Причины, виды, лечение парезов голосовых складок. Труд-Эксперт.Управление

03.08.2017 5:05:00

Профессиональные заболевания голосового аппарата чаще раз-виваются у лиц голосо-речевых профессий: педагогов, воспита-телей детских садов, вокалистов, чтецов, артистов драмтеатров, дикторов, клоунов, экскурсоводов, гидов, переводчиков в ре-зультате их профессиональной деятельности.

Основной причи-ной развития профессионального заболевания голосового аппа-рата является его систематическое перенапряжение при выпол-нении профессиональных функций или при длительной, без от-дыха голосовой деятельности, в результате неумелого пользова-ния фонационным дыханием, модулированием высотой и силой звука, в неправильной артикуляции и др. Особое значение это имеет при работе на иностранном языке, когда ошибки в техни-ке речи обусловливают резкое напряжение шейной мускулату-ры, недостаточно хорошая дыхательная опора приводит к зна-чительному смещению гортани вперед, что снижает тонус голо-совых складок.

Помимо основного этиологического момента - перенапряже-ния голосового аппарата в любой форме, в развитии профессио-нальных заболеваний голосового аппарата имеет значение и спе-цифика условий труда (нервно-эмоциональное напряжение, повышенная интенсивность окружающего фонового шума, плохая акустика помещений, перепады температуры окружающей среды повышенная сухость и запыленность воздуха и т.п.).

Способству-ют развитию профессиональных заболеваний гортани несоблюде-ние гигиены голоса (курение, алкоголь) и воспалительные забо-левания полости носа и глотки. Существенную роль играют аллергизация организма с развитием повышенной чувствительности к таким раздражителям, как пыль, осыпь красок с декораций гримы, а также утомление и психогенная травма.

Распространенность профессиональных заболеваний глотки и гортани среди лиц голосоречевых профессий высока и дости-гает в некоторых профессиональных группах (учителя, воспи-татели) 84%, причем отмечается четкая стажевая динамика е сторону роста заболеваемости в группах обследованных при стаже более 10 лет.

КЛИНИКА И ДИАГНОСТИКА ПРОФЗАБОЛЕВАНИЙ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА



Основными жалобами лиц, использующих в своей профессиональной деятельности как орудие труда голосовой аппарат, является быстрая утомляе-мость голоса, звучание голоса в неполном диапазоне (голос «са-дится»), неловкость в горле, сухость, першение. В стажевой группе от 3 до 10 лет отмечаются расстройства голоса - вплоть до полной охриплости (афония), боли в горле и в области шеи при выполнении голосо-речевых функций. К профессиональ-ным заболеваниям голосового аппарата относятся как органические, так и функциональные нару-шения голоса, то есть дисфонии. Функциональные нарушения голосового аппарата наиболее часто проявляются в виде фонастений.

Фонастения - невроз голосового аппарата - наиболее ти-пичное функциональное нарушение, которое встречается пре-имущественно у лиц голосо-речевых профессий с неустойчивой нервной системой. Основной причиной ее возникновения явля-ется повышенная голосовая нагрузка в сочетании с различными неблагоприятными ситуациями, вызывающими расстройства нервной системы. Для больных фонастенией характерны жалобы на быструю утомляемость голоса, парестезии в области шеи и глотки, першение, саднение, щекотание, жжение, ощущение тяжести, напряженности, боли, спазма в глотке, сухости или наоборот, повышенной продукции слизи.

Весьма типичными для этой патологии являются обилие жалоб и тщательная дета-лизация их больным. В начальной стадии заболевания голос звучит обычно нормально, а эндоскопический осмотр гортани не выявляет каких-либо отклонений от нормы. Диагноз фонас-тении требует обязательного проведения современных методов исследования функционального состояния гортани - ларинго-стробоскопии и микроларинго-стробоскопии. Характерными по-казателями при ларинго-стробоскопии у этих больных является неустойчивая и крайне пестрая стробоскопическая картина, асинхронизм колебаний, их малая амплитуда, частый и умеренный темп. Типичным является отсутствие «стробоскопического комфорта», то есть при создании условий для абсолютной синхронизации частоты импульсного света и колебаний голосовых падок вместо неподвижных голосовых складок (как это на-блюдается у здоровых людей) видны сокращения или подерги-вания на отдельных их участках, напоминающие дрожание или мерцание.

При длительно протекающих тяжелых формах фонастений, идущих к органическим изменениям голосовых складок, ти-пичным является отсутствие феномена смещения слизистой оболочки в области их переднего края. Из органических дисфоний наиболее часто встречаются та-кие профессиональные заболевания, как хронический ларингит и «узелки певцов». Довольно редко, но все-таки среди «профес-сионалов голоса» встречаются такие заболевания, как вазомо-торный монохордит, контактные язвы голосовых складок.

Клиническая эндоскопическая картина перечисленных забо-леваний типична для подобных заболеваний в клинике общей оториноларингологии. Следует отметить, что к профессиональным относятся не только вышеназванные заболевания голосо-речевого аппарата, но и их осложнения и прямые последствия. Так, представление общей оториноларингологии о хроническом ларингите как предопухолевом процессе дает основание в ряде случаев считать необластомы гортани (при отсутствии дру-гих этиологических факторов) профессиональными, если они развились у пациента - «профессионала голоса», имевшего в анамнезе хроническое воспаление голосовых складок.

Необходимо отметить, что до настоящего времени отсутству-ют специфические объективные критерии профессиональной принадлежности заболеваний голосового аппарата, что иногда ведет к ошибкам диагностики и неправильному решению экс-пертных вопросов. В связи с этим для определения профессио-нального характера заболевания гортани необходимо тщатель-ное изучение анамнеза (исключение воздействия других этиоло-гических факторов, в первую очередь курения, приема алкого-ля, травм и др.).

Большое и решающее значение отдается изуче-нию санитарно-гигиенической характеристики условий труда с целью определения степени голосовой нагрузки. Условно при-нята допустимая норма голосовой нагрузки для лиц голосо-речевых профессий 20 ч в неделю. Кроме этого, необходимо учи-тывать и потенцирующее действие вышеперечисленных сопутст-вующих факторов окружающей производственной среды и тру-дового процесса. Объективными критериями являются также данные динамического наблюдения за состоянием верхних ды-хательных путей и в первую очередь гортани, с использованием методов определения функционального состояния гортани.

ЛЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА

Лечение больных профессиональными заболеваниям! голосового аппарата базируется на принципах лечения непро-фессиональных воспалительных заболеваний гортани. Во всех случаях дисфоний необходимо соблюдение голосового режима и личной гигиены голоса (исключение курения, приема алкого-ля), следует избегать переохлаждения. Необходима санация очагов хронической инфекции. При органических заболеваниях гортани показана противо-воспалительная терапия, прием антигистаминных средств, ин-стилляция масел в гортань. При вазомоторных изменениях хороший лечебный эффект оказывает инстилляция масел в гор-тань в сочетании с суспензией гидрокортизона, витамином С.

Полезны ингаляционные процедуры: при субатрофических про-цессах - ингаляции щелочные и с витаминами, различными биостимуляторами; при гипертрофических формах - с цинком, таннином; при вазомоторных - с суспензией гидрокортизона новокаином. Широко используются физиотерапевтические про-цедуры: электрофорез на область гортани с йодидом калия хлоридом калия, витамином Е.

При фонастении широко показа-но применение дополнительной седативной терапии (прием транквилизаторов: седуксена, элениума, тазепама и др.). Для повышения жизненного тонуса этим лицам рекомендуется при-менение пантокрина, экстракта женьшеня, элеутерококка. Из физиотерапевтических процедур при фонастении хороший эф-фект оказывают гидропроцедуры (обтирание водой, хвойные ванны). Можно использовать полоскание горла настойкой шал-фея, ромашки. Для профилактики рецидивов фонастении сле-дует избегать перенапряжения голоса, различных ситуаций, от-рицательно влияющих на нервную систему.

ЭКСПЕРТИЗА ТРУДОСПОСОБНОСТИ РАБОТНИКОВ ГОЛОСО-РЕЧЕВЫХ ПРОФЕССИЙ



Экспертиза трудоспособности как времен-ной, так и стойкой утраты трудоспособности при профессио-нальных заболеваниях голосового аппарата требует особого подхода. О временном нарушении трудоспособности у лиц голосо-речевых профессий речь идет в том случае, когда патологи-ческий процесс, возникший в гортани, является недлительным, обратимым и через небольшой отрезок времени трудоспособ-ность полностью восстанавливается. Это может быть при фона-стении, травмах и кровоизлияниях в голосовые складки, то есть при начальных формах профессионального заболевания.

Временное нарушение трудоспособности у лиц голосо-речевых профессий является полным. Это означает, например, что певец, у которого произошло кровоизлияние в гортани, на какой-то ко-роткий период непригоден к профессиональному труду, так как любое нарушение голосового режима (режим молчания) может усугубить течение имеющегося у него заболевания. Стойкое нарушение трудоспособности у лиц голосо-речевых профессий чаще возникает и при обострениях хронического ла-рингита, при рецидивирующих фонастениях, монохордитах и других заболеваниях гортани. В этих случаях больной нуждается в длительном стационарном лечении и в последующем на-правлении на МСЭК или предоставлении дополнительного листка нетрудоспособности с целью увеличения эффективности течения и удлинения срока отстранения от чрезмерной профессиональной голосовой нагрузки.

При отсутствии положительного клинического эффекта от проведенного лечения, в зависимости от тяжести процесса и функционального состояния гортани больного направляют во МСЭК для установления степени утраты трудоспособности. МСЭК определяет больному III группу инвалидности, либо процент утраты трудоспособности по профессиональному забо-леванию с рекомендацией по рациональному трудоустройству.

Такие больные нуждаются в наблюдении у фониатра и оторино-ларинголога и проведении активного лечения.

ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЗАБОЛЕВАНИЙ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА




Профилактика профессиональных заболеваний гор-тани должна базироваться прежде всего на правильном профот-боре, обучении молодых специалистов и студентов технике речи, привитии навыков гигиены голоса. Целесообразно при профотборе включить предварительную беседу с психоневроло-гом. Претенденты должны быть достаточно эмоциональны, спо-собны быстро реагировать на ситуацию. Нежелательным явля-ется наличие очагов хронической инфекции в верхних дыха-тельных путях, после санирования которых необходимо повтор-ное решение вопросов профессиональной пригодности.

Абсолютным противопоказанием для работы в голосо-речевых профессиях являются острые и хронические заболевания гортани; хронические заболевания глотки дистрофического (особенно суб-атрофического) характера, вазомоторные и аллергические нару-шения слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Необходимым условием профилактики является проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Необходима адаптированная санпросветработа, включающая вопросы аутогенной тренировки, приемы использования голосо-вого аппарата и необходимые знания по технике речи.

В медицине есть два термина, обозначающих нарушения голоса. Это афония - абсолютная потеря голоса, дисфония - ухудшение его качества, силы и окраски звука. Но эти термины обозначают лишь степень выраженности патологии. Причиной развития всех расстройств являются различные патологические изменения в голосообразующих органах. Кроме таких распространенных расстройств голоса, как утрата силы или видоизменение тембра, существует еще голосовое переутомление и огромное количество ощущений, связанных с сенсорными нарушениями, например, частое першение в горле, вызывающее кашель, комок в горле, помехи. Эти признаки нарушений имеются практически при каждой патологии, но проявляются они неодинаково.

Время от времени с нарушениями голоса сталкивается практически каждый человек. Заболевание возникает одинаково часто в разных возрастных группах. За последние 20 лет данная патология стала встречаться гораздо чаще. Это объясняется расширением количества процедур по реаниматологии. На данный момент врачи вынуждены проводить детям некоторые виды операций, чтобы спасти им жизнь. К сожалению, побочным эффектом таких вмешательств часто становится нарушение голоса.

Кроме того, с каждым годом количество больных хроническим ларингитом увеличивается. Попытки самостоятельно заниматься пением часто приводят к избыточным нагрузкам на голосовые связки и увеличивают риск развития патологий голоса. При несвоевременной медицинской помощи эти дети рискуют навсегда остаться с неполноценным голосовым аппаратом.

Согласно статистике, сегодня 60 человек из 10 тысяч имеют хронические заболевания голосообразующих органов. Около 30-40% людей голосоречевых профессий страдают данными заболеваниями. Очень часто разные расстройства голоса диагностируются у педагогов и работников детских воспитательных заведений.

Коррекция нарушений голоса - важнейшая задача логопедии. Не так давно врачи разработали систему педагогического воздействия для людей с нарушениями голоса, назвав ее фонопедия. Фонопедия - это педагогическое воздействие, суть которого заключается в выполнении различных упражнений для улучшения дыхания и функций нервно-мышечного аппарата верхней части дыхательного горла. В ходе занятий пациенты учатся говорить с минимальной нагрузкой на артикуляционный аппарат и добиваться при этом наилучшего акустического эффекта.

Классификация голосовых расстройств

  • дисфонию - расстройство, при котором уменьшается сила голоса, изменяется его окраска и высота. При дисфонии голос хрипнет, понижается, становится осипшим;
  • афонию - расстройство, во время которого голос исчезает полностью. При афонии человек может только шептать.

По механизму развития данные нарушения делятся на:

  • органические;
  • функциональные.
  • центральными - расстройство голоса, возникшее в результате патологических процессов, происходящих в середине голосового аппарата;
  • периферическими - патологические изменения происходят в периферической части голосового аппарата.

Причины нарушения голоса

  • параличи и парезы голосообразующих органов;
  • патологические процессы в коре или структуре головного мозга, в проводящих нервных путях;
  • наличие воспалительных процессов в голосовых связках;
  • неправильное строение голосового аппарата;
  • воспаление гортани хронического характера;
  • травмы или ожоги верхней части дыхательного горла;
  • наличие новообразований в горле;
  • наличие рубцов в гортани после операции;
  • операция по удалению верхней части дыхательного горла;
  • психическая травма;
  • заболевания эндокринной сферы;
  • вредные привычки;
  • операции, в ходе которых удаляются гортань и голосовые связки;
  • принадлежность к женскому полу.

Признаки органических нарушений голоса

При длительном воспалении гортани нарушение голоса происходит из-за разрушения нейромышечного синапса и неполного смыкания голосовых связок. Данное состояние сопровождается такими симптомами, как повышенная утомляемость, изменения звучания голоса, а иногда и полное его отсутствие. Ларингит могут сопровождать такие неприятные симптомы, как боль, першение, царапанье.

Признаки органических нарушений, вызванных наличием новообразований в верхней части дыхательного горла, усиливаются по мере их роста. После операций на гортани пациенты всегда сталкиваются с голосовыми расстройствами. При полном удалении гортани пациент полностью теряет голос, его дыхание сбивается.

При парезах гортани, а также атрофических параличах голос часто исчезает полностью или становится хриплым. Это состояние часто сопровождает рефлекторный кашель, сбои в дыхании и речевое переутомление. При этом нарушение звучания голоса и дыхания могут сильно усугубить состояние.

Анартрия и дизартрия сопровождаются понижением голоса. Кроме того, он становится слишком тихим и однотонным.

Органические нарушения голоса часто являются причиной отставания детей в речевом развитии. Такие дети неправильно произносят звуки, им сложнее адаптироваться в обществе, что может стать причиной низкой самооценки. При возникновении нарушений голоса в зрелом возрасте человек может стать профессионально непригодным.

Признаки функциональных нарушений голоса

Одним из самых частых нарушений голоса является фонастения. С ней часто сталкиваются люди речевых профессий. Реже она возникает в результате переутомления, ослабления защитных сил организма, психотравмирующих ситуаций. Обычно пациенты в данном случае жалуются на чрезмерную утомляемость голоса, невозможность долго разговаривать, возникновение охриплости после разговора, болевые ощущения в горле и наружных мышцах гортани.

Гипотонусная дисфония, возникшая из-за пареза гортани, повлекшего за собой несмыкание голосовых связок, сопровождается осиплостью, быстрой утомляемостью. Такие больные часто вынуждены говорить шепотом.

Судорожное сжатие гортанных мышц может спровоцировать возникновение гипертонусной дисфонии. При ней голос огрубевает и глухо звучит. Человек, страдающий афонией, полностью утрачивает свой голос.

При патологической мутации переменчивость голоса сохраняется и после окончания подросткового возраста.

Практически все больные с функциональным нарушением голоса жалуются на охриплость и осиплость, неспособность контролировать звучание голоса.

Диагностика голосовых расстройств

Для диагностики может понадобиться проведение непрямой ларингоскопии, осуществляемой при помощи зеркала и лобной лампы. Если данная процедура не дала необходимого результата, ее можно провести с помощью гибкого фиброоптического ларингоскопа. Данная процедура выполняется под местным обезболиванием. При остром воспалении гортани у пациента можно увидеть покраснение гортани без наличия отделяемого. С помощью данного исследования можно обнаружить также доброкачественные и злокачественные опухоли гортани.

При травмировании гортанного нерва у пациента может произойти паралич голосовой связки с одной стороны. При обнаружении данной патологии врач должен провести дополнительное обследование для обнаружения факторов, спровоцировавших это состояние.

Во время обследования шеи врач должен исключить наличие зоба. При обнаружении увеличенных в размерах надключичных лимфоузлов врач может заподозрить у пациента наличие новообразований в пищеводе.

Во время обследования органов грудной клетки специалист должен исключит у пациента спадание доли легкого и воспаление плевры, что часто сопровождает рак легких.

В некоторых случаях может понадобиться проведение лабораторных и инструментальных исследований, которые включают в себя:

  • СОЭ - выполняется при воспалении гортани, новообразованиях;
  • РГК - при злокачественных опухолях легких;
  • тензилоновая проба - для пациентов с аутоиммунными нервно-мышечными заболеваниями;
  • компьютерная томография шейного отдела - назначается больным раком гортани или щитовидной железы для определения ее стадии;
  • компьютерная томография органов грудной клетки - выполняется при опухолях в легких, увеличении диаметра грудной аорты;
  • эндоскопия - назначается при подозрении на рак пищевода;
  • аортография дуги аорты;
  • ОАК - назначается пациентам с воспалением гортани;
  • биопсия - при опухолях щитовидной железы.

Лечение нарушений голоса

Для нормализации функций голосового аппарата необходимо выяснить точную причину нарушения. Если причиной заболевания стала слишком большая нагрузка на голосовые связки, рекомендуется уменьшить речевую нагрузку. Кроме этого, рекомендуется избегать стрессовых ситуаций, которые могут негативно отразиться на ЦНС.

Перед проведением работы по выработке правильных голосовых навыков пациенту рекомендуется пройти курс лечебной физкультуры и научиться правильно дышать. Таких пациентов логопеды учат находить опору дыхания и удлинять фонационный выдох.

Кроме этого, врач может назначить массаж шеи и проведение физиотерапевтических процедур. При органических причинах нарушения голоса специалист может проводить медикаментозную терапию, а в некоторых случаях даже назначить хирургическое лечение заболевания ЛОР-органов. При этом наилучшего результата можно добиться, используя медикаментозную терапию в сочетании с различными упражнениями.

Также врач может порекомендовать проведение дыхательной гимнастики и выполнение фонопедических упражнений. Нарушение голоса у детей лечат логопеды и ЛОР-врачи. Лечение детей нужно проводить как можно раньше. Это необходимо для того, чтобы патология не мешала им в дальнейшем полноценно жить и работать.

Прогноз и способы предотвращения нарушений голоса

Огромное количество заболеваний - включая болезни дыхательной системы, а также системы органов, обеспечивающих циркуляцию крови в организме, патологии эндокринной сферы и слухового аппарата, вредные факторы, травмы голосового аппарата - может спровоцировать расстройство голоса. Результат от лечения зависит от множества факторов, включая причины, вызвавшие патологию, и начало проведения лечения. При сильных видоизменениях голосового аппарата или параличах голос часто невозможно восстановить до прежнего состояния, хотя и можно улучшить его звучание. Функциональные нарушения голоса обычно устраняются полностью, хотя у некоторых пациентов, не выполняющих указания логопеда, случаются рецидивы заболевания. Огромную роль также играет желание пациента вылечиться.

Профилактика нарушений голоса заключается в отказе от вредных привычек - таких, как курение и употребление алкоголя. Также не рекомендуется громко разговаривать и петь, кричать на морозе. Рекомендуется проводить профилактику и своевременное лечение простудных заболеваний. При простудах нужно придерживаться голосового режима. Людям голосоречевых профессий рекомендуется научиться диафрагмальному дыханию и правильной подаче голоса.

При обнаружении каких-либо подозрительных симптомов нужно как можно скорее обратиться к врачу.

Настоящая работа состоит из двух частей: первая - опасание заболеваний голосового аппарата и их возможные причины, вторая - методика лечения и охраны голосового аппарата. Данное исследование может быть интересно не только педагогам-вокалистам или хормейстерам, но всем, чья работа связана с процессом голосообразования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Настоящее исследование посвящено одному из важнейших вопросов, связанных с работой любого педагога - охраной голоса и профилактикой заболеваний голосового аппарата. Данная проблема является крайне актуальной. От состояния голосовой системы педагога во многом зависит успех его деятельности, так как основной объём информации на любом занятии учащиеся воспринимают с голоса. Кроме того, нижеследующие рекомендации необходимы для учителей музыки и педагогов дополнительного образования, чья деятельность связана с работой над голосовым и певческим аппаратом воспитанников (педагогов по хору, вокалу, сценической речи и т.п.).

В первом разделе рассматриваются виды профессиональных болезней голоса и их причины. Наиболее подробно говорится о фонастении, как самом распространенном заболевании. В следующем разделе описаны методы лечения болезней голоса. Центральное место этого раздела занимает методика фонопедических упражнений, как наиболее доступный и вместе с тем эффективный метод лечения. Заключительный раздел наиболее важен для лиц, имеющих отношение к голосообразованию, и посвящен проблемам профилактики голосовых заболеваний и правильному голосовому режиму.

Под профессиональными болезнями голоса принято подразумевать такие заболевания, которые возникают в результате неправильных приемов технической обработки голоса или неорганизованности голосового аппарата для длительной работы. Среди основных заболеваний голосового аппарата можно назвать следующие:

1. Органические заболевания. К ним относятся: острые и хронические заболевания голосовых складок и слизистых тканей гортани и носоглотки, хронический трахеит.

2. Собственно профессиональные заболевания: кровоизлияния в мышцы голосовых складок или слизистые ткани гортани и носоглотки, недосмыкание, несмыкание или пересмыкание, асинхронность работы голосовых связок, припухлости, узлы.

3. Функциональные заболевания: фонастения, дисфония, афония.

Все заболевания голосового аппарата, как правило, являются результатом неверной эксплуатации голоса или нарушений нормальной деятельности центральной нервной системы. Чаще всего, не считая простудных заболеваний, страдает основная часть голосового аппарата - голосовые складки. Среди психофизических причин голосовых расстройств первое место занимает форсировка во всех ее проявлениях. Суть форсировки голосового аппарата - это любое превышение психофизиологических и голосовых возможностей. Форсировка это не только повышенная голосовая громкость, но и попытки извлечения чрезмерно высоких и низких для данного исполнителя в данное время звуков. Длительная работа голосового аппарата в режиме тихого звучания тоже является форсировкой. Как и искусственное нарочитое изменение тембра под более высокий или низкий голос.

Форсировка может быть следствием временной усталости голосового аппарата, результатом длительного непрерывного звукоизвлечения (декламации, пения) в нездоровом состоянии. Всегда нужно придерживаться старинного правила: “Каким бы сильным звуком ни пользовался актёр, он всегда должен чувствовать, что может еще прибавить“ (Люш Д. Развитие и сохранение певческого голоса. Киев, 1988, стр. 105).

Наиболее часто встречающимся видом форсировки является форсированное дыхание. Вследствие усиленного давления воздуха на связки, гортань поднимается кверху, что ведет к излишнему напряжению мышц надставной трубы, судорожным движениям нижней челюсти, опусканию мягкого неба так далее, то есть к нарушению нормального течения процесса звукоизвлечения со всеми вредными последствиями.

Среди профессиональных заболеваний голоса на первом месте, как было сказано выше, находится фонастения, или функциональные расстройства. Причины, вызывающие такого рода заболевания, разнообразны. На первом месте стоит неправильный голосовой режим (чрезмерное пользование голосом, форсировка и т.д.) и неверная постановка голоса. Среди других причин можно указать различного рода физиологические и психологические расстройства: нервные заболевания, нервные потрясения, истощения, малокровие, заболевания легких и верхнего отрезка дыхательных путей и тому подобное.

Жалобы страдающих фонастенией обычно сводятся к быстрой утомляемости голоса. Сам процесс звукоизвлечения становится исполнителю неприятен. В разговорной речи, особенно в первой половине дня, становятся слышны элементы охриплости. Появляется ощущение излишней мокроты, подступающей к голосовым связкам, тогда как на самом деле ее нет. Постоянное стремление откашляться вызывает раздражение и как следствие - першение в горле, доходящее до ощущения боли.

Помимо обычной формы фонастении существуют формы острой и ложной фонастении. Острая фонастения обычно наступает при резком переутомлении голосового аппарата. Как правило, она проходит так же внезапно, как и наступает. При условии абсолютного голосового покоя болезнь в большинстве случаев проходит в течение нескольких дней без какого бы то ни было лечения. Ложная фонастения встречается у лиц, подверженных значительной нервной возбудимости, и не является настоящим заболеванием голосового аппарата. Нарушение функции голоса является лишь одним из симптомов общего нервного состояния больного.

Следующая форма функциональных заболеваний голоса - “слабость голоса”, являющаяся последствием перенесенного инфекционного заболевания, наиболее часто - гриппа. Уже после полного выздоровления от основной болезни, в течение некоторого периода, иногда довольно продолжительного (от 1 до 3 недель), отмечается утомляемость и слабость голоса. Обычно такое состояние голоса проходит само собой.

В настоящее время наибольшее распространение получили методы комбинированного медикаментозного, физиотерапевтического и хирургического лечения функциональных нарушений голоса и других заболеваний гортани.

Методика упражнений для ликвидации расстройств голоса преследует одну основную цель - изменить неправильную манеру звукоизвлечения, чтобы не только ликвидировать конкретное расстройство, но и исключить возможность аналогичной повторной голосовой травмы.

Прекрасным примером методики лечения и профилактики голосовых расстройств может служить система З.И.Аникеевой. Предлагаемая ею и соавторами система упражнений ориентирована на вокалистов, но может быть с успехом применена на любых занятиях, связанных с голосоведением. Суть метода – в сочетании голосовых упражнений с физическими, создании псевдоанатомического комплекса (ротоглоточного рупора) артикуляционной беззвуковой гимнастикой, произнесением глухих, “взрывных” согласных, вокальных упражнениях для расширения диапазона голоса. Этот метод замечателен тем, что в ходе дыхательных упражнений вырабатывается спинно-нижнереберный тип дыхания, используемый для создания опоры дыхания и длительного фонационного выдоха. Кроме того, создается ротоглоточный рупор, понижается гортань, расширяя глотку(Аникеева З.И. Нарушение и восстановительное лечение голоса у вокалистов. Кишинев, 1985).

Методика фонопедических упражнений, предлагаемая З.И.Аникеевой в целом сводится к следующим положениям:

1.Дыхательная гимнастика. Вначале все дыхательные упражнения сочетаются во время выдоха с произнесением звуков пф, пфсс в следующей последовательности: выдох - пф,ф - пауза - легкий вдох через нос, расширяя грудную клетку в передне-заднем направлении. Это является подготовкой к правильному дыханию.

2.Артикуляционная беззвуковая гимнастика. Она призвана активизировать мышцы губ, языка, глотки.

3.Произнесение сонорных звуков - м, н, л, р на полузевке с опущенной гортанью и расслабленными мышцами дна полости рта, затем - переднесмычных (бп, вф, дт, сз) и заднесмычных (кг, кк) согласных.

4.Соединение сонорных звуков и гласных.

5.Звуковые (озвученные) артикуляционные упражнения.

6.Работа над скороговорками, следя за четкой артикуляцией губ, языка, начиная с медленного темпа, постепенно ускоряя.

7.раздельное мысленное произнесение гласных на зевке, предельно расширяя глотку и гортаноглотку вертикально и горизонтально в стороны, расслабляя мышцы дна полости рта.

8.Пение отдельных слогов (ма, мо, му, на, но,ну и так далее) по хроматической гамме в наиболее удобной тональности на piano, legato, staccato.

9.Пение отдельных фраз, куплетов только на звуках м, н, на полузевке, ощущая высокопозиционное головное звучание, затем на гласные.

10.Пение несложных мелодий, выбор которых находится в компетенции педегога.

Говоря о проблеме профилактики голосовых заболеваний необходимо отметить тесную связь голосового аппарата с другими органами и системами человеческого организма. Большое значение для здоровья голоса имеет также культурное и бытовое окружение.

Важнейшая часть голосового аппарата - гортань имеет поистине удивительную связь с другими органами человеческого тела. Любой стресс, любое взаимодействие с внешним раздражителем проявляется прежде всего в мышечном аппарате. Мышцы же гортани - один из самых чутких улавливателей этих внешних сигналов. Каждый стресс вызывает их мгновенный спазм.

Помимо стрессовых ситуаций в основе большинства заболеваний голоса лежит утомление. Оно развивается или вследствие неумения владеть голосом, или от больших перегрузок плохо тренированного голосового аппарата, или от незнания правил голосовой гигиены. Самое распространенное голосовое заболевание - несмыкание. На всякое утомление мышцы гортани отвечают усилением своей работы, которое довольно быстро сменяется ослаблением их тонуса. Если такое утомление фиксируется, то процесс становится хроническим, изменения в мышцах принимают необратимый характер. Такое ослабление мышц гортани часто является фоном для развития других органических болезней: ларингит, “узелки”, кровоизлияния. Речь и пение - тяжелая физическая, нервно-мышечная работа. Спасти голосовой аппарат от гибели может хорошая голосовая школа, постоянный тренаж всех звеньев голосообразующей системы, тщательное соблюдение всех мер гигиены голоса.

Во многом состояние голосового аппарата зависит и от внутреннего биохимического фона организма человека. Голосовые складки весьма чувствительны ко многим гормонам, в частности, щитовидной железы и надпочечников. Их повышенная секреция наблюдается, например, у многих певцов с сильными голосами.

Кроме того, существует понятие биоакустического резонанса. Когда голосовые складки издают звук, все внутренние органы, мышцы, костяк, полости черепа и носоглотки, диафрагма, живот резонируют каждый по-своему. В этом и заключается понятие биоакустического резонанса. Естественно, что больные органы действуют не так, как здоровые. Поэтому качество звука зависит не только от природных данных, но и от физиологического состояния организма человека в момент пения.

Учитывая описанную выше зависимость звучания голоса от психологического, физического и биохимического состояния организма следует прежде чем приступить к длительной эксплуатации голосового аппарата привести свой организм в порядок, в частности, своевременно устранить любые заболевания носоглотки. Следует помнить, что хронические воспалительные заболевания полости глотки, носа, миндалин оказывают неблагоприятное воздействие на голосовые складки и на акустические свойства голоса.

Важным средством профилактики профессиональных заболеваний является закаливание. Закаливание должно проводиться систематически и постепенно. Полезно сочетать его с занятиями спортом, особенно теми его видами, которые совершенствуют работу дыхательного аппарата, улучшают эластичность скелетной мускулатуры (гимнастика, легкая атлетика, туризм).

Особое внимание следует уделить специфике женского организма. Необходимо отметить, что иногда уже накануне наступления менструаций наблюдается воспалительное состояние гортани, длящееся обыкновенно около 2-3 дней. Для некоторых девушек и женщин нагрузка на голосовой аппарат в этот период связана с угрозой срыва голоса.

Кроме этого, необходимо следить за голосовым режимом, так как наиболее распространенные причины, вызывающие заболевания голосового аппарата, заключаются в небрежном обращении с голосом и в систематическом насилии над ним.

Каждый педагог должен учитывать вышеизложенное, знать особенности своего организма и индивидуальные особенности каждого ученика, чтобы иметь возможность давать верные рекомендации и уберечь свой голос и голосовой аппарат учащихся от перегрузок и профессиональных заболеваний.


Этиология возникновения заболеваний голосового аппарата у певцов оперного театра обусловлена как спецификой театральной деятельности, так и условностями оперного жанра в частности. Проведено обследование 127 вокалистов (солистов и артистов хора) в возрасте от 23 до 70 лет со стажем работы от 3 до 40 лет. Установлено, что на возникновение профессиональных заболеваний гортани влияют как состояние самого голосового аппарата, так и наличие сопутствующих заболеваний органов и систем. Большое значение имеет качество вокальной подготовки певца, его возраст и стаж работы, равномерность распределения голосовой нагрузки в течение месяца и сезона, объем дополнительной работы (концертная, педагогическая деятельность), соответствие исполняемых партий техническим и актерским возможностям певца, бытовые и социальные условия жизни. Структура заболеваний голосового аппарата зависит также от типа голоса певца, состояния его нервной системы. Рекомендации для певцов и руководства театров, выработанные на основе проведенных исследований, позволили снизить уровень заболеваемости гортани у наблюдаемых профессиональных оперных певцов на 15-20%.

Таблица 1. Распределение обследуемых по возрасту и стажу работы
Пол Возраст (годы) Стаж (годы) Всего
до 30 31-40 41-50 51-60 до 10 10-20 >20 средний
Мужчины 14 12 16 10 16 14 22 23 52
Женщины 24 21 12 18 18 26 31 24 75

По данным обращаемости и профилактических осмотров у обследованных лиц выявлено наличие следующих сопутствующих заболеваний, прямо или косвенно влияющих на процесс голосообразования (табл. 2).

Таблица 2. Сопутствующие заболевания у вокалистов
Нозологическая форма Число наблюдений % к числу обратившихся
Вазомоторный ринит 16 12,5
Хронический фарингит 23 18,1
Хронический тонзиллит 11 8,6
Хроническая пневмония 2 1,5
Хронический бронхит 10 7,8
Рецидивирующие ОРВИ 7 5,5
Аллергический ринит 10 7,8
Нейроциркуляторная дистония 13 10,2
Гипертоническая болезнь 6 4,7
Дисфункция щитовидной железы 3 2,3
Гинекологические заболевания 12 10,1
Заболевания желудочно-кишечного тракта 14 11,0
Всего 127 100

При изучении режима работы и отдыха певцов было установлено, что нагрузка на голосовой аппарат варьировала в зависимости от стажа работы вокалиста, его занятости в репертуаре и положения в театре (солист или артист хора), а также занятий артиста педагогической деятельностью, наличия дополнительной работы в других театрах.

Минимальная нагрузка составила 1-2 ч в день. Это были только уроки с концертмейстером и повторение уже готовых партий (у стажеров и певцов со стажем работы более 20 лет, занятых в партиях второго плана с участием в 2-4 спектаклях в месяц). Нагрузку 3-6 ч в день имели артисты хора. Это - репетиции, повторение партий текущего репертуара и занятость в 12-15 спектаклях в месяц. Однако необходимо учитывать, что вокальные партии артистов хора менее сложны и ответственны по сравнению с партиями солистов, существует возможность взаимозамены артистов. Ведущие солисты в возрасте от 28 до 50 лет со стажем работы 10-20 лет, активно занятые в репертуаре, имели ежедневную нагрузку до 7-8 ч (уроки с концертмейстером, разучивание новых партий с дирижером, оркестровые сценические прогоны текущих спектаклей, репетиции новых постановок). При этом иногда в силу организационных проблем (отсутствие необходимого количества исполнителей или болезнь страхующего солиста), особенности репертуарной политики театра (когда спектакль идет блоками по 45 представлений подряд), один и тот же исполнитель, помимо занятости в репетиционном процессе, вынужден был петь до 10-12 спектаклей в месяц, выступая иногда в совершенно разноплановых по тесситуре, технической и драматической сложности партиях. Нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда певец вынужден петь партии, не свойственные его тесситуре. Например, когда лирический тенор поет партии драматического, или легкое центральное сопрано исполняет драматические или меццо-сопрановые роли. Пример из наших наблюдений.

Тенор, 29 лет. Наблюдается в течение 3 лет. Образование высшее вокальное - консерватория. До поступления в консерваторию окончил музыкальное училище, работал в хоре оперного театра. Сценический сольный стаж 3 года. Консерваторию заканчивал как лирический тенор. За время учебы к фониатру обращался только для профосмотров и по поводу простудных заболеваний. Из сопутствующих заболеваний имеет хронический тонзиллит (безангинную форму), хронический гастродуоденит, транзиторную гипертензию. Выпускные партии - Ленский, Альфред ("Травиата"), Вертер, Надир. При поступлении в театр по организационным причинам был срочно введен в текущий репертуар и активно занят в новых постановках. В настоящий момент исполняемые партии: Ленский, Кассио, Неморино, Водемон, Гвидон, Баян, Эрнани. Репетирует партию Хозе (оркестровые прогоны, сценические репетиции, так как в ближайшее время планируется ввод в "Кармен") и Радамеса (с концертмейстером). Занят в 7-9 спектаклях в месяц и 4-5 концертах в филармонии. Периодически обращается в фониатрический кабинет с жалобами на першение, иногда боли в горле, сложностями с филировкой звука, быструю утомляемость голоса. При осмотре отмечались явления гипотонусной дисфонии, маргинального хордита, предузелковое состояние. Проводилась соответствующая терапия. Однократно был нетрудоспособен в течение 10 дней по поводу микроузелков голосовых складок. В настоящее время поет весь репертуар, находится под постоянным наблюдением фониатра.

При блоковой системе проката спектакли проходили ежедневно: например, 3-4 спектакля "Аида" подряд, затем перерыв в 1-2 дня, затем 4 спектакля "Кармен" и т.д.

Естественно, что при такой нагрузке вокалисты не успевали восстанавливаться ни физически, ни эмоционально. Появлялись жалобы на общее неудовлетворительное состояние (слабость, раздражительность, сонливость, невозможность сосредоточиться) и жалобы, характерные для начинающихся функциональных заболеваний гортани (першение в горле, быстрая утомляемость голоса, сложности с филировкой звука, пением на "рiаnо и т.п.) При ларингоскопии отмечали сухость слизистой оболочки гортани, скопление вязкой слизи в узелковой зоне, отечность свободного края голосовых складок, усиление сосудистого рисунка, гиперемию, гипотонус голосовых складок. Ларингостробоскопическая картина характеризовалась замедлением фонаторных колебаний, уменьшением их амплитуды, неполным смыканием в фазе закрытия, иногда небольшой асинхронностью колебаний. Время максимальной фонации уменьшалось до 11-13 с у женщин и 16-19 с у мужчин.

Профессиональные заболевания голосового аппарата чаще всего развиваются у лиц голосо-речевых профессий: педагогов, воспитателей детских садов, вокалистов, чтецов, драматических артистов, дикторов, клоунов, экскурсоводов и т. п. Основной причиной развития заболевания голосового аппарата является систематическое перенапряжение его в процессе профессиональной деятельности. Кроме того, перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без отдыха голосовой деятельности, в результате неумелого пользования фонационным дыханием, модулированием высотой и силой звука, при неправильной артикуляции и т. д. Помимо основного этиологического момента - перенапряжения голосового аппарата в любой форме, необходимо учитывать и специфику труда: нервно-эмоциональное напряжение, повышенную интенсивность фонового шума, плохую акустику помещений, перепады температуры окружающей среды, повышенную запыленность сцены. Способствуют развитию профессиональных заболеваний гортани несоблюдение гигиены голоса (курение, алкоголь), воспалительные заболевания полости носа, глотки, аллергизация организма с развитием повышенной чувствительности к пыли, осыпи красок с декораций, гриму и т. д., а также такие факторы, как утомление, психогенная травма.

Основным клиническим симптомом профессионального заболевания голосового аппарата является нарушение голосовой функции - дисфония. Все виды дисфоний условно подразделяются на органические и функциональные. К органическим дисфониям относятся: кровоизлияния в слизистую оболочку или мышцу гортани, острые и хронические (катаральные, гипертрофические, субатрофические и атрофические) ларингиты, вазомоторный хордит, маргинальный (краевой) хордит, узелки, полипы голосовых складок, контактные язвы.

К функциональным дисфониям причисляют изменения голоса в связи с гипер- или гипотонусом мышц гортани: гиперкинетическая и гипокинетическая дисфоний, их смешанная гипер-гипокинетическая форма, спастическая дисфония и фонастения. Наиболее частая для профессионалов голоса функциональная дисфония - фонастения.

Фонастения - типичное профессиональное нарушение голоса, которое встречается преимущественно у лиц речевой или вокальной профессии с неустойчивой нервной системой. В основе ее возникновения, помимо повышенной голосовой нагрузки, ведущей к перенапряжению гортани, лежат различные неблагоприятные ситуации, вызывающие расстройство нервной системы. В результате сочетания этих факторов развивается невроз голосового аппарата - фонастения.

Для больных фонастенией характерны жалобы на быструю утомляемость голоса, различные парестезии в области горла и гортани, першение, саднение, щекотание, жжение, ощущение тяжести, напряженности, боли, спазма, сухости или повышенной продукции слизи. Весьма типичны для этого страдания обилие жалоб и большая детализация их больным. В начальной стадии заболевания голос у таких больных звучит обычно нормально, а ларингоскопический осмотр не выявляет каких-либо отклонений от нормы. Большую помощь в диагностике этого состояния оказывают современные методы функционального исследования гортани: ларингостробоскопия и микроларингостробоскопия. Характерными показателями ларингостробоскопической картины у этих больных являются неустойчивая и крайне пестрая стробоскопическая картина, асинхронизм колебаний, их малая амплитуда, частый и умеренный темп. Типичным является отсутствие «стробоскопического комфорта», т. е. при создании условий для абсолютной синхронизации частоты импульсного света и колебаний голосовых складок вместо неподвижных голосовых складок (как это наблюдается у здоровых людей) видны сокращения или подергивания на отдельных их участках, напоминающие дрожание или мерцание.

При длительно протекающих тяжелых формах фонастении, ведущих к органическим изменениям голосовых складок, типичным является отсутствие феномена смещения слизистой оболочки в области их переднего края.

Согласно действующему «Списку профессиональных заболевании » к профессиональным заболеваниям голосо-речевого аппарата относят следующие органические и функциональные заболевания: хронический ларингит, маргинальный и вазомоторный хордит, узелки, полипы, контактные язвы голосовых складок, а также фонастению. В инструкции по применению «Списка профессиональных заболеваний » указано, что к профессиональным следует относить не только заболевания, указанные в списке, но также их осложнения и прямые последствия.

Специфические объективные критерии связи заболеваний голосового аппарата с профессией отсутствуют, что ведет к ошибкам в решении вопросов экспертизы трудоспособности.

Следует подчеркнуть, что для определения профессионального характера заболевания гортани необходимы тщательное изучение анамнеза заболевания, санитарно-гигиенической характеристики условий труда с целью выяснения степени голосовой нагрузки и динамическое наблюдение за больным с применением методов функционального исследования состояния гортани.

Экспертиза как временной, так и стойкой утраты трудоспособности при профессиональных заболеваниях голосового аппарата требует особого подхода. О временном нарушении трудоспособности у лиц голосо-речевых профессий речь идет в том случае, когда возникший в гортани патологический процесс является недлительным, обратимым, через небольшой отрезок времени трудоспособность больного полностью восстанавливается. Это может быть при фонастениях при кровоизлияниях в голосовые складки, при острых ларингитах, т. е. при начальных формах профессионального заболевания. Чаще вопрос о временной нетрудоспособности при этом решается врачебно-консультативными комиссиями (ВКК). Необходимо помнить, что временное нарушение трудоспособности у лиц голосо-речевых профессий является полным. Это означает, например, что певец, у которого произошло кровоизлияние в гортани, на какой-то короткий период непригоден к профессиональному труду, так как любое нарушение голосового режима (режима молчания) может усугубить течение имеющегося у него заболевания.

Стойкое нарушение трудоспособности у лиц голосо-речевых профессий чаще всего развивается при обострениях ангины , хронического ларингита , при рецидивирующих фонастениях, хордитах и других заболеваниях гортани. В этих случаях больной нуждается в длительном стационарном лечении и в последующем направлении на ВТЭК или предоставлении доплатного листка нетрудоспособности с целью увеличения эффективности лечебных мероприятий и удлинении срока отстранения от чрезмерной голосовой нагрузки. При отсутствии положительного клинического эффекта от проведенного лечения, в зависимости от тяжести процесса и функционального состояния гортани, больного, находящегося в специализированном лечебном учреждении, направляют на ВТЭК для установления степени утраты трудоспособности.

Решение вопросов экспертизы трудоспособности в. некоторых случаях представляет известные трудности. Особенно это сложно, когда этиологические факторы заболевания имеют непрофессиональный характер, например, вредные привычки, а разрешающим моментом нарушения голоса явилось систематическое напряжение голосового аппарата.

При наличии профессионального заболевания голосо-речевого аппарата ВТЭК, как правило, определяет больному III группу инвалидности или процент утраты трудоспособности по профессиональному заболеванию и дает рекомендации по рациональному трудоустройству. Такие больные нуждаются в динамическом наблюдении у фониатра и оториноларинголога один раз в год и проведении активного лечения.

Лечение больных с профессиональными заболеваниями голосового аппарата базируется на принципах лечения непрофессиональных воспалительных заболеваний гортани. Во всех случаях дисфоний необходимо соблюдение голосового режима и личной гигиены голоса (исключение курения, приема алкоголя), следует избегать переохлаждений. Необходима санация очагов хронических инфекций. При органических изменениях показаны противовоспалительная терапия, прием антигистаминных средств, инсталляция масел в гортань. При вазомоторных изменениях хороший лечебный эффект оказывает вливание в гортань масел в сочетании с суспензией гидрокортизона, витамином С. Полезно применение ингаляционных процедур: при субатрофических формах - ингаляции с набором щелочей и витаминами, биостимуляторами; при гипертрофических формах - с цинком, танином, при вазомоторных- с суспензией гидрокортизона, с новокаином. Широко используются физиотерапевтические процедуры: электрофорез на область гортани с йодидом калия, хлоридом калия, витамином Е.

При фонастении широко показана дополнительная седативная терапия (прием седуксена, элениума, тазепама и др.). Для повышения тонуса этим лицам рекомендуется назначать пантокрин, женьшень, экстракт элеутерококка. Из физиотерапевтических процедур при фонастении хороший эффект оказывают гидропроцедуры (обтирание водой, хвойные ванны). Можно использовать полоскание горла настойкой из листьев шалфея, цветов ромашки, ромазуланом. Для профилактики рецидива фонастении следует избегать перенапряжения голоса и различных конфликтных ситуаций, отрицательно влияющих на нервную систему.