Порок сердца лечебная гимнастика для взрослого. Врожденные пороки сердца - Примечание

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www. allbest. ru/

по предмету: Прикладная физическая культура

на тему: Ограничения занятий физической культурой при врожденном пороке сердца

2. Требование комплексного режима

Заключение

Введение

Целью данной работы является рассмотрение вопроса об ограничении занятий физической культурой при врожденном пороке сердца.

Физкультура - это предмет хотя и обязательный для всех учащихся и студентов, но, все же, предполагающий наличие определенного рода послаблений в некоторых исключительных случаях. Не случайно существует такое понятие, как освобождение от физкультуры, и соответствующая ему медицинская справка. Медсправка в данном случае предполагает или право учащегося (либо, соответственно, студента) не посещать занятия по физкультуре, осваивая дисциплину в теоретическом контексте, или право выполнять общую программу по физкультуре с ограничениями, послаблениями и скидками при оценке достигнутых результатов.

Сердце с врожденным пороком даже в состоянии покоя испытывает увеличенную нагрузку, с которой часто не может справиться, что и приводит к развитию сердечной недостаточности. Прежде всего по этим причинам физическая активность всех детей с ВПС ограничивается.

Комплексное лечение пороков сердца включает консервативные методы лекарственной терапии (противоревматическое лечение, медикаменты, улучшающие сократительную функцию миокарда), правильный режим, лечебную физическую культуру и санаторно-курортное лечение; с каждым годом все эффективнее применяется оперативное лечение. лечебная физкультура порок сердце

Больные компенсированным пороком сердца с разрешения врача могут заниматься физической культурой и некоторыми видами спорта с ограничением общей физической нагрузки. Участие в соревнованиях, требующие большого физического напряжения (теннис, баскетбол, футбол, хоккей), полностью исключаются. Особую осторожность следует соблюдать при пороках сердца с преобладанием явлений стеноза.

Узнав, какие именно нагрузки допустимы для ребенка, нужно начинать поиски хорошего специалиста по лечебной физкультуре (ЛФК) и под его чутким руководством и присмотром начинать занятия спортом.

Главное, соблюсти меру. Не стоит чрезмерно ограничивать ребенка. Но нельзя допускать и перенапряжения. Правильно подобранная нагрузка поможет ребенку укрепить свое здоровье, иммунитет, развить волю и силу. А, главное, даст возможность понять, что порок сердца -- не приговор.

2. Требование общего режима

Широкое распространение заболеваний сердечно-сосудистой системы настоятельно требует прежде всего интенсификации массовых профилактических мероприятий как в виде первичной, так и в виде вторичной профилактики.

Первичная профилактика подразумевает предупреждение заболеваний сердца у лиц внешне здоровых, без объективных и субъективных признаков заболевания, но имеющих те или иные факторы риска; вторичная профилактика -- предупреждение прогрессировать и осложнений заболеваний сердца.

Рациональная физическая культура является непременной составной частью как первичной, так и вторичной профилактики. Известно, что под влиянием физических упражнений заметно возрастает толерантность к физической нагрузке; улучшаются функциональное состояние и сократительная функция миокарда; повышается коронарный резерв и экономичность сердечной деятельности; улучшается коллатеральное кровообращение; уменьшаются секреция катехоламинов, содержание липидов и общего холестерина в крови; улучшается периферическое кровообращение и др.

Роль физических упражнений не ограничивается профилактикой заболеваний сердечно-сосудистой системы. Физические упражнения имеют большое значение и для лечения этих заболеваний.

Занятия лечебной физической культурой повышают интенсивность протекания всех физиологических процессов в организме. Такое тонизирующее действие упражнений улучшает его жизнедеятельность и имеет особенно важное значение при ограниченной двигательной активности.

Физические упражнения улучшают трофические процессы в миокарде, увеличивают кровоток и активизируют обмен веществ. В результате сердечная мышца постепенно укрепляется, повышается ее сократительная способность. Улучшение обмена веществ в организме вследствие стимуляции окислительных процессов задерживает, а при начальных проявлениях вызывает обратное развитие атеросклероза. 5

За счет тренировки внесердечных (экстракардиальных) факторов кровообращения физические упражнения совершенствуют компенсацию. Упражнения для мелких мышечных групп вызывают расширение артериол, что снижает периферическое сопротивление артериальному кровотоку. Работа сердца облегчается также благодаря улучшению движения крови по венам при ритмичной смене сокращения и расслабления мышц (мышечный насос), при выполнении дыхательных упражнений. Действие их объясняется изменением внутригрудного давления. Во время вдоха оно понижается, усиливается присасывающая деятельность грудной клетки, повышающееся при этом брюшное давление усиливает ток крови из брюшной полости в грудную. Во время выдоха облегчается продвижение венозной крови из нижних конечностей, так как брюшное давление при этом снижается.

Нормализация функций достигается постепенной и осторожной тренировкой, с помощью которой удается восстановить нарушенную болезнью и вынужденным покоем координацию в работе сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма. Физические упражнения, соответствующие возможностям сердечно- сосудистой системы, способствуют восстановлению моторно-висцеральных рефлексов. Реакции ее на мышечную работу становятся адекватными.

Методика лечебной физической культуры зависит от особенностей протекания заболевания и степени недостаточности общего и венечного кровообращения.

При подборе физических упражнений, исходных положений, величины нагрузки необходимо учитывать двигательный режим, назначенный больному.

При тяжелых проявлениях заболевания, выраженной недостаточности сердца или венечного кровообращения лечебная физическая культура способствует компенсации ослабленной функции сердца, лечению основного заболевания и улучшению периферического кровообращения. Для этого используются физические упражнения, мобилизующие внесердечные факторы кровообращения: упражнения для дистальных сегментов конечностей, дыхательные упражнения и упражнения в расслаблении мышц. У большинства больных они вызывают замедление пульса и снижение артериального давления.

При легких формах заболевания, острых болезнях в стадии выздоровления и компенсированных хронических заболеваниях лечебная физическая культура способствует повышению функциональных особенностей сердечно-сосудистой системы. Применяются упражнения для средних и крупных мышечных групп с постепенно повышающейся дозировкой. Такие упражнения учащают пульс и увеличивают кровоток.

При недостаточности кровообращения 3 степени применяются физические упражнения для мелких и средних мышечных групп. Упражнения в крупных суставах конечностей выполняются с неполной амплитудой, с укороченным рычагом, иногда с помощью инструктора. Упражнения для туловища применяются только в виде поворота на правый бок и невысокого приподнимания таза. Темп выполнения упражнений -- медленный, число повторений 3--6 раз. Статические дыхательные упражнения выполняются без углубления дыхания. Занятия сочетаются с легким массажем голеней.

Применение лечебной физкультуры, повышая эффективность комплексной терапии больных, ускоряет сроки выздоровления и предупреждает дальнейшее прогрессирование заболевания. Самостоятельно начинать занятия ЛФК не следует, так как это может привести к ухудшению состояния, методика занятий, назначенная врачом, должна строго соблюдаться.

3. Лечебная физкультура при пороках сердца

Назначает лечебную физкультуру лечащий врач, а врач-специалист по ЛФК определяет методику занятий. Процедуры проводит инструктор, в особо сложных случаях - врач по ЛФК. Применение лечебной физкультуры, повышая эффективность комплексной терапии больных, ускоряет сроки выздоровления и предупреждает дальнейшее прогрессирование заболевания. Самостоятельно начинать занятия ЛФК не следует, так как это может привести к ухудшению состояния, методика занятий, назначенная врачом, должна строго соблюдаться.

Больным пороком сердца физические упражнения назначают в зависимости от формы порока сердца и состояния кровообращения. Вопрос о формах физической культуры и характере упражнений решает врач.

ЛФК при пороках сердца (тренировочный режим).

1 - поднимание рук в стороны вверх - вдох, опустить руки - выдох;

2 - руки сжатые в кулаки к плечам, опустить вниз, 4-6 раз;

3 - отвести ногу в сторону, 4-6 раз;

4 - сгибание ноги в колене, полувыпад в сторону;

5 - наклоны туловища со скольжением рук вдоль тела при наклоне - вдох, выпрямление - выдох;

6 - выпрямление руки вперед и сгибание в локте; дыхание произвольное, 3-4 раза;

7 - поднимание ноги, согнутой в колене - вдох, опустить - выдох, 3-4 раза;

8 - наклон корпуса вперед - выдох при выпрямлении - вдох, 3-4 раза;

9 - отвести руки назад - вдох, расслабить руки - выдох, 3-4 раза;

10 - ходьба с высоким подниманием колена с постепенным замедлением ходьбы до обычной;

11 - ходьба на носочках, спокойное дыхание;

12 - поднимание рук вверх, мягко, вдох: расслабленно опустить вниз - выдох, 4-5 раз.

Заключение

Рассмотрев тему «Ограничения занятий физической культурой при врожденном пороке сердца», можно сделать вывод, что роль физических упражнений не ограничивается профилактикой заболеваний сердечно-сосудистой системы. Физические упражнения имеют большое значение и для лечения этих заболеваний. Занятия лечебной физической культурой повышают интенсивность протекания всех физиологических процессов в организме. Такое тонизирующее действие упражнений улучшает его жизнедеятельность и имеет особенно важное значение при ограниченной двигательной активности.

Лечебная физкультура (ЛФК). - Совокупность методов лечения, профилактики и медицинской реабилитации, основанных на использовании физических упражнений, специально подобранных и методически разработанных. При их назначении врач учитывает особенности заболевания, характер, степень и стадию болезненного процесса в системах и органах. В основе лечебного действия физических упражнений лежат строго дозированные нагрузки.

Список использованной литературы

1. Белозеров Ю.М. Болезни сердечно-сосудистой системы, М., 1997г.-258с.;

2. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура, М., Владос, 1999г.-607с.;

3. Козырева О.В. Лечебная физкультура при заболеваниях сердечно сосудистой системы, М., 1993г.-236с.

4. Долин Г.К. ЛФК показания к применению при заболеваниях сердца. М., 1999г.-159с.

5. Криворожский В.С. Болезни сердца и лечебная физическая культура. М., 2001г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Анатомо-физиологические аспекты сердца, этиология, патогенез и клиника его порока. Использование лечебной физкультуры, массажа и физиотерапии при пороках сердца у детей. Оценка и учет эффективности данных методик физической реабилитации ребенка.

    дипломная работа , добавлен 19.04.2012

    Основания назначения лечебной физкультуры как метода медицинской реабилитации заболеваний. Ознакомление с разновидностями болезней сердечно-сосудистой системы и причинами их распространения. Комплексы физических упражнений для укрепления сердца.

    реферат , добавлен 26.11.2010

    Рентгенологические признаки врожденного порока сердца. Пример патологической тени сердца при врожденном пороке развития. Основные симптомы коарктации аорты. Открытый артериальный проток. Компоненты тетрады Фалло. Дефект межжелудочковой перегородки.

    презентация , добавлен 04.10.2014

    Особенности проведения общего осмотра и дополнительных методов исследования порока сердца. Систолический шум на верхушке сердца как характерный клинический признак митральной недостаточности. Общая характеристика основных клинических форм порока сердца.

    реферат , добавлен 03.05.2010

    Расспрос и осмотр больного с заболеванием сердца. Диагностическое значение пальпации и перкуссия сердца в патологии. Аускультация сердца: тоны сердца в патологии. Сердечные шумы, диагностическое значение. Синдром поражения клапанного аппарата сердца.

    презентация , добавлен 20.10.2013

    Классификация, клиническая картина проявления ишемической болезни сердца. Значение генетических факторов в развитии коронарной болезни сердца. Методы диагностики, лечении. Модификация образа жизни. Роль фельдшера в профилактике ишемической болезни сердца.

    дипломная работа , добавлен 28.05.2015

    Анатомия (строение) сердца. Принципы и стандартные проекции рентгенологического исследования сердца. Воплощение принципа многопроекционности. Томография сердца и аорты. Показания к использованию ангиокардиографии. Реконструкция коронарных артерий.

    презентация , добавлен 27.12.2014

    Сердце как центральный орган сердечно-сосудистой системы. Его анатомия, принципы и механизмы фунционирования. Методики определения границ сердца. Проекции клапанов сердца и места их аускультации. Характеристика физикальных методов их исследования.

    презентация , добавлен 13.09.2015

    Общие сведения о заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Алгоритм и детализация основных жалоб: боли в области сердца, сердцебиение, одышка, удушье, кашель, кровохарканье, тяжесть в эпигастральной области, отеки, головная боль, слабость, головокружение.

    презентация , добавлен 29.11.2015

    Факторы риска сердечно сосудистых заболеваний, лечение. Особенности психологического состояния пациентов. Сравнительный анализ сестринского процесса при ишемической болезни сердца у пациентов кардиологического, терапевтического, хирургического отделений.

Дети, страдающие врожденными пороками сердца, как правило, отстают в физическом развитии. Их физиологический возраст не соответствует паспортному. Такие дети обычно худенькие, маленького роста, бледные. Иногда пальцы рук и ног у них имеют лилово-красный цвет (синюшные). Во время игр больной ребенок устает быстрее своих сверстников. Он жалуется на одышку, боли в области сердца, головную боль. Плохое самочувствие связано с недостаточным притоком крови к тканям, нарушением кровообращения и как следствие этого — кислородным голоданием.

Некоторые родители, дети которых имеют врожденный порок сердца, стараются оберегать их от всякой физической нагрузки, в особенности от физических упражнений. Правильно ли это? Конечно, нет! Полный «покой» очень неблагоприятно сказывается на состоянии таких детей. Они нуждаются в специальных упражнениях в виде лечебной гимнастики дома и в кабинетах лечебной физкультуры поликлиник, а также в физических упражнениях в так называемой специальной группе по физкультуре в школе, но только при обязательном разрешении врача. Осторожная, разумная тренировка с очень небольшой степенью нагрузки будет способствовать приспособлению сердечно-сосудистой системы, работающей в неблагоприятных условиях, к окружающей обстановке.

Сейчас в медицине открыта новая страница — хирургия сердца. Благодаря тонким и сложным операциям, устраняющим врожденный дефект, удается спасти жизнь и здоровье многим детям. Однако удачная операция — это еще не все. Необходимо помочь ребенку справиться с послеоперационным периодом. Исключительно полезны в это время систематически проводимые правильно дозированные физические упражнения.

Большая группа пороков сердца относится к приобретенным порокам, являющимся следствием перенесенного ревматизма. Это один из первых врагов сердца ребенка. Многие называют его «бичом» юности. Ведь в детском возрасте сердечная мышца отличается наиболее нежным строением, в связи с чем ревматизм поражает чаще именно детей.

В настоящее время известно, что причиной ревматизма служит инфекция, но он может явиться и результатом простуды, переохлаждения. Развитию болезни способствуют неправильный режим, переутомление, отсутствие занятий физическими упражнениями. Обычно острый период ревматизма длится около 1,5—2 месяцев. Когда приступ затихает, наступает второй, подострый, период, который может продолжаться 3—4 месяца. Именно в это время и развиваются различные изменения в виде пороков сердца. Каждый приступ ревматизма оставляет след в сердце. Это заболевание может вызвать изменения и со стороны других органов и систем. Помните, что от умелого ухода за ребенком, организации правильного двигательного режима, нужного подбора физических упражнений зависит дальнейшее его здоровье. Все это должно сочетаться с полноценным питанием, пребыванием на свежем воздухе и разумным закаливанием. Если ребенок находится в больнице, лечебной гимнастикой с ним занимаются методисты лечебной физкультуры. Но после выписки из стационара это выполняют родители (или другие взрослые члены семьи). Кроме острого и подострого периодов при ревматических пороках сердца бывает еще и межприступный, в который дети находятся обычно в домашних условиях. Наши практические рекомендации относятся именно к этому периоду болезни. Ниже мы приводим наиболее эффективные упражнения для детей, страдающих ревматическими пороками сердца. Эти упражнения полезны и детям с врожденными пороками сердца (например, при открытых артериальных протоках, дефектах межжелудочковой и межпредсердной перегородок и др.) как до операции, так и находящимся в удовлетворительном состоянии в течение первых 4—6 месяцев после операции.

Прежде чем познакомить вас с упражнениями, хотим дать несколько методических советов: комплекс упражнений обычно включает 8—11 движений: 3—4 для рук, 3—4 для ног и 2—3 для туловища. После наиболее трудных упражнений обязателен отдых по 30—40 секунд (лучше в положении сидя на стуле). Можно давать упражнения с гимнастической палкой, обручем, мячом и пр. Необходимо соблюдать принцип «рассеивания» нагрузки, т. е. чередование движений рук, ног и туловища. Темп выполнения — медленный и средний; число повторений — от 4—6 до 8—10. Занятия лучше всего проводить утром до завтрака или не ранее чем через час после него. Во время упражнений надо следить за дыханием (не задерживать его!); ни в коем случае нельзя допускать напряжения и натуживания. В случае появления у ребенка небольшой одышки, синюшности губ, а также жалоб на утомляемость и головокружение следует прекратить занятия, В этом случае надо обязательно показать ребенка врачу. Только с его разрешения можно продолжать занятия, согласовав с ним степень нагрузки. Увеличивать в дальнейшем нагрузку можно лишь с разрешения врача.

Предлагаем три ориентировочных комплекса упражнений (с возрастающей сложностью), которые применяются при сердечной форме ревматизма и врожденных пороках сердца.

№ 1 (исходное положение — сидя)

1. Приподнимание ног, не отрывая пальцев от пола. Опираясь о спинку стула и держась за его сиденье, приподнять ноги повыше, не отрывая пальцев от пола (рис. 1). Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 10—12 раз.

2. Хлопки над головой. Опираясь оспинку стула, поднять руки в стороны - вверх и сделать хлопок ладонями над головой. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 6—8 раз.

3. Повороты туловища. Поворачиваясь налево и направо, делать хлопки ладонями сбоку туловища. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 3—5 раз в каждую сторону.

4. Подбрасывание мяча. Подбрасывать и ловить маленький мяч перед собой то правой, то левой рукой. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 7—10 раз каждой рукой.

5. Удары мяча о пол. Ударять маленький мяч о пол перед собой и ловить его то одной, то другой рукой. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 5—8 раз каждой рукой.

6. Потягивание. Взяв в руки обруч, поднимать его прямыми руками вверх над головой, энергично потягиваясь и делая вдох. Темп медленный. Повторить 4—6 раз.

7. Выравнивание спины. Держа обруч вертикально над головой, опускать его за спину, сводя лопатки и слегка прогибая спину. Дыхание произвольное. Темп медленный. Повторить 4—6 раз.

8. Сдувание бумажки. Положив на ладонь согнутой руки кусочек бумажки, энергичным выдохом через почти сомкнутые губы стараться сдуть ее с руки. Повторить 5—8 раз.

№ 2 (исходное положение — сидя)

1. Переступание. Опираясь руками на сиденье стула, переступать ногами по полу в течение 20—30 секунд. Дыхание произвольное. Темп средний.

2. Отведение рук в стороны. Опираясь на спинку стула, медленно, с глубоким вдохом отводить прямые руки в стороны ладонями вверх, сводя лопатки. Повторить 4—6 раз.

3. «Насос». Наклонять туловище вправо и влево, скользя ладонями вдоль туловища. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 3—5 раз в каждую сторону.

4. Поочередное разгибание ног. Опираясь на спинку стула, разгибать вперед то правую, то левую ногу. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 3—5 раз каждой ногой.

5. Растягивание «пружины». Опираясь на спинку стула, согнуть руки перед грудью, сжав пальцы в кулак. Отводить согнутые руки назад, как бы растягивая перед собой пружину. Дыхание произвольное, без задержки. Темп средний. Повторить 6—8 раз.

6. Поднимание палки вверх. Взяв палку руками на ширине плеч, поднимать ее вперед-вверх, делая глубокий вдох и выпрямляя спину. Темп медленный. Повторить 4—6 раз.

7. Опускание палки за спину. Держа палку руками на ширине плеч, поднять ее вверх и опустить за спину к углам лопаток, выравнивая спину и делая глубокий вдох. Темп медленный. Повторить 4—6 раз.

8. Отведение рук назад. Опираясь на спинку стула, медленно прогибать спину с глубоким вдохом, отводя руки назад. Повторить 4—6 раз.

9. Переступание в стороны. Держась руками за сиденье стула, переступить ногами по полу то вправо, то влево. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 4—6 раз в каждую сторону.

10. Поднимание мяча. Медленно поднимать прямыми руками мяч вперед-вверх, прогибая спину и делая глубокий вдох. Повторить 4—8 раз.

№ 3 (исходное положение — стоя)

1. Ходьба. Походить по комнате, высоко поднимая колени, в течение 30—40 секунд. Дыхание произвольное. Темп средний.

2. Прогибание спины. Поднимая руки вперед-вверх пошире, с глубоким вдохом прогибать спину, слегка отводя голову назад. Темп медленный. Повторить 5—8 раз.

3. «Насос». Наклоняться вправо и влево со скользящим движением рук по бокам туловища. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 5—8 раз в каждую сторону.

4. Бросание мяча в стену. Бросать маленький мяч в стену то правой, то левой рукой и ловить его обеими руками. Дыхание произвольное. Темп средний. Сделать 5—10 бросков каждой рукой.

5. «Конькобежец». Поставить ноги врозь пошире и, заложив руки за спину, попеременно сгибать то левую, то правую ногу, имитируя движения конькобежца. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 5—8 раз в каждую сторону.

6. «Бокс». Сжав пальцы в кулаки, согнуть руки к груди и делать энергичные удары вперед то одной, то другой рукой. Дыхание произвольное. Темп средний. Сделать 5—10 ударов каждой рукой.

7. Повороты с палкой. Держа палку за спиной на углах лопаток, поворачивать туловище направо и налево. Ноги не сгибать и не сдвигать с места. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 4—6 раз в каждую сторону.

8. Бросание мяча вверх. Держа большой мяч обеими руками, подбрасывать его вверх и ловить. Дыхание произвольное. Темп средний. Сделать 7—10 бросков.

9. «Лыжник». Поставив ступни параллельно и подняв руки вперед, делать полуприседание, энергично опуская и отводя назад руки, имитируя отталкивание палками при катании на лыжах. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 5—8 раз.

10. Потягивание с палкой. Взяв палку руками немного шире плеч, медленно, с глубоким вдохом поднимать ее вверх над головой, вытягивая все тело. Повторить 4—6 раз.

11. «Косарь». Взяв палку в руки, делать движения руками и туловищем, подражая работе косаря (рис. 2). Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 8—10 раз.

12. Отдых. Сесть, опереться на спинку стула, расслабить мышцы и спокойно отдохнуть в течение 1,5—2 минут.

Многие люди, страдающие пороками сердца, считают себя тяжело больными даже при отсутствии сколько-нибудь выраженных нарушений кровообращения. Они стараются поменьше двигаться и совсем не занимаются гимнастикой, боясь перегрузить свое сердце. Между тем правильно подобранные физические упражнения во многих случаях являются одним из наиболее эффективных лекарств. Сердечная мышца, укрепленная систематическими упражнениями, способна преодолевать затруднения, возникающие вследствие сужения или недостаточности сердечных клапанов. Поэтому каждый, имеющий порок сердца, должен ежедневно, систематически проделывать специально подобранные комплексы гимнастических упражнений, которые по рекомендации врача выполняются в разных исходных положениях с разной степенью сложности и физической нагрузки.

Людям слабым, пожилым и с неустойчивой компенсацией сердечной деятельности рекомендуется делать упражнения преимущественно лежа и сидя. Людям с полной и устойчивой компенсацией порока сердца следует заниматься гимнастикой стоя. Тем, кто никогда раньше не занимался гимнастикой, рекомендуется перед началом занятий разучивать комплексы упражнений, консультируясь с врачом или инструктором лечебной физкультуры поликлиники.

При выполнении упражнений необходимо строго соблюдать указанную дозировку и темп.

Для людей с приобретенными пороками сердца комплексы гимнастических упражнений обычно строятся в следующей последовательности:

Ходьба.

Упражнение для мышц туловища.

Упражнение для ног.

Упражнение для рук и плечевого пояса,

Упражнение для мышц туловища.

Упражнение для глубокого дыхания.

Упражнение для рук и плечевого пояса.

Ходьба.

Упражнение для глубокого дыхания.

Коротко повторим значение каждой из этих групп упражнений.

Одним из наиболее полезных упражнений при пороках сердца является ходьба, которая обычно рекомендуется в каждом занятии. С нее начинается и ею кончается каждый комплекс упражнений. Она постепенно включает весь организм в работу, усиливает кровообращение и дыхание, тонизируя нервную систему, подготавливая мышцы для последующих движений.

Даже у слабых людей, занимающихся гимнастикой лежа или сидя, ходьба проводится в виде имитационных движений ногами.

Занятия начинают со спокойной ходьбы в медленном и среднем темпе с постепенным ускорением. Ходьба в медленном темпе полезна и в конце каждого комплекса упражнений, так как она способствует правильной регуляции кровообращения и общему «успокоению» организма.

Большое место в занятиях отводится движениям рук и плечевого пояса, при которых выпрямляется позвоночник, расширяется грудная клетка, укрепляются мышцы спины и плечевого пояса. Эти упражнения помогают выработать навык правильного, глубокого дыхания. Такие движения повторяются в комплексе упражнений несколько раз, чередуясь с другими движениями.

Упражнения для мышц туловища повторяются в комплексе движений не более двух раз и выполняются спокойно, без лишнего напряжения, в медленном темпе. При правильном проведении и правильной дозировке эти упражнения приносят большую пользу, так как вызывают расширение кровеносных сосудов туловища, усиливают кровообращение в брюшной и грудной полостях, улучшают работу внутренних органов, укрепляют мышцы живота и препятствуют излишнему накоплению жира.

Упражнения для ног делают для того, чтобы еще больше расширить отдаленные от сердца кровеносные сосуды и устранить застой крови в ногах и брюшной полости. Эти движения укрепляют мышцы ног и способствуют более равномерному распределению крови в организме. Пожилым людям при выполнении этих упражнений надо избегать сильного напряжения и не следует высоко поднимать ноги.

Чрезвычайно большое значение для людей, страдающих пороком сердца, имеет глубокое дыхание. Оно способствует большему притоку крови к легким и сердцу, обогащает ее кислородом, улучшает снабжение кровью и кислородом головного мозга, повышает питание сердечной мышцы и потому облегчает ее работу. Дыхательные упражнения вырабатывают навык правильного, глубокого дыхания, которое играет очень большую роль в регуляции кровообращения и помогает компенсировать его недостаточность, вызванную пороком сердца.

Пожилые люди, страдающие одышкой, могут делать после каждого упражнения два-три полных выдоха и вдоха без дополнительных движений. Это позволит им легче переносить физическую нагрузку.

При подборе упражнений следует соблюдать следующие правила: начинать надо с более простых и легких упражнений; трудные упражнения всегда должны чередоваться с более легкими; нагрузку следует распределять равномерно на все мышечный группы; по мере тренировки упражнения должны постепенно усложняться.

Приводим четыре примерных комплекса гимнастических упражнений, расположенных по мере возрастания степени их трудности.

Если обнаруженный порок сердца не подлежит срочной коррекции в процессе хирургической операции, то с ребенком необходимо заниматься дозированными физическими упражнениями и массажем дома. Врач должен дать родителям соответствующие указания о подборе упражнений и дозировке их. Физические упражнения можно делать и в состоянии полной компенсации, и при неустойчивой форме ее, и даже при недостаточности кровообращения, но обязательно под контролем врача. Большое значение имеет умелое выполнение физических упражнений в домашних условиях. Правильно проводимые движения способствуют глубокому дыханию и улучшению периферического кровообращения. В то же время постоянное ограничение движений приводит к вялости кровообращения. Отсутствие тренировки отрицательно сказывается на работе не только сердца, но и всех других органов и систем организма.

При занятиях с ребенком улучшается сердечная деятельность за счет мобилизации резервных возможностей сердца и сосудистой системы, повышается легочная вентиляция, увеличивается подвижность грудной клетки и диафрагмы, а также укрепляются дыхательные мышцы, что способствует снабжению тканей кислородом и, в свою очередь, улучшает питание сердечной мышцы. Помимо того, улучшается тонус скелетной мускулатуры, что предупреждает послеоперационную атрофию (слабость) мышц, а также возникновение пневмоний и различных легочных осложнений, возможных в послеоперационном периоде. При выполнении физических упражнений, кроме того, предупреждаются нарушения осанки, к которым предрасположены дети с пороками сердца.

Врожденные пороки сердца — Гимнастика

Гимнастика должна проводиться в течение 5-10 минут в хорошо проветренном помещении при температуре не ниже 22-20°. Руки взрослого должны быть вымыты теплой водой и насухо вытерты, ногти подстрижены.

На протяжении занятий необходимо все время следить за самочувствием и состоянием ребенка. Если у ребенка появится усталость, одышка, бледность, надо немедленно прекратить занятие и посоветоваться с врачом. Родителям важно научиться подсчитывать у ребенка пульс, чтобы контролировать нагрузку. Допускается учащение пульса не более чем на 10-12 ударов.

Необходимо помнить, что при подборе физических упражнений степень нагрузки должна зависеть не только от возраста, но и от общего развития ребенка, его веса, проявления гипотрофии, рахита и развития двигательных умений. Следовательно, нагрузка должна определяться индивидуально.

Ослабленным детям в основном делается массаж. При улучшении состояния здоровья ребенка включаются постепенно усложняемые упражнения. Большая часть упражнений комплекса предназначена для укрепления мускулатуры туловища, выравнивания осанки, восстановления симметричности грудной клетки.

Для детей 2-3 лет, страдающих пороками сердца «синего» типа, необходимо включать в комплексы положение сидя на корточках, благодаря которому облегчается насыщение крови кислородом и улучшается дыхание.

Приемы массажа, рекомендуемые при врожденных пороках сердца: поглаживание (слабое скольжение рукой по коже); растирание (круговые поглаживания с большим нажимом на ткани); разминание (воздействие на более глубоко лежащие ткани, сухожилия, суставы); похлопывание (легкие движения тыльной стороной пальцев обеих рук, способствующие улучшению кровообращения и активизации деятельности внутренних органов).

Врожденные пороки сердца — Схема проведения занятий с детьми до 6-месячного возраста

1) массаж рук (ребенок лежит на спине);

2) сгибание, разгибание и поднимание рук вперед;

3) массаж ног;

4) «топание» ногами, сгибание их к животу;

5) массаж живота;

6) полуповороты туловища;

7) массаж спины;

8) прогибание спины, лежа на животе.

Комплекс упражнений I степени сложности для детей от 6 месяцев до 1 года

1) массаж рук (поглаживание, растирание);

2) попеременное выпрямление рук вперед;

3) массаж ног (поглаживание и растирание голеней);

4) одновременное сгибание ног к животу;

5) массаж живота (поглаживание по ходу часовой стрелки);

6) перевод ребенка в положение сидя с поддержкой за туловище;

7) поколачивание мышц (ребенок лежит на боку);

8) отведение плеч назад (ребенок лежит на животе);

9) ползание (лежа на животе, одна рука взрослого подведена под грудь ребенка);

10)»потанцовывание», поддерживая ребенка за руку.

Врожденные пороки сердца — Комплекс упражнений II степени сложности для детей от 6 месяцев до 1 года

(исходное положение то же):

1) массаж рук (поглаживание, разминание, похлопывание);

2) сгибание обеих рук перед грудью (ребенок держится за кольца);

3) массаж ног (растирание и похлопывание голеней и бедер);

4) одновременное сгибание ног с приведением бедер к животу;

5) массаж живота (поглаживание прямых и косых! мышц);

6) переход в положение сидя с поддержкой за руки;

7) поворот со спины на живот (поддерживая ребенка за ноги);

8) массаж спины (растирание межреберных мышц)

9) ползание (подталкивать ладонью за ступни);

10) «приплясывание» (поддерживать ребенка за руки).

Через 2-3 недели занятий по совету врача или медицинской сестры поликлиники можно добавлять в комплекс еще более сложные упражнения для рук, ног и туловища.

Врожденные пороки сердца — Комплекс упражнений I степени сложности для детей от 1 года до 2 лет

(ребенок лежит на столе на спине):

1) поднимание рук вверх и в стороны;

2) сгибание обеих ног;

3) прогибание спины (мостик) с фиксацией голени стопных суставов;

4) переход в положение сидя с поддержкой за одну руку;

5) приседание с поддержкой ребенка за руку;

6) ходьба по доске, положенной горизонтально на пол;

7) доставание мяча (подносить ребенку мяч слева, справа, сверху);

8) ползание за игрушкой;

9) активное вставание ребенка на ноги из положения сидя;

10) ходьба с игрушкой между предметами.

Врожденные пороки сердца — Комплекс упражнений II степени сложности для детей от 1 года до 2 лет

1) разведение рук в стороны;

2) поднимание прямых ног и опускание их слева и справа;

3) активное вставание на ноги;

4) приседание и передвижение с места на место за игрушкой;

5) залезание на предмет (ящик, диван) без помощи рук;

6) ходьба по наклонной доске, укрепленной одним концом на высоте 15-20 см;

7) игра с мячом;

8) проползание под препятствием (палкой, столом) высотой 30-45 см с последующим доставанием игрушки со стола; 9) перешагивание через кубики, установленные на расстоянии 30-40 см один от другого;

10) игра «Догоню-догоню»;

11) ходьба по комнате на расстояние 10-12 см.

Врожденные пороки сердца — Примечание

Примечание к комплексам I и II степени сложности: у ослабленных детей в комплексы упражнений включаются и приемы массажа.

При проведении занятий гимнастикой с детьми 2-3 лет надо помнить, что дети в этом возрасте начинают увереннее ходить, любят носить и перемещать с места на место различные предметы (игрушки), начинают спрыгивать с небольшой высоты, подпрыгивать на месте, осваивать бросание мяча, однако движения их очень неловки. В этом возрасте надо начинать проводить с малышами подвижные игры, включающие ползание на четвереньках, передвижение с предметами. Нельзя разрешать детям виснуть на руках, прыгать с высоты более 15-20 см. Очень важно следить за позой детей, их осанкой. Нужно вводить больше упражнений на расширение грудной клетки, особенно слева (стороны, где имеется операционный рубец).

С детьми 2-3 лет следует начинать проводить утреннюю гигиеническую гимнастику, включая в нее упражнения для выравнивания осанки и восстановления симметрии грудной клетки.

У больных с пороками сердца учитываются форма и выраженность порока, степень недостаточности кровообращения, имевшиеся декомпенсации в прошлом, наличие воспалительного процесса в сердце, характер применяемой медикаментозной терапии, возраст и предшествующая двигательная подготовленность.

Наиболее показано применение ЛФК при пороках сердца при недостаточности митрального и умеренно выраженной недостаточности аортального клапанов, при которых компенсация осуществляется за счет мощной мышцы левого желудочка.

При комбинированных митральных пороках, особенно в случаях преобладания стеноза левого венозного отверстия, лечебная физическая культура применяется с большим ограничением, поскольку компенсация падает на слабое левое предсердие и менее мощный правый желудочек. Приспособляемость организма к физическим нагрузкам при этом резко снижена, так как увеличение минутного объема крови достигается преимущественно за счет учащения числа сердечных сокращений без достаточного увеличения ударного объема, что крайне невыгодно для функции сердечной мышцы.

При применении ЛФК при пороках сердца у этих больных упражнения, усиливающие венозный приток к сердцу, должны строго дозироваться, чтобы избежать увеличения застойных явлений в легких. Дыхательные упражнения применяются умеренной глубины и с частыми паузами для отдыха. Так как в этих условиях увеличение снабжения тканей кислородом во время мышечных движений происходит в значительной мере за счет повышения утилизации ‘кислорода, являющегося одним из важных приспособительных механизмов при данном пороке, целесообразно широко использовать у этих больных упражнения для улучшения периферического кровообращения с небольшой общей нагрузкой (движения стоп, кистей), чередуя их с нефорсированными дыхательными упражнениями.

У больных с недостаточностью кровообращения лечебная гимнастика назначается в период выхода их из состояния декомпенсации (уменьшение застойных явлений, отсутствие выраженной одышки и тахикардии в покое, удовлетворительное общее состояние). Умеренное увеличение печени, небольшие застойные явления в легких и наличие приступов мерцательной не являются противопоказанием.

Методика и комплексы ЛФК при пороках сердца

ЛФК при пороках сердца используется прежде всего в целях развития компенсаторных механизмов аппарата кровообращения, за счет которых может улучшиться гемодинамика. У больных, длительно находившихся на постельном режиме, физические упражнения сначала применяются по 1 или 2-а стационарным режимам. По мере улучшения общего состояния больных и уменьшения застойных явлений переходят к режимам 2-б, а затем III. Дальнейшее расширение двигательной активности (IV-V режимы) проводится в период ликвидации застойных явлений при стойко удовлетворительном состоянии больных.

В отдельных случаях лечебная физическая культура может использоваться при явлениях недостаточности кровообращения степени (по Лангу), с необратимыми изменениями в печени и легких, когда состояние больных стабилизируется и дальнейшее постельное содержание не дает улучшения. Лечебная гимнастика назначается в условиях постельного содержания с последующим особо осторожным расширением двигательной активности, обычно не превышающей нагрузок III-IV режимов. Применяются наиболее простые упражнения ЛФК при пороках сердца с включением естественных, необходимых в жизни движений. При этом обращается большое внимание воспитанию у больных правильного дыхания, медленного темпа, ритмичности и плавности движений.

При пороках сердца с недостаточностью кровообращения первой степени лечебная физическая культура применяется в целях улучшения гемодинамики за счет активной тренировки компенсаторных механизмов аппарата кровообращения и функции дыхания, нормализации обменных процессов, укрепления сердечной мышцы, повышения общего тонуса больных и их адаптации к физическим напряжениям.

В первый период применения физических упражнений обеспечивается улучшение периферической циркуляции крови, дозированная активизация венозного притока к сердцу и дыхательной функции. Подбор упражнений проводится применительно к IV-V двигательным режимам в стационаре или II режиму в санатории. По мере улучшения состояния больных и повышения приспособляемости к физическим нагрузкам объем упражнений и вся двигательная активность больного на протяжении дня постепенно расширяется до санаторного режима 3-а.

При пороках сердца в стадии полной компенсации регулярное применение физических упражнений обеспечивает благоприятное влияние занятий на сердечную мышцу и на функцию аппарата кровообращения в целом, содействует улучшению обменных процессов и координированной деятельности всех систем органов, повышению устойчивости и совершенству компенсации. Особенно показано применение лечебной физической культуры лицам, занимающимся умственным трудом.

У больных с недостаточностью митрального и аортального клапанов применяются утренняя и лечебная гимнастика с использованием гимнастических упражнений и элементов легкой атлетики, плавание, прогулки пешеходные и на лыжах, катание на коньках, дозированная гребля, волейбол, теннис. В санаторных условиях двигательная активность больных в зависимости от их тренированности соответствует режимам 3-а и 3- б.

У больных с комбинированными митральными пороками сердца физические упражнения проводятся с меньшей нагрузкой и с более тщательной дозировкой. Подбор и методика применяемых упражнений в зависимости от двигательной подготовленности больных соответствует 2 или 3-а санаторным двигательным режимам.

Использование ЛФК при пороках сердца и расширение общего режима при недостаточности кровообращения второй и третьей степени должны правильно сочетаться с медикаментозной терапией. Наиболее полноценными являются следующие варианты. Активная медикаментозная терапия (дигиталис, строфантин) отменяется при восстановлении компенсации в условиях постельного содержания, после чего некоторое время (5-6 дней) больные находятся в постельном режиме и, если явления недостаточности кровообращения не нарастают, назначается лечебная гимнастика соответственно постельному содержанию. В последующем, при стойко удовлетворительном состоянии больных, проводится постепенное расширение двигательной активности.

При необходимости длительного применения кардиотонических средств лечебная гимнастика назначается в условиях строгого постельного или постельного режимов при продолжающейся активной медикаментозной терапии. Затем постепенно дозировка медикаментозных средств снижается, проводится постепенное расширение двигательной активности, и при достаточной адаптации больных к нагрузкам, примерно, в объеме IV режима и стойком удовлетворительном их состоянии производится отмена указанных лекарственных средств. Если при сохранении данного режима после отмены лекарственной терапии ухудшения не наступает и состояние больных позволяет дальнейшую активизацию, проводится последующее расширение режима.

В процессе каждого занятия обязательным является учет общего состояния больного и реакций пульса, дыхания, периодически кровяного давления и жизненной емкости легких. Изменение жизненной емкости легких в значительной мере зависит от кровенаполнения легких и общего состояния организма. Сохранение данных спирометрии или ее увеличение после занятий физическими упражнениями являются показателем благоприятного влияния применяемых физических упражнений на кровообращение в легких и на состояние общего тонуса больных.

При выявлении неблагоприятных реакций, неадекватных предлагаемым нагрузкам, немедленно проводятся соответствующие изменения в методике лечебной гимнастики. При ухудшении состояния больных (появление или увеличение застойных явлений, одышки) вне зависимости от причин, их вызвавших, больной переводится на более облегченный режим ЛФК при пороке сердца и нагрузка в занятиях физическими упражнениями снижается.

Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург