий между кругом и треугольником, ей недоступен, он свойствен только ядру анализатора.

    Микроэлектродное отведение потенциалов от отдельных нейронов коры подтвердило наличие рассеянных элементов. Так, в двигательной зоне коры обнаружили клетки, дающие разряд импульсов на зрительные, слуховые, кожные раздражения, а в зрительной зоне коры выявлены нейроны, отвечающие электрическими разрядами на осязательные, звуковые, вестибулярные и обонятельные раздражители. Кроме того, были найдены нейроны, которые отвечают не только на «свой» раздражитель, как теперь говорят, раздражитель своей модальности, своего качества, но и на один – два чужих. Их назвали полисенсорными нейронами .

    Динамическая локализация, т. е. способность одних зон замещаться другими, обеспечивает коре высокую надежность.

    Общий курс физиологии человека и животных в 2 кн. Кн. 1. Физиология нервной, мышечной и сенсорной систем: Учеб. для биол. и медиц. спец. вузов/ А.Д. Ноздрачев, И.А. Баранникова, А.С. Батуев и др.; Под ред. А.Д. Ноздрачева. – М.: Высш. шк., 1991. – 512 с.